Возможности технического творчества во внеаудиторной деятельности студентов Омского автотранспортного колледжа. Совместная деятельность преподавателей, студентов старших курсов и студентов, занимающихся по программе общего образования. Результаты, достигнутые с 2009-2010уч.г. до 2012-2013 уч.г.
Вложение | Размер |
---|---|
Результаты работы студента по техническому творчеству за 4 учебных года | 121 КБ |
Техническое творчество студентов как фактор развития
профессиональных компетенций
Михальчук Дмитрий Евгеньевич,
Студент группы 4112 , специальности 190631
«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Омский автотранспортный колледж»
Руководитель Юферева В.В., преподаватель, ст.методист БОУ СПО «Омский автотранспортный колледж»
Омск, 2012
Введение .3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования профессиональных компетенций студентов технических специальностей…………………………5
1.1 Предпосылки изучения необходимости интенсивного формирования профессиональных компетенций студентов……………………………………5
1.2 Значение компетентностного подхода в обучении специалиста …………6
1.3 Определение понятия «компетенции»……………………………………7
1.4 Должностные обязанности и профессиональные компетенции, формируемые у студентов специальности 190631…………………………..8
ГЛАВА 2. Формирование профессиональных компетенций в процессе осуществления внеаудиторной деятельности ФГОУ СПО ОАТК…………10
Заключение 12
Список литературы 13
Приложения 14
Введение.
Проблемы образования в посткризисный период становятся наиболее важными при получении профессии и построении перспектив профессионального становления. Поиск новых знаний и их материализация, т.е. создание новых объектов техники, значительно усложнились в условиях возросших темпов обновления технических средств и быстрого обновления научно-технической информации. В силу этого возникает необходимость поиска новых средств активизации творческого мышления студентов - будущих специалистов и технических решений. Именно это, а также обучение основам технического творчества, создание в научных, проектно-конструкторских и технологических организациях, в домах технического творчества, на предприятиях, в вузах и колледжах благоприятных условий для творчества стало в настоящее время настоятельной необходимостью. Чтобы улучшить процесс получения знаний, разработки реальных дипломных проектов как показателей компетентности выпускников, готовящихся стать молодыми специалистами, нам необходимо, чтобы логика технического творчества стала из формальной (сделай по образцу) способной на прорыв на более высокую ступень познания, приближающую момент "озарения", развивающую личность в техническом творчестве.
Наибольший интерес наше исследование приобретает в связи с особенностью контингента. По специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» в 2012-2013 уч.году обучаются 29 групп (это около 870 юношей, из них около 270 на первом курсе обучение составляет 2 г.10 мес. на базе 11 классов и 3 г. 10 мес. на базе 9 кл.), что говорит о насущной необходимости наличия в колледже разнообразных лабораторий и кружков технического творчества, различных проектов и программ в данном направлении.
Исследования профессиональной адаптации и карьерного роста выпускников в большинстве случаев носят эпизодический характер, искажающий целостную картину динамики эффективности профессионального развития студентов колледжа, тем более в посткризисный период, когда проблема трудоустройства и сохранения рабочих мест остается острой. Наша работа в данном направлении только начинается, но будет продолжаться в перспективе, сфера ее влияния расширится на выпускников, работающих по специальности и способных продолжить деятельность в данном направлении в качестве руководителей кружков, лабораторий, станций технического моделирования.
Таким образом, можно констатировать наличие явных противоречий между выдвигаемыми задачами по достижению высокого уровня профессиональных компетенций студентов к окончанию колледжа и недооценкой учебными заведениями значения внеаудиторной деятельности по развитию технического творчества в этом процессе; потребностью в совершенствовании процесса становления будущего специалиста и отсутствием соответствующих условий для развития профессиональных компетенций студентов. Данные противоречия позволили определить проблему исследования - определение возможностей профессионального формирования студентов в условиях внеаудиторной деятельности.
Объектом исследования является подготовка студентов к профессиональной деятельности через внеаудиторную деятельность в рамках технического творчества
Предмет исследования – факторы внеаудиторной деятельности, способствующие формированию профессиональных компетенций студентов колледжа.
