Региональная научно-практическая конференция
«Шаг в будущее».
Экологический проект:
СОЗДАНИЕ ЗОНЫ ОТДЫХА «ТААС ХАЙА»
Работу выполнила:
Оконешникова Валерия
ученица 8 класса Абагинской АТСОШ, Амгинского улуса РС (Я) Руководитель: учитель биологии Оконешникова М.К.
2009г.
Содержание:
1. Введение ………………………………………………………………………стр 1
2. Характеристика местности «Таас хайа»……………………………………..стр 2
3. Проект зоны отдыха…………………………………………………………..стр 4
4. Заключение .…………………………………………………………………..стр 5
5. Использованная литература…………………………………………………..стр 6
6. Приложения……………………………………………………………………стр 7
Введение
Зона отдыха «Таас хайа»
Cоздание «Зеленой зоны» на пляже Таас хайа было продиктовано проблемами, стоящими перед населением села Абага. Это:
- Недостаточный уровень экологической работы в селе Абага.
- Низкий уровень экологической грамотности, культуры населения и школьников.
- Обострение проблемы природопользования.
- Ежегодная опасность потери крупного рогатого скота населения из- за срыва их с вершины горы.
Из этих проблем вытекает цель нашего проекта: Создание организованной территории общего отдыха на пляже Таас хайа.
Задачи: 1. Повышение эффективности экологической работы в наслеге.
2. Создание условий для творческой самореализации учащихся на основе создания экологического проекта социально значимой для жителей села Абага.
3. Вовлечение учащихся в природоохранную деятельность.
4. Формирование основ здорового образа жизни.
5. Содействие экологическому образованию населения.
6. Сохранение естественной красоты природы реки Амга.
Участники проекта: Абагинская администрация, специалист по землеустройству, Абагинская АТСОШ, ДДТ.
Этапы работ.
I этап– Организационный. (декабрь 2007-март2008гг)
- сбор предложений по проекту, пересмотр составленного плана с учетом социальной ситуации;
- определение списка организаций и лиц способных помочь в реализации проекта;
- участие в улусном конкурсе экологических проектов «Ярмарка идей»
- проведение официальных переговоров для решения таких вопросов как: определение долевого участия каждого партнера в реализации проекта, подпись договора о сотрудничестве.
II этап – Технический. (апрель 2009)
- расчет на местности, расположения планируемых объектов;
- расчет строительного материала.
- определение срока работ, составление договора с бригадой.
- доставка необходимых ресурсов в определенном количестве в указанное время и место.
III этап – Внедрение. (май – сентябрь 2010г).
- строительные работы, проведение плановых мероприятий.
Характеристика местности.
Производственная деятельность человека в конце 20-го века стала главнейшей природоразрушающей силой. Якутия также переживает усиленное антропогенное и техногенное воздействие, связанное главным образом с развитием многих отраслей горнодобывающей промышленности. В этих условиях безотлагательна проблема своевременной оценки экологического состояния и принятия мер по улучшению состояния природы.
Бассейн реки Амга занимает особое место в Республике, что связано со своеобразным географическим его расположением, большая часть территории находится на стыке между промышленно-развитой Южной Якутией. И очагом интенсивно развитой в сельскохозяйственном отношении заречной группы улусов, и с исключительной ролью реки Амги в формировании химического состава воды реки Алдан в нижнем её течении. Бассейн р.Амга остается почти единственной территорией в пределах восточной части Центральной Якутии, неподверженной пока интенсивным техногенным и антропогенным воздействиям.
Любую речную систему условно разделяют на три части: верхняя, средняя, нижняя. Так бассейн р.Амга разделяется на верхнюю – с самого верховья до ручья Кюнкю, среднюю – до с.Оннес и нижнюю части – до устья р. Амги. Наша Абага относится к Нижней Амге.
Вода в данном отрезке р. Амга гидрокарбонатно-кальциевая, прозрачная, без запаха. По этому признаку вода пригодна для всех видов водопользования.
