проект на тему симметрия как понятие о соразмерном и гармоничном.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_simmetriya.pptx | 1.37 МБ |
Слайд 1
Проект. Симметрия как понятие о соразмерном и гармоничном. Выполнила ученица 10 Б класса МБОУ «СОШ № 21» Шарапова Ирина (учитель Черкасова А.В.) г.Энгельс.Слайд 2
Содержание Цели и задачи 3 Введение 4 Аспекты, без которых симметрия невозможна 5 Типы симметрий 6-12 Симметрия в архитектуре 13-16 Симметрия в изобразительном искусстве 17-19 Симметрия в музыке 20 Симметрия в русском языке 21 Симметрия в поэзии 22 Симметрия в химии 23 Заключение 24 Вывод 25-26 Используемая литература 27 2
Слайд 3
Цели -Познакомиться с общим понятием симметрии; -Рассмотреть виды и типы симметрий; -Проанализировать как и где используется симметрия. Задачи -Изучение научно-популярной литературы, чертежей зданий с целью выявления симметрии; -Анализ фотографий на предмет выявления симметрии; - Узнать, как понимали симметрию древнейшие учёные; - Познакомиться с основными видами симметрии и использованием их в различных областях жизни и деятельности человека; - Рассмотреть примеры применения симметрии в архитектуре, искусстве, точных и гуманитарных науках. 3
Слайд 4
Понятие симметрии проходит через всю историю человечества. Оно встречается уже у истоков человеческого знания. Возникло оно в связи с изучением живого организма, а именно человека, и употреблялось скульпторами ещё в V веке до н. э. Слово «симметрия» греческое. Оно означает «соразмерность», «пропорциональность», одинаковость в расположении фрагментов. В сбалансированности и равновесии симметрия показывает тот способ согласования многих частей, с помощью которого они объединяются в целое. Симметрия является той идеей, посредством которой, человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство. (Г. Вейль) Введение 4
Слайд 5
5 - объект - носитель симметрии; в роли симметричных объектов могут выступать вещи, процессы, геометрические фигуры, математические выражения, живые организмы и т.д. - некоторые признаки - величины, свойства, отношения, процессы, явления - объекта, которые при преобразованиях симметрии остаются неизменными; их называют инвариантными или инвариантами. - изменения (объекта), которые оставляют объект тождественным самому себе по инвариантным признакам; такие изменения называются преобразованиями симметрии; - свойство объекта превращаться по выделенным признакам в самого себя после соответствующих его изменений. А спекты, без которых симметрия невозможна
Слайд 6
6 Типы симметрий Двусторонняя симметрия (осевая, билатеральная симметрия) — симметрия зеркального отражения, при которой объект имеет одну плоскость симметрии, относительно которой две его половины зеркально симметричны. Если на плоскость симметрии опустить перпендикуляр из точки А и затем из точки О на плоскости симметрии продолжить его на длину О, то он попадёт в точку А1 , во всем подобную точке А. Двусторонняя симметрия достаточно распространена в жизни. Треугольник, трапеция – двусторонне симметричные фигуры. У животных билатеральная симметрия проявляется в схожести левой и правой половин тела.
Слайд 7
7 В пространстве аналогом оси симметрии является плоскость симметрии. Отображение пространства на себя относительно плоскости называют зеркальной симметрией. Название это оправдано тем, что обе части фигуры, находящиеся по разные стороны от плоскости симметрии, похожи на некоторый объект и его отражение в зеркале. З еркальная симметрия (частный случай двухсторонней симметрии)- о тображение пространства на себя относительно плоскости. В пространстве аналогом оси симметрии является плоскость симметрии. Название это оправдано тем, что обе части фигуры, находящиеся по разные стороны от плоскости симметрии, похожи на некоторый объект и его отражение в зеркале.
Слайд 8
8 П ереносная симметрия ( частный случай билатеральной симметрии ) - вид симметрии, состоящий в том, что части целой формы организованы таким образом, что каждая следующая повторяет предыдущую и отстоит от нее на определенный интервал в определенном направлении. Этот интервал называют шагом симметрии. Переносная симметрия обычно используется при построении бордюров. В произведениях архитектурного искусства ее можно увидеть в орнаментах или решетках, которые используются для их украшения. Переносная симметрия используются и в интерьерах зданий.
Слайд 9
9 Аксиальная симметрия (центральная, радиальная , лучевая симметрия) —форма симметрии, при которой тело (или фигура) совпадает само с собой при вращении объекта вокруг определённой точки или прямой. Часто эта точка совпадает с центром симметрии объекта, то есть той точкой, в которой пересекается бесконечное количество осей двусторонней симметрии. Радиальной симметрией обладают такие геометрические объекты, как круг, шар, цилиндр или конус.
