Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты-
ведь это все любви счастливые моменты.
Так сказал знаменитый поэт – песенник - Булат Окуджава. Так что же такое комплимент?
Вложение | Размер |
---|---|
komplimenty_v_rechi.docx | 37.52 КБ |
РОССИЙСКАЯ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ МОЛОДЁЖИ И ШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ» ГОРОДСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ»
ЛЮБВИ СЧАСТЛИВЫЕ МОМЕНТЫ
Автор: Устюжина Александра Юрьевна, обучающаяся 6 класса МБОУ«СОШ № 8 им. Бусыгина М. И.»
Руководитель: Аниканова Яна Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 8 им. Бусыгина М. И.»
г. Усть-Илимск
2013 г.
Содержание
I. Введение ……………………………………………………………………….......3
II. Основная часть…………………………………………………………….….......5
1. Этимология слова комплимент …………………………………………….........5
2.История изучения комплимента как особой формы похвалы…………..............5
3. Классификация комплиментов ……………………………………….….............7
4. Исследование уровня употребления комплиментов в устной речи.……..……8
III. Заключение …………………………………………………………..................10
IV. Список использованной литературы………………………………….............11
V. Приложение 1……………………………………………………………………12
Введение
Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты-
ведь это все любви счастливые моменты.
Булат Окуджава
Тема моей научно – исследовательской работы «Любви счастливые моменты» об употреблении комплиментов в речи.
Выбор уровня употребления комплиментов в речи для исследования был сделан не случайно, поскольку во все времена для человека комплимент является средством выражения симпатии. Актуальность темы исследования определяется тем, что в современной жизни человечество все больше склоняется не к силовым, а к информативным воздействиям между людьми, а комплимент - одно из самых сильных обезоруживающих средств.
Объектом моего исследования будет являться устная речь, которая понимается мною как речь, произносимая и воспринимаемая на слух.
Предметом исследования будет являться комплимент, под которым я понимаю особую форму похвалы, выражение одобрения, уважения, признания или восхищения.
Гипотеза: если мои одноклассники произносят комплименты в своей речи, то возможно, их употребление на высоком уровне, а девочки произносят комплименты чаще мальчиков.
Цель работы заключается в определении уровня употребления комплиментов в устной речи моих одноклассников.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить этимологию слова «комплимент»;
- познакомиться с историей изучения комплимента как особой формой похвалы;
рассмотреть наиболее употребляемые формы комплиментов;
- провести анкетирование среди одноклассников на предмет употребления комплиментов;
- определить уровень употребления комплиментов в устной речи одноклассников.
Материалом для моего исследования послужили результаты анкетирования, проведённого среди одноклассников. Всего было обработано 24 анкеты.
В работе были использованы различные методы, позволяющие определить уровень употребления комплиментов в устной речи. Основным методом в работе был метод наблюдения над фактами, а также эксперимент, описание, метод обработки результатов исследования, обобщение, классификация.
«Словарь современного русского литературного языка» дает следующее толкование слова комплимент — «это любезные, приятные слова, лестное замечание или отзыв». Это добро, которое несут словом. Комплимент - один из самых простых, доступных и абсолютно безденежных способов доставить радость другому. Комплимент не только дарит радость, но и прибавляет сил и уверенности. Комплимент обычно состоит из одной-двух фраз, но очень ярких и содержательных.
Слово «комплимент» пришло из испанского языка (cumplimiento-исполнение). Затем оно проникло во французский и посредством последнего вошло в массовое употребление в немецком языке. В России приняли это слово на вооружение в Петровскую эпоху. В русском языке слово комплимент имело значение «поздравление, вежливая речь». В XIX веке было распространено и другое значение — «приветствие» (до сих пор в цирке говорят «делать комплимент», то есть приветствовать публику).
В начале XVIII века слово «комплимент» вошло в лексический состав русского языка и впервые появилось в бумагах Петра I. Но на вопрос о том, из какого языка русский заимствовал слово «комплимент», пока трудно ответить однозначно. Большинство словарей утверждает, что это французское слово. В конце XIX - начале XX века отождествление комплимента с поклоном, а затем и с приветствием, восходящими к испанскому языку, русским языком были утрачены, и комплименты в значении поклона употреблялись только по традиции.
Таким образом, слово «комплимент» имеет разные истоки своего происхождения, но исторические корни уходят всё же в XVII век.
Слово «комплимент» в европейских языках появилась только в начале XVII, а в России - в начале XVIII века, поэтому объектом специального изучения и освещения в литературе комплимент мог стать с этого времени.
С введением новых светских форм развлечений широкое распространение в этот период получили правила хорошего тона. Именно в связи с этим в 1708 году появилась книга «Приклады, как пишутся комплименты разные». В ней приводились образцы формул, которыми следует начинать письмо, выражать свои чувства к даме, формулы, удобные для заключения письма, а также образцы интимной, поздравительной и официальной переписки.
В XIX веке сфера использования комплимента значительно расширилась. Он стал элементом устного этикетного общения и трактовался как особенная форма похвалы, знак склонности и привязанности. Были определённые требования к использованию этого речевого жанра в XIX веке. В первую очередь, руководства по этикету советовали избегать говорить комплименты тем людям, с которыми мало знакомы, или же быть в этом отношении очень осторожными и разборчивыми. Делать комплименты барышне мужчина мог только тогда, когда был вполне уверен в расположении к себе девушки. Молодым девушкам и женщинам запрещалось делать комплименты из опасения попасть в неловкое положение. Комплименты между мужчинами были не только неприняты, но и считались неприличными, по крайней мере, в тех случаях, когда они не сопровождались легкой иронией, то есть не облекались в форму невинной шутки. В книгах о хорошем тоне настоятельно рекомендовалось не отождествлять комплимент с лестью, четко дифференцируя их. Лесть строго осуждалась и должна была возмущать каждого порядочного человека.
