Тема исследования: «Народная казачья медицина: польза или вред?»
Цель: установить степень влияния (положительного или отрицательного) средств традиционной казачьей медицины на лечение распространённых детских заболеваний.
Задачи: изучение статистических данных по выявлению наиболее распространённых детских заболеваний в г. Кореновске; проведение консультаций с медицинскими работниками по определению (сравнению) лечения детских заболеваний народными и фармакологическими средствами; на основании полученных данных, составление буклета «Народная казачья медицина в педиатрии».
Методы исследования: - мониторинг наиболее распространённых детских заболеваний Кореновском районе; консультации со специалистами в области здравоохранения: педиатрами детской районной поликлиники и работниками ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае»), изучение и анализ литературы, материалов СМИ по теме исследования.
Выводы: - традиционная народная медицина, это не только дань прошлому наших предков, а во многом и альтернатива современной фармацевтики в области лечения многих детских заболеваний. Дальнейшая разработка всего комплекса проблем, связанных с процессом воспроизводства традиционной медицины, сможет способствовать прогнозированию развития этой области народной культуры и ее бытового функционирования.
Вложение | Размер |
---|---|
«Народная казачья медицина: польза или вред?» | 218.38 КБ |
Конкурс научных проектов школьников
в рамках краевой научно-практической конференции «Эврика»
Малой академии наук учащихся Кубани.
Номинация «Медицина»
Тема работы:
«Народная Казачья медицина:
польза или вред?»
Автор:
Учащийся 10-класса
МОБУ СОШ №19 Кореновский район
Величкин Александр
Руководитель:
Гейнц Наталья Ивановна
Учитель биологии
Высшая квалификационная категория
г. Кореновск
2012 год
Величкин Александр Николаевич
353180,Россия, Краснодарский края МО Кореновский район
МОБУ СОШ № 19, 10-Б класс
«Народная казачья медицина: польза или вред?»
Научный руководитель: Гейнц Наталья Ивановна
Учитель биологии МОБУ СОШ № 19
Высшая квалификационная категория
Оглавление
1. | Введение (аннотация) | стр. 1-2 |
2. | Основная часть (исследовательская) | стр. 2-7 |
2.1. Из истории казачьей медицины | стр. 2-5 | |
2.2. Практическая часть | стр. 6-7 | |
Заключение (выводы) | стр. 8-9 | |
Список литературы | стр. 10 | |
Приложение | стр. 11 | |
Приложение 1 (таблица №1,2) | стр. 11-21 | |
Приложение 2 (народные рецепты) | стр.22 -23 |
Величкин Александр Николаевич
353180,Россия, Краснодарский края МО Кореновский район
МОБУ СОШ № 19, 10-Б класс
«Народная казачья медицина: польза или вред?»
Научный руководитель: Гейнц Наталья Ивановна
Учитель биологии МОБУ СОШ № 19
Высшая квалификационная категория
АННОТАЦИЯ
Тема исследования: «Народная казачья медицина: польза или вред?»
Цель: установить степень влияния (положительного или отрицательного) средств традиционной казачьей медицины на лечение распространённых детских заболеваний.
Задачи: изучение статистических данных по выявлению наиболее распространённых детских заболеваний в г. Кореновске; проведение консультаций с медицинскими работниками по определению (сравнению) лечения детских заболеваний народными и фармакологическими средствами; на основании полученных данных, составление буклета «Народная казачья медицина в педиатрии».
Методы исследования: - мониторинг наиболее распространённых детских заболеваний Кореновском районе; консультации со специалистами в области здравоохранения: педиатрами детской районной поликлиники и работниками ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае»), изучение и анализ литературы, материалов СМИ по теме исследования.
Выводы: - традиционная народная медицина, это не только дань прошлому наших предков, а во многом и альтернатива современной фармацевтики в области лечения многих детских заболеваний. Дальнейшая разработка всего комплекса проблем, связанных с процессом воспроизводства традиционной медицины, сможет способствовать прогнозированию развития этой области народной культуры и ее бытового функционирования.
-1-
Величкин Александр Николаевич
353180,Россия, Краснодарский края МО Кореновский район
МОБУ СОШ № 19, 10-Б класс
«Народная казачья медицина: польза или вред?»
