Описательная часть работы по методу проекта
Вложение | Размер |
---|---|
svetilnik_dlya_domashnikh_prazdnikov.doc | 579.5 КБ |
Правительство Санкт-Петербурга
комитет по образованию
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа № 380
Проект
«Светильник для домашних праздников»
Выполнил: учащийся 11 «А» класса
Кузнецов Дмитрий
Руководитель: Турова Марина Геннадьевна,
учитель технического труда
Санкт-Петербург
2013г
Содержание
Стр.
1. Проблемная ситуация…………………………………………………….…4
2. Проблема……………………………………………………………….…….4
3. Краткая формулировка задачи……………………………………….……..4
4. Выбор идеи…………………………………………………………….…….4
5. Выявление противоречий………………………………………….………..6
6. Выбор формы изделия………………………………………………….……7
7. Историческая справка…………………………………………….………... 8
8. Назначение изделия……………………………………………….……….. 9
9. Материал……………………………………………………………….…… 9
10.Инструмент…………………………………………………………………10
11.Что надо знать, иметь, уметь………………………………………………11
12.Охрана труда………………………………………………………….……..11
13.Последовательность изготовления изделия………………………………13
14.Дизайн-спецификация……………………………………………………...13
15.Экологическое обоснование проекта……………………………………...14
16.Экономическое обоснование проекта……………………………………..14
17.Эстетическая оценка проекта………………………………………………15
18.Рекламный проспект проекта………………………………………………16
19.Самооценка процесса проектирования……………………………………17
20. Социологическое исследование…………………………………………..18
21.Приложения…………………………………………………………………19
22.Список использованной литературы………………………………………20
23.Интернет-ресурсы…………………………………………………………..20
1.Проблемная ситуация
Как и в любой другой семье, у нас бывают семейные праздники, или просто приходят гости. Для создания праздничной атмосферы мы обычно зажигаем свечи, но от них мало света, и, самое главное – при неаккуратном использовании свечи могут стать источником пожара.
2.Проблема
Создать праздничную атмосферу при помощи пожаробезопасного освещения.
3.Краткая формулировка задачи
Изготовить светильник таким образом, чтобы он не только освещал комнату, но и мог использоваться для праздничной подсветки.
4.Выбор идеи.
Идея № 1. Корпус светильника, изготовленный из металла
Минусы: тяжёлый, не владею техникой выполнения, трудно раздобыть материал
Плюсы: Экологически чистый.
Идея № 2. Корпус светильника, изготовленный из стекла
Минусы: Тяжёлый, хрупкий, не владею техникой выполнения
Плюсы: Экологически чистый.
Идея № 3. Корпус светильника, изготовленный из древесины.
Плюсы: Владею техникой, экологически чистый, легко раздобыть материал, достаточно прочный.
Идея № 4. Корпус светильника, изготовленный из фанеры.
Минусы: недостаточно прочный.
Плюсы: Можно выполнить орнамент. Лёгкий, владею техникой выполнения, экологически чистый, легко раздобыть материал.
5. Выявление противоречий.
Наименование параметров | Идея №1 | Идея №2 | Идея №3 | Идея №4 |
Долговечность | + | + | + | - |
Хрупкость | + | - | + | - |
Лёгкость и простота изготовления | - | - | + | + |
Лёгкость и простота сборки | - | - | + | + |
Предельная масса и габариты | - | - | + | + |
Стоимость | - | - | + | + |
Пропорциональность и гармоничность линий | + | + | + | + |
Изготовление из доступных материалов | - | - | + | + |
Экологическая безопасность изделия | + | + | + | + |
Итого: | 4 | 3 | 9 | 7 |
Вывод: Я выбрал идею № 3, т.к. она имеет больше всего преимуществ.
Таким образом, я решил изготовить корпус светильника из древесины, что наиболее способствует применению моих навыков и умений.
6. Выбор формы изделия.
№1 (шестиугольник)
+ Красиво, стандартно для светильника.
- Трудно выполнить сборку деталей.
№2 (круг)
+ Красиво, стандартно для светильника
- Трудно выполнить сборку деталей
№3 (Квадрат)
+ Красиво, легко изготовить, стандартно для светильника
7.Историческая справка.
Самым первым источником искусственного света был очаг. Таким образом, первоначально жилое помещение освещалось одним источником, находящимся в центре. Необходимость в дополнительном боковом освещении возникла одновременно с потребностью человека самовыражаться в наскальных росписях. В работе ему помогал факел, который устанавливался в щели между камнями. В Средние века для укрепления факела на плоскости стены стали применяться кованые зажимы. Именно это нехитрое устройство послужило прообразом бра.
