Все знают, что во многих магазинах и супермаркетах действует система скидок, осуществляемая с помощью дисконтных карт. Все мы ходим в магазины и зачастую пользуемся дисконтными картами. Но иногда мы забываем их дома и перед нами встает выбор: идти домой за картой, или же переплатить лишние деньги... В большинстве случаев мы, даже не задумываясь, оплачиваем свои покупки и идем домой. А ведь можно было сэкономить...
Вложение | Размер |
---|---|
diskontnye_karty.doc | 203.5 КБ |
XI республиканская научно-исследовательская конференция «Рождественские чтения»
Секция:
экономика
Исследовательская работа
«ДИСКОНТНЫЕ КАРТЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ»
Камалетдинова Зарина
Гимназия №75, 5 класс,
Московский район, город Казань
Научный руководитель:
Ризатдинова Г.Х.
Капитонова Л.Н.
Казань 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. Из истории дисконтных карт…………………………………………4
ГЛАВА II. Экономия с помощью дисконтной карты: миф или реальность?.. 8
Заключение............................................................................................................. 12
Список литературы……………………………………………………………… 14
Приложения……………………………………………………………………... 15
ВВЕДЕНИЕ
Все знают, что во многих магазинах и супермаркетах действует система скидок, осуществляемая с помощью дисконтных карт. Все мы ходим в магазины и зачастую пользуемся дисконтными картами. Но иногда мы забываем их дома и перед нами встает выбор: идти домой за картой, или же переплатить лишние деньги... В большинстве случаев мы, даже не задумываясь, оплачиваем свои покупки и идем домой. А ведь можно было сэкономить... Ведущее противоречие заключается в том, что, с одной стороны, мы можем сэкономить свои деньги, а с другой стороны – переплатить за свои покупки.
Проблема. Исследование посвящено использованию дисконтных карт в жизни людей. Тема меня очень заинтересовала, я решила изучить «принцип работы» дисконтных карт. Мои главные усилия направлены на то, чтобы понять, можно ли сэкономить на скидочных картах или же это всего лишь рекламные действия.
Объект исследования. Дисконтные карты.
Предмет исследования. Экономия, которую можно получить с помощью дисконтных карт.
Цель исследования: понять, можно ли сэкономить на скидочных картах или же это всего лишь рекламные действия.
Задачи исследования:
1) изучить понятие «дисконтные карты», ознакомиться с историей их появления.
2) изучить рынок дисконтных карт города Казани.
3) выяснить, можно ли сэкономить за счет дисконтных карт, возможную экономию для потребителя.
Гипотеза. Средняя семья, состоящая из двух взрослых и ребенка, может сэкономить в месяц не менее 3000 руб.
Методы исследования. Основными способами проведения исследования являются дедукция, математические расчеты, количественные методы – опрос родителей учащихся 5-х классов МБОУ «Гимназия №75» г.Казани. Методом исследования является также сбор и анализ вторичной информации, источниками которой выступают интернет-ресурсы.
Практическая значимость исследования. Результат данного исследования может быть полезен людям всех возрастов и социальных статусов, так как они узнают, нужно ли пользоваться дисконтными картами, какую экономию можно получить с их помощью.
ГЛАВА I. ИЗ ИСТОРИИ ДИСКОНТНЫХ КАРТ
Для обычного человека дисконтная карта – это пластиковая карта, при помощи которой мы можем сэкономить деньги в магазинах. Нужны ли они нам, часто ли пользуются ими люди? Именно это мы и будем исследовать в своей работе.
Исторически скидки появились и стали использоваться в условиях уличной торговли товарами, когда продавец в результате торга предоставлял скидку тому покупателю, который приобретает больше товаров. Скидка – сумма, на которую снижается продажная цена товара, реализуемого покупателю. В настоящее время практика предоставления скидок используется крупными и средними компаниями, организациями малого бизнеса и индивидуальными предпринимателями.