Цель - развить профессиональные и общие компетенции, внести вклад в заботу об окружающей среде, сохранить целостность культурного наследия на основе современного искусства, занимаясь техническим творчеством. Для достижения цели определены задачи:
Методологическую основу составили исследования в области образования (в том числе и дополнительного) как фактора развития личности человека (С.И.Архангельский, В.П.Зинченко, В.А.Сластенин, В.И.Слободчиков, В.Д. Шадриков и др.) и научные положения, раскрывающие сущность, содержание процесса становления будущего специалиста (И.Г. Валиев, Н.В. Горнова, Т.В. Кудрявцев, Н.В. Кухаев и др,).
Мы предполагаем, что в результате привлечения студентов к занятиям техническим творчеством с использованием при этом израсходовавшие ресурс покрышки, детали и агрегаты автомобилей и другие виды технических отходов, будут развиваться общие и профессиональные компетенции (понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; организовывать собственную деятельность; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, осуществлять поиск и использование информации, работать в коллективе и команде; осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств и их составляющих, выполнять оценку износа комплектующих и агрегатов).
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты и выводы исследования расширяют наши представления о характере и направленности процессов, происходящих со студентами колледжа во время внеаудиторной научно-технической и творческой деятельности и могут быть использованы для решения практических проблем, связанных с изменением деятельности колледжа в области формирования профкомпетенций выпускников специальности 190631.
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования профессиональных компетенций.
1.1 Предпосылки изучения необходимости интенсивного формирования профессиональных компетенций студентов.
При подготовке технических специалистов среднего звена для предприятий автомобильного транспорта изучению дисциплин технического цикла уделяется большое внимание (в автотранспортных колледжах объем технических курсов для студентов технических специальностей в среднем составляет 40-50% от общего объема времени на их теоретическое обучение). Широкое внедрение в производство огромного количества разнообразных модификаций машин и агрегатов, обеспечивающих надежное функционирование транспортных средств и безопасность жизнедеятельности их пользователей, усилило требования к уровню качества технической подготовки технических специалистов среднего звена.
Изучение и анализ научных публикаций, периодических изданий позволяет сделать вывод о том, что среди различных способов оптимизации методик обучения в области профессионального образования наиболее высокую эффективность показывает направление междисциплинарной интеграции знаний и внедрение все большего количества научных, научно-производственных студенческих лабораторий, лабораторий по техническому моделированию реальных объектов транспорта, станций технического творчества и развития спортивно-технического направления внеаудиторной деятельности, эколого-технических объединений. Проблеме интеграции знаний посвящены труды известных ученых в области педагогики (Беляева А.П., Берулава М.Н., Гузеев В.В., Леднев B.C., Чапаев Н.К., Новиков A.M., Гуз К.Ж., Ильченко В.Р., Семушкина Л.Г., Самойленко П.И., Тюников Ю.С., Тарасов Л.В. и др.)
Для дисциплин технического цикла межпредметный интеграционный подход включающий как аудиторную так и внеаудиторную деятельность имеет особое значение. При использовании традиционной методики обучения дисциплинам технического цикла наблюдался ряд негативных моментов: дублирование учебного материала; предметы ведут преподаватели, использующие в своей работе разные методы и технологии преподавания, что не всегда положительно сказывается на качестве знаний студентов; из-за временного разрыва между предметами в значительной степени уменьшается целостность восприятия технических знаний, что снижает творческо-техническую активность студентов; расчлененный характер обучения способствует фрагментарности усвоения знаний студентов; наблюдается средний уровень сформированности профессиональных компетенции, т.к. в квалификационной характеристике указываются только предметно-ориентированные цели; недостаточно четко реализуется связь между учебной и производственной деятельностью студентов.
Межпредметной интеграции знаний способствуют различные направления по усовершенствованию профессионального образования, в том числе и инновационные, среди которых компетентностное обучение, ценностно-деятельностный подход, технологии развивающего обучения, метод проектов, блочно-модульное обучение, контекстное обучение, широкопрофильная подготовка специалистов, технологии обучения взрослых. Перечисленные направления в образовании ориентированы на восприятие и усвоение обучаемыми знаний, представляющих собой целостную систему; на формирование умений выполнять определенные операции и использовать полученный опыт на практике. В настоящий момент при переходе на ФГОС СПО и включении в процесс обучения профессиональных модулей отношение к межпредметным связям изменилось, но в 2012-2013 и 2013-2014 гг.студенты 3 и 4 курсов специальности 190631 обучаются еще по ГОС СПО и необходимо использовать в большей мере производственную базу учебных заведений для формирования профкомпетенций в имеющихся условиях.