Другой осветительный прибор, известный с тех времён, - лампадарий. Как и канделябр, он был стационарным. Подвесные светильники назывались лампионами и лампадами и представляли собой одну или несколько овальных чаш, прикрепляемых к потолочным балкам или консолям. В чаши наливалось масло, животный жир или нефть. В горючую жидкость опускался скрученный из растительных волокон фитиль.
Появление свечи явилось серьёзным прорывом в области создания новых видов светильников. Она была во многом удобнее всех остальных устройств - не так коптила, оказалась существенно более экономичной и простой в производстве. Изготавливалась вначале из животного жира, а затем из пчелиного воска с фитилём из тростника. Позже фитиль стали делать из хлопковых или конопляных волокон. Свеча породила целую плеяду светильников. Канделябр стал изящной ветвистой конструкцией. В конце XVII века окончательно сформировалась люстра. Дворцовые люстры на сотни свечей озаряли огромные залы для балов. В простенках между окнами столь же ярко пылали бра. Коридоры освещались вычурными канделябрами. Все они отражались в многочисленных зеркалах и их позолоченных рамах. Гасились свечи металлическими колпачками на длинных рукоятках. Люстра состояла из массивного металлического каркаса и большого количества подвесок из стекла (прозрачного или цветного) или природных камней. Весить она могла около тонны. Чтобы опустить такую конструкцию, зажечь свечи, а затем всё это поднять, требовался мощный механизм.
Пришедшая вслед за этим эра керосина подарила нам хит в виде лампы "летучая мышь". Дизайн керосиновых светильников был достаточно изыскан (стоит только вспомнить знаменитые настольные светильники Тиффани). До сих пор эти не очень практичные, но безотказные в дачном быту лампы ассоциируются с эпохой декаданса. А упомянутая выше "летучая мышь" многократно использовалась дизайнерами для создания новых разновидностей светильников в индустриальном стиле. Такое решение хорошо смотрится на кухнях и в детских. А многочисленные перепевы настольных ламп и ночников эпохи модерн по сею пору прекрасно дополняют интерьеры спален и кабинетов. Скромные труженики - газовые фонари совершили настоящую революцию в уличном освещении. Интерьерная их разновидность, газовые рожки, мирно уживалась с керосиновыми лампами. И те и другие отчаянно коптили и не были, что называется, экологически чистыми. Наверное, именно поэтому стоило придумать электричество.
Электричество привычно и обыденно. Электрических светильников великое множество. Разнообразие их форм и материалов просто невероятно.
8.Назначение изделия.
Для освещения комнаты и использования по время праздничных мероприятий..
9. Материалы.
Древесина (бук), клей ПВА, аквалак бесцветный.
Исследования по свойствам материала
Породы древесины определяют по их следующим характерным признакам: текстуре, запаху, твёрдости и цвету.
Сосна – хвойная порода. Мягкая. Пропитана смолистыми веществами. Древесина красноватого цвета с ярко выраженной текстурой. Применяется для изготовления окон, дверей, потолков и полов, мебели, в строительстве судов, вагонов, мостов.
Ель – хвойная порода. Мягкая. Пропитана смолистыми веществами. Цвет белый с желтоватым оттенком. Применяется для изготовления музыкальных инструментов, мебели, окон, дверей.
Берёза – лиственная порода. Твёрдая. Цвет белый с буроватым оттенком. Используется для изготовления фанеры, мебели, окон, дверей.
Осина – лиственная порода. Мягкая. Цвет белый с зеленоватым оттенком. Склонна к загниванию. Используется для изготовления спичек, посуды, игрушек.
Липа – лиственная порода. Мягкая. Не имеет запаха. Цвет белый с нежно- розовым оттенком. Применяется для изготовления посуды, чертёжных досок, карандашей.
Ольха – лиственная порода. Мягкая. Цвет белый, на воздухе краснеет. Служит сырьём для изготовления фанеры, долблёной посуды, ящиков.
Бук – имеет древесину от розовато-жёлтого цвета до красно-бурого с не ярким выраженными годичными слоями. Красивая текстура с блестящими крапинками на радиальном разрезе. Древесина твёрдая, прочная, режется с трудом, хорошо окрашивается.
Граб – порода с очень плотной древесиной беловато-серого цвета со слабо выраженной текстурой; хрупкий, часто растрескивается, режется с трудом.
Дуб – порода с резко выраженной крупной текстурой, обусловленной хорошо заметными годичными слоями, крупными сосудами и сердцевидными лучами. Древесина твёрдая, ломкая, режется с трудом.
радиоприёмников и телевизоров) и др.
Из данных древесных материалов для нашего изделия хорошо подходит бук, так как он характеризуется достаточно высокой механической прочностью, имеет красивую окраску со слабо выраженной текстурой. Бук трудно обрабатывать, зато изделие получается прочным и красивым.
10. Оборудование и инструменты:
12. Охрана труда.
ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ СТОЛЯРНЫМ ВЕРСТАКОМ.
