Научная работа о сленге подростков.
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya.doc | 90.5 КБ |
Министерство образования Ставропольского края
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3» с. Кугульта
VIII Грачёвская районная конференция школьников
Секция : филология
Название работы: «Жаргонная лексика современного подростка»
Автор работы: Зинченко Роман Дмитриевич
Место выполнения работы: с.Кугульта,
МОУ СОШ № 3, 5 класс
Научный руководитель: Вербина Анастасия Витальевна, учитель русского языка и литературы.
Кугульта
2011
Содержание
Введение……………………………………………………………………….2
Общая характеристика сленга подростков……………………………...5
Общее понятие жаргона…………………………………………………….6
Причины жаргонизации речи подростков……………………………….8
Исследование причин и степени жаргонизации речи учащихся……10
Выводы…………………………………………………………………..….12
Приложение1……………………………………………………………….14
Приложение 2………………………………………………………………15
Список литературы…………………………………………………….....17
Введение
Русский язык – национальный язык русского народа. Кроме того, он один из международных языков и средство межнационального общения.
Наш современный русский язык веками формировался на основе народного и имеет богатую лексику, стройную систему грамматических и стилистических правил, разнообразие языковых средств. Он неоднороден по составу: выделяется высшая форма национального языка, определяемая системой норм,- ЛИТЕРАТУРНЫЙ язык, «обработанный мастерами», и разговорный, «сырой» язык. Разговорный язык обычно используется в повседневном общении, в устной речи.
Русский язык красив, богат, выразителен. М.В Ломоносов видел в нём «великолепие гишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского,... богатство и сильную... краткость греческого и латинского языков». А советский писатель К.Г.Паустовский писал: «Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и блеск красок, и шум садов, и сказочность сновидений, и тяжёлое громыхание грозы, и детский лепет, и заунывный ропот прибоя, и гнев, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы».
Но наш «великий, могучий, правдивый и свободный» язык активно портят.
В разные периоды развития общества разным был и язык. В 20–30-е гг. разговорную речь захлестывали волны уличной стихии – беспризорников, воров, – а также язык революционных матросов и солдат.
В 50-х годах словарь молодёжи состоял из того, что она “подбирала” у наиболее авторитетных представителей старшего поколения. Поэтому язык молодых не очень-то отличался от блатной речи.
60-е принесли англицизмы (“юноша – мэн”; “обувь – шузы”); в 70-х, с появлением хиппи, появляется и “свой” язык (“юноша – кекс”; “одежда – тряпки”); 80-е разрушили казённую лексику, а новых слов ещё не было – молодёжь общается на предельно простом языке.
90-е вновь вернули в обиход блатной язык, а новое тысячелетие с компьютерами, мобильной связью переписали молодёжный жаргон начисто. Язык обновился настолько быстро, что люди более старшего поколения перестали понимать своих внуков.
Общение относится к числу важнейших для подростка сфер жизнедеятельности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. При общении речь подростков приводит в негодование учителей, родителей, представителей старшего поколения, остро реагирующих на режущие ухо выражения.
В самом деле, есть о чем беспокоиться: по данным последних исследований, в подростковой среде степень жаргонизации речи превышает 50% для юношей и 33% для девушек, т. е зашибись, улет, круто, отпад, отстой, классно и подобные словечки наполовину вытесняют литературные выражения. Поэтому данная тема меня заинтересовала.
Целью исследования будет анализ речи подростков, изучение причин употребления в речи молодежи сленга.
Объектом исследования является, речь подростка, а предметом – жаргонная лексика подростка.
Гипотеза исследования: наблюдается тенденция к возрастанию уровня жаргонизации речи среди подростков.
Для решения поставленной цели и гипотезы предстоит решить следующие задачи:
В ходе работы нами использовались следующие методы исследования:
1.Теоретические (анализ психолого–педагогической литературы).
2.Эмпирические (анкетирование, опрос, тестирование, беседа, педагогический эксперимент, качественная и количественная обработка информации, сравнительный анализ).
Общая характеристика сленга подростков
"Изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью", – писал когда-то писатель Александр Куприн.
