1 сентября 2013 г. московская школа № 443". отметит свой 75-летний юбилей. В связи с этим очень многие исследовательские работы учащихся проводились в рамках общешкольного дела "И пусть пройдет хоть тысяча лет". Данная работа посвящена истории детского туристско-краеведческого объединения "Вездеход", который также в этом году может отметить свой юбилей - 25-летие. Особенно актуальной эта работа становится в связи с предстоящим слиянием с другой школой. Школьному коллективу очень важно сохранить все важные события, связанные с развитием школы, которые в свою очередь уже становятся частицей истории нашего народа.
Вложение | Размер |
---|---|
naumenok_georgiy.pptx | 2.78 МБ |
vystuplenie.docx | 36.32 КБ |
Слайд 1
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 443 Автор работы: Науменок Георгий , учащийся 8 «А» класса Руководитель Тюрина Л. О. , учитель экономики и информатики МОСКВА, 2012 История и перспективы развития детского туристско-краеведческого объединенияСлайд 2
Цель работы: узнать историю и определить перспективы развития детского туристско-краеведческого объединения «Вездеход» школы № 443. 2
Слайд 3
Объект исследования: история детского туристско-краеведческого объединения «Вездеход» школы № 443 Предмет исследования: деятельность объединения «Вездеход» на протяжении 1986 – 2012 гг. 3
Слайд 4
Познакомиться с деятельностью детского туристско-краеведческого объединения «Вездеход»; Собрать воспоминания первых участников объединения; Сделать прогноз о перспективе развития «Вездехода». интервьюирование; анкетирование; изучение школьного архива; беседа; фотографирование; обработка статистических результатов исследования с использованием табличного процессора Excel ; реставрация фотографий в графическом редакторе PhotoShop Задачи исследования Методы исследования 4
Слайд 5
в ближайшем будущем из основных направлений деятельности детского туристско-краеведческого объединения «Вездеход» уйдет многодневный спортивный туризм и краеведческие исследования, проводимые в полевых условиях. Гипотеза: 5
Слайд 6
6
Слайд 7
Этапы в истории ДТКО «ВЕЗДЕХОД » 7
Слайд 8
8 Этапы в истории развития ДТКо «Вездеход» ТАБЛИЦА 1
Слайд 9
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Комсомольский актив в школьном музее Боевой славы. (Источник: архив школы № 443) 1981-1985 9 Наталья Васильевна Тымко
Слайд 10
10 Подготови -тельный этап 1981 - 1985 Проводится обучение первичным туристским навыкам. Организуются походы выходного дня, двух-трёхдневные походы по Подмосковью, инициатором которых является организатор по воспитательной работе школы № 443 Тымко Н.В .
Слайд 11
11 Этапы в истории развития ДТКо «Вездеход» ТАБЛИЦА 1
Слайд 12
Зимний поход в Снегири. 1986 г. Подготовка площадки под палатку. Утрамбовка снега собственным весом путем перекатывания тела. (Фотографии из архива Белоглазовой И.В.) 12
Слайд 13
13
Слайд 14
Торгашов Дмитрий, автор эмблемы ДТКО «ВЕЗДЕХОД» (Источник фотографии – отчет о походе по Онежскому полуострову. Деревня Луда. 2004 г.) Эмблема ДТО «ВЕЗДЕХОД» 14
Слайд 15
15 Таблица 2. Характеристика наиболее значимых спортивных походов объединения «Вездеход» с 1987 по 2005 гг.
Слайд 16
Значимые маршруты объединения «ВЕЗДЕХОД» Автор фотографии: Науменок Г. 09.10.2012 Источник: музей школы № 443 «Духовные истоки русского народа» 16
Слайд 17
17 Таблица 2. Характеристика наиболее значимых спортивных походов объединения «Вездеход» с 1987 по 2005 гг.
Слайд 18
18 Туристы, достигшие 12-летнего возраста и участвовавшие в течение года в одном или нескольких туристских походах суммарной продолжительностью не менее 5 дней и общей протяженностью не менее 75 километров пешком, награждаются значком «Турист России». (Единая всероссийская спортивная классификация маршрутов. - http://a-lapin.narod.ru/Evskm.htm . - 28.09.2012)
Слайд 19
19 Поисковая группа школы № 443 в селе Слободзея (Молдавия). Фото из отчета экспедиции по местам боевой славы 28 гвардейской минометной бригады «Катюш». 1 июня 1990 г. . Елена Холина, будущий учитель
Слайд 20
20 С 2004 г. каждый участник похода выполняет две обязанности: туристскую и краеведческую . Экспедиция на Поморский берег Архангельской области. 2010 г. Источник фотографии: личный архив Хвальковской В . , учащейся 11-а класса.
