Возникновение в структуре российской экономики моногородов является определенной закономерностью, которая не может быть однозначно оценена положительно или отрицательно. Монопрофильные населенные пункты в России расположены практически повсеместно. Выбор данной темы обусловлен остротой и масштабностью проблем монопрофильных городов. Если в городах с развитой многоотраслевой экономикой падение объемов производства и сокращение рабочих мест на предприятиях в период кризиса вызывает переток занятых в другие отрасли промышленности и сферу услуг, то в монопрофильных поселениях остановка градообразующего предприятия способна парализовать всю жизнедеятельность города.
Вложение | Размер |
---|---|
sama_rabota_geo.doc | 121 КБ |
ВВЕДЕНИЕ.
На протяжении XI веков исторической эволюции в России сложилась сеть городских поселений, пространственное расположение и функции которых формировались под влиянием комплекса уникальных по своему сочетанию и интенсивности воздействия факторов, среди которых особо выделяются суровые природно-климатические условия, сверхвысокая роль государства, длительный политический изоляционизм. Среди этого многообразия поселений особое место принадлежит такому уникальному типу как монофункциональные города. Монопрофильные города на протяжении десятилетий являются основой российской экономики. На их долю приходится порядка 40 % суммарного ВВП Российской Федерации.
Возникновение в структуре российской экономики моногородов является определенной закономерностью, которая как таковая не может быть однозначно оценена положительно или отрицательно. Это специфичный для России способ адаптации размещения производительных сил к особым климатическим и географическим условиям страны. При этом ряд предпосылок такого устройства хозяйственной деятельности сохраняется и даже усиливается в настоящее время в силу повышения экономических барьеров, препятствующих миграции населения из региона в регион.
Монопрофильные населенные пункты расположены практически повсеместно: в Европейской и Восточной частях России, на севере и на юге, вблизи крупных городов и в удалённых районах. В 460 населённых пунктах концентрируют 25% населения страны.
Проблемы социально-экономического развития моногородов России неоднократно поднимались научным сообществом. Наиболее масштабные исследования за последние несколько лет были выполнены научно-благотворительным фондом (НБФ) «Экспертный институт» и Московским научно-методическим центром (НМЦ) «Города России». Был проведен комплексный анализ городских бюджетов, производственно-финансовых характеристик градообразующих предприятий и экономической эффективности функционирования моногородов.
Актуальность темы обусловлена остротой и масштабностью проблем монопрофильных городов. Если в городах с развитой многоотраслевой экономической базой падение объемов производства и сокращение рабочих мест на ряде предприятий в период кризиса вызывает переток занятых в другие отрасли промышленности и сферу услуг, то в монопрофильных поселениях остановка градообразующего предприятия способна парализовать всю жизнедеятельность города. Узкая сфера занятости, ограниченные возможности маневра для потерявших работу, высокая и застойная безработица, снижение уровня жизни всего населения, свертывание социальной инфраструктуры, ухудшение морально-психологического климата, а также сокращение налогооблагаемой базы местных бюджетов и невозможность нормального функционирования городского хозяйства, все это - нарастающие как снежный ком проблемы монопрофильных поселений, затронутых кризисом.
Целью исследования является расширение представлений об особенностях функционирования монофункциональных городов, выявление проблем и нахождение путей
их развития в переходной экономике на основе комплексного географического изучения.
В соответствии с поставленной целью в ходе исследования решались следующие задачи:
- обобщение и сравнительная оценка критериев и методов выделения городов и других населенных пунктов с моноэкономической структурой; выделение монопрофильных поселений;
- выявление унаследованных и новых проблем развития монопрофильных поселений, оценка экономических, социально-демографических, природно-ресурсных и экономико-географических факторов, предопределяющих направления и пути их перспективного развития моногородов Ханты-Мансийского автономного округа-Югра;
- выделение группы монопрофильных поселений с критической ситуацией на рынке труда;
Объектом исследования являются монопрофильные поселения Российской федерации, Ханты-Мансийского автономного округа – Югра.
Предметом исследования являются процессы, тенденции, приоритеты развития монофункциональных городских поселений Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа-Югра.
В работе используются такие общенаучные методы, как сравнение, обобщение, системный анализ. Для сбора социологической информации использовался метод экспертного опроса. Применен статистический анализ данных. Теоретической базой исследования послужили опубликованные материалы государственной и муниципальной статистики.
