Введение
Актуальность: Среди молодежи нашего поколения мало кто знает о первом летчике-тувинце ЧоодуКидиспее. Его помнят только его близкие и родные. А этого мало! Про таких людей, как Кидиспей добродетельных, честных, преданных своему делу, мы должны повидать миру как пример всему человечеству.
Чтобы сохранить историю о первом летчике я решила работать над этой темой. Тогда у людей воспитывается добросовестность, а также интерес добрым делам.
Цель работы: изучение истории жизни и судьбы первого летчика- тувинца ЧоодуКидиспея.
Задачи:
формирование патриотического воспитания, уважения и почитания пилотов и работников аэропортов Тувы;
расширение опыта, знаний и умений растущего гражданина в работе детских и молодежных общественных организациях.
Объект исследования: первый летчик –тувинец Тувы Кидиспей Дагбаевич Чооду.
Метод исследования: сбор материалов по данной теме, работа с литературными источниками.
Предмет исследования: история, краеведение.
Среди молодого поколения слух о летающей лодке распространился в Туве с начала тридцатых годов ХХ века. Некоторые верили такому умопомрачительному слуху, но большинство жителей считало сказкой.
Первым летчиком-тувинцем был Кидиспей Чооду. Кидиспею Чооду, первому летчику-тувинцу, судьба отпустила короткий срок: всего 38 лет жизни.
Но он многое успел: не только поразил воображение земляков сказочной летающей лодкой, но и стал основателем тувинской авиации, достойным памяти и памятника.
Люди старшего поколения хорошо помнят Валерия Чкалова выдающегося летчика, Героя Советского Союза, который в качестве командира вместе с Г.Байдуковым и А.Беляковым впервые в мире совершил фантастический беспересадочный перелет почти на десять тысяч километров от Москвы до Петропавловска-Камчатского. Затем тот же экипаж перелетел Северный полюс и приземлился в Ванкувере. Северная Америка встречала их как национальных героев.
Кидиспей ровесник В.Чкалова. Они, молодые люди тех лет, всегда мечтали о небе, ибо воздухоплавание считалось тогда самым престижным делом и пользовалось огромной популярностью не только в Советском Союзе, но и во всем мире. В том числе, конечно, в Туве. И, пожалуй, нет ничего удивительного в том, что именно он пригнал в Кызыл первый самолет. То есть для своего поколения, для нас с вами он стал пионером покорения тувинского неба [3;22].
Введение
Актуальность: Среди молодежи нашего поколения мало кто знает о первом летчике-тувинце ЧоодуКидиспее. Его помнят только его близкие и родные. А этого мало! Про таких людей, как Кидиспей добродетельных, честных, преданных своему делу, мы должны повидать миру как пример всему человечеству.
Чтобы сохранить историю о первом летчике я решила работать над этой темой. Тогда у людей воспитывается добросовестность, а также интерес добрым делам.
Цель работы: изучение истории жизни и судьбы первого летчика- тувинца ЧоодуКидиспея.
Задачи:
формирование патриотического воспитания, уважения и почитания пилотов и работников аэропортов Тувы;
расширение опыта, знаний и умений растущего гражданина в работе детских и молодежных общественных организациях.
Объект исследования: первый летчик –тувинец Тувы Кидиспей Дагбаевич Чооду.
Метод исследования: сбор материалов по данной теме, работа с литературными источниками.
Предмет исследования: история, краеведение.
Среди молодого поколения слух о летающей лодке распространился в Туве с начала тридцатых годов ХХ века. Некоторые верили такому умопомрачительному слуху, но большинство жителей считало сказкой.
Первым летчиком-тувинцем был Кидиспей Чооду. Кидиспею Чооду, первому летчику-тувинцу, судьба отпустила короткий срок: всего 38 лет жизни.
Но он многое успел: не только поразил воображение земляков сказочной летающей лодкой, но и стал основателем тувинской авиации, достойным памяти и памятника.
