Проблема гельминтозов актуальна и требует пропаганды санитарно-просветительной работы. Работа рассматривает проблему гельминтозов в одном общеобразовательном учреждении. В ней анализируется уровень знаний учащихся из различных возрастных групп о путях заражения паразитическими червями (острицами, аскаридами, власоглавом) и профилактических мерах. Автором был проведен социологический опрос учащихся, их родителей, педагогов по обозначенной проблеме. ПОлностью материал работы можно скаяать на сайте фестиваля педагогических иде и творческих работ учащихся.
http://project.1september.ru/work.php?id=574671
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_rabota_gelmitozy.doc | 233.5 КБ |
Автор: Марьянова Татьяна Викторовна,
учащаяся 11-Б класса МОУ «ДнСШ№2»
Научный руководитель: Марьянова Ирина Борисовна
учитель биологии МОУ «ДнСШ№2»
2 квалификационной категории
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ГЕЛЬМИНТОЗАМ
УЧАЩИХСЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
I. История изучения вопроса гельминтов и гельминтозов
II.Морфология и биология паразитических червей
2.1. Аскарида – Ascaris lumbricoides
2.2. Острица – Enterobius vermicularis
III. Материалы и методы
IV. Результаты и их обсуждения
V.Выводы
Литература
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В мире на сегодняшний день, руководствуясь понятием ВОЗ о здоровье человека, трудно найти абсолютно здорового человека индивида. К сожалению, болезни продолжают поражать большинство населения, в том числе и детей, с сопутствующим негативным экологическим эффектом.
Здоровье-понятие комплексное. Оно зависит от социально-экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы с детьми медиков и педагогов, системы оздоровительных учреждений.
Состояние здоровья современного человека зависит не только от внешних условий, но и от его собственного отношения к здоровью. Понятно, что выработка такого отношения – важнейшее условие оздоровления общества. И начинать его необходимо со школы, поскольку именно она – единственный институт, через который проходит все население страны, а учебно-воспитательный процесс – единственный систематизированный процесс возможного формирования мотивов полезного для индивида и общества поведения. Вот почему роль школы в сохранении и укреплении здоровья не может не стать ведущей.
В настоящее время отчетливо выявляются так называемые «болезни поведения», когда индивид ведет рискованный образ жизни и нерационально использует запас сил, данный ему природой. К сожалению, в самой культуре общества пока не выработаны противовесы этой тенденции.
В течение многих лет вопросами профилактики болезней и укрепления здоровья занималась медицина. Но ее усилия оказались тщетными, в первую очередь потому, что граждан главным образом запугивали последствием неправильного поведения.
Но далеко не все взрослые, не говоря уже о детях и подростках, способны заглядывать в будущее и представлять себе собственный образ
больного или здорового человека, связывая его с сегодняшним днем.
В настоящее время любой город, районный центр, село со своими специфическими эколого-гигиеническими проблемами являются отражением в ухудшении здоровья населения и особенно детей. Действительно, о неудовлетворительном состоянии здоровья детей все говорят не первое десятилетие. Одной из причин прогрессирующего ухудшения здоровья детей, особенно раннего и подросткового возраста, является неэффективность проводимых профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей и подростков, адаптацию к изменениям в социальной, экономической и экологической образовательной сфере.
Это ситуация не сегодняшнего дня и сложилась она не только в результате плохих социальных условий. Воздействие экологических и социально-психологических факторов, интенсивность которых в последнее десятилетие многократно увеличилось, отсутствие санитарно-просветительской работы привело к тому, что состояние здоровья детей оценивается как катастрофическое.
Человек - один из 3 миллионов биологических видов, живущих на Земле. Однако, он не только представитель живой природы, но и социальная личность.
Тема нашей работы очень актуальна, учитывая, что 1,5 миллиарда людей во всем мире заражены гельминтами. Большинство родителей даже не подозревают о том, что большое количество паразитов обитают у их детей. Так, например, по статистическим данным ежегодно около 60 тысяч человек погибают от гельминтозов. Школа и санитарно-гигиеническая культура – понятия, которые тесно связаны между собой. [15]
В систему санитарно – гигиенического образования и воспитания заложены следующие принципы:
Необходимо стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, животных, населяющих ее и правилах личной гигиены.
Человек по природе – это мощный экологический фактор, изменяющий облик планеты, ухудшающий качество окружающей среды, что является причиной возникновения и расширения заболеваний.
В наши дни, по иронии судьбы, ни биологи, ни медики не придают значение изучению общей экологической линии человека, животных и паразитов. Люди в состоянии беспечности сделали свои тела вместилищем и жилищем для многих паразитов.
Паразитические черви и их личинки на медицинском языке называются гельминтами. Многие их разновидности давно известны науке. Но годы исследований лишь доказали, что докопаться до истины и обнаружить гельминтоз (заболевание, вызываемое глистами) бывает очень сложно. Поэтому количество болезней неуклонно растет. Данные гельминтологических обследований свидетельствуют о том, что наиболее пораженным контингентом являются дети от 7 до 12 лет. [30]
Школа и медицинские работники призваны дать учащимся санитарные знания, привить гигиеническую культуру, гигиеническое мышление и мировоззрение. Задача эта непростая, в одночасье ее не решить. Нужна системность, эффективные методические приемы.
Проблема увеличения процента поражения гельминтами детей на сегодняшний день является одной из самых важных. Это нельзя забывать медицинским работникам, педагогам и, в первую очередь, родителям.
Тема нашей работы актуальна и поможет для накопления убедительного фактического материала.
Целью нашей работы являлось провести социологический опрос учащихся МОУ «Днестровская средняя школа № 1» на осведомленность проблемы гельминтозов и выявить процент пораженности гельминтами учащихся начальной школы.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
Дело наше – правое и подтверждается словами древнегреческого философа Милетского: «Тот счастлив, кто здоров телом, восприимчив душой и податлив на воспитание». [54]
I. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА ГЕЛЬМИНТОВ И ГЕЛЬМИНТОЗОВ
Люди нашей планеты живут в удивительное время, «перешагнув» из века в век. Что принесет всем XXI век и как его встречать? Решит ли он задачи и вопросы?
