Авторы работы,активно занимающиеся спортом , сделали попытку понять и доказать фактами, что физическая активность и здоровье — это два взаимозависимых компонента жизни любого человека, а детей в особенности, влияющие на качественный уровень физического развития учащихся начальной школы и среднего звена МБОУ «Самофаловская сош». Убедить, что занятия тхэквондо— это красивый, интересный, трудоемкий вид спорта, требующий усилий как физических, так и умственных, воспитывающий силу воли, самодисциплину, воинский дух, формирующий ответственное отношение к сохранению и укреплению здоровья как наиважнейшей ценности человека, общества, государства, основы эффективного получения достойного образования, залога комфортной, духовно наполненной жизни, продуктивной профессиональной деятельности в будущем.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Самофаловская средняя общеобразовательная школа»
Городищенский район Волгоградская область
Районная акция « Я выбираю спорт как альтернативу вредным привычкам!»
От урока физкультуры к олимпийской медали.
Влияние регулярных занятий в спортивной секции тхэквондо на физическое здоровье учащихся 1-7 клссов МБОУ «Самофаловская сош».
Выполнили: Кочергина Ирина - ученица 6 класса,
Четчасов Даниил – 6 класс
Чугунова Анастасия - 7 класс,
Вербицкий Владимир - 9 класс.
Насиров Эмин -11 класс
Руководители работы: учитель
русского языка и литературы
Науменко Людмила Ивановна
Самофаловка 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ_______________________________стр.1-7
ВВЕДЕНИЕ._________________________________________стр.8-11
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТХЭКВОНДО ВТФ КАК
ЛЕТНЕГО ОЛИМПИЙСКОГО ВИДА СПОРТА.____________стр. 11-12
ГЛАВА 2. ПОЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЯ ТХЭКВОНДО В РОССИИ___ стр.13-16
ГЛАВА 3. МБОУ «САМОФАЛОВСКАЯ СОШ» - ТЕРРИТОРИЯ СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ.______________________________________________ стр.16-18
ГЛАВА 4. ВЛИЯНИЕ АКТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ОЛИМПИЙСКИМ
ТХЭКВОНДО ВТФ НА ФИЗИЧЕСКОЕ И НРАВСТВЕННОЕ
ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ 1-7 КЛАССОВ.____________________ стр.19-39
ГЛАВА 5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ .__________________________________ стр.39-41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ____________________________________стр.41
Название исследовательской работы
От урока физкультуры к олимпийской медали.
Влияние регулярных занятий в спортивной секции тхэквондо на физическое здоровье учащихся 1- 7 классов МБОУ «Самофаловская сош».
Цель исследования.
Понять и доказать фактами, что физическая активность и здоровье — это два взаимозависимых компонента жизни любого человека, а детей в особенности, влияющие на качественный уровень физического развития учащихся начальной школы и среднего звена МБОУ «Самофаловская сош». Убедить, что занятия тхэквондо— это красивый, интересный, трудоемкий вид спорта, требующий усилий как физических, так и умственных, воспитывающий силу воли, самодисциплину, воинский дух, формирующий ответственное отношение к сохранению и укреплению здоровья как наиважнейшей ценности человека, общества, государства, основы эффективного получения достойного образования, залога комфортной, духовно наполненной жизни, продуктивной профессиональной деятельности в будущем. А также активное приобщение родителей , желающих видеть своего ребёнка красивым и сильным, смелым и жизнерадостным, к традициям большого спорта, сделать их убежденными сторонниками здорового образа жизни и настоящими союзниками своих детей, занимающихся олимпийским тхэквондо ВТФ.
Задачи исследования.
Объект и база исследования
Ученики 1-7 классов МБОУ «Самофаловская сош» Городищенского района Волгоградской области.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
Мы предполагаем, что необходимым условием гармоничного развития школьника является достаточная двигательная активность , а занятия спортом – олимпийским тхэквондо ВТФ - положительно влияют на физическое и нравственное здоровье детей, способствуют гармоничному развитию и физическому совершенствованию личности. Постараемся заставить задуматься учащихся и их родителей о своём здоровье, о здоровом образе жизни.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Методы исследования.
Для решения поставленных задач использовался следующие методы исследования: анализ научной литературы о развитии тхэквондо и особенностях физического развития учащихся начальной школы и среднего звена; сравнительный анализ и обобщение состояния физического развития учащихся-спортсменов МБОУ «Самофаловская сош» 1-7 классов и их ровесников, не занимающихся спортом ; эксперимент; анкетирование, беседы с родителями и учащимися, фотосъемка.
Выбор данной темы обусловлен тем, что активное занятие физкультурой и спортом , являющимися универсальным способом физического и духовного оздоровления нации, определяют не только состояние и проблемы здоровья современных детей, но и здоровье, благополучие будущих поколений.
А также это :
- проблема отрицательного воздействия на учащихся таких негативных социальных явлений, как алкоголизм, табакокурения, наркомания;
- проблема занятости учащихся в свободное от занятий время с целью физического и нравственного самосовершенствования подрастающего поколения;
- возросший интерес к тхэквондо ВТФ, как к виду спорта, который способствует активному физическому развитию современных школьников, воспитывает их силу воли, самодисциплину и воинский дух.
Новизна исследования.
В работе впервые проведена попытка исследовать проблему развития тхэквондо в Волгоградской области и в России в целом, проанализировать отличия физического развития и физической подготовленности детей 7-9 лет систематически занимающихся в секции тхэквондо ВТФ и детей, не занимающихся спортом.
Актуальность работы
Происходящие в нашем обществе перемены проявляются в том, что новые рыночные отношения требуют от современного человека таких личностных качеств, как инициативность, толерантность, патриотизм. К сожалению, реальная ситуация свидетельствует о том, что в обществе остро стоит проблема, связанная с отсутствием нравственных критериев оценки поступков человека по отношению к себе и к обществу, в котором он живет.
Физическая культура и спорт по-прежнему остаются на обочине образовательного и воспитательного процессов, уступают место телевизору, компьютеру и «сидячему образу жизни». Но ведь именно в юности закладывается отношение к своему здоровью, привязанность к спорту, закладываются основы образа поведения, который, в конечном счёте, определяет качество жизни и жизненного успеха каждого человека.
Сегодня мы сталкиваемся с крайне тревожными тенденциями. Как отмечают специалисты, физическое воспитание российских детей значительно хуже, чем было несколько десятилетий тому назад.
Изучив литературу по этой проблеме мы выяснили, что в 14 лет две трети детей в России уже имеют хронические заболевания. У половины школьников отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, у 30 процентов – нарушения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах. До 40 процентов призывников не в состоянии выполнить минимальные нормативы физподготовки военнослужащих.
Причин такой ситуации много. Это прежде всего и социальные проблемы , и состояние здравоохранения, и положение дел в семьях, раннее приобщение школьников к таким вредным привычкам , как алкоголизм, наркозависимость и табакокурение . В связи с этим резко обостряется актуальность вопросов воспитания здорового подрастающего поколения посредством систематических занятий учащихся в спортивных секциях различной направленности И начинать прививать любовь к физкультуре и спорту , формировать ответственное отношение к своему здоровью нужно с детства, со школьной скамьи.
. С учетом всего выше сказанного актуальность нашего проекта заключается в соответствии проекта требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание здоровой, социально активной личности, самодостаточной, социально ориентированной, играющей важную роль в жизни общества.
В данной работе будут рассмотрены методы формирования здорового образа жизни у учащихся начальной школы и среднего звена средствами физической культуры и спорта во время занятий в спортивной секции тхэквондо ВТФ, популярность которого растет из года в год и которое способствует не только физическому совершенствованию подрастающего поколения, но формирует характер и нравственные качества человека. Этот вид спорта относится к спортивным единоборствам и является олимпийским видом спорта с 2000 года во время летней Олимпиады в Сиднее. А это значит, что в канун зимней Олимпиады в Сочи , которая пройдет в феврале 2014 года, актуальность данной работы приобретает еще большую значимость, способствуя пропаганде здорового образа жизни, и данное исследование станет вкладом учащихся МБОУ «Самофаловская сош» в дело развития олимпийского движения как в Городищенском районе, так и во всей Волгоградской области.
