Один из самых неоднозначных предметов школьной программы – химия. Она не всем нравиться, чтобы понять смысл и глубину этой науки, требуется либо врожденный интерес и определенный склад ума, либо любопытство, порожденное наслоением знаний.
Я же предлагаю использовать игровые формы в изучении предмета. Они способны выступать в качестве действенного средства обучения. Атмосфера игры создает условия, при которых ребята изучающие этот предмет незаметно для себя вовлекаются в активную деятельность, начинают понимать, что выиграть можно тогда, когда имеешь определенный запас знаний. Кроме того, игровая форма предполагает сотрудничество учителя и учащихся.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_suchkovoy_anastasii.doc | 70 КБ |
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПРОЕКТОВ УЧАЩИХСЯ
РОССИЙСКИЙ КОНКУРС «СОЗИДАНИЕ И ТВОРЧЕСТВО»
Проект - работа
на тему:
«Я ХОЧУ ВАС НАУЧИТЬ, ИЗУЧИТЬ ХИМИЮ ИГРАЯ»
Работу выполнила: Сучкова Анастасия
ученик 8 класса
МОУ СОШ №12
г. Новоалександровска
Ставропольского края
Преподаватель-научный руководитель: Семёнычева Лариса Витальевна
учитель химии
МОУ СОШ №12
г. Новоалександровска
Ставропольского края
АННОТАЦИЯ
Один из самых неоднозначных предметов школьной программы – химия. Она не всем нравиться, чтобы понять смысл и глубину этой науки, требуется либо врожденный интерес и определенный склад ума, либо любопытство, порожденное наслоением знаний.
Я же предлагаю использовать игровые формы в изучении предмета. Они способны выступать в качестве действенного средства обучения. Атмосфера игры создает условия, при которых ребята изучающие этот предмет незаметно для себя вовлекаются в активную деятельность, начинают понимать, что выиграть можно тогда, когда имеешь определенный запас знаний. Кроме того, игровая форма предполагает сотрудничество учителя и учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Игровые формы 6
Виды игр 7
Тема урока в 8 классе: «Первоначальные химические понятия» 9
Примеры игр 11
Заключение 12
Список используемой литературы 13
ВВЕДЕНИЕ
Один из самых неоднозначных предметов школьной программы – химия. Она не всем нравиться, чтобы понять смысл и глубину этой науки, требуется либо врожденный интерес и определенный склад ума, либо любопытство, порожденное наслоением знаний. Но что делать тем, кто не понимает и не любит этот одиозный для него предмет? Важно правильно мотивировать себя и научиться любить его. Как понять химию? Что сделать для того, чтобы она не вызывала отвращения, а стала интересна и легко изучалась?
Ведь нашу жизнь сегодня трудно представить без синтезированных веществ, которые добавляют не только в промышленные товары, но и в продукты питания. Зная основы науки, можно хотя бы попытаться обезопасить себя от потребления ненатуральных добавок.
Если вы решили изучать химию по-настоящему, важно попытаться заинтересовать себя этой наукой. У каждого может быть свой стимул, свой интерес. Для одного - это желание почувствовать свою власть над предугадыванием реакции каких-либо веществ. Для другого – понимание уравнений, решение которых подчиняется четким законам. Есть еще один стимул, который может помочь в изучении самым приземленным: химия служит основой многих технологических новинок.
Есть несколько способов перевести нелюбимый предмет в разряд интересных и приносящих удовольствие:
- в химии важно хорошо начать. То есть сразу учить, а то и зубрить элементы и их валентности. Иначе последующие уроки будут лишь наслаиваться, заводя ученика в тупик.
- очень важен хороший учитель. Желательно тот, кто сам любит свой предмет.
- как научиться химии планомерно и последовательно? Спланируйте изучение предмета. Составьте для себя график, который поможет либо догнать своих одноклассников, либо выучить предмет полностью. Структуризация никогда не станет лишней, тем более в науке.
- обязательно подберите для себя литературу наподобие «Занимательной химии». Изучайте предмет всесторонне, чтобы лучше ориентироваться в нем. Поверьте, эти знания не будут лишними, а время на прочтение не будет потрачено впустую.
- придумайте для себя систему поощрений. Например, после каждой выученной темы разрешаете себе поваляться на диване и посмотреть новый фильм.