Во все века большое социально-медицинское и общественное значение имело сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Современным дошкольникам и подросткам предстоит жить в XXI веке и реализовать такие важнейшие социальные функций общества, как профессионально – трудовая, репродуктивная, интеллектуальная и нравственная.
Актуальность затронутых вопросов значительно возрастает в связи с перестройкой народного хозяйства страны, когда для работы в условиях экономической реформы требуется более рациональное и полное использование материального, финансового и трудового потенциала. Все вышеуказанное определяет необходимость и важность комплексного социально-гигиенического исследования, проведенного с позицией системного подхода. Соотношение численности экономически активного населения и лиц, нуждающихся в социальной помощи, постоянно уменьшается и может достичь критического уровня, приводя к высоким нагрузкам на службы здравоохранения и социальной защиты.
В связи с этим медицинские службы стран Европы в 90-х годах работали в соответствии с национальными задачами и программой Всемирной Организации Здравоохранения «Здоровье для всех к 2000 году». В результате проведенных реформ государственное здравоохранение стало характерным для Великобритании, Дании, Ирландии, Испании и Италии, а страховая медицина – ФРГ, Бельгии, Люксембурга, Нидерландов и Франции. По данным восьмого Доклада о состоянии здоровья в мире ВОЗ (1994), состояние здоровья в Европе отражает масштабные политические изменения в странах Центральной и Восточной Европы, которые привели к переоценке приоритетов, включая здравоохранение, особенно в странах бывшего СССР.
Ведущей научной организацией России, определяющей состояние медико-биологических исследований в стране, является Российская академия медицинских наук (РАМН). Она осуществляет анализ социально-демографических и медико-санитарных процессов, участвует в разработке принципиальных концепций и стратегий выхода из кризиса современного отечественного здравоохранения. Одним из научных направлений в медицине, является вопрос паразитологии. РАМН представлена федеральная целевая программа «Неотложные меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактике инфекционных заболеваний», которая должна помочь в решении вопроса паразитологии. [1]
Наиболее актуальной проблемой для города остается энтеробиоз, показатели инвазированности которым остаются высокими. Особенно неблагополучно обстоит дело с профилактикой энтеробиоза в детских и общеобразовательных учреждениях, где поражаемость детей достигает неудовлетворительных результатов.
Эффективность дегельминтизации остается низкой из-за неудовлетворительного выполнения мероприятий, определенных совместным приказом Главных управлений здравоохранения и народного образования N409/245 от 21.07.83 г. «Об усилении работы по борьбе с энтеробиозом в организованных детских коллективах» и «Санитарными правилами устройства содержания детских учреждений N 3231-85».[54]
Распространение гельминтозов, или глистных заболеваний, зависит, от факторов:
Паразитология - раздел биологии, изучающий паразитов, их взаимоотношения с хозяевами и окружающей средой, а так же вызываемые ими заболевания и меры борьбы с ними у человека, животных и растений. По объектам паразитирования она подразделяется на медицинскую, ветеринарную, агрономическую.
Медицинская паразитология изучает паразитов человека, то есть гельминтов. Остановимся подробнее на рассмотрении этого вопроса, столь остро стоящего в настоящее время.
Гельминтов, паразитирующих у человека известно более 250 видов. Из этого числа около 40 являются обычными паразитами человека. На территории бывшего СССР распространено около 90 видов, наиболее часто встречаются 30 видов.
Класс Сосальщики-Trematoda
Класс Ленточные-Cestoidea
Класс Круглые черви-Nematoda.
Соответственно и инвазии называют трематодозами, цестодозами и нематодозами. Все болезни человека, животных, растений, вызываемые паразитическими червями - гельминтами, вызывают более 150 нозологических форм гельминтозов, при этом может происходить одновременное заражение несколькими видами гельминтов.
Некоторые гельминтозы (аскаридоз, энтеробиоз, дракункулез (ришта), тениидозы) были известны еще в глубокой древности. Об инвазии аскаридозами и цепнями упоминается в папирусах Эберза (16 в. До н. э.) Гиппократ ввел термины «Helminthos» и «Ascaridos» Ибн-Сина (1020) рекомендовал лечить аскаридоз цитварной полынью. М. Мальпиги в 1697г.
впервые описал паразитирование гельминтов (фасциол) в печени человека. Первый труд по медицине гельминтологии принадлежит Бремзеру (I. Bremser, 1819).
Дальнейшее развитие гельминтология получила в трудах по биологии Стенструпа (I. Steenstrup, 1842), Гербста, Ценкера (G. Herbst,1848; F. Zenker,1860), Зибольда (C. Siebold,1852),А.П. Федченко (1869), П. Мансона (1877), М. Брауна (1883), Дубини (A.Dubini,1838), др.
В конце XIX началt XX века появились работы Макконелла (I. MacConnell, 1874), К.Н. Виноградова (1891), С.П. Боткина (1884) и др. В опытах самозаражения Коино (S. Koino,1922), установил что личинки аскарид, мигрирую по малому кругу кровообращения, Вызывает легочной синдром, позднее описанный Леффлером (W. Loffler, 1932). И.И. Мечников (1901), Р. Бланшар (1904), М.В. Вейнберг (1907), К.И. Скрябин (1923) указывали на роль гельминтов в переносе бактериальной флоры в организм человека. Аллергическая природа проявлений острой фазы гельминтозов была показана на примере трихенеллеза В.П. Блаженовым (1935). С начала XX века при гельминтозах стали применять иммунологические методы диагностики. Тальяферро (W. Taliaferro,1979), Р.С. Шульц и Н.П. Шихобалова (с 1935 по 1940г.),Оливер-Гонсалес (I. Oliver-Gonzalez,1946) положили начало систематическому изучению иммунитета при гельминтозах.
Большое влияние на развитие гельминтологи в нашей республике оказал К.И.Скрябин. Разрабатывались и внедрялись конкретные мероприятия по профилактике и борьбе с наиболее опасными экологически-вредными геогельминтозами животных, домашней птицы, рыб.
Однако, никакие глистогонные средства не могут остановить распространения заболевания гельминтозами, если не применяется необходимых профилактических, то есть предупредительных мер, которые могут быть выработаны только на основе изучения биологии паразита и полного цикла его развития.
