Исследовательская работа о качестве воды
Вложение | Размер |
---|---|
vot_takaya_nasha_voda.doc | 63.5 КБ |
«Вот такая наша вода»
Дубникова Мария Ивановна
Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ,
Ямальский район, село Панаевск
Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат
«Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
4а класс
Введение
Наш поселок стоит на берегу Оби, самой протяженной реки в России и второй по протяженности в Азии. Поэтому, на первый взгляд, кажется, что воды много. В посёлке имеется водоочистная станция. В каждый дом проведён водопровод. Стоит только включить кран, и вот она – вода! Но мама постоянно покупает в магазине питьевую воду, в школе тоже пьём бутилированную питьевую воду. Почему?
Я решила исследовать какие меры по очистке и охране воды применяются в нашем посёлке, чем мы – дети можем помочь в решении данной проблемы. Ведь 2013 год в Ямало-Ненецком автономном округе объявлен годом народосбережения.
Привлечение внимания детей к важности качественной воды для людей, сохранения здоровья, о мерах по очистке воды в посёлке Панаевске, делает наше исследование актуальным.
Гипотеза исследования – если доказать, что без воды жизнь на земле невозможна, от загрязненной воды страдает всё живое, она вредна для жизни человека, то это позволит привлечь внимание учащихся к необходимости применения фильтров, а также бережного отношения к воде.
Объект обследования: экология.
Предмет исследования: вода – источник жизни
Участники исследования: учащиеся начальной школы.
Цели:
- изучить и обобщить теоретический материал по теме исследования;
- расширить знания о значении водоочистной станции нашего посёлка;
- познакомить с состоянием воды в нашей реке;
- доказать необходимость бережного отношения к воде;
- выявить отношение взрослых и детей к данной проблеме;
- развивать в учащихся умения публичного выступления, умение выделять главное, обобщать и анализировать материал;
- повысить социальный статус знаний;
- ввести школьника в мир научной проблематики.
Реализация целей осуществляется через решение следующих задач:
- Содействие становлению личности через научно-исследовательскую деятельность. Оказание помощи школьнику в развитии потребности и способности к саморазвитию;
- Приобщение детей младшего школьного возраста, склонных к научной деятельности, к плановому ведению исследования; выведение их на реальный результат;
- Формирование навыков публичного выступления, ведения научной полемики.
Основными методами данного исследования являются:
- анализ и синтез;
- наблюдение;
- сравнение;
- сбор информации из книг, журналов, газет;
- анкетирование;
- обобщение.
Ожидаемые результаты: осознание опасности загрязнения воды для жизни человека и обеспечение населения нашего посёлка водой, которая соответствует всем нормам и ГОСТам, а также необходимость бережного отношения к главному богатству Земли.
Работа по данному направлению включает в себя следующие этапы:
Общее ознакомление (просмотр информационных источников);
Обработка информации, выделение наиболее значимой;
Составление выписок и их дальнейшая обработка;
Сравнение и сопоставление с различными источниками информации;
Проведение практической части исследования;
Анализ и синтез собранного материала, дополнение собственными наблюдениями;
Заключение;
Выводы и предложения.
Основная часть
«Вот такая наша вода»
Вода - источник жизни
Вода – краса природы! Эту красу мы видим повсюду: и в тихой речке, и в глубине озера, по которому белыми корабликами плывут лебеди, и в синем море, где режет волны быстроходный корабль. Эта краса и в тонкой струйке воды, которой мы умываемся. Она и в облаках, бегущих по безбрежному воздушному океану. И в грибном дождике, напоившем влагой каждый кустик. А что если бы не было воды? Об этом даже подумать страшно. Не было бы дождя, снега, высохли бы реки, моря, озера, сгорели бы травы и деревья. Значит, не было бы рыб, птиц, животных и человека. Не было бы жизни на Земле.
Сколько воды на Земле? Землю называют «Голубой планетой». Оказывается, вода покрывает 70% поверхности Земли. Это много. Учёные подсчитали, что 97% всех запасов воды на планете Земля приходится на солёные воды морей и океанов. И только 3% водных запасов – пресная вода. А это очень мало. В природе ею заполнены чаши океанов, моря, озера, реки, болота. Есть и искусственные водоемы – пруды, водохранилища и каналы. Она есть также и в глубине Земли, и в её атмосфере.