Люди старшего поколения хорошо помнят Валерия Чкалова выдающегося летчика, Героя Советского Союза, который в качестве командира вместе с Г.Байдуковым и А.Беляковым впервые в мире совершил фантастический беспересадочный перелет почти на десять тысяч километров от Москвы до Петропавловска-Камчатского. Затем тот же экипаж перелетел Северный полюс и приземлился в Ванкувере. Северная Америка встречала их как национальных героев.
Кидиспей ровесник В.Чкалова. Они, молодые люди тех лет, всегда мечтали о небе, ибо воздухоплавание считалось тогда самым престижным делом и пользовалось огромной популярностью не только в Советском Союзе, но и во всем мире. В том числе, конечно, в Туве. И, пожалуй, нет ничего удивительного в том, что именно он пригнал в Кызыл первый самолет. То есть для своего поколения, для нас с вами он стал пионером покорения тувинского неба [3;22].
Введение
Актуальность: Среди молодежи нашего поколения мало кто знает о первом летчике-тувинце ЧоодуКидиспее. Его помнят только его близкие и родные. А этого мало! Про таких людей, как Кидиспей добродетельных, честных, преданных своему делу, мы должны повидать миру как пример всему человечеству.
Чтобы сохранить историю о первом летчике я решила работать над этой темой. Тогда у людей воспитывается добросовестность, а также интерес добрым делам.
Цель работы: изучение истории жизни и судьбы первого летчика- тувинца ЧоодуКидиспея.
Задачи:
формирование патриотического воспитания, уважения и почитания пилотов и работников аэропортов Тувы;
расширение опыта, знаний и умений растущего гражданина в работе детских и молодежных общественных организациях.
Объект исследования: первый летчик –тувинец Тувы Кидиспей Дагбаевич Чооду.
Метод исследования: сбор материалов по данной теме, работа с литературными источниками.
Предмет исследования: история, краеведение.
Среди молодого поколения слух о летающей лодке распространился в Туве с начала тридцатых годов ХХ века. Некоторые верили такому умопомрачительному слуху, но большинство жителей считало сказкой.
Первым летчиком-тувинцем был Кидиспей Чооду. Кидиспею Чооду, первому летчику-тувинцу, судьба отпустила короткий срок: всего 38 лет жизни.
Но он многое успел: не только поразил воображение земляков сказочной летающей лодкой, но и стал основателем тувинской авиации, достойным памяти и памятника.
Люди старшего поколения хорошо помнят Валерия Чкалова выдающегося летчика, Героя Советского Союза, который в качестве командира вместе с Г.Байдуковым и А.Беляковым впервые в мире совершил фантастический беспересадочный перелет почти на десять тысяч километров от Москвы до Петропавловска-Камчатского. Затем тот же экипаж перелетел Северный полюс и приземлился в Ванкувере. Северная Америка встречала их как национальных героев.
Кидиспей ровесник В.Чкалова. Они, молодые люди тех лет, всегда мечтали о небе, ибо воздухоплавание считалось тогда самым престижным делом и пользовалось огромной популярностью не только в Советском Союзе, но и во всем мире. В том числе, конечно, в Туве. И, пожалуй, нет ничего удивительного в том, что именно он пригнал в Кызыл первый самолет. То есть для своего поколения, для нас с вами он стал пионером покорения тувинского неба [3;22].
Министерство образования и науки Республики Тыва
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с.Хайыраканский
муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва»
Республиканская олимпиада по краеведению
Секция «Гуманитарная»
Научно-исследовательская работана тему:
«КидиспейЧооду –
первый летчик-тувинец Республики Тыва»
Выполнила:
ученица 8 класса
МБОУ СОШ с.Хайыраканский
Ховалыг Александра Болатовна
Научный руководитель:
Иргит Л.Д.
с.Хайыракан
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
I. Теоретическая часть……………………………………………………………5
1.1. Детские годы………………………………………………………………….5
1.2.Путь к творчеству…………………………………………………………….6
II. Практическая часть.............................................................................................8
2.1. Проведение опроса...........................................................................................8
Заключение…………………………………………………………………….…..10
Список использованной литературы.
