Исследовательская работа по Окружающему миру на тему:
«Исследование негативного влияния компьютера на здоровье школьника».
Барабанов А., ученик 3 «Б»класса
Научный руководитель: учитель начальных классов Понамарёва Н.И.
Никто не станет оспаривать тот факт, что для многих людей компьютер стал важной и необходимой частью образа жизни. Компьютер помогает человеку при решении многих задач, облегчает труд, открывает новые возможности. Но длительная работа за компьютером негативно сказывается на функциях организма человека.
Изучив литературу по данной теме, можно выделить несколько вредных факторов:
- нагрузка на зрение,
- стеснённая поза,
- заболевания суставов кистей рук,
- затрудненное дыхание,
- развитие остеохондроза,
- наличие излучения от монитора,
- психическая нагрузка и стресс при потере информации,
- компьютерная зависимость.
Учитывая вышеперечисленные факторы можно вывести ряд правил, как работать за компьютером без ущерба для здоровья:
- правильно организовать рабочее место;
- содержать его в чистоте;
- правильно подобрать компьютерный стол и кресло;
- регулярно делать перерывы в работе за компьютером;
- играть в спокойные развивающие игры;
- со стороны родителей больше времени уделять своему ребёнку, чтобы он не заменял живое общение общением в виртуальном мире.
На практике влияние компьютера на здоровье школьника я исследовал проведя анкетирование учащихся нашего класса, а также я выяснил какое место в жизни моих одноклассников занимает компьютер.
Вопросы анкеты:
1. Есть ли у вас дома компьютер?
2. Сколько времени вы проводите за компьютером?
Что вы выберете:
3. Компьютер или занятия спортом?
4. Компьютер или чтение книги?
5. Компьютер или прогулка на свежем воздухе?
6. Компьютер или общение с другом?
Вложение | Размер |
---|---|
ИССЛЕДОВАНИЕ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ КОМПЬЮТЕРА НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА» | 70.58 КБ |
презентация | 370.58 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БОЛЬШЕВЯЗЕМСКАЯ ГИМНАЗИЯ
(143050, Московская область, Одинцовский район, р/п Большие Вяземы)
КОНКУРСНАЯ РАБОТА
Номинация «Окружающий мир»
«ИССЛЕДОВАНИЕ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ КОМПЬЮТЕРА НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА»
(исследование.)
Выполнил:
Барабанов Алексей Евгеньевич, 3 «Б» класс
Московская область,
Одинцовский район
Большие Вяземы
Школьный поселок, д.8 «а», кВ.4
Руководитель:
Понамарева Наталья Ивановна,
учитель начальных классов
Большевяземской гимназии
Одинцово
2013
компьютере 4
на компьютере 6
1.Введение.
Никто, пожалуй, не станет оспаривать тот факт, что для многих людей компьютер стал важной и необходимой частью образа жизни. В настоящее время ни одна область человеческой деятельности не обходится без применения компьютерной техники. Компьютер помогает человеку при решении многих задач, облегчает труд, открывает новые горизонты для мысли и действий, предоставляет новые возможности. Но не стоит забывать о том, что существует оборотная сторона медали. Длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях нашего организма: нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах, на зрении и костно-мышечном аппарате человека и т.д. Что это может означать для простого человека? Все, что угодно! От испорченного зрения до варикозного расширения вен на ногах. Так как же быть? Как избежать вредного воздействия компьютера на организм?
Возрастная граница первого опыта работы с компьютером существенно снизилась. Десять лет назад только половина подростков 15-16 лет имели опыт общения с компьютером, сейчас учащиеся начальной школы уже имеют некоторые пользовательские навыки. Компьютер вытесняет из жизни некоторых детей чтение книг, прогулки, спорт и реальное общение, а у некоторых подростков наблюдаются признаки зависимости от компьютера, Интернета или компьютерных игр. Сидя за компьютером, дети забывают о времени, перестают замечать дискомфорт или усталость.
Это и не удивительно, ведь для ребенка компьютер - это целый мир, мир интересный, модный и манящий. Программное обеспечение предоставляет широкий спектр применения компьютера: для учебы, общения, поиска всевозможной информации, отдыха и развлечений. Но нужно помнить, что компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье. И поэтому встает вопрос: компьютер – друг или враг здоровью? Конечно, на этот вопрос нельзя дать однозначный ответ, и поэтому в своей работе я хочу акцентировать внимание на вопросах сбережения здоровья при работе за компьютером.