Научный руководитель: Гейнц Наталья Ивановна
Учитель биологии МОБУ СОШ № 19
Высшая квалификационная категория
1. ВВЕДЕНИЕ
«Нет такого растения, которое не являлось лекарственным,
Нет такой болезни, которую нельзя было бы вылечить растением».
Народная мудрость
Сегодня, наряду с новыми, современнейшими терапевтическими средствами лечения молодые родители всё чаще стали обращаться к старым, проверенным временем народным средствам для лечения своих малышей. Что это - новое веяние моды или осознание того, что никакие, пусть и высокотехнологические химические препараты, не оказывают должного лечебного эффекта, нежели проверенные «лечебные снадобья» наших предков?
Изучив ряд материалов из различных источников информации по данной проблематике, проведя мониторинг выявления наиболее распространённых детских болезней в Кореновском районе, получив консультации у профессиональных медицинских работников (детских педиатров, работников ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае»), мною был составлен план исследования:
Область исследования: народная медицина в педиатрии
Тема исследования: «Народная казачья медицина: польза или вред?»
Цель: установить степень влияния (положительного или отрицательного) средств традиционной казачьей медицины на лечение распространённых детских заболеваний.
Задачи:
- изучение статистических данных по выявлению наиболее распространённых детских заболеваний в г. Кореновске;
-2-
- проведение консультаций с медицинскими работниками по определению (сравнению) лечения детских заболеваний народными и фармакологическими средствами;
- на основании полученных данных, составление буклета «Народная казачья медицина в педиатрии».
Объект исследования: территория муниципального образования Кореновский район
Предмет исследования: детская педиатрия
Гипотеза: предположить, что наряду с распространёнными фармацевтическими средствами существует ряд народных эффективных рецептов для лечения распространённых детских заболеваний.
Методы исследования:
- мониторинг наиболее распространённых детских заболеваний в Кореновском районе;
- консультации со специалистами в области здравоохранения: педиатрами детской районной поликлиники и работниками ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае»),
- изучение и анализ литературы, материалов СМИ по теме исследования.
-3-
Величкин Александр Николаевич
353180,Россия, Краснодарский края МО Кореновский район
МОБУ СОШ № 19, 10-Б класс
«Народная казачья медицина: польза или вред?»
Научный руководитель: Гейнц Наталья Ивановна
Учитель биологии МОБУ СОШ № 19
Высшая квалификационная категория
2 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (ИССЛЕДОВАНИЕ)
1. Из истории «казачьего врачевания».
Древнейшими знаниями, которыми обладали и обладают казаки, были знания по народной медицине. Несмотря на то что, как все древние искусства, врачевание было окружено всевозможными тайнами и суевериями, очень многое было широко известно и дожило до наших дней. Находясь постоянно в седле, постоянно на воинской службе и на войне, казаки обладали уникальными знаниями по мануальной терапии, то есть по умению вправлять суставы и позвонки.
Не только простые вывихи, но и всевозможные «срывы», «осклизы», «опступы», «сбои» и десятки других увечий, которые неизменно сопутствовали военной жизни кавалериста, чаще всего лечились прямо в сотне. Всегда находился казак старшего возраста, который владел многими приемами народного «костоправства». Приемами же массажа владели практически все.
Так, казаков гвардейских полков, отправлявшихся в дворцовый караул, полковые портные буквально зашивали в мундиры (может быть, отсюда слово «зашиваюсь», то есть
очень тороплюсь), и через несколько часов неподвижного стояния в дворцовых залах их «валили в сани и везли в казачьи бани вытаптывать затекшее тело на горячем полке».
Казаки умели врачевать и открытые переломы, удалять раздробленные кости. Владели они и основами антисептики, то есть умели оперировать так, чтобы не попадали в рану микробы и бактерии; справлялись и с гнойными ранами, «выкатывали» пули и осколки, проводили ампутации.... Сохранились описания хирургических операций, сделанных казачьими лекарями.
-4-
Свидетелем одной из таких операций однажды был знаменитый русский врач Н. Пирогов.