Мы знаем, что вода наиболее ценный для человека продукт, и что наш организм на 60-70% состоит из воды. Вода в нашем организме регулирует температуру тела, увлажняет воздух, доставляет в клетки организма питательные вещества и витамины, защищает жизненно важные органы, помогает преобразовать пищу в энергию, питательным веществам усваиваться органами, выводит шлаки. Поэтому человеку необходимо выпивать как минимум 1,5 литра воды в сутки.
Вода необходима в жизнедеятельности человека для питья и приготовления пищи, в личной гигиене, для мытья посуды, поливки цветов и домашним питомцам, для промышленности и производства. «Вода - это чудо природы, самое драгоценное ископаемое» - говорил А.П. Карпиненский. Поэтому с 1993 года ежегодно 22 марта отмечается Всемирный день водных ресурсов, который объявлен Генеральной Ассамблеей ООН.
По данным Юнеско, самая чистая вода в мире - в Финляндии.
В Алжире есть озеро из чернил. Водой этого озера можно писать на бумаге и чернила никогда не иссякают.
Самая дорогая вода в мире продаётся в Лос-Анжелесе (США). Её цена - 90 долларов за литр. По словам продавцов, вода имеет идеальный для человека изысканный вкус.
Изучив научно-познавательную литературу, я узнала, что за 25 лет жизни с водой в организм попадает:
- 109 кг хлора (два мешка хлорки). Хлорированная вода вызывает кожные раздражения, аллергии, плохо влияет на пищевод и желудок.
- 25 кг нитратов (мешок). Вода, где есть эти вещества, поражает дыхательную систему и сердце.
- 500 г алюминия (5 алюминиевых кружек). Алюминий накапливается в печени, а также в жизненно важных областях головного мозга, приводя к тяжелым расстройствам центральной нервной системы.
-3 кг железа (гирька). Переизбыток железа в организме сажает почки. Вода с повышенным содержанием в ней этого химического элемента отвратительна на вкус, и у нее мутный бурый цвет.
-1 литр бензина (нефтепродуктов). Под влиянием нефтепродуктов разрушается
печень.
- 27 г бора (столовая ложка). Этот химический элемент быстро всасывается в желудочно-кишечный тракт, а выводится медленно.
Существует несколько стандартов на питьевую воду:
- Российский стандарт, определяемый соответствующими нормами и ГОСТами;
- Стандарт всемирной организации здравоохранения (ВОС);
- Стандарт США и стандарт стран Европейского союза (ЕС).
Качество питьевой воды в нашей стране определяется нормами санитарно-эпидемиологических правил и нормативами, утвержденными главным государственным санитарным врачом Российской Федерации в 2002 году. Согласно этим нормам под питьевой водой подразумевается вода с соответствующими органолептическими показателями — прозрачная, без запаха и с приятным вкусом, без вредных примесей и болезнетворных микроорганизмов. Полезных минералов в воде должно быть не более 1 г/л, значение рН равняется 7 или 7.5, жёсткость не выше 7 ммоль/л. Суммарное количество вредных химических примесей должно составлять либо десятые-сотые доли их предельно допустимых концентраций (ПДК), либо вообще отсутствовать, т. е. их концентрации ничтожно малы. Только такая вода удовлетворяет качеству питьевой воды.
Контроль качества воды
В нашем поселке Панаевске имеется водоочистная станция, в которой проводят очистку закачанной с реки воды. Из беседы с директором Панаевского жилищно-коммунального хозяйства я узнала, что существует программа производственного контроля качества воды. Такая программа разрабатывается и утверждается на пять лет. Последняя программа утверждена на 2010-2015 годы. Из программы узнала, что очистка воды представляет сложный процесс. Насосы, установленные в насосной станции, подают воду в первичный отстойник, где происходит отделение песка и ила, а также насыщение воды воздухом. Затем, с помощью насоса, вода подаётся на очистку в водоочистную станцию. Здесь поток воды равномерно распределяется на восемь, параллельно работающих, фильтрующих ёмкостей. Фильтрующие ёмкости загружены тремя слоями гранулированных материалов. Каждый слой материала влияет на эффект очистки воды. Последней стадией очистки воды является извлечение растворённых органических веществ активным углём. В фильтрах используется уголь марки АГ-3. Фильтрация осуществляется сверху вниз со скоростью 5м/ч. Смена фильтров проводится два раза в год. Вот таким образом фильтруется вода.
Но даже очищенную воду нельзя считать питьевой водой без лабораторных испытаний. В посёлке Яр Сале имеется филиал федерального учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ямало-Ненецком автономном округе в Ямальском районе», в котором врачи-бактериологи проводят испытания качества воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Каждый месяц сюда отправляют в специальном полиэтиленовом контейнере для лабораторных испытаний и нашу воду, которую берут с реки Обь, а также из разводящей сети Панаевской водоочистной станции. По результатам лабораторных испытаний составляются протоколы. Из протоколов, которых я изучила, узнала, что вода, взятая с реки и разводящей сети, не соответствует требованиям СанПиН по микробиологическим показателям. В воде обнаружены вредные бактерии: обобщённые колиформные и термотолерантные колиформные.
Вывод: восемь фильтрующих ёмкостей Панаевской водоочистной станции не позволяют решить проблему качества воды. Для этого необходимо провести реконструкцию водозаборной и водоочистной станций, вводить новые современные технологии водообработки – фильтрацию с применением новых реагентов, которые способны задерживать мельчайшие вирусы и бактерии, а также состояние водопроводных сетей нашего посёлка.
Наша река Обь освобождается от ледяного покрытия в начале июня, а уже в ноябре она бывает скована льдом. Но с апреля месяца и до самого вскрытия реки вода в водопроводном кране становится клейким, даже посуда плохо отмывается. Почему? Из сводной таблицы лабораторных испытаний воды нашего посёлка видно, что в апреле, мае в воде изменяется содержание неорганических веществ, обобщённые и органолептические показатели: железо (2.58 - 2.54мг/куб. дм, против 1.0), жёсткость (2.51- 2.49 град. Ж против 1.59), увеличивается мутность (13.15-8.45 ЕМФ против 5.65). Всё это связано с тем, что существенное изменение в химический состав поверхностных вод вносят паводковые воды.
Вывод: с таянием снега в водоёмы попадают всевозможные вещества, которые ещё больше ухудшают качество воды. Поэтому я рекомендую фильтровать воду с помощью бытовых фильтров или покупать в магазинах питьевую воду. Можно пить только кипяченую воду.
Вредят ли эти вещества растениям? Чтобы ответить на этот вопрос я провела эксперимент с растениями.
Описание эксперимента.
12 сентября 2012г. Посадила два цветковых растения: хлорофитум (№1) и колеус (крапивка) (№2). Растение №1 поливала водопроводной водой. Растение №2 поливала речной водой.
Результаты исследования экспериментальных данных.
12 марта 2013г. Растение №1 выросло до 60 см, много ростков. Растение №2 выросло до 80 см, много ростков.
Вывод: из анализа экспериментальных данных, видно, что вещества, попадавшие в реку не наносят негативного воздействия на рост растений. Вода в нашем водоёме пригодна для бытовых нужд, в ней не содержатся ядовитые вещества.
Какова стоимость воды
Из беседы с главным бухгалтером Панаевского жилищно-коммунального хозяйства я узнала, что платят за воду не только жители посёлка, но и все организации, которые имеются в нашем посёлке. Также узнала, что для населения цена одна, для организации совсем другая и она значительно выше. Решила выяснить изменяется ли себестоимость воды по годам. Для этого сопоставила данные за последние три года. Показатели занесла в таблицу.
Вывод: себестоимость воды ежегодно изменяется как для населения, так и для организации. Это зависит от потребления воды. Чем больше будет расход воды по организациям, тем дороже её стоимость.
Увеличение стоимости воды направляет жителей посёлка на необходимость устанавливать приборы учёта холодного водоснабжения (счётчики). Такой счётчик имеется и в нашей квартире. Мама оплачивает за потребление воды по показателям счётчика.
Я решила узнать, сколько квартир в нашем посёлке имеют приборы учёта холодного водоснабжения, для этого провела анализ за три года.
