Поскольку в изучении дна Мирового океана существует еще много нерешенных проблем и интересных вопросов, я предлагаю свой вариант лодки- батискафа , под названием «РИГЛ» -Российская исследовательская глубоководная лаборатория
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_batiskafa_rigl.doc | 459.5 КБ |
Исследовательская работа
«Исследование литосферы земли»
Проект батискафа «РИГЛ»
(Российская исследовательская глубоководная лаборатория)
Выполнил: Ученик 6 б класса
Левин Роман
Руководитель:
Галатонова Татьяна Евгеньевна
г. Нижний Новгород
Поставил целью он промерить Океан,
Смягчить иль обуздать стихии нрав угрюмый,
Глубокое Нептуна ложе изучить...
Природы тайны все раскрыть
И возвратиться с полным фактов трюмом.
Необходимость изучения морского дна
По мере накопления сведений о рельефе земной поверхности формировались научные представления и о строении дна Мирового океана. Геоморфология морского дна и сегодня является важнейшим средством познания структуры, динамических процессов и истории формирования океана, хранящего тайны развития и эволюции планеты
Земля.
Познание геологического строения только материков не давало ответа на вопросы о происхождении земной коры, ее изменении во времени и пространстве, не объясняло даже очевидных закономерностей геометрического совпадения контуров разделенных океаном материков. Обнаружение системы срединно-океаничеких хребтов подтвердило гипотезу о расширении морского дна и дрейфе литосферных плит .
Например, дно Атлантического океана "расползается" в стороны от срединного хребта со скоростью 2,5 см в год.
Еще быстрее происходит спрединц или расползание дна, от других хребтов. Так, на Восточно-Тихоокеанском поднятии оно достигает 12-16 см в год. Это не значит, что океан расширяет свои владения, ибо плиты, на которых покоится его дно, постепенно втягиваются в глубокие желоба.
Плавно понижающаяся часть подводной окраины континента называется континентальным шельфом. Если у берегов Чили шельф довольно узкий - не больше 2 км - то в других местах он занимает огромные площади. Все Северное море представляет собой часть Европейского континентального шельфа, а шельф вдоль арктического побережья Сибири достигает в ширину более 1 200 км.
На континентальном шельфе морские глубины обычно не превышают 200 м. Внешний край, пли бровка, шельфа резко обрывается вниз к абиссальной равнине, или океаническому дну. Именно этот материковый склон является подлинной границей континента.
Большей частью совершенно плоская абиссальная равнина лишена выразительных рельефных форм. Она лежит на глубине 4000-5000 метров и сложена вулканическими базальтовыми породами, покрытыми слоем донных отложений. Донные отложения состоят из остатков бесчисленных растений и животных. Большинство из них - мелкие, даже микроскопические организмы, обитающие в толще воды и называемые планктоном. Многие представители зоопланктона имеют известковый скелет или панцирь из углекислого кальция, поэтому основу донных отложений составляет известковый ил.
Абиссальная равнина расчленена рядом геологических структур, образующих провинции океанического дна. В центральной части океанов лежат подводные хребты, где из недр мантии выталкивается наверх и медленно затвердевает расплавленная порода. Именно здесь земная кора пополняется новым материалом.
Кроме геологии изучение рельефа дна Мирового океана имело прикладное значение для установления закономерностей размещения донных полезных ископаемых. Эта проблема актуальна для многих стран мира уже сегодня и в будущем будет иметь еще большее значение, поскольку истощение запасов полезных ископаемых в наземных месторождениях, а также ограничение их добычи по экологическим или экономическим показателям, позволяет рассматривать Мировой океан как потенциальный источник важнейших видов сырья в будущем.
История и виды исследований морского дна
Средняя глубина Мирового океана, покрывающего более 70% земной поверхности, около 4 км. Это ничтожная величина по
сравнению с общей длиной земного радиуса (всего 0,06%), но вполне достаточная для того, чтобы сделать дно Мирового океана недосягаемым для непосредственного исследования обычными методами, которыми пользуются при полевых работах на суше.
Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В конце прошлого и в начале нашего столетия они ограничивались измерениями глубин и сбором проб донных грунтов. Делали это весьма примитивно: с корабля на дно моря спускался груз на веревке или тросе, и по его длине определялась глубина, а прилипшая к грузу или захваченная прикрепленными к нему ковшами или трубкой проба позволяла судить о характере донного грунта .
Тем же методом пользовались и в XIX веке на британском корвете "Челлен-джер", который за 3,5 года кругосветного плавания собрал массу научной информации о морских глубинах. Отчеты этой экспедиции заняли 50 томов.
В 20-х годах нашего столетия, а особенно после второй мировой войны в практику морских геологических работ начали внедряться геофизические методы исследований. Глубины океана и рельеф его дна стали изучать с помощью эхолотов.
Более мощный сигнал низкочастотного эхолота способен проникать сквозь верхние слои донного грунта и сообщать информацию о расположенных под ними породах.
Однако геофизические методы дают возможность получать лишь физическую характеристику горных пород и рыхлых осадков со дна океана, а не сами их пробы. Эти методы не позволяют наблюдать и процессы, изменяющие дно океана. В прибрежной зоне на небольших глубинах вести наблюдения и брать пробы можно, пользуясь водолазным снаряжением, на мелководье особенно удобен акваланг.
Человек стал осваивать Океан с незапамятных времён. Еще Александр Македонский (356 - 323 годы до н.э. ) погружался в море в большом стеклянном сосуде, а в своих военных операциях прибегал к помощи ныряльщиков (например, при осаде Тира в 334 году до н.э. ). Самые ранние упоминания о водолазных аппаратах относятся к 16 веку. Такие аппараты представляли собой лишенные дна колокола, в которые по трубам поступал воздух. Первый колокол, вмещавший в себя более одного водолаза был построен в 1690 году Эдмондом Галлеем (1656 - 1742 г.г.). Хорошо известный нам водолазный костюм с металлическим шлемом, сконструированный англичанином А.Зибе, еще в 1837 году широко использовался в подводных работах на глубине до 60 метров. В 1943 году Жак Ив Кусто и Эмиль Ганьян изобрели акваланг, который сделал водолаза значительно подвижнее.
А как быть на глубинах более 300 м? Водолазы пока туда не спускаются. Правда, в батисферах и батискафах человек может опуститься даже на самые большие глубины океана, например на дно Марианского желоба.
В 1620 году Корнелиус Ван Дреббель построил первую подводную лодку, приводимая в движение двадцатью гребцами, она плавала по Темзе на глубине 5 метров. Серьезные попытки исследовать большие глубины были начаты в 1930 году, когда у Бермудских островов Отис Бартон и Уильям Биб в батисфере - стальном шаре, опускаемом с корабля на тросе, погрузились до глубины 425 метров.
. Огюст Пикар
впервые сконструировал и построил глубоководный аппарат- батискаф и произвел
на нем погружения на глубины до 3150 м . Батискаф состоит из
дирижаблеобразного корпуса и гондолы, которая вмещает двух гидронавтов.
Гондола представляет собой сферу , изготовленную из высокопрочной стали. Её
внутренний диаметр около 2 м. Поскольку кабина должна выдерживать высокое
давление, она имеет значительную толщину, а значит и вес, что лишает её
возможности плавать самостоятельно, поэтому гондола подвешена к
металлическому поплавку. Для придания плавучести корпус заполнен бензином.
