Работа была представлена на республиканской конференции молодых исследователей " Шаг в будущее 2013".
Содержание
1. Введение
Одним из основных направлений современного лингвастрановедения является сопоставительное изучение традиций разных народов.
Своеобразие одежды старообрядцев (семейских) Забайкалья, непохожесть на местных русских привлекает внимание не только исследователей, но и многих других слоев населения. Особенно интересным для исследования с нашей точки зрения является семейский костюм в сопоставительном плане с шотландским костюмом, который оригинален и самобытен и также привлекает внимание исследователей.
В настоящее время теоретические проблемы исследований семейского костюма нашли свое отражение в трудах Г.И. Охрименко, Г.С. Масловой, А.А. Лебедевой, М.Г.Таруской, а шотландского костюма – в трудах Власовой Е.Л., Томахина Г.Д,, ЯстребицкойА.Л., Химуниной Т. и Кертман Л.Е.
Наша работа посвящена одному из важных элементов этнической культуры – мужскому костюму как одной из особенностей национально – бытовой культуры староверов Забайкалья и шотландцев. Наше небольшое исследование проведено в сопоставительном плане. В настоящее время эта тема актуальна в связи с проблемой сохранения культурного наследия своей малой родины, бережного отношения к культурным ценностям не только своего народа, но и страны изучаемого языка, что способствует развитию чувства патриотизма и уважительного отношения к обычаям и традициям чужого народа.
Основная цель нашей работы – рассмотрение сходств и различий между семейским и шотландским мужским костюмом.
Для достижения данной цели нами был проведен сопоставительный анализ костюма не только теоретического, но и исследовательского характера.
Отсюда вытекают следующие задачи:
- рассмотреть особенности семейского и шотландского мужского костюма;
- провести сопоставительный анализ семейского и шотландского мужского костюма;
- сравнить семейский и шотландский костюм. Нами использованы следующие методы исследования: сравнение и анализ.
2. Особенности семейского и шотландского мужского костюма
2.1. Из истории мужского костюма староверов
Костюм забайкальских старообрядцев, называемых местным населением «семейскими» дошел до наших дней почти без изменений. Одежда забайкальских старообрядцев поражает красочностью. Покрой и расцветка одежды – один из наиболее характерных отличительных признаков забайкальских старообрядцев. Семейский костюм является классическим произведением декоративно – прикладного искусства, чему способствуют простота кроя, продуманность линий, приемы декорирования и сложные и тонкие узоры вышивок.
О происхождении и особенностях одежды старообрядцев Алтая и Забайкалья написано немало. Поскольку формирование этих групп населения было очень сложным, то и формирование их костюма отразило все перипетии их судьбы.
В старообрядческой культуре очень много связано с древними поверьями и религиозными воззрениями и преданностью старине. Все это способствовало сохранению старинных национальных форм костюма.
Зипуны, халаты и шубы, имеющие халатообразный покрой, который, как известно, был характерен для русской одежды XVII века, сохранялись не только по традиции, но царское правительство специальными указами предписывало старообрядцам сохранять верхнюю одежду старого покроя [8; стр.12]. Последующие правители подтверждали указ Петра Великого [8;стр.12]. Эти постановления способствовали сохранению у старообрядцев Стародубья и Ветки старорусской одежды XVI-XVII вв. Эти старые формы костюма впоследствии были принесены старообрядцами в Сибирь.
2.2 Описание мужского костюма семейских
Верхняя одежда
У семейских в силу приверженности старине и религиозных воззрений очень долго сохранялись старинные формы национальной одежды. Одежда семейских представляла своеобразный вариант русского национального костюма, отличный по ряду деталей от одежды сибиряков. Одежда семейских приняла свой окончательный вид в конце XVII - начале XVIII вв., когда староверы проживали в Польше.
Преобладание халатообразного покроя в верхней одежде из ткани и из овчин и меха характерно и для семейских, и для сибиряков Забайкалья. Но кроме общераспространенного зипуна из домотканой коричневой шерстяной материи (тканой на четырех подножках) и нагольной шубы, известных всему русскому населению Забайкалья, характерной одеждой для семейских был халат. Это мужская и женская одежда, надевавшаяся в холодное время и составлявшая также парадную, праздничную и моленную одежду.
. Еще один вид верхней одежды - курмушка, перехватка. Эта одежда, сшитая в талию (с перехватом), - короткая, двубортная, с застежкой на левой стороне, с отрезной спинкой и со сборками от талии (поддевка, бекеша, борчатка) - мало чем отличалась от такой же одежды сибиряков Забайкалья и Приангарья. Близок к этому виду одежды и капот.