Специалисты выделяют следующие виды скидок: простая скидка, скидка за ускорение оплаты, скидка за объем приобретаемого товара, накопительная скидка (скидка за оборот), дилерская скидка, сезонная скидка, скидка на новый товар, скидка за качество, клубная скидка, экспортная скидка.
Общая (простая) скидка предоставляется с прейскурантной или со справочной цены и обычно составляет 20 – 30%, а в некоторых случаях – до 40%. Такие скидки широко практикуются при заключении сделок на машины и оборудование, в частности, на стандартные виды оборудования.
Скидка за ускорение оплаты – мера снижения стандартной продажной цены, которая гарантируется покупателю, если он произведет оплату приобретенной партии товара ранее установленного контрактом срока.
Скидка за объем покупаемого товара – соразмерное уменьшение цены для покупателей, закупающих большие количества аналогичного товара.
Скидка за оборот, бонусная скидка, предоставляется постоянным покупателям на основании специальной доверенности.
Дилерская скидка предоставляются производителями своим постоянным представителям или посредникам по сбыту, в том числе и заграничным.
Сезонные скидки предоставляются покупателям только в определенные дни, сезоны.
Скидка на новый товар снижает цену товара, если он только прибыл в магазин и является новым. В России такие скидки еще не распространены, а вот в Европе пользуются спросом. У нас есть скидки на старые коллекции, и очень редко встречаются на новые.
Скидки за качество предполагают их предложение тем компаниям, которые будут осуществлять работы по приспособлению товаров к требованиям рынка в части удовлетворения запросов потребителя в отношении технико-эксплуатационных характеристик отдельных агрегатов, узлов и тому подобных составляющих.
Клубные скидки. В мире существует множество национальных и международных дисконтных клубов, предоставляющих своим членам «клубные ценовые скидки» на услуги и товары.
Экспортная скидка — скидка, которая предоставляется иностранным покупателям сверх скидок, действующих на внутреннем рынке.
Первые карточки, предоставляющие скидки, были выпущены еще в начале XX века в США некоторыми магазинами и ресторанами. Они были кредитными и выдавались богатым клиентам, использовались как документ при оформлении сделки. Эти карточки были одним из основных элементов программ, которые впоследствии получили название «программ лояльности клиентов (loyalty programs). И были эти карточки картонными.
В 20-х годах прошлого столетия карточки стали использовать не только в магазинах и ресторанах, но и на бензоколонках.
В 1928г. бостонская компания Farrington Manufacturing выпустила первые металлические карточки. На них выдавливались (эмбоссировались) идентификационные данные, что позволило в некоторой степени автоматизировать процедуру приема карточки. При оформлении покупки продавцом на специальном прессе (импринтере) делался отпечаток этих данных на торговом чеке-квитанции (слипе). Такая технология приема карт, несмотря на внушительные современные технические достижения в этой области, сохранилась и поныне. А название фирмы было даже отражено в международном стандарте ИСО 7811-3, посвященному пластиковым картам: шрифт, который описан в нем, используется для тиснения карточек; он так и называется - «Farrington 7B».
Настоящий взлет карточной индустрии начался с 1950г., когда мистер Блумингдейл начал в Лос-Анджелесе карточную программу «Пообедав, подпишись…», а мистер МакНамара – аналогичную программу в Нью-Йорке. В качестве карт партнеры решили использовать эмбоссированные металлические пластинки, однако почему-то идея так не была реализована, и первые карточки Dinners Club были картонными. Затем, когда на рынок стали выходить сильные конкуренты – сначала American Express, затем – банки, которые в дальнейшем стали объединяться в платежные ассоциации, и когда всем стало ясно, что карточка – это продукт массового спроса, придумали делать карточки из пластмассы.
Основная проблема заключалась в материале. Он должен был быть достаточно прочным и безопасным для использования, и в то же время достаточно пластичным, чтобы в нем можно было выдавить необходимую для идентификации информацию. Кроме того, он должен был допускать полиграфическую обработку. Сначала экспериментировали с полиэфирами, затем обратились к полихлорвинилу.
Примерно с середины 50-х годов появилось то техническое диво, что сейчас стало привычным атрибутом жизни – пластиковая карта. Дисконтная карта (купон, ваучер, талон и т.п.) – это средство, гарантирующее получение потребителем скидки в торговых точках продавца или участников дисконтного клуба, при соблюдении правил использования дисконтных карт.
Сегодня существует несколько форм выпуска дисконтных карт:
1) пластиковая карта, снабжённая штрих-кодом, магнитной полосой или чипом.
2) карта из пластика, картона или бумаги на которой указан размер скидки, срок действия и/или группа товаров.
3) Электронная дисконтная карта — цифровой билет, код или изображение, на электронном носителе (телефоне, КПК, считывающих и/или передающих устройствах хранения информации) содержащее в себе любое средство идентификации скидки (штрих-код, запись в базе данных, цифровую подпись, уникальный идентификатор и т. п.).
Электронные карты используются при покупке продовольственных товаров, одежды, обуви, сумок, аксессуаров, косметики, парфюмерии, драгоценностей, бытовой техники и электроники, лекарств и товаров для здоровья, дома, подарков, книг, видео, музыки, за топливо на АЗС, компьютеры и комплектующие, туристические услуги, билеты в театры, кинотеатры, развлекательные центры и др. Электронные карты используют в качестве платежа в ресторанах и кафе, за оказанные медицинские услуги, а также услуги автосервиса, спа-салонов, спортзалов, салонов красоты и т.д.
Для чего же нужны дисконтные карты магазину? Пластиковые карты являются основной составляющей дисконтной системы стимулирования покупателей и эффективным средством привлечения потенциальных клиентов. Этому способствует, в основном, тщательно продуманная логистическая политика компании. Обычная пластиковая карта может также стать дополнением к общему имиджу компании, влиять на отношение к деятельности фирмы и способствовать увеличению уровня продаж. Дисконтная карта является лишь одним из средств привлечения покупателей, но достаточно важным и эффективным. Для ее разработки и внедрения необходима специальная программа и долгая подготовка.
Дисконт направлен на удержание постоянных клиентов и привлечение новых. При правильной организации дисконта объем продаж может увеличиться до 20%.
Существует множество вариантов дисконтных программ, различающихся способами предоставления клиенту выгоды. Организация, запускающая дисконтную программу, должна провести предварительное маркетинговое исследование для определения оптимального для нее размера скидки и условий ее предоставления. На этом этапе важно понять, какие именно цели ставятся во главу: привлечение большего количества новых клиентов, предоставление дополнительных бонусов постоянным потребителям или выделение из общей массы наиболее значимых покупателей. Для достижения каждой из этих целей будут использоваться различные типы дисконтных карт.
Типы скидок, предоставляемых дисконтными картами:
1) Стандартная фиксированная скидка в процентах от суммы оплаты (Мой Дом)
2) Накопительная скидка (DEGAL)
3) Льготы или преференции на право первоочередного приобретения редких или коллекционных товаров. Как правило, такие льготы предоставляются в очень дорогих магазинах (Louis Vuitton)
4) Абонемент (пользователь осуществляет предоплату за товар или услугу, а потом постепенно расходует свои деньги при этом или получает расширенный пакет услуг, или товары со скидкой) (фитнес-клуб ПЛАНЕТА FITNESS)
5) Бонус (чтобы получить скидки, бонусы или подарки, пользователь должен набрать определённое компанией количество очков) (М.Видео)
Спецификация дисконтных карт по масштабу действия:
1) Локальные - применяются в пределах одной конкретной организации или предприятия (Связной, Эльдорадо)
2) Универсальные - могут действовать как в пределах одной страны, так и в других странах (Л'Этуаль)
Дисконтная система может быть ориентирована как на одну организацию, так и на несколько однопрофильных компаний (могут быть магазины, спортивные клубы, кафе, гостиницы и т.д.). Все эти организации объединяются в один «дисконтный проект», который может действовать по всему миру.
