Тема сна ребенка актуальна и интересна практически для всех людей, ведь сон - это наше здоровье, а в современном мире так важно следить за своим здоровьем и делать все возможное для того, чтобы его не испортить. Сейчас нарушение сна можно встретить не только у взрослых, как это было ранее, но и у детей, что отражается на их здоровье, успеваемости. Во время сна в нашем организме происходят активно важные жизненные процессы. Ведь только после здорового сна, мы хорошо себя чувствуем и учимся.
Вложение | Размер |
---|---|
alina_son.docx | 368.45 КБ |
Направление: «Медицина, физиология, здоровый образ жизни»
Название работы: «Влияние сна ребенка на его работоспособность»
Выполнила: ученица 4 «В» класса
ГБОУ СОШ № 5 ОЦ «Лидер»
г.о. Кинель
Садыкова Алина
Научный руководитель:
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 5 ОЦ «Лидер»
г.о. Кинель
Давыдова Галина Юрьевна
Кинель
2014
Оглавление
Введение …………………………………………………………………..…..3
Глава I. Основная часть…………………………………………………….....4
Глава II. Опытно – исследовательская работа………………………….…. 8
2.1 Как спят младшие школьники…………………………………..…....8-9
2.2. Ведение дневника наблюдений…………………………………..10-11
Заключение…………………………………………………………………12
Список использованных источников и литературы..……………………13
Приложения……………………………………………………………..14-20
Введение
Актуальность: данная тема актуальна и интересна практически для всех людей, ведь сон - это наше здоровье, а в современном мире так важно следить за своим здоровьем и делать все возможное для того, чтобы его не испортить. Сейчас нарушение сна можно встретить не только у взрослых, как это было ранее, но и у детей, что отражается на их здоровье, успеваемости.
Во время сна во всех частях, органах и системах организма совершаются активные жизненно важные процессы. Ведь только благодаря сну мы можем каждый день с новыми силами успешно работать, заниматься спортом.
Цель исследования изучить влияние сна на работоспособность и здоровье человека.
Поставленная цель обусловила следующие задачи:
1.Дать научное обоснование физиологии сна;
2.Провести наблюдение и исследование режима сна;
3.Провести наблюдение за состоянием самочувствия после сна;
4. Выяснить, как легко засыпать и просыпаться;
5. Составить памятку правил «Гигиена сна».
Гипотезой исследования стало предположение о том, что неправильный режим сна влияет на процесс обучения, настроение и физическую работоспособность.
Объект исследования: изменение физиологических процессов организма
учащихся под влиянием сна.
Предмет исследования: сон
Методы исследования:
Глава I
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1. Физиологическое значение сна
Я сон пою, бесценный дар Морфея,
И научу, как должно в тишине
Покоиться в приятном, крепком сне.
А. С. Пушкин
Во время сна во всех частях, органах и системах организма совершаются активные жизненно важные процессы. Ведь только благодаря сну мы можем каждый день с новыми силами успешно работать, заниматься спортом, посещать театры и кино.”
Утомление, истощение, психическое перенапряжение, перенесенное тяжелое заболевание снижают работоспособность клеток головного мозга и повышают потребность организма во сне. Этому нельзя препятствовать.”
В процессе сна клетки мозга восстанавливают свою работоспособность”, они активно усиливают питательные вещества, накапливают энергию. Сон восстанавливает умственную работоспособность, создавая чувство свежести, бодрости и прилив энергии.
Так что же такое сон? Над этой загадкой бьются медики, философы и многие другие. Из всего огромного многообразия суждений и догадок я постаралась выбрать те факты, которые научно доказаны.
Всем понятно, что сон необходим для того, чтобы человек отдохнул. Физиологи называют сон полноценным, если он периодичен, продолжителен и глубок.
Периодичность – это привычка ложиться и просыпаться в одно и то же время.
Продолжительность – время, которое необходимо для того, чтобы организм отдохнул. Сокращение продолжительности сна младшего школьника особенно опасно, ведь начало школьной жизни требует от организма дополнительных сил.
Глубина сна определяется тем, что ребенок спит достаточно долгое время спокойно, не ворочается часто, не просыпается, не вскрикивает и не говорит во сне.