В южных районах Бурятии (по р. Чикой) носили куртики, плотно облегавшие корпус, сшитые в талию или доходившие до талии, украшенные вышивкой. Очень любопытна вышивка разноцветными нитками - шерстью и шелком - груди, бортов и особенно лацканов куртиков. В узорах встречаются излюбленные семейскими круги-розетки, различные растительные и геометрические узоры (полосы, городки и др.), которые часто встречались на рубахах, в росписи изб, потолков, опечков и мебели. [8; стр.15]
Мужская одежда
Мужской костюм состоял из рубахи, пояса, штанов, головного убора, верхней одежды и обуви. Рубаха - косоворотка шилась долгой, со скошенным бочками и рукавами из дабы, далембы, праздничная - китайской чесучи красного, синего, зеленого и желтого цветов. По-старинному шили ее голошейкой, т.е. без воротника, обшивая ворот и разрез шнурком и застегивая на узелок, игравший роль пуговицы. С начала XIX в. рубахи стали шить более короткими и с небольшим стоячим воротником. Шить рубаху с разрезом посередине груди считалось "за грех". Холщевая рубашка без воротника, с разрезом с левой стороны и с "ластовкой" (вставка под мышками) низко подпоясывалась широким кушаком. В конце ХIХ века были распространены косоворотки со стоячим воротником, появились ситцевые рубахи; богатые носили шерстяные, плисовые и бурсовые рубахи. Рубаху носили на выпуск, подпоясывая широким узорным поясом, реже - узким пояском или тесьмой.
Комплект мужской одежды у семейских смешанный: рубаха косоворотка чисто великорусская, а штаны - украинско-белорусского типа. Штаны шили с широким шагом. Носили широкие штаны, шаровары, иногда цветные. Старинные шаровары собирались у пола на шнуре: такое устройство их у семейских сохранялось дольше, чем у других русских, так как шить на пояске с застежкой (на пуговицу) тоже долгое время считалось грехом.
Были распространены шубы из овчины, полушубки, тулупы. Доха, надеваемая поверх обычной зимней одежды, шилась из собачьего или гураньего меха. В будни носили "шамели" - зипуны, сшитые из самодельного сукна, а по праздникам – плисовые "курмушки", бекеши и борчатки.
На руки зимой надевали "варьги" - варежки из шерсти овечьей и коровьей, связанные одной иглой, а также обыкновенной вязки - пятью иголками. Иногда для крепости шерсть пряли совместно с пенькой.
Некоторые виды одежды были заимствованы семейскими у сибиряков и бурят. К заимствованиям относятся верхняя одежда (доха, курма), обувь (ичиги, унты, пимы) и меховые шапки.
Развитие одежды у семейских после революции шло иным путем, чем у сибиряков: присущий им консерватизм, обусловленный старообрядчеством, отражался и в одежде.
Старинную одежду семейские носили вплоть до середины ХХ в.
Пояс
Пояса семейских отличались от поясов окружающего русского населения. Известны пояса широкие и узкие. Широкие оригинальные узорные пояса носили на территории современной Бурятии и в некоторых селениях Читинской области. Узкие пояса были суконные (т.е. шерстяные), из гаруса яркой расцветки и шелковые с узором – выбранные, в перебор. Их ткали на небольших кроснах - станочках, без берда, с одними ниченками, в которые протягивали нити основы. Пояса в 8-15 см шириною ткали в 40-50 парочек (парочка – 3 нити основы). Бывали пояса, вытканные в 85 парочек. Основу большинства геометрических узоров на поясах составляли ромбические фигуры, так называемые круги, шагаечка и пр.
Пояса были многоцветными, в 6-7 цветов. Фон разбивался на продольные цветные полосы, по которым располагался браный узор. Пояса (мужские – более 2,5 метров) два раза обертывались вокруг талии. Мужчины носили пояс поверх рубахи, иногда тоже скалывая спереди или сбоку. Более короткие пояса назывались пряжки. Узкие мужские и женские пояски шириною до 2 см ткались на бердечке с браным узором – перебором. По фону пояска - землице - располагали несложные геометрические узоры - косые кресты, крючки и т д. Так же ткали оборки к ичагам.
Кушаки (шириною иногда до 45 см длиною 2,5 м), служившие для подпоясывания верхней одежды, были шерстяные с цветными продольными полосами, общераспространенные в России, в том числе и в Сибири, они часто делались из товару (ткани), были фабричного или кустарного производства.
