Актуальность данной работы в том, что учащимся нашей школы недостаёт зоны отдыха около здания школы, а так же в настоящее время очень востребована профессия ландшафтного дизайнера. Дизайнер в своей работе использует свои авторские идеи, создаёт неповторимые проекты ландшафтов. Поэтому, выполняя, свой проект мы изучили виды растений и цветов, выполнили эскиз и чертёж клумбы и парковой зоны около школы, которые будут востребованы в озеленении пришкольного участка и предложен для воплощения озеленителю школы.
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_parkovoy_zony.doc | 409.5 КБ |
Проект «Создание парковой зоны на школьном дворе»
Авторы: Жабыч Марина, Самойлова Ксения,Петров Алексей,Юреня Влад
Ханты Мансийский автономный округ – Югра, город Мегион
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения«Средняя общеобразовательная школа №1». Обучающиеся 10 «ф-м» класс
Проект
Создание парковой зоны на школьном дворе.
Российская Федерация, ХМАО- Югра, г. Мегион
Авторы: Жабыч Марина, Самойлова Ксения,
Петров Алексей, Юреня Влад
Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение
«Средняя Общеобразовательная школа №1»
10 «ф-м» класс
Научный руководитель:
Петрова Ирина Викторовна
учитель математики, первая категория
Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение
«Средняя Общеобразовательная школа №1»
Аннотация
Тема нашего проекта «Создание парковой зоны на школьном участке».
Актуальность
Актуальность данной работы в том, что учащимся нашей школы недостает зоны отдыха около здания школы, а так же в настоящее время очень востребована профессия ландшафтного дизайнера. Есть вещи, которые доставляют бесконечную радость. Есть занятия, от которых получаешь истинное удовольствие. Люди всегда самостоятельно окружали свое жилище растениями. Позже появились профессиональные ландшафт - дизайнеры, которые стали предлагать свои услуги в оформлении территорий . В Россию мода на профессиональных ландшафт- дизайнеров пришла недавно. При этом рынок столкнулся с серьезным недостатком профессиональных кадров на этом рынке. Дизайнер в своей работе использует свои авторские идеи, создаёт неповторимые проекты ландшафтов. Поэтому, выполняя, свой проект мы изучили виды растений и цветов, выполнили эскиз и чертеж клумбы и парковой зоны около школы, которые будут востребованы в озеленении пришкольного участка и предложен для воплощения озеленителю школы.
Цель:
Разработать дизайн парковой зоны около здания школы №1.
Задачи:
1.Изучить научную литературу о ландшафтном дизайне.
2.Исследовать востребованность у учеников школы в наличии парковой зоны с цветочной клумбой и зоной отдыха.
3. Создать дендроплан и чертеж цветочной клумбы и зоны отдыха.
Методы:
Выводы:
В результате работы над проектом «Создание парковой зоны на школьном участке» сформированы:
План исследований
Проблема:Как оптимально использовать готовую цветочную рассаду, чтобы создать красивый ландшафт в школьном дворе.
Гипотеза:Если рационально (оптимально) высадить цветы, то можно создать эстетичный ландшафт школьного двора.
Описание методов:
Для того, чтобы достичь поставленной цели и решить возникшую перед нами проблему были использованы следующие методы:
Теоретический метод позволил расширить знания об основах прямоугольного проецирования на плоскость проекций, о способах построения изображения на чертежах, об этапах выполнения эскизов и технических рисунков. А так же получить знания о ландшафтном искусстве.
Исследовательский метод дал возможность:
Метод анкетирования позволил собрать информацию о востребованности парковой зоны и предпочтениях цветов.
Метод рефлексии позволил нам анализировать ход своей работы, корректировать работу над проектом, подвести итог нашей работы и провести публичную защиту своего продукта.
Метод описания дал возможность представить материал в полном объеме.
Библиография
1. Бойченко Е.П. Цветоводство и озеленение, Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1969г.
В книге 'Цветоводство и озеленение' автор дает ответ на многие вопросы, интересующие цветоводов-любителей и специалистов по озеленению. Читатель узнает, какие цветы, деревья и кустарники сажать в парках, скверах, на приусадебных участках, на балконах, как их вырастить, как создать красивый цветник и подобрать такой ассортимент растений, чтобы были цветы с ранней весны до поздней осени, познакомиться с тем, как посадить растения, чтобы они защищали жилище от пыли, уличного шума, сильных ветров, чтобы было где укрыться в жаркие летние дни.
