С гриппом хоть однажды в своей жизни сталкивались, пожалуй, все. И это неудивительно, ведь грипп - одно из самых распространенных инфекционных заболеваний, способное приводить к массовым вспышкам и даже эпидемиям почти ежегодно. Поэтому важно знать «врага в лицо»: чем он опасен, как от него защищаться, и как легче всего его перенести. Цель работы: изучение информированности учащихся о способах профилактики гриппа и других вирусных заболеваний, выявление роли профилактических мероприятий, поиск и применение конкретных рекомендаций для сохранения здоровья.
Вложение | Размер |
---|---|
gripp_ili_profilaktika_otpr.doc | 103.5 КБ |
Городской научно – практический марафон «Шажок в науку».
II этап
Секция « Валеология »
Грипп: болезнь или профилактика?
исследовательская работа
Выполнена ученицей
4 класса МОУ СОШ
«Школа №226» г. Заречный
Ковалевой Дарьей
Научный руководитель –
учитель химии высшей
категории МОУ «Школа №226»
Лунина Людмила Дмитриевна
г. Заречный, 2011 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Теоретическая часть 4
Практическая часть 5
Результаты и выводы 5 Заключение 7
Литература 8
Приложение 9
ВВЕДЕНИЕ
С гриппом хоть однажды в своей жизни сталкивались, пожалуй, все. И это
неудивительно, ведь грипп - одно из самых распространенных инфекционных заболеваний, способное приводить к массовым вспышкам и даже эпидемиям почти ежегодно. Поэтому важно знать «врага в лицо»: чем он опасен, как от него защищаться, и как легче всего его перенести.
Почему же он так распространен? Почему ежегодно по всему миру огромное количество взрослых и детей страдает от этого вездесущего заболевания, которое может приводить к весьма серьезным осложнениям?
Цель работы: изучение информированности учащихся о способах профилактики гриппа и других вирусных заболеваний, выявление роли профилактических мероприятий, поиск и применение конкретных рекомендаций для сохранения здоровья.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по данной теме;
2. Провести анкетирование учащихся;
3. Оценить эффективность профилактических мероприятий против гриппа среди учащихся нашей школы;
4. Выявить отношение школьников к своему здоровью;
5. Дать рекомендации по профилактике гриппа и других вирусных заболеваний;
Гипотеза: можно уберечься от заболевания гриппом, если соблюдать меры профилактики, одной из которых является вакцинация.
Актуальность исследования: поскольку грипп - одно из самых распространенных инфекционных заболеваний, способное почти ежегодно приводить к массовым вспышкам и даже эпидемиям необходимо постоянно проводить разъяснительную работу о мерах профилактики гриппа и ОРВИ.
Практическая значимость работы заключается в том, что наработанный материал может быть использован для проведения классных часов, внеклассных занятий по биологии.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Грипп – это острое вирусное заболевание. Первая эпидемия гриппа случилась в 1580 году. В 1918-1920 гг. респираторная инфекция захватила земной шар, и была названа «испанкой», вероятнее всего, была ничем иным, как эпидемия тяжелейшего гриппа. В России первые описания гриппа были сделаны в Москве и Петербурге А.А. Смородинцевым в 1936 году, им же впервые предложен метод профилактики и лечения гриппа. Ежегодно грипп поражает до 15% населения нашей планеты. Грипп не имеет возрастных ограничений. Особенно восприимчивы к вирусу дети и пожилые люди. Грипп постепенно подрывает здоровье, влияет на сердце, дыхательные органы (см. приложение, рис. 1,2). Вирус гриппа очень легко передаётся воздушно- капельным путём. Обычно грипп начинается остро. Практически здоровый человек в течение нескольких часов превращается в тяжелобольного. Первые симптомы болезни - озноб, повышение температуры тела, головокружение, головная боль, боли в суставах и мышцах, общая слабость. Грипп часто осложняется пневмонией, отитом, пиелонефритом, бронхитом, ринитом. Риск подхватить ОРВИ напрямую зависит от иммунитета. Иммунитет- это естественная защита нашего организма. У детей иммунная система несовершенна и только к 10-11 годам достигает уровня взрослого человека. Но, к сожалению, даже самую сильную иммунную систему могут разрушить стресс, плохая экология, неправильный образ жизни, дефицит витаминов и перенапряжение. Всем известно и губительное действие табачного дыма.