Обувь
Кожаная и меховая обувь семейских мало чем отличалась от обуви сибиряков Забайкалья. Самым популярным видом обуви были ичиги, которые шили из сыромятной или дубленой кожи со внутренним швом, а затем выворачивали. Голенища их были до колен и выше и перевязывались у щиколотки подвязками (тканой вязаной тесьмой или ремешками). Летом ичиги носили с портянками, зимой - с беспятными шерстяными носками. Зимой носили пимы, катанки.
Широко были распространены у семейских шерстяные чулки и носки, вязаные одной иглой вкруговую, без пятки. Вязаные на нескольких спицах чулки с пяткой появились позднее, чем у других представителей населения, и не имели большого распространения.
Головной убор
На голову надевалась круглая войлочная или самодельная шерстяная шляпа. Старики носили колпаки. Были в моде шапки лисьи или бобровые с лентами на макушке. В конце ХIХ в. появились "курашки" - картузы.
Старинными мужскими головными уборами были валяные из овечьей шерсти колпаки, а также шляпы с широкими полями, катанные из верблюжьей шерсти, привозившейся из Монголии.
Зимой носили меховые шапки - овчинные, волчьи, заячьи, а наиболее зажиточные семейские в праздники надевали лисьи шапки. В Большом Куналее старики вспоминают и о старинных шапках с квадратным плисовым верхом.
Мужская прическа
Для мужчин семейских характерны были длинные волосы, ношение бороды и усов.
2.3. Из истории мужского костюма шотландцев
В Шотландии клановая принадлежность определялась по костюму, особенно по мужской юбке - килт. Килт для некоторых хайлендеров и до сих пор является повседневной одеждой. Расцветка юбки должна быть конкретной - в соответствии с тартаном.
(Tartan) - шерстяная материя с образцом линий различной ширины и различных цветов, которые пересекают друг друга под определёнными углами. Имеется много различных тартанов, каждый из которых связан с определённым шотландским кланом. Каждый клан в Хайленде (Highlands- гористая, верхняя часть Шотландии) имеет определённый связанный с ним цвет и определённый проверенный образец, который члены клана носят на килтах и пледах. И надеть чужие цвета является социальным нарушением (gaffe) и это также недопустимо, как кораблю поднять на мачте иностранный флаг.
Традиционно, кроме юбки - килта, в шотландский национальный костюм (Highland dress) входит твидовая куртка (t w e e d jacket) , простые длинные чулки, берет и кожаный спорран (sporran) – кошелёк, который висит на узком ремешке, охватывающем бёдра. Этот вариант костюма носят днём. Для вечера имеется другой вариант костюма - юбка-килт надевается с меховым спорраном, чулками со своим определённым тартаном, усложнённой курткой и отделанной рюшем рубашкой. Шотландский берет- tam-o-shanter - это шерстяная шляпа без полей с помпоном или пером на верху. Обычно тэмешэнте носят, слегка сдвинув набок. Название своё берет получил от имени героя стихотворения Роберта Бернса с одноимённым названием. Следует упомянуть и такую деталь костюма, как нож. Истинный горец (Highlander) за своим правым чулком должен носить нож, на рукоятке которого выгравирован цветок чертополоха и вправлен топаз. Надо заметить, что если горец всовывал нож с внутренней стороны ноги, то по шотландской традиции это означало - объявление войны. Мирные люди носят нож всегда с внешней стороны.
Традиция клановых цветов появилась не так уж и давно. Англичане в своё время запретили шотландцам носить национальный костюм. Это было в 1746 году, когда в битве на плоскогорье Куллоден (Culloden) y Инвернесса (Inverness) шотландцы потеряли шансы на независимость. Запрет действовал до 1782 года, а когда его отменили, то выяснилось, что старые узоры забыты. Пришлось изобретать новые, записанные за каждым кланом.
Касательно такой основной детали шотландского национального костюма, как юбка-килт, следует заметить, что носили её раньше не все шотландцы, а только хайлендеры (highlanders) - горцы.