Введение
Актуальность: Среди молодежи нашего поколения мало кто знает о первом летчике-тувинце ЧоодуКидиспее. Его помнят только его близкие и родные. А этого мало! Про таких людей, как Кидиспей добродетельных, честных, преданных своему делу, мы должны повидать миру как пример всему человечеству.
Чтобы сохранить историю о первом летчике я решила работать над этой темой. Тогда у людей воспитывается добросовестность, а также интерес добрым делам.
Цель работы: изучение истории жизни и судьбы первого летчика- тувинца ЧоодуКидиспея.
Задачи:
формирование патриотического воспитания, уважения и почитания пилотов и работников аэропортов Тувы;
расширение опыта, знаний и умений растущего гражданина в работе детских и молодежных общественных организациях.
Объект исследования: первый летчик –тувинец Тувы Кидиспей Дагбаевич Чооду.
Метод исследования: сбор материалов по данной теме, работа с литературными источниками.
Предмет исследования: история, краеведение.
Среди молодого поколения слух о летающей лодке распространился в Туве с начала тридцатых годов ХХ века. Некоторые верили такому умопомрачительному слуху, но большинство жителей считало сказкой.
Первым летчиком-тувинцем был Кидиспей Чооду. Кидиспею Чооду, первому летчику-тувинцу, судьба отпустила короткий срок: всего 38 лет жизни.
Но он многое успел: не только поразил воображение земляков сказочной летающей лодкой, но и стал основателем тувинской авиации, достойным памяти и памятника.
Люди старшего поколения хорошо помнят Валерия Чкалова выдающегося летчика, Героя Советского Союза, который в качестве командира вместе с Г.Байдуковым и А.Беляковым впервые в мире совершил фантастический беспересадочный перелет почти на десять тысяч километров от Москвы до Петропавловска-Камчатского. Затем тот же экипаж перелетел Северный полюс и приземлился в Ванкувере. Северная Америка встречала их как национальных героев.
Кидиспей ровесник В.Чкалова. Они, молодые люди тех лет, всегда мечтали о небе, ибо воздухоплавание считалось тогда самым престижным делом и пользовалось огромной популярностью не только в Советском Союзе, но и во всем мире. В том числе, конечно, в Туве. И, пожалуй, нет ничего удивительного в том, что именно он пригнал в Кызыл первый самолет. То есть для своего поколения, для нас с вами он стал пионером покорения тувинского неба [3;22].
I. Теоретическая часть
1. 1. Детские годы
Весной 5 мая 1908 года в местечке Хараалыг села Берт-Даг Тес-Хемскогокожуунав семье скотовода Шайлаара родился второй ребенок.Ему дали имя Кидиспей. В этот день мать КидиспеяКомбуян трудилась войлочной у одного нойона, тогда у нее начались схватки. Она там же родила, поэтому мальчика назвали Кидиспеем, что в переводе означает «Войлок».
Его родственники отродясь не видели «железных птиц». А он стал пилотом. Ему детства приходилось несладко. С малых лет Кидиспей помогал родителям, самостоятельно научился говорить и писать по тувински и по-русски. Что очень пригодилось ему в дальнейшем. Лучшим другом Кидиспея был Бора-Хуна, он был на два года младше. С малых лет Кидиспей любил охотиться вместе с отцом. Лет семь он уже умел стрелять из охотничьего ружья.
В 25 декабря 1928 года Кидиспей стал защитником своей родной Родины. 1930 году он закончил службу в армии и приехал в свою родную Туву. Он стал бойцом армии ТНР.
Его жена Чаткар, дочь Байыра Кыргыса из Ийи-Тала, телефонистка Кызыльского узла связи, ушла из жизни прежде супруга. На ее похоронах глубоко больной летчик завещал своему брату Чомбуруку похоронить его рядом с женой и наказал вырастить двух своих дочерей, что и было сделано впоследствии[3;25].
Основать новое, прежде никем не виданное предприятие очень трудно. Благодаря усилиям, знаниям, огромному желанию Кидиспея родилась тувинская авиация!