Слайд 10
10 Ц ентральная симметрия – явление, при котором ф игура симметрична относительно точки (центр симметрии), если ее точки попарно лежат на прямых, проходящих через центр симметрии, по разные стороны и на равных расстояниях от него.
Слайд 11
11 Сферическая симметрия — симметричность относительно вращений в трёхмерном пространстве на произвольные углы. Локальная сферическая симметрия пространства или среды называется также изотропией.
Слайд 12
12 Вращательная симметрия — термин, означающий симметрию объекта относительно всех или некоторых собственных вращений m-мерного евклидова пространства.
Слайд 13
13 В архитектуре чаще всего распространён простейший вид симметрии — зеркальная симметрия , симметрия левого и правого. Ей подчинены постройки Древнего Египта, храмы античной Греции, амфитеатры, термы, триумфальные арки римлян, ровно как и многочисленные сооружения современной архитектуры. Плоскость симметрии в произведениях архитектуры, как правило, вертикальна . В горизонтальной проекции строго дисциплинируется расположение частей здания и его деталей, по вертикали развивается свободное и разнообразное чередование элементов и их частей. Центрально-осевая симметрия ( симметрия относительно вертикальной оси, линии пересечения двух или большего числа вертикальных плоскостей симметрии) реже использовалась в истории архитектуры . Сооружение при этом состоит из равных частей, которые могут совмещаться при повороте вокруг оси симметрии. Ей подчинены античные круглые храмы и построенные в подражание им парковые павильоны классицизма. Центрально-осевая симметрия определяет также форму некоторых архитектурных деталей — например колонн и их капителей. Наивысшей степенью симметрии обладает шар, в центре которого пересекается бесконечное множество осей и плоскостей симметрии,— впрочем, шар или полная сфера используются в архитектуре лишь в случаях исключительных. Симметрия в архитектуре
Слайд 14
14 Миланский кафедральный собор Дуомо (Д. Висконти ) Собор Святого Петра ( Д. Браманте ) Дворец Лувр ( П . Леско) Эйфелева башня ( Г. Эйфель) Джан Галеаццо Висконти Джан Галеаццо Висконти Джан Галеаццо Висконти
Слайд 15
15 Симметрия объединяет композицию. Расположение главного элемента на оси подчеркивает его значимость, усиливая соподчиненность частей. Каждая деталь в симметричной системе существует как двойник своей обязательной паре, расположенной по другую сторону оси, и благодаря этому она может рассматриваться лишь как часть целого. Значение общего здесь снижает действенность отдельных элементов. Главной оси, объединяющей всю композицию , могут сопутствовать подчиненные оси, определяющие симметрию частей . Характерный пример многоосевой симметрии — здание Главного адмиралтейства ( К . Росси).
Слайд 16
16 Прочие виды симметрии в архитектуре используются крайне редко, но и они могут обеспечить практическую и художественную целесообразность формы. Например, относительную и винтообразную симметрию , для проектирования элементов здания — винтовых лестниц и пандусов, витых стволов колонн, использовал американский архитектор Ф. Л. Райт. (музей Гуггенхайма)
Слайд 17
17 Симметрия в искусстве берет свое начало в реальной действительности , изобилующей симметрично устроенными формами. Для симметричной организации композиции характерна уравновешенность ее частей по массам, по тону, цвету и даже по форме. В таких случаях одна часть почти зеркально похожа на вторую. В симметричных композициях чаще всего имеется ярко выраженный центр. Как правило, он совпадает с геометрическим центром картинной плоскости. Если точка схода смещена от центра, одна из частей более загружена по массам или изображение строится по диагонали, все это сообщает динамичность композиции и в какой-то мере нарушает идеальное равновесие. Симметрия в изобразительном искусстве
Слайд 18
18 «Тайная Вечеря» ( Л. да Винчи)
Слайд 19
19 «Обручение Марии» ( Р. Санти ) «Богатыри» ( В. Васнецов )
Слайд 20
20 Симметрия в музыке «Душа музыки – ритм – состоит в правильном периодическом повторении частей музыкального произведения, - писал в Г.В. Вульф. – Правильное же повторение одинаковых частей в целом и составляет сущность симметрии. Мы с тем большим правом можем приложить к музыкальному произведению понятие симметрии, что это произведение записывается при помощи нот, т.е. получает пространственный геометрический образ, части которого мы можем обозревать». Законы симметрии проявляются и в современной музыкальной системе: в строении гаммы (тетрахорды), ладов, интервалов, аккордов, мелодии, сонаты, симфонии, аппликатуры в фортепианной игре, а так же в строении музыкальных инструментом или их частей.
