Работа позволяет проанализировать отношение учащихся школы к аромасмесям...
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_podrostki_v_mire_soblaznov.doc | 231.5 КБ |
МОУ Сухобезводненская средняя общеобразовательная школа
Районный конкурс исследовательских и проектных работ
«Юный исследователь»
Номинация: Экология и здоровье человека
Исследовательский проект по теме:
Подростки в мире соблазнов:
сказ о том, как наши подростки
нашли дурман-траву,
и что из этого вышло…
Проект выполнили учащиеся 8 «б» класса:
Ширкунов Алексей, Севрюгин Александр.
Руководитель проекта:
преподаватель-организатор ОБЖ
Решетникова О.Е.
2009-2010 уч.год
Оглавление:
1.1. История ароматерапии
1.2. Эфирные масла и принцип их действия
1.3. Синтетические эфирные масла
«Образованный человек не курит…»
И.В. Гёте
На сегодняшний момент Россия бьет тревогу: в свободной продаже появились ароматические курительные смеси, которые на поверку оказываются аналогичны наркотикам.
В Нижегородской области курительные ароматические смеси появились в торговом обороте в ноябре-декабре 2008 года и сразу стали пользоваться спросом у молодежи. Заняв место на полках магазинов, миксы стали подчиняться и прочим законам торговли: распространение через Интернет, курьерская доставка, акции типа «Третий пакетик бесплатно» и т.д. Развернулась и реклама, побуждающая к покупке пакетика с этой «дурман-травой».
Октябрь-ноябрь 2009 года для г.Нижнего Новгорода стали ужасающими по количеству пострадавших от этих «благовоний» и большинство которых – подростки.
Что же такое ароматические смеси?
Для чего они существуют и какую роль выполняют в современном мире?
И почему современные подростки так легко попадают в зависимость от всяких иностранных штучек?
На эти вопросы мы и попытаемся найти ответ и представить их в своей работе.
Гёте правильно сказал, что образованный человек не курит. Это можно понимать двояко. С одной стороны не курит тот, кто знает о вреде и смертоносном влиянии этих ароматических курительных смесей. С другой стороны, это выражение должно стать призывом для всех людей планеты к получению полной информации о пагубности любых вредных привычек.
Проблема: Отсутствие у учащихся четкого представления о возможном влиянии ароматических курительных смесей на организм подростка.
Объект исследования: пристрастие подростков к вредным привычкам (в частности к курению)
Предмет исследования: отношение учащихся к курительным аромасмесям.
Гипотеза: Табакокурение – первый шаг к наркомании.
Цель работы: Изучение влияния аромасмесей на здоровье подростка.
Задачи исследования:
Средства: 1. Сбор теоретического материала.
2. Изучение и анализ материала.
3. Анкетирование учащихся.
4. Разработка памятки о влиянии курительных смесей.
Результатом нашего исследования будет являться:
§ 1. Все об аромасмесях.
1.1. История ароматерапии
Ароматические растения и приготовленные из них экстракты использовались во всех великих культурах древности — в Древнем Египте, Персии, Вавилоне, Китае, Индии. В медицинских трактатах, созданных тысячелетия назад, перечислено множество ароматических растений и указаны цели их использования.
Наиболее подробные описания найдены в древних египетских надписях. Египтяне применяли благовония очень широко — от парфюмерии и косметики до медицины и ритуала бальзамирования усопших. Трудно поверить, но это научный факт, что в сосудах, которые археологи подняли из гробниц фараонов, оказались предохранительные смолы, и они до сих пор не потеряли запах ладана.
Египтяне хорошо знали о способности благовоний воздействовать на психику и настроение. В те времена люди уже активно пользовались ароматами и в парфюмерных целях. Клеопатра, которая вовсе не была красавицей, покорила искушенных Юлия Цезаря и Марка Антония, и не особыми своими чарами, а знанием секретов ароматических смесей.
