в связи с увеличением пассажиропотока, аэропорту «Мурманск» необходимо расширять маршрутную сеть полетов, в первую очередь, на Европейском направлении.В этой работе проведено исследование и были сформированы возможные варианты расширения и развития аэропорта "Мурманск"
Студенческая научно-техническая конференция Мурманского Государственного Технического Университета
Секция: «Экономическая теория и национальная экономика»
Тема: «Перспективные направления воздушного пассажирского сообщения аэропорта «Мурманск»»
Автор: Околелов Артем Игоревич
Учащийся 9Б класса МБОУ г. Мурманска гимназия №2
Научный руководитель: Фельцан Олеся Васильевна
Учитель географии МБОУ г. Мурманска гимназия №2
Мурманск
2014 год
Оглавление
Стр.
Введение …………………………………………………………………………………3
Часть 1. Характеристика аэропорта «Мурманск»……......................……..…………..5
Часть 1.1 История аэропорта……………………………………………………………5
Часть 1.2 Международный аэропорт Мурманск – основной воздушный
транспортный узел Кольского полуострова…………………………………………....8
Часть 2. Социологические исследования……………………………………………....9
Часть 3. Анализ перспективных направлений полетов………………………..….….11
Заключение…………………………………………………………………….…...…...13
Используемая литература………………...……………………….………..…….…….14
Приложение……………………………………………………………………..………15
Введение
1. Формулировка темы: Перспективные направления воздушного пассажирского сообщения аэропорта «Мурманск».
2. Объект исследования: воздушные пассажирские сообщения.
3. Предмет исследования: воздушные сообщения аэропорта «Мурманск».
4. Цель: анализ перспективных направлений полетов из аэропорта «Мурманск».
Для достижения цели были выдвинуты следующие задачи:
а) составить характеристику аэропорта «Мурманск».
б) провести исследования в виде социологического опроса среди жителей города Мурманска.
в) составить примерный план полетов по новым направлениям на основе социологического исследования.
5. Методы исследования:
а) анкетирование
б) аналитический
6. Этапы исследования:
а) характеристика аэропорта
б) социологический опрос
в) анализ на основе социологического опроса
г) вывод
7. Гипотеза: в связи с увеличением пассажиропотока, аэропорту «Мурманск» необходимо расширять маршрутную сеть полетов, в первую очередь, на Европейском направлении.
8. Практическая значимость:
Как известно, авиационный транспорт является самым безопасным и быстрым общественным транспортом на сегодняшний день. Поэтому миллионы людей выбирают для путешествия именно самолет. Причем каждый год пассажиропоток увеличивается, как в мире, так и в России (см. рис 1 и 2).
Для Кольского Севера авиация так же является важным транспортом. Каждый год сотни тысяч жителей мурманской области пользуются услугами этой отрасли (в 2013 году пассажиропоток аэропорта «Мурманск» составил ▲605 тыс. человек).
Основные причины использования северянами воздушного транспорта:
а) коммерческие причины
б) сложная экологическая обстановка на Кольском полуострове
в) небольшие затраты по времени (например, при выборе железнодорожного транспорта при путешествии до Санкт-Петербурга, Вы потратите около 27 часов, при полете воздушным транспортом, время рейса сокращается до двух часов)
г) безопасность
В связи с увеличением пассажиропотока, для получения большей прибыли аэропортом и экономии денежных средств людьми (перелет напрямую обходится дешевле, чем транзитный рейс), необходимо осуществлять рейсы по новым прямым направлениям.
Исследования, проведенные в работе, доказывают перспективность открытия новых воздушных направлений аэропорта «Мурманск».
Часть 1 .Характеристика аэропорта «Мурманск»
Часть 1.1 История аэропорта
Строительство аэродрома началось в 1971 году. В конце 1975 года государственная комиссия приняла в эксплуатацию основные сооружения комплекса: взлетно-посадочную полосу, посадочные системы, авиатехническую базу, автобазу, энергетические сооружения, гидротехнические сооружения и другие объекты. Исключение составил аэровокзал. По плану ввод в строй его намечался на конец 1977 года. Сметная стоимость строительства аэровокзального комплекса составляла 30 млн. рублей.
В мае месяце 1976 года, аэропорт Мурманск принял первый самолет Ил-14.
