Услышав, однажды слово ихтиофауна, мне стало интересно, что же оно означает, и я нашёл ответ на этот вопрос. Ихтиофауна – это совокупность рыб какого-либо водоёма, бассейна. Узнав, что это такое, я заинтересовался ихтиофауной нашего озера. Изучая состояние ихтиофауны Балхашского бассейна, я хочу обратить внимание на проблему стремительного сокращения её разнообразия, убедить в важности и актуальности этой проблемы, а также найти пути решения. Ведь именно из-за этих проблем в нашем озере происходит исчезновение редких представителей подводного мира.
Цель: Изучить негативные факторы, отрицательно влияющие на ихтиофауну
Балхаша.
Задачи: 1. Систематизировать информацию об ихтиофауне Балхаша.
2. Привлечь внимание к проблемам сохранения аборигенных видов
рыб в Балхашском бассейне.
3. Определить пути решения экологических проблем.
Вложение | Размер |
---|---|
ihtiofauna_s_popravkami1.doc | 702.5 КБ |
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Исследовательская работа на тему:
Направление: экология.
Исполнитель: Ким Владислав 4 «Б, гимназия,
Карагандинская область, г.Балхаш
Руководитель работы: Гапич Ирина Владимировна,
учитель начальных классов гимназии
2011-2012 учебный год.
Оглавление:
-влияние человека на биоразнообразие озера;
-влияние промышленных объектов на ихтиофауну озера.
3. Заключение (выводы).
5. Источники информации
Введение.
Услышав, однажды слово ихтиофауна, мне стало интересно, что же оно означает, и я нашёл ответ на этот вопрос. Ихтиофауна – это совокупность рыб какого-либо водоёма, бассейна. Узнав, что это такое, я заинтересовался ихтиофауной нашего озера. Изучая состояние ихтиофауны Балхашского бассейна, я хочу обратить внимание на проблему стремительного сокращения её разнообразия, убедить в важности и актуальности этой проблемы, а также найти пути решения. Ведь именно из-за этих проблем в нашем озере происходит исчезновение редких представителей подводного мира.
Цель: Изучить негативные факторы, отрицательно влияющие на ихтиофауну
Балхаша.
Задачи: 1. Систематизировать информацию об ихтиофауне Балхаша.
2. Привлечь внимание к проблемам сохранения аборигенных видов
рыб в Балхашском бассейне.
3. Определить пути решения экологических проблем.
Исследовательская работа на тему:
«Угроза ихтиофауне Балхаша»
Ихтиофауна Балхаша довольно разнообразна. В настоящее время в Балхашском бассейне насчитывается 11 аборигенных и 16 акклиматизированных, то есть искусственно вселенных в разное время, видов рыб. Однако, количество видов рыб и просто количество рыбы в этом водоёме резко снижается. С 1970-х годов ихтиофауна озера начала терять свое биоразнообразие. Учёные очень масштабно занялись акклиматизацией рыб – думая, что надо изменять состав ихтиофауны, для того чтобы получать больше рыбной продукции. В начале этого периода стали вселять чужеродные виды промысловых рыб, которые считались более ценными в коммерческом отношении. Такого вмешательства человека в ихтиофауну не имел ни один водоем в нашей стране: Балхаш послужил своего рода "полигоном" для научных испытаний. Аборигенной ихтиофауне стало уделяться гораздо меньше внимания. Чужеродные виды стали широко распространяться и вытеснять аборигенные виды. Первым вселили хищного судака, который за короткое время уничтожил большое количество аборигенных видов. Затем были вселены хищные сом, жерех, которые также стали уничтожать мирных особей. В любом водоеме должно быть разумное сочетание хищных и мирных рыб, причём хищник не должен превышать 20%. В нашем озере хищных особей гораздо больше.
Судак Сом
Жерех
Около 4-5 лет назад в озере Балхаш появился новый хищник – змееголов. Это рыба относится к семейству окуневых, достигает в размерах 1 метра и веса до 10 килограмм. Обладает мощными челюстями и «волчьим аппетитом». Тело змееголова удлинённое, спереди полуцилиндрическое, позади несколько сдавленное с боков, покрытое достаточно крупной чешуей. Чешуей покрыта и крупная приплюснутая голова, напоминающая змеиную. Спина тёмная, зеленовато-чёрная. По бокам тела разбросаны крупные, резко очерченные пятна неправильной формы. Такие же пятна имеются и на голове. Брюхо светлое. У него есть специальный наджаберный орган, который позволяет ему поглощать атмосферный кислород. Более того, он ему необходим. Именно поэтому периодически змееголовы поднимаются к поверхности, захватывают ртом воздух и опускаются на дно.