По своему этническому составу лоулендеры разнообразнее, чем хайлендеры. До середины нашего века жители равнин - лоулендеры носили штаны и даже не клетчатые. Повторюсь, что каждая традиция в своей основе несёт практический смысл. Хайлендеры носили килт и гетры не просто потому, что им так хотелось, а очевидно потому, что им так удобно передвигаться в гористой местности, в связи с этим можно вспомнить кожаные штаны и гетры тирольцев, костюм гималайских горцев- подоткнутый халат кончается над коленями, а икры защищены чем-то вроде гольфов. Очевидно, что так удобнее ходить по крутым горным тропкам. У лоулендеров же не было необходимости передвигаться по горам и поэтому, естественно, и соответствующего для этого костюма. Интересно описывает происхождение традиции носить юбку-килт лоулендерами журналист Л. Мартынов. “В 1953 году лорд Лаурдейл, глава клана Мэйтлендов, должен был возглавить торжественную процессию государственного значения, неся шотландский флаг с Андреевским крестом, естественно, что и костюм его мог быть только шотландским. Но у низинного клана Мэйтлендов никаких собственных клеток не существовало. Выход из положения был найден: по счастью Мэйтленды состоят в родственных отношениях с горскими кланами Каббингэмов и Ганнов. Те одолжили свои цвета, и из их соединения появился собственный тартан-клетчатая шерстяная материя Мэйтлендов. Впоследствии лорд Лайон на основании долгих расчётов определил мэйтлендам тартан и занёс его в официальную книгу клановых расцветок. Потом создали тартаны и для остальных лоулендеров” [7;стр.39.]. Всегоо сорок с лишним лет прошло с того дня, когда лоулендеры завели у себя горский костюм, но это уже стало традицией. Традиции возникают по-разному, но, возникнув, имеют тенденцию не умирать. Исток шотландских традиций - это стремление во что бы то ни стало отстоять свою самобытность. Тем более, что английские короли долго пытались эту самобытность искоренить, но шотландский упорный и упрямый характер противодействовал “сас-сэнах” - таким пренебрежительным словом шотландцы называли англичан.
Суровость и упрямство шотландского характера как нельзя лучше и наглядней выражается в эмблеме национального флага Шотландии - чертополохе (thistle) .
2.4. Описание шотландского костюма
Мужчина в килте – это полтора мужчины. Это национальная мужская одежда шотландцев. На килт идет примерно 8 ярдов материала. Этот наряд «остатком» от большого пледа. Первоначально большое шерстяное одеяло заматывали вокруг талии и закрепляли длинным широким поясом. Оставшуюся часть пледа собирали в складки и прикалывали брошью к рубашке или пиджаку на левом плече. Такой большой плед защищал от непогоды в горах. Но килт не годился для всадника. Это был скорее наряд обычного горца, чем одежда мелкопоместного дворянства. Килт носили как с доспехами так и с длинными расшитыми жакетами времен короля Георга.Килт не должен быть слишком длинным. Максимальная допустимая длина до середины коленной чашечки, оптимальная на дюйм короче. Не рекомендуется прокалывать булавкой оба передних полотнища килта. Это испортит вид и будет мешать при ходьбе.
Тартан
Тартан – это ткань с определенным клетчатым рисунком, обычно из тканых (не вязаных) материалов, таких как шерсть. Материал является характерным шотландским изделием и называется в России шотландкой. Каждый определенный рисунок называется сетт (sett). Исторически в каждой области местные ткачи изготавливали определенный рисунок в одной мастерской. Члены одного клана носили в основном тартан, вытканный и выкрашенный в одной мастерской. Определенный сетт принимался главой клана и его сородичами и становился традиционным тартаном клана. После того, как в 1782 году был снят запрет на ношение национальной одежды шотландцев – тартан клана стал предметом их национальной гордости.
Существует более 2200 различных признанных рисунков тартана, и шотландцы, которые носят тартан, все без исключения горды своим наследием.
Спорран (SPORRAN)
Спорран - это сумка (кошелёк) которую надевают спереди поверх килта на цепочке вокруг бедра, заменяет карман. Спорран носят на ширине ладони ниже пояса, материал натуральная кожа, натуральный мех и металл.
Шотландский головной убор боннет (Bonnet)
Боннет - это мужская шотландская мягкая шапочка без полей, похожая на берет. Есть две разновидности: « Балморал» ("Balmoral" bonnet) и "Гленгэрри" ("Glengarry" bonnet). Боннет Балморал - это старинная форма головного убора. Вот уже многие века подобные широкие шапочки носят шотландцы – как горцы, так и жители долин. Если этот боннет шьют из клетчатого материала, то его не рекомендуют носить с килтом. Балморал может быть также черным, синим, или желтовато – коричневым, с клетчатой тесьмой или без неё, может быть украшен свободно ниспадающими лентами или бантом, и многие предпочитают его изысканный вид. Ленты на боннете должны свисать не позади, а сбоку. Знатоки также не советуют носить на боннетах перья орла, так как необходимо иметь право на это украшение в соответствии с уставом лорда Лайона шотландского. Недаром в английском языке существует выражение "a feather in one's bonnet", буквально - "перья на чьем-либо боннете", что означает "предмет гордости, достижение, успех"
Шотландский нож Скин Ду Дирк (Dirk)
Дирк – это длинный нож, его ножны часто устроены так, что в них можно также меньший нож и вилку. Первоначально этот набор был предназначен для охотников: длинный нож - обычный, охотничий, а меньший нож и вилка - это столовый прибор. Сегодня ножны и рукоятки дирков делают черными и покрывают серебряным орнаментом.