Слайд 21
21 2005 г. Школьное объединение «Вездеход» - Лауреат международного конкурса на приз «Золотой компас» в номинации «Реки России», организованного Московской Международной Академией детско-юношеского туризма и краеведения.
Слайд 22
22 Этапы в истории развития ДТКо «Вездеход» ТАБЛИЦА 1
Слайд 23
Эмблема школьного краеведческого музея "Духовные истоки русского народа" 1986-2005 ЭТАП ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ 23
Слайд 24
«Кружева и вышивка» «Малые народы России: саамы» «Сосуды и посуда», «Русская игрушка» Экспозиции музея 24
Слайд 25
Встречи с интересными людьми и работа с книгой Памяти Встреча учащихся 10А класса с ветеранами ВОВ Кагановой М.М. и Гогульским Г.Г. 23 октября 2012 г. Книга Памяти, начатая ученикам и учителями в 2007 г. 25
Слайд 26
Экспедиция, посвященная 75-летию Сталинградской битвы Автор фотографий – Бушуев А., учащийся 8-а класса. 06.11.2012 г. 26
Слайд 27
27 27 С 2007 г. в школе проводятся общешкольные краеведческие конференции «Звездопад» в рамках федеральной программы «Отечество»
Слайд 28
Фото из архива Кузьменко Н.В, учителя начальной школы 28 Поход на Рубеж Славы 29.09.2012
Слайд 29
29 Обсуждение поход на Рубеж Славы с учащимися 4-а и 4-б классов
Слайд 30
30
Слайд 31
31
Слайд 32
Что мы сделали: 1. Провели интервьюирование и анкетирование первых участников «Вездехода» и нынешних 32 2. Мы выявили, в каких условиях зародилось ДТКО «Вездеход», познакомились с основными направлениями деятельности «Вездехода » и выделили в его истории три основных этапа.
Слайд 33
33 3. Мы оформили воспоминания участников в альбом, который назвали «Вездеходу - 25!».
Слайд 34
34 Три цифры на табличке Внимательно прочти. Беззвучны без привычки… Четыре Сорок Три И только нам известно, Как в будущем они, Вернут нас снова в детство К друзьям вернут они. *** Вернут в воспоминанья, И в класс наш в три окна, Шоссе Энтузиастов, Как будто бы вчера. Растаял в дымке утренней Звук школьного звонка... Всё это не забудем мы С тобою никогда. Автор – Тымко Н.В . . Гимн школы № 443 Исполнение гимна школы во время Вахты памяти. Автор : Науменок Г. 5 мая 2012 г.
Слайд 35
Наши источники: 1. Непосредственные участники туристско-краеведческой группы школы № 443 разных лет: Тымко Н.В. Михайлов С.В. Антонова Е.М. учителя выпускники 2. Архив школьного музея «Духовные истоки русского народа». 35 Белоглазова И. В.
Слайд 36
36 1. Единая всероссийская спортивная классификация маршрутов. - http://a-lapin.narod.ru/Evskm.htm (28.09.2012) 2. Анализ деятельности краеведческого музея русского быта и ремесел «Духовные истоки русского народа» ГБОУ СОШ № 443 ВОУО ДО г.Москвы за 2010-2011 учебный год. – Архив школы . 3. Анализ деятельности краеведческого музея русского быта и ремесел «Духовные истоки русского народа» ГБОУ СОШ № 443 ВОУО ДО г.Москвы за 2011-2012 учебный год. – Архив школы. Использованная литература
Слайд 37
37 Из воспоминаний Н.В. Тымко , организатора ДТКО «ВЕЗДЕХОД» Началась моя активная походная деятельность как её организатора с 1984 г. Это был поход в Волоколамск, связанный с подвигом 28 панфиловцев. Вначале я организовывала походы выходного дня, потом степенные с ночевкой на 2-3 дня в любую погоду, даже зимой. Я сама не ожидала, что у меня всё получится, т.к. на меня ложилась высокая ответственность за детей. Но, благодаря опыту, появилась уверенность, и я стала вывозить школьников в новые сложные географические район.
