Для того, чтобы повысить интерес к изучению предметов в кабинетах должны быть наглядные пособия, оборудование и разнообразные технические средства. Ни один из школьных предметов не нуждается в наглядности в такой степени, как география, поэтому к оборудованию кабинета следует подходить с особой тщательностью. Изучив перечень необходимого оборудования для кабинета географии, мы узнали, что кабинет имеет оснащение лишь на 25 %. Картины, карты и наглядные пособия, 1971- 1976 годов выпуска, имеют устаревшие данные и не соответствуют школьной программе. Мы пришли к выводу, что кабинет географии не имеет необходимой материально- технической базы для проведения практических работ. Изучив данную проблему мы предлагаем свой вариант решения, который заключается в создании географо- экологической площадки на территории школы, где бы дети смогли выполнять практические работы на местности и проводить кружковые занятия. При работе над данным проектом мы познакомились с перечнем необходимого оборудования для кабинета географии и методическими рекомендациями по организации и структуре географо- экологической площадки
Гипотеза: создание географо- экологической площадки на территории школы облегчит выполнение практических работ и повысит интерес к изучению географии и экологии
Цель проекта: создание условий для организации географо-экологической площадки на территории школы
Задачи:
· Посетить петровскую метеорологическую станцию и наладить тесное сотрудничество с работниками станции
· Выбрать территорию для создания географо- экологической площадки
· Изготовить оборудование для площадки
· Разработать программу работы площадки
· Провести исследовательскую работу по теме: «Сравнительный анализ загрязнения снега в районе школы»
Объект исследования: оборудование кабинета географии, пришкольный участок.
Метод исследования: анализ перечня средств материально-технического обеспечения кабинета географии, социологический опрос, интервьюирование, прогнозирование
Ожидаемый результат: реализация проекта «Школьная лаборатория под открытым небом» позволит выполнять практические работы на местности, проводить кружковые занятия по географии и экологии, повысит интерес детей к изучению предметов.
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnaya_laboratoriya_pod_otkrytym_nebom.docx | 949.12 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1г. Петровска Саратовской области»
Выполнили
Учащиеся 7 б класса
МБОУ « СОШ №1
г. Петровска Саратовской области».
Руководитель Полевова Л.Ю.,
учитель географии и экологии
Петровск 2013
Содержание
Введение. Описание проблемы………………………………………………. с.3
Глава I. Этапы реализации проекта……………………………………………с.5
Заключение…………………………………………………………………… с.16
Список источников и литературы…………………………………………… с.17
Приложения……………………………………………………………………с.18
Введение.
Описание проблемы
Мы уже третий год учимся в новой школе, в которой просторные и красивые кабинеты. Для того, чтобы повысить интерес к изучению предметов в кабинетах должны быть наглядные пособия, оборудование и разнообразные технические средства. Ни один из школьных предметов не нуждается в наглядности в такой степени, как география, поэтому к оборудованию кабинета следует подходить с особой тщательностью. Изучив перечень необходимого оборудования для кабинета географии, мы узнали, что кабинет имеет оснащение лишь на 25 %. Картины, карты и наглядные пособия, 1971- 1976 годов выпуска, имеют устаревшие данные и не соответствуют школьной программе. Мы пришли к выводу, что кабинет географии не имеет необходимой материально- технической базы для проведения практических работ. Изучив данную проблему мы предлагаем свой вариант решения, который заключается в создании географо- экологической площадки на территории школы, где бы дети смогли выполнять практические работы на местности и проводить кружковые занятия. При работе над данным проектом мы познакомились с перечнем необходимого оборудования для кабинета географии и методическими рекомендациями по организации и структуре географо- экологической площадки
Гипотеза: создание географо- экологической площадки на территории школы облегчит выполнение практических работ и повысит интерес к изучению географии и экологии
Цель проекта: создание условий для организации географо-экологической площадки на территории школы
Задачи:
Объект исследования: оборудование кабинета географии, пришкольный участок.
Метод исследования: анализ перечня средств материально-технического обеспечения кабинета географии, социологический опрос, интервьюирование, прогнозирование
Ожидаемый результат: реализация проекта «Школьная лаборатория под открытым небом» позволит выполнять практические работы на местности, проводить кружковые занятия по географии и экологии, повысит интерес детей к изучению предметов.
Глава I.Этапы реализации проекта
Работа над проектом проходила в несколько этапов.