«…все делалось только после захода солнца. Во-первых, в это время почти нет мух — главных разносчиков инфекции, а во-вторых, сам человеческий организм, в частности мозг, вступает в фазу торможения... Раненого укладывали на соломенные снопы или на только что выструганные доски. Поили его допьяна (это был один из немногих случаев, когда казаки пили водку, а не вино). Раненое место, в описываемом случае — ногу, обкладывали льдом или лили холодную воду. Перетянутая жгутами нога теряла чувствительность. Тогда приступал к делу врачеватель. Он долго мыл руки и протирал их водкой. Все инструменты, которыми он пользовался, тщательнейшим образом и долго кипятились в соляном растворе. Кроме того, помощник вылавливал их из кипящей воды только специальными щипцами и подавал лекарю, обязательно пронося их через огонь. Нож, которым расширялась рана, накалялся докрасна и прижигал кровоточащие края разреза. Раскрыв специальными крючками рану, лекарь металлическими крюками выхватил из раны пулю и вынул раздробленные кости, зашил края раны, предварительно вложив в нее какое-то снадобье и длинный конский волос...»*.
Пирогову объяснили, что если рана загноится, то вся грязь будет выходить по этому волосу, а если все хорошо заживет, то волос либо сам выпадет, либо вынуть его не составит труда. Прооперированную ногу уложили в специально выструганные самшитовые лубки и забинтовали. Великого хирурга удивило, как слаженно и умело работали казаки. И те, кто оперировал, и те, кто держал раненого, и те, кто непрерывно читал молитвы. Еще больше его поразило, что казаки до утра не давали раненому спать и, как только он начинал задремывать, били в бубен и плясали. Операция прошла успешно, через несколько дней казак, прихрамывая, ходил.
* Б. Алмазов, В. Новиков, А. Мажола «Казачья медицина».
-5-
Ампутации делали еще быстрее, и культю обязательно макали в кипящую смолу, чтобы спасти человека от гангрены. Следует поражаться силе духа и терпению не только казаков, но и лекарей — ведь все делалось без наркоза. Правда, есть сведения, что какие-то дурманящие сознание и обезболивающие травяные настои лекари применяли. В частности, отвар из мака.
Некоторые ведуны хорошо владели лечебным гипнозом, «отчитывали болезнь во сне». Но это умели делать лишь немногие врачеватели, как правило передававшие свои знания из поколения в поколение и славившиеся по всему войску. Когда во времена Николая I в полках было запрещено обращаться к народным целителям, казаки нашли способ их сохранения: народные целители охотно заканчивали курсы военных лекарей и продолжали, обогатившись знаниями научной медицины, помогать людям.
Наряду с костоправами в казачьих станицах и хуторах всегда было много травознаев. И сегодня почти в каждой казачьей семье используют для лечения всевозможных простуд и других болезней травы, но были и ныне здравствуют десятки удивительных знатоков.
Интересно, что в наши дни появляются врачи (как правило, из рода знаменитых целителей), которые имеют высшее медицинское образование, но сохраняют и древние знания о лечении травами и успешно их применяют.
Но есть несколько трав, которые знает каждый казак. Главная такая трава — «емшан», степная полынь, горькая, словно казачья судьба. Каждому казаку известны ее целебные свойства, но превыше всего почитает он полынь за то, что она является символом казачества, символом древним и благородным. Горький, ни с чем не сравнимый запах полыни символизирует тоску по родине.
В каждой казачьей семье за иконой хранится веточка полыни. Ее вместе с погребальной свечой вкладывают в руки умершим. И как бы давно в дальних краях ни сложил голову казак, он считается не погребенным, пока на его могилу не положена ветка полыни и не посыпана земля «с родного пепелища».
-6-
Как у всякого народа, у казаков существовало и существует большое число ведунов, знахарей, «бабушек», которые лечат не только травами и другими средствами, но также заговорами и прочими «магическими» приемами... До последнего времени считалось, что все эти знания и их носители — «лекарки», «шептухи» — исчезли и все позабыто. Но когда ученые-фольклористы стали собирать и записывать старинные обычаи, заговоры, приметы, то, к величайшему своему удивлению, обнаружили, что почти во всех казачьих семьях помнят семейные молитвы-обереги, особенно в среде казаков-старообрядцев, а кроме того, живут и здравствуют доныне знатоки и умельцы заговаривать грыжу, припадки и другие болезни. Причем, как отмечают особо исследователи, это, как правило, очень честные, глубоко верующие люди, которые как бы объединяются вокруг православных церквей. Когда им платят за лечение, они не отказываются, но никогда не назначают цену, не торгуются, а по большей части лечат бесплатно. Чаще всего полученные за лечение деньги тут же раздаются неимущим, поскольку большинство целителей считает, что «ежели ведун корыстен, то Бог у него силу отберет!»
