Актуальность и выбор темы исследования подсказала сама жизнь. Ведь самое большое достояние каждого человека – это здоровье. Сон – очень интересное, таинственное явление, привлекающее внимание многих ученых во все времена. Целью данного исследования является: выявление выполнения правил сна обучающимися 4-х классов.
Вложение | Размер |
---|---|
nenashev_sasha_son._znakomoe_i_neizvestnoe.doc | 301.5 КБ |
Исследовательская работа
«Сон. Знакомое и неизвестное»
Работу выполнил: Ненашев Александр,
учащийся 4 «Б» класса
МБОУ «СОШ №34»
Руководитель:
Гаврюшкина Наталия Евгеньевна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №34»
г. Бийск
2013 год
Слайд 2 Введение
Вечером под ушки
Просятся подушки:
- Поделитесь с нами
Тайнами и снами!
Актуальность и выбор темы моего исследования подсказала сама жизнь. Ведь самое большое достояние каждого человека – это здоровье. Об этом говорят повсюду! При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им крепкого здоровья. А одна из составляющих здоровья – это здоровый полноценный сон. Сон – очень интересное, таинственное явление, привлекающее внимание многих ученых во все времена. Сон это – жизненная необходимость. Нам очень часто дома говорят: «Ложись спать, уже поздно. Утром опять не разбудить тебя», а в школе постоянно напоминают о режиме дня, о полноценном сне. Что мы знаем о сне? Как правильно спать? Сколько должен спать ученик 10-ти лет? Что нужно делать, чтобы быстрее уснуть? Какие сны видят дети? И от чего это зависит? А есть ли определённые правила для сна? Мне захотелось ответить на все эти вопросы, а затем выяснить, как спят мои одноклассники и выполняют ли они какие-то правила сна.
Слайд 3
Целью данного исследования является: выявление выполнения правил сна обучающимися 4-х классов.
В соответствии с целями, были поставлены следующие задачи:
Слайд 4
Гипотеза исследования: при выполнении всех необходимых для сна требований наступает здоровый и полноценный сон.
Методы исследования:
● изучение литературы по данной проблеме;
● наблюдение, беседа;
● анкетирование школьников;
● опытно-исследовательская работа;
● составление рекомендаций для сверстников о правильной организации сна.
Слайд 5
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Люди всегда интересовались природой сна. Учёные прежних времён не знали причин сна и часто выдвигали ошибочные теории о сне. Так более ста лет назад некоторые учёные считали, что сон является отравлением организма т. к. во время бодрствования в теле человека накапливаются яды, которые вызывают отравление мозга и наступление сна. По другой версии сон наступал вследствие снижения кровообращения в головном мозге.
Человек отдаёт сну почти треть своей жизни. Сон является циклическим явлением, обычно за 8 -10 часов сна, друг друга сменяют 4-5 циклов. Каждый цикл включает в себя 2 фазы: фазу медленного сна, продолжительностью до 90 минут, и фазу быстрого сна - на 10-20 минут. В эти короткие минутки мы и видим сновидения.(Приложение 1)
Когда мы спим, мозг не бездействует. В это время в головном мозге происходит обмен веществ, нервные клетки мозга восстанавливают свою работоспособность.
В какой-то степени сон для человека важнее пищи. Человек может прожить без пищи около 2 месяцев. Без сна человек может прожить очень мало. Учёные не ставили таких экспериментов, но это подтверждает казнь, которую проводили в древнем Китае. Люди, которых лишали сна во время такой казни, не жили дольше 10 дней.
Слайд 6
Почему хочется спать? Все знают, что для нормальной жизни человеку необходимо соблюдать режим труда и отдыха. Сон – это лучший способ отдыха, во время которого организм не только отдыхает полностью, но и восстанавливается, набирается сил для нового дня. Причём всё это происходит по биологическим часам, которые есть у каждого человека. После периода активности (примерно 13-15 часов) организм посылает нам знаки о том, что пора бы отдохнуть. Эти сигналы выступают в виде сонливости, рассеянности внимания, усталости, желания прилечь и т.д. И так происходит каждый день. Хороший сон необходим человеку для здоровья и нормальной жизнедеятельности. Известно, что продолжительность сна людей разных возрастов не одинакова: так ребенку до 1 года требуется 16 часов; 3-летнему — 13 ч.; в 5 лет — 12 ч., в 7 лет — 11,5 ч., в 10—12-летнем возрасте достаточен 10-часовой сон; в 16-летнем — 8-9 часов, в 17 лет и старше — 8 часов в сутки. Итак, в нашем возрасте необходимо спать 10 часов в сутки! Ложиться и вставать нужно в одно и то же время, тогда нервная система приучается к определённому ритму работы и отдыха. Учащиеся, как первой, так и второй смены должны вставать в 7-8 часов утра и ложиться в 21-22 часа. Для того, чтобы сон был полноценным не достаточно обращать внимание только на его продолжительность.