На I этапе подготовительном (август 2012 г):
1. Была выявлена и сформулирована проблема
2. Проведён анализ наличия материально- технического обеспечения в кабинете географии ( оборудование и приборы для проведения практических работ, карты, печатные пособия, аудивизуальные средства)
3. Выдвижение гипотезы
Итак, результатом работы на первом этапе стало выдвижение гипотезы и понимание актуальности заявленной проблемы.
На II этапе, аналитическом ( сентябрь- октябрь 2012 г.) предполагались следующие методы исследования и действия:
1. Анализ школьных программ 5-11 классов по географии и экологии с целью выявления перечня практических работ, которые требуют наличия школьной площадки и оборудования для проведения.
2. Интервьюирование работников петровской метеостанции о работе метеорологической службы.
3. Интервьюирование учителя географии Зубановой Е.В. и заместителя по УВР Мокрецовой Н.Н.
3. Проведение социологического опроса обучающихся 5-8 классов о необходимости создания школьной географо- экологической площадки. Анализ результатов.
4. Анализ методических рекомендаций по организации и структуре географо- экологической площадки
5. Поиск источников финансирования для создания географо- экологической площадки
Итак, на втором этапе были проанализированы школьные программы по географии и экологии, в результате чего мы пришли к выводу, что часть практических работ, предусмотренных программой, требует специального оборудования и создания школьной площадки. ( приложение 1) Исходя из перечня необходимого оборудования, в кабинете географии должна быть школьная метеостанция, поэтому для ознакомления мы посетили петровскую метеостанцию, взяли интервью у руководителя станции Александры Павловны Сайгаковой и техника-метеоролога Людмилы Николаевны Гольцевой. В ходе интервьюирования с работниками метеостанции мы узнали, что специалисты метеостанции работают круглосуточно: и днём и ночью они снимают показания почти со всех приборов, а их - 38! Восемь раз в сутки, через каждые три часа они делают замеры атмосферного давления воздуха, температуры, видимости, количества и интенсивности осадков, радиацию, ведут наблюдения за облачностью и состоянием снежного покрова. Сначала данные приходится кодировать в цифровые значения и потом телеграммой отправлять в Саратовский центр гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды. Там эту информацию обрабатывают и только потом составляют прогноз погоды, который отправляют в Самару и в Москву, где даётся уже более точный и общий прогноз. Если хотя бы раз метеоролог не отправит данные в срок, вся работа окажется бесполезной. Иногда петровским метеорологам приходится выполнять роль справочной службы. Зимой на станцию очень часто звонят родители, дедушки и бабушки школьников, сами дети: всех интересует вопрос, какая температура воздуха, и пойдут ли дети в школу ( приложение 2).
В ходе реализации проекта мы провели социологический опрос среди учащихся 5-8 классов по предложенной анкете. ( приложение 3). В опросе принимали участие 85 человек: 55 девочек и 30 мальчиков. Он показал, что 33% девочек и 42% мальчиков отдают предпочтение урокам на пришкольном участке, 67% девочек и 54% мальчиков положительно оценили обустройство географо- экологической площадки на территории школы. На вопрос «Посещали ли вы петровскую метеостанцию?» 87% респондентов ответили, что не посещали. 92% положительно оценили идею организации школьной метеостанции, из них 61% девочек и 31% мальчиков. На вопрос «Знаете ли вы что такое солнечные часы?» 100% ребят ответили отрицательно. 23% респондентов готовы помочь в организации площадки, из них 18% девочек и 5% мальчиков
В целях выявления целесообразности создания географо- экологической площадки нами было проведено интервьюирование учителей географии и экологии. Участниками стали учитель географии и экологии Зубанова Е.В. и заместитель по учебно-воспитательной работе, учитель географии, заместитель директора по УВР Мокрецова Н.Н. На вопрос: « Есть ли необходимость в создании площадки на территории школы? Сможет ли географическая площадка заинтересовать учащихся?»