Современное школьное образование невозможно представить без использования компьютеров. Необходимость овладения компьютерной грамотой очевидна, достоинства ИКТ в обучении не вызывают сомнений. Не только в школе, но и дома ученики используют компьютер для разных целей. Но опрос показал, что многие из детей не задумываются при этом о сохранении своего здоровья. Чтобы компьютер не оказался врагом, а превратился в очень полезный инструмент, весьма облегчающий жизнь, нужно разумно подойти к вопросам организации рабочего места, правильного подбора рода занятий, распределения времени, использования несложных упражнений для снятия утомления и напряжения.
Целью выполнения данного исследования является выявление вредного влияния компьютера на здоровье школьника, а также выявление у
школьников зависимости от компьютера. В ходе исследования проблемы я проведу анализ литературы по теме исследования и анкетирование учащихся 3 «Б» класса на предмет влияния компьютера на их здоровье, на наличие у них зависимости от компьютера и знание правил безопасной работы на компьютере.
2. Теоретическая часть
2.1. Основные вредные факторы при работе за компьютером.
Изучив литературу по данной теме, можно выделить несколько вредных факторов:
- нагрузка на зрение,
- стеснённая поза,
- заболевания суставов кистей рук,
- затрудненное дыхание,
- развитие остеохондроза,
- наличие излучения от монитора,
- психическая нагрузка и стресс при потере информации,
- компьютерная зависимость.
Нагрузка на зрение.
По этой причине через непродолжительное время у ребенка могут возникнуть головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения (это зависит от качества монитора, содержания изображения и времени работы за монитором). При грамотной постановке дела нагрузка на зрение от компьютера может быть значительно снижена. Основные условия правильной работы на компьютере:
Ребёнок школьного возраста может проводить за компьютером непрерывно не более 10-20 минут, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз (оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся: начальной школы должна быть не более 15 минут; основной школы – 20 минут, старшей школы – 25-30 минут). Если есть проблемы со зрением, то садиться за монитор можно только в очках.
Стеснённая поза.
Сидя за компьютером, нужно смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на органах управления (клавиатура, мышь, джойстик). Это вынуждает тело принять определенное положение и не изменять его до конца работы. Из-за стесненной позы при длительной работе за компьютером возникают следующие нарушения:
Излучение.
То, что называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны), монитор вообще не производит. Но потенциал между экраном дисплея и лицом сидящего перед ним человека разгоняет пылинки до огромных скоростей. Необходимо постоянно снижать количество пыли в помещении посредством влажной уборки.
Психическая нагрузка и стресс при потере информации.
Компьютер требует сосредоточенности. Однако психическую нагрузку можно уменьшить (в работе следует делать перерывы, необходимо следить за содержательной стороной работы за компьютером). Если компьютер "зависает", в результате действия вирусов или поломки носителей, при сбоях программ теряется важная и полезная информация, то это может вызвать нервозность, повышение давления, ухудшение сна... Нельзя столь болезненно относиться к таким проявлениям (компьютер – всего лишь «железка»), нужно создавать резервные копии файлов, содержащих важную информацию.
Компьютерная зависимость.
Иногда компьютер не только становится для ребенка няней или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему окружающих людей. Постепенно ребенок проводит за компьютером все больше времени, может развиться зависимость (различают психологическую зависимость от Интернета и компьютерных игр). Психика ребёнка ещё недостаточно устойчива, некоторые компьютерные игры и информация из Интернета могут привести к изменениям мировоззрения, пересмотру моральных норм и т.п. В более серьёзных случаях могут возникнуть психические расстройства. Нужно обеспечить ребенку условия и возможность в реальной жизни получать то, что ему может дать виртуальный мир. Реальная жизнь должна быть яркой, насыщенной, интересной.
2.2. Здоровьесберегающие технологии при работе на компьютере.
Учитывая эти факторы вредоносного влияния компьютера на организм человека (нагрузка на зрение, стесненная поза, излучение и воздействие на психику), родители могут помочь организовать ребенку дома наиболее безопасную среду при взаимодействии с компьютером или это сделать могут сами дети (при достаточной самоорганизации).
Для снятия нагрузки на зрение:
Предотвращение стесненной позы.
При длительном сидении с опущенными плечами может возникнуть стойкое изменение костно-мышечной системы. Чтобы избежать стесненной позы, ребенку необходимо:
Устранение влияния излучения.
Мониторы на жидких кристаллах не дают излучения. Мониторы на электро-лучевой трубке могут являться источником излучения. Потенциал, имеющийся на кинескопе, не страшен, но электростатические поля, возникающие между экраном дисплея и лицом человека, сидящего перед компьютером, разгоняют севшие на экран пылинки до огромных скоростей, и они «впиваются» в кожу пользователя. Поэтому:
Как избежать возникновения психологической зависимости.