2. ПРОБЛЕМЫ МОНОПРОФИЛЬНЫХ ГОРОДОВ
2.1. История возникновения моногородов.
Так откуда взялись моногорода? Не правы те, кто считает, что все началось в условиях развития и функционирования плановой экономики СССР. Все началось намного раньше.
Первое массовое образование моногородов в России началось еще во время индустриальной эпохи Петра Первого. Организация новых производств, и в первую очередь, суконных мануфактур и железоделательных заводов в зонах освоения (Тула, Урал, Подмосковье), требовала много рабочих рук. Однако свободных кадров как таковых в России не существовало. Поэтому к заводам либо приписывались казенные крестьяне, либо приобретались крепостные на вывоз или использовались войска и каторжные работники. Таким образом, изначально образовывались заводы-поселки, часть из которых развились в крупные промышленные центры (такие как Челябинск, Тула, Златоуст), другая же часть так и осталась в состоянии моногорода (такие как Ирбит, Аша и др.)
Второе массовое развитие моногородов связано с "ситцевым" капитализмом в России и массовым развитием легкой промышленности. Были образованы мануфактуры, которые располагались преимущественно в Центре России и использовали труд крестьян в зимнее время, как отхожий промысел с последующим переходом на постоянную работу. В это время возникают такие города как Дрезна, Шуя, Орехово-Зуево, Павлов Пасад. В области "Народных промыслов" образуются центры производства за счет укрупнения деревенских промыслов: Семенов, Гусь-Хрустальный, Первомайский (фарфоровый завод Попова), Гжель.
Также в это время образуются шахтерские города-поселки вдоль трассы Транссибирской магистрали в целях снабжения углем паровозного парка.
Во времена сталинской индустриализации возникновение моногородов происходило в небольшой степени, так как производства или реконструировались, или создавались сразу как комплекс предприятий, имеющий одно или несколько головных предприятий (напр. Магнитка, Воркута, Новокузнецк, Апатиты и др.)
Значительное число моногородов возникло в военное время за счет эвакуированных предприятий, причем позднее ряд монопоселков слился с близрасположенным городом (Безымянка и Куйбышев, Танкоград и Челябинск), а ряд предприятий стали градообразующими (Шадринск - за счет эвакуации части ЗИЛа из Москвы и т.д.).
После пятидесятых годов в размещении производительных сил проявилась тенденция рассредоточения производства из крупных городов и активного привлечения рабочей силы из местного и сельского населения. Система советского капитального строительства из-за постоянного дефицита продукции была направлена на строительство новых мощностей, а не реконструкцию старых объектов, чем объяснялось активное строительство новых производств в малых и средних городах, где подобные предприятия по существу становились градообразующими. Также политика концентрации переработки пищевых отраслей промышленности, с последующим принудительном вывозом произведенной продукции в другие области, привела к созданию крупных мясокомбинатов, сырзаводов, сахарных заводов во многих районных центрах европейской части России (Суджа, Щигры, Золотуха в Курской области; Стародуб в Брянской; Миллерово и Целина в Ростовской; Шумиха и Петухово в Курганской и т.д.).
Реализация оборонной политики привела к созданию закрытых городов с ограничением въезда и выезда граждан, организации спецснабжения и выделения их в самостоятельные административные образования. Соответственно в данных городах никакое другое производство не размещалось. К подобным городам можно отнести Ленинск (Байконур), Арзамас-39, Снежинск, Полярный, Красноярск, и т.д. (Приложение 1).
Развитие научно-технического потенциала страны повлекло за собой создание наукоградов. Первый эксперимент был опробован в Академгородке в Новосибирске. Позже были созданы города Дубна, Обнинск, Протвино, Троицк, Черноголовка, Зеленоград и другие.
Таким образом, структура моногородов в России стала представлять собой довольно сложный конгломерат городов, различных по численности (от городов типа Байконура, Тольятти, Саяногорска, Костомукши до районных городов и поселков городского типа), по сложности производства и квалификации жителей - (от Троицка и Обнинска до Шумихи и Острова)
Обобщая данные исследования с генетической точки зрения, монопрофильные города можно в первом приближении разделить на исторические (возникшие до XX века), периода активной урбанизации и индустриализации страны (образовавшиеся в первой половине XX века) и молодые (существующие менее 50 лет), в свою очередь, они могут подразделяться на первично промышленные и приобретшие промышленные функции в процессе развития.