С 26 ноября 1928 года Кидиспей Чооду стал работать секретарем НРШ (народного революционного штаба). Там его заметили и направили в Оренбургское военно-летное училище. В 1937 году окончил Оренбургское авиационное училище в звании старшего лейтенанта, а в 1943 году стал майором. Успешно окончив Оренбургское авиационное училище, Чооду Кидиспей вернулся в Туву и сразу же взялся за создание авиазвена Революционной Армии ТНР, организацию курсов по подготовке пилотов, бортмехаников, авиатехников, одновременно заботясь и о строительстве взлетно-посадочной площадки, ангара и других сооружений будущего аэродрома.
Правительство ТНР активно оказывало помощь. Силами населения была подготовлена посадочная площадка на восточной окраине Кызыле.
Вдруг в газете «Шын» от 29 июня 1932 года в план проведения праздника Наадыма включается мероприятие: «7 июля с 9 часов начинается показательный полет аэроплана». Не сон ли?
Глашатаи на конях скакали по аалам, известие передавалось от юрты к юрте, от одной чабанской стоянки к другой. Все готовились на Наадыме посмотреть на эту летающую лодку своими глазами.
Но, увы, осечка! Не прилетели. Может быть, это действительно сказка? Сказка превратилась в быль через шесть лет. 6 июля 1938 года в Тувинскую Народную Республику Туву из СССР прилетели три самолета[2;15].
В тувинском небе самолет впервые появился в 1938 году в день празднования 15-й годовщины республики. Улетели они 11 июля. Это историческое событие зафиксировано в воспоминаниях очевидцев, в печати. Первыми на летающих лодках катались по 10 минут руководители Правительства Тувинской народной республики. Из аратов же мало кто осмелился подняться ввысь и посетить Страну Бога.
А через год Тува получила подарок от СССР два самолета Ли-2. И первый из них пригнал Кидиспей Чооду. Потом он с помощью бойцов народной армии и кызылчан на голом месте строил взлетно-посадочную полосу, ангар, склад для ГСМ, подвалы…Одновременно открыл курсы пилотов, бортмехаников, диспетчеров. Преподавателем пилотного дела был он сам. Лучших Кидиспей Дагбаевич отправил в летные училища СССР в 1939 году. И в тяжелейшем 1941-м появилась группа из четырех авиаторов-тувинцев. Первые его ученики после окончания в СССР летных училищ появились в Кызыле в 1941 году.
На все это судьба отпустила Кидиспею Чооду только девять лет, причем, последние три года он сильно болел-туберкулезом. Врачи запретили ему летать и даже преподавать.
Он имел достаточно высокое образование для того времени. Владел русским и монгольским языками. Работал без передышки, часто забывая о семье, о собственном здоровье. Это не могло сказаться печально: его не стало, когда ему шел лишь тридцать девятый год.
Не стало Кидиспея 17 декабря 1946 года. Тело его для прощания поместили в одной из комнат и райкоме партии.
Чооду Дагбаевич Кидиспей за свой труд имел следующие награды:
Писатель Тувы Иргит Бадра 1971 году написал роман «Ужудукчу Кидиспей» в память о первом-летчике Тувы. [1;6]
II. Практическая часть
В практической части проведен опрос учащихся 7, 8-ого класса школы.
Опрошенно-23 учащихся 8 класса и 17 учащихся 7 класса МБОУ СОШ с.Хайыракан.
Всего опрошено: 40
Вопросы:
Учащиеся 7 класса | Учащиеся 8 класса | ||||||
Да | Нет | Да% | Нет% | Да | Нет | Да % | Нет% |
13 | 4 | 76 % | 23,5 % | 18 | 5 | 78 % | 21% |
Учащиеся 7 класса | Учащиеся 8 класса | ||||||
Да | Нет | Да% | Нет% | Да | Нет | Да % | Нет% |
4 | 13 | 23,5 % | 76 % | 5 | 18 | 21% | 78 % |
Учащиеся 7 класса | Учащиеся 8 класса | ||||||
Да | Нет | Да% | Нет% | Да | Нет | Да % | Нет% |
16 | 1 | 94 % | 6 % | 20 | 3 | 86 % | 14 % |
Учащиеся 7 класса | Учащиеся 8 класса | ||||||
Да | Нет | Да% | Нет% | Да | Нет | Да % | Нет% |
2 | 15 | 11 % | 88 % | 3 | 20 | 13 % | 86 % |
Вывод: Из таблицы мы видим, что большинство учащихся знают о воздушном бассейне и о первой летчике России, а также о первой женщине –космонавте Валентине Терешковой.
