Михаил Васильевич Ломоносов – великий русский учёный – энциклопедист, естествоиспытатель и филолог, поэт и художник, философ, организатор отечественной науки и естествознания.
История человечества знает много разносторонне одарённых людей. И среди них на одно из первых мест можно поставить имя великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова.
Простой русский человек, сын крестьян, он поднялся до таких высот науки и культуры, о которых никто из его предшественников не мог и мечтать.
Мы посвящаем нашу презентацию Михаилу Васильевичу Ломоносову – великому гражданину, учёному, прославившему Россию.
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация о жизни и деятельности М.В.Ломоносова | 2.92 МБ |
Текстовое сопровождение презентации,
посвящённой 300 – летию со дня рождения М.В. Ломоносова.
Слайд 1. Титульный лист
Слайд 2. Школьникам о великом русском учёном М.В. Ломоносове.
Михаил Васильевич Ломоносов – великий русский учёный – энциклопедист, естествоиспытатель и филолог, поэт и художник, философ, организатор отечественной науки и естествознания.
История человечества знает много разносторонне одарённых людей. И среди них на одно из первых мест можно поставить имя великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова.
Простой русский человек, сын крестьян, он поднялся до таких высот науки и культуры, о которых никто из его предшественников не мог и мечтать.
Мы посвящаем нашу презентацию Михаилу Васильевичу Ломоносову – великому гражданину, учёному, прославившему Россию.
Слайд № 3. Родина Ломоносова.
Бескрайние поморские просторы,
Суровая и щедрая земля.
Старинное селенье Холмогоры
Далече от Московского Кремля.
Слайд 4. Север России. Деревушка Денисовка
В устье реки Северная Двина, вблизи города Холмогоры, расположилась деревня Денисовка. Путешественник, посетивший эти места в 1791 году, писал: «Положение окрестности сей деревни обширно и величественно; возвышенные его окружности представляют пахотные нивы, а низкие вокруг пологи имеют вид песчаных степей… Северо - западную сторону его облегает вдали большая еловая роща, которая, украшая селение, защищает его отчасти от свирепства северных ветров. Изобильнейшие воды окружают повсюду пашни и сенокосы, прерывающиеся лесами и многочисленными холмами».
Слайды 5, 6. Детские годы.
19 ноября 1711 года, в деревне Денисовка Архангельской губернии Холмогорского уезда, в семье крестьян Василия Дорофеевича Ломоносова и Елены Ивановны Сивковой, родился мальчик, которого назвали Михаилом. Это имя мальчику дали в честь высшего ангела архангела Михаила.
Мать малыша, Елена Ивановна, вела домашнее хозяйство.
Отец, Василий Дорофеевич, был зажиточным крестьянином, занимался рыбной ловлей, ходил в море на промысел.
Михайло был единственным сыном Василия Дорофеевича и Елены Ивановны. Как и все крестьянские дети , он с самого детства помогал родителям: пас домашний скот, работал в огороде, в поле, на постройках. Поморы воспитывали детей в строгости. Почтение к старшим и труд – таковы были главные основы народной педагогики.
Слайд 7. Обучение грамоте.
Читать и писать Михаил научился очень рано, благодаря матери, которая была очень образованной женщиной. К сожалению, она умерла очень рано, когда мальчику было 9 лет. Дальнейшим воспитанием мальчика занимались мачехи, а обучением - сначала односельчанин Фома Иванович Шубный, а потом - дьячок местной церкви.
Слайд 8. Первые учебники.
Освоив грамоту, Михайло увлёкся чтением.
В 11-12 лет он прочитал всё, что было под рукой. У соседа нашлись славянская «Грамматика» Мелетия Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия Магницкого. Он их читал с таким усердием, что выучил наизусть.
Слайд 9. Автографы Михайло Ломоносова.
В 14 лет Михайло грамотно и чётко писал.
Найденные автографы нам говорят о том, что мальчик был уже настолько грамотен, что купцы, чиновники, посадские люди Архангельска и окрестностей доверяли ему подписание важных документов.
Слайд 10. Лучшие моменты детства.
Лучшими моментами детства Михайлы были его походы с отцом в море. Они отправлялись на промыслы ранней весной и возвращались поздней осенью.
