Цель: определить, почему верфь называлась Олонецкой и какова её роль для Российского флота;
Задачи:
1. проникнуть в историю города, где я родилась;
2. развивать интерес к краеведению и истории (Петровской эпохе);
3. показать значимость Олонецкой судоверфи для Балтийского флота.
Предмет изучения: город Лодейное Поле
Методы исследования: опрос, наблюдения( экскурсии), изучение литературы
Предметные области: история, литература
Я родилась в одном маленьком городке, в 265 км от Санкт-Петербурга. Он расположен на левом берегу красавицы - реки Свирь. Мой город - Лодейное Поле. Он ровесник Санкт-Петербурга и ему 309 лет.
Не раз меня интересовало:
Лодейное Поле, Лодейное Поле!
Откуда? Из сказки название такое?
Мои расспросы об истории города маму замучили, и они с папой взяли меня с собой на экскурсию (ведь мама летом работает экскурсоводом, а папа – водителем в туристической фирме).
Мне нравилось слушать рассказы о городе, поэтому я решила углубиться в тему. На экскурсиях и книгах особенно часто встречалось словосочетание «Олонецкая судоверфь». Что такое верфь, я знаю давно. А вот почему она Олонецкая – это была загадка. Я поставила себе цель разобраться в этом, а ещё узнать, чем эта верфь важна была для России.
Первым этапом работы я провела опрос. Оказывается взрослые и дети знают очень мало. А кто знает, не помнит современное название города. Значит тема интересна, можно переходить ко второму этапу.
Второй этап – работа с книгой. Я узнала, что город расположен на левом берегу Свири. С вепского Свирь – глубокое озеро.
Здесь при Петре…
Проплывая по Свири, Пётр 1 приметил 3 деревушки.
Возле них росли высокие сосны. Чем ни материал для кораблей?
А ещё рядом начали строить военный завод, который изготавливал ядра и пушки.
Люди, которые жили в деревнях строили парусные суда лодьи. Так определили место для верфи.
Пётр привозит сюда строителей. Строится первое здание –Домик царя….
Работать тяжело, но все ждут чуда
28 августа 1703 на воду спустили первое судно. Фрегат Штандарт.
Петр числился на нем капитаном, но приехать он не смог в Петербурге его задержалеиважные дела. И он сможет приехать только осенью.
И в честь этого события на воду спущена Галера Святой Петр. На которой Петр пройдет по всей реке Свирь, как капитан.
Верфь называлась Олонецкой по названию жителей Олонецкого уезда. Олонец –районный центр.
Корабли, сработанные мастерами участвовали в войне со шведами и географических открытиях. Лазарев открывал Антарктиду на шлюпе Мирный, сделанный Колодкиным
За все заслуги императрица Екатерина 2 корабельный посёлок объявляет городом.
А через 3 года дарит герб. На слайде 2: старый и современный.
Чтобы лучше узнать историю петровского времени мама летом отвела меня в музей. Мне экскурсовод Аня показала петровский зал и быт того времени
Сейчас город другой….
Я многое узнала , благодаря своему исследованию
ВЕРФЬ НАЗВАНА ОЛОНЕЦКОЙ ПО НАЗВАНИЮ ЖИТЕЛЕЙ ОЛОНЧАН
И РОЛЬ ВЕРФИ В ПЕТРОВСКУЮ ЭПОХУ ВЕЛИКА
ОТСЮДА И ОПРАВДАННОЕ НАЗВАНИЕ : ЛОДЕЙНОЕ ПОЛЕ - РОДИНА БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА!
Вложение | Размер |
---|---|
oloneckaya_sudostroitelnaya.doc | 1020.5 КБ |
Лодейное поле –
Родина Балтийского флота
Работу выполнила
ученица 1 класса «Б»
Александрова Екатерина
Оглавление:
1. Введение.
2.Основная часть.
1. Причины основания Олонецкой
судостроительной верфи на реке Свирь.
2. Деятельность Петра I на верфи;
3. Статус города. Герб.
4. Корабли - участники
географических открытий.
5. Закрытие верфи.
3. Заключение.
Цель: определить, почему верфь называлась Олонецкой и какова её роль для Российского флота;
Задачи:
1. проникнуть в историю города, где я родилась;
2. развивать интерес к краеведению и истории (Петровской эпохе);
3. показать значимость Олонецкой судоверфи для Балтийского флота.