На четвертый вопрос «Знаете ли вы первого-летчика Тувы?» 88 %учащихся 7 класса ответили, что не знают, из 8 класса 86 % ответили, что не знают. Из учащихся 7,8 классов о первом летчике Тувы ЧоодуКидиспее знают всего 5 учащихся.
Из анализа опроса видно, что большинство учащихся не знают о своем земляке, первом летчике Чооду Кидиспея.
В ходе нашей исследовательской работы была изучена улица Чооду Кидиспея в поселке Каа-Хем Кызылского района. В данной улице всего 82 домов, 164 квартир.
А также мы побывали в государственном архиве Республики Тыва, тувинском национальном музее и аэропорту Кызыла. К великому сожалению не смогли узнать нового.Это нас огорчает.
Заключение
Член Правительства, кавалер высших наград Тувы – орденов Труда и республики, майор КидиспейЧооду в течение всей короткой жизни был и теперь навсегда останется первым, яркой звездой мелькнул он в тувинском небе и оставил неизгладимый свой след на тувинском земле – в памяти потомков.
С восьмидесятых годов прошлого века родные летчика поднимают вопрос об установке обелиска основателю тувинской авиации КидиспеюЧооду, присвоении его имени Кызыльскому аэропорту. Но,увы, безуспешно.
О нем написаны книги, сложены стихи, его фотографии хранятся в фондах Национального музея РТ, однако даже место захоронения первого летчика Тувы Чооду Кидиспея не было обозначено нигде, даже в инвентаризационной книге. Выяснилось, что могила Чооду Кидиспея оказалась за чертой кладбища. Когда прокладывали дорогу, то кладбище «обрезали», могилы сравняли с землей. Но по расчетам старожилов могила первого летчика Тувы находится не под дорожным полотном,а на его обочине,в направлении к мебельному салону «Светлана».
Близко знавший его, а также место его захоронения известный писатель и журналист Кара-Куске Чооду обратился с предложением в Правительство республики увековечить память легендарного земляка.
Сегодня, наконец, готов проект обелиска, который финансирует тувинское региональное отделение партии «Единая Россия», подрядчик –Союз художников Республики Тыва. Казалась бы, все, наконец, готово. Но снова задержка: ТРО «Единая Россия» просьбу об отводе земли под строительство обелиска возле старого кладбища в Кызыле, где покоится прах летчика, подало еще 2 августа 2010 года, а Кызылский городской Хурал представителей до сих пор ничего не решил.
А стоило бы поторопиться с решением, ведь Кидиспей Чооду – наша история!
Литература:
1. Газета «Центр Азия» №13 –стр. 6
2. Бадра, И.Ю. «Ужудукчу Кидиспей» / И.Ю. Бадра-Республиканская типография, 2002 г.
3. Хадаханэ,М.А. «Заслуженные люди Тувы 20 века» / М.А. Хадаханэ,Б.И.Татаренко-Кызыл , 2004г.
Информатор: Васильев Владимир Александрович–дежурный штурман аэропорта.
Министерство образования и науки Республики Тыва
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с.Хайыраканский
муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва»
Республиканская олимпиада по краеведению
Секция «Гуманитарная»
Научно-исследовательская работана тему:
«КидиспейЧооду –
первый летчик-тувинец Республики Тыва»
Выполнила:
ученица 8 класса
МБОУ СОШ с.Хайыраканский
Ховалыг Александра Болатовна
Научный руководитель:
Иргит Л.Д.