1.2 Значение компетентностного подхода в обучении специалиста
В связи с усилением внимания со стороны работодателей к индивидуально-профессиональным качествам выпускников, которые должны быть сформированы в процессе обучения как профессиональные компетенции вводится компетентностная модель специалиста (И.А.Зимняя, В.А.Ландшеер, А.Г. Каспржак, Ю.К. Чернова, О.В.Чуракова, И.С.Фишман, Ю.В. Фролов, С.Ш. Палферова, СЕ. Шишов и др.). Современные требования производства по отношению к специалистам предполагают не только прочные знания, но и умения оперативно решать разнообразные производственные задачи, в том числе и нестандартные. Исходя из этого, основной задачей дидактики становится не только сообщение студентам определенного объема знаний и умений, но и формирование у них способности самостоятельно действовать при решении различных производственных проблем, используя имеющийся объем информации и приобретенные знания, умения, навыки, что дополнительно можно закреплять во время индивидуальной и групповой работы при внеаудиторной деятельности студентов. Компетентностно-ориентированное обучение предполагает, что на смену «знаниевому» подходу в основу содержания образования будут положены «компетенции» и «компетентность». Компетентность и компетенция являются взаимообуславливаемыми и взаимодополняемыми понятиями связывающиеся с деятельностным результатом. В данном исследовании используются понятия компетентности как интегральной характеристики личности, обладающей совокупностью определенных компетенций; компетенция - действие определенного уровня качества, имеющее связь между знаниями, полученными в процессе обучения (в том числе и дополнительного) и производственными ситуациями.
Отмечая несомненную ценность работ по проблеме совершенствования профессионального образования (С.Я. Батышев, А.П. Беляева, В.К. Буряк, А.А. Вербицкий, В.А. Емельянов, М.И. Ерецкий, Т. Новацкий, А.Г. Семушкина, Г.Ю. Татур, Н.Ф. Кузьмина, A.M. Новиков, В.Д. Шадриков, Т.В Н.Ф. Талызина, Т.В.Поликарпова, Е.Г. Плотникова, В.К. Маригодов, Ю.С.Тюнников, С.Ю Черноглазкин, М.А. Чошанов, Н.Г. Ярошенко, и др.) следует признать, что современный этап развития общества требует глубокого всестороннего анализа накопленного опыта и теоретических подходов в поиске новых путей повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в современной системе среднего профессионального образования.
Современный этап развития социально-экономических отношений в нашей стране обусловлен воздействием на него трех основных факторов: рыночное преобразование экономики; переход к информационному обществу с внедрением множества разнообразных и постоянно меняющихся информационных технологий во все сферы производства и обслуживания; углубляющаяся интеграция науки, производства и образования. Рассмотривая влияние каждого из указанных факторов отметим, что под влиянием первого из перечисленных, выпускник колледжа выступает на рынке труда как активный субъект. В процессе профессионального самостановления и самореализации ему приходится самостоятельно искать достойно оплачиваемую работу (в БОУ СПО ОАТК для этого введена дисциплина «Адаптация выпускников на рынке труда»), иногда работать в нескольких местах или по смежным профессиям (даже в период обучения), и даже, менять не только место работы, но и зачастую и профессию, обеспечивая собственное благосостояние и удовлетворенность содержанием выполняемого труда. В свою очередь, на производстве все более возрастает потребность в специалистах с высоким уровнем интеллектуально-творческой активности (развитию которой способствует внеаудиторная деятельность студентов), которая обуславливает направление широкопрофильной подготовки специалистов. Усиливается роль принципа непрерывности профессионального образования в течение всей жизни, предполагающего готовность к переучиванию, систематическому повышению квалификации (колледж имеет принимать на повышение квалификации и переподготовку по смежным профессиям своих бывших выпускников), обеспечивающих повышение профессионального мастерства специалиста в последующие периоды его профессиональной деятельности.