Все мы знаем, что означает для нас сон. Он восстанавливает нашу энергию и помогает нам вновь почувствовать себя свежими. Сон необходим нашим уставшим органам и тканям.
Полноценный сон – залог успешного дня и хорошего самочувствия.
Все любят поспать. Треть жизни человек проводит во сне. Все знают, что сон нам жизненно необходим. Но мало, кто знает, что такое сон. Даже ученые не могут дать однозначного ответа на вопросы: почему мы спим, почему мы не спим, почему человек не может жить без сна. Создано много теорий, которые нам пытаются дать ответы на эти вопросы, и в каждой есть лишь доля истины.
Во время сна понижается обмен веществ, частота сокращений сердца падает, дыхание становится поверхностным и редким. Температура тела снижается.
1.2. Сон- дар природы
Итак, сон…. В электронной энциклопедии Википедия я нашла такое определение: “сон – естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир, присущий млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным, в том числе насекомым”.
Древние греки считали, что сон – это особый дар, посылаемый человеку богом сна – крылатым Морфеем, одним из сыновей бога Гипноса. И, пожалуй, они были правы, сон – это действительно дар Природы, значение, которого трудно переоценить. Как утверждают врачи, исследователи, во время сна происходят процессы накопления энергетических запасов, регенерации, пластического обмена. В результате восстанавливаются истощенные за день энергетические ресурсы.
1.3. Причины нарушения сна
Современная жизнь с её ритмами и нагрузками постоянно вмешивается в такой естественный процесс как сон, отсюда возникают различные нарушения сна. Самым распространённым нарушением сна является бессонница. Её причинами могут быть:
- нарушение режима сна,
- сокращение длительности сна,
- возбуждение перед сном,
- мысли, накопившиеся за день и затрудняющие засыпание.
Также одной из причин нарушения сна является недостаток в организме гормона сна - мелатонина, который вырабатывается в определённые часы: у взрослых - с 0 часов до 3 часов ночи, а у детей – с 23-00 до 3-00. Отсюда вывод, в это время мы уже должны спать!
В основе всех этих расстройств лежат переутомление, расстройства, шумные игры, просмотр ночных кинофильмов, часто неправильная организация сна.
В этом случае человеку нужно рекомендовать отдых, прогулки перед сном, занятия спортом.
Как же организовать полноценный сон?
Глава II. ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
2.1 Как спят младшие школьники
Учащимся 4 «В» класса школы №5 было предложено ответить на вопросы, которые представлены в анкете. (Приложение 2). Результаты анкетирования показали, что 60% опрошенных спят на 1-2 часа меньше нормы ежедневно! (Приложение 3 рис.1).
Известно, что продолжительность сна людей разных возрастов не одинакова: так ребенку до 1 года требуется 16 часов; 3-летнему — 13 ч.; в 5 лет — 12 ч., в 7 лет — 11,5 ч., в 10—12-летнем возрасте достаточен 10-часовой сон; в 16-летнем — 8-9 часов, в 17 лет и старше — 8 часов в сутки. Итак, в нашем возрасте необходимо спать 10 часов в сутки!
Почему так происходит, что мы спим меньше нормы. Оказалось, что более половины школьников (57%) просыпаются только тогда, когда их будят взрослые или по сигналу будильника. При этом большая часть детей (64%) просыпается в течение ночи (Приложение 3 рис.2) и половина опрошенных (59%) утверждают, что засыпание у них проходит медленно, значит, они не имеют здорового и полноценного сна (Приложение 3 рис.3). Далее я выяснила, что 39% школьников едят незадолго до сна. (Приложение 3 рис.4).
Оказалось, что мои ровесники часто засыпают с включенным телевизором (24%), читают книгу прямо в кровати (28%), оставляют свет там, где засыпают (2%), и лишь 44% засыпает в тишине в отдельной тёмной комнате (Приложение 3 рис.5).
Во время анкетирования я спросила своих ровесников: видят ли они сны (Приложение 3 рис.6)? И некоторые (6%) ответили: "А я никогда не вижу снов". Однако это не так! Сновидения бывают у всех людей, но многие забывают их к моменту утреннего пробуждения.