Значимость исследования на уровне школы и социума
*активное содействие популяризации тхэквондо как олимпийского вида спорта в Городищенском районе и Волгоградской области.
* повышение авторитета МБОУ «Самофаловская сош» как территории спорта и здоровья среди общественности:
В этом направлении были проведены следующие мероприятия:
1.Олимпийский урок « 30 летняя олимпиада в Лондоне.1 сентября 2012 год.»
2. Презентация СКБИ «Торнадо» в МБОУ «Самофаловская сош» / 5 сентября 2012 года. /
3. Организационное собрание-встреча учащихся и родителей с тренерским составом СКБИ «Торнадо» /15 сентября 2012 год./
4. Начало учебно-тренировочного процесса в спортивной секции по тхэквондо на базе МБОУ «Самофаловская сош» / 20 сентября 2012 год/
5.Статьи в школьно- поселковой газете «Содружество» № 1 и № 3 2013 год
6. Трансляция рекламного видеоролика о СКБИ «Торнадо» в сети магазинов «Покупочка» в г.Волгограде и п.Городище/май – октябрь 2013 год/
7.Школьный спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья» в рамках акции «Я выбираю спорт как альтернативу вредным привычкам!»- /22 ноября 2013 года/
На тренировках мне нелегко. Да! Мне тяжело. Но я тренируюсь с той мыслью, что где-то за сотни километров в таком же зале тренируется мой соперник, мой главный конкурент и оппонент, и ему тоже тяжело. И тот из нас, кто больше сделает, кто хотя бы на секунду больше потерпит, пересилит себя и не сдастся, тот и одержит победу.[1]
/ из высказываний чемпиона мира и Европы, победителя Олимпийских игр в Сеуле Юрия Захаревича /
ВВЕДЕНИЕ.
21 век…Век бурного развития новых технологий во всех сферах человеческой деятельности: науке, образовании, промышленности. Но в то же время такой огромный научно – технический прогресс привел к тому, что человек все меньше и меньше понимает, что такое физический труд. За прошлое столетие, по мнению ученых, вес физической деятельности человека снизился с 94% до 1%. Главными пороками 21 века становятся накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание. И как следствие этого, стремительный рост таких негативных явлений в обществе, как наркомания, пьянство, табакокурение, которые стремительно затягивают в свои сети огромный слои населения и прежде всего молодежь и подростков. Кроме этого, постоянно ухудшающаяся экологическая обстановка на нашей планете привели к тому , что в современной России задача формирования здорового образа жизни стала очень сложной и трудноразрешимой проблемой. Многие люди не уверены, нужно ли им здоровье. Жизнь представляется им без будущего, бессмысленной и бесперспективной. Поэтому они порой даже не задумываются, что здоровый человек нужен везде – в семье, в трудовом коллективе, что перед ним открыты все возможные карьеры, что только здоровый человек способен стать социально активной личностью, самодостаточной, социально ориентированной, играющей важную роль в жизни общества. И совсем забывают простую истину, что здоровье человека зависит на пятьдесят процентов от образа его жизни и только на двадцать – от состояния медицинского обслуживания.
Особое беспокойство вызывает состояние здоровья подрастающего поколение. Ведь будущее России в их руках. Страна, в которой подрастает нездоровое поколение, не имеет перспективы во всех сферах человеческой деятельности. В последнее время радио и телевидение, средства массовой информации активно поднимают вопрос о состоянии здоровья школьников. Двигательная активность детей стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми.
В то же время пропаганда и формирование здорового образа жизни, особенно подрастающего поколения, пользуется пока еще недостаточным вниманием со стороны государства. В стране отсутствует целостная общенациональная политика по формированию здорового образа жизни нации, хотя активно проводится целый ряд государственных реформ и мероприятий в этом направлении. Так, например, в целях пропаганды культуры здоровья, ценностей здорового образа жизни Минобразованием России совместно с Госкомспортом России, Минздравом России в 2003 году органам управления образованием, педагогическим коллективам образовательных учреждений рекомендовано ежегодно проводить 7 апреля Всероссийский день здоровья детей. Учащиеся МБОУ «Самофаловская сош» ежегодно принимают активное участие в этом мероприятии.
Во вступительном слове на совещании по вопросам развития в России системы физического воспитания детей и детско-юношеского спорта 13 марта 2013 года Президент России В.В.Путин, размышляя о дальнейшем развитии массового спорта, сказал: « Это чрезвычайно важный вопрос для каждой российской семьи. В последние годы мы уделяем серьёзное внимание этой проблеме. Спорт по праву вернулся в число приоритетов государственной политики. Но этого недостаточно. Развивается инфраструктура, открываются региональные и муниципальные центры спортивной подготовки, серьёзные усилия направляются на продвижение ценностей здорового образа жизни. В то же время ситуация с массовым, особенно детским спортом всё ещё кардинально не изменилась. В этой сфере мы серьёзно отстаём от очень многих стран, наших соседей.»
По итогам этой встречи был подписан указ Президента России о преобразовании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, чемпионата мира по футболу 2018 года в Совет при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта. Эти меры были предприняты правительством в канун крупнейших спортивных мероприятий мирового уровня, которые пройдут в России. Российские олимпийцы- это гордость российского спорта. Но идет время, меняются поколения. Поэтому необходимо вовремя подумать о том, кто в дальнейшем будет защищать честь российского флага на спортивных соревнованиях, приняв эстафету олимпийского огня из рук спортсменов старшего поколения, кто продолжит развивать олимпийское движение в России.
В своей работе мы проследили, как систематическое занятие таким летним олимпийским видом спорта , как тхэквондо ВТФ, оказывает положительное влияние на формирование здорового подрастающего поколения среди учащихся МБОУ «Самофаловская сош», которая с 2006 года активно сотрудничает со спортивным клубом боевых искусств «Торнадо» в деле формирования осознанного отношения к своему здоровью, развития интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями в спортивной секции тхэквондо ВТФ, что способствует воспитанию активности, самостоятельно и нравственно-волевых черт личности. МБОУ «Самофаловская сош» стала настоящей территорией спорта и здоровья, встав на путь развития олимпийского движения на территории Городищенского муниципального района.Это один из путей повышение авторитета школы в общественной и культурной жизни поселка Самофаловка и Городищенского муниципального района в целом.
ГЛАВА 1. История развития тхэквондо ВТФ как летнего олимпийского вида спорта.