Ведущее место среди мер профилактики занимает вакцинация. Прививки значительно снижают заболеваемость гриппом, а среди заболевших людей существенно смягчают его течение. Иммунитет формируется в течение двух недель после прививки. Единственное противопоказание к вакцинации - аллергия на куриный белок.
Эффективными профилактическими и лечебными свойствами обладают интерфероны, а также препараты, которые оказывают защитное действие от вирусной инфекции. Такими препаратами являются арбидол и афлубин.
Эффективны различные средства и способы, например, занятия физкультурой, закаливающие процедуры, витаминизация организма, использование целебных растений. Ежедневные физические упражнения укрепляют сердечно - сосудистую и дыхательную систему, что повышает сопротивляемость человека к инфекциям. Большое значение в деле профилактики гриппа является полноценное питание.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Методами исследования нами была выбрана анкета, беседа со школьным врачом, учителями физического воспитания. В разработке анкет принимали участие учащиеся старших классов. С помощью анкет мы попытались оценить эффективность профилактических мер против гриппа, среди учащихся нашей школы и выявить их отношение к своему здоровью. Анкеты 1,2 были предложены учащимся начальной школы, а также учащимся 8-9 классов, а на вопросы анкеты № 3 отвечали учащиеся 4 класса и их родители (см. приложение). В ходе работы мы опросили 130 человек.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ
Проанализировав ответы, мы получили следующие результаты:
• Из 130 учащихся принимавших участие в опросе 126 (94,6%) имеют представление о данном заболевании, знают и соблюдают меры профилактики гриппа и ОРВИ 105 учащихся (80,76%), знают, не соблюдают их 16 человек, что составляет (12,3%), 9 человек (6,93%) не знают меры профилактики гриппа и ОРВИ (см. приложение, диаграмма 1);
• из числа опрошенных учащихся ежегодно проходят вакцинацию только 27 детей (20,76%), не каждый год 33 человека (25,38%), не прививаются 70 (53,84%); 9 учащихся, что составляет (6,9%) болеют часто (несколько раз в год), редко - 115 (88,46 %), не болеют - 6(4,6%);
• из 130 учащихся соблюдают режим отдыха 59 учащихся (45,39%), не всегда 50 учащихся (38,46%), не соблюдают 21человек (16,15%) , занимаются спортом из числа опрошенных 62 человека (47,70%), нерегулярно 53 ученика (40,76%), не посещают спортивные секции 15 человек (11,54%) (см. диаграмму 2, 3).
Во время беседы с врачом Ольгой Ивановной мы получили следующую информацию, которую представили в работе в виде таблиц 1,2 и диаграммы 4.
• количество привитых детей за последние три года, в 2008 году 58 человек из 314 учащихся, 2009 – 62 из 310 учащихся, в 2010 году- 67человек учащихся из 324 учащихся, что соответственно 18,47%, 20%, 20,6%(см. приложение, таблица 1, диаграмма 4);
• количество учащихся, которые болели с сентября – март месяц 2011г. ОРВИ 109 (начальная школа) и 78 (5-9 классы), переболели гриппом 29 детей (начальная школа) и 25 учащихся (5- 9 кл.) (см. приложение, таблица 1);
• количество детей переболевших гриппом из числа привитых детей в 2008- 9 человек -15,5%, 2009- 6 человек- 9,67%, 2010 – 8 человек (11,9%) (таблица 2, диаграмма 4).