Примером являются известные в мире дисконтные системы IAPA, ETN, Countdown, Hotel Express International (HEI) и др. Так, Всемирная сеть путешествий ETN (European Travel Network) предлагает специальную дисконтную карту, удобную для тех, кто часто путешествует. ETN является мировым рекордсменом по числу стран, в которых она позволяет получать скидки (175 стран). В некоторых европейских отелях можно бесплатно получить номер, потратив некоторое минимальное количество средств в сервисных службах отеля. Помимо отелей в систему входят всевозможные сервисные службы, рестораны, туристические фирмы, пункты проката автомобилей. Членам ETN гарантирована страховка от несчастных случаев до $10 000 при путешествиях за границу. Стоит карточка около $100 в год. Пользуясь ETN, можно сократить расходы на отдыхе в 1,5-2 раза.
Предоставляются дисконтные карты за определенную плату или бесплатно. Бесплатные дисконтные карты позволяют привлечь новых потребителей: их зачастую раздают при открытии заведения, на различных презентациях или специальных акциях.
Условно-бесплатными можно считать карты, которые клиент получает, совершив покупку на определенную сумму. Обычно стоимость карты при этом незначительна по сравнению с суммой покупки. Предлагая дисконтную карту на таких условиях, продавец стимулирует клиента потратить в своем заведении больше денег, приобретя для себя будущую выгоду. Это самый популярный способ распространения дисконтных карт.
Платные карты, как правило, подчеркивают значимость заведения. Иногда платные карты предлагают крупные торговые сети, на постоянных покупках в которых клиент может сэкономить значительную сумму. Для некоторых заведений оплата за карту карта является своеобразным взносом за вступление в закрытый клуб потребителей. Зачастую при этом делаются именные карты, без права передачи третьим лицам.
Итак, дисконтная карта – это бонус в нашем кармане, который позволяет нам покупать товары или услуги со скидкой или дополнительными льготами в различных магазинах и точках предоставления услуг. Нужны ли людям дисконтные карты, пользуются ли они ими, действительно ли можно сэкономить на них, об этом пойдет речь во второй главе.
ГЛАВА II. ЭКОНОМИЯ С ПОМОЩЬЮ ДИСКОНТОЙ КАРТЫ:
МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?
У многих из нас есть хотя бы одна дисконтная карта. Нужны они для того, чтобы в магазине заплатить за свою покупку на 5% - 10% меньше. Чем больше их у нас, тем больше мы можем сэкономить, хотя и часто забываем их дома. Чаще и охотнее дисконтными карточками пользуется молодежь, нежели люди пожилого возраста.
Часто ли мы их используем, как мы их получили и экономят ли они наши деньги? С целью получить ответы на поставленные вопросы был проведен опрос среди родителей учеников 5 классов нашей гимназии. Всего в опросе приняло участие 52 человека, из них лиц мужского пола – 14, женского – 38.
По результатам проведенного опроса можно сделать следующие выводы. 97% опрошенных использует дисконтные карты, из них 33% - мужчины и 67% - женщины. Получается, что женщины пользуются скидками в два раза чаще мужчин. В общем массиве имеющихся карт преобладают дисконтные карты на продовольственные товары. Более трети использует дисконтные карты в магазинах одежды и обуви. Также одна треть из их числа опрошенных являются владельцами карт магазинов техники/электроники и такая же часть опрошенных имеют дисконтные карты магазинов парфюмерии/косметики. Большинство опрошенных получили карту после крупной покупки, около 30% приобрели карту за свои средства.
В ходе опроса выяснилось, что владение картой оказывает довольно существенное влияние на частоту посещения магазина. Более половины опрошенных стараются совершать покупки в тех магазинах, где у них есть дисконтная карта. Около половины респондентов сказали, что довольно часто забывают карту дома и только одна треть из них возвращается за ней, чтобы сэкономить.
40% опрошенных интересуются, какую сумму помогла сэкономить им карта.