Предмет изучения: город Лодейное Поле
Методы исследования: опрос, наблюдения( экскурсии), изучение литературы
Предметные области: история, литература
Есть город маленький: Петровская стихия,
Где корабельных дел невпроворот.
Он 300 лет назад сказал России,
Что будет создавать Балтийский флот
Сказал - и сделал. Ухнули деревья
Под натиском мужицких топоров
Теперь деревня - вовсе не деревня-
Рабочая площадка мастеров.
А над страною - зарево победы!
А над страною - поднебесья ширь!
И как бы нам не угрожали шведы,
Но ты возрос, российский богатырь!
Ему не надо ударяться оземь,
Чтоб силы тьмы и мглы в себя вбирать
«Штандарт» - корабль из звонких Свирских сосен
Его конёк - в науке побеждать!
Вот зазвенели пушечные ядра.
В жестокой схватке флот идёт на флот,
Горят огнём противника эскадры,
И пот ручьём с усталых плеч течёт.
Петровский город мой! Петровская стихия!
Ведь ты стоял в основе славных дел.
Как маленькая часть большой России
Ты вместе с нею всё преодолел!
Введение.
Я родилась в одном маленьком городке, в 265 км от Санкт-Петербурга. Он расположен на левом берегу красавицы - реки Свирь. Мой город - Лодейное Поле. Он ровесник Санкт-Петербурга и ему 309 лет.
Не раз меня интересовало:
Лодейное Поле, Лодейное Поле!
Откуда? Из сказки название такое?
Мои расспросы об истории города маму замучили, и они с папой взяли меня с собой на экскурсию (ведь мама летом работает экскурсоводом, а папа – водителем в туристической фирме).
Мне нравилось слушать рассказы о городе, поэтому я решила углубиться в тему. На экскурсиях и книгах особенно часто встречалось словосочетание «Олонецкая судоверфь». Что такое верфь, я знаю давно. А вот почему она Олонецкая – это была загадка. Поэтому главной задачей моего исследования было это узнать.
Мною были выдвинуты гипотезы:
1.Верфь названа так, потому, что там на её территории жили люди, которые назывались «Олонены» или «Олончане»;
2. Водилось в этих местах много оленей, и «Олонецкая», видоизменённая от «Оленецкая»;
3. Недалеко протекает речка «Олонка». Может в честь неё?
С этих предположений началось моё маленькое открытие.
Первым этапом моей работы был опрос учащихся класса. В результате этого опроса я узнала, что об Олонецкой судоверфи знают 7 человек(27%), слышали-6 человек(23%), не знают, но хотят узнать- 13 человек(50%)
Для тех кто знает и слышал был задан второй вопрос:
Назовите город, где расположена судоверфь. В результате анализа, выяснилось, что только два человека(14%) на самом деле владеют информацией. Теперь можно начать 2-ой этап.
Второй этап. Работа с литературой.
Причины основания Олонецкой судоверфи
1700 год. Россия начинает вести войну со Швецией за выход к Балтийскому морю. Пётр Первый в это время стоит у истоков Российского государства. Государь с уверенностью утверждает: «Страна, имеющая армию – имеет одну руку. Страна же с армией и флотом двурука. России нужна вторая рука!»
28 сентября 1701года, случайно проплывая из Белого моря в Неву, Пётр заприметил три деревушки: Мокришвица, Мешковичи и Мирошкиничи. Приглянулись ему деревни по нескольким причинам:
1. Здесь издавна занимались судостроением, а значит, имелись опытные мастеровые люди, которые строили лодьи( я не ошиблась, ведь именно так звучало это слово в северном произношении).
2.Чуть ли не вплотную к территории будущей верфи подступал корабельный лес, запасы которого были велики.
3. Неподалеку отсюда, в Прионежье, строились олонецкие металлургические заводы, которые должны были изготавливать пушки и ядра для вооружения судов.