5 июля 1976 года экипаж самолета Ту-154 выполнил технический рейс и произвел посадку в аэропорту Мурманск. Летно-техническая комиссия под председательством начальника Ленинградского управления ГА признала аэропорт готовым к приему самолетов. Прием самолетов Ту154 начался позже, после строительства уширений на торцах полосы, т. к. ВПП шириной 42 метра не позволяла произвести разворот на ней.
21 июля 1976 года состоялось торжественное открытие аэропорта. В 14 часов 48 минут самолет Ту-134 выполнявших коммерческий рейс Москва- Мурманск – Ленинград, произвел посадку в Мурманске, первому пассажиру аэропорта был вручен памятный подарок.
На снимках: секретарь Мурманского обкома КПСС С. И. Мудров перерезает ленту у входа в аэропорт. Бригадир строителей Н. И. Яковлев вручает символический ключ от аэропорта командиру авиапредприятия Ю. И. Вяткину.
Следует отметить, что еще до ввода в строй аэропорта Мурманск, на аэродром Килп-Явр в 70-е годы стали выполнялись рейсы не только в Москву и Ленинград, но и Симферополь, Сочи, Минеральные Воды, Краснодар, Ригу, Калининград, Кишинев, Горький, Киев, Баку. Из года в год росли перевозки пассажиров, почты, груза. Только в 1972 году из Украины, Азербайджана, Молдавии и Краснодарского края самолетами было доставлено 820 тонн овощей и 490 тонн фруктов. С вводом в строй аэродрома Мурманск, все полеты выполнялись с этого аэродрома. Первый год было много неудобств, т. к. аэровокзал еще не был построен. Для приема и выпуска пассажиров использовалась «вставка» - часть служебного здания, примыкающая к строящемуся аэровокзал. Вскоре аэровокзал был построен. Кроме аэровокзального комплекса и аэродрома были построены: гостиница на 220 мест. С января 1979 года Мурманский аэропорт начал принимать самолеты Ту-154. Первый рейс был выполнен на Одессу. Затем стали выполняться рейсы в южные города: Сочи, Симферополь, Минеральные Воды, Краснодар.
В 90е года, в связи с развалом СССР, произошел упадок пассажиропотока, было отменено большое число рейсов. В связи с экономическим кризисом, в 2008 ситуация повторилась. За прошедший год были возобновлены полеты в Череповец, Киев; повысилась частота регулярных (Санкт-Петербург, Тромсе) и чартерных рейсов (Анталия, Монастир, Хургада, Хельсинки).
Часть 1.2 Международный аэропорт Мурманск – основной воздушный транспортный узел Кольского полуострова
Международный аэропорт Мурманск (рис.3) код ИАТА1:MMK– это основной аэропорт Кольского полуострова. Расположен в 24 км от центра Мурманска(в 4 км юго-западнее поселка Мурмаши).
Способен принимать воздушные судна: Airbus319/320, Boeing 737, Bombardier CRJ 200, Туполев 214 и все более легкие.
Взлетно-посадочная полоса (ВПП): 2500x45м (покрытие: асфальтобетон).
Пассажирооборот: ▲ 550 тыс. человек (2011 год).
Рейсы:
- регулярные: Архангельск, Москва(Шереметьево, Внуково, Домодедово), Санкт-Петербург, Тромсе (Норвегия), Череповец.
- чартерные: Анталия, Монастир, Хургада, Барселона.
- сезонные: Анапа, Киев, Сочи, Хельсинки.
Авиакомпании, совершающие рейсы, в данный аэропорт:
- регулярные: ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» (по соглашению код-шеринг)2 , ЗАО «Нордавиа – региональные авиалинии», ОАО «Авиакомпания Россия», «Авиапредприятие «Северсталь», «ЮТэйр» («UTair Aviation»);
- чартерные: ОАО «Оренбургские авиалинии».
- сезонные: ЗАО «Нордавиа – региональные авиалинии», «Aerosvit», «Finnair».
_____________________________________________________________________________
1 Коды ИАТА — индивидуальные идентификаторы объектов, имеющих значение для индустрии пассажирских авиаперевозок и присваиваемые Международной ассоциацией воздушного транспорта (ИАТА).