с.Хайыракан
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
I. Теоретическая часть……………………………………………………………5
1.1. Детские годы………………………………………………………………….5
1.2.Путь к творчеству…………………………………………………………….6
II. Практическая часть.............................................................................................8
2.1. Проведение опроса...........................................................................................8
Заключение…………………………………………………………………….…..10
Список использованной литературы.
Введение
Актуальность: Среди молодежи нашего поколения мало кто знает о первом летчике-тувинце ЧоодуКидиспее. Его помнят только его близкие и родные. А этого мало! Про таких людей, как Кидиспей добродетельных, честных, преданных своему делу, мы должны повидать миру как пример всему человечеству.
Чтобы сохранить историю о первом летчике я решила работать над этой темой. Тогда у людей воспитывается добросовестность, а также интерес добрым делам.
Цель работы: изучение истории жизни и судьбы первого летчика- тувинца ЧоодуКидиспея.
Задачи:
формирование патриотического воспитания, уважения и почитания пилотов и работников аэропортов Тувы;
расширение опыта, знаний и умений растущего гражданина в работе детских и молодежных общественных организациях.
Объект исследования: первый летчик –тувинец Тувы Кидиспей Дагбаевич Чооду.
Метод исследования: сбор материалов по данной теме, работа с литературными источниками.
Предмет исследования: история, краеведение.
Среди молодого поколения слух о летающей лодке распространился в Туве с начала тридцатых годов ХХ века. Некоторые верили такому умопомрачительному слуху, но большинство жителей считало сказкой.
Первым летчиком-тувинцем был Кидиспей Чооду. Кидиспею Чооду, первому летчику-тувинцу, судьба отпустила короткий срок: всего 38 лет жизни.
Но он многое успел: не только поразил воображение земляков сказочной летающей лодкой, но и стал основателем тувинской авиации, достойным памяти и памятника.
Люди старшего поколения хорошо помнят Валерия Чкалова выдающегося летчика, Героя Советского Союза, который в качестве командира вместе с Г.Байдуковым и А.Беляковым впервые в мире совершил фантастический беспересадочный перелет почти на десять тысяч километров от Москвы до Петропавловска-Камчатского. Затем тот же экипаж перелетел Северный полюс и приземлился в Ванкувере. Северная Америка встречала их как национальных героев.
Кидиспей ровесник В.Чкалова. Они, молодые люди тех лет, всегда мечтали о небе, ибо воздухоплавание считалось тогда самым престижным делом и пользовалось огромной популярностью не только в Советском Союзе, но и во всем мире. В том числе, конечно, в Туве. И, пожалуй, нет ничего удивительного в том, что именно он пригнал в Кызыл первый самолет. То есть для своего поколения, для нас с вами он стал пионером покорения тувинского неба [3;22].
I. Теоретическая часть
1. 1. Детские годы
Весной 5 мая 1908 года в местечке Хараалыг села Берт-Даг Тес-Хемскогокожуунав семье скотовода Шайлаара родился второй ребенок.Ему дали имя Кидиспей. В этот день мать КидиспеяКомбуян трудилась войлочной у одного нойона, тогда у нее начались схватки. Она там же родила, поэтому мальчика назвали Кидиспеем, что в переводе означает «Войлок».
Его родственники отродясь не видели «железных птиц». А он стал пилотом. Ему детства приходилось несладко. С малых лет Кидиспей помогал родителям, самостоятельно научился говорить и писать по тувински и по-русски. Что очень пригодилось ему в дальнейшем. Лучшим другом Кидиспея был Бора-Хуна, он был на два года младше. С малых лет Кидиспей любил охотиться вместе с отцом. Лет семь он уже умел стрелять из охотничьего ружья.
В 25 декабря 1928 года Кидиспей стал защитником своей родной Родины. 1930 году он закончил службу в армии и приехал в свою родную Туву. Он стал бойцом армии ТНР.
Его жена Чаткар, дочь Байыра Кыргыса из Ийи-Тала, телефонистка Кызыльского узла связи, ушла из жизни прежде супруга. На ее похоронах глубоко больной летчик завещал своему брату Чомбуруку похоронить его рядом с женой и наказал вырастить двух своих дочерей, что и было сделано впоследствии[3;25].