Зубанова Е.В. : «Создание географо- экологической площадки необходимо, потому что материалы, полученные в результате работ будут важным средством для краеведческой работы, источником пополнения школьного краеведческого музея. На площадке можно будет проводить и уроки кружковые занятия. Тем боле, что многие приборы для площадки можно выполнить своими руками» Мокрецова Н.Н. : « В последние годы количество таких площадок сильно сокращается, в результате чего учащиеся не приобретают многих практических умений и навыков. Работы на географической площадке сформируют у ребят географические представления, практические умения, повысят интерес к географии и экологии» Для ознакомления с правилами создания географо- экологической площадки мы изучили методические рекомендации по её организации и структуре. В методических рекомендациях сказано, что в создании школьной географической площадки может быть выделено три последовательных этапа: подготовительный, организационный и основной — строительный. В течение подготовительного периода необходимо определить состав оборудования площадки, изготовить или приобрести недостающие приборы и инструменты, вычертить план площадки, установить примерный перечень необходимых материалов, «привязать» план к местности, определить примерный объем работ, разработать план-график строительства. Место, выбранное для площадки, должно быть по возможности удалено от построек, коммуникаций, высоких деревьев, затрудняющих перемещение воздуха и нарушающих тепловой режим. Кроме того, желательно, чтобы горизонт с севера и юга был открытым, и по возможности просматривалась линия горизонта. После выбора места под площадку необходимо установить границы по периметру. Стороны площадки должны быть ориентированы на основные стороны горизонта. Поверхность участка необходимо тщательно разровнять, устранить неровности и перекосы. Площадки могут быть различными, в зависимости от местных условий школы. Существует три варианта размеров площадки (25х15, 15х15, 12х12 м) С учетом современных условий наиболее близок к оптимальному размер площадки 12х12 м. Большую часть приборов и инструментов ориентируют на стороны горизонта или монтируют с учетом географической широты. В связи с этим в первую очередь устанавливают гномон, с помощью которого определяют направление полуденной линии и время истинного полудня. Географическую широту места определяют посредством измерения высоты Полярной звезды над горизонтом с помощью вертикального угломера или эклиметра. Имея указанные данные, можно установить и точно ориентировать солнечные часы, местный меридиан и местную параллель, флюгер, метеорологическую будку и другое оборудование. На верхней части столбов-подставок устраивают приспособления для крепления приборов и инструментов. Конструкция приспособлений обусловлена особенностями приборов. Это могут быть горизонтальные дощечки-столики размером 200х150х30 мм. Площадка должна быть огорожена штакетником высотой 1200— 1500 мм. В одной из сторон ограды делают калитку. Ограду окрашивают в белый цвет, за исключением внешней стороны с севера. Эту сторону разбивают на отрезки по 1000 мм и окрашивают в красный и белый цвета. Столбы-подставки, опоры приборов и конструкций также покрывают белой масляной краской. Поверхность площадки и мерную дорожку тщательно трамбуют и уплотняют. В качестве бута можно использовать битый кирпич, строительный гравий, крупный песок. К столбам-подставкам необходимо прибить дощечки-указатели с названиями приборов и инструментов. Из учащихся избирают ответственных за площадку, назначают дежурных. Они следят за порядком, расчищают снег, скашивают траву, осуществляют текущий ремонт ограды, приборов и приспособлений.
Итак, исходя из методических рекомендаций по созданию географо- экологической площадки, мы сделали вывод:
1. Школа имеет большой пришкольный участок, подходящий по размерам для площадки
2. Многие приборы и оборудование можно изготовить своими руками, что не требует больших материальных затрат.
3. Площадка может использоваться учащимися школы для проведения как практических, так проектных и исследовательских работ.
III этап, деятельностный/ ноябрь- март/ Он предусматривает:
1. Определение состава оборудования для площадки
2. Определение места расположения площадки
3. Вычерчивание плана географо- экологичской площадки
4. Проведение конкурса на лучший дизайн площадки
5. Изготовление приборов и инструментов
6.Проведение исследования загрязнённости снежного покрова в районе школы.
На данном этапе был определён состав оборудования географо- экологической площадки ( Приложение 4).
В результате наблюдения мы пришли к выводу, что площадку лучше всего расположить внутри школьного двора. Размер выбранного участка 12м на 17м, участок удалён от строений и деревьев, что соответствует требованиям по устройству площадки. Вычертили план площадки ( Приложение 5) и провели конкурс на лучший дизайн эколого- географической площадки. Учащиеся её видят следующим образом ( приложение 6)
Исходя из перечня состава оборудования, которое будет находиться на площадке, мы изготовили некоторые виды:
1. часы солнечные экваториальные
2. часы солнечные горизонтальные
3. гномон
4. метеорологическую будку
5. снегомерную линейку (приложение 7)
На данном этапе проекта мы провели первую исследовательскую работу по теме: «Сравнительный анализ загрязнения снега в районе школы»
Исследование и мониторинг загрязнения снега – это один из способов изучения загрязненности атмосферы
Объект рассмотрения – снег.
