Введение в образовательный процесс мероприятий экологической направленности.
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_ekologizaciya_obrazovatelnogo_processa_v_blpk.doc | 54.5 КБ |
Министерство образования и науки РФ
ФГОУ СПО «Бурятский лесопромышленный колледж»
ДОКЛАД
Экологизация образовательного процесса в ФГОУ СПО «Бурятский лесопромышленный колледж».
Региональная научно – практическая конференция преподавателей: «Роль эколого-образовательного пространства в формировании сквозных компетенций будущего специалиста»
Улан-Удэ
2010
Экологизация образовательного процесса в
ФГОУ СПО «Бурятский лесопромышленный колледж».
«Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок
и сразу же приведи в порядок свою планету»
Сент Экзюпери.
За последние сорок лет мир неузнаваемо изменился. Значительно увеличилось население, резко возросло промышленное производство, стала ощутимой нехватка различных природных ресурсов. В окружающую среду сбрасывается огромное количество отходов, отравляющих воздух, воду, землю, вызывающих болезни у людей, животных и растений.
Люди создали себе искусственную среду обитания – города и поселки, фабрики и заводы. И многим кажется, что человек стал менее зависим от природы, научился управлять природой.
Но все чаще и чаще мы слышим слова: озоновые дыры, кислотные дожди, парниковый эффект, эрозия почвы и так далее. Все чаще и чаще мы встречаемся с такими неприглядными картинами как груды мусора, клубы угарного газа от машин, лесные пожары по вине человека. Парадокс состоит в том, что, чем более могущественным становится человечество, тем «успешнее» оно разрушает основу своего существования – природу. Человеческая деятельность способствует разрушению жизни на земле.
Сегодня говорить об экологии актуально и даже модно. Нас толкает в спину наше развитие, любая цивилизация не строится из нечего, она существует за счет чего-либо.
Вопрос: «Откуда берем и, что осталось?» становится глобальным, альтернативным вопросу: «Быть или не быть?».
Как же остановить этот стихийный процесс? Как сохранить биосферу и удовлетворить потребности человечества? Простых ответов здесь нет. Ясно одно: необходимы глубокие экологические знания по различным направлениям деятельности. Может показаться, что личный вклад отдельного человека в решение экологических проблем ничего не решает. Но позиция отдельных граждан в совокупности формирует общественное мнение, а общественное мнение стоит очень дорого.
Проблемой формирования у студентов экологического мировоззрения Бурятский лесопромышленный колледж занимается уже не один десяток лет, сделано в этом направлении очень много, но предстоит сделать еще больше.
Термин экология переводится с греческого языка, как жилище и наука. Экология, это наука о том, что вокруг нас. А вокруг нас - воздух, вода, деревья, птицы, звери, дома, машины, люди. И говоря об экологизации образовательного процесса, мы можем говорить о самом широком спектре явлений, факторов, фактов. Поэтому, решая вопросы экологизации, каждый участник процесса: куратор, литератор, историк, эколог и т.д. может и должен определить свой путь, свое видение проблемы.
Следует констатировать, что студенты хотят освоить дополнительные к основным циклам дисциплины, приобрести дополнительные умения и навыки. Их интересы смещаются в область экономики, менеджмента, иностранных языков, информационных технологий, что совпадает с динамикой развития экономики. Но вместе с тем мы не должны упускать экологический аспект образования.
В учебных планах специальностей предусмотрены обязательные экологические дисциплины: Экологические основы природопользования – 32часа, экология – 34 часа. Этого конечно совершенно недостаточно, для того чтобы получить устойчивые экологические знания, в том числе по профилю специальности. Учебное заведение должно взять под свой контроль и организовать экологическую составляющую образования студентов.
Основные направления решения экологизации образовательного процесса в Бурятском лесопромышленном колледже:
- Дисциплины федерального компонента, специфика которых напрямую или косвенно касается вопросов охраны окружающей среды, например, Лесные культуры, Лесоводство, Лесозащита, Охрана леса и так далее. Но изучение таких дисциплин предусмотрено в основном только на специальностях лесного направления, таких как Лесное и лесопарковое хозяйство, Технология лесозаготовок. По остальным специальностям при изучении технологий, техники, методик преподавателям рекомендовано ввести в рабочие программы вопросы, отражающие экологические проблемы и пути решения этих проблем, характерные для данных специальностей.
- Введение дополнительных дисциплин. За счет дисциплин по выбору, дисциплин национально-регионального компонента в учебные планы включены следующие дисциплины: Байкаловедение, Лесной фонд РБ, Мониторинг окружающей среды региона, Строительная экология, Охрана воздушного бассейна, Экономика природопользования региона и другие.
В ближайшей перспективе планируется включение таких дисциплин как, Особо охраняемые природные территории РФ, РБ, Экологическое право, Этноэкологические традиции народов РБ и т.д.
- Ведение факультативов. Учебными планами предусмотрено проведение факультативов, способствующих формированию экологических знаний. Факультативы Цветоводство, Проектирование объектов озеленения города и другие. В перспективе необходимо расширить их перечень, ввести факультативы экологического профиля на все специальности.
- Организация деятельности НСО. Вот некоторые темы НСО: *Исследование турбонадува двигателей системы впрыска топлива и их влияние на окружающую среду, руководители В.В. Мантатов, А.П. Слепухин.
