Психологический портрет личности: понятие, содержание.Исследование психологического портрета личности менеджера – выпускника КГСТ. Выявление проблемы соответствия личностных психологических качеств руководителя и требований профессиональной управленческой деятельности, отличительных черт личности, постижение проявление этих черт и поиски форм и методов психокоррекционной работы в случае необходимости их применения.
Вложение | Размер |
---|---|
ahmadulina_e._chudaeva_k._nou_-_2013.doc | 889 КБ |
Областная конференция «НОУ-2013» среди обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение)
Коркинский горно-строительный техникум
Секция «Психология. Экономика»
ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА ЛИЧНОСТИ МЕНЕДЖЕРА - ВЫПУСКНИКА КГСТ
Исследовательская творческая работа
Авторы:
обучающиеся КГСТ г. Коркино
группа ЭКОМ - 10
Ахмадулина Элла Римовна
Чудаева Ксения Сергеевна
Руководитель:
преподаватель экономических дисциплин
Гневашева Татьяна Викторовна
Челябинск 2013
Введение 3
портрета личности менеджера 6
Выводы по первой главе 21
2. Психологически портрет личности менеджера – выпускника
КГСТ 22
2.1.Общая характеристика ГБОУ СПО Коркинский
горно-строительный техникум 22
2.2 Результаты психологического диагностирования выпускников 24
КГСТ
Выводы по второй главе 31
Заключение 32
Список используемой литературы 34
Приложение А. Связь факторно-аналитического описания личности с четырьмя классическими типами темперамента (по Г. Айзенку) 35
Приложение Б. Результаты тестирования 36
Приложение В. Результаты тестирования 37
Приложение Г. Результаты тестирования 38
Приложение Д. Результаты тестирования 39
Приложение Е. Результаты тестирования 40
ВВЕДЕНИЕ
Менеджер (руководитель) – это специалист, который осуществляет функции управления в рыночной экономике. Эффективность управленческой деятельности руководителя зависит от его способностей. По определению психолога А.Н. Леонтьева, способности - это такие свойства индивида, совокупность которых обуславливает успешность выполнения некоторой деятельности. Психологи, занимающиеся теорией способности, различают специфические способности и общую способность личности. Но успешность деятельности руководителя зависит еще и от его опыта (знаний, навыков, умений), а также от качеств личности. Сильного руководителя отличает высокая степень разнородности используемых приемов и методов управления, управленческих умений. Чем способней руководитель, тем ему легче изменить масштаб своего мышления, а чем он сильнее, тем лучше сумеет реализовать свои способности.
Менеджер - это специалист, призванный решать конкретные психофизиологические задачи, связанные с проблемами конкретной личности и межличностного взаимодействия. Ему предоставлено право решать вопросы подбора и расстановки кадров в своем подразделении. Эффективность этих решений находится в прямой зависимости от управленческих способностей руководителя.
Одной из основных проблем в реальной практике подбора персонала остается оценка психологического соответствия претендента требованиям должности, ведь зачастую этот процесс основывается на чисто интуитивных соображениях, что ведет к принятию неэффективных управленческих решений.
Каждого руководителя и специалиста может оценить по его деловым, профессиональным качествам только руководитель или специалист более высокой квалификации. Каждому руководителю важно уметь вскрывать свои внутренние психологические резервы. Для этого нужно научиться познавать себя и других людей, выявлять темперамент, характер, направленность личности, отношение к деятельности и жизни, к целям и жизненным ситуациям, ожидаемое эмоциональное поведение в напряженных ситуациях и межличностных отношениях, деловые качества.
Знание основных черт личности и составления психологического портрета человека открывает менеджеру возможности для ее систематического исследования, изучения проявлений поведения в различных жизненных ситуациях, и проведения психокоррекционной работы, в том случае, когда возникает такая необходимость.
Актуальность исследования данной проблемы обусловлена тем, что:
- произошли существенные изменения в социальной, политической, экономической жизни современного российского общества, психологии людей, затрагивающие взаимоотношения в коллективе, систему ценностных ориентации, норм поведения, перестроившие представления о характере труда, успехе, карьере;
- на современном этапе развития менеджмента определение психологического портрета личности является, на наш взгляд, одним из самых сложных и важных вопросов, решение которого позволит повысить успешность управления персоналом;
- имеет место теоретическая неразработанность проблемы соответствия личностных психологических качеств руководителя и требований профессиональной управленческой деятельности;
- на сегодняшний день актуально сопоставление результатов психологической диагностики студентов с отношением самих студентов к будущей работе.
Целью данной работы является проведение исследования с целью оценка взаимосвязи между психологическим портретом студента и его предрасположенности к управленческой деятельности.
Задачи исследования:
Объект исследования – студенты техникума.
Предмет исследования - психологический портрет личности менеджера – выпускника КГСТ.
формирование психологического портрета студента
Гипотеза исследования: если знать, какими личностными характеристиками менеджера обладают или не обладают студенты, то станет возможной и выработка рекомендаций по их развитию с целью решения проблемы соответствия претендента требованиям должности.
При выполнении исследования используются обе группы методов: теоретические и эмпирические. При этом основными методами исследования являются методы анализа психолого-управленческой литературы; обобщения, научного абстрагирования, тестирования, статистического анализа.
Данное исследование носит теоретико - прикладной характер.