- контролируйте процесс изучения. Если у вас есть план – отмечайте в нем проработанные темы.
- хороший метод – стать учителем для более слабого ученика. Помогите ему, расскажите на своем примере, как изучить химию. Если вы уже разобрали какой-нибудь раздел и почувствовали, что все понятно, попробуйте рассказать это другому. Увидев в его глазах восхищение вашими знаниями, вы поймете, что результат от приложенных усилий есть.
Кроме всего, нужно понять, что химия не терпит безалаберности и невнимательности. Ну что получится у начинающего химика, который станет рассеянно смешивать различные вещества? Правильно, ничего хорошего.
Я же предлагаю использовать игровые формы в изучении предмета. Они способны выступать в качестве действенного средства обучения. Атмосфера игры создает условия, при которых ребята изучающие этот предмет незаметно для себя вовлекаются в активную деятельность, начинают понимать, что выиграть можно тогда, когда имеешь определенный запас знаний. Кроме того, игровая форма предполагает сотрудничество учителя и учащихся.
На уроках ученик должен работать активно и увлеченно, использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Поэтому игра, а особенно дидактическая игра имеет немаловажную роль. Игра-творчество, игра-труд. В процессе игры вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивает внимание, стремление к знаниям.
Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес к учебному предмету.
Широкое понимание термина «занимательность» идет еще от Н.И.Лобачевского, он считал, что занимательность - необходимое средство возбуждать и поддерживать внимание, без нее преподавание не бывает успешным.
ИГРОВЫЕ ФОРМЫ
Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить и научиться осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни.
Можно выделить шесть организационных форм игровой деятельности: индивидуальную, парную, одиночную, коллективную, массовую, групповую.
- К индивидуальным формам можно отнести игру одного человека с самим собой или с различными предметами и знаками.
- Одиночная форма – это деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения поставленной ими искомой цели.
- Парная форма – это игра одного человека с другим человеком, как правило в обстановке соревнования или соперничества.
- Групповая форма – это игра трех или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и ту же цель.
- Коллективная форма – это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников.
- Массовая форма игры есть тиражированная одиночная игра с прямой и обратной связью от общей цели, которую одновременно преследуют много людей.
Технологией учебных игр является практическое осуществление педагогической теории учителя и получение намеченных результатов. Технология игры основана и отработана на базе широкого применения идей, принципов, понятий, правил. Специфической и непосредственной целью игровой технологии является спонтанно направленное развитие личности играющего. Это систематическое и последовательное воплощение на практике концепций инновационных процессов в образовании, заранее спроектированных процессов. Заранее спроектированных на основе тех идей, которые признанны в мире в качестве высоко значимых ценностей личности и общества. Необходимо отметить, что учебная игра есть творческое повторение конкретной человеческой деятельности на глубоко личном уровне с элементами оригинальной новизны, полезности и значимости в условиях самостоятельности или соревнования с соперником. В процессе игры срабатывают ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Чтобы победить в игре – соревновании, надо много вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени. Другими словами, игра на уроке является комплексным носителем информации.
ВИДЫ ИГР
В последнее время большая роль отводится электронно-тестовым и компьютерным играм в обучении. Тестирование становится повсеместной формой проверки знаний, и здесь применяют игровую форму.
Критерии игр:
1) Игра должна быть рассчитана на один урок.
2) Игра не должна быть сложной для понимания её правил.
3) Игра не должна морально устаревать.
4) Игра должна быть массовой, охватывающей всей учеников.
5) Оценки должны выставляться легко, ученики должны понимать, как получилась итоговая оценка.
6) Игра должна быть динамичной для поддержания интереса к ней.
Положительные эмоции, которые возникают в процессе игр, способствуют предупреждению их перегрузки, обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных умений. Игра хорошее средство для воспитания у учащихся ответственности за порученное дело, умения работать коллективно и самостоятельно. Она способствует активизации познавательной деятельности, выявлению организаторских и других способностей.
Требования к проведению дидактических игр:
1) Соответствие темы игры теме и цели урока
2) Четкость и определенность цели и направленности игры.
3) Значимость игрового результата для участников и организаторов игры.
4) Соответствие содержания игры характеру решаемой задачи.
5) Посильность используемых в игре игровых действий по их видам, характеру сложности.