Однако египтяне не знали способов выделения эфирных масел из растений. Они пользовались только настоями и притираниями. Позднее древние греки уже широко применяли эфирные масла и в медицине, римляне использовали ароматические эссенции в общественных банях, умащали маслами тело. Многие греческие врачи служили в римской армии и в походах видели много стран и народов. Рим строил империю, а медики собирали знания об ароматических и лечебных растениях, встретившихся в пути. Гален, личный врач императора Марка Аврелия, изобрел оригинальный крем и написал множество работ, касающихся здоровья и медицины. Его работы положили основу европейской медицине, а после упадка Римской империи распространились и на Востоке, в Византии.
Арабские страны усовершенствовали знания в области ароматерапии. Здесь впервые применили дистилляцию (паровую перегонку) для извлечения из розовых лепестков ароматического масла — это изобретение приписывают Авиценне (980-1037), философу и врачу из Средней Азии. И до сих пор именно дистилляцией извлекают чистые эфирные масла из многих растений.
В период средневековья не было принято заботиться о красоте и здоровье тела, и потому развитие медицины и парфюмерии в Европе замерло. Перемены произошли после крестовых походов, когда крестоносцы стали возвращаться домой с добычей, захваченной в своих походах. «Арабские благовония» распространились по всей Европе. Использовали их больше в медицинских целях. Потребовалось еще очень много времени, чтобы уровень культуры гигиены европейцев приблизился к таковому в странах Востока. Но начало было положено. Масла и смолы ив Азии были труднодоступны и очень дороги, и для приготовления эфирных масел стали брать природные средиземноморские растения — такие, как розмарин и лаванда. Особенно преуспела в этом Франция. Она фактически стала родиной парфюмерии в ее современном понимании. В те же времена началось изучение лечебного применения эфирных масел. Европейская медицина средних веков была, бесспорно, примитивна. Болезни из больного «выкуривали», сжигая ароматические травы или смолы, «отпугивали бесов», нисколько не представляя себе, что такое, например, дезинфекция воздуха. Но в этом и заключается особенность развивающегося человечества — оно учится. На самом деле не просто курили смолы над больными, а накапливали бесценный практический опыт экспериментальным путем — что помогает, а что нет. Составлялись все новые и новые рецепты, многие из которых вошли в сокровищницу мировой медицины.
Во многих культурах в религиозных обрядах использовалось «возжигание дымов». Часто сжигались растения, способные влиять на сознание: жрец, служитель культа, сам входил в транс и становился способен управлять толпой.
На протяжении столетий при различных религиозных церемониях курили фимиам — смолы, в которые добавлены благовонные вещества, дающие ароматический дым. Этот дым создавал особую молитвенную атмосферу, но при этом обладал и целебными свойствами — очищал воздух, успокаивал.
1.2. Эфирные масла и принцип их действия
Что такое эфирные масла? До сих пор нет точной формулировки, которая была бы признана большинством ученых, занимающихся исследованием этого вопроса. Эфирные масла — это пахучие вещества, которые вырабатываются эфиромасличными растениями и обусловливают их запах и практическую ценность.
Из природных источников получают огромное количество ароматических веществ, и искусство их экстракции и использования постепенно совершенствуется с течением времени. Эфирные масла могут содержаться в любой части растения — в семенах, корнях, листьях, плодах, древесине, цветах. Состав масла и его содержание в растении может меняться в зависимости от времени года и даже в течение дня.
Если почитать, какое действие оказывают эфирные масла, то у разумного современного человека возникает естественное сомнение. Как это — и антиоксидантное, и антисептическое, и желчегонное, дезодорирующее, антиспазматическое, противовирусное, отхаркивающее, гипотензивное, ветрогонное, заживляющее, и желудочное, и тонизирующее? А ведь это совершенно реальная характеристика совершенно конкретного эфирного масла! И их действующая сила во многом связана с их ароматом. Запахи обладают определенными свойствами воздействия на организм, причем воздействия тонкого и на самые жизненно важные процессы.
Этим объясняют способность ароматических веществ влиять на функционирование нервной системы, гормональный статус организма человека. Действие эфирных масел даже сравнивают с действием гормонов. Удивительно высокая проникающая способность эфирных масел позволяет получить быстрое терапевтическое воздействие приготовленных на их основе аромаформ.