В работе используются данные по тестированию студентов техникума, сравнительная характеристика, статистические данные, отчетные материалы и иные фактические материалы, содержащиеся в официальных источниках, приведенных в списке используемой литературы.
1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА
ЛИЧНОСТИ МЕНЕДЖЕРА
1.1 Личность: понятие, структура, социально-психологический портрет
В психологии личность изучается разными отраслями психологической науки. Обусловлено это многоплановостью проявлений личности, противоречивостью, а порой и загадочностью человеческого поведения. Многоплановость поведения требует, в свою очередь, разноуровневого психологического анализа.
Как отмечает К.К. Платонов, за период с 1917 по 70-е годы в советской психологии можно выделить, по меньшей мере, четыре доминирующие теории личности:
1917-1936 гг. - личность как профиль психологических черт;
1936-1950 гг. - личность как опыт человека;
1950-1962 гг. - личность как темперамент и возраст;
1962-1970 гг. - личность как совокупность отношений, проявляющихся в направленности [5].
Другой известный советский психолог А.В. Петровский тоже говорил о существовании в отечественной психологии разных подходов к пониманию личности в разные исторические отрезки времени [5].
В психологической науке имеется несколько общепризнанных положений относительно личности. По крайней мере, можно говорить о четырех аксиомах:
1) личность присуща каждому человеку;
2) личность есть то, что отличает человека от животных, у которых личности нет;
3) личность есть продукт исторического развития;
4) личность есть индивидуальная отличительная характеристика человека [5] .
Сегодня в отечественной психологии широко распространен взгляд на человека как на индивида, личность и субъект деятельности, но при этом отсутствует более или менее общепринятая концепция личности. Проблема личности в психологии выступает как самостоятельная. Важнейшая теоретическая задача состоит в том, чтобы обнаружить объективные основания тех психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, как индивидуальность и как личность.
По определению А.В. Петровского, личностью в психологии обозначается системное качество, приобретенное индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений.[4]
На наш взгляд, наиболее обобщенным можно считать определение, данное Р.С. Немовым: Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.[4]
Психологическая структура личности — это целостная модель, система качеств и свойств, которая полно характеризует психологические особенности личности (человека, индивида).
Проблема структуры личности занимает важное место в психологии личности. Еще не выработано единой точки зрения на структуру личности и составляющие ее элементы. В существенной степени это объясняется различными теоретическими воззрениями тех или иных исследователей.
Некоторые исследователи (Кудряшова С.В., Юнина Е.А.) предлагают несколько иное представление о психологическом портрете личности. Они включают в него: социально-демографические признаки (пол, возраст, образование, род деятельности); социально-психологические признаки (потребности, мотивы, отношения к окружающим, уровни понимания); индивидуально-личностные (внимание, память, тип мышления, психосоматический тип или темперамент).
Так, А.Г. Ковалев в структуре личности различает четыре блока[4].
Первый блок включает в себя психологические процессы: ощущение, восприятие, представление, воображение, память, речь, мышление, внимание;
Второй блок представлен психологическими свойствами: темперамент, характер, способности, эмоционально-волевая сфера личности (чувства, эмоции, воля);
Третий блок – психологические состояния;
Четвертый – психологические образования (знания, умения, навыки).
Структура личности по К.К. Платонову представлена четырьмя подструктурами: биологической (темперамент, возрастные особенности, половые различия), психологической (психологические процессы, психологические особенности – характер, способности, чувства, эмоции, воля), подструктурой социального опята, подструктурой нравственности личности.
Существует также модель психологической структуры личности, на основе совмещения двух схем, разработанной вначале С. Л. Рубинштейном, а затем К. К. Платоновым.
Эта базовая модель исходит из личностно-деятельностного подхода. Данная структура включает в себя шесть взаимосвязанных подструктур: самосознание; направленность личности; темперамент и характер; психические процессы и состояния; способности и задатки; психический опыт личности. Они условно выделяются лишь для получения некоторой схемы целостной личности.
Во многих пособиях по менеджменту, книгах по управлению личность ранее не была предметом изложения, так как все внимание уделялось планированию, экономике, маркетингу, организационно-технической стороне. И только позже, после осознания роли групп и составляющих ее членов в процессе труда, начали активно изучать основные характеристики групп, человеческий фактор, поведение личности. Крупнейшей заслугой многих исследователей управления стало изучение человека, его личностных качеств. Многие управленцы, предприниматели в свою очередь использовали в своей деятельности открытия и достижения психологии в изучении личности.
На современном этапе развития менеджмента определение психологического портрета является, на наш взгляд, одним из самых сложных и важных вопросов, решение которого позволит повысить успешность управления персоналом. Менеджеру без психологических знаний о личности не обойтись. Ему необходимы научные знания о личности работника, профессиональный подход к работе с персоналом.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ - это комплексная психологическая характеристика человека, содержащая описание его внутреннего склада и возможных поступков в определенных значимых обстоятельствах. В отличие от ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ЛИЧНОСТИ, портрет – это в большей степени качественное, а не количественное описание. В случае обработки тестовых данных портрет - это не график, описывающий соотношение баллов по разным факторам, а текстовая интерпретация этого соотношения баллов.