Занятия на компьютере требуют не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Игры требуют огромного напряжения. Негативную картину дополняет появление психологической зависимости, которая выражается в следующих патологических симптомах: у ребенка развивается чувство мнимого превосходства над окружающими, теряется способность переключаться на другие развлечения, обнаруживается бедность эмоциональной сферы. Некоторые компьютерные игры провоцируют у юных пользователей агрессивное поведение, создают культ насилия и войны. В качестве негативных последствий выделяются также сужение круга интересов ребенка, уход от реальности к созданию собственного «виртуального» мира. В связи с этим:
Если родители не всегда имеют возможность лично контролировать использование домашнего компьютера ребенком, можно установить программу для ограничения времени работы на компьютере детей и подростков, которая позволяет создавать расписание работы ребенка за компьютером и автоматически контролировать его соблюдение, запрещать запуск нежелательных игр и программ, блокировать доступ к нежелательным сайтам в Интернете.
3. Практическая часть.
Для того, чтобы выяснить какую роль в жизни школьника имеет компьютер и какое влияние оказывает компьютер на здоровье учеников 3 «Б» класса я изучил различную литературу и провел анкетирование среди учащихся моего класса.
3.1. Анкетирование.
В качестве метода исследования было выбрано анкетирование, так как симптомы, вызываемые работой на ПК, носят описательный характер. Этот метод также позволяет проверить знание и соблюдение норм и правил работы на ПК. Для решения этих вопросов мною была разработана анкета, включающая в себя 6 вопросов (см. приложение).
Анкетный опрос проводился среди учеников 3 «Б» класса. Опрошено 24 человека. Проведена обработка данных по выявлению влияния компьютера на зрение школьника и возникновению у них зависимости от компьютера, а также знание и выполнение правил работы на компьютере.
3.2. Анализ результатов.
Вопросы анкеты разбиты на три части.
Время работы за компьютером.
Опрос показал, что 81,7% моих одноклассников имеет дома компьютер; 16,6% находятся у компьютера более 2 часов в день, 54,2% - от 1 часа до 2часов в день, 29,2% - менее 1 часа.
Зависимость от компьютера.
Следующими вопросами я поставил ребят перед выбором, тем самым выяснил имеют ли они зависимость от компьютера. Результаты ответов на 3,4,5 и 6 вопросы я свел в диаграмму.
Между компьютером и занятиями спортом 16,6% респондентов выбрали компьютер.
Между компьютером и чтением книги – 58,3% выбрали компьютер.
Между компьютером и прогулкой на свежем воздухе – 12,5% опрошенных выбрали компьютер.
Между компьютером и общением с другом – 25,0% ребят выбрали компьютер.
Знание правил работы на компьютере.
На вопрос сколько времени можно проводить за компьютером, 41,7% ребят ответили, до 30 минут в день, 54,0% ответили от 1 до 2 часов, 4,3% считают что можно находиться за компьютером более 2 часов в день.
При работе на компьютере усталость глаз выявлена у 83,4% ребят, у 16,6% глаза не устают. При этом 62,5% выполняют гимнастику для глаз.
Проведя анкетирование, я получил следующие результаты:
1. 62,5% учеников заботятся о здоровье своих глаз.
2. Большинство (81,7 %) учащихся имеют дома компьютер.
3. 58,3% учеников не знают и пренебрегают нормами работы с компьютером.
4. 16,6% учащихся проводят за компьютером более 2 часов в день.
5. 16,6% ребят выбрали компьютер вместо занятий спортом, 25%- предпочли компьютер вместо общения с другом, 12,5% выбрали компьютер вместо прогулки на свежем воздухе, большая часть (58,3%) предпочитают компьютер вместо чтения книг.
4. Заключение.
С появлением компьютеров перед человеком открылся новый мир, полный новых возможностей. Так, например, для детей в сети можно найти множество развивающих программ. В игровой форме ребенок может выучить алфавит или научиться счету, получить начальные основы иностранного языка. Интерес детей к компьютеру огромен, и нужно направить его в нужное русло. Компьютер должен стать для ребенка равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на все его действия и запросы. Он, с одной стороны, - терпеливый учитель и мудрый наставник, помощник в учебе, а в дальнейшем и в работе, а с другой стороны – творец сказочных миров, друг, с которым не скучно.