Слайд 38
Из воспоминаний Е. М. Антоновой ( Холиной ), учителя начальной школы, активного участника объединения «Вездеход» 38 Я училась в школе № 443 и моим классным руководителем была Наталья Васильевна Тымко . Она заразила меня своим энтузиазмом, и никакие родительские запреты не могли меня остановить, когда речь шла об участии в походе. А так как я принимала участие в многодневных, и нередко в сложных для отчета пешего пути, походах, то очень часто приходилось конфликтовать с родителями. Очень многие отчеты, которые хранятся в нашем музее, оформлены мной.
Слайд 39
39 Из воспоминаний С. В. Михайлова, учителя физкультуры Я учился в школе № 443 с 70 по 80 годы. В 1983г., после службы в армии, стал работать учителем в школе 443. Когда учился в школе никакого детского туристско - краеведческого объединения «Вездеход» не было. Но я принял участие в одном походе организованным Галиной Ивановной. Это был поход на станцию Подосинки Казанской ж.д . в 1978 году. Когда я в 1983 г. пришел в школу, в ней уже работала Н.В.Тымко . Она стала организовывать походы выходного дня по Подмосковью. Я присоединился к ней. Постепенно походы стали удлинятся: вместо походов выходного дня мы стали участвовать в многодневных.
Слайд 40
40 Летом я в походы не ходила. Летом меня отправляли в один и тот же пионерский лагерь, много лет подряд. Поэтому, в основном, помнятся зимние походы. Как-то был у нас двухдневный зимний поход, но вот куда я не помню. Взяли с собой палатки, консервы, спальные мешки. На стоянке набрали веток елочных, которые мы подкладывали под палатки. Когда мы пришли в лес, там снег нам по пояс, нам надо было раскатать площадку чтобы поставить палатки. Естественно лопат у нас с собой не было, мы катали друг друга. И вот эти фотографии у нас есть. Из воспоминаний Белоглазовой И.В., выпускницы школы 1988 г
Слайд 41
Источники пополнения музея Поделки, созданные учащимися Предметы, привезенные из экспедиций Вещи, приносимые жителями микрорайона 41
Меня давно интересовал вопрос, почему из всех возможных областей знаний в нашей школе для исследовательской деятельности выбрано именно краеведение. Так я принял участие в исследовательской деятельности, которая проводится в рамках общешкольного дела «И пусть пройдет хоть 1000 лет». Как оказалось, это исследование является актуальным не только для нашей школы[1], но и для Общего дела дома детского и юношеского туризма «Родина» имени А.А. Остапца-Свешникова[2] (ГБОУ ДДЮТЭ «Родина»), с которым активно сотрудничает наша школа. В процессе первичного сбора информации я и мой научный руководитель[3] узнали, что исследовательская краеведческая деятельность учащихся школы 443 связана с появлением детского туристско-краеведческого объединения «Вездеход». А ему в этом году исполнилось 25 лет.
Поэтому цель данной работы - это исследование истории и определение перспектив развития детского туристско-краеведческого объединения «Вездеход» школы № 443. (Слайд № 2)
Таким образом, объектом данного исследования является история детского туристско-краеведческого объединения «Вездеход», а предметом исследования – деятельность объединения «Вездеход» на протяжении с 1986 по 2012 годы. (Слайд № 3).
На Слайде № 4 вы видите те задачи, которые были поставлены для достижения цели исследования и используемые методы работы.
Наша гипотеза: в ближайшем будущем из основных направлений деятельности «Вездехода» уйдет многодневный спортивный туризм и краеведческие исследования в полевых условиях. (Слайд № 5)
В результате обработки архивных документов, материалов интервью и анкет, мы узнали основные направления детского туристско-краеведческого объединения «Вездеход» - туристское, краеведческое, музейное – (Слайд № 6) и выделили в его истории три основных этапа (Слайд № 7).
Краткая характеристика этапов приводится в таблице 1 (Слайд № 8).
История детского туристско-краеведческого объединения «Вездеход» начинается с 1981 г., когда в школу пришла работать организатором воспитательной работы Наталья Васильевна Тымко. Свое увлечение туризмом Наталья Васильевна сумела передать комсомольцам (Слайд № 9). Но нельзя отправляться в поход без определённых знаний и умений. Поэтому Наталья Васильевна обучает эту группу школьников первичным туристским навыкам (Слайд № 10). Так сложились условия, позволившие создать школе детское туристско-краеведческое объединение. Произошло это в 1986 году. 1986 год мы взяли за начало второго этапа, этапа спортивного туризма (Слайд № 11).