Психологический портрет личности, описание личности; включает: темперамент, характер, способности, направленность (деловая, личностная, коммуникативная), интеллектуальность - степень развития и структура интеллекта; эмоциональность - уровень реактивности, тревожности, устойчивости; волевые качества - умение преодолевать трудности; настойчивость в достижении цели; общительность, самооценку (заниженная, адекватная, завышенная); уровень самоконтроля: способность к групповому воздействию.
Приведем некоторые положения, определяющие психологический портрет личности, исходя из основной идеи психологии управления: плохо относиться к человеку — невыгодно.
При решении проблем управления следует учитывать, что люди по-разному приспосабливаются к жизненным условиям. По способности адаптироваться можно выделить три типа людей. 1 — с ориентацией на текущий момент и легкой приспосабливаемостью к обстановке; 2 — с ориентацией на прошлое, способностью действовать в рамках жесткой структуры с четкими разрешениями и запретами, правами и обязанностями; 3-е ориентацией на будущее, неадекватным ситуации поведением, плохо приспособленных к иерархической структуре. Первый тип людей лучше работает при принятии решений, второй — при их реализации в рамках имеющихся структур, третий — в качестве генераторов идей.
Каждому руководителю важно уметь вскрывать свои внутренние психологические резервы. Для этого нужно научиться познавать себя и других людей, выявлять темперамент, характер, направленность личности, отношение к деятельности и жизни, к целям и жизненным ситуациям, ожидаемое эмоциональное поведение в напряженных ситуациях и межличностных отношениях, деловые качества.
К базовым свойствам личности, по мнению академика Б.Г. Ананьева, основателя ленинградской школы психологов, относятся темперамент, характер, способности человека. Именно через базовые свойства раскрываются динамические характеристики психики (эмоциональность, темп реакций, активность, пластичность, чувствительность) и формируется определенный стиль поведения и деятельности личности.
Рассмотрим вкратце основные компоненты, характеризующие психологический портрет личности.
В современной психологии словом «темперамент» обозначают динамические особенности психики человека, т. е. только темп, ритм, интенсивность протекания психических процессов, но не их содержание. Поэтому темперамент никак нельзя определить словом «хороший» или «плохой». Темперамент определяет стиль поведения человека, способы, которыми человек пользуется для организации своей деятельности. Выделяют четыре основных типа темпераментов: сангвиник; холерик; флегматик; меланхолик. Связь факторно-аналитического описания личности с четырьмя классическими типами темперамента выражается в соответствии с рисунком А.1.
Характер (греч. — "чеканка", "отпечаток") есть совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающих типичные для нее способы поведения.
В характере выражаются не случайные, а наиболее типичные, существенные особенности человека. В структуре характера выделяют четыре группы черт, выражающих отношение личности к определенной стороне деятельности: к труду; к другим людям, коллективу, обществу; к самому себе; к вещам.
К. Леонгард выделил классификацию типов характера, основывающуюся на типе общения с окружающими: гипертимный; дистимный; циклоидный; возбудимый; застревающий; педантичный; тревожный; демонстративный; экзальтированный; экстравертированный; интровертированный типы [8].
Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.
Способности подразделяются на общие и специальные. Общая способность выступает как социально-психологическая основа развития специальных способностей к определенному виду деятельности: музыкальной, исследовательской, преподавательской и др. Уровень способностей определяется степенью разрешимости противоречий между свойствами индивида и отношениями личности. Лучший вариант, когда есть способности к какой-либо сфере деятельности и интерес этим заниматься.
Направленность личности — это система устойчиво характеризующих побуждений человека (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться) [2]. В основе направленности личности лежит мотивация ее деятельности, поведения, удовлетворения потребностей. Направленность бывает на задачу, на общение, на себя. Задача менеджера и психолога заключается в выявлении потребностей, интересов, убеждений каждой личности и определении конкретной направленности ее мотивов.
Интеллект — это система психических процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решение и в соответствии с этим регулировать свое поведение [6].
Интеллект особенно важен в нестандартных ситуациях — как символ обучения человека всему новому.
Структура интеллекта зависит от целого ряда факторов: возраста, уровня образования, специфики профессиональной деятельности и индивидуальных особенностей.
Кроме познавательного, существует интеллект профессиональный и социальный (умение решать проблемы межличностных отношений, находить рациональный выход из создавшейся ситуации). Следует помнить, что интеллект — это познание плюс действие. Поэтому нужно не только развивать все виды интеллекта, но и уметь реализовывать рациональные решения, показывать свой интеллект и на словах, и в деле, поскольку только результат, конкретные действия определяют уровень интеллекта личности.
Эмоциональность — свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом: направленностью мотивационной сферы, мировоззрением, ценностными ориентациями и проч. Эмоциональность является одной из основных (наряду с активностью) составляющих темперамента.
Все эмоциональные явления делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стрессовые состояния.
Волевые качества личности - это сложившиеся в процессе получения жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути. Волевые качества - это способность человека достигать поставленных целей в условиях реальных трудностей. Основные из них - сила и стойкость воли, целеустремленность.
Общительность — это и способность найти общий язык с другим человеком, и талант находить нужные слова в различных ситуациях, и умение выражать четко свои мысли без скованности и страха.
В целом можно выделить информационную (получение сведений), познавательную, управляющую и развивающую функции общения, функцию обмена эмоциональными и вообще психическими состояниями.
Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.
В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Самооценка является толчком к развитию личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. Без самооценки трудно и даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной). Максимально адекватное отношение к себе — высший уровень самооценки. (Спиркин А.Г.)