ПРИ ПИЛЕНИИ СТОЛЯРНОЙ НОЖОВКОЙ
ПРИ СКЛЕИВАНИИ ДЕТАЛЕЙ
ПРИ ОТДЕЛКЕ ИЗДЕЛИЯ
ПРИ СОЕДИНЕНИИ НА ШУРУПАХ
13. Последовательность изготовления изделия.
Технологический процесс
№ пп | Последовательность выполнения работ | Инструменты, приспособления |
1. | Разметить заготовки из древесины | Линейка, карандаш, столярный угольник |
2. | Отпилить заготовки | Столярный верстак, ножовка |
3. | Разметить детали для соединения вполдерева. | Линейка, карандаш, столярный угольник |
4. | Подготовить детали для соединения вполдерева | Столярный верстак, столярная ножовка, долото, киянка |
5. | Собрать электрическую схему | Столярный верстак, паяльник электрический |
6. | Зачистить заготовки | Напильник, наждачная бумага |
7. | Склеить детали изделия | Клей ПВА, кисточка, подкладная доска |
8. | Покрыть изделие лаком | Лак бесцветный, кисточка, доска подкладная |
9. | Установить стеклянные плитки | |
10. | Ввинтить шурупы | Отвертка |
14. Дизайн-спецификация.
Название или тип изделия | Светильник для праздников |
Функциональное назначение изделия | Освещение комнаты |
Рынок (кто может его купить) | Любой человек, семья |
Единичное изделие, мелкая партия или малое производство | Единичное изделие |
Требования к размерам | Размер стандартного светильника |
Требования к материалам | Экологически чистые |
Методы изготовления | Ручная работа |
Требования к внешнему виду, отделке | Красивая, аккуратная |
Требования с точки зрения здоровья человека | Безвредная для здоровья |
Требования со стороны окружающей среды | Экологически чистое, безопасно для утилизации |
15. Экологическое обоснование
Данное изделие выполнено из экологически чистых материалов:
1. Древесина (бук) – экологически чистый, органический материал, не загрязняет окружающую среду при утилизации
2. Аквалак EUROTEX - бесцветный – не токсичный, пожаровзрывобезопасен, без запаха, без растворителей, работы с лаком можно проводить в закрытом помещении без ущерба для здоровья. Лак образует прочную, водонепроницаемую пленку, которая предохраняет поверхность древесины от гниения.
3. Клей ПВА – профессиональный – экологически чистый клей, не наносящий вреда здоровью человека и окружающей среде.
4. Стекло – экологически чистый материал, не наносящий вреда окружающей среде.
16. Экономическое обоснование
Экономическое обоснование проекта
Для изготовления изделия потребовалось:
42 часов. 0,036х42х3,6=5,45 руб.
Итого примерная себестоимость изделия 119 рублей 85 копеек
17. Эстетическая оценка
Разработанная форма и конструкция изделия выполняют поставленную перед ним задачу. Светильник органично смотрится в комнате, удобен и прост в эксплуатации.
Выполненное изделие привлекает нас как своим видом, так и возможностью пользоваться светильником в различных цветовых режимах. Изделие выполнено с соблюдением правил техники безопасности, эстетично, относительно экологически чисто и отвечает изначально поставленным планам.
18. Реклама
Всегда, везде, в момент любой
Поможет лампа эта
Отвоевать у тьмы ночной
Для вас кусочек света!
Поможет праздник провести,
Народу радость принести.
В миганье праздничном огней
В квартире будет веселей.
19. Самооценка
Передо мной была поставлена задача – Изготовить светильник таким образом, чтобы он не только освещал комнату, но и мог использоваться для праздничной подсветки.
Можно считать, что с данной задачей я справился. К недостаткам проекта можно отнести то, что изделие достаточно много весит. Это произошло как из-за того, что корпус светильника изготовлен из бука – древесины с высокой плотностью, а также использования стеклянной плитки. Производство подобных изделий не сложно поставить на поток, при этом можно использовать более легкую древесину и вместо стеклянной плитки – более легкое органическое стекло.
20. Социологическое исследование
Хотели бы вы дома иметь такой светильник?
21.Приложение
22.Литература
1. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5-9 класс – М: «Просвещение»,
2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся.
3. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М: АКРТИ, 2008.
4. Справочник по трудовому обучению 5-7 класс. Под редакцией И.А.Карабанова – М: «Просвещение», 1992.В.Д.Симоненко, А.Т.Тищенко, П.С.Самородский. Технология 5 класс. Под редакцией В.Д.Симоненко – М.: «Просвещение», 2008.
23. Интернет-ресурсы.
Мороз Иванович
Самый богатый воробей на свете
Позвольте, я вам помогу
Есть ли лёд на других планетах?
Рисуем акварельное мороженое