1.3 Определение понятия «компетенции»
Компетенция представляет собой демонстрируемую способность сотрудника выполнять определенные производственные функции. Компетенции объединяют способности и мотивацию сотрудника и описывают его производственное поведение. Это – не просто знания сотрудника, это – знания, применимые и применяемые на практике. Компетенции представляют ценность не сами по себе, а лишь постольку, поскольку они помогают достигать положительных результатов.
Компетенция - это базовая характеристика индивида, которая причинно связана с критериями эффективного или успешного действия в профессиональных или жизненных ситуациях. "Базовая характеристика" подразумевает, что компетенция - это глубокая и устойчивая часть личности, по которой можно предсказать поведение человека в достаточно широком круге ситуаций, как жизненных, так и профессиональных. Причинная связь означает, что компетенция обуславливает поведение или действие. Связь с критериями действия означает, что по компетенции можно определить кто делает что-то хорошо или плохо, что может быть измерено по определенным критериям или стандартам. В компетентностном подходе компетенция либо освоена, либо нет, нельзя отремонтировать автомобиль на удовлетворительно, необходимо провести весь цикл операций на отлично, чтобы клиент вновь обратился к специалисту.
Компетенции являются характеристикой человека, а не должности, поэтому переносятся с одного рабочего места на другое вместе с сотрудником. При этом для того, чтобы компетенции могли служить основой для приема на работу, должностного перемещения, вознаграждения или принятия других решений, индивид должен быть в состоянии продемонстрировать компетенции на практике (современные технологии позволяют создать видеорезюме и видеопортфолио).
1.4 Должностные обязанности и профессиональные компетенции, формируемые у студентов специальности 190631
В должностных обязанностях механика (выпускника специальности 190631) отражены основные функции его деятельности: должен знать постановления, распоряжения, приказы, методические, нормативные материалы по организации ремонта оборудования, зданий, сооружений, организацию ремонтной службы на предприятии и в его подразделениях, единую систему планово-предупредительного ремонта и рациональной эксплуатации технологического оборудования, перспективы технического развития предприятия, технические характеристики, конструктивные особенности, назначение, режимы работы и правила эксплуатации оборудования предприятия, организацию и технологию ремонтных работ, методы монтажа, регулировки и наладки оборудования, основы технологии производства продукции предприятия, порядок составления паспортов на оборудование, инструкций по эксплуатации, ведомостей дефектов, спецификаций и другой технической документации, правила сдачи оборудования в ремонт и прием после него, организацию смазочно-эмульсионного хозяйства, требования рациональной организации труда при эксплуатации, ремонте и модернизации, передовой опыт ремонтного обслуживания на предприятии, основы экономики, организации труда и управления, трудового законодательства, основы экологического законодательства. Особой частью знаний механика являются правила внутреннего трудового распорядка, правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
Механик должен обеспечивает безаварийную и надежную работу всех видов оборудования, их правильную эксплуатацию, своевременный качественный ремонт и техническое обслуживание, проведение работ по его модернизации и повышение экономичности ремонтного обслуживания оборудования, осуществляет технический надзор за состоянием и ремонтом защитных устройств на механическом оборудовании, зданий и сооружений цеха, организует подготовку календарных планов (графиков) осмотров, проверок и ремонта оборудования, заявок на централизованное выполнение капитальных ремонтов, на получение необходимых для планово-предупредительных и текущих ремонтов материалов, запасных частей, инструмента и т.п., составление паспортов на оборудование, спецификаций на запасные части и другой технической документации, участвовать в приеме и установке нового оборудования, проведении работ по аттестации и рационализации рабочих мест, модернизации и замене малоэффективного оборудования высокопроизводительным, во внедрении средств механизации тяжелых физических и трудоемких работ, уметь организовать учет всех видов оборудования, а также отработавшего амортизационный срок и морально устаревшего, подготовку документов на их списание.