Флору составляют 200 видов из 35 семейств, из них более 40 видов относятся к древесно-кустарниковой растительности. Главными лесообразующими породами являются лиственница, сосна обыкновенная, береза плосколистная, осина, реже ель сибирская.
Здесь распространено 42 вида лекарственных растений.
Ихтиофауну представляет – осетр, щука, плотва, елец, язь, окунь и ерш.
Отряд грызунов состоит из 14 видов, входящих в 4 семейства.
Отряд хищников представлен 9-ю видами из 4-х семейств. Промысловое значение из них имеют волк и обыкновенная лисица. Из отряда парнопалых встречаются косуля и лось.
Многолетний опыт сельскохозяйственного использования амгинских земель показывает как положительное, так и отрицательное влияние этого процесса на природную среду.
Так, раскорчевка леса, превращение естественных целинных земель в пахотные угодия коренным образом преобразуют структуру и функционирование исходного типа биогеоценоза. Формируется совершенно иная экосистема – агробиоценоз.
Особо настораживает факт заметного превышения содержания ряда химических элементов и органических веществ ПДК. Это вызвано в основном поступлением загрязняющих веществ из зон интенсивного развития сельскохозяйственного производства и размещения крупных поселков в непосредственной близости от самой реки Амга. Загрязняет воды и речной транспорт.
Село Абага относится к одним из крупных поселков Амгинского улуса. Население составляет 1220 человек. Из них школьников 210. Усадеб 350 где имеется около 100 автомобилей, 77 тракторов разной марки и мотоциклов столько же.
Таас хайа издавна является любимым местом отдыха селян. Весной во время ледохода и стар, и млад кто, на чем может, выходят на этот уголок природы следить за его ходом. Отсюда открывается красивая панорама долины реки Амга, видны все три петли, которые делает река на этом месте. Здесь открываются взору величественные горы среди которых возвышается Харама хайата – памятник природы, гордость всего Амгинского улуса. В зависимости от времени года можно наблюдать – прилет уток, отлов рыбы сетями, массовое цветение ветреницы и первоцветов, сбор полевого лука. Здесь можно наблюдать весь процесс заготовки сена тракторами, а к осени увидеть, как вся долина покрывается сотнями рулонов и стогами сена. И воочию убеждаешься трудолюбию тружеников села.
Таас хайа летом превращается в многолюдный пляж. Местом купания не только детворы, но и взрослого населения и гостей со всех концов республики. Все приезжающие с особой теплотой отзываются о красоте нашей Амги. Не скрывают свою открытую зависть за такой щедрый дар природы нашему улусу. Дети не замечая времени проводят весь день в пляже.
Но как ни отрадно за нашу природу, и здесь можно увидеть плохое отношение людей к этому красивому уголку природы. Некоторые водители моют свои автомобили прямо на пляже, тут же выбрасывают мусор, ненужные вещи. Пьяная молодежь оставляет после себя окурки от сигарет, пластмассовые, стеклянные бутылки от вина, кострища на разных местах. Не раз дети ранили ноги осколками стекла. Мы не должны относиться к этому равнодушно. До сих пор ограничивались только эпизодическими санитарными выходами на эту территорию, а теперь хотим построить хорошо организованную зону отдыха.
Проект зоны отдыха.
Зону отдыха условно можно разделить на четыре части:
1 часть – Смотровая площадка №1.
2 часть – Смотровая площадка №2.
3 часть – Зона отдыха.
4 часть – Берег реки - пляж.
Смотровые площадки №1 с №2 связываются через мост. Смотровая площадка №2 находится с Зоной отдыха на одной территории, разделяются насыпной дорогой. А смотровую площадку №2 связывает подвесная лестница. Таким образом, все четыре части составляют единую зону отдыха «Таас хайа».