Таким образом, только с 60-х годов прошлого столетия – с тех пор, когда было покончено со старыми сказками о «самозарождении» паразитов – борьба с гельминтозами могла получить действительно научное обоснование. Но и здесь на протяжении многих десятков лет борьба с глистными заболеваниями оставалась малоэффективной, так как лечение гельминтозов не было в достаточной мере связано с мероприятиями профилактического характера: с устройством водоснабжения и канализации, с организацией медико-санитарного надзора за продуктами питания, с устранением загрязнения окружающей среды человеческими испражнениями, с уничтожением грызунов и мух как разносчиков инфекции, с санитарным просвещением широких масс населения и улучшением их бытовых условий. Наконец, и сама биология паразитов, на основе которой только и возможна рациональная борьба с ними, не всегда оказывалась достаточно ясной. Вспомним, что только в 20-х годах нашего века был выяснен путь развития такого общеизвестного паразита, как человеческая аскарида. Долгое время даже среди специалистов было распространено мнение, будто острицы способны плодится и развиваться, не покидая кишечника своего хозяина.
Однако, и профилактические, то есть предупредительные меры против заражения глистами не должны ограничиваться только необходимыми предосторожностями по отношению к собственному здоровью (не есть сырого или полусырого мяса, чтобы не заразится цепнем, не возиться с собаками и мыть перед едой руки, чтобы не получить эхинококк, и т.д.); наряду с личной профилактикой необходимы и мероприятия более широкого общественного характера.
Настала пора перейти «от обороны к нападению», к научной разработке и практическому проведению комплексных методов активной профилактики, или девастации, как называет ее К.И. Скрябин. Это методы, «направленные на истребление, на физическое уничтожение возбудителей заболевания на всех фазах их жизненного цикла всеми доступными способами механического, химического, физического и биологического воздействия», в том числе, данные социологических обследований. [35]
II. МОРФОЛОГИЯ И БИОЛОГИЯ ПАРАЗИТИЧЕСКИХ ЧЕРВЕЙ
По эпидемиологической классификации К.И. Скрябина и Р.С. Шульца (1931), гельминтозы делятся на две группы геогельминтозы и биогельминтозы, в зависимости от биологического цикла их возбудителей и путей заражения человека.
Возбудители геогельминтозов (геогельминты) развиваются прямым путем без промежуточных хозяев. Яйца этих гельминтов созревают преимущественно в почве, а заражение человека происходит при проглатывании инвазионных яиц с развитыми личинками или путем активного проникновения личинок через кожу. К геогельминтам относятся аскарида, власоглав, анкилостомиды, стронгилоидес, острица. Человек, инвазированный этими гельминтами (за исключением остриц), не может служить непосредственным источником заражения для окружающих при контакте.
Возбудители биогельминтозов (биогельминты) развиваются с участием одного или двух промежуточных хозяев. Заражение человека осуществляется при употреблении в пищу промежуточных хозяев, содержащих личинок, или другими путями. В тех случаях, когда человек служит промежуточным хозяином для биогельминтов (однокамерный и многокамерный эхинококки), заражение происходит путем проглатывания яиц при контакте с больными животными (окончательными хозяевами). К биогельминтам относятся все сосальщики, ленточные гельминты и некоторые нематоды (трихинелла, ришта, филярии). Особое место среди биогельминтов занимает карликовый цепень.
Выделяют группу гельминтозов, передающихся путем контакта: энтеробиоз, гимелепидоз, цистицеркоз. В эпидемиологическом отношении представляет интерес группа гельминтозоонозов, возбудителями которых служат типичные гельминты животных, способные и паразитировать у людей. Резервуаром таких гельминтов в природе служат домашние и дикие животные.
На территории Приднестровской Молдавской Республики среди геогельминтозов, при обследовании населения, большой процент принадлежит наиболее часто выявляющимся заболеваниям, таким, как аскаридоз и энтеробиоз. Ареал большинства гельминтозов, конечно, зависит от природных условий. Лишь немногие гельминтозы, например энтеробиоз, распространены повсеместно. Пораженность населения гельминтозами определяется и социальными факторами – бытом, профессией, санитарным состоянием населенных мест, уровнем организации здравоохранения, уровнем коммунального хозяйства и т.д.
Круглые черви имеют удлиненное несегментированное, круглое в поперечном сечении, веретеновидное или нитевидное тело. Поверхность его покрыта плотной оболочкой - кутикулой, образующей вместе с расположенными под ней эпителием и мышечным слоями кожно-мускульный мешок.
Нематоды раздельнополы, с выраженным половым диморфизмом: самки крупнее самцов и отличаются от них не только по строению органов размножения, но и по ряду внешних признаков. Большинство видов нематод – паразитов человека развиваются без участия промежуточных хозяев (прямое развитие), т.е. является геогельминтами. Самки их после оплодотворения откладывают незрелые яйца. Созревание яиц с образованием в них инвазионной личинки происходит после выделения их из организма хозяина во внешнюю среду, где есть необходимый для созревания кислород. Для созревания нужны также благоприятная температура и влажность. У большинства нематод личинки сохраняются в яйце, под защитной его оболочек, все время вплоть до попадания в организм нового хозяина. У некоторых нематод личинки после сформирования вылупливаются и становятся заразными только после определенного периода свободного развития во внешней среде. В организм нового хозяина – человека или животного, такие личинки внедряются активно через кожу или попадают через рот с пищей и водой.
Несмотря на столь разнообразную систематическую принадлежность гельминтов, им свойственны некоторые общие черты. Все они многоклеточные организмы, не имеют кровеносной и дыхательной систем, лишены конечностей, характеризуется двусторонней симметрией, обладают кожно-мускульным мешком, который обеспечивает «червеобразное» движение, имеют вытянутое в длину тело и своеобразные кожные покровы. Последние представлены интегументом (кожный покров, состоящий из безъядерного цитоплазматического слоя, соединенного с погружаемыми участками цитоплазмы, которая несет ядра) и только у нематод-кутикулой.
Как и другие паразитические формы, гельминты в своем развитии тесно связаны с организмом человека или животного. Здесь они находят для себя необходимые пищевые вещества и место обитания, т.е. живут и развиваются за счет хозяина. В более простом случае (например, у острицы) развитие гельминта во всех стадиях протекает только в одном организме (человек), в более сложном (например, большинство тиниид) - со сменой двух или трех хозяев.