Слайд 21
21 А, М, Т, Ш, П – вертикальная симметрия В, З, К, С, Э, В, Е – горизонтальная симметрия Ж, Н, О, Ф, Х – горизонтальная и вертикальная симметрия . Симметрия в русском языке Симметрия в русском я зыке может просматриваться в симметричности некоторых букв. Симметрия так же присутствует в словах и словосочетаниях, например: КАЗАК ШАЛАШ ИСКАТЬ ТАКСИ
Слайд 22
«Подобно музыкальным произведениям, могут быть симметричны и произведения словесные, в особенности стихотворения» ( Г.В. Вульф). В стихотворениях подразумевается симметрия чередования рифм, ударных слогов, то есть опять таки ритмичность. Поэт в своём стихотворении может по нескольку раз возвращаться к одной и той же теме, постепенно разрабатывая ее. Симметрия в поэзии 22 Я помню чудное мгнов енье: Передо мной явилась ты , Как мимолетное вид енье , Как гений чистой красо ты . ( А. Пушкин )
Слайд 23
23 Симметрия обнаруживается также и на атомном уровне изучения вещества. Она проявляется в недоступных непосредственному наблюдению геометрически упорядоченных атомных структурах молекул. В молекуле метана СН 4 атом углерода связан с четырьмя одинаковыми атомами водорода. Физическое равноправие всех четырёх связей между атомами углерода и водорода естественным образом согласуется с пространственной структурой молекулы метана в виде тетраэдра, в вершине которого находятся атомы водорода, а в центре - атом углерода. В молекуле воды тоже можно наглядно увидеть симметрию. Симметрия в химии
Слайд 24
24 В своей работе мы рассмотрели архитектурные сооружения различных стилей, произведения искусства и даже молекулы некоторых веществ и выявили, что практически везде и всегда просматривается симметрия. Памятники архитектуры, получившие широкую известность как образцы пропорциональности и гармонии, буквально пронизаны математикой, численными расчетами и геометрией. Любимые нами стихотворения и картины в своей структуре имеют симметрию, даже, если изучить состав молекул, там мы тоже встретимся с этим понятием. Симметрия - неотъемлемая часть нашей жизни. Заключение Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Оно встречается уже у истоков человеческого знания; его широко используют все без исключения направления современной науки. Принципы симметрии играют важную роль в физике и математике, химии и биологии, технике и архитектуре, живописи и скульптуре, поэзии и музыке. Законы природы, управляющие неисчерпаемой в своём многообразии картиной явлений, в свою очередь, подчиняются принципам симметрии.
Слайд 25
25 Вывод Симметричные объекты обладают высокой степенью целесообразности – ведь симметричные предметы обладают большей устойчивостью и равной функциональностью в разных направлениях . М ногообразная закономерность организации формы, эффективное средство приведения к единству производят впечатление волевой организованности, величественности. Все это привело человека к мысли, что чтобы сооружение было красивым оно должно быть симметричным. Соблюдение симметрии является первым правилом архитектора при проектировании любого сооружения. Симметрия важна при написании стихотворения или музыкального произведения. Симметрия везде и во всём, но вот, что интересно: всегда существуют случайные отклонения от симметрии (например, различия в папиллярных линиях, ветвлении сосудов и расположении родинок на правой и левой руках человека). Часто существуют небольшие, но закономерные различия во внешнем строении (например, более развитая мускулатура правой руки у праворуких людей) Можно сделать вывод, что симметрия существует вокруг нас, но одновременно её и нет, ведь нет абсолютно одинаковых глаз, арок зданий, частей самолёта и т. д., но в любом случае с имметрия воспринимается человеком как проявление закономерности, а значит внутреннего порядка. Внешне этот внутренний порядок воспринимается как красота.
Слайд 26
26 О симметрия! Гимн тебе пою! Тебя повсюду в мире узнаю Ты в Эйфелевой башне, в малой мошке, Ты в елочке, что у лесной дорожки. С тобою в дружбе и тюльпан и роза И снежный рай – творение мороза . (К. Антонов)
Слайд 27
27 Используемая литература -- Л. С.Атанасян . Геометрия10-11.Москва «Просвещение» 2009; - Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия . Электронное издание; - http ://www. wikipedia . ru ; Вульф Г.В. Симметрия и ее проявления в природе. М., Изд. Отд. Нар. ком. Просвещение, 1991; http://simmetria. narod . ru /architecture_1.htm .
Учимся ткать миленький коврик
Зимний лес в вашем доме
«Течет река Волга»
Нора Аргунова. Щенята
Рисуем "Осенний дождь"