Предмет – загрязнение снега.
Цель работы – провести сравнительный анализ загрязненности проб снега
Задачи:
Работа проводилась на базе МБОУ «СОШ №1 г. Петровска Саратовской области».
1. Отбор проб снега. Отбор проб снега производился в различных местах в районе школы. Проба формировалась при взятии в определенном месте некоторого количества снега из трех точек (от поверхности до максимальной глубины) в треугольнике со сторонами 1 метр. Местоположения отбора проб представлены в таблице 1.
2. Внешний вид образцов снега
Взятые пробы снега рассматривались на наличие внешних загрязнителей.
Рис. 1 Образцы исследуемого снега
Таблица 1. Местоположение отбора проб и внешний вид снега
№ образца | Место отбора проб | Внешний вид образца |
Образец 1 | г. Петровск, район МБОУ « сош №1», вблизи дороги по ул.1 Мая | Рассыпчатый снег, серовато - черно-белого цвета, со следами песка и сажи. |
Образец 2 | г. Петровск, район МБОУ « сош №1», вдали от дороги по ул.Комсомольская | Рассыпчатый снег, серого цвета |
Образец 3 | г. Петровск, район МБОУ « сош №1», вблизи дороги по ул.Чернышевского | Твердый снег, слоями, прослойки серого и белого цвета. |
Образец 4 | г. Петровск, район МБОУ « сош №1», территория МБОУ «сош №1» | Рассыпчатый снег, тёмно- серого цвета. |
Образец 5 | г. Петровск, район МБОУ « сош №1», вблизи дороги по ул.Пионерская | Рассыпчатый снег белого цвета |
Внешний вид образцов указывает на загрязнение механическими примесями – образцы 1, 2, 3, 4
3. Сравнительный анализ чистоты снега
Рис. 2. Таяние снега
Образцы снега подверглись таянию и сравнению методом визуальной коллоритметрии (за эталон чистоты принята дистиллированная вода) по наличию загрязнения.
Рис. 3.Образцы растаявшего снега
На рисунке 3 видно, что наиболее загрязнённым образцом является 1, далее 2,4,3. Самыми чистыми оказался образец под номером 5
Таблица 2. Определение цветности растаявшего снега
Цвет воды | Пробы воды | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
-бесцветная | + | ||||
- светло-бурая | |||||
- серая | + | ||||
- тёмно-серая | + | ||||
- мутная | + | + |
Мутная вода образовалась при таянии образцов снега 1, 2. Серая и тёмно- серая вода образовалась в образцах 3,4. Видимо на цветность воды сказалось наличие песка, сажи и других примесей. В образце 5 вода бесцветная
Затем было определено наличие запаха у образцов растаявшего снега (вода взбалтывалась, запах определялся на расстоянии 5-7 см от носа), результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3. Наличие запаха у образцов снега.
Запах | Пробы снега | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
ароматический | ||||||
болотный | ||||||
гнилостный | + | |||||
древесный | ||||||
землистый | + | |||||
плесневый | + | |||||
рыбный | ||||||
сероводородный | ||||||
травянистый | ||||||
неопределенный | + |
Присутствие постороннего гнилостного запаха наблюдалось в образце 2, землистого – в образце 4, плесневого- в образце 3, неопределённого- в образце 1.
4. Определение рН снега
Одной из характеристик загрязнения снега является его кислотность. Кислотность – концентрация ионов водорода в растворе, которую принято выражать условно символом рН. При рН=7 реакция воды – нейтральная, при рН <7 – кислая и при рН >7 – щелочная. Величина концентрации ионов водорода в речных водах обычно колеблется в пределах 6,5 – 8,5, атмосферных осадках 4,6 – 6,2, болотах 5,5 – 6,0, океане 7,9 – 8,3.
Определение рН проводилось в отфильтрованных образцах растаявшего снега с использованием универсальной индикаторной бумаги. Результаты представлены в таблице 4.
Рис. 4. Определение рН в образцах снега
Таблица 4. Кислотность исследуемого снега
Образцы снега | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
рН | 7 | 7 | 7 | 5 | 7 |
Результаты исследования показали, что образец 4 имеет в своем составе загрязняющие вещества, которые изменили его среду на кислую.