Что же это за гельминты, которые вызывают столь быстрое распространение гельминтозов?
2.1.Аскарида – Ascaris lumbricoides
Аскаридоз- гельминтоз, вызываемый – аскаридами. У человека могут паразитировать несколько видов аскарид, из которых все, кроме Ascaris lumbricoides, являются облигатными паразитами животных и у человека в половозрелой стадии встречаются крайне редко.
Аскарида – Ascaris lumbricoides
Тип Nemathelminthes
Класс Nematoda
Подкласс Secernentea
Отряд Spirurida
Аскариды - крупные раздельнополые черви. Размер самок 25-40 см, самцов 15 -25см. Тело на концах заострено, покрыто плотной кутикулой белого или розоватого цвета. На головном конце характерно наличие трех крупных губ кутикулярных, окружающих роговое отверстие. Хвостовой конец самки прямой с коническим придатком, самца – загнут на брюшную сторону, Рис.1.
Взрослые аскариды обитают в тонком отделе кишечника, где удерживаются, согнувшись дугой или свернувшись кольцом, упираясь в стенки кишки. Питаются пищевой кашицей находящейся в кишечнике, и поверхностными слоями слизистой оболочки тонкой кишки. Одна самка в сутки выделяет до 240 тыс. яиц на стадии одного бластомера, которые с испражнениями человека попадают в окружающую среду, где происходит дальнейшее развитие.
Яйца аскарид овальной формы, могут быть оплодотворенными и неоплодотворенными. Размер яиц 0,050-0,070 х 0,040-0,050 мм, Рис.1.
У оплодотворенных яиц наружная белковая оболочка желто-коричневого цвета с неправильно волнистым контуром, толстая и обычно мало прозрачная. Встречаются яйца и без белковой оболочки. Поверхность таких яиц гладкая, оболочка прозрачная и бесцветная. Внутри яйца находятся округлая зародышевая клетка темного цвета. Полюса яйца остаются свободными и прозрачными.
Неоплодотворенные яйца (яйцеклетки) крупнее 0,050-0,106 Х 0,040-0,050мм) лишены зародышевой массы. Белковая - липидная оболочка пятислойная выглядит так же, как у оплодотворенных яиц, однако волнистый наружный контур неравномерный, отмечается отдельные крупные бугорки.
Под защитой яйцевых оболочек протекает эмбриональное развитие и формируется личинка 1 стадии. В увлажненной теплой почве при достаточном доступе кислорода в яйцах развиваются личинки. Скорость их развития зависит от температуры, влажности и состава почвы. Яйцо становится заразным после того, как сформировавшаяся в нем личинка совершит линьку в чехле. Развитие длится от 3 недель до нескольких месяцев. В почве яйца сохраняются жизнеспособными, оставаясь инвазионными до 7 лет. Инвазионные яйца, т.е содержащие зрелую личинку, из почвы могут попадать на руки, овощи, ягоды, с которыми они заносятся в рот. Загрязнению пищи яйцами способствуют мухи. (Приложение 1).
При попадании яйца аскариды в кишечник человека личинка освобождается от яйцевых оболочек, проникает в толщу слизистой оболочки и подслизистой основы и внедряется в кишечные вены, по которым попадает в воротную вену. По внутридольковым капиллярам личинка проникает в центральные вены печеночных долек, затем в подвздошную вену и через крупные венозные стволы – в нижнюю полую вену. По нижней полой вене она попадает в правое предсердие, затем правый желудочек и через легочный ствол – в капилляры альвеол, а затем в просвет последних. До выселения в воздухоносные пути личинки могут проникать из легочных артерий в вены, затем через левое сердце в большой круг кровообращения и током крови заносятся в разные органы. Буравящая способность личинок при этом утрачивается, и они не могут вернуться в кровеносное русло, постепенно инкапсулируются и погибают.
Личинки, находящиеся в воздухоносных путях, движением ресничек мерцательного эпителия, выстилающего бронхи, увлекаются в полости рта и смешиваются со слюной. Будучи заглотаны, они попадают в кишечник, где развиваются взрослые паразиты.
В процессе развития личинки аскариды совершают четыре линьки:
1. происходит между 5-6 днем в период пребывания в печени;
2. через 10 дней, когда личинки находятся в легких;
3. на 15-й день (срок попадания в кишечник);
4. на 25-29-й день в кишечнике.
После этого личинки развиваются во взрослых паразитов. Весь цикл развития аскарид (от момента попадания яйца в организм хозяина до появления в его фекалиях яиц новой генерации паразитов) продолжается 2 ½-3мес., из которых 14-15 дней продолжается миграция по кровеносному руслу и внутренним органам. Длительность жизни аскарид не превышает года.
В последние годы появились сообщения о существовании у аскарид и другого пути развития. Было установлено, что в определенных условиях (наличие в почве большого количества перегноя, высокие температуры и т. д.) инвазионные личинки могут в массе выходить из яиц во внешнюю среду. Такие активно подвижные личинки легко внедрялись в кожу экспериментальных животных.
Источником распространения аскаридоза являются больные люди, выделяющие вместе с фекалиями огромное число яиц. Устойчивость последних к действию вредных факторов внешней среды обуславливает широкое распространение инвазионного начала в природе. Наиболее массовые заражения наблюдаются в теплые периоды года. Особенно часто аскаридами заражаются дети и люди, связанные с работой в сельском хозяйстве. Инвазионные яйца попадают в организм человека с водой, немытыми овощами и фруктами. (Рис.2). Часто инвазионные яйца сохраняются в консервированных и соленых овощах.
Аскаридоз поражает преимущественно население, так или иначе связанное с земледелием. Наибольшая пораженность падает на детей в возрасте 5-10 лет. [45]
Интенсивные очаги аскаридоза формируется в сельской местности при сочетании благоприятных для его передачи природных и социальных условий. В городах передача аскаридоза возможна лишь на ограниченных участках, там, где тип землевладений приближается к сельскому.
Время массового заражения аскаридозом приходится на период обработки почвы и на время созревания ранних овощей и ягод, т.е. обычно на весну – начало лета. Отдельные случаи заражения возможны и зимой, например, при чистке картофеля. Спустя 3-31/2 месяца после начала сезона массового заражения самки аскарид начинают откладывать яйца. Максимального значения пораженность достигает в большинстве районов осенью, затем снижается за счет естественной гибели аскарид.