Каждую весну и осень учащиеся нашей школы участвовали в однодневных походах по Подмосковью. А летом организовывались многодневные походы. Однако энтузиазм ребят был столь велик, что даже зимой стали проводиться двух - трехдневные походы (Слайд № 12).
Ребята активно участвовали в различных состязаниях и занимали призовые места. Только о победах в районных и окружных спортивных мероприятиях говорят 23 грамоты и диплома, которые мы увидели в архиве школьного музея (Слайд № 13).
Как я уже сказал, объединение «Вездеход» было создано в 1986 году. Однако название это пришло не сразу. Знакомство с наградами показало нам, как менялись эти названия: Красные быки, Тыры-пыры, Вперёд и даже такое простое название, как «Команда школы № 443». Только на осеннем туристском слете 2001 года родилось название, с которым объединение существует уже более 10 лет. Это название – «Вездеход». Оно отражает идею и дух объединения: «жизнь прожить не метрами, а квадратными километрами».
В 2002 г. ученик 9 класса Торгашов Дмитрий предложил использовать в качестве эмблемы объединения вот такой рисунок (Слайд № 14).
В таблице 2 мы обобщили сведения о всех значимых маршрутах объединения «Вездеход» за этот период (Слайд № 15). Для этого мы воспользовались сведениями из Единой всероссийской спортивной классификации маршрутов и картой музея (Слайд № 16), на которую нанесены особо значимые туристские маршруты. За 19 лет, которые приходятся на этап спортивного туризма, нашими учащимися было совершено:
5 походов – 3 степени сложности,
13 походов 1 категории и
4 похода – второй сложности
По итогам походов (Слайд № 17) 20 учащихся получили наградной значок «Турист СССР», который с 2001 года называется значком «Туриста России» (Слайд № 18).
30 учащихся, которым исполнилось 15 лет, по возвращении из похода первой категории, получили 3-й спортивный разряд. Среди них и будущий учитель начальных классов школы № 443 – Елена Михайловна Антонова (Слайд № 19).
Во время походов ребята стали обращать внимание на достопримечательности той местности, в которой они оказывались, на различия в традициях и обычаях людей. Возвращались в Москву с разными поделками, сувенирами, находками.
С 2004 г. все участники спортивных походов выполняют две обязанности: туристскую и краеведческую (Слайд № 20). По возвращении в Москву краеведческие материалы обобщаются в различных научных исследованиях (Слайд № 21).
В 2006 году на базе материалов, привезенных из экспедиций и походов, в школе создаётся музей «Духовные истоки русского народа». И я перехожу к характеристике нынешнего, современного этапа в развитии Вездехода (Слайд № 22). В 2007 году учащийся девятого класса Алексей Ежов нарисовал для музея эмблему. На ней он изобразил Берегиню –глиняную каргопольскую игрушку, оберегающую человека от зла и несчастий (Слайд № 23).
Наш музей организует выставки и экскурсии (Слайд № 24), в нем можно проводить тематические классные часы, конкурсы, олимпиады, встречи с интересными людьми (Слайд № 25). Музей организует краеведческие исследования, походы, экспедиции, работу с книгой Памяти. Например, во время осенних каникул состоялась поисково-краеведческая экспедиция в город Волгоград (Слайд № 26)
После создания музея акцентом туристской деятельности становится краеведение.
С 2007 г. начинают проводиться общешкольные краеведческие конференции «Звездопад» (Слайд № 27)
Особенностью современного этапа является обучение младших школьников навыкам туристской деятельности. Старшеклассники передают им свой опыт. Примером является осенняя поездка на Рубеж славы в Дмитровском направлении (Слайд № 28).
После поездки на Рубеж славы мы провели беседу с учащимися 4-х классов (Слайд 29) Оказалось, что многие четырехклассники участвуют в семейных пеших и водных походах.
На вопрос: «Примут ли они участие в другом школьном походе?», 100 % ответили: «Да».
Все учащиеся высказали пожелание привлечь их к многодневным школьным походам. Трудности их не пугают, многие надеются увидеть диких животных. И вот здесь наблюдается расхождение в установках учащихся начальной и старшей школы. На диаграммах 1 и 2 (Слайд 30) представлены результаты анкетирования учащихся восьмых-одиннадцатых классов. На диаграмме 1 вы видите основные мотивы, побуждающие старшеклассников к участию в походах.
На первом месте стоит изучение новых мест (– 20 %,),
затем идёт расширение кругозора (– 17 %.).