Умение правильно составить психологический портрет человека может существенно помочь в жизни. Так, например, проще делать покупки, общаться с людьми, решать определенные вопросы. Профессиональное составление психологического портрета необходимо в целом ряде профессий. Юристы, менеджеры, руководители, - вот далеко не полный перечень тех, кому приходится сталкиваться с этой процедурой практически каждый день. Техника составления психологического портрета используется психологами, учеными, а также отдельными людьми для самопознания.
Управление – это профессия.
Описание личности менеджера — его психологический портрет, а также ответы на вопрос, насколько он совпадает в различных социокультурных средах и на различных уровнях развития экономики, является, несомненно, одним из первых шагов начинающего менеджера к управленческой деятельности.
Менеджер должен понимать природу управленческих процессов, уметь распределять ответственность за уровнями управления, знать экономику и маркетинг, информационную технологию, уметь планировать и прогнозировать развитие деятельности своей фирмы. Не менее важно быть специалистом в работе с людьми: уметь строить взаимоотношения с подчиненными, между фирмой и клиентами, с другими фирмами, уметь принимать решения в сложных ситуациях, которые часто изменяются, четко и доходчиво формулировать свои мнения.
Менеджер должен владеть высокой психологической культурой, которая является неотъемлемой частью общей культуры человека. Психологическая культура вмещает три необходимых элемента: познание себя, познание другого человека, умения общаться с людьми и регулировать свое поведение. Проверено, что успех любого предприятия на 85% зависит от желания людей работать. Эти вопросы находятся в компетенции психологии. Менеджеру и руководителю любого уровня нужна практическая психология и умение использовать знание разных психологических дисциплин в своей практической деятельности и разнообразных жизненных ситуациях.
Чтобы эффективность овладения знаниями, в том числе и психологическими, была высокой, человек должен прийти к пониманию их необходимости. Процесс учебы (лучше сразу совмещать с практикой) должен стать внутренней потребностью каждого человека.
Исследуя политические, социальные, экономические и психологические силы, которые действуют в разных странах, и изучая влияние этих сил на тех, кто занимает управленческие должности, можно сделать полезные обобщения об изменчивости содержания работы руководителя. Эти обобщения позволяют предусмотреть те способности и умения, которые необходимы умелому менеджеру в настоящее время и в будущем.
Способности руководителя делятся на общие (интеллект) и специфические (знания, умения, компетентность, информированность и др.). В ходе исследований, проведенных американскими психологами, выяснилось, что наиболее эффективными руководителями являются те, у которых имеются средние показатели интеллекта. Выявлена и такая закономерность: не все те, кто учится отлично, становятся отличными руководителями. Специфические способности руководителя проявляются в его конкретной деятельности. Исследования, проведенные зарубежными учеными-психологами, позволили сделать выводы о том, что работа менеджера носит интенсивный характер. Например, мастер производственного участка на промышленном предприятии совершает в течение рабочего дня не менее 200-270 действий. Они очень разнообразны, часто непродолжительны по времени, относятся к разным направлениям деятельности, носят фрагментарный характер. Проводимые в США наблюдения за работой крупных высокопоставленных менеджеров показали, что около половины всех дел, которые они осуществляли в процессе деятельности, продолжались девять минут и менее каждое, и лишь одна десятая их часть длилась более часа. Но в целом время выполнения этих дел занимало от 34 до 60% служебного времени руководителя. Основное же время (от 66 до 40%) тратилось на общение за пределами собственной организации (контакты с вышестоящими руководителями, менеджерами других организаций, представителями по деловому партнерству и т. п.).
Специальный хронометраж, осуществляемый в ходе исследований, показал, что работа руководителей носит в основном словесный характер(80% времени занимают разговоры). Следовательно, для эффективного общения менеджеру необходимы высокие коммуникативные способности, хорошая память, внимание, развитый и гибкий ум, хорошо поставленная речь и другие специфические качества и умения.
Однако руководитель должен быть не только хорошо подготовленной и высоко образованной, но еще и творческой личностью. От него требуется не только верить в свои творческие способности, но и ценить такие способности в других, уметь их мобилизовать и использовать, преодолевая все встречающиеся на пути препятствия. Для этого необходимо быть настойчивым, испытывать потребности в переменах, уметь порывать с традициями, воспринимать новые идеи и новаторские решения, систематически ими пользоваться. Творческий руководитель обычно работает с группами, используя метод мозговой атаки, поощряет свободное выражение эмоций и идей и непрестанно учится, в том числе и на собственных ошибках.
Качества менеджера - это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывает решающее влияние на управленческую деятельность. Это весьма сложные в психологическом плане образования, зависящие от множества факторов: особенностей характера, структуры личности, ее направленности, опыта, способности, условий деятельности.
Талант менеджера определяется многими психологическими качествами, которые являются профессионально важными. Многогранный характер управленческой деятельности накладывает своеобразный отпечаток и на личностные характеристики менеджера.
К основным чертам личности менеджера можно отнести: способность доминировать (умение влиять на подчиненных); уверенность в себе; эмоциональную уравновешенность; стрессоустойчивость; стремление к победе (достижению цели); креативность (способность к творческому решению задач); ответственность; предприимчивость; независимость; надежность; общительность.