На последний вопрос 65% опрашиваемых (Приложение 3 рис.7) ответили, что после просмотра телевизора перед сном, они легче засыпают. Здесь всё зависит от вида телепередачи. Спокойный расслабляющий кинофильм редко увидишь в ночное время, лучше делать небольшое усилие над собой и выключать телевизор за 1 час до сна.
Я целую неделю сама проводила опыт: начала ложиться спать не позднее 22-00 часов. При этом ровно в 21-00 выключала телевизор, после этого ещё в течение часа готовилась ко сну: играла с любимой собакой, собирала портфель, чистила зубы перед сном и шла спать. Утром я заметила, что стала чувствовать себя выспавшейся!
А что ещё необходимо для полноценного сна?
2.2. Ведение дневника наблюдений
Режим любого человека, а школьника особенно, должен предусматривать определенное время для работы, отдыха, приёма пищи, сна. Но как узнать, что нужно делать перед сном, чтобы сон был правильным?
Поэтому я решила опытным путём выяснить, какие виды деятельности в вечернее время благоприятно действуют на сон школьника.
Исследование заключалось в следующем: пяти ученикам 4 «В» класса нашей школы были выданы дневники наблюдений, (Приложение 4) чтобы ежедневно описывать и сравнивать свои ощущения, оценив полноценность сна после различных видов деятельности:
- просмотра российских мультфильмов,
- просмотра боевика или криминального фильма,
- чтения книги,
- игры на компьютере с эмоциональным напряжением (на скорость, на время),
- рисования, настольной игры, другие спокойные игры,
- подвижной игры дома.
Опытное исследование показало, что:
1) Если школьник с увлечением играет на компьютере или смотрит ночной боевик, сон пропадает. Причина в том, что младшему школьнику нелегко уснуть, если им овладевает какой-либо эмоциональный подъем (радость, тревога, страх), и сон продолжительное время не наступает.
2) Во время малоподвижных игр, чтения детской литературы школьники легче переходят ко сну и быстрее засыпают.
3) При высокой двигательной нагрузке, непосредственно перед сном, настроиться на отдых гораздо труднее.
Выводы:
Давно уже замечено, что если человек рано ложится спать и рано встает, то он долго сохраняет хорошую работоспособность и чувствует себя бодрее, чем лежебока. Вспомним нашу пословицу: «Кто рано встаёт, тому бог подаёт». У англичан есть похожая: «Рано ложись и рано вставай – будешь здоровым, богатым и мудрым».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование проблемы показало, что сон - действительно важное и необходимое условие жизни, он защищает наш организм от переутомления и бережёт здоровье.
Научно данный вопрос в разные годы изучали: З.Фрейд, И.П.Павлов, Л.Л.Рохлин. Было установлено, что сон - это неотъемлемая часть активности организма, когда на смену возбуждению приходит торможение.
Выявили, что систематическое нарушение режима сна приводит к снижению работоспособности, повышенной утомляемости, раздражительности, нарушению нервной системы.
Опытно-исследовательская работа выявила следующие проблемы:
Выдвигаемая в начале работы гипотеза, подтвердилась: при выполнении всех необходимых требований для сна наступает здоровый и полноценный сон, который положительно влияет на физическую работоспособность ребенка. По итогам проведённого исследования были составлены рекомендации для учащихся, которые представлены в буклете. (Приложение 5)
Я изучила только несколько аспектов сна. А как, например, влияют сновидения на работоспособность человека. Мне стало интересно узнать и это. Возможно, данный вопрос будет темой моего следующего исследования.
Список использованных источников и литературы
1. Анисимов В.Н. Мелатонин в физиологии. СПб: Наука, 2003. 164с.
2. Занимательная психология для детей и взрослых. М: Фортуна-Пресс,
1996. 216с.
3. Куценко Г.И., Кононов И.Ф. Режим дня школьника, - Москва «Медицина», 1987.
4. Основы психологии. Современная школьная энциклопедия. Яновская
Л.В. – М.: Мир книги, 2007. – с.158-177.
5. Рохлин Л.Л. Сон, гипноз и сновидения в свете теории И. П. Павлова. М.,
1952. 178с.
6. Энциклопедия для любознательных «Отчего и почему?» - Москва, Махаон, 2007год
7. http://www.leovit.ru/polnocennyison.html.
8. http://www.loff.ru/2007/08/03/xoroshii-son-kak-izbavitsya-ot-koshmarov.