Терапевтическое воздействие эфирных масел осуществляется более тонко, чем воздействие растения, взятого целиком или экстракта из него. Доза и форма применения эфирного масла значительно влияет на проявление терапевтического эффекта. Обычно более высокие дозы эфирных масел обнаруживают свое действие на физическом уровне, в то время как те же масла в микроконцентрациях оказывают большее влияние на психику.
Эфирные масла входят в состав многих фармацевтических препаратов, а также широко используются с лечебной и оздоровительной целью в чистом виде. Летучие фракции растений обладают высокой бактерицидной активностью и повышают сопротивляемость организма. Это касается профилактики ОРЗ и гриппа. Эффект обусловлен не только действием самих ароматических составляющих эфирных масел на вирус, но и тем, что они помогают организму вырабатывать интерферон.
1.3. Синтетические эфирные масла
Эфирные масла — драгоценная часть живой природы. Они всегда так манили людей, а человек так хотел их получить, что изобретал все новые и новые способы их получения, пока не дошел в своих поисках до науки — химии. Если нельзя извлечь аромат — может быть, можно его создать? Постоянно возрастающая потребность косметики в душистых веществах вызвала необходимость производства искусственных масел. Некоторые химические вещества напоминают хорошо знакомые запахи: ацетат бензила — запах жасмина, ацетат линалоола — бергамота и лаванды, фенилэтиловый спирт — розового масла, дифениловый эфир — герани и т.д.
Однако искусственные ароматические вещества вызывают угнетение и зачастую дают токсический эффект.
Синтетические масла имеют прекрасный запах, но не имеют терапевтических свойств, поэтому их нельзя применять в лечебных и косметических целях. Натуральные эфирные масла имеют комплексную сбалансированную молекулярную структуру. Воссоздать ее искусственным путем невозможно. Уникальная молекулярная структура эфирных масел позволяет проникать через стенки клеток, питая их кислородом и сообщая активные вещества. Искусственные добавки, безусловно, изменяют молекулярную структуру масел, уничтожая их терапевтическую ценность. Именно поэтому так стоит опасаться приобрести подделанное или разведенное синтетическим аналогом эфирное масло.
1.4. Методы применения ароматерапии
Так как эфирные масла представляют собой чисто натуральный продукт, реакцию отдельных людей на них можно предсказать только в общих чертах. Ароматерапия представляет собой альтернативный метод лечения только натуральными средствами, при котором эти средства воздействуют на человека через его психику, обоняние и через его душу, поэтому здесь важно использовать только те масла, запах которых приятен пациенту.
Дозировки также являются не более чем ориентировочными значениями, поскольку каждый человек реагирует на эфирные масла по-своему. У маленьких детей более тонкое обоняние, чем у стариков. Светлая кожа намного более чувствительна, чем темная. Для женщин требования к дозировке существенно выше, чем для мужчин. По изложенным выше причинам чрезвычайно важно определить правильную дозировку и нужный запах для каждого пациента.
Можно достаточно просто и эффективно использовать эфирные масла в домашних условиях.
Запомните, что общее правило применения эфирных масел, как советует Международная ассоциация ароматерапевтов, не применять эфирные масла внутрь. Поскольку ароматические масла легко впитываются кожей, они и при наружном использовании могут воздействовать на внутренние органы и системы организма. Некоторые эфирные масла допустимы для внутреннего применения, но только если это оговорено особо. Так что если вы не уверены, что выбранное вами масло допустимо для внутреннего применения — лучше не рисковать.
Горячие и холодные ингаляции применяются при заболеваниях верхних дыхательных путей, бронхов, легких, для воздействия на психоэмоциональную сферу.
Аромакурительница — простейший способ применения эфирных масел в вашем доме. Эфирное масло должно создавать в помещении тонкий нежный аромат, а не грубый назойливый запах. При дозировке лучше принять меньше, чем слишком много.