Создание верфи и адмиралтейства на реке Свирь шло ускоренными темпами. Оно диктовалось острой нуждой в морских судах. Там, где воздвигалась Олонецкая верфь, а также на реках Сяси и Паше небольшие корабли строились еще с начала 1701 года. Из них создавалась речная флотилия, которая нужна была Петру для того, чтобы утвердиться на Ладожском озере и Неве. В феврале 1703 года была заложена и судоверфь для строительства более крупных судов, которые должны были действовать уже в море. Адмиралтейство на берегу Свири выросло буквально за несколько месяцев. Вместе со зданиями адмиралтейства вошло в строй эллинги, на которых с конца марта 1703 года начинали закладывать корабли
Деятельность Петра I на верфи
Быстрыми темпами растёт корабельный посёлок: приказная изба, казармы, канатно-прядильный двор, кузни, провиантские, амбары…Домик Петра Первого, состоящий из двух комнат, так же принадлежал к одним из первых строений. Дворец царю здесь не был нужен, ведь работник Пётр Михайлов, которого заселили в дом, тщательно скрывал, что является царём. Работником Петр Михайлов был отличным, ведь долгое время учился у голландцев. Жалование он назначил себе сам - один рубль в день.(365рублей в год). Для сравнения: губернатор Меньшиков получал-142рубля в год.
Все назвали верфь Олонецкой по названию наместничества(первая версия подтвердилась, только люди звались не «Олонены», а Олончане=жители города Олонца, который являлся центральным населенным пунктом), хотя часто звучала Лодейная пристань.
Работы на верфи не прекращались ни в жару, ни в лютый мороз. Многие не выдерживали: и уже с первых дней работы сбегали. За побег, по приказу царя, жестоко наказывали: людей отправляли на каторжные работы в далёкую Сибирь. Трудно сказать, где было легче. Но все чего-то ждут…
И вот оно! 22 августа 1703 года сошел со стапелей первенец российского флота военно-морской корабль - 28-пушечный фрегат "Штандарт". На торжестве спуска первого фрегата Балтийского флота должен был присутствовать Петр I. Ведь именно он числится капитаном на этом судне. Но в Петербурге царя задерживают важные дела, он появится на Олонецкой верфи только в сентябре 1703г. В честь его приезда на воду спустят галеру «Святой Пётр» и на ней Пётр пройдёт по всей Свири( от Ладоги до Онеги), как полноправный капитан.
К лету 1704 года суда, построенные на верфи, - шесть фрегатов, четыре шнявы, четыре галеры, 24 полугалеры, один галиот, один пакетбот - составили первую эскадру флота, сыгравшего большую роль в сражениях Северной войны, защищая остров Котлин (Кронштадт)
Статус города. Герб.
Более ста кораблей построила Олонецкая судостроительная верфь за годы Северной войны, и не было, пожалуй, ни одного морского похода, ни одной крупной вылазки на Балтике, ни высадки десанта, ни одной морской баталии, в которых они не участвовали бы.
За эти заслуги указом Екатерины II от 16 (27) мая 1785 года поселению, сложившемуся вокруг Адмиралтейства на Свири, был пожалован статус города и административного центра Лодейнопольского уезда. Город получил название Лодейное Поле. Составляющие названия города говорят сами за себя: поле – «безлесое (расчищенное от леса) пространство», лодья – «гребное или парусное судно, корабль; большая лодка», а в целом – «место, где строят суда».
Указом от 26 июля (6 августа) 1785 года Екатерина II «Всевысочайше соизволила конфирмовать» план нового города, а 4 (15) октября 1788 года был утверждён его герб:
(ГЕРб , ДАРОВАННЫЙ ЕКАТЕРИНОЙ)
В знак старых петровских викторий
Городу герб учредить надлежит:
Оснащённый корабль в море,
Не орёл, что гордыни полон
Не дворцов мишура. Позолота
Герб Лодейного Поля –
Гордость Русского флота!
В голубом поле оснащённый корабль. На средней мачте Императорский штандарт, в знак того, что на находящейся в сем городе верфи, построенные олончанами корабли, первые вышли в Балтийское море под Императорским флагом
(НЫНЕШНИЙ ГЕРБ)
Корабли - участники географических открытий.
Всего же за 127 лет существования Лодейнопольской верфи с её стапелей сошло более 450 судов разных типов. Некоторые из них участвовали в географических открытиях.