При этом корпус поплавка сделан легким, ибо внизу бензин сообщается с водой и
его давление всегда сравнено с окружающей средой. Для регулирования
плавучести батискафа имеется железный балласт. Открывая с помощью
электромагнита заслонку, его можно высыпать и тем самым регулировать
плавучесть всего устройства. При необходимости можно сбрасывать не только
балласт, но и все наружные электробатареи, что обеспечивает экстренный
подъем. Иллюминатор сделан из небьющегося стекла плексигласа и имеет форму
усеченного конуса. При погружении давление воды прижимает его к гнезду и
обеспечивает водонепроницаемость. Удаление из воздуха углекислоты и
обогащение его кислородом обеспечивается специальной аппаратурой, которая
позволяет находиться под водой более суток.
Позже Огюст Пикар и его сын Жак сконструировали новый батискаф "Триест".
Корпус "Триеста" имел цилиндрическую форму, разделенную на 12 отсеков,
вмещавших 86000 л бензина. "Триест" совершил множество погружений на
глубины до 3700 м. В 1960 году Жак на новом батискафе "Триест" с улучшенной
моделью гондолы из высокопрочной легированной стали, после пятичасового
спуска достиг дна на глубине 10910 м в Марианской впадине Тихого океана-самой
глубокой впадине Мирового океана.
В дальнейшем "Триест" использовался военно-морским ведомством США,
которое приобрело этот аппарат у О. Пикара для различных целей, в том числе и
для поисков затонувшей американской атомной подводной лодки "Трешер".
Всего на "Триесте" было совершено более 100 погружений.
В 1961 году Жорж Уо и Пьер Вильм сконструировали и построили новый
батискаф "Архимед", похожий и по устройству и по внешнему виду на "Триест". На
"Архимеде" в 1962 году было совершено погружение у берегов Японии на глубину
9560 м. За пять лет этот батискаф совершил 57 погружений в основном на
глубины свыше 6000м для изучения геологии, биологии, акустики больших глубин
океана.
но каждый такой спуск — сложная, опасная и дорогостоящая операция. К тому же батискафы маломаневренны. На смену им приходят исследовательские глубоководные подводные лодки, которые позволяют людям выполнять широкий круг наблюдений на глубинах до 2—3 км.
Для океанографических и геологических
исследований широко применялась подводная лодка "Алюминаут", построенная из
прочных алюминиевых сплавов и рассчитанная на экипаж 4-6 человек.
Она работала также на грунте с целью исследования особенностей морского дна,
сейсмических измерений, установки буровых устройств, укладки подводных трубо-
проводов, ремонта глубоководных кабелей, подъема затонувших устройств и т.п.
"Алюминаут" оборудован также специальной гидроакустической, электронной,
телевизионной аппаратурой и двумя манипуляторами в результате чего может
проводить самые разнообразные научные исследования и практические работы.
Глубина погружения "Алюминаута" рассчитана на 4500 м . Сейчас его
переоборудуют для работ на глубоководных нефтегазовых месторождениях.
Из других подводных аппаратов США можно назвать серию аппаратов
"Дип квест", "Стар" и "Дипстар". Все эти подводные аппараты весьма
маневренные, многоцелевые, выступают конкурентами батискафов. Их
преимущество- небольшое водоизмещение.
В Советском Союзе также создавались малые подводные лодки для научных
исследований. В 1958 году вышла в испытательный рейс лодка "Северянка",
которая с тех пор провела множество экспедиций в Баренцевом и Норвежском
морях, а также в Северной Атлантике, пройдя десятки тысяч километров. Ценный
для рыбаков подводный аппарат создали сотрудники Клайпедского отделения
Гипрорыбфлота - батиплан "Атлант 1". Это настоящий планер, летящий в толще
воды. Он может опускаться на глубину до 200 м, имея на борту одного
гидронавта.
Важной особенностью этого подводного планера является то, что его спуск или
подъем можно осуществить не только за счет приема или удаления водного
балласта, но и просто наклоном крыльев. Специалисты Атлантического научно -
исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии уже сотни раз
наблюдали с "Атланта" за поведением обитателей морских глубин.
Подводные лодки нового поколения оборудуются атомным двигателем. Первая
исследовательская подводная лодка такого типа была создана в США- "NR-1".