Выводы:
Мутная вода образовалась при таянии образцов снега 1, 2. Серая и темно- серая вода образовалась при таянии образцов 3,4.Видимо на цветность воды сказалось наличие песка, сажи и других посторонних загрязнителей.
Присутствие постороннего гнилостного запаха наблюдалось в образце 2, землистого – в образце 4, плесневого- в образце 3, неопределённого- в образце 1.
Образцы снега 1,2,3,4 имеют в своём составе загрязняющие вещества, т.к улицы, на которых были взяты образцы являются проезжими, а на улице 1 Мая находится продуктовый магазин поэтому, основной причиной загрязнения снега является транспорт и отходы из магазина.
IY. Заключительный этап / апрель- июнь/
На заключительном этапе планируется:
1. Расчистка участка для площадки
2. Установка имеющегося оборудования
3. Разработка плана работы площадки на 2013- 2014 учебный год
Заключение
Итак, работая над данным проектом, мы пришли к выводу, что:
во- первых, что кабинет географии не имеет необходимой материально- технической базы для проведения практических работ,
во- вторых, решение данной проблемы зависит от дополнительных источников финансирования, направленных на улучшение материально- технической базы,
в- третьих, мы считаем, что создание географо- экологической площадки на территории школы облегчит выполнение практических работ, повысит интерес к изучению географии и экологии и поможет частично решить данную проблему.
Практическим выходом проекта являются:
1. Вычерчивание плана географо- экологичской площадки
2. Изготовление приборов и инструментов для площадки
3.Проведение исследования загрязнённости снежного покрова в районе школы.
Список использованных источников
Приложение 1
№п/п | Класс | Предмет | Практические работы |
1 | 6 | география | Наблюдение за погодой. |
Ориентирование на плане. | |||
Определение расстояний, направлений | |||
Составление графиков температуры, «розы ветров», описание погоды. Обработка и анализ метеорологических данных. | |||
Составление схемы-цепочки по образованию почв, природных связей ПК | |||
Весенняя экскурсия «Описание природы микрорайона» | |||
2 | 8 | география | Решение задач по определению поясного времени |
Определение суммарной радиации, коэффициента увлажнения | |||
Выявление зависимости между компонентами природы | |||
3 | 10 | география | Составление простейших географических прогнозов |
Изучение круговорота веществ и энергии в географической оболочке | |||
Решение ландшафтно-экологических задач. | |||
Проведение ландшафтного синтеза зональных геосистем | |||
Проведение ландшафтного синтеза зональных геосистем | |||
Изучение процессов выветривания | |||
Знакомство с геологическим строением участка местности по обнажениям горных пород | |||
4 | 6 | экология | Экскурсия. Живой организм, его среда обитания и условия существования. |
Разнообразие жизненных форм травянистых растений | |||
Моделирование природного растительного сообщества» Экскурсия. «Строение растительного сообщества» |
Приложение 2
|
Приложение 3 Анкета для проведения социологического опроса среди учащихся 1. Каким урокам вы отдадите предпочтение, урокам, проведённым в кабинете или на пришкольном участке? 2. Как вы относитесь к тому, что на территории школы будет географо- экологическая площадка, состоящая из специального оборудования? 3. Посещали ли вы петровскую метеостанцию? 4. Как вы смотрите на то, что в нашей школе будет своя метеостанция? 5.Знаете ли вы что такое горизонтальные солнечные и экваториальными солнечные часы и как ими пользоваться? 6. Хотели ли бы вы помочь в организации площадки и создании оборудования своими руками? |
Приложение 4
Перечень оборудования для географо- экологической площадки
Приспособления для формирования пространственных представлений
Забор-измеритель с дорожкой — предназначен для определения длины шага, выработки глазомера, измерения расстояний различными способами. Для этого используют ограждение площадки, вдоль которого устанавливают разметки 0; 5; 10 (можно 20) м, после чего внешнюю сторону ограды окрашивают (через 1 м) в контрастные цвета.
Столб-высотомер, окрашенный в чередующиеся черные и белые полосы с оцифровкой от 1 до 10 м, устанавливают на географической площадке. Столб одновременно служит основанием для флюгера.
Эталоны расстояния и площади устанавливают в зависимости от планировки школьного двора и характера прилегающей местности.