После Октябрьской революции 1917 года в русском обществе произошла смена системы ценностей и в центре внимания оказались совсем иные идеалы. В результате этого вплоть до 80-х годов комплимент не являлся объектом пристального внимания и специального изучения.
В последние годы комплиментом в целях обучения искусству делового общения стала активно интересоваться практическая психология. Она рассматривает комплимент как необходимый компонент создания доверительной тональности общения, способствующий его эффективности.
Требования к искусству комплимента как элементу этикета в конце 20 века кардинально изменились. Поэтому в современных пособиях по этикету комплименты рекомендуется делать как можно чаще и всем, кто хоть в малейшей степени достоин доброго слова.
Итак, слово «комплимент», появившись в России в начале XVIII века, довольно быстро вошло в обиход. Широкое распространение комплимент получил в рамках правил хорошего тона как особая форма похвалы.
Комплимент – это добро, которое несут словом. Комплименты должны быть яркими, умными, краткими, обязательно доброжелательными, разнообразными, иначе они просто потеряют свою прелесть и даже будут неприятными. Искренние комплименты всегда приятны и радостны. Преувеличенная лесть отталкивает и может даже прозвучать как оскорбление или насмешка. Принципиальная разница между комплиментом и лестью в том, что комплимент отражает доброжелательное отношение к человеку, а льстят с целью задобрить, обмануть.
Комплимент можно выразить любым видом предложения, словом и даже возгласом. По структуре комплименты можно классифицировать следующим образом:
Итак, разные виды комплиментов позволяют разнообразить похвалу, сделать её естественной и неотразимой.
В данной главе я попытаюсь подтвердить выдвигаемую мною гипотезу. Так как мои одноклассники в своей речи используют комплименты, я решила провести эксперимент, направленный на выяснения уровня их употребления. Для этого мною было выбрано 24 респондента, которых я разделила на 2 группы:
- 1 группа – мальчики;
- 2 группа – девочки.
Участникам эксперимента было предложено ответить на следующие вопросы:
Данные анкетирования каждой группы по первым трём вопросам представлены в диаграммах (Диаграммы 1, 2).
На первый вопрос группой 1 было дано 15 положительных ответов, на второй – 6, на третий –3 .
На первый вопрос группой 2 было дано 9 положительных ответов, на второй – 9, на третий – 9.
Проанализировав результаты анкетирования, я получила данные о том, что значение слова «комплимент» известно 24 участникам эксперимента.
Результаты ответов на второй вопрос имели для меня большую значимость. Оказалось, что на этот вопрос положительно ответило 18 респондентов, а на третий - 12.
Подсчитав количество употребления комплиментов в каждой группе, взятыми мною для исследования, я пришла к выводу о том, что наибольшее количество употребления комплиментов во 2 группе – 9, то есть все девочки употребляют в своей речи комплименты. На мой взгляд, редкое употребление комплиментов в 1 группе (6 человек из 15) обусловлено тем, что ее представители мальчики, которые проявляют стеснение в этом вопросе, некоторую зажатость.
Таким образом, уровень употребления комплиментов в речи моих одноклассников можно увидеть в диаграммах (Диаграммы 3, 4).
Проанализировав 2 и 3 вопрос, оказалось, что девочки произносят и получают комплименты чаще, а значит, больше мальчиков. Наглядно это показывает диаграмма (Диаграмма 5).
Также мною было подсчитано количество ответов на 4 вопрос анкеты, а именно: на что направлен ваш комплимент. Оказалось, что из 24 респондентов отдают предпочтение:
Нужно отметить, что большее количество респондентов выделяют внешний вид и особенности характера, что, скорее всего, зависит от возраста.
Таким образом, моё исследование показало, что употребление одноклассниками комплиментов на высоком уровне, причём девочки используют комплименты чаще мальчиков, а значит, моя гипотеза подтвердилась.
Заключение
Комплимент - один из самых простых и доступных способов доставить радость другому. Он прибавляет силы и уверенности в себе. Это слово появилось в XVII веке и прочно укоренилось в лексическом составе европейских государств, а век спустя и в России, причём широкое распространение комплимент получил как особая форма похвалы в составленных правилах хорошего тона.
По своей структуре выделяют несколько типов комплиментов: прямой комплимент, косвенный, комплимент-сравнение, прямой вопрос, комплимент от третьего лица.
В ходе проведённого исследования, я выяснила, что мои одноклассники употребляют в своей речи комплименты и уровень употребления достаточно высок. Также мне стало известным, что девочки произносят комплименты больше мальчиков, чаще, а значит, моя гипотеза подтвердилась.
Следует признать, что говорить комплименты — это хорошая привычка. Безразличие разъедает радость отношений, а надо, наоборот, делать общение людей приятным, доброжелательным, проникнутым уважением к каждому человеку, достичь этого помогут комплименты и любезные слова.
Когда комплимент пришелся по душе собеседнику, лицо его озаряется улыбкой. Хорошее настроение вместе с улыбкой имеет приятное обыкновение передаваться собеседнику. И вы также непроизвольно улыбнетесь и почувствуете, что и ваше настроение улучшилось. Так что польза от комплиментов всем. Остается только пожелать вам успеха в этом благом деле.
Список использованной литературы
Серебряное копытце
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Цветок или сорняк?
Ералаш
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного