Аннотация
Шестилетний Кирилл поставил цель изучить древние способы получения огня трением и высечением искры. Решил научиться добывать огонь с помощью огнива, зажигалки, спичек. Применять умения, навыки при пользовании как современными нагревательными приборами и приспособлениями, так и такими как жаровой самовар, керосиновая лампа, керосинка. Любознательность, старательность, сообразительность, внимательность и осторожность помогли Кириллу справиться с задачами и подтвердить его гипотезу о том, что современному ребёнку под силу научиться безопасным приёмам получения огня и использования нагревательных приборов и приспособлений. Соединил теорию с практикой и пришёл успех!
Вложение | Размер |
---|---|
О том, как в 6-7 лет можно изучить, добывать и применять огонь | 397.79 КБ |
Огонь – великое чудо природы! Хочу о нём знать, уметь применять
Автор: Чубукин Кирилл, воспитанник подготовительной к школе группы МДОБУ № 118 г. Сочи
Руководитель: Коваленко Лидия Михайловна, педагог дополнительного образования МДОБУ № 118 г. Сочи
г. Сочи, 2013
Содержание:
Введение……………………………………………………………………3
2) Узнаю о приборах, приспособлениях с применением открытого огня. (Костёр, очаг, факел, лучин, свеча, печь, камин, спиртовка, керосиновая лампа, примус, керосинка, керогаз, самовар, печка-буржуйка).
3) Огненная беда – пожар!
4) Отношение людей к огню.
Вечный огонь – огонь памяти.
Олимпийский огонь – огонь единения людей.
* Моё знакомство с приборами и приспособлениями для получения огня и с работой осветительных, нагревательных приборов с использованием открытого огня снимали на фотоаппарат.
Иллюстрации и фотоматериалы используем в мультимедийной презентации к этой работе. Создали фото-приложение к работе.
ВВЕДЕНИЕ
Тема работы: «Огонь – великое чудо природы! Хочу о нём знать, уметь применять».
Цель работы: узнать об огне, способах его добывания и использования. Научиться добывать огонь и пользоваться нагревательными приборами. Гипотеза: если древние люди научились получать огонь и использовать его, то смогу ли и я этому научиться?
Задачи: 1. узнать о том, как огонь вошёл в жизнь людей;
2. познакомиться на практике с разными способами добывания огня;
3. ознакомиться с историей и работой старинных и современных
приборов (приспособлений) для получения и использования огня;
4. провести доступные опыты, эксперименты, практические занятия,
5. посетить этнографический музей, пожарную часть, встретиться с
интересными людьми, старожилами.
Актуальность: знания о такой опасной стихии как огонь - всегда актуальны. Уметь добывать огонь и использовать его – полезно взрослым и детям.
Объекты исследования: библиотека, сайты сети «Интернет», этнографический музей, кузница, пожарная часть, дома и архивы старожилов.
Предметы исследования: статьи об огне, фото и видео материалы, старинные и современные предметы: огнива, керосиновые лампы, примусы, горелки, керогазы, разные виды спичек, зажигалок, спиртовки, камины, печи…
Методы исследования:
Я – Чубукин Кирилл, хожу в детский сад, но уже убедился в том, что удивительное – рядом! Во дворе нашего садика стоит ствол срубленного дуба. На нём я увидел несколько грибов странной формы.
Трутовик Трут
Учительница мне сказала, что это гриб трутовик, он ещё в очень давние времена помогал людям получать огонь, который спасал их от хищников, холода, помогал готовить еду на костре. А сейчас трутом называют материалы, которые легко воспламеняются. Я решил убедиться в этом и, как древние люди, попытаться сам добывать огонь. Но огонь опасен, поэтому учитель и родители занялись исследованием огня вместе со мной. Выполняя работу, я много узнал и многому научился. В интернете нашли рецепт, как приготовить из гриба трут – материал, который загорается от искры. Рецепт оказался очень сложным и не верится, что его знали древние люди. А сухие части гриба никак не хотели загораться от искр. Но всё же исследование продолжилось…
Мне рассказали древнюю легенду о Прометее, который принёс огонь людям, похитив его у богов с Олимпа. Но, скорее всего, наши далекие предки встретились с огнем во время пожаров, от ударов молний или потоков лавы из вулканов. Археологи нашли остатки кострищ, которые горели больше миллиона лет назад. Тогда люди не умели добывать огонь сами, но могли переносить и сохранять этот дар природы. В пещере в Китае нашли слой золы толщиной более 6 м! Значит, берегли огонь многие сотни лет!