Корни тхэквондо уходят в глубокую древность, когда предки корейцев проживали в нескольких племенных образованиях на территории Корейского полуострова и северо-востока Китая. В борьбе за существование они были вынуждены развивать свою силу, ловкость и способности к рукопашному бою, чтобы добывать пищу и защитить себя от диких животных. После изобретения оружия эти способности отнюдь не утратились, а наоборот получили развитие в различных играх, религиозных и шаманских обрядах и ритуалах. Подражая защитным и нападающим стойкам различных животных, древние люди научились в бою пользоваться руками и ногами, создавая тем самым древнейшую форму тхэквондо. Родина тхэквондо - Южная Корея - страна Утренней Свежести. Древние корейские государства постоянно воевали между собой, поэтому они должны были уметь хорошо защищаться и нападать. Удары ногами применяли только в корейской армии. Легенды говорят, что в войнах с Китаем в восьмом веке корейские монахи пятками обращали в бегство китайские войска. Интересным было то, что в древней корейской армии воины использовали для вооружения «боевые калоши» - тяжёлые железные подошвы с шипами, которые крепились к сапогам. Для того чтобы поднимать ноги с такими «калошами», нужно было много тренироваться. Позднее, воины научились выполнять удары ногами в полётах прыжках на высоте человеческого роста. Настоящие мастера без особого труда выбивали из седла своих противников в бою. Боевое искусство в Корее развивалось до тех пор, пока в стране не стали хозяевами японцы. Долгое время корейские боевые искусства находились в «подполье». И только после Второй мировой войны, в 1945 году снова появились боевые корейские школы. В 1950 году для создания новой единой школы боевых искусств объединились девять школ. Отцом Тхэквондо считают генерал-лейтенанта Чой Хонг Хи, руководителя школы Одог-квана. Через 5 лет, в 1955 году, генерал объявил, что «корейское боевое искусство тхэквондо» - создано. Официальный статус тхэквондо получило 11 апреля 1955 года. Через 6 лет, в 1961 году, генерал Чой встал во главе Корейской Ассоциации Тхэквондо. Сначала Международная Федерация Тхэквондо была только в Корее и называлась сокращённо ИТФ. Профессор Чанг Унг – Президент ИТФ в Корее и в настоящее время. В 1973 году в Южной Корее появилась Всемирная Федерация Тхэквондо, которая носит сокращённое название ВТФ. Главой ВТФ является Ким Ун Ён. Между боевыми стилями ИТФ и ВТФ существует разница. В ВТФ появились новые упражнения, которые носят название «пхумсэ». В настоящее время Олимпийские соревнования проводятся по правилам ВТФ. Штаб-квартира ВТФ находится в столице Южной Кореи – Сеуле, в огромном учебном центре Куккивон. Куккивон - это целый «город» для обучения боевому искусству тхэквондо. Степень мастерства «дан» можно получить только в Куккивоне. Искусство тхэквондо очень популярно среди народов Азии, Восточной Европы, Америки. Всё больше и больше распространяется оно и в России. Что же означает слово "тхэквондо"? Корейское "тхэ" означает "выполнение удара ногой", "квон" – "кулак", "до" – "искусство". "Путь" – путь истины, проторённый в прошлом, покрытый святостью и мудростью. Соединив все вместе, получаем, что, название в переводе означает "Путь ноги и кулака". Философия тхэквондо также исходит из корейского менталитета, и выражается пятью принципами: Учтивость, Терпение, Непоколебимый дух, Самоконтроль, Честность. «Тхэквондо» обозначает систему духовной тренировки и технику самообороны без оружия, наряду со здоровьем, а также квалифицированным исполнением ударов, блоков и прыжков, выполняющихся голыми руками и ногами для поражения одного или нескольких соперников.[2]
ГЛАВА 2. Появление и развитие тхэквондо в России.
В мире одним из самых популярных восточных единоборств является тхэквондо. В нашей стране тхэквондо, как и другие виды восточных единоборств было запрещено до 1990 года. Поэтому, русская Федерация Тхэквондо появилась в 1990 году, после того как наши спортсмены побывали в Куккивоне, в Сеуле и обучились по программе тхэквондо (ВТФ). Только тогда русские тхэквондоисты были приняты во Всемирную организацию тхэквондо. В России пытались объединить два направления (ИТФ и ВТФ) в одно, но ничего не получилось. В настоящее время существует две Федерации тхэквондо: ИТФ и ВТФ. Каждое направление развивается по-своему, в каждом есть свои мастера и ученики. Большие успехи делают в тхэквондо не только мужчины, но и женщины. В 1998 году появилась первая русская женская команда по восточным единоборствам в Европе. С 1999 года в Россию стали приглашать мастеров боевого искусства из Северной Кореи для того, чтобы они проживали у нас в стране и обучали наших спортсменов. В 2000 году Российская команда по восточным единоборствам стала участником Олимпийских игр в Сиднее.[3] Популярность тхэквондо в России продолжает расти. . Например, на Чемпионате Мира 1998 года, проходившем, в Санкт-Петербурге, Россия стала первой среди всех стран-участниц, опередив по количеству медалей даже Корею.
На сегодняшний день уровень российского тхэквондо является одним из самых высоких в мире. И как признание этого факта в 1998 году Международная Федерация тхэквондо назвала Россию лучшей страной года! Не зря основатель тхэквондо генерал Чой Хонг Хи часто повторял, что на Россию он возлагает особые надежды. И она их оправдывает.
По решению Всемирной Федерации тхэквондо в 2010 году Чемпионат Европы по тхэквондо проходил в России, Санкт — Петербурге. А в 2015 году Чемпионат мира по тхэквондо ВТФ вновь будет принимать г.Челябинск.[4] Такая честь принимать спортсменов всего мира в России неслучайна. Олимпийская сборная по тхэквондо на 30 летних Олимпийских играх в Лондоне добилась хороших результатов. Российский спортсмены Алексей Денисенко и Анастасия Барышникова стали бронзовыми призерами 30 летней Олимпиады. В недавно прошедшем международном турнире боевых искусств, который прошел в октябре 2013 года в Санкт –Петербурге, женская и мужская сборные по тхэквондо в сложной, но честной спортивной борьбе , завоевали бронзовые медали. Все выше перечисленные спортивные достижения российских тхэквондистов способствовали тому, что 13 ноября во время дружественного визита в Южную Корею Президент России В.В.Путин как ярый фанат боевых искусств не мог обделить вниманием традиционное корейское единоборство тхэквондо. Всемирная федерация этого вида спорта наградила российского лидера дипломом о присвоении девятого дана и черным поясом. Вручил их лично глава организации Чу Чон Вон. Руководитель федерации заметил, что в Южной Корее хорошо осведомлены об увлечении президента России различными видами спорта, в том числе и боевыми единоборствами. Чу Чон Вон не удивлен, что российские тхэквондисты показывают высокие результаты, ведь перед ними такой пример для подражания.
Большое внимание развитию тхэквондо ВТФ уделяется в Волгоградской области, где основной целью является создание спортивно-оздоровительной программы, в которую вовлекают дети, подростки и взрослые люди. СКБИ «Торнадо» , активно развивающий и пропагандирующий олимпийский вид спорта тхэквондо ВТФ начал свое существование 21 февраля 1996 года и с тех пор является ведущим клубом области, в составе которого в настоящее время зарегистрировано более 600 спортсменов, которые на протяжении многих лет составляют основу сборных команд Волгоградской области по тхэквондо ВТФ и являлись членами сборной команды России. Воспитанники клуба регулярно становятся победителями и призерами самых престижных соревнований, завоевывают медали различного достоинства на Первенствах и Чемпионатах России, а также на международных соревнованиях. Волгоградские тхэквондистки Панкратова Дарья в 2006 году стала серебряным призером Чемпионата Европы по юниорам в Баку, а Емельянова Александра в 2008 заняла 3 место на Чемпионате Европы среди юношества в Будапеште в году.[5] Тренерский состав клуба воспитал целый ряд спортсменов , которые получили звания мастеров спорта России. А Президент СКБИ «Торнадо» Крупко Алексей Валерьевич за активную работу в деле воспитания подрастающего поколения и пропаганду и развитие олимпийского движения в Волгоградской области был награжден ????
Имея богатый опыт работы, Волгоградская федерация тхэквондо ВТФ проводит мероприятия различного уровня: детские спортивные праздники, первенства СКБИ «Торнадо» и Волгоградской области, всероссийский турнир «Тornado Challenge”, ставший визитной карточкой нашего клуба, и международные соревнованиия «Сталинградская битва». В последние годы в нашем активе появились соревнования по правилам ТК-5, которые позволяют формировать командный дух спортсменов. Для самых юных занимающихся в нашем клубе не остаются без внимания и такие праздничные мероприятия , как Новый год, 23 февраля, 8 Марта, день Победы 9 Мая, в которых активное участие принимают и родители.
Основная цель работы Волгоградской федерации тхэквондо состоит в формировании у подрастающего поколения устойчивого интереса к занятиям спортом и ЗОЖ, негативного отношения к вредным привычкам , воспитание чувства патриотизма и гордости за Россию. Для этого привлекается весь потенциал и опыт работы, накопленный за 20 лет существования СКБИ «Торнадо».