На конец 1980 – х годов на территории России к моногородам можно было отнести не менее 400 городов. (без учета поселков городского типа и закрытых административно-территориальных образований).
В 2008 году порядка 40 % городов России можно отнести к монофункциональным городам (≈ 460), к монофункциональным населенным пунктам – 332 поселка городского типа. В целом в монофункциональных населенных пунктах в настоящее время проживает 25 млн. человек.
2.2. Роль моногородов в экономике России.
Что же такое моногород? В отечественной практике к этому понятию близок термин "город-завод", что предполагает существование теснейшей связи между функционированием городского поселения и предприятием, достаточно крупным, чтобы влиять на все основные аспекты жизни города - градообразующего предприятия.
По мнению экспертов, город можно называть монопрофильным, если присутствуют следующие признаки:
Выделяют несколько типов моногородов по структурным особенностям:
Каждый тип монопрофильных городов обладает присущими им особенностями социально-экономической среды и, следовательно, особыми потребностями в части поддержки социального сектора.
Роль монопрофильных городов в социально-экономическом развитии региона различна. В некоторых субъектах Российской Федерации один–два монопрофильных города обеспечивают экономическое развитие всего региона. Это Вологодская область (Череповец) и Красноярский край (Норильск), Республика Саха (Якутия) (Нерюнгри), Липецкая (Липецк), Белгородская (Старый Оскол), Архангельская (Новодвинск, Коряжма) и Томская (Стрежевой) области. В процессе экономического роста 2000-2008 годов наибольший импульс развития получили монопрофильные города экспортноориентированных отраслей экономики: нефте- газодобыча, черная и цветная металлургия, химическая и лесная промышленность.
Наиболее сложная бюджетная ситуация складывалась в городах с высокой долей пенсионеров, а также в населенных пунктах отраслями специализации которых является легкая промышленность и машиностроение.
2.3. Оценка и распределение моногородов по регионам России.
География моногородов характеризуется привязкой к типам экономического развития территорий: агломерационному, сырьевому, промышленному.
В агломерационном поясе сосредоточены предприятия химической промышленности и металлургии (ОАО «Еврохим», ОАО «НЛМК», АО «Холдинговая компания Металлоинвест», ОАО «Северсталь»). Моногорода агломерационного пояса развития – это преимущественно города-спутники в зонах крупных агломераций. Например, Воскресенск в Московской области, Новомосковск в Тульской области, Кириши в Ленинградской области. Такие города обладают преимуществами социального развития, связанными с относительной близостью полифункциональных населенных пунктов. Монопрофильность городов компенсируется близостью к крупным центрам. В связи с этим поддержание благоприятной социальной среды в моногородах-спутниках требует меньших объемов затрат как со стороны государства, так и со стороны бизнеса.
В сырьевом поясе развития, занимающем северные и восточные территории Российской Федерации, расположена большая часть моногородов, специализация которых связана с первичной обработкой сырья: Сургут, Нижневартовск в Ханты-Мансийском автономном округе, Новый Уренгой в Ямало-Ненецком автономном округе, Усинск в Республике Коми и др. В сырьевом поясе расположены государственные и частные предприятия нефте-и газодобычи: ОАО «Газпром», НК «Роснефть», ОАО «ЛУКОЙЛ», ТНК-ВР Холдинг; предприятия металлургии и угольной промышленности: холдинг «Интеррос», холдинг «Базовый элемент» (включая ОК РУСАЛ), «Евраз Груп С.А», «УГМК-Холдинг». Повышенная доля экономически активного населения в демографической структуре городов сырьевого пояса развития определяет высокие для Российской Федерации показатели естественного прироста населения, что обусловливает дополнительную социальную нагрузку на государство и корпорации.
Традиционными территориями размещения моногородов является промышленный пояс развития, включающий в первую очередь регионы Урала (Краснотурьинск, Каменск-Уральский, Верхняя Салда, Верхняя Пышма в Свердловской области, Миасс, Магнитогорск, Белорецк в Челябинской области) и юга Сибири (Междуреченск, Черногорск в Кемеровской области, Шелехов в Иркутской области, Саяногороск в Республике Хакасия и др.). В этом поясе расположены наименее благополучные в социальном отношении моногорода металлургии и машиностроения, часто имеющие в качестве градообразующих всего одно крупное предприятие и одновременно удаленные от полифункциональных городских центров (Приложение 2). Монопрофильные города формируют монопрофильные районы в Свердловской и Челябинской областях, а также в Кемеровской области, поэтому социальные проблемы городов переходят на уровень социальных проблем районов.