Аскаридоз является самым распространенным из всех гельминтов человека. В большинстве странах находится на первом месте среди всех гельминтозов. Ряд заболеваний, вызванных гельминтами, получили широкое распространение среди людей, особенно в районах с жарким климатом.
ВОЗ признает большую важность гельминтозов как фактора, подрывающего здоровье, физическую и умственную активность населения огромных районов Земли.
2.2.Острица – Enterobius ermicularis
Энтеробиоз-(enterobiosis)- гельминтоз человека, вызываемый острицами. Этот гельминтоз распространен повсеместно.
Острица- Enterobius ermicularis
Тип Nemathelminthes
Класс Nematoda
Отряд Ascaridida
Подряд Oxyurata
Семейство Oxyuridae
Острица – мелкие нематоды белого цвета. Длина самки 9-12 мм, длина самца 2-5мм. Хвостовой конец самца спирально загнут на брюшную сторону. Хвостовой конец самки шиловидно заострен (Рис. 3). Острицы обитают в нижних отделах тонкого кишечника и в толстом кишечнике человека.
Передним концом они прикрепляются к стенке кишки. Заражение человека происходит при проглатывании зрелых яиц, содержащих личинки гельминтов. Личинки освобождаются от оболочки яйца в двенадцатиперстной кишке, спускаются в тощую и подвздошную кишку, где несколько раз линяют и спустя 14-15 дней после заражения превращаются в половозрелую острицу в нижнем отделе тонкой кишки. Половозрелые острицы паразитирует обычно в слепой кишке, лишь при интенсивной инвазии – в нижних отделах тонкой и верхних отделах толстой кишки. Самцы обычно погибают после оплодотворения самок. В матке зрелой самки накапливается от 5 до 17 тыс. яиц. Яйца остриц (размер 50-60*20-30мкм) бесцветные, прозрачные, оболочка хорошо выражена, тонкая, гладкая. Форма яиц продолговатая, ассиметричная, одна сторона более плоская, другая - более выпуклая (Рис. 3).
Накопленная яйцами матка острицы, растягиваясь до больших размеров, сдавливает бульбус пищевода, нарушает его присасывающее действие. Самки теряют способность фиксироваться на слизистой оболочке кишки и под действием перистальтики быстро спускаться до прямой кишки. Самки активными движениями перемещаются вдоль стенки прямой кишки и выползают из заднего прохода, чаще в вечернее и ночное время, когда наружный сфинктер заднепроходного отверстия несколько расслаблен.
Попав на влажную кожу перинатальной области, острицы могут ползать в ее пределах. Откладывание яиц, происходит преимущественно в прианальных складках, на границе кожи и слизистой оболочки, через 4-6 часов яйца дозревают до инвазионной стадии, в них формируется личинки гельминта. После откладки яиц самки погибают. Длительность жизни самки в кишечнике составляет 3-4нед. Единственным источником инвазии является человек, больной энтеробиозом. Яйца остриц способны развиваться при t 22-40 (оптимальная температура 35-37). При t 41 они погибают в течение нескольких минут, при t 4-13 выживают не более 7 дней, а при t-15 погибают через 40-50мин. При влажности ниже 70% развитие яиц прекращается.
Заражение происходит в основном через руки больного. Выползание самок остриц из кишечника для откладывания яиц происходит обычно вечером. Вызываемый при этом зуд ведет к расчесыванию и загрязнению рук (подноктевых пространств), заносу инвазионных яиц в рот и к повторному самозаражению (аутосуперинвазии), что увеличивает продолжительность болезни до неопределенных сроков. Зуд в области заднего прохода и промежности является характерным симптомом энтеробиоза. Яйца паразитов в большом количестве скапливаются на постельном белье и одежде, легко рассеиваются вместе с пылью. Энтеробиоз широко распространен среди детей детских садов и учащихся начальной школы. У детей ясельного возраста и у взрослых энтеробиоз встречается редко.
Начальными факторами передачи при энтеробиозе является руки, постельные принадлежности, одежда (Рис. 4). Отсюда, заразное начало широко рассеивается. Энтеробиоз поражает в первую очередь детей дошкольного и младшего школьного возраста. Чем больше группа детей и чем теснее общение между ними, тем упорнее держится инвазия в коллективе.
Для поддержания передачи энтеробиоза необязательны серьезные нарушения санитарного режима, так как яйца остриц рассеиваются широко и долго выживают во внешней среде. Тем опаснее это для детей младшего школьного возраста, так как режим проветривания кабинетов нестабильный, а двигательная активность детей очень высока.
III. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
В деле борьбы с «расчервлением» людей, очень важное место должна занимать школа. Прежде всего, при изучении паразитических червей по курсу зоологии учащиеся получают знания об их жизненном цикле и о путях заражения, и тогда правила личной профилактики не будут для них лишь словесной декларацией, а получат научное обоснование. А в тех местностях, где среди населения живут ложные представления о природе глистных заболеваний и грубо нарушаются требования профилактики, школы через учащихся, живущих в селах, и через юннатские кружки могут способствовать оздоровлению быта и оказать помощь медико-ветеринарным организациям.
В школьном курсе зоологии отводится 10 часов на изучение всех паразитических червей. Часто школы не располагают таблицами, а тем более раздаточным материалом. К сожалению, некоторые биологи «не любят» эту тему (из-за личной брезгливости) и стараются бегло пройти этот материал, а ведь именно они должны ознакомить учащихся с основными принципами гигиены, разработать на их основе критерии для проверки полученных гигиенических знаний и умений, использовать их для анализа практической эффективности проведенной учебно-воспитательной работы.
В настоящее время эта тема в школах республики актуальна, т.к. речь идет о здоровье детей. Последнее десятилетие характеризуется неуклонным ухудшением состоянием здоровья у детей. Для этого имеются достаточно объективные причины, вызванные незнанием детей о мерах профилактики гельминтозов.
Никакие глистогонные средства не могут остановить распространения заболевания гельминтозами, если не применяются необходимые меры, которые могут быть выработаны только на основе изучения биологии паразита и полного цикла его развития.