Приложения
Приложение 1
Рис.1 Сон медленный и быстрый
Приложение 2
Анкета
Приложение 3
Рис.1 Сколько часов спят младшие школьники? Рис.2 Просыпаешься ли ты ночью?
Рис.3 Быстро ли ты засыпаешь? Рис.4 За сколько часов до сна ты кушаешь?
Рис.5 Как ты засыпаешь? Что тебя окружает? Рис.6 Тебе снятся сны? Как часто?
Рис. 7 Если перед сном ты
смотришь телевизор, то
засыпаешь…?
Приложение 4
Приложение 5
Буклет
Выполняя эти несложные советы, ты научишься быстро засыпать, и твой сон будет глубоким и полноценным! |
|
|
Приложение 6
| Для полноценного сна необходимо: * * *
|
|
Приложение 7
Несколько интересных фактов:
Скажи мне, как ты спишь, и я скажу, кто ты!
Хотите узнать о том, о чем не знает почти никто? Если вы думаете, что ваш характер, весельчак вы или молчун, добрый вы или злой, можно определить только по вашему поведению в школе или дома, то вы глубоко ошибаетесь! Это очень легко и просто - определить ваши достоинства и недостатки, зная лишь то, как вы спите. Не верите? Тогда предлагаю проверить на себе, а потом на своих родных, друзьях, знакомых.
Людям, которые любят спать калачиком, то есть, свернувшись, как кошечка, хочется, чтобы их опекал кто-то, кто сильнее их. Эти люди способны сделать что-то хорошее, доброе, но вместе с тем они склонны и к проступкам. А вот отвечать за свои поступки они побаиваются. Ведь их поступками руководит только личное настроение, они не думают о последствиях.
Люди, которые любят спать на боку, слегка поджав колени, спокойные и послушные. Они никогда не будут вам лишний раз возражать, спорить с вами. Одним словом, ссориться они не любят. Такие люди легко приспосабливаются к разным условиям: им одинаково удобно спать и на мягкой перине и на металлической кровати, есть жареную утку или только картофель. Правда, они не очень смелы и решительны, зато находчивы, хотя и не выставляют себя напоказ, а стараются быть «такими как все».
Люди, которые спят на спине, заложив при этом руки за голову, отличаются веселым нравом. И хотя они прекрасно знают о своих недостатках, тем не менее, не спешат исправлять их. Правда, и других людей они воспринимают такими, какие они есть. С такими людьми очень легко общаться и дружить, ведь с ними почти невозможно поссориться.
Теперь, дорогие друзья, расспросив, кто как спит, вы будете иметь определенное представление о том человеке, мальчике или девочке, с которым вы уже подружились или только собираетесь это сделать.
* * *
Давно известно, что люди видят сны и что в состоянии сна могут осуществлять неосознанные, но довольно сложные мыслительные операции (воспоминания, завершение во сне творческих умственных операций, решение математических задач и т.д.). так, многие знаменитые люди видели во сне решение тех проблем, над которыми они безуспешно трудились в состоянии бодрствования (днем).
Известно: Лафонтен сочинял во сне басни, по свидетельствам современников и друзей А.С. Пушкина, многие его образы рождались во сне. Творчество во сне было знакомо А.С. Грибоедову, Ф.М. Достоевскому, В.В. Маяковскому. Вальтер «увидел» во сне новый вариант своей поэмы «Генриада».
Во сне впервые слышали свои мелодии Бетховен, Шуман, Вагнер, Римский-Корсаков. Рафаэль увидел именно во сне образ своей знаменитой Мадонны.
Во сне же происходят научные открытия. По словам Д.И. Менделеева, ему долго не удавалось найти таблицу, выражающую открытый им закон периодичности элементов. Проработав безуспешно целую ночь, Менделеев заснул. Во сне он ясно увидел таблицу. Радость была настолько сильной, что ученый проснулся и тут же набросал таблицу на бумаге.
Во сне происходили не только художественные, о и математические открытия. Много подобных свидетельств имеется о математиках – Р.Декарте, К.Гауссе, Ж.Пуанкаре, которые «создавали» новые теоремы и системы во время сна.
Четыре художника. Осень
Белый лист
Соленая снежинка
Волшебная фортепианная музыка
Невидимое письмо