2. Даддингтон К. Эволюционная ботаника. Изд. «Мир», Москва, 1986г.
3. Карписонова Р.А. Цветоводсво. Изд. «Кладезь-Букс», М., 2007г.
В книге подробно рассказывается о видах и сортах декоративных травянистых растений. Вы познакомитесь с описаниями более трехсот культур, которые можно с успехом выращивать на приусадебных участках. Каждое описание сопровождается цветной иллюстрацией и рекомендациями по выращиванию и использованию. Издание адресовано самому широкому кругу читателей — от опытных профессионалов до начинающих любителей.
4. Козо-Полянский Б.М. Предки цветковых растений. М. 1928г.
5. Майоров В.С. Многолетние цветы, Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1978г.
С помощью этой книги мы узнали, как различать цветы, как размножать и выращивать их в различных условиях.
6. Стороженко Л.Н. Как вырастить цветы. М.: Просвещение, 1978г.
В книге рассказывается о цветочно-декоративных растениях, условиях их роста и развития, способах посева и посадки и основных приемах ухода за ними. Большое внимание уделяется технике разбивки клумб и составлению цветочных композиций.
Научная статья(описание работы)
Глава 1. История цветоводства в России
В России издревле украшали города, посады и села садами. Талантливые умельцы-садоводы создавали и возделывали фруктово-ягодные и декоративные сады, изумлявшие иноземцев своей красотой и плодами отменного качества.
В Подмосковье, например, уже в начале XVI века в селе Коломенском были превосходные сады с тысячами яблонь, большим количеством кустов вишни, смородины, малины. Подобные же сады были и почти во всех других многочисленных подмосковных государевых селах и деревнях.
Опись дворцовых садов 1701 года упоминают, в числе других дворцовых садов села Коломенского – Красный сад, что означает красивый, имевший разнообразнейшие растения.
О любви наших предков к садам и цветам свидетельствуют фрески и заставки в старинных рукописях XIV – XVII вв., цветы в самобытных вышивках на скатертях и полотенцах. Сады и цветы занимали у древних славян видное место. Недаром о них упоминается в старинных народных песнях.
Сады были при князе Киевском Владимире. О высокой садоводческой культуре говорит тот факт, что в Киеве в глубокой древности выращивали виноград. В повестях “временных лет” Нестора-летописца (1055 – 1115 гг.) упоминается о монахе-садовнике Микуле в Вышгороде (под Киевом). В XI веке сады и огороды были сосредоточены около Киева.
В XII – XIII вв. садоводство распространилось в Московском, Владимирском, Рязанском и других княжествах. Князь Андрей Боголюбский (1110 – 1174 гг.) развел большой сад в селе Боголюбове под Владимиром.
Развитие садоводства в Москве и в Подмосковье относится к началу XIV века. Сады славились не только изобилием плодов, но и большим количеством благоухающих цветов. Особенно красивы были крутицкие вертограды (сады), про которые говорили: “Аки некий рай”. Крутицкий сад носил характер парка и отличался богатством и роскошью цветов.
В средние века, до XVI века в России на первом месте были монастырские сады с цветниками, называвшимися раем или райгородками. Такие райгорода были и у князей. Таким раем называлась усадьба основателя Москвы князя Юрия Долгорукова.
В красном верховом саду Московского Кремля в XVI – XVII вв. и других садах Москвы были следующие цветы: пионы махровые, лилии белые и желтые, гвоздики душистые и репейчатые, мальвы алые, девичья красота, орлик (аквилиегия), фиалки лазоревые и желтые, касатик, калуфер, тюльпаны, нарциссы белые и многие другие.
При царе Михаиле Федоровиче (1613 – 1633 гг.) в Москве выращивали махровые розы.
Цветам много внимания уделял Петр I. Петрозаводский городской “… сад разведен и насажен собственными трудолюбивыми руками Петра Великого в 1703 году”. В 1704 году Петр I приказал “… прислать в Санкт-Петербург, не пропустив времени, всяких цветов из Измайлова, и больше тех которые пахнут”.
В конце XVII века в большом Измайловском саду под Москвой росли виноград, лимонные и апельсиновые деревья, винные ягоды, персики, абрикосы и другие растения, культивировавшиеся в кадках.
В допетровской России сады носили характер рощ при боярских поместьях. Во времена Петра I стали возникать архитектурные сады и парки. С 1710 года при кабинете Петра была создана “Садовая контора”, занимавшаяся выпиской из заграницы редких цветов и особых украшений для цветников.