-7-
Величкин Александр Николаевич
353180,Россия, Краснодарский края МО Кореновский район
МОБУ СОШ № 19, 10-Б класс
«Народная казачья медицина: польза или вред?»
Научный руководитель: Гейнц Наталья Ивановна
Учитель биологии МОБУ СОШ № 19
Высшая квалификационная категория
2. ИССЛЕДОВАНИЕ (практическая часть).
При изучении статистических данных о наиболее распространённых детских заболеваниях в МО Кореновский район, я опирался на материалы отчёта врача - эпидемиолога филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» Казакова Юрия Тимофеевича за 2010 год. В нём представлена общая эпидемиологическая картина по району и проведён мониторинг наиболее распространённых детских заболеваний, среди которых особое место занимают: ангина, грипп, пневмания (воспаление лёгких), краснуха, а также паразитарные заболевания, среди которых на первых позициях - острицы и глисты (аскариды).
Подспорьем в изучении традиционной казачьей медицины мне стала книга «Домашний лечебник. Из собрания рецептов исцеления О. А. Морозовой» Е. В. Антошина, в которой рассказывается о женщине, тридцать три года прожившей на кубанской земле в ст. Кавказской. Несколько лет она была учительницей в начальной народной школе. Часто общаясь с крестьянами, Ольга Александровна хорошо знала их жизнь, их суеверия, их темноту, и много раз была свидетельницей, а иногда даже в некотором роде и соучастницей применения ими тех народных средств, при помощи которых станица пыталась бороться со всякого рода заболеваниями. «Некоторые из этих средств, судя по получаемым результатам, были совершенно бесполезными, другие – вредными и даже опасными для жизни; но было среди них довольно и весьма ценных, которые я потом сама неоднократно с успехом применяла в свой семье…»*
.__________________________________________________________________
* Е. В. Антошин «Домашний лечебник. Из собрания рецептов исцеления О. А. Морозовой».
-8-
Впоследствии, переехав с мужем в Сибирь, в г. Семипалатинск, Ольга Морозова работала в госпитале Красного креста, и хорошо на практике изучила уход за больными и ранеными при помощи не только уколов и медицинских средств, но и с использование народной медицины. Это дало ей возможность проверить и уточнить свои знания по народному врачеванию.
Моё исследование построено следующим образом: определив наиболее распространённые детские заболевания в Кореновском районе, я составил таблицу, в которой разместил народные рецепты «врачевания» от данных заболеваний и попросил работников здравоохранения:
1. Дать оценку этим «чудо – рецептам», отметив их следующим образом: «П» - полезный народный рецепт; «Б» - бесполезный рецепт; «С» - сомнительный рецепт.
2.Предложить эффективный фармацевтический рецепт или указать народное средство, которое можно предложить в качестве альтернативы химиотерапии.
3. Учителю биологии - дать оценку тем или иным трактовкам медработников
(обосновать их выбор). ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.
После того, как были получены и обработаны первичные результаты, я приступил к составлению буклета «Народная казачья медицина в педиатрии». В него вошли рецепты народной медицины, которые получили одобрение у всех консультантов (участников исследования). ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
-9-
Величкин Александр Николаевич
353180,Россия, Краснодарский края МО Кореновский район
МОБУ СОШ № 19, 10-Б класс
«Народная казачья медицина: польза или вред?»
Научный руководитель: Гейнц Наталья Ивановна
Учитель биологии МОБУ СОШ № 19
Высшая квалификационная категория
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ (ВЫВОД)
Работая над данной темой я пришел к выводу, что этномедицинские традиции кубанских казаков продолжают существовать и развиваться и сегодня, утрачивая определенную долю традиционных компонентов и обретая новые. Это объясняется, с одной стороны, верой в древний врачевальный опыт, стремлением сохранить народные традиции, с другой – наличием практического подтверждения жизнеспособности методов и средств традиционной медицины, которые на общем фоне кризиса официального здравоохранения приобретают популярность и притягательность.
Традиционная медицина представляет собой сложный многомерный феномен, различные аспекты содержания которого раскрываются в зависимости от ракурса, в котором он рассматривается.
Рассматриваемая как средство сохранения опыта прошедших поколений, традиционная медицина представляет собой подсистему этнической культуры, обеспечивающую специфическую деятельность этноса в триединстве представлений, навыков и действий, нераздельно связанных между собой.