Она оборудована малогабаритным атомным двигателем и способна погружаться
на глубину 1050 м. Водоизмещение лодки 400 т, длина 42,7 м. Экипаж состоит из
пяти человек и она может принимать на борт двух ученых. По заказу военно-
морского флота было построено глубоководное спасательное судно DSRV, с
помощью которого при каждом погружении могут быть спасены из глубины свыше
1000 м 24 человека из потерпевших аварию подводных лодок.
Во Франции изучением вопросов Мирового океана занимается национальный
центр по освоению океана. Он имеет обширную многолетнюю программу,
охватывающую различные аспекты океанографического, биологического,
геологического, экономико-географического изучения морей и океанов.
Задолго до образования этого центра Жак Ив Кусто построил свою
миниатюрную подводную лодку "Дениз". С появлением "Дениз" в 1960 году
французские исследователи получили универсальный подводный аппарат,
который по своей маневренности намного превосходил обычную подводную лодку.
Сочетание черепахообразного корпуса и особого реактивного движителя
обеспечивает аппарату полную свободу под водой. Он одинаково легко
перемещается вперед и назад, вправо и влево, кружится вокруг своей оси,
зависает над любой точкой и делает наклоны в необходимую сторону.
"Дениз" (или , как ее часто называют, "блюдце Кусто")- участница
большинства экспедиций Кусто. За свою многолетнюю эксплуатацию она
совершила около 2000 погружений в разных морях. При своей высокой
маневренности "Дениз" имеет великолепное научное оборудование, позволяющее
вести самые разнообразные исследования, фотографировать, собирать образцы
донных пород, и при этом масса аппарата позволяет его транспортировать в
любую точку Мирового океана. По типу "Дениз", имеющей рабочую глубину
погружения до 350 м и рассчитанной на экипаж до двух человек , были построены
еще два подводных аппарата "SP-500"(одноместный с погружением до 500 м),
"SP-3000"(трехместный с глубиной погружения 3000 м), и вышеупомянутый "Дип
стар-4000". В проектировании всех этих аппаратов принимал участие Жак Ив
Кусто.
Среди других французских подводных аппаратов необходимо отметить
трехместный аппарат "Сиана", предназначенный для исследования и работ на
глубине до 3000 м . Он оборудован совершенными системами управления и связи,
а также манипулятором, который может брать пробы грунта, работать гаечным
ключом, резаком и другими инструментами. Это также очень маневренный и
высокоэффективный многоцелевой подводный аппарат. Кроме того во Франции
успешно эксплуатируются подводные аппараты "Шельф Дайвер" и построенные
после 1970 г "Гриффон", "Марко", "Глобюль", "Моана" и "Нерей". Большинство
этих аппаратов предназначено для обслуживания подводных нефтепромыслов и
оснащено большими иллюминаторами, обеспечивающими круговой обзор, а также
манипуляторами и сменными инструментами (пробоотборники грунта, захваты,
резаки, насадки для завертки гаек и т.п.)
В Великобритании в связи с интенсивным освоением богатых месторождений
нефти и газа только в 1977 году нефтяные промыслы обслуживали 11 подводных
лодок типа "ПК", предназначенные для работы на глубине до 3000 м. Это
высокоманевренные аппараты, последние модели которых имеют прозрачную
носовую часть, трехместную водолазную камеру и два манипулятора с набором
сменных инструментов: дрели, гайковерты и т.п. Один манипулятор служит для
закрепления аппарата на каком-нибудь подводном неподвижном сооружении, а
второй - для выполнения рабочих операций.
Германия, начиная с 1972 года, строит подводные аппараты типа "Мармейд" и
"Тоурс" , также предназначенные для обслуживания нефтяных промыслов в
Северном море и рассчитанные на глубину погружения до 500 м.