На основе управленческой деятельности менеджера можно выделить следующие профессионально важные качества. Организаторские качества, характеризующиеся умением подбирать, расставлять кадры, планировать работу, обеспечивать четкий контроль. Организаторские качества - это следствия проявления ряда психологических свойств личности.
Они отражают уровень организаторской культуры менеджера, владение им технологией управленческой работы: подбором, расстановкой и использованием кадров, выработкой норм, нормативов и регламентов, личных планов и планов деятельности подразделений, служб, оперативных планов и планов-графиков проведения мероприятий, доведением заданий до исполнителей, инструктажем, распорядительством, контролем.
Организаторские качества - это следствия проявления ряда психологических свойств личности. Наиболее важными являются: избирательность - способность адекватно, без искажения отражать психологию организации. и самокритичность - способность видеть недостатки в поступках и действиях других людей и своих поступках. контакт - способность устанавливать меру воздействия, влияния на других людей. - способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации. к организаторской деятельности, т. е. потребность в ее выполнении. заряжать своей энергией других людей, активизировать их.
К организаторским качествам нужно отнести и целеустремленность. Характер современной жизни требует от менеджера ясных и обоснованных целей. Без них он может испытывать недостаток твердости и решимости, упускать хорошие возможности, тратить время на пустяки. Поскольку в мире все меняется, чтобы удержаться на плаву, менеджер должен эти цели корректировать. Но целеустремленность заключается не только в том, чтобы цели устанавливать, а упорно к ним стремиться. Это и отличает менеджера от остальных работников. Другим организаторским качеством, которое должно быть присуще менеджеру, является деловитость. Она заключается в умении четко и своевременно ставить задачи, принимать обоснованные решения, контролировать их исполнение, быть оперативным и распорядительным в действиях и поступках.
Важным организаторским качеством менеджера является энергичность, то есть способность заражать людей уверенностью, стремлением действовать путем логического внушения, личного примера, собственного оптимизма.
Менеджеру должна быть присуща дисциплина и контроль над собой. Без этого он не сможет ни призвать к порядку других, ни контролировать их деятельность. Поэтому менеджер должен контролировать свои эмоции и настроения, изучать эмоции других, чтобы найти подход к их поведению, а также контролировать дисциплину подчиненных.
Отличительной чертой менеджера должна быть повышенная работоспособность, умение трудиться напряженно, не принося, однако, себя в жертву и не становясь " работоманом " (в передовых компаниях считается дурным тоном для высших руководителей задерживаться в офисе после окончания трудового дня или брать работу на дом).
Менеджер должен быть коммуникабельным, контактным, т.е. общительным, направленным на внешний мир, проявляющим интерес к окружающим. Он должен уметь располагать к себе людей, слушать и понимать их, убеждать в своей правоте. Хороший руководитель должен уметь обеспечивать сопричастность сотрудников к работе. Он должен считаться с желанием подчиненных добиться определенного положения в этом мире, знать их идеалы и способствовать реализации их в жизнь. Но самое главное - менеджер должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску. Он должен уметь определить объем своих служебных полномочий, возможность действовать независимо от руководства, побуждать людей к повиновению, избавляться от баласта, а оставшимся помочь стать самими собой, а не подминать под себя. Для этого менеджер должен обладать терпимостью к слабостям людей, не мешающим работать, и нетерпимостью ко всему, что препятствует успешному решению стоящих перед ним и коллективом задач.
Нужно иметь в виду, что не существует и не будет, существовать менеджера, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации.
Для анализа служебной деятельности менеджера представляют интерес и обобщенные характеристики типов темпераментов. Менеджеру с сангвиническим темпераментом присущи такие положительные качества, как целеустремленность и настойчивость, большая подвижность и легкая приспособляемость к новой обстановке, умение четко и уверенно действовать в сложных условиях, гибкость ума и сосредоточенность внимания, высокая продуктивность при динамической работе, оптимизм и склонность к юмору, общительность и коллективизм, стремление к лидерству, умение быстро найти контакт с подчиненными и завоевать авторитет, постоянное стремление к духовному обогащению и самовоспитанию. У недостаточно воспитанного менеджера служащего-сангвиника могут проявиться такие отрицательные качества, как формальное отношение к своим обязанностям при потере интереса к службе, упрямство и раздражительность в ответ на критику, ненадежность в дружбе, неосмотрительность и беспечность в опасных условиях.
Менеджеру с холерическим темпераментом присущи быстрота реакции, подвижность и энергичность в служебной деятельности, постоянное стремление быть впереди всех, умелое командование подчиненными. В сложных условиях действует смело, самоотверженно, любит рисковать и преодолевать опасность. В общественной работе проявляет большую активность, критичность, инициативность, самостоятельность. Холерик весьма общителен, легко устанавливает эмоциональные связи, настойчиво стремится к лидерству, чрезвычайно чувствителен к общественному мнению и оценкам подчиненных. У недостаточно культурного менеджера-холерика можно наблюдать такие отрицательные качества, как неуравновешенность и несдержанность, грубость и бестактность, самонадеянность и зазнайство. Он часто стремится к особому положению в коллективе, легко меняет друзей, открыто высмеивает недостатки слабых, бывает злопамятен, мстителен. Настроение неустойчиво, чувства меняются резко и неожиданно. Холерик может быть источником конфликтов и напряжений в подразделении. Будучи уволен, он часто возглавляет группу нарушителей дисциплины, распространяет негативные традиции.