2 Код-шеринг (англ. Codeshareagreement) — соглашение о совместной коммерческой эксплуатации авиарейса двумя и более авиакомпаниями, одна из которых является оператором (то есть исполняет полеты по этому рейсу и продает билеты на эти рейсы от своего имени), а остальные — маркетинговыми партнерами (то есть продают билеты на рейс компании-оператора от своего имени). Рейс компании-оператора при этом может либо обозначаться обычным образом (с указанием только компании-оператора), либо использовать обозначение совместным двойным кодом сторон (код авиакомпании-оператора/код авиакомпании-партнера). Рейсы компаний-партнеров всегда обозначаются двойным кодом (код авиакомпании-оператора/код авиакомпании-партнера).
Часть 2.Социологические исследования
Чтобы наиболее точно произвести анализ перспективных направлений полетов, мною был произведен опрос1 136 жителей Мурманска разного возраста.
Ключевой вопрос: «Какие новые направления полетов, на ваш взгляд, необходимы жителям и гостям мурманской области?»
Результаты приведены в таблице 1:
Таблица 1
Направление полетов | Количество проголосовавших человек | Процент от общего числа проголосовавших(%) | Рейтинг |
Европа | 40 | 29,4 | 1 |
Краснодарский край | 20 | 14,7 | 2 |
Страны СНГ | 18 | 13,2 | 3 |
Урал | 18 | 13,2 | 3 |
Сибирь | 14 | 10,4 | 4 |
Скандинавия | 14 | 10,4 | 4 |
Азия | 8 | 5,8 | 5 |
Дальний восток | 2 | 1,5 | 6 |
Прибалтика | 2 | 6 |
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1 Социологический опрос — это метод получения информации, при котором происходит непосредственная или опосредованная связь между исследователем и респондентом с целью получения от респондента необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы. Метод проведения социологического опроса заключается в общении интервьюера с респондентами в форме вопроса-ответа. Выбор вида опроса определяется целями исследования, а также требованиями к достоверности и надежности искомой информации.
В связи с результатами опроса, можно выделить четыре основных направления полетов:
- Европа
- Краснодарский край
- Страны СНГ
- Урал
Далее возникают следующие вопросы:
а) «В какие города, непосредственно, необходимо совершать рейсы?»
б) «Какая авиакомпания может выступить в качестве перевозчика?»
в) «На каком воздушном судне осуществлять полеты?»
Часть 3.Анализ перспективных направлений полетов
В этой части я проанализирую лидирующие по результатам социологического опроса направления.
- Европа
В этом напрвлении, с моей точки зрения, рентабельно совершать полеты в город Мюнхен (Германия) или город Франкфурт-на-Майне (Германия), так как эти города являются экономическим центрами и транспортными узлами Германии. К тому же именно в эти районы каждый год совершает путешествие большое число русских туристов.
В качестве перевозчика можно выбрать немецкую авиакомпанию «Люфтганза»1 («Deutsche Lufthansa AG»).
Возможный тип воздушного судна (ВС): Airbus 319/320 (рис.4).
После появления в расписании полетов одного из данных городов, бизнесмены и туристы из Мурманска и области начнут совершать полеты по данному направлению, что позволит разгрузить столичные аэропорты и съэкономить часть средств пассажиров(совершая один перелет вместо двух). Как я сказал раннее, Мюнхен и Франкфурт являются крупными транспортными узлами не только Германии, но Европы, следовательно, через эти города мурманчане смогут совершать транзитные рейсы по всей Европе и миру.
- Краснодарский край
Хочу отметить, что с 24 марта по конец сентября из аэропорта «Мурманск» ежегодно совершаются рейсы в два города Краснодарского края: в Анапу и Сочи.
14,7 % опрошенных считают, что есть необходимость совершать полеты на курорты Краснодарского края круглый год.
В качестве перевозчика может выступить авиакомпания «Нордавиа — региональные авиалинии»2.
Возможный тип воздушного судна (ВС): Boeing 737 (рис.5).
- Страны СНГ
Предприятием ОАО «РЖД» круглогодично совершаются рейсы по маршруту «Мурманск-Минск-Мурманск», т.е. данное направление можно рассматривать рентабельным и с точки зрения выполнения авиационных перелетов. К тому же 13,2 % опрошенных считают необходимым появление этого рейса в регулярном расписании аэропорта «Мурманск».
В качестве эксплуататора может выступить авиакомпания «Белавиа»3 («Belavia»).