Я узнал, что опытным путём через очень долгое время люди освоили два способа получения огня.
Способ трением.
Способ трением, когда долго сверлили или тёрли куски сухого дерева для своих орудий труда и охоты. Дерево сильно нагревалось, а древесная пыль – вспыхивала. Позднее использовали подобие лука с тетивой, чтобы проще было вертеть. Получались маленькие искры, они поджигали сухой материал - мох, а позднее трут. Способ высекания открыли, когда били камнем о камень и высекали искры, которые попадали на сухой мох, траву, зажигали их. Но не из каждого камня можно высечь искру. «Оненный камень» археологи нашли в пещере в Бельгии. В округлом куске медного колчедана обнаружили выемку от постоянных ударов кремнем.
Учёные спорят, какой метод был применён раньше. Но не спорят, что использование огня - это важнейший момент в развитии от зверя к человеку. Люди боялись огня, пока научились добывать его и использовать.
Я усвоил, что огонь помогал людям согреваться выживать, готовить еду, отгонять хищников, охотиться, укреплять глиняную посуду в гончарных печах, выплавлять металлы в плавильных печах, совершенствовать орудия труда, оружие. Прошло много веков, люди применяют огонь в быту, науке, технике.
Практика. Я пытался добывать огонь трением, высеканием. Делал факелы. Видел гончарную печь. Побывал на кузнице. Помогал топить камин и печку дровами. Побывал в этнографическом музее, видел очаги древних жителей нашего побережья Чёрного моря.
Огниво. Все технические приспособления, облегчающие нам жизнь, были кем-то когда-то изобретены, сконструированы и приспособлены для жизни людей. Способ высекания огня тоже совершенствовался. Если ударять по кремню куском железа (кресалом), то искры высекаются проще и более яркие. Кресало и кремень вместе стали называть словом – огниво. Мешочек для хранения назвали «трутовица». Современное огниво это обычно стержень из кремния (пирит), вставленный в деревянную или металлическую ручку. Искры высекаются кресалом.
Практика. Мы приобрели современное огниво и я учился высекать кресалом искры. Затем учился поджигать мох, сухую траву, вату, мягкую бумагу. Учился долго, пока приловчился. Понял, что это нелёгкое дело!
Спички. Я узнал, что спички не сразу стали такими, к каким мы привыкли, а прошли вместе с развитием науки и техники долгий путь. 200 лет назад создали химические спички. Чтобы получить огонь, головку спички макали в серную кислоту. Это опасно. Фосфорные спички не взрывались, не воняли, но белый фосфор вреден. Спички воспламенялись даже от трения друг о друга. В 160 лет назад белый фосфор заменили на красный и нанесли его же на наждачную бумагу. Безопасные спички получили золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. Спичка разошлась по всему миру. Есть разные типы спичек: штормовые, термические, сигнальные и другие.
Практика: Мы нашли разные спички: каминные, бытовые, специального назначения – штормовые и термические. Я учился сам зажигать их, поджигать костёр, лучину, свечу, газовую печь, керосинку, керосиновые лампы. Наблюдал за горением разных типов спичек, сравнивал.
Зажигалки. Идея создать механический прибор для быстрого получения огня родилась очень давно, когда появилось огнестрельное оружие. Но только 200 лет назад сделали первую зажигалку, притом большую настольную. Она работала на газе водороде, была опасной. Полвека спустя додумались применить фитиль, смоченный горючим. Его поджигали искрами от ударов металлических колёсиков по кремню. Зажигалка стала меньше. Опытным путём придумали сплав железа с церием, из него делают кремни для зажигалок. Изобрели много конструкций зажигалок. Есть бензиновые, газовые, и пьезо - зажигалки.
Практика. Я учился зажигать разные типы зажигалок, рассматривал их устройство, зажигал приборы.
Линза. Недостатком способа добыванием огня с помощью линзы является то, что применить его можно только в солнечную погоду. Практика. Я легко освоил этот удобный способ, приобретя линзу и лупу!
2) Узнаю о приборах, приспособлениях с применением огня…
Самовар (жаровой) на дровах впервые появился в России в г. Туле 235 лет назад. Сделали его братья Иван и Назар Лисицыны. Самовары керосиновые с резервуаром для топлива в Туле сделали 140 лет назад . Этот самовар нашел спрос там, где был дёшевым керосин, особенно на Кавказе.
Устройство самовара просто, как все гениальное. Самовар объединил в себе весь практический опыт человечества по экономии энергии.