Менеджер с неуравновешенным меланхолическим темпераментом обладает высокой чувствительностью и подвижностью психических процессов, быстрым восприятием приказаний старших начальников, активностью в общественной работе, умением выдвинуть хорошую идею, провести диспут. В спокойной обстановке хорошо справляется с обязанностями руководителя младшего звена, находится в постоянной готовности к действиям. Вместе с тем у него наблюдаются такие недостатки, как вспыльчивость, неуравновешенность, импульсивность, склонность к необдуманным поступкам, проявление грубости и раздражительности, придирчивости и предвзятости. Испытывает неуверенность, и даже страх пред старшим начальником, волнуется перед получением нового задания, с большим трудом его выполняет. Среди подчиненных часто авторитетом не пользуется, конфликтует с другими менеджерами. Менеджер со слабым меланхолическим темпераментом отличают добросовестность, усердие, старание. Ему свойственны исполнительность, повышенное чувство ответственности, принципиальность, справедливость, отзывчивость, деликатное отношение к подчиненным, критичность и самокритичность. Его иногда называют добрым и хорошим товарищем, душой коллектива. Среди типичных недостатков в деятельности и общении такого менеджера можно наблюдать быструю утомляемость, нерешительность и осторожность, замкнутость и необщительность, малую инициативность и подверженность чужому влиянию, пессимизм и упрямство. Менеджерам с инертным меланхолическим темпераментом присущи усердие и аккуратность при выполнении привычных обязанностей, ровное настроение, скромность и тактичность, самокритичность и постоянство в дружбе. С подчиненными поддерживает уставные взаимоотношения, редко спорит, в конфликтах участия не принимает, проявляют внимание к просьбам и предложениям подчиненных, спокойно воспринимает похвалу, тщательно анализирует свою деятельность. Но у него могут быть и недостатки такого рода: серьезные затруднения в переключении с одного вида деятельности на другой, неуверенность действий в сложной обстановке, заторможенность реакций и пассивность в учебе, отсутствие решительности и инициативы в опасных условиях, безразличие к мнению коллектива, критике со стороны начальников, попустительство и лень [7].
Выводы по первой главе:
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ МЕНЕДЖЕРА – ВЫПУСКНИКА КГСТ.
2.1. Общая характеристика ГБОУ СПО Коркинский
горно-строительный техникум
Число образовательных учреждений среднего профессионального образования в РФ в 2012/13 учебном году составляет 2981, в том числе: государственных и муниципальных - 2725; негосударственных – 256.
Система УПО Челябинской области сегодня включает 77 образовательных учреждений среднего профессионального образования.
ГБОУ СПО КГСТ также входит в эту систему. Полное официальное наименование техникума – Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Коркинский горно-строительный техникум.
Общая численность студентов техникума в настоящий момент составляет 343 человека. Распределение студентов по курсам выглядит следующим образом: первый курс – 105 чел.; второй курс – 79 чел.; третий курс – 88 чел., четвертый курс – 71 чел. 86 студентов готовится к выпуску из стен техникума.
Сегодня КГСТ осуществляет подготовку специалистов по 6 специальностям: 40613.51 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»; 270103.51 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»; 230101.51 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети»; 080201.51 «Менеджмент (по отраслям)»; 230113.51 «Компьютерные системы и комплексы»; 100701.51 «Коммерция (по отраслям)».
Главная цель КГСТ – подготовить и выпустить высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов.
Основные задачи КГСТ – обеспечение соответствия качества подготовки специалиста требованиям рынка труда, формирование базовых функций личности: ответственности, умения работать самостоятельно и в команде, планирование результатов своей деятельности, умения принимать решения, а самое главное – приобретение практических навыков работы, в том числе навыков работы с персоналам. Ведь выпускник техникума – это руководитель среднего звена.
Работа руководителя - ответственна и связана с большими эмоциональными и физическими нагрузками. Очевидно, что не каждый способен заниматься такого рода деятельностью. Даже при высоком интеллектуальном уровне характерологические особенности личности не всегда позволяют справляться со сложными ситуациями, возникающими на производстве, в управлении персоналом. В связи с этим на сегодняшний день актуально проведение психологической диагностики студентов.
Каждый человек, наделенный уникальными свойствами личности, наделен такими качествами, которые позволяют увидеть с помощью психологической диагностики, психологический портрет человека. Как человек познает мир и принимает решения, чем он руководствуется – рациональным или интуитивным началом своей натуры. Знание психологического портрета личности является основой для того, чтобы улучшать качество своей жизни. Важно уметь отстоять себя (свой психологический портрет), даже перед самим собой. Если человек знает психологический портрет, свой тип личности, каков он сам, как устроены индивидуальные особенности его души, он может самостоятельно действовать и применять точные, правильные решения. На современном этапе развития менеджмента определение психологического портрета личности является одним из самых сложных и важных вопросов, решение, которого позволит повысить качество подготовки специалиста, успешность будущей управленческой деятельности.
2.2 Результаты психологического диагностирования выпускников
КГСТ
Эмпирическое исследование, проведенное по тестам в выборочной совокупности выпускников экономических и технических специальностей ГБОУ СПО «Коркинский горно-строительный техникум» имело основной целью исследование взаимосвязи между психологическим портретом студента и его предрасположенности к управленческой деятельности.
