Работа, посвящёна анализу и сравнительной характеристике наскальных изображений разных эпох.
Вложение | Размер |
---|---|
tomskaya_pisanica.doc | 77 КБ |
Научно-практическая конференция школьников
«Юниор»
Секция «Краеведение»
«Сравнительная характеристика наскальных изображений разных эпох »
Автор работы: Дымов Роман
гимназия № 21,
3 «Б» класс
Научный руководитель: Арутюнян
Елена Николаевна-
учитель начальных классов
МОУ «Гимназия № 21»
Кемерово 2011
Оглавление
Наскальные изображения эпохи каменного века 5
Наскальные изображения эпохи бронзового века в сравнении с изображениями каменного века 8
Введение
У нас в Кузбассе, всего в часе езды от города Кемерово, находится удивительный исторический памятник древнего искусства – Томская писаница. Громада гор тянется вдоль реки Томь вниз по течению, за рекой Писанка. На этих горах находятся письмена, оставленные древними народами.
Примерно двадцать пять тысяч лет назад, у томских скал появились первые обитатели Сибири – люди древнего каменного века, охотники на чудовищных мамонтов и сибирских носорогов. Многие поколения людей менялись. И каждое оставляло все новые и новые наскальные изображения.
Древний человек создавал в камне рассказы о своей жизни. Из-за отсутствия письменности всю информацию о своей жизни люди конца каменного века и эпохи бронзы донесли до нас рисунками на скалах.
Мы побывали на Томской писанице, внимательно изучили рисунки оставленные людьми каменного и бронзового веков и пришли к выводу, что эти рисунки отличаются по технике и по тематике. Это наблюдение определило цель нашего исследования
Цель работы – выявить и научно обосновать различия между наскальными рисунками разных эпох и определить возможные причины различий.
Задача исследования: изучить рисунки, оставленные древними людьми, определить к каким эпохам они относятся, найти в рисунках подтверждения изменения мировоззрений наших предков.
Такое сравнение нам представляется важным, так как в рисунках отражается изменение мировоззрения наших предков.
Сравнение мы проводили по нескольким характеристикам: изображение людей, животных, предметов, а также техника изображения
Предмет исследования: наскальные изображения (петроглифы)
Объект исследования: петроглифы на скале Писаной музея-заповедника «Томская писаница».
Методы: исследовательский, изучение научной литературы, методы анализа и систематизации.
Гипотеза: в древнем искусстве можно проследить изменение мышления людей.
Глава1
Изображения эпохи каменного века
Каменный век – древнейший период в развитии человечества. Люди каменного века занимались охотой, рыболовством, сбором грибов, ягод; пользовались дарами природы.
Томь была густо населена племенами охотников и рыболовов. Они делали каменные топоры, большие острые каменные ножи, массивные наконечники копей и кинжалов из рога, со вставленными в разрез тонкими острыми пластинками. Многие изделия у древних обитателей были из кости и рогов: гарпуны с острыми шипами, проколки, наконечники стрел.
Жизнь до возникновения животноводства и земледелия полностью зависела от охоты, ее результатов, как много будет зверя в лесу, прежде всего лосей – подлинного хозяина тайги.
Охотники очень наблюдательные люди и это видно в большом количестве рисунков, передающих сцены охоты. И самое интересное то, что в них показаны разные способы охоты на лосей.
Самой надежной в то время была загонная охота. Суть ее в том, что охотники загоняли большое стадо лосей в приготовленную западню или гнали к обрыву реки и уничтожали животных. Это древний и простой способ охоты, но самый удачный. Охотники добывали сразу много мяса и обеспечивали едой весь род на долгое время. Загонная охота на Томской писанице изображена правдоподобно и со всеми подробностями. Это рассказ о трудном охотничьем промысле. Загон изображен сверху с высоты птичьего полета, поэтому выглядит как картина. По кругу расставлены вершки загона, показан коридор, в который загоняют зверей. По краям загона схематично стоят человеческие фигуры. Они натягивают луки и стреляют в сторону быстро убегающего лося. Ученые утверждают, что такого рисунка нет ни на одной другой писанице.