Таким образом, наиболее острыми проблемами взаимодействия государства и бизнеса в части поддержки социального сектора характеризуются города Урала и юга Сибири. Наиболее благополучными в социальном отношении являются города Центра Европейской территории России.
Проанализировав данные о расположении современных моногородов России, можно отметить также, что большая часть моногородов расположена в регионах с неблагоприятными климатическими условиями с невозможностью перенесения производства в другие районы, так как связана с добычей природных ресурсов. Другая значительная часть моногородов – это города с обрабатывающим производством, не привязанным к географическим особенностям региона, расположенные в Центре России и Поволжье.
Примерно в 145 моногородах собственниками градообразующих предприятий является крупные бизнес-группы и компании, региональные бизнес-структуры, естественные монополии (Приложения 4). Это около 14% городов страны, в которых проживает 11 млн человек или 7,7% населения Российской Федерации.
В период 2002-2007 годов численность населения монопрофильных городов сократилась на 0,6 млн человек. Тенденция снижения численности населения отмечается в 117 моногородах, при этом лидируют в последней двадцатке города металлургических компаний, в том числе Воркута, Саяногорск, Миасс, Ревда, Норильск, Нижний Тагил. Всего за пять лет численность населения 13 металлургических городов сократилась на 300 тыс. человек. В городах нефтяных и газовых компаний, несмотря на удаленность от основной полосы расселения, численность населения продолжает расти, как и при Советском союзе в основном за счет более высокой заработной платы.
В основном крупный бизнес концентрируется в монопрофильных городах с населением от 20-49 тысяч человек, расположенных преимущественно в Уральском и Приволжском федеральных округах. Структура монопрофильных городов крупного бизнеса по численности с 2002 года по 2007 год изменилась (Приложение 5):
Основная причина изменения структуры монопрофильных городов по численности населения – естественная убыль и миграционный отток населения характерная для большинства монопрофильных городов, за исключением нефтяных и газовых городов.
В целом негативные последствия кризиса 90-х годов наиболее сильно проявились в монофункциональных городах. Сильный спад производства (особенно в отраслях машиностроения и легкой промышленности) сопровождался резким ростом безработицы и длительными невыплатами заработной платы в депрессивных моногородах (Приложение 6).
Результатом мирового экономического кризис 2008 года, начавшегося в финансовой сфере, стало снижение инвестиционной активности, временная приостановка или отказ от реализации многих инвестиционных проектов. Следующим неизбежным шагом развития кризиса стало снижение спроса в производственных отраслях, обслуживающих инвестиционный подъем: строительство, черная металлургия, электроэнергетика, производство строительных материалов.
Кризис сопровождается падением цен на все основные виды сырья, служащие основным источником дохода для крупнейших российских корпораций, для регионов и городов, в которых базируется их деятельность, для экономики России в целом. Снижение прибыли компаний, сокращение доходов бюджета грозит дальнейшим сжатием инвестиционной активности в экономике. Вслед за топливно-энергетическим комплексом и горнодобывающими отраслями кризис затрагивает машиностроение, производство комплектующих. Вместе с удорожанием кредитных ресурсов в кризисе оказались торговые сети, которые уже испытывают сложности с погашением задолженности перед сельхозпроизводителями. Таким образом, уже в октябре-ноябре 2008 года кризис затронул практически все основные отрасли реального сектора, практически все ведущие российские компании.
В мае месяце 2009 года наиболее обсуждаемой темой в Правительстве была проблема многострадального города Пикалево. Город начал испытывать проблемы с конца 2008 года, когда остановилось производство на трех предприятиях: «Пикалевский цемент», «БазэлЦемент-Пикалево» и «Метахим». Все три предприятия спроектированы как единый технологический комплекс и зависят от переработки глинозема на Пикалевском глиноземном заводе, входящем в «БазэлЦемент». Жителям Пикалево повезло, что съезд «Единой России» проходил в Петербурге в разгар очередного конфликта трёх собственников градообразующих предприятий. На съезде премьер-министр Владимир Путин дал ясно понять, что предприятия спасать от кризиса нужно всем: и чиновникам, и владельцам компаний. Правительство планирует поддержать моногорода. Среди них будет распределено 15 млрд рублей. Первыми поддержку из федерального бюджета получат Тольятти, Пикалево, Байкальск и Ленинск-Кузнецкий, полагает чиновник минрегиона: «В этих городах проблема стоит особенно остро».