Излишняя концентрация эфирного масла в воздухе может подействовать угнетающе и вызвать обратный эффект. При лечении других членов семьи дайте больному самому по запаху решить, какое из предлагаемых масел ему подходит — ведь его органы чувств совершенно отличны от ваших!
Ванны, конечно, являются самым удобным методом применения ароматерапии в домашних условиях. Терапевтическое действие ароматических ванн обусловлено быстрым введением масел через кожу в лимфатическую систему, омывающую все органы.
Таким образом, ароматерапия - это целое искусство по оздоровлению нашего организма, но искусство, которое не терпит постороннего вмешательства со стороны искусственности (синтетические эфирные масла), беспечности (нарушение дозировок и пренебрежение правилами использования методов применения аромасмесей) и халатности.
§ 2. Курительные аромасмеси как социальная проблема нашего времени.
Для того чтобы эффективно противостоять проблеме, важно отчетливо представлять с чем ты имеешь дело. Курение часто называют эпидемией. И масштабы человеческих потерь от табачной эпидемии в настоящее время действительно превышает потери от большинства инфекций (По данным ВОЗ ежегодно в мире от вызванных табаком болезней умирает более 5 млн.человек). Не стоит забывать, что табакокурение-первый шаг к наркомании. Что и происходит сейчас с современными подростками. Появление ароматических курительных смесей, вызывающих такую страшную реакцию у школьников, прямое тому доказательство. Изучив материалы по ароматерапии, трудно представить, что природные компоненты эфирных масел и различных травяных смесей могут вызвать неадекватное поведение подростков и мы даже можем смело говорить, что и зависимость тоже. В чем же здесь дело?
Оказывается, как показали расследования многих российских газет, дело в том, что ароматические курительные смеси содержат вещество, оказывающее действие сходное с наркотическими веществами, но которого нет в перечне запрещенных на территории России.
Это вещество обнаружено и опознано как GWH 018 (искусственно синтезированный каннобиноид, по силе воздействия в 4 раза превосходящий тетрагидроканнабинол, являющийся активным веществом марихуаны). Химическая формула вещества 1-пентил-3-(1-нафтол)-индол), оно было синтезировано химиком Джоном Уильямом Хоффманом (John W. Huffman,
отсюда аббревиатура GWH) в лаборатории Клемсона, США. Хотя GWH 018 используется при производстве ряда медикаментов, само это соединение не входит ни в списки лекарственных препаратов, ни в перечень наркотических средств. Психоактивное вещество запрещено во многих странах мира, но массово реализуется многими китайскими химическими компаниями и именно из Китая синтетический каннабиноид и поступает в ирландскую компанию The Psyche Deli (производителю курительных смесей «Spise»), где принимает форму курительных миксов и затем реализуется по всему миру.
Используя производимое в Китае вещество QWH-018 и опыляя им слабоактивные травы, изготовителю удается получать разные по психоделическим эффектам курительные смеси.
Симптомы отравления курительными смесями:
Симптомы отравления курительными смесями зависят от особенностей организма, на который они воздействовали. Но несмотря на разнообразие симптомов , врачи уже говорят о наркотическом воздействии этой «дурман травы». В группе особого риска находятся подростки, перенесшие черепно-мозговые травмы или имеющие хронические заболевания. Поэтому родителям, заметившим неадекватное поведение ребенка, стоит проконсультироваться со специалистом.
Употребление аромасмесей может вызывать:
Миф о том, что аромасмеси, в отличие от наркотиков, привыкания не вызывают, не более чем миф. Наркологической службе г.Нижнего Новгорода уже известен как минимум один достоверный случай, когда подросток «подсел» на миксы. Объяснение простое - любое вещество, в той или иной степени влияющее на психику, вызывает зависимость. Хочется пробовать еще и еще? Значит, привыкание формируется.
§ 3. Вредные привычки и молодежь.
Подростковый возраст - особый период в физиологическом, психологическом и социальном плане. Интенсивный рост и половое созревание, определенная психологическая неуравновешенность и эмоциональность сочетаются со стремлением стать взрослее, самоутвердиться, быть принятым в своем окружении. Для подростков характерно экспериментирование, проба своих возможностей и, как следствие, склонность к рискованным формам поведения. Формирование вредных привычек связано с определенными социальными и индивидуальными предпосылками. Речь идет в первую очередь о пристрастии подростка к курению.