В Японии были построены научно - исследовательские подводные аппараты
"Иомури" (Экипаж до 6 человек, глубина погружения 300 м), "Синкай"- глубина
погружения 600 м, очень удобный маневренный аппарат "Хакио", способный
работать на глубине до 300 м и , наконец, "Удзусио" с прозрачным корпусом,
глубина погружения до 200 м.
В создании подводных аппаратов участвуют также Швеция, Норвегия,
Нидерланды, Канада.
В СССР до 60-х годов подводные исследования выполнялись, как уже
отмечалось, с помощью подводной лодки "Северянка" и аппарата "Атлант".
В 70-е годы к ним присоединились более совершенные подводные аппараты
"Север" с глубиной погружения до 2000 м , ТИНРО-2- глубина погружения до 400
м, двухместный буксируемый аппарат "Атлант-2", двенадцатиместная подводная
лаборатория "Бентос-300". Один из самых интересных советских подводных
аппаратов "Оса-3" (Обитаемый стабилизированный аппарат, рассчитанный на
экипаж три человека и глубину погружения до 600 м). "Оса-3" еще более
подвижный и маневренный аппарат, чем "Дениз". Он, не разворачиваясь, легко и
свободно перемещается вперед-назад, вверх-вниз, вправо-влево по борту, легко
неподвижно зависает в одной точке независимо от силы течения. Это достигается
за счет оснащения "Осы-3" системой автоматического управления - ценной
новинкой, которая отсутствовала в других советских подводных лодках. Кроме
того "Оса-3" имеет четыре мощных движителя, за счет которых и обеспечивается
повышенная маневренность. Система регенерации воздуха почти аналогична той,
которая имеет место на космических кораблях. В комплект научной аппаратуры
входят теле-, кино-, фото-, видео-установки, гидролокатор бокового обзора,
позволяющий наблюдать подводную обстановку не только впереди, но и вокруг
всего аппарата. В случае необходимости обзор подводного положения
осуществляется через перископ.
В последнее время появились и начали использоваться подводные аппараты
с водолазными отсеками: один для экипажа с нормальным атмосферным
давлением, другой - для водолазов, где поддерживается повышенное давление.
Водолазы выходят из подводного аппарата в специальном снаряжении и работают
необходимое время. После возвращения водолазов водолазный отсек
герметически закрывается и, закончив подъем подводного аппарата на борт
обеспечивающего судна, стыкуется с судовой декомпрессионной камерой, в
которой водолазы отдыхают и проходят декомпрессию. Обычно такие
подводные аппараты имеют рабочую глубину погружения до 300 м, так как на
большей глубине работать водолазам опасно для жизни. К таким аппаратам
относятся американские аппараты "Джонсон си Линк", "Дип Драйвер" и ряд других.
Большинство глубоководных аппаратов неразрывно связано с судами-
носителями этих аппаратов. Эти суда транспортируют подводные аппараты к
месту погрузки, спускают их на воду и поднимают на борт после проведенной под
водой работы. Судно-носитель вместе с подводным аппаратом как бы
составляет единую систему. Примеры таких систем: Судно "Лулу" и аппарат
"Альвин", судно "Каллипсо" и аппарат "Дениз", судно "Одиссей" и аппарат "Север-
2".
Большой интерес для науки представляет создание на морских глубинах
подводный станций - стационарных подводных обсерваторий, а также создание
комбинаций из подводной лаборатории и подводного судна с собственным
двигателем. Примерами таких комплексов могут служить проекты "Аржиронета" во
Франции и "Бентоса-300" в России. Станции полностью автономны в своем
обеспечении и могут самостоятельно менять местоположение в том или ином
районе. Они могут всплывать, погружаться и при необходимости удерживаться
висящими в течение долгого времени на определенной глубине..
Накопленный опыт работы с подводными судами самых различных конструкций ,
с одной стороны доказал возможность их применения для решения различных
научных и технических вопросов, а с другой стороны , показал, что ещё много
проблем нужно разрешить, прежде чем подводные суда станут универсальным
вспомогательным средством океанографии.