В морских плаваньях Михайло начал задумываться над вопросами, которые нашли отражение в его будущих исследованиях. Мальчик был весьма наблюдателен и любопытен, поэтому с детства интересовался природой Северного сияния, составом льда, причинами изменения погоды и другими природными явлениями.
Слайд 11. Жажда знаний.
Жажда знаний у мальчика росла с каждым днём. Он страстно хотел заниматься наукой.
Но заниматься науками в родительском доме становилось всё труднее. При второй мачехе жить Михайле в отцовском доме стало совсем худо. Ему хотелось продолжать учение, а отец хотел, чтобы Михайло был рыбаком. Положение казалось безвыходным, и тогда Михайло решается на отчаянный шаг.
Ломоносов решил уйти из родного дома вопреки воле отца и попросил помощи у соседа, который раньше привозил ему различные книги. Сосед Фома Иванович Шубный одолжил ему три рубля денег и дал беглецу "китаечное полукафтанье".
Слайд 12. Ломоносовский обоз.
В одну из декабрьских ночей, прихватив нехитрые пожитки (в первую очередь - книги), зашагал Михайло с рыбным обозом в Москву, учиться. Ему предстоял долгий и тяжёлый путь: пройти с обозом многие сотни километров, преодолев расстояние от Архангельска до Москвы. Путь растянулся на три морозные недели. Пришлось заложить одолженный полукафтан на пропитание, но с книгами он не расстался.
Слайд 13. Обучение в Москве.
В 1731 году Ломоносов поступил в московскую славяно-греко-латинскую академию( по тем временам – высшее учебное заведение, в котором обучаться предполагалось 8 классов), так как латинский язык был международным языком науки.
Нелегки были годы учебы. Над ним смеялись одноклассники, так как он был старше и выше всех. Вот как об этом он вспоминал :«Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше, как на денежку хлеба и на денежку квасу, остальное на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил».
Ломоносов сумел проявить свои блестящие способности, пройдя первые три класса за один год. Ломоносов заканчивает академию за 5 лет. За пять лет обучения он постиг основы всех наук, выучился латинскому и греческому языкам и твёрдо решил посвятить свою жизнь исследованиям и экспериментам.
Слайд 14. Обучение в Петербурге.
В числе лучших двенадцати учеников, отправленных за хорошую учёбу в Петербург, был назван и Михайло Ломоносов. В день нового 1736 года он прибыл в Петербург.
Слайд 15. Обучение в Германии.
Осенью 1736 года трое лучших студентов: Ломоносов, Виноградов и Рейзер – были отправлены Академией наук в Германию, в город Марбург, для обучения математике, физике, химии, философии и горному делу.
Пять лет Ломоносов учился в Германии. Глубоко изучая предметы и слушая лекции знаменитых профессоров, Михаил Васильевич сам стал выдвигать теории и делиться своими разработками с другими студентами. Там же в Германии он женился на немке – Елизавете Христине Цильх.
Слайд 16. Возвращение в Петербург.
В 1741 году Ломоносов вернулся на родину, в Петербург. Здесь ему предложили должность адъюнкта (помощника профессора) в Академии наук. В течение 4-х лет молодой учёный читает лекции студентам, много времени проводит над исследованиями в области химии и физики. Он выпускает большое количество своих работ, за что получает признание в учёных кругах.
Слайд 17. М.В. Ломоносов и его вклад в науку.
М.В.Ломоносов продолжает заниматься исследованиями в таких областях как химия, математика, астрономия, география, геология, биология, языкознание, философия, история.
Слайд 18. Первая русская химическая лаборатория, устроенная Ломоносовым.
В начале 1748 года Ломоносов добился постройки и оборудования по его чертежам химической лаборатории при Академии наук, где в частности стал изучать образцы различных минералов и руд.
Слайд 19. Открытие закона сохранения материи.
Опыты, которые Ломоносов проводил в своей лаборатории, отличались высокой точностью.
Однажды он взвесил запаянный стеклянный сосуд со свинцовыми пластинками, прокалил его, а затем снова взвесил. Пластинки покрылись окислом, но общий вес сосуда при этом не изменился. Так был открыт закон сохранения материи – один из основных законов природы. Ломоносов дал ему образное сравнение: « Сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю на бодрствование».