6) Понятность и доступность замысла участника игры, простота игрового сюжета.
7) Стимулирующий характер игры.
8) Точность и однозначность игровых правил и ограничений.
9) Объективные критерии оценки успешности игровой деятельности школьников.
10) Адекватные способы контроля и оценки хода и результата игры.
11) Благоприятный психологический климат отношений
12) Простор для личной активности и творчества.
13) Обязательный элемент соревновательности между участниками игры.
Существуют следующие виды игр:
- Игры - упражнения проводятся как на уроке, так и во внеурочной учебной работе. Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки.
- Игры - путешествия. Их можно проводить как непосредственно на уроке, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх – путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях.
- Сюжетная (ролевая) игра. Отличается от игр-упражнений и игр-путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли. Ролевая игра представляет собой один из тех уникальных приемов экспериментального обучения, который помогает ученику справляться с неопределенностью и жизненными непростыми ситуациями. Второй областью, в которой традиционные методы нуждаются в дополнении, является сфера передаваемых навыков межличностного общения и коммуникации. Неважно, как много читает и наблюдает ученик, развить эти навыки полностью можно только путем применения их в реальных межличностных контактах.
Преимущества ролевой игры (по Чеслеру и Фоксу):
1) Помогает ученику выразить скрытые чувства.
2) Помогает ученику проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивацию.
3) Дает возможность поупражняться в различных типах поведения.
4) Высвечивает общие социальные проблемы и динамику группового взаимодействия, формального и неформального.
5) Позволяет живо и непосредственно представить академический описательный материал.
6) Является мотивирующей и эффективной, поскольку предполагает действие.
7) Обеспечивает обратную связь, как ученику, так и наставнику.
8) Группа может контролировать содержание и темп.
9) Устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными ситуациями.
10) Изменяет установки.
11) Учит контролировать чувства и эмоции.
В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами.
ТЕМА УРОКА В 8 КЛАССЕ: «ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ»
Так как я являюсь ученицей 8 класса и только начала изучать химию. Тем более этот предмет мне будит нужен при поступлении в ВУЗ, мне крайне важно его понять и изучить.
В связи с этим мною и была взята тема «Я хочу вас научить, изучить химию играя». Я считаю этот метод самым эффективным. Он позволит изучить предмет как обычным детям так и детям-инвалидам.
Изучая тему «ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ» необходимо выучить около 30 знаков химических элементов, наиболее часто встречающихся, при изучении курса химии, их произношения и названия. Это очень важный момент для успешного изучения химии в дальнейшем, а потому особое внимание надо уделить периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Таблица Менделеева является «государственной шпаргалкой», ею можно пользоваться на любом уроке, контрольной, экзамене, а потому она должна быть у каждого ученика. Знаки химических элементов, и название элементов уже записаны в таблице. Остается выучить только их произношение.
Это можно сделать на игре «Аукцион». На ее проведение потребуется до 15 минут. Игра способствует познавательному интересу.
Правила игры:
1. Каждому участнику (участнику группы) выдается карточка участника, как на аукционе, с номерами (например 1, 2, 3, 4, 5, 6…)
2. У учащихся в пользовании находятся периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева.
3. Учитель объявляет тему раунда, например: «Знаки химических элементов, названные в честь стран и континентов», а так же число правильных ответов в этой теме (восемь).
4. Учащиеся, желающие дать ответ, поднимают свою карточку участника, а учитель по мере поступления предложений, указывая на одного из участников, стараясь соблюдать очередность, просит дать его свой ответ.
5. Учитель комментирует каждый ответ участников, независимо ответ был верный или неправильный. Например: «Германий». «Да, это правильный ответ, химический элемент германий был открыт в 1886 году немецким химиком К. Винклером и назван им в честь своей Родины». Или «Фермий» «Нет, это неправильный ответ, так как химический элемент фермий был открыт в 1954 году и назван в честь итальянского физика Энрико Ферми, который участвовал в работах по овладению атомной энергией и в исследованиях в области синтеза трансурановых элементов».