Прежде всего, при изучении паразитических червей по курсу «Зоология», учащиеся получают знания об их жизненном цикле и о путях заражения, и тогда правила личной гигиены не будут для них лишь словесной декларацией, а получат научные обоснование. А что же младшие школьники? К сожалению, в учебнике природоведения не изучается тема гельминтов, и не все родители знают определение «гельминтозы». Это серьезная проблема, которую мы постарались решить, выполнив ряд задач.
Одной из основных наших задач было определить осведомленность учащихся и педагогов по вопросу гельминтозов.
Существует различные методы проведения социологического опроса. Мы составили тесты, по которым провели анкетирование детей и педагогов.
Анкетирование – метод массового сбора материала. Он основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы. Вопросы могут быть открытыми и закрытыми. В первом случае опрашиваемый сам формулирует свой ответ на поставленный вопрос. Ответы на закрытые вопросы представляют собой «меню» для выбора человека.
Созданию анкеты предшествует длительный этап разработки программы исследований, так как в анкету закладываются гипотезы, сформулированные задачи, которые предстоит решить в ходе исследования.
Структуры и последовательность вопросов в анкете представляет собой установку на развитие коммуникаций с опрашиваемым:
Как правило, хорошо разработанная анкета может быть заполнена опрашиваемым в течение не более 30 минут.
Основные преимущества анкетирования
Мы воспользовались анкетой общественной организации «Экология за выживание и процветание» и провели собственное социологическое исследование в школе.
Анкетой «Что мы знаем о червях-паразитах?» из 13 вопросов ( Приложение 2) было проведено в 2005 году анкетирование учащихся, возрастные рамки которых составили 13 – 17 лет, в количестве 192 человек. Обработав данные, выделили основные вопросы (Приложение 3), и ответы на них представили в виде диаграмм (Приложение 4, Приложение 5). Результаты анкетирования оказались крайне неудовлетворительными, что побудило нас к усилению санитарно-просветительной работы среди учащихся и родителей. В течение года проводили беседы на классных часах и родительских собраниях, используя таблицы и диаграммы. Для сравнения результатов по знаниям, в 2006 году мы задались целью провести опрос педагогов и дифференцированно учащихся, где возрастные рамки детей были бы разными, мы руководствовались мотивами:
Полученные данные обработали и представили в виде диаграмм (Приложение 6, Приложение 7, Приложение 8, Приложение 19), отметив повышение уровня осведомленности по вопросу гельминтов.
Для накопления фактического материала по гельминтологической обстановке в МОУ «Днестровская средняя школа №1» города Днестровска, а именно, выявления процента заболеваемости учащихся начальной школы острицами и аскаридами, мы обратились к медработникам школы и лаборанту бактериологической лаборатории Козьмик Елене Владимировне.
До 1990 года в школах города Днестровска ежегодно проводились мероприятия по выявлению процента зараженности гельминтами у детей начальной школы. В связи с экономическими трудностями, мероприятия по обследованию были прекращены и восстановлены с 2002 года, когда вопрос гельминтоза был поднят в курсовой работе преподавателя биологии Марьяновой И.Б. « Гельминтологическая обстановка в учебных учреждениях города Днестровска». Заинтересовавшись этой темой, мы провели сравнительный анализ пораженности гельминтозами с 2002 по 2004 год. Полученные данные отразили в таблице (Приложение 11).
В городской больнице один лаборант паразитологии и бактериологии, поэтому, в 2005 году массовое обследование детей не состоялось в связи с вспышкой дизентерии в городе Днестровске (более 50 случаев). Случаи заболеваний гельминтозами выявлялись только при индивидуальном обращении в больницу, согласно клинико – диагностической характеристике аскаридоза и энтеробиоза, поэтому данные за 2005 год и два квартала 2006 года (при индивидуальном обращении в лабораторию), приведены в отчете лаборанта (Приложение 12). Конечно, они не отражают действительной картины пораженности гельминтозами учащихся начальной школы. Данные сравнили и представили их в виде диаграммы (Приложение 13).
Отследив динамику пораженности гельминтозами учащихся МОУ «Днестровская средняя школа №1», подведя итоги анкетирования, выявив положительные стороны и недостатки в работе классных руководителей, технических служащих, работников пищеблока, пришли к определенным выводам, которые явились результатом нашей работы. Вопросы сохранения здоровья детского поколения должны стать на сегодня приоритетными наряду с другими важными проблемами. Китайский трактат «Нэй цзин» (Канон врачевания) в III в. до н. э. гласит: «Задача медицины состоит в том, чтобы излечивать больных и укрепить здоровье здоровым». 11]
IV. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ
Работая над нашей темой «Социологические исследования по гельминтозам учащихся МОУ «Днестровская средняя школа №1», мы использовали следующие методы:
За основу социологического исследования мы взяли метод анкетирование и, воспользовавшись анкетой общественной организации «Экология за выживание и процветание», провели опрос учащихся школы в 2005 и 2006 годах (приложение 3). В 2005 году были опрошены учащиеся в возрасте 13 – 17 лет в количестве 192 человек. Результаты анкетирования показали, что знания гигиенических аспектов паразитических заболеваний у учащихся ниже среднего. Так, например, на вопрос: «Обнаруживались ли у вас черви?», все опрашиваемые респонденты (100%) не обследовались на наличие гельминтов. Отрадно отметить – 89,4% опрашиваемых знают о том, что червями – паразитами можно заразиться от домашних животных и человека. Высокий показатель - 80,3 % дал ответ на вопрос: «Знаете ли вы, что в человеческом организме могут паразитировать черви?», хотя социальные условия респондентов далеки от санитарных норм. Ведь только 55,5% из них проживают в квартирах. Страшная цифра 4% явилось ответом на вопрос: «Каким образом черви попадают в человеческий организм?»
Результаты анкетирования выразили в процентном отношении (приложение 4), а ответы на некоторые вопросы мы представили в виде диаграмм (приложение 5,6). Ответы учащихся потрясли своими низкими показателями. Работая над вопросом гельминтозов, мы обратились за помощью к классным руководителям. При их поддержке выступали на родительских собраниях 1 – 9 классов, где освещали проблему гельминтозов в нашем регионе и демонстрировали таблицы, диаграммы..