Механик изучает условия работы оборудования, отдельных деталей и узлов с целью выявления причин их преждевременного износа, осуществляет анализ причин и продолжительности простоев, связанных с техническим состоянием оборудования, разрабатывает и внедряет прогрессивные методы ремонта и восстановления узлов и деталей механизмов, а также мероприятия по увеличению сроков службы оборудования, сокращению его простоев и повышению сменности, предупреждению аварии и производственного травматизма, снижению трудоемкости и себестоимости ремонта, улучшению его качества, подготавливает для предъявления органам государственного надзора подъемные механизмы и другие объекты государственного надзора, осуществляет техническое руководство смазочно-эмульсионным хозяйством, внедряет прогрессивные нормы расхода смазочных и обтирочных материалов, организует регенерацию отобранных масел, участвует в проверке оборудования цеха на техническую точность, в установлении оптимальных режимов работы оборудования, способствующих его эффективному использованию, в разработке инструкций по технической эксплуатации, смазке оборудования и уходу за ним, безопасному ведению ремонтных работ, рассматривает рационализаторские предложения и изобретения, касающиеся ремонта и модернизации оборудования, дает заключения по ним, обеспечивает внедрение принятых организаций, организует учет выполнения работ по ремонту и модернизации оборудования, контролирует их качество, а также правильность расходования материальных ресурсов, отпущенных на эти цели, обеспечивает соблюдение правил и норм охраны труда, требований экологической безопасности при производстве ремонтных работ.
В обязанности механика входит руководство работниками подразделения предприятия, осуществляющими ремонт оборудования и поддержание его в работоспособном состоянии, выполнение отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.
Таким образом, механик должен быть всесторонне развитым специалистом с высоким уровнем развития профессиональных компетенций.
Техническое образовательное учреждение СПО в свою очередь гарантирует выпускникам специальности 190631 формирование, причем в полном объеме, но только через 2 года, после полного введения ФГОС следующих компетенций: ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта; ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств; ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей; ПК 2.1. Планировать и организовывать работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта; ПК 2.2. Контролировать и оценивать качество работы исполнителей работ; ПК 2.3. Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта, что полностью будет соответствовать требованиям работодателя.
ГЛАВА 2. Формирование профессиональных компетенций в процессе осуществления внеаудиторной деятельности БОУ СПО ОАТК
При оценке качества профессионального образования особое внимание обращается на соответствие выпускников требованиям специальности. Исследование студенческой аудитории проводилось с 01.10.09 года по 01.11.2012 года. В нем приняли участие 827 студентов 1- 4 курсов обучения специальности 190631. В результате исследования были получены данные, позволяющие сделать вывод о необходимости введения новых лабораторий, кружков, секций для формирования профессиональных компетенций в процессе осуществления внеаудиторной деятельности, обновления содержания и расширения сфер деятельности существующих, социальное партнерство с городским домом творчества.
При анализе ответов на вопросы анкеты о мотивах выбора профессии (Диаграмма 1, Приложение 1) мы выявили, что независимо от курса обучения главным мотивирующим фактором были интерес к автомобилям, желание самостоятельно работать по ремонту, желание работать в сфере автомобильного транспорта, т.е. область собственно профессии, на втором месте у студентов 1 и 2 курса стоят перспективы в профессии, а у студентов 4 курса престиж колледжа, т.е мы видим, что в настоящий момент престиж именно нашего учебного заведения относительно 2006 (на 13%) и 2008 (на 5%) года несколько упал, а следовательно его необходимо повысить и возможно это сделать только через область интересов студентов набора 2009-2010 уч. года (в настоящий момент студенты 4 курса). Качество обучения (по мнению студентов, данные учебной части анализу не подвергались) относительно первого курса падает на втором и незначительно повышается потом к 4-му (Диаграмма 2), так как на первом курсе еще есть высокое стремление к получению знаний (по опросу студентов: по инерции от школьного курса, еще подвержены влиянию родителей и т.д.), на втором и четвертом курсах качество знаний снижается в силу стремления получить документ об образовании, а не конкретную оценку или конкретные знания, а тем самым и понижается уровень усвоения материала. Повышается сложность предметов (190631, второй курс - «Техническая механика», «Инженерная графика», «Электротехника» вызывают наиболее сложные проблемы у студентов) влекущая за собой неуспех, порождающий в свою очередь нежелание обучатся, следовательно необходимо создавать искусственно ситуации успеха, что более реально сделать во внеаудиторной деятельности. В рамках внеаудиторной деятельности по дисциплине Инженерная графика в настоящий момент введен проект «Использование 3Д моделей для развития пространственного мышления».