6. Игра в раунде заканчивается в случаях:
а) если учащимся назван правильный последний ответ (в этой теме – восьмой)
б) если еще есть правильные неназванные ответы, но учащимися даны подряд три неправильных ответа. (Если в игре даны один или два неверных варианта, а затем дан правильный ответ, то счет неверных вариантов, если они будут, начинается снова)
в) если еще есть правильные неназванные ответы, но в течение 1-2 минут у играющих нет никаких вариантов ответов
7. Если учитель закончил игру в раунде, а даны не все правильные ответы, то преподаватель называет эти химические элементы, знакомит учащихся с их первооткрывателем и происхождением названия.
8. Поощрение (оценку «5») получает ученик, давший правильный ответ последним.
В помощь можно использовать любой материал, как презентацию, так и таблицы с группами химических элементов.
ПРИМЕРЫ ИГР
Игра «Руки вверх»
Атрибуты: Карточки для учителя с перечнем различных веществ и физических тел.
Задание: Учитель перечисляет названия веществ и физических тел, дети внимательно слушают. Если названо вещество, ученики поднимают руки вверх, а если физическое тело, то руки лежат на парте. Ученик, допустивший ошибку, дает определение «вещества» или «физического тела» и приводит дополнительно 2–3 соответствующих примера.
Игра «Узнай меня»
Атрибуты: Карточки с уравнениями химических реакций. Уравнения реакций должны быть разного типа.
Задание: На доске учитель пишет названия химических реакций различных типов (реакций соединения, разложения, замещения, обмена) и распределяет их среди четырех игроков. На столе в беспорядке находятся карточки с уравнениями химических реакций разных типов. Каждый ученик должен выбрать среди всех карточек только те, на которых написаны уравнения химических реакций нужного ему типа, и прикрепить эти карточки к доске под названием типа реакции. Ученик, допустивший ошибку, дает определение реакции данного типа и приводит пример.
Игра «Отгадываю задуманный элемент»
Атрибуты: Периодическая система Д.И.Менделеева и калькуляторы.
Описание игры: Ведущий просит одного из учеников задумать любой химический элемент периодической системы. После этого ведущий предлагает провести с номером этого элемента следующие вычисления (без сообщения промежуточных результатов):
1) номер элемента удвоить;
2) к произведению прибавить 5;
3) сумму умножить на 5.
Последний результат сообщается ведущему, который тотчас объявляет элемент, задуманный играющим.
Объяснение игры: Разгадка заключается в следующем. Пусть задуман элемент № 25 (марганец). Проведем с числом 25 соответствующие математические действия:
25 • 2 = 50; 50 + 5 = 55; 55 • 5 = 275.
Число 275 сообщается ведущему, который в уме отбрасывает последнюю цифру (получается 27) и отнимает от полученного числа число 2 (получается 25). Это и есть номер задуманного элемента. После этого ведущему остается только назвать этот элемент – марганец.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Игра – активнейшая форма человеческой деятельности. Редко встретишь человека, не участвующего в определенный момент в какой-либо игре. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает. Проводимая по схеме ученик – учитель – ученик, она позволяет ученикам самостоятельно выбирать свой путь развития, возможно, делая это несознательно, интуитивно, а учитель выполняет роль катализатора. Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, раскрепощают ученика, его мышление.
Обучение происходит воздействием на органы зрения: демонстрация опытов, чтение материала (в памяти остается 50% наблюдаемого, 30% прочитанного), органа слуха – монолог учителя, диалог с учителем, с одноклассниками (в памяти остается 10% услышанного), практическая деятельность самого ученика, самостоятельная работа (в памяти остается 90% сделанного самим). Выучить необходимый материал ученика можно либо заставить, либо заинтересовать. Игра предполагает участие всех участников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащегося носит творческий характер. Происходит 100% активизация деятельности учеников на уроке. Причем интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре. Известно, что слово сверстника имеет больший вес для подростка, чем слово учителя. Соревновательность в работе, возможность посовещаться, острейший дефицит времени – все эти игровые элементы активизируют учебную деятельность учащихся, формируют интерес к предмету.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Минкин Е. М. От игры к знаниям. – М.: Просвещение, 1983г.
2. Штремплер Г.И., Пичугина Г.А. Дидактические игры при обучении химии. – М.: Дрофа, 2003.г.
3. Казанцев Ю.Н. «Формула успеха, или как увлечь учащихся новым предметом» // Химия в школе. – 2009г.
4. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
Белый лист
Филимоновская игрушка
10 осенних мастер-классов для детей
Новогодние гирлянды
Лиса Лариска и белка Ленка