В 2006 году мы решили проверить результаты нашей санитарно-просветительной работы и провели дифференцированное анкетирование среди учащихся разного возраста и педагогов, в котором приняли участие:
Мы воспользовались вопросами анкеты 2005 года, чтобы сравнить данные. Всего нами было опрошено 233 человека. Конечно, наша работа в течение года не прошла даром и дала результат. Процентное выражение ответов на вопросы мы представили в виде цветных пирамидальных диаграмм, где были отражены ответы с наибольшим процентом, (Приложение 6, Приложение 7, Приложение 8, Приложение 9). Для удобства обработки результатов мы использовали широкую цветовую гамму и одни и те же вопросы выделяли одинаковым цветом во всех четырех диаграммах (5 классы, 9 классы, 11 классы, педагоги), с целью увидеть процентное движение ответов: у основания пирамидальной диаграммы он максимальный, поднимаясь к вершине, он уменьшается. Обращаем внимание на некоторые ответы респондентов:
Действительно, воздействие экологических и социально-психологических факторов, незнание биологии червей приводит к тому, что состояние здоровья детей оценивается как катастрофическое. Общая картина патогенности зависит от вида гельминтов, их локализации и интенсивности инвазии. Отсюда, ухудшение самочувствия детей. В этом можно убедиться, обратившись к таблице №1 « Краткая клинико-диагностическая характеристика нематодозов» (Приложение 10).
Следующим нашим шагом было привлечь внимание медработников и администрации школы на необходимость повышения гигиенических знаний учащихся по вопросам гельминтоза. С этой целью мы сравнили процент пораженности учащихся начальной школы острицами и отследили динамику роста заболеваемости с 2002 по 2006 год.
Обработав статистические данные за три учебных года (2002 -2004 года), отмечено, что число учащихся начальных классов сократилось, ввиду различных экономических и социальных причин, а процент пораженности гельминтозами вырос, что видно из таблицы №2 (Приложение 11):
2002 год - 7,1%, 2003 год - 8,5%, 2004 год - 13,1%
В 2005 году, по данным лаборанта паразитологии и бактериологии, процент пораженности составил 11,8 % (Приложение 12).Эта цифра не отражает полной картины, так как обследовались дети, обратившиеся в лабораторию по ухудшению состояния здоровья. Планово дети начальной школы не были обследованы из-за вспышки дизентерии в нашем городе (50 случаев).
Результаты 2006 года будут известны в декабре, после планового обследования учащихся начальной школы в конце ноября, согласно графику бактериологической лаборатории города Днестровска. Но уже известны результаты обследования за два квартала 2006 года , которые показали пораженность детей в январе – марте: 11,8%.
В Днестровской городской больнице обследование на энтеробиоз проводится один раз в год, согласно графику октябрь – ноябрь (приказ № 631). По приказу Министерства здравоохранения и социальной защиты об обследовании на энтеробиоз учащихся 1 – 4 классов № 318 от 18.06.2004 (оплата производится согласно прейскуранту МЗ и СЗ ПМР № 5 – 0,1 от 2001 года).
Конечно, высокий уровень пораженности гельминтами обусловлен тем, что в школах обследуются только учащиеся начальных классов. Причем, после лечения дети продолжают общаться со старшеклассниками, (которые не подлежат оздоровлению) вследствие чего, инвазии среди них возобновляются. К сожалению, среднее и старшее звено в общеобразовательных учреждениях не обследуются.
Согласно предоставленной информации ГУРЦГ и Э (центра гигиены и эпидемиологии ) результаты гельминтологических обследований детей и подростков в общеобразовательных учреждениях указывает на их высокую пораженность энтеробиозом. Так, от общего числа выявленных с энтеробиозом лиц 96% составляют дети. Фактическая пораженность школьников энтеробиозом в республике составила: в 2001 году – 8,1%,
в 2002 году – 12,5%, однако, при трехкратном обследовании учащихся 1 – 4 классов пораженность достигает 40%. [54]
Российская академия медицинских наук (РАМН) представила федеральную целевую программу: «Неотложные меры по обеспечению санитарно – эпидемиологического благополучия населения, профилактика инфекционных и неинфекционных заболеваний», которая должна помочь в решении вопросов паразитологии.
Основными причинами все еще значительного распространения гельминтозов являются:
Вопросы сохранения и укрепления здоровья детей в республике должны стать сегодня приоритетными, наряду с другими важными проблемами. Начинать надо с исправления недостатков в школьном учреждении и строго действовать по нормативным документам
« Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждениях» (Санитарные правила 2.4. 2. 782 – 99 ) (Приложение 13) и « Санитарно – дезинфекционный режим в общеобразовательных учреждениях в период карантина» (Приложение 14).
А. Макаренко отмечал: «Никакое дело нельзя хорошо сделать, если не известно, что хотят достигнуть».
V. ВЫВОДЫ
Результаты нашей работы отражают актуальность проблемы гельминтозов и четко соответствуют поставленным целям и задачам, которые нами были выполнены. При выполнении научной работы, мы пришли к следующим выводам:
Несмотря на то, что количество детей сокращается, 2004 год – 892 ученика, 2005 год – 850 учащихся, 2006 год – 815 учащихся, поражаемость гельминтами растет.
Рекомендации по улучшению санитарно-просветительной работы в общеобразовательных учреждениях города Днестровска.
Обработав 66 литературных источников, и проведя социологические исследования, мы предлагаем некоторые рекомендации по повышению процента здоровья детей, которые могут быть использованы в работе педагогами и медработниками.
Борьба с гельминтозами невозможна без санитарно-просветительской и ветеринарной работы. Комплекс оздоровительных и профилактических противогельминтных мер должен предусматривать мероприятия:
Необходимо четко придерживаться планомерного и целенаправленного проведения санитарно-оздоровительных, санитарно – просветительных мероприятий в педагогических коллективах, работников пищеблока, особенное внимание, обращая на прохождение медосмотра работниками школы ежегодно.
Надо четко придерживаться мероприятий, направленных на борьбу с гельминтозами:
… Уверены, наши дети должны уметь не только трудится, но и культурно отдыхать в природе, наслаждаться ее красотой. На эту задачу науки и просвещения указывал еще Д.И. Писарев: “ От умения наслаждаться природой жизни детей станет ярче, полнее; они будут сильнее любить и больше ценить свою родную землю”.
