Изучая тему «Население России», возник интерес изучить свой родной поселок, узнать о людях, которые живут вместе с нами и задуматься о его будущем. В данной работе мы попытались составить демографический портрет учащихся школы и их родителей, а так же примерное положение семьи в ситуации кризиса рождаемости.
Вложение | Размер |
---|---|
naselenie.doc | 376 КБ |
Городская конференция обучающихся муниципальных
образовательных учреждений «Шаги в науку»
Научное общество учащихся «МОУ «СОШ № 126»
Образовательная область «География»
«Демографический портрет Средней общеобразовательной школы № 126»
Буевич Алексей
Константинович
9 класс, МОУ «СОШ №126»
Научный руководитель-
Буевич Елена Ивановна
учитель географии
МОУ «СОШ № 126»
Омск, 2010
Содержание
Введение……………………………………………………………….. 3
1. Численность населения поселка Черемуховское и обучающихся СОШ № 126…………………………………………..4
2. Особенности рождаемости в семьях, где воспитываются
учащиеся школы………………………………………………………..6
3. Миграции обучающихся школы СОШ № 126………………………7
4. Половая структура населения поселка Черемуховское и обучающихся школы № 126………………………………………….9
5. Социальный паспорт семей обучающихся школы…………………10
Заключение…………………………………………………………….11
Приложения……………………………………………………………..12
Список литературы……………………………………………………..14
Введение
В 40-е годы Н.Н. Баранский резко критиковал авторов географических книг за недооценку вопросов, связанных с населением. «Человека забыли!!!»- писал он. Теперь география населения стала одной из главных ветвей экономической и социальной географии, получившей очень большое развитие.
Изучая тему «Население России», возник интерес изучить свой родной поселок, узнать о людях, которые живут вместе с нами и задуматься о его будущем. В данной работе мы попытались составить демографический портрет учащихся школы и их родителей, а так же примерное положение семьи в ситуации кризиса рождаемости.
Тема нашей исследовательской работы является актуальной. Об актуальности говорят такие факты: 1) в стране введен в действие национальный проект, направленный на поддержание семьи и материнства; 2)проходят акции, организуются движения, призывающие вести здоровый образ жизни; 3) 2008 год был объявлен годом семьи.
Учитывая данную проблему, мы выдвигаем гипотезу: количество, динамика и состав обучающихся школы и их родителей отражают демографические процессы государства.
Выдвинутая нами гипотеза предполагает цель: составить демографический портрет школы в условиях демографического кризиса.
Объект исследования: демографическая наука.
Предмет исследования: школьная и родительская общественность МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 126»
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Методы исследования: описательный, сравнительный, статистический, аналитический, анкетирование.
Информационной основой исследования послужили архивные материалы школьного музея, статистические данные МОУ «СОШ № 126», материалы учебника «География поселка Черемуховское и его окрестностей».
Структура исследования. Исследовательская работа состоит из введения, теоретической и практической части, заключения, приложения, списка использованной литературы; содержит 10 с. печатного текста.
1. Численность населения поселка Черемуховское и обучающихся СОШ № 126
Динамика и характер изменений численности населения любой территории задаются его механическим и естественным движением. Воспроизводство населения – это совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают смену поколений людей.
По данным последней переписи населения в поселке Чермуховское проживает 1397 человек. Возрастной и половой состав населения любой страны, города или села для наглядности изображают в виде половозрастной пирамиды, которую можно изучать снизу вверх и слева направо.
Чтобы проследить изменение численного состава обучающихся школы за последние 10 лет, мы провели анализ ежегодных статистических отчетов. Нам было важно установить, когда школа в период с 2001 по 2010 год была самой многочисленной, каким было соотношение мальчиков и девочек, какой была динамика изменения количества обучающихся.
Для того, чтобы объяснить численность и половой состав обучающихся школы рассмотрим половозрастную пирамиду населения поселка Черемуховское, составленную по данным 2002 года (Приложения, рис 1).