Описание проекта
1. Российская исследовательская глубоководная лаборатория
«ригл»
Поскольку в изучении дна Мирового океана существует еще много нерешенных проблем и интересных вопросов, в данной работе
Я предлагаю свой вариант таких лодок , под названием «РИГЛ» -Российская исследовательская глубоководная лаборатория .
Общая длина «РИГЛ» 21метр водоизмещение около 500т скорость под водой до 15 узлов . Корпус аппарата состоит из 2-хчастей – легкого изготовленного из Титана и цилиндрического прочного тоже из титана
и имеет диаметр 4,5 м и длину 18,5м. Пространство между корпусами заполнено жидкостью-бензином это уменьшает давление на корпус»РИГЛи» при погружении на большие глубины. Внутренний объем прочного корпуса разбит на три отсека. В кормовом отсеке расположены: система жизнеобеспечения, электрооборудование, ходовой электродвигатель и шлюзовая камера для выхода 2 водолазов на глубинах до 100 м. Центральный отсек занимают
жилые помещения и кают-компания, под ними - отсек, где установлены
аккумуляторные батареи. Автономность «РИГЛ» состовляет более двух недель. В носовом отсеке находятся пульт управления и посты
визуального наблюдения. Носовой отсек имеет нижний этаж - небольшую
наблюдательную камеру, иллюминаторы которой максимально приближены к грунту. В составэкипажа входят двенадцать гидронавтов :
пилоты, бортинженеры, океанологи и даже водолазный врач.
Через носовой отсек экипаж в полном составе может
попасть в спасательную капсулу, которая отделяется от аппарата, попавшего в
аварийную ситуацию. Так же в нижней части корпуса лаборатория может нести беспилотную глубоководную подводную лодку, оборудованную двумя робототехническими руками и четырьмя телекамерами, которая может исследовать участки дна, недоступные для основного аппарата. В передней части Лаборатории крепится робототехническая рука, в которой находятся элементы забора грунта грузоподъемностью 2 тонны, оборудованные видеокамерами.
Общая длина «РИГЛ» 21м, водоизмещение около 500 т. Эту огромную конструкцию приводит в движение небольшой электродвигатель, сообщающий аппарату ход в 10 узла. На грунте положение лаборатории фиксируется с помощью якорного устройства, состоящего из трех якорей и лебедок. При установке используется лаговый электродвигатель, установленный в нижней части аппарата. Большие габариты «РИГЛ» позволяют размещать практически весь измерительный комплекс: здесь и приборы для измерения солености, плотности, прозрачности, освещенности, температуры и многие другие.
Микрорельеф дна, осадки и выходы коренных пород успешно изучают с помощью подводных фотокамер и телевизоров. Грунтовые трубки и дночерпатели, вонзаясь в толщу донных осадков до древних слоев, отложенных за десятки и сотни тысяч лет до наших дней, приносят пробы, а тралы и драги соскребают с поверхности дна обломки твердых пород.
Электропитание в «РИГЛ» подается от плавающей электростанции, которая может дрейфовать вместе с лабораторией.
2. плавающая электростанция использующая энергию волн
Все оборудование электростанции спрятано в герметически закрытом корпусе и защищено от разрушительного воздействия морской воды, прежде всего от коррозии. Корпус, подобно айсбергу выступает над водой не более, чем на треть. Устройство напоминает небольшое судно.