Еще один способ охоты существовал в то далекое время – это поколы животных. Во время массового хода зверей через переправы их поджидали в засаде охотники и уничтожали. Необычная сцена покола запечатлена на скалах древним охотником. Вверх по берегу реки поднимаются лоси, некотрые еще плывут по воде, из которой видна голова. Волнистая линия внизу показывает поверхность воды. А перед животными стоит человек, и от его руки отходит линия, перерезывающая животных. Древний художник так изобразил копье. Сцена очень печальная. У животных от боли искривлены пасти, они ревут, а один лось, в страхе повернув назад, уплывает от смертельной опасности.
На писанице показаны иные приемы охоты. Одни звери изображены попавшими в петлю, с запутанными ногами, тревожно ревущие; во всем облике зверей чувствуется боль. На других рисунках изображены с вонзенными в стены дротиками, шеи вытянуты, пасти раскрыты. (Приложение 1)
Рисунки наносились на камень, при помощи более твердого камня.
В эпоху неолита техника рисунка - «выбивание». Очевидно, специальными каменными резцами – метчиками сначала прочерчивался контур будущего рисунка, а уж потом «прорисовывался» весь рисунок. Он выбивался мелкими ударами.
Объемность рисункам придавали с помощью особой техники: голова животного выбивалась сплошь, а туловище обрисовывалось контурно. Глаза и разрез рта, как правило, не выбивались. Оставаясь выпуклыми, они придавали рисунку особую выразительность.
Стоит отметить, что лоси изображались в движении. Видимо, тем самым древние художники передавали именно действие – охота, погоня.
На одной лосиной фигуре в области груди изображена стреловидная фигура. Очевидно, так были переданы сердце и аорта зверя. Это своего рода рассказ о внутренностях зверя, которые хорошо были известны древним людям. (Приложение 2)
Типичной чертой наскального искусства эпохи неолита является строго профильное изображение животных. В то же время на рисунки людей профильное изображение не распространяется: человеческие фигуры выполнены в фас, с повернутой в сторону головой. Но это характерно для древнего искусства вообще (взять хотя бы египетские рисунки той эпохи).
Вообще, стоит отметить, что изображению самого себя неолитический человек придавал гораздо меньше значения, чем окружающим его животным. Фигуры очень отдаленно напоминают человеческие и плохо прорисованы, чисто схематически, в то же время лосей рисовали в эту эпоху очень тщательно и детально, с разнообразными эмоциями (чаще боль и страдание) (Приложение1)
Глава2
Наскальные изображения эпохи бронзового века в сравнении с изображениями каменного века
На смотровой площадке слева от большого камня на скале нанесены рисунки бронзового века. Внимательно присмотревшись, можно заметить различия в технике исполнения рисунка: контуры глубоко прочерчены и совсем непохожи на выбитые изображения каменного века. Гладко зашлифованные силуэты стали совсем черными, шеи животных покрыты прочерченными линиями в виде сетки. Такая сложная техника исполнения рисунка в бронзовом веке по сравнению с каменным неслучайна. В эпоху бронзы произошли огромные изменения в жизни людей.
Бронзовый век – это эпоха распространения скотоводства и земледелия в степях, время начала металлургии и добычи полиметаллических руд, эпоха изобретения колеса и колесного транспорта, начавшихся передвижений и контактов среди людей. Появилась письменность. Разделение хозяйственного уклада – скотоводы и земледельцы в степях, а охотники в лесной части – проходила примерно здесь, в районе Томской писаницы.
В рисунках бронзового века ощущается совсем другой мир, он как бы раздвинул свои границы и вышел за пределы леса. В изображениях каменного века показана реальная, конкретная, замкнутая лесная жизнь – лоси, охота.
В эпоху бронзы появляются новые сюжеты, связанные с развитием мировоззрения человека. Господство охотничей магии и распространение новых представлений о строении вселенной и движении небесных светил приводят к постепенному развитию условной трактовки знакомых образов и к изменению сюжетов. Художники основной задачей в рисунке ставили не художественную достоверность, а идейность.
Люди, жившие за много веков до нас, не пользовались электричеством и не имели мобильных телефонов, но они были по-своему мудры и пытались разгадать что же такое жизнь, какое строение вселенной, происхождение народа, кто были их предки.
В изображениях бронзового века прослеживается мировоззренческая основа, характерная для всего человечества в древнем мире. В глубокой древности сложились свои представления о мире, и состоит он из трех миров, которые связаны друг с другом:
1. верхний мир – небесная сфера, обиталище солнца, добрых духов, птиц;
2. средний мир – земной, где живут люди, животные;
3. подземный мир – обладатель злых духов, ночной темноты, отрицательных сил духов и предков.