Квадратный метр должен быть сделан в натуральную величину из деревянных брусьев или ребрового железа. Брусья окрашивают в черный цвет и укрепляют на вбитых в землю колышках.
Кубический метр изготавливают из деревянных брусков, обшивают фанерой, листовым железом или пластиком, окрашивают в черный цвет и укрепляют на вбитых в землю колышках.
Приборы и модели, применяемые в процессе формирования умений и навыков ориентирования в пространстве
Гномон используют для определения истинного меридиана. Он представляет собой доску размером 400х300х30 мм, окрашенную в белый цвет. Короткие стороны доски направлены с севера на юг. У каждого края доски на одинаковом расстоянии от западного и восточного ребер вертикально укрепляют металлический стержень высотой 80 мм. Прибор укрепляют горизонтально на столбике высотой 1200 мм. Используют гномон как демонстрационный прибор для практического определения суточной кульминации солнца, полудня, полуденной линии, направления истинного меридиана, основных и промежуточных сторон горизонта.
Румбическое кольцо используют при изучении сторон горизонта. Деревянный круг диаметром 250 мм окрашивают белой масляной краской или на его лицевую поверхность набивают дюралюминиевый диск. К центру лицевой стороны круга прикрепляют указатели 16 направлений на основные и промежуточные стороны горизонта, изготовленные из трех пластинок, окрашенных в три темных цвета (красный, коричневый, черный). По периферии круга подписывают 8 основных и промежуточных сторон горизонта — С, СВ, В, ЮВ, Ю, ЮЗ, 3, СЗ.
Астролябия. Прибор состоит из лимба, уровня, алидады с диоптрами, компаса и оснащен приспособлением для крепления к штативу. Используется в процессе формирования понятий об азимуте и для выполнения практических работ по ориентированию на местности и съемке плана. На географической площадке астролябию устанавливают в горизонтальном положении на столб-подставку.
Астрономическое оборудование
Указатель Полярной звезды — прибор для определения местоположения Северного полюса. Конструкция устроена так: в землю вкапывают столб высотой 1400 мм, диаметром 300 мм. К верхней части столба прикрепляют углоизмерительный инструмент и шест-указатель. Шест-указатель изготовляют из деревянной рейки длиной 2500—3000 мм, шириной 50—100 мм, толщиной 30 мм. Линия горизонта и направление на Полярную звезду указываются на самом приспособлении.
Вертикальный угломер применяют для определения угловых величин вертикально расположенных объектов и полуденной высоты солнца над горизонтом. Используется на уроках и во внеклассной работе. Прибор состоит из фиксатора линии горизонта, прицельной трубки с диоптрами и экранчиком, шкалы-полукруга, градуированной от 0 до 90°
Солнечные часы экваториальные — прибор для определения истинного времени. Для устройства часов необходимы две доски (400х400 мм), окрашенные белой краской. На одной поверхности доски вычерчивают окружность-циферблат и разбивают ее на восемь равных частей. Затем в центре окружности циферблата устанавливают штифтик высотой 100 мм, обозначают деления от 0 до 21 ч, скрепляют доски под углом 90° минус широта места. Часы устанавливают на столб-опору высотой 1000—1200 мм, нижнюю доску крепят горизонтально, чтобы полуденная тень от штифтика совпадала с цифрой 12 на циферблате.
Солнечные часы горизонтальные также просты по устройству. Для этого на доске размером 400х200 мм прочерчивают линию, соединяющую середины коротких сторон. Отступив от края доски на 50 мм, укрепляют треугольник, основание которого не должно превышать 1/4 ширины доски. Угол треугольника, обращенный к ближнему краю доски (на юг), должен иметь величину, равную широте данного места. После установки треугольника доску окрашивают белой краской и размечают циферблат. Для этого прочерчивают полуокружность с центром у вершины треугольника. Продолжив основание треугольника до пересечения с полуокружностью, находят отметку 12 ч. Затем, проведя линию, перпендикулярную основанию треугольника, определяют точки, соответствующие 6 и 18 ч. Готовый прибор устанавливают на столб-подставку в горизонтальном положении и находят остальные деления часового циферблата. Их наносят путем наблюдения за передвижением тени от треугольника, пользуясь при этом показаниями обычных часов, поставленных по местному времени
При установке часы ориентируют так, чтобы полуденная тень от треугольника совпала с цифрой 12. Горизонтальными часами можно пользоваться в течение всего года.
Репер- малый бетонный блок, поверхность его окрашивают в белый цвет и обозначают высоту места площадки над уровнем моря.
Метеорологическое оборудование
Метеорологическая будка служит для размещения метеоприборов. На площадке может быть установлена метеобудка, выпускаемая для гидрометеослужбы или изготовленная в школе.
В самодельной метеорологической будке выделяют камеру размером 500х500х700 мм, внутри которой находится штатив для размещения приборов. Боковые стенки будки выполняют как жалюзи. Метеобудку устанавливают на подставке на высоте 2000 мм от земли.
Внутри камеры метеобудки размещают приборы: гигрометр волосной МВ-1, термометры максимальный и минимальный. Для того чтобы во время снятия показаний на приборы не падал прямой солнечный свет, дверцу будки ориентируют на север. Поверхность будки окрашивают в белый цвет, увеличивающий альбедо. Устанавливают будку так, чтобы в течение дня на нее не падала тень от деревьев, зданий, других объектов, расположенных вблизи площадки.
Флюгер используют для определения направления и скорости ветра.
Столб-высотомер с укрепленным на нем флюгером устанавливают в центральной части площадки так, чтобы хорошо просматривались направления сторон горизонта и угол, на который отклоняется доска, показывающая силу ветра. Во время ветра доска поднимается вдоль дуги, на которой установлено восемь штифтов. По номеру штифта, против которого колеблется доска, и таблице, приложенной к описанию флюгера, определяют скорость ветра.
Если площадка расположена в ветровой тени, флюгер следует установить за ее пределами, на открытой местности. Однако в любом случае высота столба должна быть не менее 8—10 м.
Чашечный анемометр устроен по принципу ветряной мельницы. В верхней части прибора прикреплены четыре чашечки, обращенные в одну сторону. Чашечки (полушария) вращаются вокруг вертикальной оси, количество оборотов отмечает счетчик. Прибор выставляют на"ветер и, когда количество оборотов становится постоянным, включают счетчик. По таблице, помещенной в описании к прибору, определяют скорость ветра.
Осадкомер необходим для определения количества осадков.
Основные части осадкомера — это цилиндрический бачок, таган, защита осадкомера, состоящая из металлических пластин, и измерительный стакан. Осадкомер крепится к деревянному или металлическому столбу шестью глухарями. При этом верхняя кромка бачка и защиты должны располагаться строго горизонтально на высоте 2 м от поверхности земли. При установке осадкомера необходимо избегать таких мест, в которых образуется вихревое или вертикальное движение воздуха, капель с крыш или деревьев и т. д.
Нефоскопическая сетка представляет собой деревянную или проволочную сферическую поверхность, установленную на четырех столбах, расположенных по основным сторонам горизонта. Состоит сетка из трех колец разного диаметра, расположенных горизонтально, дуги, соединяющей северный и южный столбы, и двух дуг, соединяющих все кольца с западным и восточным столбами
Снегомерной рейкой определяют мощность снежного покрова. В практике работы школ применяют рейки стационарные и переносные. Стационарную рейку крепят к колу или столбику, установленному на площадке. При этом нулевое деление рейки должно находиться на уровне земли.
Снегомер-плотномер служит для определения плотности снега и запаса воды в нем. Он состоит из полиэтиленового ведра емкостью 8 л, снегомерного цилиндра с нанесенными делениями от 0 до 50 см, мерного стакана объемом 500 см3 с делениями по 5 см3, линейки металлической высотой 160 см для измерения толщины снежного покрова.
Приложение 5
План географо- экологической площадки
1. забор- измеритель. 2- мерная дорожка. 3.- образцы местных почв 4- образцы местных горных пород . 5- квадратный метр. 6- кубический метр 7- репер. 8- флюгер, столб- высотомер 9-нефоскоп. 10- метеорологическая будка 11- осадкомер 12-рейка снегомерная 13-астролябия. 14- эклиметр. 15- указатель полярной звезды. 16 –часы солнечные горизонтальные 17- часы солнечные экваториальные. 18- гномон 19- модель меридиана и параллели 20- яма с песком. 21- рабочие места учащихся 22- доска «классная» 23- рабочее место учителя
Солнечная система. Взгляд со стороны
Домик зимней ночью
Лепесток и цветок
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Сверчок