ВВЕДЕНИЕ
Все живое вещество нашей планеты на 2/3 состоит из воды. Даже без воздуха возможна жизнь, а без воды – нет. И от качества питьевой воды во многом зависит здоровье людей. Ведь от того, что мы пьём, от того уровня солей и микроэлементов, которые попадают в наш организм с водой во многом зависит качество работы нашего организма [4]. Из-под крана в нашей школе идёт прозрачная вода, но при кипячении или отстаивании она оставляет интенсивный рыжий осадок. Какое влияние такая вода будет оказывать на здоровье потребителей, и какие меры можно предпринять, чтобы улучшить состояние водопроводной воды в здании школы?
Целью данной проектной работы было изучить качество водопроводной воды в центральном административном округе районе Басманный.
Реализация данной цели будет осуществляться посредством решения ряда задач:
ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Объектом исследования в данной работе была питьевая вода и изменение её физико-химических и биологических показателей по мере транспортировки от природного источника до водопроводного крана. Изучение проблемы велось эмпирическим (литературный обзор вопросов очистки, водопроведения и потребления воды в пределах Москвы и мирового опыта решения проблемы) и социологическим (изучение мнения общественности об изучаемой проблеме) методами. В основу исследования качества питьевой воды в нашей школе были положены гидрологические, гидрохимический и гидробиологический методы [2, 18]. Так по результатам исследования был применён метод моделирования.
В ходе работы над проектом был посещен Музей воды г.Москвы. В результате экскурсии было установлено, что Центральный административный округ и в частности район Басманный, где находится наша школа, получает воду с Восточной (бывшей Сталлинской) станции водоподготовки, а туда вода в свою очередь поступает с Учинского водохранилища [3, 4].
Для исследования качества воды и изучения изменения её состава были собраны несколько проб воды из места водозабор и из-под крана. Вода из водозабора была собрана из устья реки Саморядовки, что впадает в реку Учу недалеко от территории водозабора. Сбор осуществлялся из толщи воды и из придонных слоёв прибрежной области (глубина забора проб – 0,5-3 метра). Собранные пробы воды из водозабора были проанализированы гидрологическими, гидрохимическими методами [2, 31-34], а так же гидробиологическими методами в живом и фиксированном состояниях.
Так же был проведён социологический опрос среди учащихся и учителей школы № 2095 на тему «Как Вы оцениваете качество водопроводной воды в нашей школе?». Цель этого опроса состояла в выявлении субъективного впечатления о качестве водопроводной питьевой воды в школе и сравнить его результатами исследования.
ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Было изучено около сорока источников информации, три из которых, на английском языке. Это позволили всесторонне изучить имеющуюся информацию по данной проблеме.
В результате проведения исследования было установлено, что гидрологическое состояние водопроводной и природной воды соответствует норме по показателям цветность и прозрачность, однако имеет неприятный металлический запах (Приложения, таблица 1, рис. 1) [22-29].
При химическом исследовании водопроводной воды [15, 16] в ней были обнаружены такие опасные химические ионы, как Fe3+, Pb2+, Cl-, SO42-, Cd2+, Al3+, причём многие из них в значительных количествах обнаруживаются в осадке воды после кипячения. При исследовании природной воды из Учинского водохранилища были обнаружены только ионы Fe3+, Cl-, Al3+ в незначительных количествах (Приложения, таблица 2, рис. 2). Причём повторные контрольные исследования химического состава водопроводной воды показали периодический характер появления ионов-загрязнителей. Это может быть следствием просачивания их через повреждённые трубы. Причём при кипячении большая часть ионов выпадает в осадок. Уровень содержания железа повышен как в природной, так и в водопроводной воде.
Анализ значений рН в пробах воды показал, что они лежат в пределах нормы для всех проб как в природной, так и в водопроводной воде [2]. Значения слегка смещены в кислую сторону. Причём кипячение приближает реакцию к нейтральной (Приложения, рис. 3).
В результате гидробиологического исследования в живых пробах воды из источника водозабора обнаружены различные водные организмы планктонной и бентосной формы, среди которых обнаружены в незначительных количествах специфические индикаторные организмы. В частности присутствие и большая численность диатомей родов Pinnularia, Nitzshia (разных видов), Melosira и Cymbella свидетельствуют о наличии в воде ионов тяжёлых металлов, что подтвердилось гидрохимическими исследованиями (Приложения, рис. 4) [9]. Отсутствие сине-зеленых и инфузорий суввоек в пробах свидетельствует о бактериологической чистоте водного объекта и отсутствии в нём органических загрязнителей. В пробах из водопроводной воды живых организмов не обнаружено [1-3, 12].
В результате социологического опроса было установлено, что качество воды в здании школы не удовлетворяет большую часть потребителей по вкусовым качествам, и вода нуждается в очистке. В сыром виде эту воду большая часть опрошенных употреблять опасается.
Таким образом, было установлено, что состояние водопроводной воды в нашей школе неудовлетворительное в плане химического состава. Что соответствует также результатам социологического опроса.
ПРОГРАММА УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ ДЛЯ ГБОУ СОШ № 2095 включает в себя следующие мероприятия:
ДАЛЬНЕЙШИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ: привлечение внимания общественности к проблеме защиты питьевой воды (выступления на родительских собраниях и педагогических советах), независимый анализ проб воды для достоверности данных, установление фильтрационной системы в здании школы.
ВЫВОДЫ
Анализ состояния питьевого водоснабжения в стране и столице свидетельствует о том, что качество питьевой воды во многих районах города не соответствует норме. В числе причин продолжающиеся загрязнения водоисточников, низкий уровень внедрения современных технологий водоочистки и прочих инноваций, высокая (более 50%) изношенность разводящих сетей, недостаточность бюджета контролирующих компаний, региональная особенность источников водоснабжения, связанные с дефицитом или избытком биогенных элементов, оказывающих негативное влияние на здоровье населения [22-41].
Действительно, проблема дефицита качественной питьевой воды остро стоит уже в масштабах всей планеты [19, 20]. Не является исключением и Россия. Отличие же в том, что мы в, осознании этой опасности несколько поотстали от большинства западных стран. Обладая четвертью мировых запасов пресной воды, мы, не задумываясь, растранжириваем её, практически не заботясь о её качестве, а значит и о здоровье населения [5, 6, 7].
На сегодняшний день каждый житель города должен понимать важность защиты источников пресной воды и задумываться о том, как обеспечить максимально эффективное их использование и наилучшее качество самого важного источника жизни на нашей планете. Для этого необходимы не только организация систем водоочистки и модернизация водопроводных сетей, но и активная просветительская работа среди населения. Проблема есть – и её нужно озвучивать, привлекая внимание общества.
И ныне, и впредь необходимо заниматься решением проблемы качества питьевой воды: путей может быть много – инновации, всякого рода материальное стимулирование, усиление контроля и надзора, но главное помнить: вода – это жизнь! И, как и жизнь, вода на планете – бесценна!
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ:
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов:
Ночная стрельба
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Любимое яичко
Сказка "Узнай-зеркала"
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский