научно- исследовательская работа , анкетирование учащихся 5-7 классы.
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_kompyutera_na_uspev._uchashchikhsya.docx | 35.23 КБ |
Экологическая конференция для учащихся 7-11 классов
Влияние компьютера на успеваемость учащихся среднего звена
Петрова Полина
Менделеевский муниципальный район, город Менделеевск
МБОУ СОШ № 1, 8 класс
Научный руководитель: Мищихина Л.М.
2014 год
Содержание.
I Введение
II Теоретическая часть:
2.1. Исследование влияния компьютерных игр.
2.2. Компьютерные игры в зеркале общественного мнения.
2.3. Влияние компьютерных игр на подростков.
III Практическая часть:
3.1. Анкетирование учащихся.
3.2. Результаты опроса среди учащихся 5-х и 7-х классов.
3.3. Успеваемость по классам
IV Заключение
V Список литературы
Введение
Не так давно никто не мог и предположить, что компьютер войдет почти в каждый дом. Его освоили не только работники банков, различных офисов, но и другие слои населения, большую часть которых составляют дети. Компьютер дал нам всем большие возможности: подготовка рефератов на различные темы при подготовке домашнего задания, общение через сайты, хранение разной информации, развлечения в виде компьютерных игр.
Но вместе с пользой компьютер внес в нашу жизнь и негативные моменты. Многие школьники стали проводить за компьютером огромное количество времени, не замечая ничего вокруг себя. Компьютер заменил им общение с друзьями, занятия в кружках по интересам, и просто сократило время на подготовку домашних заданий. Родители часто целый день находятся на работе и не могут контролировать время, проведенное детьми за компьютером, и игры в которые играют их дети. На магазинных полках можно встретить огромное разнообразие компьютерных игр.
Каким играм отдают предпочтение школьники, сколько времени проводят за компьютером, контролируют ли родители время, проведенное за компьютером детьми, и как увлеченность компьютером влияет на психику и успеваемость учащихся? Вот те вопросы, которые мы ставили перед собой при выполнении этой работы. Данные исследования проводились среди учащихся 5-х,7-х классов нашей школы.
Цель работы
Изучить вопрос о количестве потребителей компьютера среди учащихся среднего звена, о влияние компьютерных игр на успеваемость и возникновение агрессивности по отношению к другим людям.
Задачи
Объект исследования - компьютер и компьютерные игры.
Предмет исследования –учащиеся среднего звена.
Методы исследования:
Теоретическая часть
Почти каждый ребенок в возрасте от 11 до 14 лет хотя бы один раз пробовал играть в компьютерную игру. Мальчики занимаются компьютерными играми гораздо более интенсивно, чем девочки.
В качестве наиболее распространенных: игры на ловкость и компьютерные варианты спортивных игр; логические игры, являются наименее распространенными. Тревожным сигналом, является все большее распространение игр агрессивного содержания, а также проповедующих насилие, расизм.
Распространение тех или иных компьютерных игр тесно связано с их предпочтением подростками. Наивысший рейтинг имеют игры, требующие ловкости, и спортивные; затем идут "боевые" игры, а также игры с элементами насилия.
Обнаружены отчетливые половые различия в предпочтении игр. Так, мальчики наиболее высоко оценивают игры, связанные с борьбой или соревнованием, затем - игры на ловкость, игры-приключения, игры типа «Стратегия»; наименее любимыми являются логические игры. Девочкам больше всего нравятся игры на ловкость, затем логические, игры-приключения, игры, связанные с борьбой или соревнованиями.
Некоторые данные наводят на мысль о том, что выбор подростком компьютера в качестве хобби в большой степени обусловлен позицией родителей. Так, оказалось, что родители подростков, которые заняты с компьютером, имеют более высокий образовательный уровень, чем родители подростков, которые увлекаются другими видами хобби. Видимо, высокообразованные родители лучше осознают роль компьютера в интеллектуальном развитии их ребенка и создают благоприятную атмосферу для занятий этим видом хобби.
С начала 90-х гг. компьютерные игры становятся частью индустрии развлечений, которая захватывает большое количество людей, преимущественно детей и подростков. Общество встречает новое увлечение неоднозначно: на фоне восхищения возможностями компьютера сквозит настороженность, а в ряде случаев - прямое осуждение. В средствах массовой информации появляется большое количество сообщений, предупреждающих об опасном влиянии компьютера в целом и компьютерных игр в частности на психику подростков. Высказывается мнение, что занятия с компьютером — это своего рода зависимость, которая выражается в таких психопатологических симптомах, как неспособность подростка переключаться на другие развлечения, чувство мнимого превосходства над окружающими, так называемый синдром «вершителя судеб», который приобретает игрок, управляя "жизнью" компьютерных персонажей. Отмечается и такая опасность, как «оболванивание» подростка, оскудение его эмоциональной сферы, поскольку игрок, если он хочет выиграть, должен постоянно подавлять свои чувства и оставаться хладнокровным. Некоторые компьютерные игры провоцируют агрессивное поведение, возвеличивание войн и насилия.. Есть данные, согласно которым у испытуемых, игравших в виртуальную игру, наблюдалось значительно более сильное физиологическое возбуждение, а также большее количество агрессивных мыслей по сравнению с контрольной группой.
В качестве негативных последствий компьютерных игр указывают сужения круга интересов подростка, стремление к создание собственного мира, уход от реальности. По мнению некоторых ученых, занятия с компьютером один на один, часто в ущерб общению со сверстниками, приводит к социальной изоляции и трудностям в межличностных контактах. Поскольку именно общение служит для подростков главным средством развития их личности, то общения, вызванная компьютером (если она действительно имеет место), представляется наиболее драматичной. Большинство игр созданы по типу соревнования пользователя с компьютером или другим игроком; практически отсутствуют игры, требующие кооперативного взаимодействия. Негативную картину дополняют соматические нарушения (снижение остроты зрения, быстрая утомляемость и др.), которые, как полагают, являются прямым следствием «компьютеризации» свободного времени подростков.
Приведенные выше мнения высказываются не только в средствах массовой информации, но и находят поддержку в научном сообществе.
Названные проблемы сделали необходимым исследования, направленные на выявление особенностей подростков, проводящих большое количество времени за компьютерными играми.
Эмоциональная сфера и социальные контакты. Для проверки положения о том, что интенсивное занятие с компьютером ведет к обособлению личности и нарушению контактов с окружающими, были опрошены пользователи в возрасте от 11 до 14 лет. Оказалось, что они гораздо чаще играют в компьютерные игры, чаще всего играют в одиночку. Учащиеся, не увлеченные компьютером, чаще посещают кружки, разные массовые мероприятия, выполняют различные поручения.
Проблема агрессивности несовершеннолетних и связанных с ней правонарушений имеет в обществе широкий резонанс и, видимо, поэтому выступает как одна из центральных тем психологических исследований. Опубликовано большое число работ о влиянии компьютерных игр на формирование агрессивности у детей и подростков, анализ которых позволяет констатировать сильное расхождение мнений: одни авторы доказывают, что компьютерные игры агрессивного содержания повышают агрессивность пользователей, другие отрицают эту взаимосвязь. Если же анализировать с учетом возраста испытуемых, то данные окажутся следующими: действительно, игры с агрессивным содержанием способны стимулировать агрессивность у детей, но только младшего школьного возраста (6–9 лет).
Тот же факт получен при изучении влияния на детей телепрограмм и рекламных роликов с элементами насилия.
Интересы. Исследования показывают, что у подростков, увлекающихся компьютером, получены более низкие показатели интересов в гуманитарной области (музыка, искусство, литература), подростки из «компьютерной» группы меньше читают и мастерят. Кроме того, они больше смотрят видео и телевизор и, как это ни парадоксально, больше занимаются спортом.
Критика компьютерных игр в средствах массовой информации и в некоторых научных изданиях уже в первом приближении представляется не совсем корректной. Даже простые социологический опросы не подтверждают мнения о том, что занятие компьютерными играми носит повальный характер. Далеким от реальности следует считать также представление о том, что большинство играющих детей — «заядлые» игроки: на поверку они составляют лишь десятую часть «компьютерной» группы.
Разумеется, среди игр, которые популярны у подростков, имеются и игры с элементами войны и насилия. Однако утверждение средств массовой информации о предпочтении подростками игр агрессивного содержания следует считать сильным преувеличением.
Структура использования свободного времени в группе компьютерных «фэнов» практически не отличается и в группе сверстников, которые предпочитают другие виды хобби. Не подтверждается также мнение о том, что занятия с компьютером ведут к обособлению игроков, нарушению их социальных контактов: игра с компьютером практически ничем не отличается от других распространенных занятий с точки зрения негативных воздействий на психику подростков. Разумеется, в «компьютерной» группе можно обнаружить отдельных лиц с признаками зависимости или других психопатологических симптомов.
Видимо, здесь компьютерная игра выступает как средство преодоления конфликтов, вызванных глубинными причинами, которые лежат в области семейных отношений и/или отношений со сверстниками. Так тучные дети посвящают компьютерной игре значительно больше времени, чем их сверстники, имеющие нормальное телосложение. Поскольку избыточный вес, как правило, негативно влияет на статус ребенка в группе сверстников, компьютерную игру можно рассматривать как средство компенсации неудач, которые происходят у него в процессе межличностного общения.
Под «компьютерными играми» подразумевают широкий класс программ и технических устройств, на которые они инсталлированы. Выводы о влиянии компьютерных игр не учитывают в полной мере такие важные параметры, как содержание компьютерной игры и ее сложность, т. е. те когнитивные и моторные навыки, которых требует игровая деятельность. Даже начинающему пользователю ясно, что простые компьютерные копии традиционных карточных игр или лото имеют совершенно иное психологическое воздействие, чем игры, симулирующие реальную ситуацию (полет на самолете, путешествие по неизвестной стране и т. п.). Создание четкой классификации компьютерных игр по их психологическому содержанию могло бы приблизить нас к пониманию механизмов воздействия конкретной игры на пользователя.
Представление о компьютерных играх как о причинах повышения агрессивности у детей и подростков также кажется во многом спекулятивным. Анализ литературы показал, что большая часть наиболее популярных игр не имеет агрессивного содержания. Таким образом, их возможное влияние на агрессивное поведение подростков следует считать сильно ограниченным. Единственным, достаточно хорошо доказанным фактом остается повышение агрессивности у младших школьников, игравших в компьютерные игры с элементами насилия. Большая же часть авторов сообщает об отсутствии связи агрессивного содержания игр с агрессивностью в поведении пользователей.
Взаимосвязь компьютерных игр с агрессивностью можно трактовать двояко: либо агрессивное поведение игрока вызвано агрессивным содержанием компьютерной игры, либо, наоборот, агрессивные дети и подростки предпочитают компьютерные игры с агрессивным содержанием. Сходную логику можно применить к данным о негативном влиянии компьютерных игр на школьную успеваемость , согласно которым азартные игроки с компьютером забывают о домашних заданиях и, как следствие, снижают успеваемость. Однако ситуация здесь может быть прямо противоположной: трудности в освоении материала вызывают "бегство" ученика в мир компьютерной игры. Очевидно, что на вопрос о причинно-следственных связях могут ответить только экспериментальные исследования.
Практическая часть
3.1. Анкетирование учащихся
Нами было опрошено 134 человек: учащихся 5-х и 7-х классов, в возрасте от 11 до 14 лет. Из них дома компьютер имеют 97%. Не имеют компьютер 3%( 5 учащихся).Увлеченность играми тоже разнообразная: девочки предпочитают логические игры, рисование, игры-путешествия; мальчики предпочтительно играют в игры, связанные со скоростью, насилием, стрельбой. Контроль со стороны родителей с возрастом ослабевает. Учащихся 5-х классов контролируют чаще во времени, проведенным за компьютером, чем учащихся 7-х классов. Ребята из 5 класса в большинстве случаев сидят за компьютером положенное время, к 7-му классу время очень возрастает. Хочется отметить,что в выходной день, когда родители могли бы проконтролировать своих детей, время, проведенное за компьютером увеличивается. Проанализировав успеваемость учащихся, мы пришли к следующему выводу: она тоже понижается с возрастом. Если в 5-х классах она снизилась у 21% учащихся, увлеченных компьютером, то в 7-м классе она понизилась у 40%.
Наблюдается и агрессивность со стороны учащихся в отношениях со своими одноклассниками.
3.2.Результаты опроса среди учащихся 5-х и 7-х классов школы № 1
Критерии опроса | 5 «а» класс | 5 «б» класс | 5 «в» класс | 7 «а» класс | 7 «б» класс | 7 «в» класс | 7 «г» класс |
Компьютер дома имеют | 99% (18) | 99%(14) | 100%(24) | 100%(19) | 98% (10) | 100% | 100% |
Не имеют компьютер дома | 1% (1) | 1%(1) | 0% | 0% | 2% (2) | 0% | 0% |
Контроль со стороны родителей | 73%(14) | 80%(12) | 67%(16) | 73%(14) | 80%(8) | 83% (20) | 43 % (16) |
Посещение кружков | 73%(14) | 53% ( 8) | 66% (16) | 63%(12) | 80%(8) | 71% (14) | 78% (18) |
Влияние компьютера на зрение | 15% (3) | 26%(4) | 33%(8) | 36%(7) | 16%(2) | 83% (20) | 57% ( 13) |
Влияние агрессии в общении со сверстниками | 25%(5) | 40% (6) | 20%( 5) | 21%(4) | 20%(2) | 9%(2) | 65% (15) |
Отказ от компьютера | 20%(4) | 40% (6) | 38% (9) | 57%(11) | 80%(8) | 37%(9) | 47%(11) |
Влияние компьютера на самочувствие: Плохо Хорошо | 25% (5) 75%(15) | 46%(7) 54% (8) | 38%(9) 62%(15) | 42%(8) 58%(11) | 41%(5) 59 % (7) | 50% (12) 50 % (12) | 47% (11) 53% (12) |
Свободное время: За компьютером Другое | 15% (3) 85 %( 17) | 20%(3) 80%(12) | 20% (5) 80%(19) | 68%(13) 32%(6) | 25%(3) 75%(9) | 38%(9) 62%(15) | 26%(6) 74%(17) |
3.3.Успеваемость по классам
5 «а» класс | 5 «б» класс | 5 «в» класс | 7 «а» класс | 7 «б» класс | 7 «в» класс | 7 «г» класс | |
1 четверть | 100% | 99% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% |
2 четверть | 100% | 97% | 100% | 98% | 100% | 100% | 99% |
3 четверть | 100% | 98% | 100% | 96% | 99% | 100% | 99% |
Заключение
Всемирная глобальная сеть, или собственно Интернет, быстро и уверенно захватывает своими невидимыми нитями пространство земного шара. В настоящее время к Интернет подключены сотни миллионов компьютеров, узлов провайдеров, любителей и профессионалов, политиков и журналистов, научных работников и преподавателей, студентов и школьников. Динамично входят в жизнь компьютеры и Интернет, подчиняя себе все новых поклонников. Но мы в большинстве своем не знаем, что таит в себе всемирная глобальная сеть и как ее ресурсы можно использовать.
Стремление к познанию неизвестного, нового и интересного, а то и просто желание отдохнуть, движет молодым поколением в направлении все большей заинтересованности компьютерными играми. И это не удивительно: современный уровень информационных технологий позволяет создавать игры с прекрасной графикой, анимацией и мультимедийными эффектами. В связи с этим стремительно пополняется количество компьютерных фанатов, основной деятельностью которых является игра на компьютере. Круг социальных контактов у них очень узок, и они не замечают, как попадают в зависимость от игр. Причины этого кроются не только в социальной сфере, но и в недостаточности воспитания.
Проделав эту работу, изучив вопрос о влияние компьютерных игр на успеваемость школьников среднего звена (11-14 лет), нам бы хотелось обратиться к родителям: Контролируйте ваших детей при работе их за компьютером. Контролируйте время и игры, в которые дети играют. Увлеченность компьютером может вытеснить из жизни ребенка простое общение со сверстниками, увлеченность другими хобби, снизить успеваемость в школе, так как время за компьютером бежит очень быстро, не успеет ребенок оглянуться, а уже вечер, он устал, домашнее задание не выполнено, пора спать. Долгая работа за компьютером влияет на здоровье ребенка. При этом они сильно утомляются, плохо засыпают, спят тревожно, наступает умственное переутомление, служит причиной неврозов и связанных с ними раздражительности, грубости, рассеянности. Неспокойный сон и скрежет во время сна зубами свидетельствует, что у ребенка повышенная возбудимость нервной системы.
Дополнительные ограничения по продолжительности работы должны быть введены в тех школах, где дети работают на компьютерах.
Самочувствие ребёнка в момент взаимодействия с компьютером определяет порог его утомляемости. То есть имеет значение и его состояние здоровья вообще, и уровень работоспособности в данный момент, и настроенность на общение с компьютером, и функциональная готовность ребёнка этой специфической деятельности.
Список литературы
Финист - Ясный сокол
Горячо - холодно
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Ветер и Солнце
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)