Мы рассмотрели несколько групп магазинов и сравнили особенности их дисконтной системы. В таблице можно увидеть, в каком магазине и на каких условиях можно получить дисконтную карту, а также сумма, которую можно сэкономить за год (учитывается семья из 2-х взрослых и ребенок, средние зарплаты). Для расчета были взяты товары, которые обычно приобретает семья: продукты, одежда/обувь, косметика/парфюмерия, бытовая техника/электроника. А также продуктовая корзина: хлеб, молоко, колбаса, сыр, макароны, помидоры, огурцы, апельсины, чай, сахар, картошка, мясо говядина, яйца, масло подсолнечное, минеральная вода, печенье, йогурт, рыба, крупы. Итого продуктовая корзина выходит на сумму 2 172 руб. (по данным Татарстану на октябрь 2012 года). Общая стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг в Республике Татарстан в октябре 2012 года составляет 8513 руб.
Данные таблицы взяты из собственных наблюдений.
Таблица 1
Продуктовые магазины
Название магазина | Условия выдачи карты | Макс. скидка | Кол-во раз смены диск.карты за время работы магазина | Сумма, которую можно сэкономить в год | Сумма, на которую надо купить товара, чтобы окупить карту |
Пятерочка | Покупка за 50 руб., либо во время проведения акции | 10% | Ни разу | 2 606 руб. | 500 руб. |
Бахетле | Покупка товаров на 3000 руб. | 3% | Ни разу | 780 руб. | 100 000руб. |
Таблица 2
Одежда
Название магазина | Условия выдачи карты | Макс. скидка | Кол-во раз смены диск.карты за время работы магазина | Сумма, которую можно сэкономить в год | Сумма, на которую надо купить товаров, чтобы окупить карту |
Sela | Покупка товаров на сумму от 2000руб. | 15% | Ни разу | 18000руб. | 13000руб. |
Спортмастер | Покупка товаров на сумму от 1000руб. | Оплата товаров бонусами, которые накапливаются на карте | 1 | 6000руб. | 2000руб. |
Таблица 3
Косметика
Название магазина | Условия выдачи карты | Макс. скидка | Кол-во раз смены диск.карты за время работы магазина | Сумма, которую можно сэкономить в год | Сумма, на которую надо купить товаров, чтобы окупить карту |
Рив Гош | Покупка товара на 1000руб. | 35% | 1 (действительна старая карта) | 21000руб. | 3000руб. |
| Покупка товара на 400руб., во время акций выдавали бесплатно, замена на большую сумму(10%,15%, 25%) | 25% | Ни разу | 15000руб. | 1600руб. |
DEGAL | Покупка товара на 500руб, во время акций выдавали бесплатно, замена на большую сумму(10%,15%, 25%) | 25% | 1 | 15000руб. | 5000руб. |
Таблица 4
Бытовая техника, электроника и связь
Название магазина | Условия выдачи карты | Макс. скидка | Кол-во раз смены диск.карты за время работы магазина | Сумма, которую можно сэкономить в год | Сумма, на которую надо купить товаров, чтобы окупить карту |
Связной | Покупка товара на 3000руб. | 5% | 1 | 1000руб. | 60000руб. |
М.Видео | Бесплатно, при покупке товаров на 1000руб. | 5% | 1 | 1500р | 20000руб. |
Итак, проанализировав дисконтные системы в некоторых видах магазинов, мы приходим к выводу, что все-таки с помощью дисконтных карт можно сэкономить реальные деньги.
По средним показателям покупок продуктов и вещей: около 40 000руб. можно сэкономить только на рассмотренных видах магазинов, а ведь еще есть множество других... Итого со всевозможными скидками в год можно сэкономить около 60 000 – 80 000руб. Получается, что дисконтные карты – это нужная вещь.
Исследование показало, что при планировании частых походов в какой-то магазин карту стоит приобрести, а если же вы редко посещаете конкретный магазин, смысла тратить на нее деньги нет. Конечно, когда при открытии магазина выдают ее бесплатно, то взять нужно.