Табак оказался предметом специального внимания именно из-за особой распространенности курения, из-за того, что курение стало эпидемией, пандемией, охватившей уже треть населения земного шара.
Курение и молодежь - очень серьезная проблема. И это положение нельзя изменить, не зная причин явления и не имея данных о его характере и распространенности.
Исследование №1:
Цель данного исследования – установление по возможности полной и достоверной характеристики проблемы табакокурения в нашей школе.
Ход исследования: проведение анкетирования «Курение и молодежь»
При формулировке вопросов анкеты основной задачей является раскрытие таких понятий, которые составляют сущность проблемы курения в нашей школе (формулировку вопросов смотри в Приложении №1)
Ответы на вопросы, сформулированные на основе этих понятий, помогут, во-первых, дать структурную картину распространенности курения среди учащихся нашей школы, позволят выявить значение тех или иных факторов в формировании привычки к курению. Кроме того, можно будет подтвердить или опровергнуть следующие гипотезы:
а) Основными причинами курения среди подростков и молодежи являются не экономическая ситуация, не отсутствие стабильности в обществе, а прежде всего- влияние той молодежной среды, в которой подросток существует, вращается. Поскольку на принадлежность к той или иной группе и выбор молодежной среды влияют образование, род занятий, ценности, то и они окажут свое воздействие. При прочих равных условиях зависимости между курением и доходами не будет.
б) Существует определенная доля курильщиков (в задачу исследования входит выявление ее величины), для которых курение не является физиологической необходимостью, и именно эта часть, скорее всего, сократится при проведении мер контрмаркетинга.
в) Влияние группы и советы близких друзей могут быть решающими в стремлении бросить курить, в то время как другие стимулы (в том числе и забота о здоровье) не будут столь эффективны.
В ходе исследования были опрошены ученики 10- 11 классов от 15 до 17 лет в количестве 27 человек.
Анкета: | Результаты исследования: |
1. Вы курите? | Да (59%) Нет (40%) |
1.1 а) регулярно б) от случая к случаю? | а) (62,5 %) б) (37,5 %) |
1.2 Сколько сигарет (шт.) выкуриваете в день? | 1-5 – 50 % 5-10 – 31,2 % 10 – и более – 18,7 % |
1.3 Чувствуете физическое недомогание после сигареты? | Нет – 87,5% Да – 12,5% |
1.4. Когда начал курить? | 11 – 12,5% 12 – 12,5% 13 – 25 % 14 – 25 % 15 – 12,5 % 16-17 – 12,5 % |
1.5. Почему решил попробовать? а) интерес, б) влияние компании, в) желание выделиться | а) 37,5 % б) 43,7 % в) 18,7 % |
2. Экономическое положение семьи: а) выше среднего б) среднее в) удовлетворительное. | а) 7,4 % б) 88,8 % в) 3,7 % |
3.1. Одноклассники курят? | Да – 93,7% Нет 6,3 % |
3.2. Друзья курят? | Да – 100% Нет -0 % |
3.3. Курят ли люди, с которыми больше всего хотелось бы общаться? | Да – 80 % Нет – 40 % |
3 .4. Курят ли родители? | Да – 75 % Нет 25 % |
3.5. Бросил бы курить, если бы бросили друзья? | Да – 18,7 % Нет 81.2 % |
4. Предпочтете: а) деньги б) знания в) высокое положение в обществе | а) 29 % б) 26 % в) 45 % |
5.1. Влияет ли реклама на выбор сигарет? | Да – 25 % Нет – 75 % |
5.2. Бросил бы курить, в случае: а) резкого повышения цен на сигареты? б )возникновения трудностей с покупкой сигарет? в) ухудшения качества табака? г) исчезновения из продажи любимой марки сигарет? | а) да – 36 % нет – 64 % б) да – 40 % нет -60 % в) да – 53 % нет – 47 %
г) да – 61 % нет – 49 % |
6.1. Раздражает табачный дым? | Да – 23,3% нет 76,7% |
6.2. Как вы отнесетесь к введению: а)ограничения курения в общественных местах? б)дискриминации курящих в оплате труда? | а) полож. 73- % отриц.- 27 % б) положит. 12% отриц 88 % |
7.1. Пытался бросить курить? | Да- 59,2 % Нет – 40,8 % |
7.2. Собираешься бросить в ближайшем будущем? | Да – 64 % Нет – 36% |
7.3. Бросишь при резком ухудшении здоровья? | Да – 84 % Нет – 16 % |
8.1. Пол (М/Ж) | М – 10 чел. Ж –17 чел. |
Результаты исследования:
Анализируя результаты исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Гипотеза о том, что курение глубоко укоренилось среди молодёжи, оказалось верной. Почти 60% опрошенных подвержены данной вредной привычке.