Численность населения в возрасте 70-74 лет, родившихся в 1930- 34гг., небольшая. Это обусловлено возрастными особенностями, спадом рождаемости, высокой детской смертностью вследствие голода. Во второй половине 30-х гг. наступила некоторая стабилизация, и это сразу отразилось на рождаемости – число живущих в возрасте 65 - 69 лет превышает даже две нижестоящие возрастные группы. Численность населения в возрасте 60 – 64 лет одна из наименьших. Спад рождаемости в период Великой Отечественной войны и в последующие годы оказывает влияние на рождаемость. Об этом свидетельствует небольшая численность населения в возрасте 35 - 39 лет, которые являются детьми родившихся в военное время. В 1980 гг. правительством страны проводилась демографическая политика, направленная на повышение рождаемости. С этой целью предусматривался целый ряд льгот: достаточно высокие единовременные пособия по рождению ребенка, ежемесячные выплаты пособия по уходу за ребенком, продолжительный декретный отпуск с сохранением рабочего места и др. Но самое главное – молодым семьям, имеющим одного – двух детей предоставлялось льготное жилье. Эти принимаемые меры дали положительные результаты: самая многочисленная возрастная группа – подростки в возрасте 15 – 19 лет, рожденные в 1983 – 1987 годы. Соответственно это способствовало увеличению количества учеников в школе. На диаграмме «Численность обучающихся школы» 2001 и 2002 годы характеризуются наибольшим количеством обучающихся. В последующие годы наблюдается спад рождаемости, что также отображено на диаграмме. Для возрастной группы 0 – 9 лет половозрастной пирамиды характерна небольшая численность. Это объясняется спадом рождаемости, который вызван комплексом взаимосвязанных причин:
Дальнейший спад рождаемости усилен также экономическим кризисом и снижением уровня жизни населения. В настоящее время в поселке остро стоит проблема нехватки жилья, с которой сталкиваются, в основном, молодые семьи. А это тоже одна из причин спада рождаемости и, соответственно, меньшим количество обучающихся в школе
Рис. 1
Численность обучающихся школы № 126
Итак, в последние годы в поселке Черемуховское естественный прирост низкий. Для населения поселка характерен высокий уровень демографической старости, так как соотношение детей и пенсионеров одинаково. Практически тоже самое характерно для г.Омска, Омской области и России в целом (Приложения, рис. 2, табл. 1).
Старение населения приводит к уменьшению доли молодежи. Увеличение доли пожилых людей ведет к возрастанию числа умерших. Поэтому естественный прирост вначале снижается, а затем сменяется естественной убылью – депопуляцией (франц. Depopulation – уменьшение населения). Причины депопуляции нередко видят в эхе второй мировой войны, когда рождалось мало детей, а сейчас в брачном возрасте дети тех, кто родился в военные годы. Некоторые политики пытаются поставить Россию в один ряд с высокоразвитыми странами Европы, где понижение рождаемости также приводит к депопуляции. Но при учете существенного сокращения продолжительности жизни россиян статистические данные свидетельствуют не о начале депопуляции, а попросту говоря о вымирании.
2. Особенности рождаемости в семьях, где воспитываются учащиеся школы
Анализируя таблицу и диаграмму (Приложения, таблица 2, рис )приведенные ниже, можно заметить, что в основном в семьях, где воспитываются школьники, по два ребенка. Количество семей, в которых лишь один ребенок тоже немалое. По данному поводу можно выразить мнение о том, что Россия приблизилась к показателям Европы, где не каждая семья хочет или может иметь двух детей и более. Лишь 10% семей имеют три ребенка.
Среди обучающихся 9-11 классов был проведен опрос, в результате которого можно сделать прогноз демографической ситуации в поселке. Все школьники ответили, что к созданию семьи они относятся положительно и обязательно ее создадут в будущем. Большая часть учащихся планирует это сделать только после того, как получат образование, т.е. после 20-22 и более лет. В основном планируется иметь 2 или 1 ребенка. Следовательно, естественный прирост населения в поселке не может быть высоким: возможно он будет равен 0 или будет отрицательным.