Стать испытуемыми для составления психологического портрета личности согласились студенты (выпускники) Коркинского горно-строительного техникума по двум специальностям: 080201.51 «Менеджмент по отраслям» группа ЭКОМ - 10 (третий курс– 15 чел.); 230101.51 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» группа ВКС – 09 (четвертый курс – 17 чел.). Всего в опросе приняло участие 32 студента в возрасте 18-20 лет, в том числе 46.9% выпускники экономического направления - менеджеры, 53,1% - технического, но готовящиеся к занятию должности руководителя среднего звена.
Психологические портреты составлены на основе проведенного тестирования по тестам «Ваш темперамент»; «Ваша самооценка»; «Ваши организаторские качества»; «Обладаете ли вы качествами делового человека» «Каково ваше место в рабочем коллективе». Опрос на тему «Ваш соционистический тип» проведен только в группе с экономической специальностью (ЭКОМ – 10).
При определении темперамента были выявлены следующие результаты в соответствии с рисунком Б.2:
То, есть по обеим группам достаточно высокий процент студентов с сангвиническим и холерическим типом темперамента. Можно сделать вывод, о том, что у первых из них сформированы или могут быть сформированы такие присущие менеджеру такие положительные качества, как целеустремленность и настойчивость, большая подвижность и легкая приспособляемость к новой обстановке, стремление к лидерству, умение быстро найти контакт с подчиненными, самовоспитание и др., вторым - быстрота реакции, подвижность и энергичность в служебной деятельности, постоянное стремление быть впереди всех, умелое командование подчиненными.
При определении уровня самооценки было установлено, что в группе ЭКОМ-10 в соответствии с рисунком В.3: у трех человек (20%) от 60 до 150 баллов - высокая самооценка, и во многом она имеет вполне реальные основания. Однако что-то они в себе переоценивают, а что-то, наоборот, несправедливо занижают. Им не удалось реализовать свои способности, раскрыть свой творческий потенциал. Отсюда постоянное состояние недовольства окружающим миром и отношением людей к ним. Их разочарованность в жизни объясняется довольно просто — к окружающим они предъявляете гораздо более высокие требования, чем к себе, да и вообще, больше берут, чем дают.
У 12 человек (80%) от 160 до 250 баллов - достаточная объективная оценка своих способностей и возможностей и при этом они любят себя. Такая самооценка — самый оптимальный вариант. Они живут в полном согласии с собой и не страдают от неуверенности в себе. Наверное, именно в этом, в первую очередь, заключается секрет их способности найти выход из самых тупиковых ситуаций, с чем бы они ни были связаны — от взаимоотношений с другими людьми до личных проблем.
При определении уровня самооценки было установлено, что в группе ВКС - 09 в соответствии с рисунком В.4: семь человек (41%) от 60 до 150 баллов – высокая самооценка, вполне имеющая реальные основания; у 10 человек (59%) от 160 до 250 баллов – достаточно объективная самооценка.
Таким образом, в обеих группах у большинства студентов адекватная самооценка, что характерно для специалиста по управлению.
При выявлении организаторских способностей было установлено в соответствии с рисунком Г.5: в группе ЭКОМ-10 от 12 до 16 баллов набрали 10 человек (66,6%) – такие люди с любыми делами справляются легко. У них явно есть великолепные способности организатора. Они умеет планировать свои дела шаг за шагом. А еще их совершенно не пугают неожиданности, они психологически готовы к тому, что обстоятельства могут измениться в любую минуту. В будущем у таких людей есть великолепные возможности стать руководителем.
От 17 до 21 балла набрали пять человек (33,4%) - им совершенно не свойственно заблаговременно обдумывать свои действия. Действуют импульсивно, так им намного легче справляться с делами. Разумеется, в дальнейшем все может измениться. Но пока нельзя говорить о том, что в будущем он будет великолепным руководителем. Ведь руководителю крайне важно уметь заранее планировать свои действия, обдумывать все ситуации. Импульсивность и эмоциональность в данном случае будут только вредить.
В ВКС-09 опрошено 17 человек и установлено в соответствии с рисунком Г.6, что из них шесть (36%) показали результаты от 7 до 11 баллов - они тщательно продумывают все свои поступки до самых мельчайших деталей. Никогда ничего не делают под влиянием сиюминутного настроения. Но, тем не менее, иногда они могут растеряться, особенно в те моменты, когда происходит что-то непредвиденное. В будущем могут стать прекрасными организаторами. Но они очень ранимы и чувствительны
Пять человек (29%) набрали от 12 до 16 баллов - такие люди с любыми делами справляются легко. У них явно есть великолепные способности организатора.
Шесть человек (35%) по результатам набрали от 17 до 21 балла- им совершенно не свойственно заблаговременно обдумывать свои действия. Действуют импульсивно, так им намного легче справляться с делами.
Результаты тестирования на тему: «Обладаете ли вы качествами делового человека?» в группе ЭКОМ-10 показали в соответствии с рисунком Д.7: семь человек (45%) набрали баллов от 101-140 (скорее всего вы очень пассивный человек, который любит проявлять себя, не любит быть на виду, не умеет вести все дела). Семь человек (45%) набрали от 141-200 баллов (деловые качества просто неоспоримы (человек, который всегда, из любой, даже самой безвыходной ситуации сможет найти выход). И один человек набрал от 201-240 баллов (10%), (вы настоящий трудяга, но деловых качеств у вас просто нет).