2. Гипотеза, в соответствии, с которой основной причиной употребления в первый раз этих веществ является желание попробовать, не подтвердилась. Этой причиной является влияние группы.
3. Выявлена группа людей (37,5% от курящих), для которых курение не является физиологической необходимостью, и именно эта часть, скорее всего, сократится при проведении активных мер против курения, также на эту группу большое влияние окажет отказ от курения окружающих.
4. Основной возраст, когда начинают курить – это 13-14 лет. Поэтому именно на подростков этого возраста следует обратить внимание и проводить специальные беседы. Но и особое внимание надо уделять и более младшим подросткам, чтобы сразу дать понять насколько вредно курение.
5. Степень зависимости от сигарет показана следующими показателями:
· ежедневно выкуривается 1-5 сигарет 50 % опрошенных из числа курящих
· ежедневно выкуривается 5-10 сигарет 31,2 %.
· ежедневно выкуривается более 10 сигарет в день 18,7 %
Из 27 человек опрошенных 16 человек были выявлены как активные курильщики, причем 9 человек из них лица женского пола, а это составляет
56,2 %, т.е. больше половины курящих –девушки.
Как и предполагалось ранее, большинство опрашиваемых высказали мысль о том, что основным негативным последствием этих привычек является вред здоровью.
Исследование №2
«Подверженность подростка влиянию ароматических смесей»
Цель исследования: Установление отношения учащихся нашей школы к курению аромамиксов.
Ход исследования: анкетирование учащихся старшей школы по данным вопросам:
Результаты данного опроса представлены в таблице:
1. | Ты знаешь, что такое аромасмеси? | Да – 85,1% Нет – 14,8% |
2. | От кого вы о них узнали? А) от друзей Б) от родителей В) от учителей Г) СМИ | А) 40,7 % Б) 3,7 % В) 14,8 % Г) 40,7 % |
3. | Вы пробовали курить аромасмеси? | Да 40,7 % Нет 59,2 % |
4. | Если НЕТ, то хотели бы попробовать? | Да 37,5% |
5. | А если бы вы узнали о том, что курение аромасмесей вызывают привыкание и изменения в психике, все равно хотели бы попробовать? | Да 0% нет 100% |
6. | Согласны вы с утверждением: «Курение – первый шаг к наркомании?» | Да 59,2 % Нет 40,7 % |
Таким образом, большинство опрошенных знают о том, что такое курительные аромасмеси (85%), многие из них узнали об этом от друзей (40,7%) и из СМИ (40,7%). В ходе исследования выяснилось, что из 27 человек никогда не курили
аромасмеси - 16 человек, что составляет 59,2 % (из них 7 человек не курящие вообще и 9 человек-табакокурильщики).
Также была выявлена группа риска среди учащихся, кто не курил аромасмеси, но хотел бы попробовать. Эта группа составила 6 человек (37,5 % от числа не курящих никогда аромасмеси), причем все учащиеся, вошедшие в эту группу, являются табакокурильщиками.
8 человек, пробовавших курить ароматические смеси, ответили, что им не понравилось и не хотели бы повторить (они составили 72,7 % от 16 человек курящих когда-либо аромасмеси).