Смотровые площадки расчитаны на десять человек. Отсюда люди смогут любоваться красивой панорамой реки Амга. Площадки имеют деревянный пол, сидение, сзади закрыты от ветра, а наверху имеется крыша.
Планируем также построить красивую изгородь вдоль горы, которая предотвратит падение скота с высоты, который наблюдается ежегодно.
В расщелине хотим сделать лестницу для подъема и спуска людей. Осенью эта лестница должна убираться вверх, так как при весеннем полноводии вода поднимается до половины уровня горы и лед может разбить лестницу.
Также мы планируем отдельную зону для отдыха семьи или компании па лоне природы, Для этого выделили отдельную зону с ограждением. Здесь есть ураса, которую можно использовать в разных целях: как навес от солнца летом, а в неблагоприятную погоду как укрытие от ветра и дождя также можно использовать как сцену для концерта. Внутри урасы можно сделать стол, стул. Специально отведенное место для разведения костра с углублением, с защитой из булыжника, с приспособлением для закрепления ведра.
Также планируем два туалета, мусорные баки для горючего мусора, для стекла и консервных банок. На баках будут такие информационные записи: Сохраняется: бумага – 2 года;
Консервная банка, пластмасса – 30 лет;
Полиэтиленовый мешочек – 200 лет;
Стекло – 1000 лет;
В пляже придумали передвижной мост для прыжка в воду. Осенью мост убирается на безопасное место с помощью трактора.
Размещение предупредительных щитов в двух местах помогут нашей природоохранной деятельности. За чистотой и порядком будут следить летние лагеря в порядке очередности по сезонам. Руководит будет координационный центр ЛТО.
В этом году с помощью заместителя главы по строительству сделали расчетную смету, которая составила 175000 тысяч рублей. Из которого 129т.рублей расходуется на строительный материал, 47тыс рублей на зарплату строителей. С помощью администрации ищем решение финансовых вопросов. Первый заместитель главы наслега Борисов Сергей Петрович посоветовал продолжить нашу работу в участии конкурсах экологических грантов.
Вывод.
И в заключении еще раз обращаемся с призывом: «Люди хотят дышать свежим воздухом, пить вкусную воду, купаться в чистых водоемах, ходить босиком, не боясь пораниться, словом – сохранить окружающую среду, чтобы не потерять свое здоровье. Это самое благородное гуманное движение, конечная цель которого – стремление содержать свое жилище, местообитание в чистоте».
Мы хотим чтобы наш проект был поддержан всем социумом. Природа Амги наш дом, а в доме должно быть чисто и уютно!
Литература:
1.Изучение экологии Амги – требование времени. Материалы научно-практических конференций ИПЭС АН РС (Я), с. Амга, 1996 и 1999гг.
2.Крейт С. Голубое дыхание. Якутск: нац. кн. изд «Бичик».
3. Строительство и декор дома. Справочник/ Сост.В.И.Рыженко. – М.: Издательский дом «Оникс 21 век»,2005.-464с.
4.Фадеева Г.А. Неделя экологии в школе. Издательство «Учитель» Волгоград. 2005г. 66 с.
5.Школьные технологии. Научно-практический журнал школьного технолога (завуча). М. №5 2002г. 234
Тезис к докладу ученицы 8 класса Абагинской СОШ имени А.Е. Кралина Амгинского улуса РС (Я). Прокопьевой Вероники.
- Обострение глобальных проблем современной цивилизации.
- Ухудшение экологической ситуации в республике.
- Возрастание внимания общества к вопросам экологического воспитания.
ТЕМА ДОКЛАДА: Создание экологических знаков как один из методов охраны природы и здоровья человека.
Цели введения экологических знаков: — достоверное информирование природопользователей об экологичности среды и призыв к соблюдению норм и требований охраны окружающей среды.
Отсюда вытекают ЗАДАЧИ:
1.Изучение использования экологических знаков в России и зарубежом, применение элементов материальной и духовной культуры у народов Якутии.