Основать новое, прежде никем не виданное предприятие очень трудно. Благодаря усилиям, знаниям, огромному желанию Кидиспея родилась тувинская авиация!
С 26 ноября 1928 года Кидиспей Чооду стал работать секретарем НРШ (народного революционного штаба). Там его заметили и направили в Оренбургское военно-летное училище. В 1937 году окончил Оренбургское авиационное училище в звании старшего лейтенанта, а в 1943 году стал майором. Успешно окончив Оренбургское авиационное училище, Чооду Кидиспей вернулся в Туву и сразу же взялся за создание авиазвена Революционной Армии ТНР, организацию курсов по подготовке пилотов, бортмехаников, авиатехников, одновременно заботясь и о строительстве взлетно-посадочной площадки, ангара и других сооружений будущего аэродрома.
Правительство ТНР активно оказывало помощь. Силами населения была подготовлена посадочная площадка на восточной окраине Кызыле.
Вдруг в газете «Шын» от 29 июня 1932 года в план проведения праздника Наадыма включается мероприятие: «7 июля с 9 часов начинается показательный полет аэроплана». Не сон ли?
Глашатаи на конях скакали по аалам, известие передавалось от юрты к юрте, от одной чабанской стоянки к другой. Все готовились на Наадыме посмотреть на эту летающую лодку своими глазами.
Но, увы, осечка! Не прилетели. Может быть, это действительно сказка? Сказка превратилась в быль через шесть лет. 6 июля 1938 года в Тувинскую Народную Республику Туву из СССР прилетели три самолета[2;15].
В тувинском небе самолет впервые появился в 1938 году в день празднования 15-й годовщины республики. Улетели они 11 июля. Это историческое событие зафиксировано в воспоминаниях очевидцев, в печати. Первыми на летающих лодках катались по 10 минут руководители Правительства Тувинской народной республики. Из аратов же мало кто осмелился подняться ввысь и посетить Страну Бога.
А через год Тува получила подарок от СССР два самолета Ли-2. И первый из них пригнал Кидиспей Чооду. Потом он с помощью бойцов народной армии и кызылчан на голом месте строил взлетно-посадочную полосу, ангар, склад для ГСМ, подвалы…Одновременно открыл курсы пилотов, бортмехаников, диспетчеров. Преподавателем пилотного дела был он сам. Лучших Кидиспей Дагбаевич отправил в летные училища СССР в 1939 году. И в тяжелейшем 1941-м появилась группа из четырех авиаторов-тувинцев. Первые его ученики после окончания в СССР летных училищ появились в Кызыле в 1941 году.
На все это судьба отпустила Кидиспею Чооду только девять лет, причем, последние три года он сильно болел-туберкулезом. Врачи запретили ему летать и даже преподавать.
Он имел достаточно высокое образование для того времени. Владел русским и монгольским языками. Работал без передышки, часто забывая о семье, о собственном здоровье. Это не могло сказаться печально: его не стало, когда ему шел лишь тридцать девятый год.
Не стало Кидиспея 17 декабря 1946 года. Тело его для прощания поместили в одной из комнат и райкоме партии.
Чооду Дагбаевич Кидиспей за свой труд имел следующие награды:
Писатель Тувы Иргит Бадра 1971 году написал роман «Ужудукчу Кидиспей» в память о первом-летчике Тувы. [1;6]
II. Практическая часть
В практической части проведен опрос учащихся 7, 8-ого класса школы.
Опрошенно-23 учащихся 8 класса и 17 учащихся 7 класса МБОУ СОШ с.Хайыракан.