Слайд 7
Современная жизнь с её ритмами и нагрузками постоянно вмешивается в такой естественный процесс как сон, отсюда возникают различные нарушения сна. Самым распространённым нарушением сна является бессонница. Её причинами могут быть:
- нарушение режима сна,
- сокращение длительности сна,
- возбуждение перед сном,
- мысли, накопившиеся за день и затрудняющие засыпание.
Также одной из причин нарушения сна является недостаток в организме гормона сна - мелатонина , который вырабатывается в определённые часы: у взрослых - с 0 часов до 3 часов ночи, а у детей – с 23-00 до 3-00. Отсюда вывод, в это время мы уже должны спать!
В основе всех этих расстройств лежат переутомление, расстройства, шумные игры, просмотр ночных кинофильмов, часто неправильная организация сна.
В этом случае человеку нужно рекомендовать отдых, прогулки перед сном, занятия спортом.
Как же организовать полноценный сон?
Слайд 8
Выяснив, что для полноценного сна огромное значение имеет то, чем мы занимаемся в вечернее время, были составлены рекомендации о правильной организации сна:
Выполняя эти несложные советы, можно научиться быстро засыпать, и ваш сон будет глубоким и полноценным, а следующий день активным и радостным.
Слайд 9
ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
КАК СПЯТ МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ
Учащимся 4-х классов школы №34 было предложено ответить на вопросы, которые представлены в анкете. (Приложение 2). Результаты анкетирования показали, что 65% опрошенных учащихся спят на 1-2 часа меньше нормы ежедневно! (Приложение 3).
Почему так происходит, что мы спим меньше нормы. Оказалось, что более половины школьников (73%) просыпаются только тогда, когда их будят взрослые или по сигналу будильника. При этом около половины детей (48%) просыпается в течение ночи и больше половины опрошенных (61%) утверждают, что засыпание у них проходит медленно, значит, они не имеют здорового и полноценного сна. Не высыпаются и хотят спать днем 26% школьников. Далее я выяснил, что 43% школьников едят незадолго до сна: пьют кофе или чай, едят картофельное пюре с котлетой, булочку, йогурт.
Во время анкетирования я спросил своих ровесников: видят ли они сны ? И некоторые (8%) ответили: "А я никогда не вижу снов". Однако это не так! Сновидения бывают у всех людей, но многие забывают их к моменту утреннего пробуждения. Более половины школьников перед сном (57%) смотрят сериалы и играют в компьютерные игры, что приводит к нарушению сна, в результате не могут уснуть (65%)
Я целую неделю сам проводил опыт: начал ложиться спать не позднее 22-00 часов. При этом ровно в 21-00 выключал телевизор, после этого ещё в течение часа готовился ко сну: читал книги, рисовал, играл в настольные и другие спокойные игры, собирал портфель, чистил зубы перед сном и шёл спать. Утром я заметил, что стал чувствовать себя выспавшимся!
А что ещё необходимо для полноценного сна?
Выводы:
Давно уже замечено, что если человек рано ложится спать и рано встает, то он долго сохраняет хорошую работоспособность и чувствует себя бодрее, чем лежебока. Вспомним нашу пословицу: «Кто рано встаёт, тому бог подаёт». У англичан есть похожая: «Рано ложись и рано вставай – будешь здоровым, богатым и мудрым».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я считаю, что цель моей работы достигнута, так как я выяснил, в какой степени ученики 4-х классов выполняют правила сна. Исследование проблемы показало, что сон - действительно важное и необходимое условие жизни, он защищает наш организм от переутомления и бережёт здоровье. Систематическое нарушение режима сна приводит к снижению работоспособности, повышенной утомляемости, раздражительности, нарушению нервной системы.
Опытно-исследовательская работа выявила следующие проблемы:
Выдвигаемая в начале работы гипотеза, подтвердилась: при выполнении всех необходимых для сна требований наступает здоровый и полноценный сон. По итогам проведённого исследования были составлены рекомендации для учащихся, которые представлены в буклете. (Приложение 4)
Я изучил только несколько аспектов сна. А как, например, влияет на сон перевод часов на зимнее и летнее время? Мне стало интересно узнать и это. Возможно, данный вопрос будет темой моего следующего исследования.
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Цикл быстрого и медленного сна
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Анкета
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Результаты анкетирования.
Кто грамотней?
Какая бывает зима
Сочные помидорки
Знакомые следы
Можно от Солнца уйти...