Тестирование на тему: «Обладаете ли вы качествами делового человека?» в группе ВКС-09 показало результаты в соответствии с рисунком Д.8: восемь человек (40%) набрали баллов от 101-140(скорее всего вы очень пассивный человек, который любит проявлять себя, не любит быть на виду, не умеет вести все дела). Девять человек (60%) набрали от 141-200 баллов (деловые качества просто неоспоримы. Вы человек, который всегда, из любой, даже самой безвыходной ситуации сможет найти выход).
Тестирование на тему: «Каково ваше место в коллекстиве?» в группе ЭКОМ-10 показало следующие результаты в соответствии с рисунком Е.9: 14 человек (90%) набрали баллов 19-36 (их можно отнести к спокойным людям с определенной амбициозностью). Один человек (10%) набрал 37-54 баллов (очень не уверенный в себе человек). Самый низкий бал составил 21. Самый высокий 46 балла.
Тестирование на тему: «Каково ваше место в коллекстиве?» в группе ВКС-09 показало в соответствии с рисунком Е.10: девять человек (60%) набрали баллов 19-36 (их можно отнести к спокойным людям с определенной амбициозностью). Восемь человек (40%) набрал 37-54 баллов (очень не уверенный в себе человек).
В опросе «Ваш соционистический тип» принимала участие только группа ЭКОМ-10 в составе 15 человек, у восьми человек (53,4%) из них результат Сенсорно-этический интроверт "Дюма" (СЕИ)- описание СЕИ по Вайсбанду [3]:
Три человека (20%) тип личности Этико-сенсорный экстраверт - "Гюго", такие люди:
У одного человека (6,6%) Интуитивно-логический экстраверт - "Дон Кихот", тип личности:
Выводы по 2 главе:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время психология приобретает все большую популярность и актуальность. Психология необходима каждому человеку, потому что она помогает разобраться в своих проблемах, в своем характере, помогает принять правильное решение в той или иной ситуации.
Личность человека – одна из наиболее сложных категорий, а проблема ее изучения – область, в которой, несмотря на длительный период изучения (от античности до наших дней) больше вопросов, чем ответов.
Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности. Знание закономерностей формирования личности – необходимая предпосылка для составления психологического портрета.
Современная социально-экономическая ситуация в нашей стране определяет необходимость изменения теоретических и практических подходов к подготовке специалистов среднего звена. Образование должно давать выпускнику не только сумму знаний, но и не менее важное – набор компетенций, обеспечивающих готовность к работе в изменяющихся экономических условиях.
Психологическое портретирование личности можно по праву считать одним из эффективных и перспективных направлений в профессиональном образовании, которое позволит в свою очередь не только оптимизировать подготовку специалиста (руководителя) среднего звена, но и повысить ее эффективность.
Анализируя выводы по результатам опроса и тестирования можно сформулировать рекомендации, позволяющие отчасти решить проблемы адаптации и становления молодых специалистов.
На данном этапе актуальна идея создания системы психологического сопровождения и становления специалистов среднего звена в КГСТ. Такие исследования могут представлять серьезный интерес для руководства техникума и приемной комиссии как источник информационного обеспечения коррекции и оптимизации учебного процесса.
Например, техникум может:
- проводить профориентирующее психодиагностическое обследование абитуриентов;
- психологические тестирования (по согласию студентов) с целью выявления их профориентации и определения характерологических особенностей для подбора наиболее подходящего вида деятельности;
- строить учебный процесс с акцентом на прикладную сторону будущей профессии, с целью подготовки студентов к определенной профессиональной деятельности и выбора для них наиболее оптимального варианта.
В результате исследования подтверждена гипотеза, если знать, какими личностными характеристиками менеджера обладают или не обладают студенты, то станет возможной и выработка рекомендаций по их развитию с целью решения проблемы соответствия претендента требованиям должности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Моноиздания:
Интернет-ресурсы:
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Рисунок А.1- Связь факторно-аналитического описания личности с четырьмя классическими типами темперамента (по Г. Айзенку)
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Рисунок Б.2 - Результаты тестирования по определению типа темперамента
(в % к опрошенным)
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Рисунок Б.3 - Результаты тестирования группы ЭКОМ -10 по определению уровня самооценки (в % к опрошенным)
Рисунок Б.3 - Результаты тестирования группы ВКС - 09 по определению уровня самооценки (в % к опрошенным)
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Рисунок Г.5 - Результаты тестирования группы ЭКОМ -10 по определению организаторских способностей (в % к опрошенным)
Рисунок Г.6 - Результаты тестирования группы ВКС - 09 по определению организаторских способностей (в % к опрошенным)
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Рисунок Д.7 - Результаты тестирования группы ЭКОМ -10 по определению деловых качеств (в % к опрошенным)
Рисунок Д.8 - Результаты тестирования группы ВКС - 09 по определению деловых качеств (в % к опрошенным)
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
Рисунок Е.9 - Результаты тестирования группы ЭКОМ -10 по определению места студента в коллективе (в % к опрошенным)
Рисунок Е.10 - Результаты тестирования группы ВКС - 09 по определению места студента в коллективе (в % к опрошенным)
Загадочная система из шести экзопланет
Всему свой срок
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Сладость для сердца
Глупый мальчишка