Возможный тип воздушного судна (ВС): Bombardier CRJ 200 (рис.6).
- Урал
13,2 % опрошенных предпочли бы совершать полеты из Мурманск на Урал. В этом напрвлении рентабельно осуществлять полеты в город Екатеринбург, который является экономическим центром Урала и крупным транспортным узлом.
Возможная компания-перевозчик: «Уральские авиалинии»4.
Возможный тип воздушного судна (ВС): Airbus320 (рис.7).
1 «Люфтганза» («Deutsche Lufthansa AG») — немецкий концерн авиаперевозок, крупнейшая авиакомпания Европы и пятая в мире по количеству перевезённых пассажиров. Форма собственности - Акционерное общество.
2 «Нордавиа — региональные авиалинии» (до 1 декабря 2009 — «Аэрофлот-Норд»]) — российская авиакомпания, образованная в 2004 году и базирующаяся в Архангельске; закрытое акционерное общество. С 23 марта 2011 года принадлежит ГМК «Норильский никель». Авиакомпания выполняет регулярные и чартерные пассажирские перевозки.
3 «Белавиа» — национальная авиакомпания Беларуси. Компания является членом международной организации авиаперевозчиков — IATA. В последние годы количество перевезенных пассажиров постоянно растет, и в 2010 составило 968 000 пассажиров, что на 29,4% больше, чем в предыдущем году.
4 «Уральские авиалинии» — частная российская авиакомпания. Основана в 1993 году. Штаб-квартира расположена в Екатеринбурге. Авиакомпания занимается чартерными и регулярными внутренними и международными перевозками.
Заключение
В данной работе я проанализировал перспективы развития новых воздушных путей сообщения аэропорта «Мурманск». В ходе работы была изучена литература по данной теме и проведены социологические исследования, по результатам которых я вывел основные направления полетов (Европа, Краснодарский край, страны СНГ, Урал). Затем мною был проведен анализ этих направлений, выбраны рентабельные города полетов, компании-перевозчики и воздушные судна.
Перспективы развития работы: в будущем я проведу финансовые расчеты для доказательства экономичности прямых рейсов.
Использование работы в обществе: мои исследования могут быть использованы на уроках экономики как теоретический материал.
Так же работа актуальна при внедрении мурманским воздушным транспортным узлом новых рейсов и привлечении к работе коллег из-за рубежа.
Используемая литература
1. Махитько В.П. «Государственное регулирование и рынок в авиастроении». Ульяновск: «УлГТУ», 2008 год
2. Артемьев А. «Крылья сверхдержавы. Гражданская авиация России 1914-2009 годы». «Яуза», «Эксмо», 2009 год
3. Стец А.И. «Международный аэропорт Мурманск». 2006 год
4. http://www.airport-murmansk.ru/
5. http://ru.wikipedia.org/
Приложение
Рис.1
Рис.2
Рис.3
Рис.4
Рис.5
Рис.6
Рис.7
Слайд 1
Перспективные направления воздушного пассажирского сообщения аэропорта « Мурманск» Мурманск 2014 год Автор : Околелов Артем Игоревич Учащийся 9Б класса МБОУ г. Мурманск гимназии № 2 Научные руководитель: Фельцан Олеся Васильевна Учитель географии МБОУ г. Мурманск гимназии № 2Слайд 2
Введение Объект исследования: воздушные пассажирские сообщения Предмет исследования: воздушные сообщения аэропорта «Мурманск » Цель: анализ перспективных направлений полетов из аэропорта «Мурманск » Для достижения цели были выдвинуты следующие задачи : а ) составить характеристику аэропорта «Мурманск » б ) провести исследования в виде социологического опроса среди жителей города Мурманска в) составить примерный план полетов по новым направлениям на основе социологического исследования
Слайд 3
Введение Методы исследования: а) анкетирование б) аналитический
Слайд 4
Введение Этапы исследования: а) характеристика аэропорта б) социологический опрос в) анализ на основе социологического опроса г) вывод
Слайд 5
Введение Гипотеза: в связи с увеличением пассажиропотока, аэропорту «Мурманск» необходимо расширять маршрутную сеть полетов, в первую очередь, на Европейском направлении
Слайд 7