Но не все так радужно. Наряду с огромной пользой, которая неоспорима, нельзя исключать и негативное влияние компьютера на детей. Если ребенок много времени проводит за компьютером, это, наверняка, отрицательно скажется на его физическом состоянии. Соблюдение несложных правил работы на компьютере, а также информирование о том какое влияние оказывает компьютер на здоровье и какие заболевания может вызвать, позволит сохранить здоровье и откроет для ребенка мир безграничных возможностей.
Чтобы компьютер не вредил здоровью ребенка, необходимо лишь ограничить время, которое ребенок проводит за ним. Дошкольнику можно проводить за компьютером до 20 минут в день, младшим школьникам – до 40 минут, детям от 9 до 11 лет – не более полутора часов.
Одна из главных проблем, связанная с работой на компьютере – значительная нагрузка на зрение. В свою очередь, зрительное утомление сказывается на общем состоянии ребенка, как психологическом, так и физическом. Очень важно настроить яркость и контрастность монитора так, чтобы глаза быстро не уставали. Также нужно правильно установить частоту кадров и разрешение экрана. С ребенком необходимо делать специальную гимнастику для глаз.
Психологи считают, что общение с компьютером развивают у ребенка логическое и абстрактное мышление, концентрирует внимание. С помощью специальных программ можно развивать творческие способности у детей, к примеру, изучение иностранных языков, рисование. Компьютерные игры развивают способность принимать самостоятельные решения. Общение в Интернете становиться хорошей школой в умении налаживать контакты. Дети учатся искать в глобальной сети необходимую информацию, всегда имеют последние новости.
Я считаю, что если информировать детей о последствиях влияния компьютера на здоровье и соблюдать несложные правила работы на компьютере, такие как: соблюдать правильную рабочую позу, правильное дыхание и релаксацию, правильную организацию работы зрительного аппарата, соблюдение режима работы, выполнение оздоровительно-профилактических комплексов упражнений позволят нам сохранить свое здоровье.
В результате проведенного мною исследования гипотеза, сформулированная в начале работы, подтвердилась. Если информировать детей о последствиях негативного влияния компьютеров на формирующийся организм школьников, то, возможно это снизит уровень заболеваний подрастающего поколения.
Проведя анкетирование, я получил следующие результаты:
1. 62,5% учеников заботятся о здоровье своих глаз.
2. Большинство (81,7 %) учащихся имеют дома компьютер.
3. 58,3% учеников не знают и пренебрегают нормами работы с компьютером.
4. 16,6% учащихся проводят за компьютером более 2 часов в день.
5. 16,6% ребят выбрали компьютер вместо занятий спортом, 25%- предпочли компьютер вместо общения с другом, 12,5% выбрали компьютер вместо прогулки на свежем воздухе, большая часть (58,3%) предпочитают компьютер вместо чтения книг.
Список используемых ресурсов.
1 Г.Г. Демирчоглян «Компьютер и здоровье» М: «Лукоморье», Новый Центр, Москва 1997г.
2. http://elsmog.ru/index,php/vliyanieemi/pcemi.html
3. http://www.kindergenii.ru/HTMLs/fizminutki.htm
4. http://www.ug.ru/metodartikle/205
5. http://www.tiensmed.ru/programmerl.html
6. http://www.mumskids.ru/Pages.aspx?pageid=28
7. http://www.allwomens.ru/10175-kak-vliyaet-kompyuter-na-zdorove-psixiku-detej.html
Приложения.
Время работы за компьютером.
Зависимость от компьютера.
Что вы выберете:
Знание правил работы на компьютере.
2. Гимнастика за компьютером.
Эту гимнастику можно выполнять как дома так и в любом другом месте, не отходя от компьютера. Для этого нужно выполнять комплекс несложных упражнений, которые не займут у вас много времени и физических усилий.
3. Зрительная гимнастика после компьютерного занятия.
Выполняется сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз. Рекомендуются следующие варианты упражнений.
Упражнение 1.
Закрыть глаза, сильно напрягая мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль через окно на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Упражнение 2.
Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 2 раза.
Упражнение 3.
Голову держать прямо. Поморгать. Не напрягая глазные мышцы, на счет 10-15.
Упражнение 4.
Перенести взгляд быстро по диагонали: направо – вверх, налево – вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6.
Упражнение 5.
Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 2-3 раза.
Упражнение 6.
Не поворачивая головы(голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх- влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6
4. Комплекс упражнений гимнастики для глаз.
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 3. Повторить 4-5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (сосчитать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (сосчитать до 5). Повторить 4-5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
4. Посмотреть как указательный палец вытянутой руки, на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
Шум и человек
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Груз обид
Соленая снежинка
Развешиваем детские рисунки дома