Трактуемая как механизм передачи информации от поколения к поколению, традиционная медицина представляет собой систему с обратной связью («цель – действие – результат»), обеспечивающую связь времен, где результатом является не только положительный итог, но и выработка определенной стратегии в рамках традиции. Передача от поколения к поколению исторически сложившихся форм традиционных медицинских знаний возможна только благодаря их закреплению в знаковой форме, их функционированию как семиотических образований.
-10-
Трансмиссия традиционных медицинских знаний осуществляется в устной, визуальной и, отчасти, в письменной форме. Устойчивость традиционной медицины обеспечивается и фольклорной коммуникацией (через обряды, сказки, нормы поведения и этикета, пословицы, поговорки, песни).
В процессе развития традиций в этой области народных знаний происходит расшифровка и отбор информации, и ее сравнение с уже имеющейся в памяти. В результате общественной апробации выкристаллизовывается новое знание, принимаемое за норматив традиционного врачевания.
В процессе работы над темой ««Народная казачья медицина: польза или вред?», я пришел к выводу, что традиционная народная медицина, это не только дань прошлому наших предков, а во многом и альтернатива современной фармацевтики в области лечения многих детских заболеваний. Дальнейшая разработка всего комплекса проблем, связанных с процессом воспроизводства традиционной медицины, сможет способствовать прогнозированию развития этой области народной культуры и ее бытового функционирования.
Поэтому, я хочу продолжить работу по изучению кубанской народной медицины, как неотъемлемого фактора популяризации традиционной этнокультуры наших дедов – казаков в целом.
Отдельные слова благодарности хочу сказать: Шосток Галине Ивановне, работнику ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае», Холявченко Ольге Николаевне, педиатру МБУЗ Кореновское ЦРБ; Бочковой Ирине Алексеевне, заместителю главного врача по детскому отделению.
-11-
Величкин Александр Николаевич
353180,Россия, Краснодарский края МО Кореновский район
МОБУ СОШ № 19, 10-Б класс
«Народная казачья медицина: польза или вред?»
Научный руководитель: Гейнц Наталья Ивановна
Учитель биологии МОБУ СОШ № 19
Высшая квалификационная категория
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
-12- Величкин Александр Николаевич 353180,Россия, Краснодарский края МО Кореновский район МОБУ СОШ № 19, 10-Б класс «Народная казачья медицина: польза или вред?» Научный руководитель: Гейнц Наталья Ивановна Учитель биологии МОБУ СОШ № 19 | |||||
п/н | Средства народной медицины | Рейтинг народного врачевания | Рекомендации педиатра | ||
П | С | Б | |||
АНГИНА | |||||
1 | При слабом заболевании горла, когда глотка только красная и больно глотать, но жара нет, достаточно горло полоскать раствором соли (1 ч.л. на стакан воды) или соком красной свёклы: стереть его на тёрке, выжать сок и им полоскать. | П | У кого нет аллергии полоскать горло 20% настойкой прополиса(5-6 капель на 0, 5 ст.воды); Сильное противовоспалительное средство: пожевать соцветия гвоздики. | ||
2 | Усиленно есть лимон с сахаром. | П | |||
3 | При налётах и особенно при прорыве в горле применять: мелко искрошить чеснок, положить в пустую скорлупу грецкого ореха и привязать минут на 20 минут между указательным пальцем на той руке, на стороне которой в горле есть нарыв. | Б | |||
4 | Кто часто болеет ангиной, тому полезно каждые день минут 5-8 сидеть против яркого солнца с глубоко открытым ртом (глаза прикрыть). Лучи проникают в глотку и заболевание становится реже, а потом совсем прекращается. Лечение 2-3 недели. | Б!!! | |||
ВОСПАЛЕНИЕ ЛЁГКИХ | |||||
1 | В первые же дни заболевания надо начать принимать очищенную серу по 1/4 чайной ложки в день, запивая водой или съедая в манной каше. | С | Сера принимается на кончике ножа!!! | ||
2 | Для отхаркивающей мокроты пить по чашке в день горячий настой травы «Иван –да –Марья»(трёхцветная фиалка) | П | Очень действенный рецепт: компресс из водки, мёда, растительного масла (в равных долях). Рекомендуется только при отсутствии высокой температуры. | ||
3 | Согревающий компресс на грудь : намазать на полотно мягкий творог(немного с сывороткой) в палец толщиной. | П | |||
4 | Давать внутрь по столовой ложке настоящего прованского масла(растительное оливковое масло) | Б | Оливковое масло имеет хороший терапевтический эффект как желчегонное средство. | ||
5 | Для отвлечения жара от груди обернуть ступни ног до щиколотки намоченными в воде и уксусе тряпками (хорошо выжатыми), а сверху обернуть ноги во что – нибудь тёплое. Когда тряпки высохнут –опять смочить. Можно просто смоченные такой водой носки надеть на ноги, сверху надеть сухие носки и обернуть в тёплое. | П | Хорошо использовать лист капусты(менять часто, как только лист привянет); Эффективно применение яблочного уксуса для снятия жара. | ||
Грипп | |||||
1 | Натереть на тёрке средней величины сырую луковицу, залить бутылкой кипящего молока, но не кипятить, дать настоятся 20 минут в тёплом месте, чтобы не остывало. Если кто –то не может выпить всю бутылку сразу – разделить на 2 части. Первую - выпить на ночь, вторую – утром (но обязательно в горячем виде). | П | |||
ГЛИСТЫ (острица или попрыгунчик/нар.) | |||||
1 | Сварить в стакане молока большую головку чеснока до мягкости, молоко процедить, остудить и поставить из него клизму из целого стакана, оставив её на всю ночь (делать на протяжении 3 дней). | П | |||
2 | Если клизма не держится в организме, то надо к заднему проходу подвязать творог или кусочек гнилого мяса – глисты вскорости вылезут на приманку наружу. | Б!!! | |||
ГЛИСТЫ (аскариды) | |||||
Лучший способ борьбы – цитварное семя(неправильное название высушенных нерасцветших соцветий цитварной полыни; содержит не менее 2% сантонина): Смешать чайную ложку этого семени с мёдом и съесть натощак. Спустя 2 часа опять съесть такую порцию, но только в промежутках ничего не есть. Затем выпить слабительное – глисты выйдут. | П | Выпить натощак 1 чайную ложку коньяка (глисты открепляются от кишечника и выходят наружу). | |||
КРАПИВНИЦА | |||||
1 | При обильной сыпи делать два раза в день тёплые ванные по полчаса с содой, кладя фунт(старая русская мера веса, равная 409,5 г )соды на ванну. Затем хорошо обтирать тело миндальным маслом с ментолом. Если его нет. То можно обтираться водкой или водой с уксусом, или соком свежих помидор. | С | Купать в марганце, череде, чистотеле. Отрубях, лавровом листе. Фармацевтические средства: - капли Фенистил, Зертек,Зодак; -мази: Фенистил, Гестом. | ||
2 | Хорошее средство – обмывать тело древесным щелоком: сжечь дрова, собрать чистую золу, залить водой, вскипятить, дать отстоятся, осторожно слить чистый настой, процедить и этим щелоком обмыться. | П | |||
3 | При нервной крапивнице надо ещё дать больному покой и каких –нибудь успокоительных капель, например валерианы. | П | |||
ИКОТА | |||||
1 | Глотать лёд. | П | |||
2 | Выпить несколько глотков холодной воды при наглухо заткнутых ушах. | П | |||
3 | Быстро раскусить и проглотить кусок сахара, смоченного в уксусе. | С | |||
4 | Сдавить сильно руками область диафрагмы (выше поясницы). | П | |||
5 | Несколько раз быстро и глубоко вдохнуть воздух и очень медленно его выдохнуть, что особенно помогает при нервной икоте. | П | |||
6 | При упорной икоте помогает горчичник под ложечкой. | П | Горчичник желательно поставить на солнечное сплетение | ||
7 | Наставить острие ножа на переносицу икающего человека, и пусть он пристально, не мигая, смотрит на это острие. Через полминуты икота прекращается. | П | |||
8 | Задержать дыхание и соединить на обеих руках мизинцы с большим пальцем, образуя таким образом как бы два небольших кольца, так подержать пальцы, пока икота не пройдёт. | П |
«П» - полезный народный рецепт врачевания
«С» - сомнительное лечение (50/50)
«Б» - абсолютно бесполезное народное средство
Консультант: Холявченко Ольга Николаевна, педиатр МБУЗ Кореновское ЦРБ
Весёлые польки для детей
Госпожа Метелица
Ребята и утята
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Сладость для сердца