Проанализировав данный материал, я могу сделать вывод, что моногорода – особый тип организации взаимосвязи производства и жизнеобеспечения населения России. Основные проблемы моногородов связаны с тем, что деятельность города зависит от деятельности одного (градообразующего) предприятия. Надо отметить, что Правительство планирует поддержать моногорода. Но господдержка будет предоставлять моногороду только в случае недостаточности региональных мер, а развитие моногорода должно проходить на основе комплексного плана, совместно разработанного органами местного самоуправления и собственниками градообразующих предприятий.
3. Изучение проблем моногородов на примере населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа - Югра.
3.1. Основные направления, тенденции и перспективы развития городов ХМАО-Югра.
В условиях трансформирующейся экономики регионы Севера оказались в наиболее сложной социально-экономической ситуации исходя из объективных условий (суровые климатические условия, удаленность и труднодоступность многих северных районов, высокая зависимость хозяйственного комплекса от ввозимой продукции и т.д.).
Анализ размещения промышленности показывает, что отчетливо прослеживается тяготение определенных отраслей к городским поселениям разной величины. Отрасли промышленности, связанные с добычей сырья преобладают в небольших городах.
Большинство городов Ханты-Мансийского автономного округа образовалось как нефте-газодобывающие центры в районах разработок полезных ископаемых. В этом состоит главное отличие малых городов Севера от малых городов Центральной России, которые в большинстве своем выполняют функции местных центров сельскохозяйственного производства.
В силу воздействия комплекса неблагоприятных природно-географических факторов, преобладающей для ХМАО всегда являлась специализация, связанная с эксплуатацией разнообразных био- и минерально-сырьевых ресурсов. Однако сегодня специализация ХМАО на общероссийском и мировом рынке связана исключительно с нефте и газодобычей. Лесопромышленный комплекс ориентирован на региональные рынки; добыча и переработка биоресурсов потеряла черты отрасли внешней специализации (Приложение 7).
Результаты анализа показали, что ведущая отрасль специализации ХМАО с одной стороны, источник экономического лидерства территории, а с другой стороны, концентрирует подавляющую часть всех доступных материальных, финансовых, трудовых ресурсов, деформирует экономическую систему региона и испытывает неуправляемое влияние конъюнктуры мировых рынков. Прочие отрасли специализации представлены преимущественно предприятиями начальной стадии технологического цикла, занимает незначительное место в структуре экономики округа. Противоречивость текущего положения и неопределенность перспектив развития основных отраслей хозяйственной специализации существенно ограничивает возможности развития поселений округа.
Результаты, полученные в ходе анализа пространственных и отраслевых проблем развития видов деятельности, определяющих хозяйственный профиль ХМАО, позволили выявить следующие устойчивые характеристики региональной системы расселения, которую формируют города, различающиеся по людности, срокам возникновения, характеру специализации и т. д. (Приложение 8, таб.1).
Практически для всех городов характерна высокая степень специализации структуры городской экономики (Приложение 8, таб.2).
Но, несмотря на низкую диверсификацию экономики, каждый город характеризуется уникальным сочетанием специализированных и центральных функций (Приложение 9).
Анализ специфики реализации этих функций позволяет обосновать следующие характеристики системы городских поселений ХМАО:
Для оценки уровня и качества жизни применяют количественные и качественные показатели, дающие представление о размере доходов населения, социальной инфраструктуре, криминальной обстановке, особенностях потребительского рынка, объеме инвестиций в основной капитал городских предприятий. Для выявления современных тенденций развития моногородов ХМАО была проанализирована статистика ряда социально-экономических показателей по моногородам, градообразуюшими предприятиями которых является организации группы ЛУКОЙЛ (Урай, Когалым, Лангепас, Покачи), также Сургуту и Нижневартовску. Таким образом, анализ статистических данных по городам ХМАО позволил сделать следующие выводы:
3.2. Общие сведения о городе Когалыме, как о моногороде.
С открытием и разработкой нефтяных и газовых месторождений в жизни страны началась новая страница. В этом году город будет отмечать свой двадцатипятилетний юбилей. За эти годы город превратился в один из ведущих центров добычи нефти. В городе проживает около 64 тысяч человек. В Когалыме функционируют филиалы ТюмГУ и ТГНГУ, профессиональное училище.