Мы постарались выявить факторы, способствующие укреплению защитных сил организма, повышению иммунитета. С этой целью проведено анкетирование учащихся 4 класса и их родителей. Вопросы касались здорового образа жизни семей. Известно, что понятие «здоровый образ жизни» многогранно. Продолжительность ночного сна, закаливание, прогулки на свежем воздухе, полноценное питание, занятие спортом, ограничение просмотра телепередач, соблюдение гигиенических навыков - вот перечень вопросов, предложенных детям и родителям.
При анализе анкет выяснилось, что у 24 учеников продолжительность ночного сна соответствует возрасту и составляет 9-10 часов, только у одного ученика продолжительность сна меньше 8 часов.
К такому действенному методу профилактики гриппа и ОРВИ, как закаливание, мои одноклассники относятся очень серьезно: 5 человек обливаются холодной водой, 10 – принимают контрастный душ, 8- растирают тело полотенцем, 2-посещают сауну (см. диаграмма 6). Взрослые члены семьи подают в этом пример, однако отдают предпочтение посещению сауны и обливанию холодной водой.
Практически все дети нашего класса ежедневно употребляют в пищу овощи, фрукты, мясные и молочные продукты и только 4 детей употребляют их эпизодически. Все одноклассники периодически принимают витамины. Ребенку, как и взрослому, необходимы регулярные физические упражнения. Они увеличивают выработку организмом белых кровяных телец, ответственных за иммунитет. Наиболее эффективны занятия спортом и прогулки на свежем воздухе. Среди моих одноклассников 18 человек регулярно занимаются в спортивных секциях, 7- эпизодически занимаются зимними видами спорта (коньки, лыжи), летом - плаванием и ездой на велосипеде. Родители при этом не остаются в стороне: 7 из них занимаются различными видами спорта вместе с детьми, 5 — без детей. Утреннюю гимнастику делает только треть одноклассников и еще меньше - родители, всего 3 человека. Прогуливаются на свежем воздухе ежедневно все дети, однако продолжительность прогулок у большинства от 1-2 часов, только в воскресный день прогулки на свежем воздухе занимают более 2 часов, а у некоторых занимают 4-5 часов. Многие родители гуляют вместе с детьми - 9 человек.
Специфическим методом профилактики является вакцинация, большинство детей и родителей понимают это и проходят вакцинацию ежегодно, в этом году вакцинировано 10 одноклассников, всего по школе 67 человек, не каждый год прививаются 7 учащихся, 8 - человек не прививаются. Родители отмечают, что используют и другие меры профилактики в период повышения заболеваемости: витамины, иммуностимулирующие препараты и т.д.
Мы проанализировали динамику заболеваний гриппом и ОРВИ за два года. Часто болеющих детей в классе – 5, редко (1-2 раза в год) - 17, не болеют - 3 .
В итоге пришли к следующим выводам:
Факторы, влияющие на положительную динамику заболеваемости:
* во - первых, состояние иммунной системы — к 10 годам ее показатели достигли показателей взрослого человека;
*во - вторых, активный здоровый образ жизни — почти все мои одноклассники занимаются спортом. Достаточно времени гуляют. Полноценно питаются, не пренебрегают закаливанием и гигиеническими навыками. Почти 50% одноклассников проходят ежегодную вакцинацию.
Таким образом, можно сделать вывод, что многие родители заботятся о здоровье своих детей, приучая их с детства к здоровому образу жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе работы над данной темой, изучая дополнительную литературу, я проанализировала средства и способы профилактики гриппа, оценила эффективность профилактических мер, познакомила одноклассников с рекомендациями по профилактике гриппа, сделала вывод о снижении заболеваемости гриппа путем вакцинации.
Конечно, к простудным инфекциям восприимчивы почти все из нас. Вот почему в случае появления предвестников заболевания, а при надвигающейся эпидемии гриппа, необходимо предпринять вышеперечисленные профилактические меры, чтобы не заболеть.
Мы можем повысить устойчивость собственного организма таким простым средством, как здоровый образ жизни.