В нижней части аппарата расположено гигантское колесо-маятник, на которое приходится половина веса аппарата. Именно благодаря ему, электростанция сможет производить достаточно электричества ( в зависимости от размера корпуса). Электричество передается с помощью кабеля. Главную роль в производстве электричества играют два элемента конструкции - плавучий корпус и колесо-маятник. Именно смещение колеса , относительно корпуса по действием волн дает возможность приводить в движение вал электрогенератора. Вот как это происходит:
- посмотрите на левый поршень, поднимаясь, он выталкивает масло в накопительные резервуары, а затем к гидравлическому мотору. Чтобы постоянно держать масло под давлением в накопительных резервуарах, используется газ азот, который поступает из специального резервуара. Это обеспечивает непрерывную работу гидравлического мотора. Масло попадает в его цилиндры, заставляя двигаться поршни, а те передают свое движение коленчатому валу ( коленчатый вал-деталь, преобразующая возвратно-поступательное движение , например, поршня в цилиндре, во вращательное). Коленчатый вал заставляет вращаться вал электрогенератора, и генератор начинает вырабатывать переменный ток (тоже самое происходит в электростанциях любого другого типа). Пройдя через гидравлический мотор, масло поступает в резервуар с низким давлением, чтобы быть использованным в новом цикле. Пока левый поршень поднимался, правый опускался, освобождая место в своем цилиндре. В результате в правый цилиндр всасывается масло из резервуара с низким давлением. Это масло будет выдавлено в гидравлический мотор , когда колесо маятника качнется в другую сторону. На долю секунды колесо блокируется дисковым тормозом, который управляется компьютером, чтобы затем начать вращение в противоположном направлении. Цель этой операции - усилить колебания маятника , относительно плавучего корпуса, чтобы добыть как можно больше энергии из волн. Далее цикл повторяется с правым поршнем.
Если к электростанции пристыковать грузовую платформу, то «РИГЛ» может использоваться для добычи полезных ископаемых, таких как цветные, редкие и драгоценные металлы, которые по рукаву будут подниматься на грузовую платформу. После наполнения платформа буксируется на берег.
В наши дни цены на нефть как никогда высоки, а «парниковый эффект» грозит повышением температуры на планете от 2 до 6 градусов. Самое время подумать о том, как бы нам обойтись без сжигания ископаемого топлива - нефти, газа, угля.
Именно по этому сегодня во всю ведутся поиски новых источников энергии - возобновляемых, неисчерпаемых , экологически чистых и недорогих. Одним из возможных решений этой проблемы могут стать электростанции закрытого типа - автономная электрическая система преобразования энергии волн. Данная электростанция при увеличении размеров может использоваться для подачи электроэнергии на материк.
вывод
Российские атомные подводные лодки примут участие в работах по промеру границ континентального шельфа России в Арктике. Вопрос об этом прорабатывается в Главном штабе ВМФ России.
К такому решению Россию подталкивает то, что большая часть оспариваемой зоны арктического шельфа находиться подо льдом, поэтому систематический промер можно осуществлять только с борта АПЛ. Для закрепления государственной границы России в Арктике по границе континентального шельфа необходимо представить в комиссию ООН детальные карты рельефа дна в оспариваемой зоне. На обследуемой территории могут находиться большие залежи углеводородного сырья. По предварительным оценкам они могут составлять около 100 миллиардов тонн углеводородов в нефтяном эквиваленте.
Интересы естествознания, использование минеральных ресурсов, прогноз стихийных бедствий, да и просто погоды, проблема искусственного регулирования биологической продуктивности требуют постоянного и обширного изучения Океана. Чтобы беречь этот резервуар жизни на планете, также и даже более чем необходимо его знать.
Список литературы :
Список использованной литературы:
1. Ганс - Юрген Брозин "Атака на неизведанное" Изд. "Знание", М. 1977 г.
2. Ю.А.Улицкий "Океан надежд"(Освоение и использование богатств Мирового
океана), М. "Просвещение" 1983 г.
3. Ж.Пиккар, Р.Дитц "Глубина - семь миль" Изд. И.Л., М. 1963 г
4. С.Д.Осокин "Мировой океан" (Очерки о природе и экономике) М., "Просвещение
1972 г.
5 "История отечественного судостроения", т.5, С-Пб, "Судостроение", 1996 г
Белый лист
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Что общего у травы и собаки?
Сочные помидорки
Девочка-Снегурочка