Клуб «Торнадо» на сегодняшний день имеет отделения в различных районах города Волгограда :в Центральном,Ворошиловском, Советском, Дзержинском, Крастооктябрьском, Тракторозаводском, в г.Волжском,а также в Камышинском, Михайловском, Дубовском районах, в Городищенском районе Волгоградской области в поселках Котлубань и Самофаловка. Планируется открытие спортивных секций в Средне-Ахтубинском районе. [6]
Наши спортсмены выезжают на спортивные состязания в различные города России: в.Москву Санкт-Петербург, Краснодар, Челябинск, Ростов, Таганрог, Ханты-Мансийск, Орел и другие, а также за рубеж: в Израиль, Венгрию, Мексику
В городе Волгограде в программы развития тхэквондо вливаются финансовые средства, но их недостаточно, чтобы этот вид спорта был доступен широкому кругу детей и стал массовым. В городах и районах области проводятся различные акции, мероприятия, соревнования, которые в основном финансируются частными организациями в целях рекламных компаний.
Все это в целом свидетельствует о том, что в Волгоградской области понимается вся важность и значение проведения работы по пропаганде и формированию здорового образа жизни подрастающего поколения не на словах, а на деле. И это вселяет определенный оптимизм и надежду на то, что здоровье современных детей и следующих поколений станет более устойчивым.
ГЛАВА 3. МБОУ «Самофаловская сош» - территория спорта и здоровья.
Физическая культура и спорт являются универсальным способом физического и духовного оздоровления нации, способствуют долголетию человека, формированию здорового образа жизни, поэтому их первостепенной задачей является сохранение и укрепление здоровья. Значит, они должны быть неотъемлемой частью жизни каждого человека. Этой же точки зрения придерживается и администрация МБОУ «Самофаловская сош» в лице ее директора Камышовой И.А. Поэтому во внеурочное время учащиеся школы торопятся в спортзал для занятий в секциях по футболу, волейболу. Эта работа ведется в системе, поэтому учащиеся нашей школы - активные участники и призеры спортивных соревнований районного и областного уровня. Но в этой работе школе долго не удавалось выйти на всероссийский и международный уровень.
И вот с 2006 года школа начала активно сотрудничать со спортивным клубом боевых искусств «Торнадо», который активно и развивает на территории Волгоградской области олимпийский вид спорта – тхэквондо ВТФ. Это сотрудничество оказалось очень плодотворным. Первым наставником ребят стал Зарудний Павел Степанович, тренер с огромным опытом работы, под умелым руководством которого занимались учащиеся нашей школы Кирокосян Карен, Кочергин Вадим, Бабаева Елена, Мурдасилова Ксения, Орлова Дарья, которые достигли хороших результатов: они были участниками и победителями областных и региональных турниров, входили в состав сборной Волгорадской области на Первенстве России по тхэквондо ВТФ среди юниоров в 2007 году. Прошло время, эти ребята выросли, закончили школу. А нынешние мальчишки и девчонки в выходные дни по-прежнему торопятся на тренировку в школу, чтобы стать сильными , ловкими, чтобы испытать свою волю и характер. Но тренировки в настоящее время ведет мастер спорта России Кирокосян Карен, который продолжает быть действующим спортсменом, но , решив пойти той же дорогой, что и его спортивные наставники: первый тренер Зарудний П.С. и президент СКБИ «Торнадо», тренер высшей категории Крупко Алексей Валерьевич- ведет новое поколение спортсменов нашей школы к вершинам спортивного мастерства, физического и нравственного совершенствования. Кирокосян Карен принял решение посвятить себя профессионально делу воспитания подрастающего поколения спортсменов –тхэквондистов. Окончив в июне 2013 года Волгоградский колледж олимпийского резерва имени А.Родимцева, он в является студентом 3 курса заочного отделения Волгоградской Академии физической культуры и спорта. В настоящее время спортивную секцию тхэквондо посещают более 20 учащихся 1-7 классов. Ребята занимаются тхэквондо только второй год , но они уже неоднократно являлись участниками и призерами Первенства СКБИ «Торнадо». Среди них Рожко Алексей- учащийся 4 класса, который стал чемпионом Волгоградской области в весовой категории до 37 килограмм среди кадетов в мае 2013 года. Спортсмены средней возрастной группы принимали участие в открытом Первенстве г. Волгограда, в международном турнире «Сталинградская битва» и «Tornado- Chellendge”. Ученица 7 класса Чугунова Анастасия в 2012 году заняла 3 место в Первенстве клуба «Торнадо», а в 2013 году стала бронзовым призером открытого Первенства г.Волгограда.
Учащиеся-спортсмены МБОУ «Самофаловская школа» живут, учатся и занимаются спортом под девизом: «Двигайся то как дракон, то как тигр, и устремляйся вперед, как молния. Будь покоен и бескорыстен, будь незыблем, как гора. Будь подобен воде, неудержимо стремящейся вниз. Будь подобен огню, который стремительно распространяется вокруг. Не поддавайся праздным мыслям, не будь зависим от внешнего, действуй, и ты победишь!» Поэтому мы уверены в том, что если таков лозунг спортсменов -тхэквондистов нашей школы, то эти ребята ни при каких условиях, ни под каким предлогом, ни в одной компании, никогда в жизни не позволят себе взять в руку сигареты или попробовать на себе действие наркотиков. Для них жить здраво– это здорово! Это жизненная установка, которую они вырабатывают в себе уже с раннего детства. А философия тхэквондо, которая выражается в пяти принципах: Учтивость, Терпение, Непоколебимый дух, Самоконтроль, Честность – несовместима с вредными привычками и способствует активизации процессов физического и нравственного здоровья подрастающего поколения.
Подтверждением данной точки зрения являются и те исследования, которые были проведены авторами данной работы среди учащихся МБОУ «Самофаловская сош» и их родителей в 2012 – 2013 годах.
ГЛАВА 4. Влияние активных занятий олимпийским тхэквондо ВТФ на физическое и нравственное развитие учащихся МБОУ «Самофаловская сош» 1-7 классов.
В данной работе было проанализировано влияние систематических занятий спортом (олимпийское тхэквондо ВТФ) на физическое развитие и совершенствование учащихся младшей школы( 1-4 класс) и среднего звена (5-7 класс).Этот школьный возраст является весьма важным периодом в развитии человека.
В эти годы продолжается процесс формирования гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка. Поэтому занятия физической культурой в младшем школьном возрасте призваны не только способствовать физическому развитию растущего организма ребенка, формировать у него разнообразные двигательные умения и навыки, но и оздоравливать.[7]
Одним из факторов риска здоровью детей школьного возраста является низкая двигательная активность, которая снижается с поступлением в школу и продолжает всё сильнее снижаться от младших классов к старшим. Её дефицит нарушает защитные функции организма, серьезно ухудшает состояние здоровья ребенка. Это связно с большими умственными нагрузками как непосредственно в школе, так и при выполнении всё увеличивающегося числа домашних заданий .[8]
Указанное приводит к тому, что у большинства младших школьников нарушается осанка, ухудшается зрение, деятельность сердечно - сосудистой и дыхательной систем, нарушается обмен веществ, снижается сопротивляемость к различным заболеваниям .[9]
По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, за последние десятилетия состояние здоровья детей младшего школьного возраста ухудшилось: снизилось количество абсолютно здоровых с 23,2% до 15,1% и увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состояние здоровья с 60,9% до 67,6% и хронические заболевания с 15,9% до 17,3%. [10]
В настоящее время существует много направлений оздоровительных занятий: это уроки физической культуры в школе ( 3 часа в неделю), школьные спортивные секции ( в нашей школе это футбол, баскетбол, волейбол, которыми руководит учитель физической культуры) и спортивные секция по тхэквондо ВТФ, в которой тренировки проводят специалисты специальной спортивной подготовки, аттестованные в Штаб-квартире Всемирной Тхэквондо Федерацией , которая находится в столице Южной Кореи – Сеуле, в огромном учебном центре Куккивон, и имеющие спортивную квалификацию мастеров спорта России и 1 дан в системе всемирной федерации тхэквондо.
Объектом изучения в работе стали аспекты физического здоровья учащихся МБОУ «Самофаловская сош», которые занимаются в СКБИ «Торнадо» на базе школы, и учащихся, не занимающихся спортом: масса тела, рост учащихся, объем грудной клетки, пульс, уровень артериального давления в состоянии покоя и после нагрузки.
Целями нашего исследования стало изучение положительного влияние регулярных занятий спортом на физическое , умственное развитие и психологическое состояние учащихся, занимающихся в спортивном клубе боевых искусств «Торнадо» на базе МБОУ «Самофаловская сош»,оценка различия в показателях по этим напралениям с помощью анкетирования, измерений и тестирования. Поэтому нам необходимо было провести исследования, чтобы конкретными фактами подтвердить эту точку зрения.
Для информативности и наглядности нашего исследования мы сформировали две основные группы школьников, учащихся 1-7 классов по 20 человек в каждой: спортивную группу( СГ) и не спортивную группу учащихся(НСГ).
4.1. Прежде всего было проведено исследование психологического состояния учащихся этих групп . Измерения эмоционального состояния проводилось школьным психологом по методике Филлипса. Это тестирование предназначено для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у учащихся 1-7 классов. Тест состоит из 58 вопросов , на которые необходимо однозначно ответить «да» или «нет». При обработке результатов выделяют вопросы, которые не совпадают с ключом. При обработке данных подсчитывается:
* общее количество несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, то можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста, то о высокой тревожности.
*число несовпадений по каждому из 8 факторов тревожности и анализируется общее внутреннее состояние ребенка.[11]
Все учащиеся , которые прошли через это исследование, были разделены на две группы по 10 человек.
Для анализа мы выбрали несколько тестов, на наш взгляд, более ориентированных на социальную адаптацию учащихся.
Выявляя общую тревожность в школе , психолог установила, что у у детей СГ этот уровень ниже:в СГ повышенный уровень наблюдался только у 2 учащихся, а у 8 человек он оказался ниже 50%. Тогда как в НСГ у 1 ученика эти показания оказались выше 75 %(высокий уровень), у 4 учащихся наблюдался высокий уровень тревожности и только у 6 человек он был ниже 50%. Это свидетельствует о том, что ребята из СГ быстрее и свободнее включаются в жизнь школы, они более активны и инициативны.
Исследование переживаний социального стресса оказались следующие_:
СГ: повышенный уровень- 3 учащихся , 7 учащихся свободно контактируют со своими сверстниками и свободно социально адаптируются, тогда как в НСГ у 1 ученика этот показатель оказался выше повышенного уровня, а у 3 детей – высокий.
Страх самовыражения , то есть переживание ситуаций , сопряженных с необходимостью , предъявления себя другим, проблемы демонстрации своих возможностей другим в СГ только 1 человек имеет высокий уровень, у 3- высокий, а 6 человек таких проблем не испытывают. В НСГ у 5 учащихся – высокий уровень, у 4 человек –повышенный и только 1 из опрошенных свободно демонстрирует свои возможности окружающим.
Интересными ,на наш взгляд , оказались результаты исследования страха не соответствовать ожиданиям окружающих.
У ребят, занимающихся тхэквондо, только 3 человека имеют повышенный уровень тревожности по этому показателю, а 6 человек негативных переживаний такой ситуации не имеют вообще. Тогда как в НСГ результаты оказались следующие:высокий уровень тревожности – 2 учащихся, повышенный – 4 учащихся и только 4 человека такой тревожности не испытывают.
Таким образом, на примере анализа только трех уровней тревожности СГ и НСГ учащихся можно сделать вывод о том, что занятия спортом( тхэквондо) оказывает огромное положительное влияние на эмоциональную стабильность учащихся 1-7 классов. классов.
Результаты наглядно показывают, что количество тревог 2-ой группы ( учащиеся, не занимающиеся в спортивной секции) испытывают большее количество тревог, чем учащиеся 1-ой группы (дети, занимающиеся в спортивных секциях). Значит, об эмоциональной стабильности можно говорить только о группе детей, посещающих спортивные секции.
4.2. Сравнительный анализ оценок учащихся спортивной группы и не занимающихся спортом за 2012-2013 учебный год
( в качестве предмета исследования взяты годовые оценки учащихся за прошлый учебный год).
В качестве успешности в обучении мы взяли за основу годовые оценки двух групп учащихся по основным предметам:
и вычислили количество оценок «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно».
Оценки | Количество оценок 1-ой группы | Количество оценок 2-ой группы |
«отлично» (5) | 10 | 4 |
«хорошо» (4) | 3 | 2 |
«удовлетворительно» (3) | 7 | 14 |
Сравнительный анализ годовых оценок за прошлый учебный год учащихся 1-7 классов наглядно показывает успешность в овладении учебными предметами учащихся, занимающихся спортом. Дети, которые занимаются в секции тхэквондо ( спортивная группа- СГ) , учатся более успешно и отличаются более высоким качеством знаний, чем учащиеся не спортивной группы (НСГ).
4.3. В практической части нашего исследования мы попытались выяснить, какое место занимает спорт в жизни учащихся 1-7 классов.
Прежде всего мы проанализировали психологический настрой учащихся спортивной группы и их мотивацию к занятиям спорта, а также отношение к увлечениям детей их родителей, используя метод анкетирования .
1.Учащимся 1-4 классов мы предложили заполнить следующую анкету:
Анкета
Класс __________ Фамилия, имя ________________
№ | Вопросы | Ответы |
1. | Занимаетесь ли вы спортом? | |
2. | Какой вид(ы) спорта вы предпочитаете? | |
3. | Занимаетесь ли вы в спортивных секциях (кружках)? Если да, то в каких? | |
4. | Утренней гимнастикой занимаетесь регулярно? | |
5. | Вам нравится ходить на уроки физкультуры? | |
4. | Для чего вы занимаетесь спортом? |
Опросив 50 учащихся1-7 классов и подсчитав ответы, мы получили следующие результаты:
№ | Вопросы | Количество человек | |
Да | Нет | ||
1. | Занимаетесь ли вы спортом? | 31 | 19 |
2. | Какой вид(ы) спорта вам нравятся? | Футбол-14 Баскетбол-16 плавание-2 теннис-5 танцы-3 тхэквондо-20
|
|
3. | Занимаетесь ли вы в спортивных секциях (кружках)? Если да, то в каких? |
31 человек Тхэквондо-20 Баскетбол- 12 Волейбол-10 Футбол-14 Танцы- 2
|
19 |
4. | Утренней гимнастикой занимаетесь регулярно? | 8 | 42 |
5. | Вам нравится ходить на уроки физкультуры? | 46 | 4 |
4. | Для чего вы занимаетесь спортом? | Чтобы быть уверенными в себе, чтобы быть успешными среди ровесников, чтобы быть сильнее, чтобы стать известными спортсменами и т.д. | |
Вывод : полученные результаты свидетельствуют о том, что из 50 опрошенных учащихся 31 человек занимается в различных спортивных секциях, в основном это спортивные секции на базе школы. И только 21 человек занимаются в спортивных секциях на базе городских спортивных клубов под руководством специалистов –тренеров узкой спортивной направленности : 20 учащихся занимаются тхэквондо ВТФ в спортивном клубе боевых искусств «Торнадо» и 2 учащихся занимаются спортивными танцами в спортивном клубе «Вояж».Есть ребята, которые занимаясь в школьных спортивных секциях, одновременно посещают несколько секций, но такие занятия носят не всегда систематический характер и находятся на уровне массового любительского спорта. Абсолютное большинство учащихся с удовольствием ходят на уроки физкультуры, эти учащиеся понимают положительное влияние спорта и физкультуры на их здоровье и физическое развитие. Они занимаются спортом, чтобы стать уверенными в себе, чтобы быть сильнее, успешнее в обществе. И только 4 человека высказались негативно по этому вопросу и ,если есть такая возможность, они стремятся избегать занятия даже по физкультуре.
Анкетирование учащихся, занимающихся спортом ( тхэквондо)
Было проведено анкетирование учащихся по данному ниже вопроснику .
Что мне дают занятия спортом?
Результаты анкетирования были обработаны путем подсчета вариантов ответов 50 опрошенных учащихся, занимающихся спортом. Получены следующие результаты:
Вывод: большинство учащихся , занимающихся спортом успешны в учении, они общительны, имеют много друзей, уверены в своих силах, не зависят от вредных привычек..то есть можно говорить о их …. И только 3 учащихся заявили о том, что спорт помогает им преодолеть их зависимость от вредных привычек, так как по законам клуба «Торнадо» табакокурение, принятие спиртных напитков и тем более наркотиков категорически запрещены. За этим внимательно следит тренерский состав клуба. И конечно же, для тех ребят, кто часто болел простудными заболеваниями, а таковых оказалось 3 человека, тхэквондо способствовало тому, что они стали реже болеть. Спортсмены занимаются в спортивном зале босиком. Это явилось хорошим средством закаливания .
Опрос учащихся , не занимающихся спортом, на тему : «КАКУЮ РОЛЬ СПОРТ ИГРАЕТ В ВАШЕЙ ЖИЗНИ?»
Были получены следующие результаты:
*равнодушен – 5 чел
*являюсь болельщиком- 18
*смотрю спортивные телепередачи - 16
* охотно занимаюсь на уроках физкультуры- 11
Вывод: проанализировав данные результаты, что доля учащихся, которые не любят активные занятия физкультурой и спортом, минимальна: 5 учащихся из 50 опрошенных человек. Оставшиеся 45 опрошенных, не занимаясь активно физическими упражнениями сверх учебной нагрузки в школе, проявляют в различной степени интерес к спорту: одни являются болельщиками, другие смотрят телепередачи, третьи занимаются на уроках физкультуры. Это значит, если заинтересовать данных учащихся, убедить их в полезности занятий спортом, то не исключено, что эти учащиеся будут посещать спортивные секции.
Анкетирование родителей учащихся.
Как вы относитесь к занятиям своих детей в спортивной секции тхэквондо?
* поддерживаю интерес своего ребенка к занятиям спортом;
* с удовольствием посещаю соревнования;
*у меня нет на это времени;
* жду от ребенка высоких спортивных результатов;
*вижу его спортсменом-профессионалом.
Было опрошено 20 родителей, дети которых занимаются в спортивной секции тхэквондо, и получены следующие результаты:
* поддерживаю интерес своего ребенка к занятиям спортом-7 чел
* с удовольствием посещаю соревнования – 3 чел
*у меня нет на это времени – 1чел
* жду от ребенка высоких спортивных результатов – 6 чел
*вижу его спортсменом-профессионалом- 3
Вывод: среди опрошенных родителей абсолютное большинство с большой симпатией относятся к тхэквондо и поддерживают в различной степени своего ребенка в его занятиях этим видом спорта. И только одна мама, воспитывающая одна своего ребенка, объяснила свое невмешательство в спортивные интересы своего ребенка тем, что она занята на работе. Значит, олимпийское тхэквондо в МБОУ «Самофаловской сош» имеет своих поклонников среди родителей, которые проявляют активный интерес к этому виду спорта и способствуют развитию олимпийского движения в Городищенском районе и в Волгоградской области. А это оказывает огромное влияние на спортивные результаты их детей. Активные занятия учащихся тхэквондо и здоровый образ жизни, которому учат школьника, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием при активной поддержке представителей старшего поколения, которые должны стать если не примером для подражания для своих детей, то уж активными сторонниками развития тхэквондо и других видов спорта в школе, в поселке, в Городищенском район в целом.
4.4. Исследование антропологических показателей учащихся спортивной группы.
Таблица изменений в параметрах роста и веса учащихся спортивной группы за 2012 и 2013 год
1-7 классов
ФИО учащегося | Рост, см | Масса тела, кг | ||
2012 | 2013 | 2012 | 2013 | |
1.Четчасов Даниил | 135 | 140 | 34 | 37 |
2.Грибов Юрий | 150 | 154 | 39 | 41 |
3.Дюбанов Александр | 139 | 144 | 38 | 40 |
4.Ломакин Кирилл | 150 | 155 | 48 | 51 |
5.Ефимов Аркадий | 137 | 140 | 33 | 35 |
6.Лебедев Артем | 123 | 127 | 26 | 28 |
7.Ментов Влад | 133 | 136 | 33 | 35 |
8.Рожко Алексей | 140 | 144 | 34 | 37 |
9.Лопаткин Влад | 137 | 141 | 39 | 41 |
10.Булавин Роман | 135 | 138 | 28 | 30 |
11.Бондарев Александр | 126 | 131 | 25 | 26 |
12.Зуев Максим | 128 | 132 | 30 | 33 |
13.Сараев Артем | 126 | 131 | 20,1 | 21,8 |
14.Попов Влад | 119 | 125 | 27 | 29 |
15.Чечеткин Данил | 118 | 122 | 19,6 | 20,8 |
16.Горбунова Надежда | 151 | 156 | 57 | 60 |
17.Толмачева Юлия | 130 | 137 | 33 | 35 |
18.Кочергина Ирина | 112 | 119 | 18,7 | 21,6 |
19.Чугунова Анна | 145 | 150 | 41 | 43 |
20.Чугунова Анастасия | 137 | 140 | 28,8 | 30,2 |
Вывод: проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что за период с начала занятий в спортивной секции тхэквондо ВТФ по октябрь 2013 года в физическом развитии учащихся –тхэквондистов прослеживается устойчивый рост показателей их физического развития : роста и веса. Причем ни один из членов спортивной секции не обладает избыточным весом, необходимо также отметить намечающийся рост уровня мышечной массы, что является показателем систематических занятий спортом и хорошим уровнем физического развития этих учащихся.
4.5.Чтобы определить физическую работоспособность (подготовку) учащихся, мы провели следующий тест:
Мы посчитали пульс у 20 учащихся спортивной группы и 20 ребят , не занимающихся спортом в состоянии покоя, после нагрузки ( приседание в течение 1 минуты) и спустя 2 минуты после нагрузки и сравнили полученные результаты.