К этому времени относится возникновение Летнего сада, Стрельны, Петергофского сада, сада в Ораниенбауме. Позднее возникли сады и парки Царского села.
В Подмосковье известны были сады в Кускове, Архангельском, Останкине и другие.
При Екатерине II архитектурные парки и сады стали приспосабливать к пейзажному стилю. Образцом пейзажного парка является Павловский парк.
В XVIII – XIX вв. декоративные сады и парки стали возникать за пределами Петербурга и Москвы.
Хорошо известны такие парки южного Крыма, как Пушкинский парк в Гурзуфе, Алупкинский парк, Ливадийский парк и другие. Из парков Черноморского побережья Кавказа наиболее замечательны: парк “Синоп” в Сухуми, парк в Гаграх, парк “Дендрарий” в Сочи. Закладывались не только красивейшие сады и парки с роскошными цветниками, но и сооружались оранжереи, в которых выращивали ананасы, лимоны, апельсины и другие померанцевые.
В развитии декоративного садоводства в XIX веке, заметная роль принадлежала общественности. Общественная деятельность по садоводству в России проводилась обществами садоводства. Старейшим из них являлось Российское общество любителей садоводства в Москве (с 1835 года). К началу 1858 г в Санкт-Петербурге возник кружок любителей садоводства, целью которого было создать общество для развития полезных знаний во всех отраслях садоводства в России. 25 июня 1958 года был утвержден устав “Российского общества садоводства в Санкт-Петербурге”. Спустя двадцать с лишним лет стали возникать его отделения в Минске, Ярославле, Киеве и во многих других городах.
Общества проводили собрания, устраивали экскурсии, делали доклады и так далее. Устраивались выставки и базары, проводились “публичные чтения”, создавались обучающие курсы. На выставках присуждались премии, ценные подарки, медали и похвальные отзывы.
В 1869 г Российское общество садоводов организовало в С-Петербурге первую Международную выставку садоводства. В 1890 г. была устроена первая, в 1899 г – вторая Всероссийская выставка садоводства. Выставки прививали интерес и любовь к садоводству.
Обществами издавались печатные труды: “Известия Российского общества садоводов в С-Петербурге”, “Журнал садоводства” и многое другое. В 1900 году Российским обществом садоводства издан “Свод русской литературы по технике садоводства”.
Общества в известной мере способствовали развитию садоводства и декоративного цветоводства в России. Рижское общество садоводства организовало в 1899 году помологическо-дендрологический сад. Притомники и сады были и при других отделениях общества. Московским обществом любителей садоводства в 1834 году вблизи Москвы, на даче “Студенец” был создан образцовый сад при школе садоводства.
2.История ландшафтного дизайна
Ландшафтный дизайн или ландшафтное проектирование как наука и искусство созидания парков и садов берет свое начало из глубины веков. Определение “ландшафтная архитектура” впервые появилось в США около двухсот лет тому назад, но ярчайший путь возникновения и развития стилей ландшафтного дизайна исчисляется многими веками.
В местах поселения и жизнедеятельности древних земледельцев начинается формирование антропогенных ландшафтов – существенно измененных человеком природных ландшафтов. Первые попытки возделывания садовых участков, по мнению ученых, предпринимались в Междуречье (Малая Азия).
В 10 – 8 веках до нашей эры искусство создания парков и садов появляется в Древней Греции. На первых порах основной характеристикой садов была их утилитарность. Позднее прямолинейные дорожки и аллеи в саду, украшенные колоннами, вазами и скульптурой, стали отличительной особенностью древнегреческого стиля.
Об особенностях ландшафтного дизайна Древнего Рима известно из произведений Горация (65 – 8 года до нашей эры). Бассейны, гроты, фонтаны, прямые аллеи, разделяющие сад – присутствие всех этих элементов было характерно для древнеримского ландшафтного дизайна.
В Китае наука и искусство ландшафтного дизайна зародились примерно три тысячи лет назад. Формирование ландшафтного стиля в Древнем Китае происходило под влиянием религии и философии, в частности, теории следования законам вселенной. К примеру, велико влияние даосизма, взывающего к единению природы и человека, к следованию интуиции на пути познания. Нельзя не упомянуть и философию фен-шуй, которая зародилась примерно шесть тысяч лет назад и оказала неоспоримое воздействие на формирование ландшафтного стиля парков и садов в Китае.
Традиции японских садов уходят корнями в глубокую древность. В Европе в последнее время пользуется громадной популярностью японский стиль ландшафтного дизайна, пронизанный философией дзень-буддизма и синтоизма, исконной японской религией. В японском стиле на первых порах прослеживались и мотивы китайского ландшафтного дизайна. Со временем в Японии установился собственный национальный стиль ландшафтного моделирования со своими принципами, идеями и теорией. Нужно отметь, что теория стиля японского сада необычайно сложна и полна символов: японский сад - небольшой земельный участок - символизирует собой картину мира, человек, соединяясь с природой, открывает для себя суть бытия.
Эпоха Возрождения является своеобразным рубежом в развитии ландшафтного дизайна. Для этого периода характерно стремление к гармонии ландшафтного и архитектурного ансамблей. К саду было обращено самое пристальное внимание. Сады Эпохи Возрождения изобиловали скульптурными ансамблями, искусственными водоемами и раскидистыми деревьями.
Пиком развития науки и искусства ландшафтного дизайна считаются 19 – 20 века нашей эры. В этот период все внимание устремлено на растительность, поиск и внедрение новых элементов композиции и стремлению к унисону стилей - ландшафтного дизайна и архитектурного.
История возникновения и становления профессии ландшафтного архитектора также насыщена. В России 17 – 19 веков не существовало понятия “дизайнер” или “архитектор”, и эта профессия называлась “устроитель садов и парков”. Нужно отметить, что в большинстве случаев шедевры дизайна парков и садов того времени создавались живописцами. Максимально полно и точно отражает назначение ландшафтного дизайна и раскрывает его суть цитата того времени: «если задача архитектора заключается в покрытии пространства, то задача устроителя сада заключается в его открытии». Это высказывание охватывает весь диапазон моделирования окружающей среды от самых малых композиций до масштабных проектов и не теряет своей актуальности и по сей день.
3.Классификация цветочных растений по экологическому состоянию почв с учетом биологических, ботанических и хозяйственных качеств.
Таблица 1. Почвы супесчаные бедные слабо-щелочные близкие к нейтральным.
Название цветов | почвы | Высота растения | Цвет, срок цветения. | Сроки посева семян | Сроки высадки рассады в грунт |
Однолетние | |||||
Настурция. | легкие | Стелятся до 2м | Красные, Оранжевые, Лососевые. Июнь-август | Начало мая На расст.25-40см | |
Многолетние | |||||
Тюльпан | Рыхлые супесчаные | 10-12см | От белой до черной Апрель-июнь. | луковицами | сентябрь |
Таблица 2. Почвы любые слабо-щелочные близкие к нейтральным
Название цветов | почвы | Высота растения | Цвет, срок цветения. | Сроки посева семян | Сроки высадки рассады в грунт |
Однолетние | |||||
Бархатцы. | Любые. | 25-35см; 30-100см. | Оранжевые, золотисто-желтые, кремовые, оранжево-красные. Июль-сентябрь. | Во второй половине апреля. | В мае. |
Календула. | любые | 20-40см | Золотисто-желтые, оранжевые. Июнь-сентябрь. | Апрель-май. | Можно под зиму. |
Многолетние | |||||
Нарцисс | любые | 15-50см | Белые, желтые, розовые, оранжевые. Апрель-июнь | луковицами | Август-сентябрь |
Фиалка | любые | 15см | Лиловые, розовые, белые. Апрель-август | Семенами, кустами | осенью |
Таблица 3. Почвы плодородные суглинистые слабо-щелочные близкие к нейтральным
Название цветов | почвы | Высота растения | Цвет, срок цветения. | Сроки посева семян | Сроки высадки рассады в грунт |
Однолетние | |||||
Астра | рН 6,5-7,5 | 20-80см | От белого- до темно-красного. Июль-сентябрь. | В конце марта. В грунт - в конце апреля или начале мая. | В первой половине мая. |
Цинния | Рыхлые питательные | 100см | Красные, оранжевые, желтые, белые, лиловые, розовые. Июнь-август. | апрель | Июнь на расст.20-30см |
Многолетние | |||||
Георгина | плодородные | 25-200см | Красные, белые, желтые. | Клубнями. | Конец мая -начало июня. |
Дельфиниум | плодородные | 80-200см | Разные Июнь-сентябрь | Под зиму | Делением куста |
Лилия | Плодородные Рыхлые. | 20-400см | Разные. Май-сентябрь | луковицы | сентябрь |
Вывод: при изучении цветочных культур самых современных сортов, мы узнали приемы
их использования в дизайне сада, узнали какие цветы выбрать для клумбы и теневого
сада, когда посеять семена и высадить рассаду в грунт. Рекомендуем группе по
оформлению декоративных клумб следующие сорта цветов: астры, бархатцы, георгины,
дельфиниум, календулу, нарциссы, настурцию, циннии.