Вывод: В нашем посёлке ежегодно увеличивается количество квартир, где жильцы устанавливают приборы учёта холодного водоснабжения. Значит, счётчики способствуют экономному потреблению воды и соответственно экономить плату за потребление воды.
Панаевская школа-интернат тоже не может функционировать без воды. Вода ежедневно требуется для мытья посуды, приготовления пищи, личной гигиены, поливки цветов, уборки помещений. Решила сравнить количество потребления воды школой-интернатом за три года.
Вывод: Панаевская школа-интернат потребляет большое количество воды, и соответственно стоимость за воду составляет большую сумму.
Кроме этого, Панаевская школа-интернат закупает питьевую воду «Полярный ледник», которую привозят с поселка Харп, где построен завод по добыче из подземного источника натуральной питьевой воды ледникового происхождения. Вода находится в зоне вечной мерзлоты за Полярным кругом. По оценкам Российских и английских экспертов эта вода может быть названа реликтовой. Возраст воды более 2тысяч лет. Вода «Полярный ледник» сертифицирована Центром воды Англии, одним из строгих в Европе.
Я решила узнать, сколько литров воды выпивают учащиеся Панаевской школы-интерната, в среднем, за год и какие финансовые затраты несёт школа-интернат за купленную воду. Из беседы с бухгалтером централизованной бухгалтерии нашего посёлка узнала, что в бухгалтерии ведётся строгая отчетность по всем разделам, в том числе и воде. Результаты по потреблению воды занесла в таблицу.
Вывод: С увеличением количества учащихся школы-интерната возрастает потребность питьевой воды и соответственно её стоимость.
Отношение учащихся к проблеме воде
Поставив перед собой столь серьёзный вопрос, я решила узнать отношение моих сверстников к проблеме воды. Для этого провела социологическое исследование: попросила учащихся начальных классов ответить на вопросы моей анкеты. В анкетировании принимали участие 29 учащихся 3-4-х классов.
Общие выводы по социологическому опросу: большинство учащихся осознают опасность загрязнения воды для жизни человека и необходимость бережного отношения к главному богатству Земли. В большинстве семей имеются собственные системы очистки воды. Но не все участники опроса знают, сколько платят родители за потребление воды. Значит, они не задумываются об экономном расходовании воды.
Заключение.
«Нельзя сказать, что вода необходима для жизни: она и есть жизнь»,- так сказал Сент - Экзюпери об этой жидкости, которую мы употребляем, не особенно задумываясь. Вода - простейшее химическое соединение двух атомов водорода и одного атома кислорода H2O. В нашей повседневной жизни мы сталкиваемся с водой постоянно. При этом можно сказать, что мы «воду пьём» и «воду льём».
К сожалению, наш поселок не обеспечен водой, которая соответствует всем требованиям. Основная проблема ямальской воды – большое количество марганца и железа. Состояние водопроводной сети нашего посёлка также ещё не позволяет полностью решить данную проблему.
Чтобы изменить ситуацию в положительную сторону, в нашем посёлке необходимо разрабатывать и вводить новые современные технологии водообработки – фильтрацию с
применением новых реагентов, которые способны задерживать мельчайшие вирусы и бактерии.
Я надеюсь, что качество нашей воды в будущем улучшится за счёт применения современных перспективных методов водоподготовки. Не зря 2013 год Губернатором Ямало-Ненецкого автономного округа объявлен Годом народосбережения. А пока я рекомендую фильтровать водопроводную воду с помощью различных фильтров.
А во всём мире 1 миллиард 100 миллионов человек не имеют доступа к воде. А мы с вами живём рядом с рекой. Так что мы с вами счастливые люди! Берегите воду!
Список литературы
1. Горох // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.) — СПб., 1890—1907.
2. Море: Энциклопедия для детей /Пер. с фр. М., 2001. 122 С.
3. Одум, Юджин, Основы экологии. /Пер. с англ. М., 1975. 740 С.
4. Фелленберг Г. Загрязнение природной среды. М.: Мир. 1997. 232 С.
5.Пшенцова Е. Вода, железо и грязные трубы. Газета «Красный север» №12, 9 февраля 2013.
За еду птицы готовы собирать мусор
Карандаши в пакете
Горячо - холодно
Знакомые следы
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?