Показатели пульса спортивной группы:
Ф.И. | Пульс до нагрузки | Пульс после нагрузки | Пульс после отдыха |
1.Попов Вадим | 98 | 129 | 95 |
2.Зуев Максим | 88 | 120 | 100 |
3.Булавин Роман | 80 | 123 | 91 |
4.Бондарев Александр | 87 | 109 | 83 |
5.Рожко Алексей | 89 | 102 | 93 |
6.Сараев Артем | 90 | 97 | 92 |
7.Четчасов Даниил | 90 | 111 | 98 |
8.Грибов Юрий | 88 | 99 | 90 |
9.Чугунова Анна | 86 | 130 | 91 |
10.Чугунова Настя | 96 | 125 | 92 |
11.Кочергина Ирина | 72 | 100 | 74 |
12.Горбунова Надежда | 80 | 110 | 84 |
13.Лопаткин Вадим | 85 | 101 | 75 |
14.Ментов Влад | 93 | 115 | 86 |
15.ДюбановСаша | 87 | 120 | 85 |
16.Ломакин Кирилл | 96 | 111 | 100 |
17.Лебедев Артем | 94 | 96 | 97 |
18.Ефимов Аркадий | 74 | 122 | 76 |
19.Чечеткин Даниил | 101 | 107 | 99 |
20.Сардаров Эльдар | 96 | 115 | 98 |
Показатели пульса учащихся не спортивной группы
Ф.И. | Пульс до нагрузки | Пульс после нагрузки | Пульс после отдыха |
1.Бевз Никита | 105 | 114 | 109 |
2.Павлов Вараздат | 100 | 140 | 128 |
3.Софронов Матвей | 98 | 155 | 108 |
4.Жирков Сергей | 78 | 120 | 110 |
5.Жеребнов Роман | 70 | 135 | 100 |
6.Лебедев Александр | 120 | 150 | 135 |
7.Амбарцумян Рустам | 93 | 135 | 115 |
8.Хамидуллаев Азамат | 84 | 89 | 87 |
9.Балашова Алина | 89 | 100 | 95 |
10.Скрябина Любовь | 65 | 73 | 65 |
11.Болтенкова Алина | 95 | 138 | 106 |
12.Чиркин Наиль | 60 | 96 | 84 |
13.Иванов Даниил | 108 | 145 | 115 |
14.Гундяев Саша | 65 | 96 | 74 |
15.Лазовой Павел | 83 | 120 | 96 |
16.Лазарев Дмитрий | 90 | 130 | 108 |
17.Шумаков Даниил | 80 | 100 | 85 |
18.Антропов Саша | 86 | 138 | 94 |
19.Байзель Егор | 104 | 100 | 103 |
20.Жбанников Денис | 73 | 115 | 88 |
Выводы: частота пульса свидетельствует о здоровье человека, о работе его сердца. Исследование частоты сердечных сокращений было проведено следующим образом. Первоначально определили ЧСС в состоянии покоя. Для этого 3 раза подсчитали число пульсовых сокращений за 10 секунд, выявили средний показатель и умножили это число на 6. В норме у детей 6-8 класс 98 ударов в минуту. Границы нормы для этого возраста 78-118 ударов в минуту.
В норме у учащихся 8-10 лет – 88 ударов. Границы нормы для этого возраста 68-108 ударов в минуту.
В норме для учащихся 10-12 лет – 80 ударов. Границы нормы для этого возраста - 60-100 ударов минуту.[12]
Затем был подсчитано количество ЧСС после 30 приседаний, а затем после 2-х минутного отдыха.
Сравнительный анализ ЧСС у спортивной и не спортивной группы показал следующее: учащиеся спортивной группы имеют ЧСС до нагрузки в состоянии нормы в зависимости от возрастной группы. У них ЧСС после нагрузки увеличилась меньше , чем на 1/3, что говорит о хороших результатах работы сердца. А после 2-х минутного отдыха в основном у всех членов этой группы ЧСС достигла первоначальных показателей в состоянии покоя, что свидетельствует о полном восстановлении организма после полученной нагрузки. У 4 учащихся ЧСС после отдыха оказалась ниже первоначальных показателей. Такое временное понижение ЧСС относительно исходного уровня является нормальной реакцией здорового организма.
Аналогичные показатели не спортивной группы оказались несколько хуже. У нескольких ребят ЧСС в состоянии покоя оказались на границе установленных медицинских показателей. После нагрузки ЧСС увеличилась больше , чем на 1/3, а восстановление ЧСС после 2-х минутного отдыха не достигли первоначального уровня у большинства наблюдаемых учащихся. Хотя и в этой группе оказались 5 учащихся у которых уровень ЧСС близок к показателям учащихся, занимающихся спортом.
4.6.Показания уровня артериального давления
Чтобы определить физическую работоспособность (подготовку) учащихся, мы провели следующий тест:
Мы измерили уровень артериального давления у 20 учащихся спортивной группы и 20 ребят , не занимающихся спортом в состоянии покоя, после нагрузки ( приседание в течение 1 минуты) и спустя 2 минуты после нагрузки и сравнили полученные результаты. Измерения проводились с помощью автоматического тонометра , поэтому в результатах могут быть погрешности .
Показатели артериального давления спортивной группы
Ф.И. | Уровень давления до нагрузки | Уровень давления после нагрузки | Уровень давления после отдыха |
1.Попов Вадим | 100/69 | 114/71 | 101/58 |
2.Зуев Максим | 112/68 | 126/70 | 114/71 |
3.Булавин Роман | 108/65 | 120/78 | 110/64 |
4.Бондарев Александр | 100/65 | 120/ 74 | 102/64 |
5.Рожко Алексей | 112/70 | 123/75 | 114/70 |
6.Сараев Артем | 102/65 | 120/72 | 101/66 |
7.Четчасов Даниил | 126/83 | 152/84 | 128/79 |
8.Грибов Юрий | 126/80 | 155/82 | 130/80 |
9.Чугунова Анна | 150/80 | 165/81 | 142/80 |
10.Чугунова Настя | 104/63 | 126/76 | 110/64 |
11.Кочергина Ирина | 108/61 | 132/68 | 108/50 |
12.Горбунова Надежда | 131/73 | 150/78 | 128/74 |
13.Лопаткин Вадим | 120/70 | 132/80 | 122/72 |
14.Ментов Влад | 116/72 | 136/89 | 120/74 |
15.Дюбанов Александр | 103/ 60 | 126/68 | 104/65 |
16.Ломакин Кирилл | 110/70 | 120/74 | 112/68 |
17.Лебедев Артем | 103/62 | 124/76 | 105/64 |
18.Ефимов Аркадий | 103/64 | 126/68 | 106/65 |
19.Чечеткин Даниил | 98/66 | 107/73 | 101/68 |
20.Сардаров Эльдар | 110/70 | 127/76 | 112/72 |
Показатели уровня артериального давления учащихся не спортивной группы
Ф.И. | Уровень давления до нагрузки | Уровень давления после нагрузки | Уровень давления после отдыха |
1.Бевз Никита | 90/65 | 120/80 | 100/70 |
2.Лебедев Александр | 122/78 | 140/85 | 130/80 |
3.Павлов Вараздат | 115/70 | 130/83 | 120/75 |
4.Софронов Матвей | 100/60 | 120/80 | 110/65 |
5.Жирков Александр | 110/65 | 130/75 | 115/70 |
6.Жеребнов Роман | 110/75 | 135/78 | 115/75 |
7.Амбарцумян Рустам | 121/76 | 148/73 | 136/77 |
8.Хамидуллаев Азамат | 131/74 | 151/80 | 129/80 |
9.Балашова Алина | 118/74 | 140/80 | 125/95 |
10.Скрябина Любовь | 108/65 | 130/80 | 110/70 |
11.Болтенкова Алина | 125/72 | 130/80 | 138/68 |
12.Чиркин Наиль | 100/60 | 120/80 | 105/75 |
13.Иванов Даниил | 90/60 | 115/75 | 100/70 |
14.Гундяев Саша | 125/85 | 140/90 | 130/80 |
15.Лазовой Павел | 100/65 | 125/75 | 120/75 |
16.Лазарев Дмитрий | 135/85 | 150/100 | 140/90 |
17.Шумаков Даниил | 115/80 | 145/90 | 130/85 |
18.Антропов Саша | 110/80 | 140/90 | 120/80 |
19.Байзель Егор | 125/78 | 145/80 | 130/75 |
20.Жбанников Денис | 100/60 | 120/80 | 110/75 |
Вывод: показатель величины артериального кровяного давления – это показатель здоровья человека.
Для учащихся 6-9 лет показатели нормы следующие
Максимальное верхнее 122 мм рт.ст - максимальное нижнее – 78
Минимальное верхнее 100 мм рт.ст - минимальное нижнее – 60
Для учащихся 10-12 лет показатели нормы следующие
Максимальное верхнее 126 мм рт.ст - максимальное нижнее – 82
Минимальное верхнее 110 мм рт.ст - минимальное нижнее – 70
Проанализировав данные, занесенные в таблицу, мы наблюдали, что учащиеся спортивной группы артериальное кровяное давление соответствует нормам по всем трем параметрам: в состоянии покоя, после нагрузки и после 2-х минутного отдыха. У этих ребят при нагрузках поднимается верхнее давление, нижнее же меняется незначительно. А после отдыха давление стабилизируется почти до исходных показателей.