Слайд 20. Химия – любимая наука Ломоносова.
Заложил основы атомно – молекулярного учения.
Ввёл в химию количественные методы исследования.
Составил программы физико – химических исследований, тем самым объединил химию с физикой в новой науке – физической химии.
Слайд 21. Открытия в области физики.
Ломоносов первым сформулировал основные положения кинетической теории газов. Он считал, что все тела состоят из мельчайших подвижных частиц – молекул и атомов, которые при нагревании тела движутся быстрее, а при охлаждении – медленно.
Ввёл понятие абсолютного нуля, т.е. температуры, при которой полностью прекращается тепловое движение частиц.
Объяснил природу электричества и вызываемых им явлений.
Ломоносов высказал правильную догадку о вертикальных течениях в атмосфере, правильно указал на электрическую природу Северных сияний и оценил их высоту.
Составил программы физико – химических исследований, тем самым основав новую область химии – физическую.
Слайд 22. Открытия в области астрономии.
В 1761 году М.В.Ломоносов следил за прохождением Венеры между Землёй и Солнцем. Наблюдая за Венерой в небольшую трубу, он сделал открытие – на Венере есть атмосфера, но по – видимому более плотная, чем атмосфера Земли.
Учёный создал новый тип отражательного телескопа – рефлектора.
Слайд 23. Открытия в области географии.
Составил «Полярную карту»;
разработал приборы для морского кораблевождения;
доказал существование материка на Южном полюсе (Антарктиды);
доказал возможность Северного морского пути в Индию.
Слайд 24. Открытия в области геологии.
Описал строение Земли.
Объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов.
Составил каталог минералов России.
Слайд 25. Открытия в области истории.
Составил краткий летописец с родословием.
Написал первый том российской истории.
Слайд 26. Создание литературных произведений.
М.В.Ломоносов создал огромное количество литературных произведений, которыми восторгались как простые читатели, так и поэты и писатели. Торжественные оды Ломоносова пользовались большой популярностью при дворе. Их хвалила сама императрица – Елизавета Петровна.
Большая роль принадлежит М.В.Ломоносову в создании русского научного языка и русского литературного языка. В 1757 году вышел в свет труд М.В.Ломоносова «Российская грамматика», в котором автор представляет свои исследования русского языка.
Слайд 27. Рождение русской мозаики.
Научные интересы Ломоносова касались разных сфер и привели его даже в область изящных искусств. В начале 50-х годов19 века он проявляет большой интерес к мозаике, стеклянным и бисерным заводам. Именно Ломоносову мы обязаны рождением русской мозаики.
Слайд 28. Создание российского университета.
Главной мечтой учёного было создание в России университета, в котором могли бы учиться все достойные молодые люди. При поддержке графа Шувалова этот проект был утверждён императрицей. В 1755 году по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский Университет, который в настоящее время носит его имя.
В конце жизни М.В.Ломоносов был избран почётным членом Шведской и Полонской Академий наук, почётным членом Петербургской академии художеств.
Слайд 29.
Перед смертью М.В. Ломоносов говорил своему другу академику Штелину: « Я пожил, потерпел и умираю спокойно. Жалею только, что не мог завершить всё, что делал для Родины, для блага науки в России, для славы Академии. Не тужу о смерти, дети Отечества вспомнят обо мне...».
Умер М.В.Ломоносов 15 апреля 1765 года. Похоронен на Лазоревском кладбище Александро – Невской Лавры в Петербурге.
Слайд 30. Список источников:
1. М.В. Ломоносов. Избранные произведения. М. Наука, 1986 г.
2. М. Муратов «Ломоносов». Детгиз 1945 г.
3. Л.А. Савина «Я познаю мир». Детская энциклопедия. Химия. Москва АСТ, 1999 г.
4. Фильм о Ломоносове: «Звезда Ломоносова». Фильм первый «Родина», производство студии ВТВ-сервис.
Интернет-ресурсы:
ru.wikipedia.org/wiki/Ломоносов_М.В.
Обработка фотографий и сканов:
Adobe ru.wikipedia.org/wiki/Ломоносов_М.В.
Photoshop CS5.
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Учимся ткать миленький коврик
Невидимое письмо
Л. Нечаев. Яма
Почему люди кричат, когда ссорятся?