Вопрос | Ответ респондентов ( %) |
Ваше отношение к созданию семью | 100% положительное отношение |
В каком возрасте? | До 20 лет – 13% После 20-22 лет – 84% Не знаю –3% |
Сколько планируете иметь детей и почему? | 1 ребенка – 22 % - потому что с одним легче, меньше затрат. 2 ребенка – 69 % - в каждой семье должно быть двое детей – девочка и мальчик; помощница маме и помощник папе; двоим не скучно и т.д. 3 ребенка – 6 % потому что люблю детей. Не знаю – 3% |
В истории нашей страны, в составе которой оказались и издавна плотно заселенные местности, и земли, почти пустовавшие, где от места к месту различаются природные условия, перемещения населения, миграции всегда играли очень важную роль.
В демографии изменение численности вследствие въезда или выезда на постоянное место жительства называют механическим движением населения. Миграции оказывают влияние на численность населения. В нашем случае, миграции родителей оказывают влияние на численность детей в школе.
Изучая механическое движение обучающихся нашей школы, мы выделили четыре направления миграций (Приложения, карта «Миграции обучающихся):
В связи с распадом Советского Союза и обострением межнациональных отношений в ряде республик началась активная реэмиграция русского населения. Омская область находится на границе с Казахстаном, и основной поток переселенцев хлынул именно оттуда. Реэмиграция затронула и поселок Черемуховское. Здесь проживает целый ряд семей в основном из бывшей Кокчетавской и Северо-Казахстанской областей.
Изучая и анализируя миграционные процессы, нельзя не сказать и о внешней миграции – эмиграции. В поселке добровольная эмиграция началась в 80 – 90 годы в основном в Германию, есть единичные случаи в США, Канаду и Израиль. В настоящее время эмиграционный отток населения остановился. Некоторые школьники, проживая в поселке, переходят обучаться в другие школы города.
В таблице указано откуда прибыли и куда выбыли обучающиеся школы за последние 10 лет.
Омская область | Регионы РФ | СНГ |
Прибыли из: | ||
Колосовский р-н Москаленский р-н Омский р-н Одесский р-н Черлакский р-н | Хабаровский край г.Екатеринбург Ростовская область Приморский край Новосибирская область | Казахстан |
Выбыли в: | ||
Омский р-н | г. Кунгур Пермской области г. Тюмень |
Основой всех миграционных процессов с момента образования поселка и до настоящего времени являются политические мотивы, социальные условия и экономические преобразования, вызванные теми или иными причинами и имеющие место в масштабах всей страны. Нас заинтересовало, сменят ли школьники, став взрослыми, в будущем место жительства, так как это повлияет на численность населения в поселке и, соответственно, на количество учеников в школе. В связи с этим мы провели опрос среди обучающихся 6-11 классов по степени привлекательности нашего поселка для проживания. В результате выяснилось, что 98% школьников высказалось за проживание в поселке, аргументируя тем, что:
Однако при этом школьники назвали и отрицательные стороны нашего поселка:
Лишь 2% школьников хотят сменить место жительства и переехать из села в город.
Результаты опроса позволяют сделать вывод, что выпускники школы останутся жить в поселке. Это обязательно отразится не только на численности населения, но и в дальнейшем на количестве учеников.
При анализе половозрастной пирамиды населения нашего поселка видно, что в целом в половой структуре наблюдается перевес женщин (Приложения, рис 1). Это можно объяснить физиологическими и психологическими особенностями мужчин: они больше подвержены воздействию вредных привычек, сердечно – сосудистым заболеваниям и заболеваниям, связанным с тяжелыми условиями труда, они чаще попадают в ДТП и т.д. Психологи считают, что инстинкт самосохранения у мужчин развит меньше, чем у женщин. Кроме того, следует учесть последствия Великой Отечественной войны, службу в армии и «горячих точках» (в Афганистане, Чечне).
Однако следует обратить внимание на то, что в детском возрасте мальчиков больше, чем девочек. Такая тенденция сохраняется и в настоящее время.
Рис. 3
Половая структура обучающихся ( по классам) 2009-2010 учебный год
Рис. 4
Половая структура обучающихся (по школе)
2009 – 2010 учебный год
Из диаграммы видно, что в целом по школе девочек меньше, чем мальчиков. Больше всего мальчиков в младших классах. Наибольшее количество девочек наблюдается в 6, 10 и 11 классах.