Однако при анализе результатов исследования мы видим, что только на 4 курсе достаточно высокий уровень удовлетворенности приобретенными практическими навыками (Диаграмма 3), что опять же говорит о введении практических занятий в области выбранной профессии, а это возможно на первом курсе только через введение внеаудиторных занятий (лаборатории, кружки и станции технического творчества) и факультативы. Анализ занятий внеаудиторной деятельностью в настоящий момент говорит о том, что только ко второму курсу студенты сами могут определиться с тем, где им заниматься и в какой именно области, но даже тот факт, что часть студентов 1 курса имеют интерес к различного рода дополнительным знаниям, не подтверждается наличием фактического результата, так как только 20% студентов первого курса нашли себе занятие по душе и только 9 студентов первого курса это занятие нашли в колледже, чуть лучше картина у студентов 4 курса, где 15% студентов занимаются внеаудиторной деятельностью в колледже (Диаграмма 4). Следовательно, необходимо через разнообразие внеаудиторных форм деятельности повышать интерес к обучению техническим дисциплинам, в том числе и проектной деятельности. Исходя из анализа данных выявлено, что мотивирующих факторов для посещения внеаудиторных занятий оказалось достаточно много (Диаграмма 5): от развить способности до заявить о себе, причем самое большое разнообразие присутствует у студентов 1 курса, что подтверждает наше предположение о необходимости ведения работы в направлении расширения области внеаудиторной деятельности для студентов 1 курса. При анализе фактического уровня желания студентов заниматься (Диаграмма 6,7) внеаудиторной деятельностью различного характера мы выявили, что на первом курсе это около 40% студентов, а на 4-ом практически 70%, следовательно студенты видят перспективу этого направления деятельности, причем на четвертом курсе она выявляется в намерении (37%) углубить знания, причем с явной целью расширения способности предложить себя на рынке труда как более квалифицированного или универсального специалиста следовательно положение о профессиональных объединениях подтверждается и этим исследованием. Причем если говорить не о желании а вообще о том если бы студент занимался помимо предметов, предусмотренных учебным планом, то студенты первого курса на 95% уверены, что это была бы деятельность в области профессиональной сферы, в этом же уверены чуть более 60% студентов 4 – го курса.
В настоящий момент студентами 4 курса осуществляются одновременно следующие проекты: представляемый нами «Техническое творчество студентов как фактор развития профессиональных компетенций», «Информатизация учебно-лабораторного комплекса для организации и проведения ЛПЗ специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» (Соммер А.), «Научное студенческое общество автомобилистов (история создания автомобилей отечественного и зарубежного производства)» (Лейнвебер А., Радченко Р.), «Организация работы СТО на базе ФГОУ СПО ОАТК» (Роменский С.)
В заключении исследования была проанализирована степень удовлетворенности (Диаграмма 8) различными аспектами внеаудиторной деятельности у тех, кто активно занимается в лабораториях и кружках. Большинство студентов не могут определиться, что же их конкретно привлекает, но на 1-ом курсе лидирует показатель «Интересные занятия», на четвертом к этому лидирующему показателю присоединяется еще и «Польза». Проанализировав коммуникативные и организаторские способности, а также уровень развития технического мышления студентов специальности 190631 (Диаграммы 9,10), необходимые им в дальнейшей профессиональной деятельности мы пришли к выводу, что их развитость не соответствует, тому, чтобы на высоком уровне овладеть компетенциями в колледже, а следовательно, прежде чем перейти к непосредственному развитию профессиональных компетенций необходимо развить вышеперечисленные способности.