Практика. Старинный жаровой самовар мы нашли у старожила нашего посёлка Крупской Татьяны Максимовны. Самовару более 100 лет, им пользовались ещё в царской армии… Татьяна Максимовна, рассказала мне об устройстве самовара. Научила им пользоваться, мы вместе заготовили дрова, затопили самовар, вскипятили чай, который пили с кизиловым вареньем.
Керосиновая лампа. В городе Львове 160 лет назад аптекарь Игнасий Лукасевич опытным путём получил керосин, залил его в изменённую конструкцию масляной лампы. И 31 июля 160 лет назад впервые загорелась керосиновая лампа. На долгое время она покорила мир - и города, и поселки.
Практика. В школьном музее мы нашли старую керосиновую лампу. Я рассмотрел устройство лампы, залил керосин, подрезал старый фитиль, поджёг его, отрегулировал пламя. Также я изучал современную керосиновую лампу «Летучую мышь», зажёг и её. Вечером читал при ней.
Кероси́нка, - бытовой нагревательный прибор для приготовления пищи на открытом огне, работающий на керосине, по принципу действия схож с керосиновой лампой, но другой конструкции. Топлива расходует меньше примуса и керогаза. Хорошим качествами керосинок были их простота, удобство зажигания, регулирования огня подкруткой (1,2,3-х) фитилей. Недостаток - повышенный расход керосина, вонючесть и копоть.
Практика: я сам разбирал, заправлял, поджигал и регулировал керосинку.
Примусы и паяльные лампы. Примус действует по тому же принципу, что и паяльная лампа, только пламя направлено вверх через рассекатель. Примус — бесфитильный нагревательный прибор, работает на бензине или керосине. Керогаз — нагревательный прибор, он работает на керосине. Имеет фитиль, но в отличие от керосинки, фитиль не соприкасается с пламенем, он необходим только для испарения топлива.
3) Огненная беда – пожар!
Практика. Побывал в пожарной части. Пожарники показали машины, свои костюмы, средства тушения, защиты. Рассказали, как надо себя вести на случай пожара. Пользоваться огнетушителем мне ещё рано. Главное правило – не допускать пожар дома, во дворе, на природе. Пожар – бедствие!
4) Отношение людей к огню
В разные времена и у разных народов нашей планеты отношение к огню было разное: то его почитали, то им карали (наказывали). Все это указывает на то, что огонь считался чистой и очищающей стихией. Основа этому - реальные факты: дым от огня помогал людям освобождать жилье от мошкары, комаров. У всех народов – использовали огонь в народной медицине: прижигали больное место печной золой, окуривали помещения, коптили мясо.
Вечный огонь – огонь памяти
Я узнал, что бывает огонь памяти. В Москве мемориал Неизвестного солдата у стен Кремля. Огонь горит 46 лет в память солдатам, погибшим во время второй мировой войны. В День Победы на мемориал приносят цветы.
Знаю. Я был в Москве у Вечного огня, видел даже смену почётного караула!
Олимпийский огонь – огонь единения людей
От древней легенды о Прометее берет свое начало Олимпийский огонь. Его зажигают в Олимпии и несут факелы через города и страны к месту прохождения Олимпиады. В интернете можно посмотреть факелы прошедших Олимпиад. Но вид факела Олимпийских игр 2014 года в Сочи пока держится в секрете. А 7 октября 2013 года будет дан старт, и огонь с горы Олимп прибудет в Россию. Итак: буду ждать эстафету Олимпийского огня в Сочи!
Работа по теме: «Огонь – великое чудо природы! Хочу о нём знать, уметь применять» - выполнена.
Цель работы: «Узнать об огне, способах его добывания и использования людьми в разные времена. Научиться добывать огонь и пользоваться приборами открытого огня» - достигнута.
Гипотеза: «Если древние люди научились получать огонь и использовать его, то смогу ли и я этому научиться?» - подтвердилась.
Я смог получать огонь обоими способами и с помощью линзы, огнива, зажигалки, спичек. Научился пользоваться нагревательными приборами с использованием открытого огня.
Задачи – выполнены:
1. Узнал об огне, его роли в жизни людей в разные времена.
2. Научился разным способам добывать огонь: высеканием искры, трением, с помощью линзы. Убедился, что мне это по силам.
3. Ознакомился с историей и научился пользоваться старыми и современными нагревательными и осветительными приборами (приспособлениями) с использованием открытого огня.
4. Провел доступные опыты, эксперименты, практические занятия.
5. Посетил этнографический музей, пожарную часть, встретился со
старожилами п. Лазаревское интересными людьми….
Литература:
Калитка в сад
Лавовая лампа
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Попробуем на вкус солёность моря?
Прекрасное далёко