100% опрошенных при получении информации о негативном влиянии аромасмесей на организм человека ответили отказом на их употребление, хотя
факт того, что курение-это первый шаг к наркомании осознали не все. Голоса разделились примерно на две позиции: согласных с утверждением и не согласных с ним.
Тем не менее, социологи и врачи Всемирной организации здравоохранения уже выявили и на жизненных примерах доказали, что курящие подростки отличаются от некурящих более высокой распространенностью и других форм отклоняющегося поведения - уровнем алкоголизации, приобщением к наркотическим веществам. Поэтому выражение «Курение – первый шаг к наркомании» мы считаем оправданным и совершенно верным.
«Пути решения проблемы»
Таким образом, высокая распространенность вредных привычек среди современных подростков с является неблагоприятным для прогноза здоровья подрастающего поколения в ближайшем будущем. За последнее десятилетие произошло не только количественное увеличение распространенности табкокурения среди подростков, но и качественное изменение - увеличение доли подростков со сформировавшейся зависимостью к курению и другим вредным привычкам.
Решение неотложной задачи по снижению распространенности вредных привычек среди подростков требует объединения усилий врачей, педагогов, родителей, социальных работников, всего общества. Необходимо принятие решений и на законодательном уровне, в частности, активная профилактика вредных привычек среди взрослого населения, ограничение рекламы табачных изделий, активная реклама в СМИ составляющих здорового образа жизни и вытеснение социально опасной рекламы.
С нашей же стороны (учащихся средней школы) можно сказать о нескольких действенных способах отказа от вредных привычек, и все они заменимы одним очень хорошим выражением: подросток должен вести здоровый образ жизни, а именно:
Выполнение вышеперечисленных пунктов будет зависеть только от самого человека. Мы же в свою очередь, работая над данной проблемой,
разработали памятку «Поверь мне-это не твоё!», с которой можно выходить на классные часы в среднее и старшее звено (смотри Приложение №2)
IV. Литература
«Нижегородская правда» от 26 Ноября 2009г. №131
V.Рецензия
Данная проектная работа посвящена актуальной теме сохранения здоровья подростков, через борьбу с вредными привычками. Поскольку в настоящее время в Нижегородской области, да и в других областях нашей страны, получили большое распространение курительные ароматические смеси, которые отравляют жизнь многим людям, в том числе и подросткам, необходимо найти совместные с взрослыми и детьми пути решения данной проблемы.
Авторы работы ставят пред собой задачу по обобщению литературных данных, а также данных СМИ о причинах и последствиях распространения курительных смесей, а также о масштабах проявления данной проблемы в Сухобезводненской СОШ.
Проанализировав обширный материал по данной теме учащиеся пришли к выводу о том, что данная проблема уже появилась и в рядах наших школьников. Многие не просто знают, что такое аромасмеси, но и даже пробовали их курить. А также в ходе работы попытались выявить правильность утверждения «Курение - первый шаг к наркомании» .
Работа интересна не только актуальностью проблемы, но и возможностью поработать с газетными источниками, что во многом усложнила и разнообразила работу учащихся по поиску информации.
Вместе с окончанием работы появилась разработанная учащимися брошюра «Поверь мне – это не твоё!!!», которая является кратким изложением данной работы, и может быть использована на классных часах в общеобразовательных учреждениях.
VI.Тезисы
Приложение №1.
Анкета «Курение и молодежь»
Формулировка и краткое содержание основных вопросов анкеты
1. Распространенность и масштабы явления (пробовал ли курить респондент и курит ли он в настоящее время; если да - то регулярно или от случая к случаю, сколько выкуривает в день, чувствует ли физическое недомогание без сигареты).
2. Когда и как начинают курить (в каком возрасте впервые попробовал сигарету, почему решил попробовать).
3. Влияние социально-экономической неустроенности на курение (доход семьи респондента).