Нами в ходе исследования проанализирована деятельность лабораторий, их актуальное состояние. Промежуточные итоги показывают, что деятельность студентов в рамках лаборатории технического творчества с 01.09.12 по 25.10 12 принесла ощутимые результаты, в лаборатории есть экспонаты, которые могут стать украшением технического двора колледжа и клумб вокруг студенческого общежития, студенческая копилка лаборатории насчитывает 25 завершенных проектов (ПРИЛОЖЕНИЕ 3), которые будут реализованы в ближайшее время. В настоящее время появился новый вид деятельности – ремонт станка, что вызывает еще больший интерес. Проведя исследование на предмет наличия интереса студентов 2 курса специальности 190631, занимающихся в настоящий момент в лаборатории технического творчества, выявили что 29% поступили в колледж только исходя из личного желания быть «ассами» в ремонте автомобилей и будут заниматься всеми видами технического творчества, 47% студентов готовы заниматься техническим творчеством, связанным с видами работы с использованными агрегатами и покрышками, защищая окружающую среду от ненужных отходов, 24% студентов занимаются в спортивных секциях и на станциях технического творчества г.Омска и поэтому не имеют время для занятий творчеством в колледже, но готовы оказывать разовую помощь. Преподаватели, работающие в данных группах, отмечают повышение интереса к специальным дисциплинам, прикладному характеру наук, возможности использования знаний, полученных на занятиях в процессе технического творчества. В настоящий момент преподавателями дисциплины «Адаптация на рынке труда» и руководителем учебно-производственных мастерских ведутся переговоры с руководством БОУ ДОД ДЮТ (Городской дом юного техника) о вопросах привлечения к различного рода проектам совместной деятельности студентов (повышение профессиональной компетенции, профориентация среди школьников) и участников студий технического творчества ДЮТ (выбор профессии).
Делая выводы, следует отметить, что в настоящее время студенты, преподаватели и администрация колледжа заинтересованы в развитии студенческой технической лаборатории, расширении круга рассматриваемых задач, отмечена связь студентов 2 и 4 курсов, что приносит положительные результаты при оценке разработки и реализации проектов. Налажено взаимодействие с социальными партнерами.
Заключение
Действенность междисциплинарных приемов формирования профессиональных компетенций наблюдается при преподавании дисциплин профессионального и общепрофессионального цикла, студент работающий во внеаудиторной деятельности углубленно по предмету показывает намного более высокий уровень усвоения знаний, чем тот студент, который только регулярно посещает занятия, но не получает дополнительно знания по специальным дисциплинам. Студент, занимающийся дополнительно по предмету и проявляющий высокий уровень мотивации к совершенствованию компетенций, проявляет и высокий уровень учебной мотивации. Проведя глубокий анализ исследования мы пришли к выводу, что цель нашей работы достигнута.
Подводя итог всему, изложенному выше, можно сделать следующие выводы:
1. Необходимость формирования профессиональных компетенций технических специальностей обусловлена тем, что сегодня для большинства выпускников колледжей неотъемлемой частью будущей профессии становится реальная деятельность как в профессиональной, так и деловой сферах, умение показать высокий уровень знаний и умений, а так же наличие опыта непосредственно при поступлении на работу.
2. Решение проблемы формирования компетенций студентов - задача преподавателей не только в области преподавания специальных дисциплин, но в области развития внеаудиторной деятельности
4. Поэтапное введение в программы внеаудиторной подготовки будущих специалистов, расширяющей область применения их знаний, связанных с теорией и практикой автомобилестроения и технической эксплуатации, положительно отразится и на овладении ими всем комплексом компетенций, предусмотренным программами колледжей.
5. Реализация наших предложений с учетом межпредметной координации, может способствовать созданию общего комплекса обеспечения внеаудиторной деятельности студентов всех курсов, использование которого облегчит процесс понимания студентами определенных, достаточно сложных, предметных компонентов содержания (объектов изучения), а также повысит уровень их профессиональных и личностных компетенций.
6. Привлечение к различного рода проектам БОУ ДОД Городской дом юного техника повышает имидж учебного заведения и конкурентоспособность выпускников на рынке труда.
В 2009 году нами разработана программа развития профессиональных компетенций, которая в 2013 году при нашем выпуске из учебного заведения будет продолжена и возможно расширена нашими последователями. Компетентностный подход глубоко вошел в реальную образовательную практику, аудиторные занятия в совокупности с внеаудиторной деятельностью приносят достойные плоды, что в конечном итоге помогает выпускникам занять достойное место в реальном секторе экономики.
Литература
Кто должен измениться?
Если хочется пить...
Просто так
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
"Разделите так, как делили работу..."