Введение Практическая значимость: Для Кольского Севера авиация является важным транспортом. Каждый год сотни тысяч жителей мурманской области пользуются услугами этой отрасли (в 2011году пассажиропоток аэропорта «Мурманск» составил ▲ 605 тыс. человек ). Основные причины использования северянами воздушного транспорта: а) коммерческие причины б) небольшие затраты по времени в) безопасность
Слайд 8
21 июля 1976 года Т оржественное открытие аэропорта «Мурманск»
Слайд 9
Я нваря 1979 Мурманский аэропорт начал принимать самолеты Ту-154
Слайд 10
Международный аэропорт «Мурманск» – основной воздушный транспортный узел Кольского полуострова
Слайд 11
Коды ИАТА — индивидуальные идентификаторы объектов, имеющих значение для индустрии пассажирских авиаперевозок и присваиваемые Международной ассоциацией воздушного транспорта
Слайд 12
Рейсы: регулярные : Архангельск , Москва ( Шереметьево, Внуково, Домодедово), Санкт-Петербург, Тромсе (Норвегия), Череповец чартерные : Анталия , Монастир , Хургада , Барселона сезонные : Анапа , Киев , Сочи , Хельсинки
Слайд 13
Авиакомпании, совершающие рейсы, в данный аэропорт: регулярные : ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» (по соглашению код- шеринг ), ЗАО « Нордавиа – региональные авиалинии», ОАО «Авиакомпания Россия», «Авиапредприятие «Северсталь», « ЮТэйр » (« UTair Aviation ») чартерные : ОАО «Оренбургские авиалинии » сезонные : ЗАО « Нордавиа – региональные авиалинии », « Aerosvit », « Finnair »
Слайд 14
Направление полетов Количество проголосовавших человек Процент от общего числа проголосовавших(%) Рейтинг Европа 40 29,4 1 Краснодарский край 20 14,7 2 Страны СНГ 18 13,2 3 Урал 18 13,2 3 Сибирь 14 10,4 4 Скандинавия 14 10,4 4 Азия 8 5,8 5 Дальний восток 2 1,5 6 Прибалтика 2 1,5 6
Слайд 15
- Европа « Люфтганза » (« Deutsche Lufthansa AG») — немецкий концерн авиаперевозок, крупнейшая авиакомпания Европы и пятая в мире по количеству перевезённых пассажиров. Форма собственности - Акционерное общество
Слайд 16
- Краснодарский край « Нордавиа — региональные авиалинии» — авиакомпания , образованная в 2004 году и базирующаяся в Архангельске; закрытое акционерное общество. С 23 марта 2011 года принадлежит ГМК «Норильский никель »
Слайд 17
- Страны СНГ « Белавиа » — национальная быстро развивающаяся авиакомпания Беларуси и . Компания является членом международной организации авиаперевозчиков — IATA
Слайд 18
- Урал «Уральские авиалинии» — частная российская авиакомпания. Основана в 1993 году. Штаб-квартира расположена в Екатеринбурге
Слайд 19
Заключение В данной работе я проанализировал перспективы развития новых воздушных путей сообщения аэропорта «Мурманск». В ходе работы была изучена литература по данной теме и проведены социологические исследования, по результатам которых я вывел основные направления полетов (Европа, Краснодарский край, страны СНГ, Урал). Затем мною был проведен анализ этих направлений, выбраны рентабельные города полетов, компании-перевозчики и воздушные суда
Слайд 20
Заключение Перспективы развития работы: в будущем я проведу финансовые расчеты для доказательства экономичности прямых рейсов
Слайд 21
Заключение Использование работы в обществе: мои исследования могут быть использованы на уроках экономики как теоретический материал Так же работа актуальна при внедрении мурманским воздушным транспортным узлом новых рейсов и привлечении к работе коллег из-за рубежа
Слайд 22
Источники: Махитько В.П. «Государственное регулирование и рынок в авиастроении». Ульяновск: « УлГТУ », 2008 год Артемьев А. «Крылья сверхдержавы. Гражданская авиация России 1914-2009 годы». «Яуза», « Эксмо », 2009 год Стец А.И. «Международный аэропорт Мурманск». 2006 год http ://www.airport-murmansk.ru/ http ://ru.wikipedia.org/
Слайд 23
Спасибо за внимание)
Дымковский петушок
Рыжие листья
Машенька - ветреные косы
Всему свой срок
Извержение вулкана