4. Влияние группы и референтной группы (сколько примерно человек курят из класса респондента, курят ли его друзья, курят ли наиболее авторитетные для него люди, курят ли люди, с которыми ему больше всего хотелось бы общаться, курят ли его родители, бросил бы он курить, если бы на новом месте учебы к его привычке бы плохо относились).
5. Влияние факторов социокультурного уровня (увлечение респондента его отношение к работе или учебе, предпочтение респондентом денег, знаний или высокого положения в обществе).
6. Влияние маркетинговых усилий табачных компаний на распространенность курения (доверие респондента к рекламе табака, бросил бы он курить или стал бы курить меньше в случае резкого повышения цен на сигареты, возникновении трудностей с покупкой сигарет, ухудшения качества табака или исчезновения из продажи его любимых марок сигарет).
7. Отношение некурящих к курению (раздражает ли респондента табачный дым, как бы он отнесся к введению ограничений на курение в общественных местах и на дискриминацию курящих в оплате труда).
8. Желание расстаться с привычкой (пытался ли респондент когда-нибудь бросить курить, собирается ли он бросать в ближайшем будущем,собирается ли бросить когда-нибудь, чем было вызвано это желание, будет ли он бросать при ухудшении здоровья).
Анкета «Курение и молодежь»
Анкета: | Результаты исследования: |
1. Вы курите? | Да Нет |
1.1 а) регулярно б) от случая к случаю? | а) б) |
1.2 Сколько сигарет (шт.) выкуриваете в день? | 1-5 – 5-10 – 10 – и более – |
1.3 Чувствуете физическое недомогание после сигареты? | Нет – Да – |
1.4. Когда начал курить? | 11 лет- 12лет- 13 лет- 14 лет- |
1.5. Почему решил попробовать? а) интерес, б) влияние компании, в) желание выделиться | а) б) в) |
2. Экономическое положение семьи: а) выше среднего б) среднее в) удовлетворительное. | а) б) в) |
3.1. Одноклассники курят? | Да – Нет |
3.2. Друзья курят? | Да – Нет - |
3.3. Курят ли люди, с которыми больше всего хотелось бы общаться? | Да – Нет |
3 .4. Курят ли родители? | Да – Нет |
3.5. Бросил бы курить, если бы бросили друзья? | Да – Нет |
4. Предпочтете: а) деньги б) знания в) высокое положение в обществе | а) б) в) |
5.1. Влияет ли реклама на выбор сигарет? | Да – Нет – |
5.2. Бросил бы курить, в случае: а) резкого повышения цен на сигареты? б )возникновения трудностей с покупкой сигарет? в) ухудшения качества табака? г) исчезновения из продажи любимой марки сигарет? | а) да – нет – б) да – нет - в) да – нет –
г) да – нет – |
6.1. Раздражает табачный дым? | Да – нет |
6.2. Как вы отнесетесь к введению: а)ограничения курения в общественных местах? б)дискриминации курящих в оплате труда? | а) полож. отриц.- б) положит. отриц |
7.1. Пытался бросить курить? | Да- Нет – |
7.2. Собираешься бросить в ближайшем будущем? | Да – Нет – |
7.3. Бросишь при резком ухудшении здоровья? | Да – Нет – |
8.1. Пол (М/Ж) | М – Ж – |
Анкета «Подверженность подростка влиянию ароматических смесей»
1. | Ты знаешь, что такое аромасмеси? | Да – Нет – |
2. | От кого вы о них узнали? А) от друзей Б) от родителей В) от учителей Г) СМИ | А) Б) В) Г) |
3. | Вы пробовали курить аромасмеси? | Да Нет |
4. | Если НЕТ, то хотели бы попробовать? | Да |
5. | А если бы вы узнали о том, что курение аромасмесей вызывают привыкание и изменения в психике, все равно хотели бы попробовать? | Да нет |
6. | Согласны вы с утверждением: «Курение – первый шаг к наркомании?» | Да Нет |
Приложение №2
Памятка
«Поверь мне – это не твоё!»
Астрономический календарь. Март, 2019
"Портрет". Н.В. Гоголь
Вокруг света за 80 дней
Снегири и коты
Астрономический календарь. Январь, 2019 год