Это общечеловеческая основа всего мировоззрения. С помощью ее объяснялась смена дня и ночи, увядание и воскрешение природы, наблюдаемая ежегодная смена времен года, состояние жизни и смерти, движение солнца. С богом связывали представления о вечной жизни в загробном мире, ему приписывалась животворная сила проростания семян, воскрешения природы.
Это ощущается в появлении различных символов: лодки, шаманы, фигуры танцующих человечков, солнечный олень. В рисунки приходит что-то потустороннее. Люди начинают прикасаться к ранее не известному и еще не понятному.
Символ лодки во многих культурах означал переход в подземный мир. Они начали верить в переселение душ, в духов, в богов. Если раньше с животными изображался охотник, то в эпоху бронзы – шаман или танцующие человечки. К процессу охоты привлекаются духи, магия, шаманы, обряды. (Приложение 3)
В целом новому искусству уже чужда натуралистическая манера изображения животных, им присущ сухой схематизм, условная трактовка образа.
В эпоху палеолита меняется и манера изображения: это уже прочерчивание, точнее прорезание контура рисунка по поверхности камня острым предметом, шлифовка.
Центральной фигурой рисунка по-прежнему является лось. В каменном веке изображали реального лося, а в бронзовом веке – это неповторимая фигура космического солнечного оленя. Он прочерчен во весь камень, вверх от головы отходят шесть тонких полос, как сияющие лучи. Он как будто плывет по воздуху. По мифам северных народов тот самый олень-солнце за день пролетает или пробегает весь небосвод, а на закате на ночь опускается в мировой океан, пробегает по его или проплывает за ночь, чтобы утром опять появиться с востока. Солнечный олень, с которым древние люди связывали силы добра, восхода и захода солнца, а значит и силы жизни на земле. (Приложение 4)
Заключение
Томская писаница – это памятник духовной культуры, расположенный на границе двух миров, двух больших культурно исторических зон. Изображения разные по стилю: просто выбитые контуры, выбитые профили животных, прошлифованные вез выбивки и глубоко прочерченные, прорезанные по камню. Они разные не только по технике исполнения, но и по стилю.
Когда смотришь на эти изображения первый раз, кажется, что они одинаковые и по сюжету и по стилю. Но стоит начать изучать их, как становиться ясно, что здесь прошли тысячелетия, за которые мировоззрение человека претерпело серьезные изменения.
Томская писаница – памятник не только нашего Отечества, это памятник мировой культуры. Это корни нашей истории, частичка нашей Родины, ее вчерашний день и прикосновение к тайнам прошлого, способного обогатить и сделать нас более знающими. Уважение к прошлому, неравнодушие – это все равно, что уважение к родителям.
Таким образом, подводя итоги, можно сделать вывод: изменение мировоззрения древних людей, почитание солнца, духов предков отразилось на наскальной живописи Писаных скал. Из просто добытчика человек начал осознавать свою значимость и возможность воздействия на мир.
Список литературы:
1.Ковтун И.В. Петроглифы Висящего камня и хронология Томских писаниц.- Кемерово, 1993
2.Мартынов А.И. Писаница на Томи.- Кемерово, 1987
3.Мартынов А.И. Писаница на Томи Издание 2-е.- Кемерово, 1988
4.Мартынов А.И. Томская писаница.- Кемерово, 2002
5.Мартынова Г.С., Покровская А.Ф. Исследователи Томской писаницы. – Кемерово, 2000
Приложение 5
Сравнительная характеристика наскальных рисунков каменного и бронзового веков
Объект сравнения | Каменный век | Бронзовый век |
Техника исполнения | выдалбливание | прочерчивание, шлифование |
Изображение животных | бег от человека, охота на животных; художественное изображение | обожествление животных, вовлечение в свой мир; схематичное изображение |
Изображение людей | Схематично; в фас; в конкретном действии (стрельба из лука) | Художественно; в профиль; смысловые действия (обряды, ритуальные танцы), зверолюди (духи) |
Изображение предметов | загон в сцене охоты, лук, копья, капканы | Лодки, шаманские бубны, лучи солнца, маски |
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Мост Леонардо
Любили тебя без особых причин...
"Портрет". Н.В. Гоголь
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Комментарии
Работа, посвящённая анализу и
Работа, посвящённая анализу и сравнительной характеристике наскальных изображений разных эпох.