*Влияние экологического состояния на таксационные показатели древостоя на лесоучастке БЛПК, руководители Л.В. Середина, В.И. Ильина
* Производство топливных брикетов из отходов древесины, руководитель Т.А. Кущевая. И т.д.
- Практическое обучение. Распоряжением Правительства РБ для организации практик и проведения НИР Бурятскому лесопромышленному колледжу в долгосрочное пользование выделен участок леса площадью 459 га на территории Улан-Удэнского лесхоза. В период практик силами студентов выполнены следующие работы, имеющие экологическую направленность:
Выполнен и реализован проект экологической тропы, общей протяженностью более 4 км, в живописнейшем месте, оборудованный всеми необходимыми элементами: беседками, мостками, скамейками, смотровой площадкой, туалетами и т.д.
Выполнен и реализован проект противопожарных мероприятий: оборудованы минерализованные полосы, производится очистка захламленности лесоучастка, отжиг сухой травы и т. д.
Осуществлена посадка лесных культур. Необходимо отметить, что силами студентов лесотехнического отделения ежегодно осуществляется посадка лесных культур на территории пригородных лесхозов, на площади 50-100га в год. В прошлом году по договору с городской поликлиникой №1, студентами колледжа произведена реконструкция прилегающего к больнице дендросада.
Курсовое и дипломное проектирование. Тематика проектов отражает экологическую направленность специальных дисциплин. Приведу некоторые темы в качестве примера: Дипломные проекты - Организация охраны и защиты леса в условиях лесхоза, Анализ воздействия лесных пожаров на экологическое состояние лесов, Анализ изменения лесного фонда и его экологическая оценка. Курсовые проекты и работы – Экологические проблемы мебельной продукции из массива древесины, Экологические аспекты при организации коммерческой деятельности на предприятиях торгового сервиса, Экологические аспекты в рекламной деятельности и так далее.
Одной из важнейших составляющих образовательного процесса, является процесс воспитательный.
- Воспитательное направление:
Модель специалиста БЛПК предполагает, что выпускник колледжа, в ряду многих общеобразовательных, профессиональных, социальных качеств должен обладать экологической культурой.
Для реализации этой задачи проводятся классные часы, экологические брейн – ринги, олимпиады. В этом году был проведен Экологический форум: «Мое Забайкалье», в рамках которого прошли классные часы в группах, научно-практическая конференция по экологическим проблемам региона, другие внеклассные мероприятия.
Участие в экологических акциях города, колледжа, связанных с очисткой берега Селенги, закрепленных участков в городе, например, в прошлом году студенты и преподаватели принимали участие в экологической акции «Алые паруса над Селенгой», ежегодно убирают территорию у мемориала Победы, у памятника, посвященного основанию города Улан-Удэ.
Преподаватели и студенты колледжа являются инициаторами и участниками конкурса цветников, который проводится в рамках нашего учебного заведения и в рамках города.
В течение трех лет в колледже в летний период создается и работает межрегиональный экологический отряд Торнадо, деятельность которого направлена на очистку береговой зоны озера Байкал, на просветительскую работу среди местного населения, среди отдыхающих. Место дислокации отряда: Кабанский район, Сухинское лесничество, палаточный городок. В составе отряда студенты и преподаватели Бурятского лесопромышленного колледжа и Читинского лесотехнического колледжа.
В этом учебном году принято решение о создании в колледже экологического музея: произведен ремонт кабинета, заказаны стенды, идет сбор материала. Планируется оборудовать кабинет аудио, видео, мультимедийной техникой, произвести реконструкцию фойе перед кабинетом.
Коллективом преподавателей разработана и утверждена решением декабрьского педсовета концепция развития воспитательного процесса в БЛПК до 2013 года, одним из главных аспектов которой является экологическое воспитание студентов. В настоящее время формируется программа по реализации данной концепции.
* * *
Многолетняя деятельность администрации, преподавателей, студентов по формированию экологической культуры, наличие необходимой базы послужили причиной того, что Бурятский лесопромышленный колледж заявил о себе, как об инновационной организации, на базе которой может быть создан ресурсный Центр эколого-образовательного пространства региона озера Байкал. Разработана вся необходимая документация, в настоящее время проект находится на утверждении в Москве, получено подтверждение: БЛПК придается статус федеральной экспериментальной площадки: Бурятский лесопромышленный колледж - Ресурсный центр эколого-образовательного пространства региона озера Байкал.
* * *
Бурятским лесопромышленным колледжем делается очень много для формирования у студентов устойчивых экологических знаний, но необходимо отметить, что формирование экологической культуры наиболее полно представлено по специальностям Лесное и лесопарковое хозяйство, Технология лесозаготовок.
Менее всего экологическое направление проявляется по экономическим специальностям, требуется дополнительное внимание к экологической проблеме по отдельным техническим специальностям. Недостаточно используются дисциплины по выбору цикла ОГСЭ.
Модель специалиста БЛПК предполагает, что выпускник колледжа, в ряду многих общеобразовательных, специальных знаний, должен обладать экологической культурой, но подход к достижению этой цели не всегда носит системный характер.
На формирование экологического мировоззрения нужны годы. Говорят, чтобы понять истинную цену чему-либо, это что-то надо потерять. Но не слишком ли опасно искушать судьбу? Мир прекрасен! Пока прекрасен. И надо приложить максимум усилий, чтобы он таким и остался!
Карандаши в пакете
Свадьба в Малиновке
Ручей и камень
Попробуем на вкус солёность моря?
Пчёлы и муха