Выдвинутая нами гипотеза о снижении числа заболевших гриппом после вакцинации подтвердилась, заболевших среди детей привитых в 2008, 2009, 2010 годах оказалось меньше, чем среди непривитых. Вакцинация против вируса гриппа помогает защитить организм во время эпидемии, что не мало важно, для сохранения здоровья человека. Заболеваемость гриппом носит серьёзный характер, он встречается повсеместно, способен к эпидемическому, а порой и к пандемическому распространению в относительно короткие сроки, поэтому важно соблюдать меры профилактики, одной из которой является прививка против гриппа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амиров Н.Х. и др. Быть здоровым – модно. - Пенза , 2007.
2. Клементьев А. Такая вредная весна! ∕∕ Здоровье школьника, / - 2006 - №3.
3. Рябова Т.В., Мазо В.Б. Диалоги о вирусах или тайны третьего царства
∕∕ Биология в школе, / – 2008 - №7.
4. Синягина Н.Ю., Кузнецова И.В. Как сохранить и укрепить здоровье детей. - М.: Владос, 2004.
5. Удалова В. Битва за иммунитет ∕∕ Здоровье школьника, / -2007 - №10,с.42.
Приложение
Анкета 1
а) да б) нет в) не каждый год
2. По какой причине тебе не ставят прививку
а) по показанию врачей б) не согласны родители в) не знаю
3. Как часто ты болеешь ОРВИ, гриппом?
а) часто, несколько раз в год б) редко, не более 2 раз в год в) не болею
4. Болел ли ты гриппом в 2010-2011 учебном году, после того как тебя
привили?
а) да б) нет
5. Знаешь ли ты меры, профилактики гриппа, ОРВИ и соблюдаешь ли ты их?
а) знаю, соблюдаю б) знаю, не соблюдаю в) не знаю
Анкета 2
Анкета для учащихся 4 класса
а) менее 8 часов б) 8 часов в) 9-10 часов
2. Делаешь ли ты утром зарядку?
а) да б) нет в) не всегда
3. Какой вид закаливания применяешь?
а) обливаюсь холодной водой б) принимаю контрастный душ
в) растираю тело полотенцем г) посещаю сауну и баню
д) ничего не делаю
4. Занимаешься ли ты спортом?
а) да, регулярно б) да, нерегулярно в) не занимаюсь
5. Каким видом спорта занимаешься?
6. Каким видом спорта занимаются твои родители?
7. Сколько времени затрачиваешь на просмотр телепередач?
8. Сколько времени ежедневно проводишь за комьютером?
9. Какое время ты затрачиваешь на выполнение дом. задания по предметам?
а) около 1 часа б) более 1часа в) более 1,5 ч.
10. Сколько времени занимают прогулки на свежем воздухе?
Диаграммы
Диаграмма 1
Диаграмма 3
Диаграмма 4
Диаграмма 5
Диаграмма 6
Динамика заболеваемости гриппом и ОРВИ в 2010-2011 г.
Таблица 1
Классы | Количество учащихся | Количество заболевших учащихся | Число учащихся, | ||
прошедших вакцинацию | заболевших гриппом | ||||
ОРВИ | Грипп | 67 (20,6%) | 8 (11,9%) | ||
1 -4 | 172 | 109 (63,37%) | 29 (16,86%) | ||
5 - 9 | 152 | 78 (51,31%) | 25 (16,44%) |
Динамика заболеваемости гриппом за три учебных года.
Таблица 2
Учебный год | Количество учащихся в школе | Количество детей прошедших вакцинацию | Число учащихся переболевших гриппом |
2008-2009 | 314 | 58 | 5 - 8,6% |
2009-2010 | 310 | 62 | 6- 9,67% |
2010-2011 | 324 | 67 | 8- 11,9% |
Рекомендации
Если вы вынуждены находиться с больным гриппом, можно использовать следующие рекомендации:
Если вы заболели:
Заповеди детства и юности
Огонь фламенко
Философские стихи Кристины Россетти
Лиса Лариска и белка Ленка
Пока бьют часы