Глава 2.Исследование востребованности в парковой зоне и предпочтениях цветов.
1 Опрос
Чтобы выяснить нужна ли парковая зона около школы и какие предпочтения цветов у учащихся нашей школы был проведен следующий опрос:
1.Хочешь ли ты парковую зону на школьном дворе?
2.Какие элементы парковой зоны ты хотел бы видеть у школы?
3.Какую цветовую гамму (сочетание цветов) ты предполагаешь?
4.Какую помощь ты можешь предложить для воплощения в жизнь проекта?
5.Какие цветы ты хотел бы видеть в нашем парке?
Было опрошено 300 человек.(5-11 классы)
Опираясь на результаты опроса можно отметить, что большинство учащихся хотят парковую зону на школьном дворе с некоторыми ее элемнтами.(см. Рис. 1- Рис.5 в приложении)
Глава 3.Разработка дендроплна и чертежа цветочной клумбы и зоны отдыха.
Глава 4. Экономический расчет затрат на построение клумбы.
Вывод:
Предлагаемый дизайн-проект преобразования запущенного школьного двора в комфортную и красивую экосистему вполне реалистичен, так как:
не требует изменений площади и рельефа;
структурные компоненты нового ландшафта могут быть преемственно привязаны к местам старого участка;
пейзажный стиль проекта и асимметричность ландшафтных компонентов выгодно подчеркнет биологические особенности всех видов живых организмов в привязке друг к другу;
сбалансированность и гармоничность новому участку могут придать дизайнерские находки, а также местные природные материалы;
Внешняя привлекательность преобразованного участка даст возможность использовать его не только как «растительный щит» для школы, но и в образовательных и рекреационных целях без нарушения общей экологической ситуации.
Надо давать себе отчет в том, что любое преобразование в условиях всеобщего экономического кризиса, будет тормозиться в силу разных причин: недостаток финансовых средств у школы, а также материальных и технических ресурсов,
профессиональных исполнителей ландшафтного проекта; ограниченная возможность использования детского труда по причине его безопасности; низкая экологическая культура населения города и эгоцентричное поведение самих учащихся.
Заключение
Выполнив исследовательскую работу, мы поняли что профессия ландшафтного дизайнера служит цели создавать красоту. Пришло осознания того, что занятие ландшафтным проектированием и реализацией этих проектов на практике – это упорный труд, требующий специальных знаний, умений эстетического вкуса, экологического творчества и художественных способностей.
Проведя опрос среди учеников школы, мы выяснили, что ученики хотят видеть красоту около здания школы. На основании результатов опроса был составлен дендроплан. Составляя диаграммы по результатам опроса, мы пользовались своими навыками в работе с программой Excel.
Составив дизайн – проект преобразования пришкольного участка в красивую и комфортную мини – экосистему, мы осуществили свою первую профессиональную пробу, проверили свои возможности в данной сфере деятельности и пришли к выводу, что наш выбор правильный.
Мы считаем, что поставленные задачи исследовательской работы реализованы, цель достигнута.
Наш проект и его презентация могут принять участие в конкурсе при решении вопросов благоустройства пришкольной территории.
Список использованной литературы
1. Бойченко Е.П. Цветоводство и озеленение, Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1969г.
2. Даддингтон К. Эволюционная ботаника. Изд. «Мир», Москва, 1986г.
3. Карписонова Р.А. Цветоводсво. Изд. «Кладезь-Букс», М., 2007г.
4. Козо-Полянский Б.М. Предки цветковых растений. М. 1928г.
5. Майоров В.С. Многолетние цветы, Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1978г.
6. Стороженко Л.Н. Как вырастить цветы. М.: Просвещение, 1978г.
Интернет ресурсы
7. http://www.gardenia.ru/
9. http://www.dachnikam.ru/
10. http://zoo.rin.ru/
Приложение
Что есть на свете красота?
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Загадка старого пирата или водолазный колокол
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Шум и человек