В наши дни речевая культура испытывает сильный натиск иностранных слов и сленга, и особенно это заметно в школьной среде. Сегодня жаргон школьников – это объективная реальность. И хотя некоторые ученые считают увлечение жаргонными словами "детской болезнью", существует опасная тенденция жаргонизировать литературный язык.
Филологи бьют тревогу: в язык проникает много словесного «мусора», отчего язык становится бедным.
В словесный «мусор», или сленг, включены следующие группы слов: неологизмы, заимствованные слова, варваризмы, вульгаризмы, в том числе бранные слова, матерщина, жаргонизмы (арго).
Сленг – разновидность речи, используемой преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии или возраста.
Из этого определения следует, что сленг – разновидность нелитературной речи.
Нелитературная же лексика делится на:
1) профессионализмы,
2) вульгаризмы,
3) жаргонизмы,
4) лексику неформальных молодежных объединений и молодежной среды, часто именуемую сленгом.
Впрочем, существуют две точки зрения на то, что такое сленг. Некоторые ученые объединяют в это понятие всю нелитературную лексику (кроме мата), то есть и профессионализмы, и вульгаризмы, и жаргонизмы, и молодежную лексику. Я согласен с этой точкой зрения, поскольку все эти разновидности нелитературной речи отличают один слой общества от другого.
Надо сказать, что выделить ту или иную разновидность сленга в чистом виде чрезвычайно сложно, а подчас и просто невозможно. Понятно почему. Слова одной социальной группы легко заимствуются другой группой. Слово тусовка, например, употребляется в печати как типично молодежное, в то время как на самом деле своему происхождению оно обязано уголовной среде и обозначает «собрание воров».
В работе я останавливаю своё внимание на жаргонизмах, которые используют современные подростки как одно из средств загрязнения родного языка.
Общее понятие жаргона
Жаргон – язык отдельных социальных групп, искусственно создаваемый с целью языкового обособления (иногда «потайной» язык), отличающийся главным образом наличием слов, непонятных людям непосвященным. Различают школьное арго, студенческое арго, спортивное арго, арго картежное, воровское арго. Арготизмы могут использоваться в литературном языке со стилистической целью.
В ХХI веке произошла техническая революция, заметно ускорился темп жизни, увеличился словарный запас, ведь каждому новому понятию должно соответствовать как минимум одно слово. Соответственно расширяется словарный запас жаргона, добавились тысячи новых слов, отразивших политические и социальные перемены. Новые слова возникают и для того, чтобы освежить старые понятия.
Жаргоны делятся на классово-прослоечные, производственные, молодежные, жаргоны группировок людей по интересам и увлечениям.
Молодежные жаргоны делятся на производственные и бытовые. Производственная лексика учащихся тесно связана с процессом учебы ("училка" - учительница, "лаба" – лабораторная работа, "матеша" – урок математики, "контроша" – контрольная работа).
Жаргон стремится увеличить темп речи, для этого применяются сокращения, укороченные слова, аббревиатуры. Даже сами лингвистические термины "жаргон" и "арго" все чаще стали заменяться более кратким - "сленг".
Экспрессивность жаргонной лексики способствует тому, что слова из жаргонов переходят в общенародную разговорно-бытовую речь, не связанную строгими литературными нормами. Большинство слов, получивших распространение за пределами жаргонов, можно считать жаргонизмами только с генетической точки зрения, а в момент их рассмотрения они уже принадлежат к просторечию.
О природе молодежного жаргона, который привлекает пристальное внимание исследователей, существуют различные мнения. Некоторые лингвисты отказывают жаргону в систематичности и целостности, представляя его как "особый словарь" некой социальной группы. Например, М. Копыленко пишет: "Значительная часть носителей русского языка в возрасте от 14-15 до 24-25 лет употребляет в общении со сверстниками несколько сот специфических слов и сильноидиоматических словосочетаний, именуемых молодежным жаргоном". Многие отмечают, что жаргон обслуживает лишь самые важные для его носителей ситуации. В такой трактовке жаргон - это совокупность слов, расширяющих речевой репертуар группы носителей того или иного конкретного языка, структурных аспектов которого жаргон не затрагивает, реализуясь лишь на лексическом уровне для описания наиболее значимой для группы ситуации.