Артериальное кровяное давление учащихся не спортивной группы менее стабильно в качественных показателях. У значительной части ребят и верхнее, и нижнее давление находятся на границах нормы. Выявлены учащиеся, склонные к пониженному давлению по показателям своей возрастной группы, другие – напротив имеют повышенное давление. И у всех при физических нагрузках повышалось значительно не только верхнее, но и нижнее давление. А период восстановления у этих учащихся более длительный. Кроме этого учащиеся спортивной группы отличаются меньшим уровнем простудных заболеваний в сравнении с теми, кто не занимается тхэквондо. В прошлом году ни один из детей-спорсменов не заболел даже в период карантина по гриппу.
Все выше перечисленные факты являются подтверждением того, что качественный уровень учащихся спортивной группы выше, чем у ребят , не занимающихся спортом. Это Значит, что систематические занятия в спортивной секции тхэквондо, активный образ жизни способствуют активному физическому развитию учащихся , систематически получающие дозированную физическую нагрузку под руководством опытных тренеров СКБИ «Торнадо». Родители учащихся должны быть заинтересованы в систематических занятиях своих детей физической культурой и спортом .
ГЛАВА 5. Заключение.
Изучив и проанализировав литературные источники, авторы работы пришли к выводу, что двигательная активность и взрослых и детей в мире стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми. Такое положение вещей угрожает психическому и физическому здоровью человечества в целом. На сегодняшний день в век всемирного малоподвижного образа жизни практически каждый человек, живущий в странах хоть какого – либо технического прогресса, имеет массу дел и обязанностей. Порою ему не хватает времени даже на свои дела. В результат е человек просто забывает о своем здоровье. Он не спит по ночам, не ходит в походы, не бегает по утрам, ездит на машине, поднимается и спускается в квартиру на лифте. А начнет задумываться о своем здоровье, только тогда, когда однажды окажется с сердечным приступом в больнице.
А в результате исследования уровня развития основных физических качеств и антропометрических данных 2-х групп учащихся 1-7 классов МБОУ «Самофаловская сош» были выявлены основные показатели физической подготовленности детей, тхэквондо.
На основании полученных фактов можно утверждать, что при практически равных показателях роста, масса тела, физическая подготовленность детей, занимающихся систематически тхэквондо , характеризуется более высоким уровнем развития. Этому способствует правильно организованные регулярные тренировки, целью которых, особенно на начальном этапе подготовки, является развитие и совершенствование физических качеств.
Таким образом, чтобы приобщить учащихся 1-7 классов к активным занятиям спортом и здоровому образу жизни, чтобы избежать последствий «сидячего образа жизни», нужно как можно быстрее изменить свой образ жизни: отказаться от вредных привычек, укреплять и беречь свое здоровье, активно заниматься физической культурой и спортом. Необходимо как можно раньше пересмотреть свои жизненные взгляды и найти в своем жизненном расписании время для укрепления своего здоровья и занятиями физкультурой и спортом.
Ведь в феврале 2014 года Краснодарский край России будет принимать ХХII Зимние Олимпийские игры. Это огромная ответственность и признание того факта, что развитие спорта в России имеет давние традиции, которые успешно развиваются в наши дни! Народ, в стране которого пройдут олимпийские игры, как и во времена Древней Греции и Рима должен быть здоров душой и телом. Всегда столицы олимпийских игр на время их проведения становятся столицами мира. А значит пришло время действовать. Конечно же ,сразу качественно изменить свое здоровье мы все не сможем, но переодеться в спортивный костюм и отправиться на беговую дорожку или отправиться на тренировку в спортивный зал мы можем в одночасье. Пусть каждая школа, каждый наш двор станет настоящей территорией спорта и здоровья.
В своей исследовательской работе мы хотели показать, что тхэквондо в Волгоградской области стало пользоваться популярностью среди молодежи как вид спорта , который помогает человеку качественно изменить уровень своего здоровья в лучшую сторону. Сравнительный анализ уровня физического развития двух групп учащихся МБОУ «Самофаловская сош»: учащихся 1-7 классов , занимающихся тхэквондо и не занимающихся этим видом спорта, помог нам доказать это. Численность увлеченных тхэквондо с каждым годом увеличивается. Благодаря хорошей подготовке становится больше перворазрядников, кандидатов в мастера спорта, мастеров спорта, которые готовы вступить в честный спортивный поединок не только на клубных и областных соревнованиях, но и на всероссийском уровни. Наши спортсмены выезжают на спортивные состязания в различные города России и за рубеж.
Сегодня уже и юные тхэквондисты МБОУ «Самофаловская сош» ставят перед собой высокие цели, но путь к их достижениям будет нелегким. Ведь занятия тхэквондо требуют большого и постоянного труда, напряженных тренировок. Впереди новые соревнования, Олимпиады и новые победы! И мы верим в то, что материалы нашей исследовательской работы будут активно использоваться в урочной и внеклассной работе, в результате чего количество граждан России как среди учащихся, так и в среде взрослого населения нашей страны , вставших на путь здорового образа жизни и отказавшихся от вредных привычек, значительно увеличится. Ведь пример родителей для своих детей очень важен. Активные занятия учащихся тхэквондо и здоровый образ жизни, которому учат школьника, должен находить каждодневную реализацию дома, при активной поддержке родителей, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием.
Поэтому в деле воспитания здорового подрастающего поколения необходимо тесное сотрудничество МБОУ «Самофаловская сош» , СКБИ «Торнадо», общественности и родителей учащихся .
Список литературы:
1.Апанасенко Г.Л. Физическое развитие детей и подростков.-Киев, 1985.
2.Бальсевич В.К.Физическая культура для всех и для каждого.-М., 1988.
3.Гончаров Н.Н. Физические качества спортсменов.-Киров, 1952 .
4. Драгомилов А.Г.,Маш.Р.Д. Биология 8 класс.-М.,2009.
5.Гил.К. Основы тхэквондо.-М.,2002.
6.Гил К., Ким Чур Хван. История тхэквондо.- М.,1991.
7. Основы психологии: Практикум/Ред.-сост.А.Д.Столяренко.-Ростов н/Д., 2002.
8.Передельский А.А. Тхэквондо как система боя.- Люберцы, 1994
9..Селезнев А.И. Общеразвивающие упражнения в школе.- Ставрополь, 1987
10.Скляренко А.А. Юрий Захаревич.Спорт и физкультура._ М.,ФИЗ, 1990.
11.Филин В.П.,Фомин Н.А. Основы юношеского спорта.-М.,1980.
12. Сайт Союза тхэквондо России: tkdrussia.ru
13. Сайт СК «Торнадо» :www.sctornado.ru
14. Сайт Волгоградской региональной федерации тхэквондо :
www.tkd34.ru
[1] Скляренко А.А. Юрий Захаревич.Спорт и физкультура._ М.,ФИЗ, 1990.
[2] Гил К., Ким Чур Хван. История тхэквондо.- М.,1991.
[3] .Гил.К. Основы тхэквондо.-М.,2002
[4] Сайт Союза тхэквондо России: tkdrussia.ru
[5] Сайт СК «Торнадо» :www.sctornado.ru
[7] Апанасенко Г.Л. Физическое развитие детей и подростков.-Киев, 1985.
[8] Бальсевич В.К.Физическая культура для всех и для каждого.-М., 1988.
[9] Филин В.П.,Фомин Н.А. Основы юношеского спорта.-М.,1980.
[10] Гончаров Н.Н. Физические качества спортсменов. -Киров, 1952
[11] Основы психологии: Практикум/Ред.-сост.А.Д.Столяренко.-Ростов н/Д., 2002.
[12] Драгомилов А.Г.,Маш.Р.Д. Биология 8 класс.-М.,2009.
Разноцветное дерево
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
За чашкой чая
Извержение вулкана