Общение стоит только на третьей позиции (– 15%.)
Остальные мотивы – это:
спорт и здоровье (– 14 %)
новые знакомства с интересными людьми (– 11 %)
единение с природой (– 10 %)
свобода (– 10 %)
возможность выделиться, обратить на себя внимание (– 4 %.
Среди причин, по которым ребята не ходят в походы, на первом месте стоят опасения родителей за жизнь и здоровье своих детей (35%). Очень многие ребята указали свою неприспособленность к нахождению вне городской среды (23%) и отсутствие физической подготовки. На отсутствие необходимых денежных средств и медицинские отводы пожаловались 9% опрошенных, в одном и другом случае. Среди других причин было указано: загруженность учёбой, желание посидеть в доме, в тишине, и … лень.
В диаграмме 3 (Слайд № 31) обобщены сведения об отношении учащихся нашей школы к многодневному спортивному туризму и проведению краеведческих исследований в полевых условиях. Из нее видно, что, скорее всего, эти виды деятельности уйдут в прошлое.
Всего было опрошено 80 человек из 8-11-х классов, что составило 90 % от общего количества учащихся.
Таким образом, наша гипотеза, к сожалению, подтвердилась.
Что же нам удалось сделать (Слайд № 32)?
провели встречи с учащимися, делающими только первые шаги в туристко-краеведческом познании, и с активистами «Вездехода».
В нем мы описали самые памятные походы, забавные случаи и основные традиции. В частности, в нем описан поход в Карелию, посвященный 50-летию школы, в 1988 году. Именно после этого похода был сочинен гимн школы № 443, автором которого является зам. директора по воспитательной работе, учитель географии Наталья Васильевна Тымко. Слайд № 34
Таким образом, мы выполнили задачи, стоящие перед нами. Источники нашей информации представлены на слайдах 35 - 41.
Откуда мы взяли материал для нашего исследования?
Слайд № 36
Конечно же, от непосредственных участников
туристско-краеведческой группы школы 443, то есть от наших учителей и
выпускников, и, конечно же, это документы, к которым мы получили доступ в архиве школьного музея «Духовные истоки русского народа».
Данное исследование является актуальным для нашей школы, так как в этом году она будет праздновать свой 75-летний юбилей. А в прошлом, 2012 г., объединению «Вездеход» исполнилось 25 лет. Школьному коллективу очень важно вспомнить и сохранить в памяти все основные этапы, связанные с его развитием.
В результате работы над историей детского туристско-краеведческого объединения «Вездеход» я узнал много нового и интересного.
Во-первых,
Мы познакомились с юностью наших замечательных учителей и узнали, как наши сверстники проводили время.
кто и когда сочинил гимн школы, придумал эмблему объединения.
Во- вторых,
Мы узнали, какими мотивами руководствуется люди, собираясь в поход. Для этого я провел анкетирование и встречи со старшеклассниками и ребятами 4 класса.
Кроме того, мы научились координировать и планировать свои действия
Но были у нас и трудности.
Мы узнали, как трудно
- находить нужных интервьюиров и получать от них необходимые сведения в нужный для нас момент;
Мы узнали, как трудно
- планировать свою работу и своевременно её выполнять.
[1] 1 сентября 2013 г. школе № 443 исполнится 75 лет.
[2] А.А. Остапец-Свешников - ярчайшая фигура в педагогике детско-юношеского туризма и краеведения. В 1997 г. по его инициативе были учреждены Московская международная Академия детско-юношеского туризма и краеведения и приз "Золотой компас" за достижения в туристско-краеведческой работе с детьми. На базе московской школы № 377 он создал сначала клуб, а потом - Экспериментальный Центр детско-юношеского туризма и краеведения “Родина”, с воспитанниками которого за восемь лет прошел велопоходами чуть ли не всю трассу БАМа. Он разработал концепцию “Школа жизни - окружающий мир”, которая легла в основу педагогической деятельности Центра "Родина", где проводились и проводятся районные, окружные, городские, областные, всероссийские и международные совещания, семинары, конференции по проблемам детско-юношеского туризма, краеведения и экологии.
[3] Мой научный руководитель Тюрина Л.О. работает в школе № 443 с 1 сентября 2011 года и поэтому ещё не знает всех традиций нашей школы.
Упрямый зяблик
3 загадки Солнечной системы
Пока бьют часы
Валентин Берестов. Аист и соловей
У меня в портфеле