Другие исследователи видят в жаргоне часть, довольно-таки сложную подсистему русского языка, которая выделяется избирательностью семантических полей, сниженным стилем и ограниченностью круга носителей. Опираясь на языковую систему в целом, жаргон является частью этой системы - частью, которая живет и развивается по законам, общим для всей системы. Вместе с тем жаргону свойственны некоторые особенности, которые и позволяют выделить его в отдельную подсистему.
В настоящее время уже нельзя говорить о жаргоне как замкнутом речевом обиходе какой-либо социальной группы: жаргон молодежи - скорее сниженный стиль речи, средство непринужденного общения в кругу сверстников.
Причины жаргонизации речи подростков
Жаргон складывается в субкультуре. Подростки создают собственную культуру, свой жаргонный язык, который отличается от общепринятого языка. В последнее время язык «засоряется» в связи с развитием компьютерных технологий, интернета, телевидения. Большинство подростков общается в социальных сетях, в которых активно используют и создают сленговую лаконичную речь.
Умиляющее взрослых детское словотворчество отличается наивной, яркой образностью. Юношеское творчество чаще воспринимается как коверкание языка. Вводимые подростком термины грубы, подчеркнуто условны, сплошь и рядом словам придается смысл, противоположный их нормальному значению. Но этот условный молодежный жаргон, существовавший во все времена выполняет весьма важные коммуникативные функции.
Юность всегда торопится, поэтому в ее языке много сокращений, экономящих время и позволяющих (иногда в ущерб ясности) одним словом передать несколько значений. Многие слова изобретаются для передачи переживаний, которых взрослые не знают или которым не придают значения; такие слова, как правило, непереводимы (например, «колбасит, клево, оторвался»). Юность высокоэмоциональна и в то же время застенчива, сдержанна в выражении чувств. Отсюда – ироничность молодежного арго, грубость, заимствование словечек из блатного лексикона, эмоциональная отстраненность родителей (родителей называют предками, сверстников – стариками). Эта хитрая словесная игра служит также средством отделения «своих» от «посторонних» и укрепления столь ценимой юношами возрастно-групповой солидарности. Некоторые из арготизмов с течением времени усваиваются взрослыми, проникают на страницы литературных произведений. Чаще всего, нормальными становятся достаточно старые, успевшие притереться сленговые слова. Слово при этом теряет свою эксцентричную окраску. Немаловажную роль в этом играют газеты и журналы. Сленговое слово появляется в них в большинстве случаев из-за того, что нормальные слова, им соответствующие неудобны при частом использовании или же вообще отсутствуют. После этого сленговые слова обычно выходят из моды у подростков, постоянно изобретающей что-то новое.
Таким образом, мы видим, что основными причинами жаргонизации речи подростков является:
Исследование причин и степени жаргонизации речи учащихся
МОУ СОШ № 3 села Кугульта
Для того, что бы доказать выдвинутую гипотезу мы провели анкетирование (приложение 1) подростков нашей школы. В нём приняли участие 30 учеников с 5 по 10 класс.
Целью анкетирования являлось:
Данные анкетирования показали , что всего один подросток , из опрашиваемых, не использует в своей речи сленг. А жаргоны в своей речи используют 16 человек. Процентное соотношение приведём в диаграмме:
диаграмма 1
Исследуя причины использования сленга в речи подростков, выяснилось, что большинство учащихся используют сленг, потому что так легче общаться.
диаграмма 2
Отвечая на вопрос: «Считаете ли вы современный молодёжный сленг нормой или антинормой?», мнение ребят разделилось следующим образом:
диаграмма 3
Исходя из полученных результатов, мы видим , что подростки активно используют в своей речи сленг и жаргонную лексику и считают , что такая речь приемлема в современном обществе. Они так же привели большое количество примеров слов, которые они используют в своей речи.
Таким образом, выдвигаемая гипотеза, о том, что среди подростков наблюдается тенденция к возрастанию уровня жаргонизации речи – подтверждается.
Используя слова , приведённые в качестве примеров подростками, мы составили словарь жаргонов. (Приложение 2)
Выводы
Русский молодежный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, бытование которого ограничено не только определенными возрастными рамками, как это ясно из самой его номинации, но и социальными, временными и пространственными рамками.