Змееголов
Чем же опасна эта рыба? В первую очередь своей прожорливостью и быстротой размножения. Более того, змееголовы обладают удивительной способностью передвигаться по суше. Благодаря густой слизи, покрывающей тело и особенностям дыхательной системы, змееголов вне воды в прохладной и влажной среде может прожить до нескольких суток. Ни один из местных видов рыбы не способен конкурировать со змееголовом как с хищником. Дело - в масштабах нашествия опасного хищника. Если сом избирательно поедает всё самое «вкусное» и легкодоступное, то змееголов поглощает всё, что встретит на своём пути и двигается дальше шаг за шагом. Но в акклиматизации змееголова есть и положительные моменты. Это, хоть и второстепенная, но все же промысловая рыба. Кроме того, она истребляет сорную рыбу, которая выедает кормовую базу ценных промысловых рыб. Поэтому нужно вести постоянный отлов этого хищника, не допуская его стремительного размножения.
Помимо хищных особей угрозу ихтиофауне Балхаша представляют и промышленные предприятия и организации, которые сбрасывают сточные воды в водоём. Они являются основными источниками загрязнения водных объектов. Строительство большого количества дамб и плотин различного назначения и загрязнение водоёма привело к значительному изменению рыбных сообществ.
Заключение.
В результате различных факторов воздействия в Красную Книгу Республики Казахстан занесены четыре вида рыб, населяющих озеро Балхаш: аборигенные виды - окунь балхашский и маринка балхашская и акклиматизированные - шип аральский и усач аральский.
Окунь балхашский Маринка балхашская
Шип аральский Усач аральский
Восстановление и сохранение редких видов рыб в Балкашском бассейне имеет большое значение для сохранения биоразнообразия, так как эти рыбы больше нигде не встречаются. В области сохранения и устойчивого использования биоразнообразия в Республике Казахстан принята государственная программа «Жасыл даму» («Зеленое развитие») на 2010 – 2014 годы, утвержденная Правительством Республики Казахстан.
Таким образом, для устойчивого существования редких и исчезающих видов рыб необходим целый комплекс мероприятий, включающий в себя: сохранение среды обитания, сокращение вредного воздействия экологических факторов, искусственное зарыбление водоёмов, рациональное рыболовство.
Источники информации
Аннотация
Проблема: Что такое ихтиофауна? Какова ихтиофауна Балхаша?
Тема: «Угроза ихтиофауне Балхаша»
Цель: Изучить негативные факторы , отрицательно влияющие на ихтиофауну
озера.
Гипотеза: Действительно ли появление змееголова в озере Балхаш – это экологическая катастрофа?
Задачи: 1. Собрать и изучить информацию об ихтиофауне Балхаша.
2. Привлечь внимание к проблемам сохранения аборигенных видов
рыб в Балхашском бассейне.
3. Определить пути решения экологических проблем.
Объект: озеро Балхаш.
База исследования: посещение Балхашского филиала ТОО «Казахского научно- исследовательского института рыбного хозяйства», научно-познавательная литература, собранный документальный и фотоматериал.
Методы: поисковый, экскурсия, интервью, анализ, обобщение.
Продукт: исследовательская работа, фотографии, слайд-фильм, буклет.
Отзыв
Работа ученика 4 «б» класса гимназии Ким Владислава соответствует заявленной теме «Угроза ихтиофауне Балхаша» и выдержана по содержанию и объему. Тема раскрыта достаточно полно согласно поставленной цели изадачам и соответствует возрасту младшего школьника.
Ценность проекта представляет связь с экологическим состоянием местного озера: ученик изучил современную ихтиофауну Балхаша и выявил факторы, влияющие на биоразнообразие озера, познакомился с программой Правительства РК по сохранению редких и исчезающих видов рыб. Была изучена необходимая научно-популярная литература, Интернет- материалы, посетил филиал Казахского научно-исследовательского института рыбного хозяйства. Значительную помощь в разработке проекта оказывали родители ученика.
Работа интересна, познавательна. Может быть использована на уроках познание мира в темах «Животный мир водоемов», «Охрана окружающей среды», также на внеклассных мероприятиях по экологическому воспитанию.
Научный руководитель Гапич И.В.
Девчата
По морям вокруг Земли
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Браво, Феликс!
Мать-и-мачеха