Когалым расположен в северо-восточной части нефтегазоносного района Тюменской области. По территориально-административному делению эта зона входит в Сургутский район ХМАО и расположена в приграничной зоне Ханты-Мансийского автономного округа. Здесь проходит граница с Ямало-Ненецким АО. Географические координаты Когалыма : 60 градусов северной широты и 65 градусов восточной долготы.
Общая площадь города 4432 га, в том числе площадь застроенных земель - 1102 га, коэффициент застройки - 25%.
Численность экономически активного населения в г. Когалым в 2009 году составила 22,4 тыс. чел. Из них на предприятиях группы «ЛУКОЙЛ» было занято 7188 чел., что составляет 32,08 %. Объем налогов от этих предприятий, поступивших в бюджет города составил 145,58 млн. руб., что эквивалентно 36,2% относительно всей доходной базы городского бюджета. принадлежность г. Когалыма к монопрофильным городам не вызывает сомнения, поскольку нефтегазовый комплекс в производственной структуре муниципального образования охватывает почти 94% всей производственной базы. Особенность этих отраслей - значительная зависимость от внешнего рынка сбыта. При благоприятной конъюнктуре цен на мировом рынке они могут развиваться на основе самофинансирования с привлечением иностранных инвестиций, обходясь без существенной финансовой помощи государства. Начиная с 2000 г., сложилась благоприятная конъюнктура для российских нефтедобытчиков, обусловленная высокими мировыми ценами на нефть и газ, ростом доходов компаний ТЭКа.
Экономический кризис 2009 г. сказался и на предприятиях г. Когалыма. Результат вылился во временной приостановке некоторых инвестиционных проектов. Также произошло сокращение рабочих мест на предприятиях, что привело к увеличению показателя безработицы в городе. Проблема трудоустройства решается на предприятиях по разному: за счет сокращенной рабочей недели или сокращения рабочего дня.
Анализируя литературные источники, статьи из периодических изданий, анкеты жителей города Когалыма (Приложение 10) можно сделать вывод, что у нашего города, как и других западносибирских городов, расположенных в северной части Тюменской области, имеются следующие требующие учета особенности:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Характерной чертой монопрофильных городов является сужение экономических возможностей для его жителей, вызванное наличием ничтожно малого числа предприятий на его территории, что вызывает серьезные как чисто экономические, так и социально-психологические проблемы. Наличие одного единственного градообразующего предприятия, обеспечивающего через мультипликативный механизм деятельность еще ряда предприятий, чрезвычайно ограничивает возможности данного территориального поселения, обрекая его жителей на отсутствие дополнительных альтернатив, имеющихся в любом другом крупном многопрофильном городе.
Правительство России, начавшее антикризисную деятельность, приступило к поддержке отраслей и предприятий реального сектора. Среди первоочередных мер правительства, которые уже начали реализовываться – снижение налога на прибыль, ускоренный порядок возврата налога на добавленную стоимость, увеличение амортизационной премии, для топливно-энергетического комплекса - снижение экспортных пошлин, повышение необлагаемой налогом на добычу полезных ископаемых цены нефти. Все эти меры способны поддержать компании в ближайшие месяцы.
Выполняя работу, я в очередной раз убедились, что Россия – это страна моногородов. И если на первый взгляд кажется, что проблема одного моногорода – это маленькая проблемка, то экономическая проблема России складывается из совокупности этих проблем. Поэтому необходимо создать единый орган, который будет управлять ходом реализации плана спасения моногородов. И, я считаю, что одним из обязательных условий улучшения ситуации в моногородах является участие всех заинтересованных сторон: администрации моногорода, вышестоящих органов власти, руководства градообразующего предприятия, профсоюзов, общественных объединений, партий и каждого жителя.
Список литературы
5. Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов. 2006: Стат. сб. / Росстат. – М., 2006;
6. Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов. 2007: Стат. сб. / Росстат. – М., 2007;
7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006: Стат. сб. / Росстат. – М., 2007.
8. Тургель И.Д., Крючина Л.И. Тенденции и проблемы формирования системы моногородов России //чиновник. 2005, № 6.
Яблоко
Сорняки
Заповеди детства и юности
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Император Акбар и Бирбал