Как все социальные диалекты, он представляет собой только лексикон, который питается соками общенационального языка, живет на его фонетической и грамматической почве.
Итак, сленг был, есть и будет в школьной лексике. Хорошо это или плохо? Вопрос, по-видимому, неправомерный. Сленг нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие – появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь. Но современного школьника совсем без сленга представить невозможно. Главные достоинства тут – выразительность и краткость.
Не случайно, что в настоящее время сленг употребляется в прессе и даже в литературе (причем не только детективного жанра) для придания речи живости. Даже государственные деятели высокого ранга используют в своих выступлениях сленговые выражения. Следовательно, нельзя относиться к сленгу как к чему-то тому, что только загрязняет русский язык. Это неотъемлемая часть нашей современной речи. Хотя самым красивым и великим, я считаю, все-таки наш русский литературный язык.
Закончить свою работу мне хочется словами великого русского писателя И.С.Тургенева, обращенными к молодым: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!»
Данную работу можно использовать в практике учителя русского языка и литературы.
Приложение 1
Анкета «Современная речь подростка»
1)Употребляете ли вы в своей речи молодежный сленг?________
2)Используете ли вы жаргонные слова в общении со сверстниками?
Приведите примеры.__________________________________________
____________________________________________________________
3) Почему вы используете сленг?
а)так говорят все, и я буду
б) так легче общаться
в) мне всё равно, как я говорю
3) Вы считаете современный молодежный сленг
нормой или антинормой? (нужное подчеркнуть)
Приложение 2
Словарь жаргонов
Ботанить - всегда делать уроки.
Гнуть пальцы (син. понты кидать) - строить из себя крутого, модного, продвинутого и т.д.
Грузить - говорить трудные для понимания вещи (грузят подростков обычно учителя и родители).
Забить - перестать обращать внимание на что-либо, проявлять максимум равнодушия к чему-либо, не переживать, успокоиться по какому-либо поводу (забить можно буквально на все: на жизнь, на учебу, на друзей, на предков и т.д. и т.п.).
Зависать - останавливаться где-либо с целью развлечься (обычно зависают в клубах).
Запасть - влюбиться со страшной силой.
Заценить - оценить что-либо, выразить свое мнение по этому поводу.
Зенки – глаза.
Зырить – смотреть, таращиться.
Катит - подходит к чему-либо (в плане одежды).
Кент – друг.
Кул (COOL) - клевый, классный.
Лавэ - деньги (слово, из блатного языка).
Ломает - нет сил и желания делать что-то.
Мутить - встречаться с парнем (девчонкой).
Отрываться - развлекаться на полную катушку.
Отстой - типичная отрицательная характеристика чего-либо (отстойным может быть все, что угодно).
Париться - переживать, беспокоиться по какому-либо поводу.
Перец (син. кекс) - парень.
Пиплы - люди.
Прогнать - рассказать, прочитать (также свои телеги (песни прогоняют рэперы).
Респект (RESPECT) - выражение симпатии, восхищения, уважения к кому-либо.
Ромашка (син. чикса) - современная девчонка.
Табло (син. фэйс) - лицо.
Тормоз (син. каматоз) - человек, который долго соображает.
Фишка (син. фенька) - что-то очень занимательное, интересное, необычное, важное, прикольное (может быть как неодушевленным также и одушевленным; дать точное и полное толкование этого слова невозможно: современный подросток может употребить его в любой момент).
Харчи – еда.
Чел - парень (иногда другое значение: человек).
Чики-пуки - удачное стечение обстоятельств (обычно говорят: "Все будет чики-пуки!", т.е. все будет хорошо).
Чмокнуть – поцеловать.
Ящик – телевизор.
Этот список можно продолжать очень долго, так в речи подростков появляется всё больше новых жаргонизмом. Хотя иногда ребята не знают истинного происхождения слов.
Например, очень забавно происхождение слова чувак. Чуваком, первоначально, называли кастрированного барана или верблюда. А вот чувиха – это его, барана, соломенная подстилка.
Список литературы:
Лупленый бочок
Усатый нянь
Сказочные цветы за 15 минут
Простые летающие модели из бумаги
Извержение вулкана