Всего опрошено: 40
Вопросы:
Учащиеся 7 класса | Учащиеся 8 класса | ||||||
Да | Нет | Да% | Нет% | Да | Нет | Да % | Нет% |
13 | 4 | 76 % | 23,5 % | 18 | 5 | 78 % | 21% |
Учащиеся 7 класса | Учащиеся 8 класса | ||||||
Да | Нет | Да% | Нет% | Да | Нет | Да % | Нет% |
4 | 13 | 23,5 % | 76 % | 5 | 18 | 21% | 78 % |
Учащиеся 7 класса | Учащиеся 8 класса | ||||||
Да | Нет | Да% | Нет% | Да | Нет | Да % | Нет% |
16 | 1 | 94 % | 6 % | 20 | 3 | 86 % | 14 % |
Учащиеся 7 класса | Учащиеся 8 класса | ||||||
Да | Нет | Да% | Нет% | Да | Нет | Да % | Нет% |
2 | 15 | 11 % | 88 % | 3 | 20 | 13 % | 86 % |
Вывод: Из таблицы мы видим, что большинство учащихся знают о воздушном бассейне и о первой летчике России, а также о первой женщине –космонавте Валентине Терешковой.
На четвертый вопрос «Знаете ли вы первого-летчика Тувы?» 88 %учащихся 7 класса ответили, что не знают, из 8 класса 86 % ответили, что не знают. Из учащихся 7,8 классов о первом летчике Тувы ЧоодуКидиспее знают всего 5 учащихся.
Из анализа опроса видно, что большинство учащихся не знают о своем земляке, первом летчике Чооду Кидиспея.
В ходе нашей исследовательской работы была изучена улица Чооду Кидиспея в поселке Каа-Хем Кызылского района. В данной улице всего 82 домов, 164 квартир.
А также мы побывали в государственном архиве Республики Тыва, тувинском национальном музее и аэропорту Кызыла. К великому сожалению не смогли узнать нового.Это нас огорчает.
Заключение
Член Правительства, кавалер высших наград Тувы – орденов Труда и республики, майор КидиспейЧооду в течение всей короткой жизни был и теперь навсегда останется первым, яркой звездой мелькнул он в тувинском небе и оставил неизгладимый свой след на тувинском земле – в памяти потомков.
С восьмидесятых годов прошлого века родные летчика поднимают вопрос об установке обелиска основателю тувинской авиации КидиспеюЧооду, присвоении его имени Кызыльскому аэропорту. Но,увы, безуспешно.
О нем написаны книги, сложены стихи, его фотографии хранятся в фондах Национального музея РТ, однако даже место захоронения первого летчика Тувы Чооду Кидиспея не было обозначено нигде, даже в инвентаризационной книге. Выяснилось, что могила Чооду Кидиспея оказалась за чертой кладбища. Когда прокладывали дорогу, то кладбище «обрезали», могилы сравняли с землей. Но по расчетам старожилов могила первого летчика Тувы находится не под дорожным полотном,а на его обочине,в направлении к мебельному салону «Светлана».
Близко знавший его, а также место его захоронения известный писатель и журналист Кара-Куске Чооду обратился с предложением в Правительство республики увековечить память легендарного земляка.
Сегодня, наконец, готов проект обелиска, который финансирует тувинское региональное отделение партии «Единая Россия», подрядчик –Союз художников Республики Тыва. Казалась бы, все, наконец, готово. Но снова задержка: ТРО «Единая Россия» просьбу об отводе земли под строительство обелиска возле старого кладбища в Кызыле, где покоится прах летчика, подало еще 2 августа 2010 года, а Кызылский городской Хурал представителей до сих пор ничего не решил.
А стоило бы поторопиться с решением, ведь Кидиспей Чооду – наша история!
Литература:
1. Газета «Центр Азия» №13 –стр. 6
2. Бадра, И.Ю. «Ужудукчу Кидиспей» / И.Ю. Бадра-Республиканская типография, 2002 г.
3. Хадаханэ,М.А. «Заслуженные люди Тувы 20 века» / М.А. Хадаханэ,Б.И.Татаренко-Кызыл , 2004г.
Информатор: Васильев Владимир Александрович–дежурный штурман аэропорта.
Цветение вишни в лунную ночь
"Портрет". Н.В. Гоголь
Для чего нужна астрономия?
За еду птицы готовы собирать мусор
Рыжие листья