2.Разработка и систематизация экологических знаков.
3.Пропаганда использования экознаков в повседневной жизни.
В I главе мы изучили использование экологических знаков в России и за рубежом.
Из материалов Интернета мы узнали, что экологические знаки используются в двух направлениях: экологическая сертификация и экологическая маркировка.
1. Экологическая сертификация - стимулирование производителей к внедрению таких технологических процессов и разработке таких товаров, которые в минимальной степени загрязняют природную среду и дают потребителю гарантию безопасности продукции для его жизни, здоровья, имущества и среды обитания.
А по поводу использования экологических знаков у нас в Якутии мы обратились к главному экологу республики, профессору ЯГУ Гоголевой Парасковье Алексеевне и она ответила, что как таковых знаков нет, посоветовала работать над этой темой. У северных народов сформировался свой особый менталитет. Климат оказался важнейшим из факторов формирования материальной духовной культуры северного человека. Основой культуры стало одухотворение всей природы (анимизм). В сознание подрастающего поколения моральные и экологические императивы внедрялись через систему «такайыы» (буквально, обучение и воспитание), которая основывалась на безусловной вере старшим, на уважении к их жизненному опыту.
В повседневной жизни нам нужны экологические знаки. Они будут информировать о состоянии окружающей среды, предупреждать о грозящей опасности для здоровья человека, или запрещать какое - нибудь действие, которое может привести к значительному ущербу для природы. Каждый знак, поставленный в том месте, где это необходимо поможет нам в охране нашей природы.
Это можно посмотреть на конкретном примере: летом наша Амга становится местом отдыха для всех жителей республики. А это очень большая нагрузка для природы. У каждого отдыхающего свои взгляды и ценности жизни. За каждым не уследишь, к каждому не дойдешь. А наши знаки помогут в этом.
Перед созданием экологических знаков ознакомились и с другими знаками используемыми в нашей жизни, всего узнали 12 наименований, среди которых есть всем вам известные:
- дорожные знаки - знаки противопожарной безопасности и тд.
Изучив эти знаки, мы выбрали за основу цвета экологических знаков – цвет
светофора. К его цвету люди давно привыкли и новой нагрузки для их памяти нет. Красный – запрещает, Желтый – предупреждает: Осторожно! Зелёный – разрешает, извещает о благоприятной экологической обстановке.
Экологические знаки можно классифицировать по двум признакам:
1. По значимости: 2.По месту нахождения:
- информационные; - в городе, в парке;
- предупреждающие; - в лесу;
- запрещающие; - дома;
Всего ввели 41 знаков. Из них предупреждающих - 11, информирующих – 15, запрещающих – 15.
Для внедрения в нашу повседневную жизнь экологических знаков нам надо ознакомить их большому кругу заинтересованных лиц. Начиная со школьников до взрослого населения - представителей власти разного уровня, ученой общественности. С этой целью мы начали анкетирование среди школьников и учителей нашей школы.
1.На вопрос - Нужны ли экологические знаки в нашей жизни?
«ДА» – 53 «НЕТ» - 6 «НЕ ЗНАЮ» - 7
2.На вопрос - Будете ли Вы соблюдать требования знаков?
«ДА» – 63 «НЕТ» - 0 «НЕ ЗНАЮ» - 3
Вопрос размещения знаков мы думаем будет решать комиссия, занимающаяся вопросами экологии на местах. А насчет апробации решили начать летом на территории лагеря Тубэ недалеко от, которого находится памятник природы Харама хайата.
- проявление интереса к объектам природы, условиям жизни людей, растений, животных, попытки их анализировать;
- выполнение экологических правил поведения в окружающей среде станет нормой жизни, войдет в привычку;
- наличие экологических знаний, умений и навыков и потребности в их расширении.
Алые паруса
Акварельные гвоздики
Военная хитрость
Волшебная фортепианная музыка
Снег своими руками