В 1807-1809 годах на военном шлюпе "Диана" под командованием лейтенанта В.М. Головнина, ставшего впоследствии знаменитым адмиралом, совершен переход из Кронштадта на Камчатку. Для этого путешествия долго не могли найти на флоте нужного судна. "Наконец сие затруднение, - писал позже прославленный путешественник, - уничтожилось прибытием в Петербург транспортных судов, построенных на Свири… Выбор пал на транспорт "Диана". В построении "Дианы" рука иностранца не участвовала, а потому, говоря прямо, "Диана" есть первое настоящее русское судно, совершившее такое многотрудное и дальнее плавание".
Спустя десятилетие после путешествия Головнина русские военные мореплаватели М.П. Лазарев и Ф.Ф. Беллинсгаузен, тоже в последствии знаменитые адмиралы, на военных шлюпах "Мирный" и "Восток" совершили кругосветное плавание, в котором пробыли 751 день. В результате этого плавания было открыто шестое чудо света- Антарктида.
И по незримым зыбким тропам.
Тая в себе немой восторг
Прорвались к ледяным широтам
Два шлюпа: «Мирный» и «Восток»
«Мирный» был полностью сработан мастерами Олонецкой верфи.
Стремясь ускорить отправление высокоширотной экспедиции в Антарктиду, решили не строить новое судно, а использовать шлюп «Ладогу»(1818) . При включении судна в состав военно-морского флота ему дали новое название «Мирный» и сразу же приступили к перестройке. Работами руководил командир «Мирного» М. П. Лазарев, а его главным мастером был – С.Колодкин
У шлюпа удлинили кормовую часть, дополнительно обшили корпус — дюймовыми досками, прочно закрепив их медными гвоздями.
Корпус тщательно проконопатили, а подводную часть, чтобы она не обрастала водорослями, покрыли медными листами. Внутри корпуса поставили дополнительные крепления на случай воздействия льдин, сосновый руль был заменён дубовым, а штанги и снасти, сделанные из низкосортной пеньки, были заменены более прочными, применяемыми на кораблях военно-морского флота.
Шлюп «Мирный» был трёхмачтовым двухпалубным кораблём, который сохранил память о себе до настоящего времени.
В честь шлюпа названы: 1. Полуостров в Антарктиде;
2. Антарктическая научно-исследовательская станция;
3. Кинотеатр в городе Лодейное Поле.
Закрытие верфи
К сожалению, в 1820 году верфь была закрыта, в то время леса в городе и его окрестностях поубавилось, набирали мощь верфи в Санкт-Петербурге и нужда в Олонецкой верфи отпала. И вплоть до 1915 года город Лодейное Поле практически не развивался. В 1840 году город насчитывал всего 1000 жителей, одну церковь, 126 домов и четыре лавки. Почти на сто лет город словно ушел в небытие, забытый всеми. Но в годы с 1915 по 1917, с приходом советской власти произошли события, которые вернули город к жизни.
Заключение
…Спокойствие и умиротворенность, свежий и чистый воздух, живописные густо-зеленые леса, все это радует не только душу, но и тело. И когда уже приходится уезжать, ты даешь себе слово, что обязательно сюда будешь возвращаться!
Сегодня, несмотря на триста лет истории, город Лодейное Поле так и остается на прежнем месте и омывает его все та же река Свирь. Когда выходишь на ее берег, то можно наблюдать за проезжающими мимо экскурсионными теплоходами, баржами и катерами и вспомнить Петровскую эпоху.
Ведь корабли, сработанные олонецкими мастерами:
* проложили торговый путь с Белого моря в Неву;
* во многом определили исход Северной войны,
* участвовали в географических открытиях.
Список литературы:
1. Петр Зайцев, "ЛОДЕЙНОЕ ПОЛЕ", Лениздат, 1964
2. Григорий Двас, "ПРИСВИРЬЕ", Сад Искусств, 2002 г.
3. А.В. Соколов и Е.Г. Кушнарев. Три кругосветных плавания М.П. Лазарева., М., Географгиз, 1951
4. В.М. Головнин. Путешествие на шлюпе "Диана" из Кронштадта в Камчатку
в 1807, 1808 и 1809 гг. М.-Л., изд-во Главсевморпути, 1949
Приложение
1. На этом месте стоял домик Петра
Якорь на месте бывшей судоверфи.
Даже сейчас, когда в Свири маленькая вода, можно увидеть сваи
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 144 Калининского района Санкт-Петербурга
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Весенняя гроза
Почта
По морям вокруг Земли
Позвольте, я вам помогу