Социологические исследования по вопросу пораженности гельминтозами учащихся будут продолжены для уточнения ситуации в МОУ «Днестровская средняя школа №1». Мы определили для себя цели:
ЛИТЕРАТУРА
10.Волкова Г.В. Развитие экологических понятий на материале местной фауны(8-ой класс).//Биология в школе. 1973-№2
11.Вронский В.А. Экология человека на рубеже веков//Биология в школе. 2003. -№3
12. Всесвятский Б.В.Системный подход к биологическому образованию в средней школе. М.: Просвещение, 1985 13.Габев Я.И. Основы природоохранительного образования. Кишинев: КГУ, 1987 Н.Гельмин Ты и гельминтозы человека, животных и растений и меры борьбы с ними./Под ред. М., Егриева.: АН СССР, 1963
15. Генис Д.Е. Медицинская паразитология. М.: Медицина, 1991
16. Дайтер А.Б., Тумка А.Ф. Паразитные болезни. М.: Медицина, 1980
17. Дмитриева М.И. Школьное биолого-экологическое общество / Биология в школе, 1997-№6
18. Добрецова Н.В. Исследовательская работа учащихся по изучению природы. // Биология в школе, -1987-№3
19. Догель В.А. Общая паразитология. М.: Медицина, 1976
20. Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии. М.: Просвещение, 1962
21. 3верьев И. Д. Воспитание учащихся в процессы обучения. М.: Просвещение, 1984 %,
22. 3верьев И.Д. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1985
23. Зоология: Учебник для 6-7 классов средней школы//Быховский Б.Е., Козлова Е.В. Под ред. Наумова Д.В.М.: Просвещение, 1987
24.Казакова О.В. Внеклассные занятия по биологии. М.: Просвещение, 1984
25.Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Методика обучения биологии 6-7 классы. М.: Просвещение, 1989
26. Кальченко Е.И. Гигиеническое обучение и воспитание школьников. М.: Просвещение, 1984
27. Карцева И.Д., Шубкина Л.С. Хрестоматия по методике преподавания биологии. М.: Просвещение, 1984
28. Козлова Н.А. Изучаем экологию своего микрорайона//Биология в школе. 2003. - №4.
29. Кронтовская М.К. Паразитарные глисты. М.: Медгиз, 1962
30. Лаптева И.С. Воспитание экологической культуры подростков./У Биология в школе, 1997, № 4-5 М.: Просвещение, 1981
31. Лысенко А.Я. Своеобразие эпидемиологии паразитарных болезней.// Медицинская паразитология и паразитарные болезни. М.: С-ИНФО-№3, 1994
32. Максимова В.И. Современный учебник биологии. М.: Просвещение, 1985 33. Матвеев Н. И. Самостоятельные работы учащихся по зоологии. М.: Просвещение, 1968
34. Матрусов И.С. Охрана природы и школа. М.: Знание, 1976
35. Методика Мероприятия по борьбе с наиболее распространенными гельминтозами в Молдавской ССР и методы их современной терапии. Кишинев: Тимпул, 1981
36. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде.//М.: Мир, - 1999
37. Митрюшкин К.П., Шапошникова Л.К. Человек и природа. //М.: Знание, 1977
38. Молис С.А. Книга для чтения по зоологии. М.: Просвещение, 1981 39. Молис С.А. Хрестоматия по зоологии для 6-8 классов. М.: Просвещение, 1977
40. Мягкова А.И., Организация учебной деятельности школьников на уроках биологии. М.: Просвещение, 1988.
41. Никишев А.И. Задания учащимся для самостоятельных наблюдений по зоологии. // Биология в школе. 1971- №3
42. Ного Г.С. Наблюдения и опыты по зоологии, М.: Просвещение, 1972
43. Отношение школьников к природе / Под ред. Зверева И.Д. М.: Мир, 1988
44. Петровский Б.В.Большая медицинская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1975 , т.2
45. Петровский Б.В. Большая медицинская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1977, - т.5
46. Петровский Б.В. Большая медицинская энциклопедия, М.: Советская энциклопедия, 1985 ,- т.25
47. Петровский Б.В. Большая медицинская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986, - т.28
48. Плошников Н.Н. Профилактика гельминтозов. М.: Знание, 1973 49. Природно-очаговые болезни человека. /Под ред. Павловского Е.Н. М.: Медгиз, 1960
50. Прокопенко Л.И. Профилактика глистных заболеваний. М.: Медицина, 1976
51 .Программа средней общеобразовательной школы: Биология. Тирасполь, 2002
52. Рыков Н.А. Руководство к практическим занятиям по методике
преподавания зоологии. М.: Просвещение, 1976
53. Сабунаев В.И. Занимательная зоология. Л.. Детская литература, 1976
54. Сайдальев Т.С. Динамика заражения энтеробиозом в детских коллективах. // Медицинская паразитология и паразитные болезни. М: №4 1992
55. Суравегина И.П.Человек и природа на уроках биологии. Минск: Народная асвета,1983
56. Талызина М.Н. Формирование познавательной деятельности. М.: Просвещение, 1983
57. Филатова Н.С. Уроки зоологии. М.: Просвещение, 1969
58. Финаров Д.П., Жустров М.И. О правилах поведения учащихся в природе У/ География в школе, 1984 - №3
59. Фомичева Л.И. Полевая практика по зоологии беспозвоночных. М.: Учпедгиз, 1963
60. Халинова Г.С. Организация учебной деятельности школьников на уроке биологии. М.: Просвещение, 1987
61. Чернышенко А.И., Плюшева Г.Д. и др. Совершенствование комплекса санитарно-оздоро- вительных мероприятий среди детей детских учреждении и школ при энтеробиозе//Мед. Паразитология 2003.-№2,- с.43-45.
62. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных. М.: Владос, 1999
63. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979
64. Экологическое и эстетическое воспитание школьников./Под ред. Печко И.Д.М.: Просвещение, 1984
65. Энциклопедический словарь юного биолога. М.: Просвещение, 1986
66. Яхонтов А.А. Зоология для учителя. М.: Просвещение, 1982
Кто должен измениться?
Яблоко
Снежная сказка
Сказка "12 месяцев". История и современность
Н. Гумилёв. Жираф