В качестве альтернативного решения проблемы предлагаем посещать магазины с оптовыми ценами. По оптовым ценам покупать товар гораздо выгоднее, но брать его нужно сразу много и не всегда мы его успеваем использовать до того, как закончится срок годности. К таким магазинам можно отнести Metro, Ашан, Selgross.
Таким образом, можно сделать вывод, что все-таки экономия с помощью дисконтных карт – это реальность. Если вы постоянно ходите в один и тот же магазин, то вам просто необходимо приобрести дисконтную карту, и тогда вы почувствуете существенную экономию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы наши главные усилия были направлены на то, чтобы понять, можно ли сэкономить на скидочных картах или же это всего лишь рекламные действия.
В ходе проведенного исследования удалось выяснить, что дисконтная карта – это бонус в нашем кармане, который позволяет нам покупать товары или услуги со скидкой или дополнительными льготами в различных магазинах и точках предоставления услуг. Первые карточки, предоставляющие скидки, были выпущены еще в начале XX века в США. Существует несколько разных видов карт и самый оптимальный из них – это пластиковая карта со штрих-кодом. Для магазинов дисконтные карты – это всего лишь средство для привлечения клиентов, а для покупателей – это возможность получить скидку. Большинство людей использует дисконтные карты в магазинах. В среднем скидки составляют от 3% до 15%. Гипотеза частично подтвердилась. С помощью дисконтных карт семья может сэкономить от 3 000 до 7 000 руб. в месяц. Приобретать карту стоит, если планируется часто посещать данный магазин, а если же редко, то не стоит тратить на нее деньги. Конечно, когда при открытии магазина выдают ее бесплатно, то взять нужно.
Вывод: дисконтные карты нужно приобретать и пользоваться ими. Ведь с их помощью можно сэкономить немалые деньги.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Википедия - свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// ru.wikipedia.org
2. Производство пластиковых карт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// plastcard.by
3. Изготовление пластиковых карт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// gradientcard.ru
4. Справочник туриста. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// scross.ru/guide
Приложение 1
Памятка покупателю «Плюсы и минусы дисконтных карт»
Плюсы | Минусы |
1) Скидка – Самый важный и весомый аргумент. Обычно она составляет 5%-10%. | 1) Иллюзия скидки. Ни один магазин не будет работать себе в убыток. И размер скидки уже заранее вложен в цену товара. Но человек будет думать, что он сэкономил. |
2)Заполняя анкету и оплачивая карточку, в некоторых случаях вы автоматически вступаете в «дисконтный клуб» и становитесь полноправным участником проводимых компанией специальных акций, лотерей, распродаж и т. д. | 2) Отдавая такую карту нам в руки, магазин пытается привязать нас к себе. Так же тем самым старается удержать постоянных клиентов и призвать новых. |
3) Если у магазина есть розничная сеть, то его дисконтные карты действительны во всех торговых точках, во всех городах. | 3) На распродажах карточки недействительны. 4) Чтобы получить дисконтную карту нужно отдать за нее деньги или набрать товара на определенную сумму |
4) Большинство дисконтных карт - бессрочны. И они не требуют дополнительного взноса денег. | 5) Отдавая анкету со своими данными в магазин, нет стопроцентной гарантии, что ваши данные не попадут в руки «левым дядям». Не стоит удивляться, если ваш электронный адрес будет периодически заваливаться спамом. |
5) Если карточка не именная, то пользоваться ею могут все ваши друзья и знакомые. | 6) Будьте внимательны, совершая покупку. На ценнике могут быть указаны две цены: для владельцев дисконтных карт и для тех, у кого их нет. И зачастую льготная цена пишется гораздо более крупным шрифтом. Рассчитано это на невнимательность покупателя. За счет этого магазины зарабатывают некоторую сумму. |
Приложение 2
1. Пластиковая карта, снабжённая штрих-кодом.
2. Карта из пластика, на которой указан размер скидки.
3. Электронная дисконтная карта.
Ледяная внучка
Сторож
Загадка старого пирата или водолазный колокол
На горке
Плавает ли канцелярская скрепка?