§ 4. Социальный паспорт семей обучающихся школы
Ежегодно эксперты ООН публикуют список стран мира с оценкой индекса человеческого развития (ИЧР). За основу его расчета берутся все те же показатели качества жизни населения:
Показатели ИЧР тесно взаимосвязаны. Изменение одного показателя приводит к изменению других. Например, от материального уровня жизни зависит здоровье, долголетие и образование. В свою очередь, уровень образования обусловливает повышение материального достатка определяет отношение человека к своему здоровью.
Образование во многом определяет социальный статус человека. Данные об образовательном уровне и социальном статусе родителей учащихся нашей школы за 2005 и 2010 гг., отражены на рис 5 и 6.
Рис 5
Образовательный уровень родителей учащихся школы
Анализируя данные рис. 6, видим, что по сравнению с 2005г. сократилось число рабочих, интеллигенции и частных предпринимателей, а число безработных и служащих увеличилось. Во многом это связано с сокращением рабочих мест в СПК «Тепличный», с низкой заработной платой и др.
Таким образом, возникает вопрос: влияет ли образовательный уровень на качество жизни людей? Однозначно ответить на него трудно.
Рис 6
Социальный паспорт родителей учащихся школы
С82005 год2005 год 2010 год
2005
Заключение
В литературе есть много различной информации в целом о населении России и крупных регионов, в том числе в учебниках по географии. А демографические вопросы, касающиеся отдельных городов, поселков и малых населенных пунктов не освещаются и найти такие данные довольно сложно.
Демографический портрет моей школы, представленный в данной работе довольно наглядно отражает положение учеников в школах по всей стране, отражает демографическую ситуацию в нашем поселке, городе и России целом. Как показал социологический опрос, большинство школьников растут в семьях, где двое детей. Следовательно, естественный прирост населения в поселке не может быть высоким.
На основании результатов данного исследования мы доказали, что процессы изменения численности и состава учащихся нашей школы и их родителей являются следствием и отражением экономических и политических процессов, происходящих в нашем городе и стране. Однако они могут иметь свои особенности.
Материал, собранный нами во время исследования пригодится на уроках географии при изучении населения Омской области и своего поселка, на уроках истории и на уроках краеведения.
Наша исследовательская работа не закончена. После полученных данных переписи населения 2010 года мы планируем более подробно исследовать особенности населения поселка Чермуховское: численность, половозрастной и национальный состав, миграционные процессы и т.д
Для каждого гражданина России самое главное – хорошо знать свою родную страну, понимать ее, уметь объяснять то, что в ней происходит.
Приложения
Рис. 1
Половозрастная пирамида населения поселка Черемуховское
А
Рис. 2
Возрастной состав населения п. Черемуховское
сектор 1 – население моложе трудоспособного возраста;
сектор 2 – население старше трудоспособного возраста;
сектор 3 – трудоспособное население
Таблица 1
Возрастная структура населения ( % )
Моложе трудоспособного | Трудоспособное население | Старше трудоспособного | |
Черемуховское | 17 | 66 | 17 |
Омск | 21 | 61 | 18 |
Россия | 18 | 60 | 21 |
* По данным: - Российский стат. ежегодник 2002 г. стр. 88-89
- Омский стат. ежегодник 2002 г. стр.14-15
- Стат. данные п. Черемуховское по переписи населения - 2002 г.
Таблица 2
Особенности рождаемости в семьях, где воспитываются учащиеся школы
Кол-во семей с… | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс |
1 ребенок | 5 | 2 | 2 | 4 | 2 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 6 |
2 ребенка | 7 | 6 | 5 | 9 | 10 | 13 | 7 | 6 | 7 | 4 | 9 |
3 ребенка | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 1 |
4 ребенка | 0 | 0 | 2 | 2 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 |
Рис. 3
Таблица
Литература
Литература
Повезло! Стихи о счастливой семье
Что общего у травы и собаки?
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Л. Нечаев. Яма
Браво, Феликс!