Шотландский Dirk
Sgian, или "черный нож", - это небольшой нож, который носят за краем гольфа на правой ноге. Он удерживается специальной подвязкой в таком положении, чтобы его рукоятка выглядывала поверх края гольфа. Некоторые ножи отделаны слоновой костью, некоторые - черные с серебристой отделкой. Первоначально горцы прятали sgian в одежде, но позже стало традицией носить его открыто как выражение дружелюбия - то есть, показывая другим, где ваш нож, вы как бы демонстрируете отсутствие враждебности. Говоря русским языком - вы "не дeржите камень за пазухой». Есть мнение также, что "sgian" носят в гольфе в знак того, что шотландец может быть опасен, даже если его поставить на колени. Во время войны sgian носят на внутренней стороне ноги.
Булавка (заколка) на килт
Булавка (заколка) на килт представляет собой самодостаточный аксессуар костюма и крепится на передней нижней части килта.
Обувь. Гетры ( простые длинные чулки)
3. Заключение
В нашей работе мы рассмотрели историю происхождения и особенности мужского костюма семейских Забайкалья и шотландцев. Костюм семейских Забайкалья, как и шотландский костюм относится к наиболее традиционному и устоявшемуся типу народного костюма. Своей одеждой семейские выделялись на общем фоне русского сибирского старожильческого населения, костюм поражает своей яркостью, красочностью и пестротой.
Исток шотландских традиций ношения национального костюма - это стремление во что бы то ни стало отстоять свою самобытность. Английские короли долго пытались эту самобытность искоренить, запретив носить костюм, но шотландский упорный и упрямый характер противодействовал англичанам.
Нами сделана попытка сравнения мужского костюма семейских и шотландцев, в процессе которого мы выделяем разнообразные элементы мужского костюма, описываем особенности их использования, показываем историю их происхождения. Костюмы отличаются самобытностью и в своем роде уникальны.
В ходе анализа было обнаружено нами, что в истории старообрядцев России и шотландцев имеется много общего. Оба народа страдали от притеснения власти, но несмотря на гонения им удалось не только выжить, но и сохранить свои обычаи и культуру и передать своим потомкам. Мы отмечаем упрямый и гордый характер обоих народов, что и отражается в их костюмах. Костюмы у обоих народов красочные и привлекают внимание. Цвет шотландского костюма означает принадлежность к определенному клану, а цветные узоры мужского семейского костюма связаны с духовной культурой старообрядцев, с древними поверьями и религиозными воззрениями и преданностью старине. Шотландский костюм более легок в связи с мягким климатом по сравнению с семейским костюмом.
Теоретическая и практическая значимость нашей работы заключается в огромном воспитательном потенциале. Обычаи и традиции того или иного народа являются своеобразным выражением его истории, его психологии и самобытности. Знакомство с ними позволяет нам лучше понять душу этого народа, его искусство и литературу.
Каждый народ любит свои обычаи и очень высоко их ценит. Ведь если сам народ не будет передавать свои обычаи из поколения в поколение, не будет воспитывать у своей молодёжи должного к ним почитания и уважения, то через несколько десятков лет просто потеряет свою культуру, а значит и уважение других народов. Обычаи и традиции влияют на историю и международные отношения.
Список использованной литературы
1969,295 с.
на окраинах). Русская старина. СПБ., 1901.Т.106
вып. 20. Улан – Удэ,1973.
издание, переработанное - М.: Высшая школа, 1979,384 с.
подарки. Обычаи и традиции. Сын Отечества, 1972, №52, с. 16
русского населения Восточной Сибири. Ч. 2, Забайкалье. Новосибирск: Наука, 1975.
№5, с. 94-100 Томакин Г. Д. Scotland (Part II). Иностранные языке в школе.,
Просвещение, М., 1990, №6, с. 87-95
Britain, Просвещение, М., 1984,239 с.
( конец XIX – нач. XX вв.). Новосибирск, 1990
Искусство, М., 1978,175 с.
Приложение
Словарь «Элементы семейского костюма»
БУРС (барс) – вид шелка
ВАРЬГИ – варежки
ВЫБРАННЫЙ пояс – шелковый пояс с узором
ГОЛОШЕЙКА – мужская рубаха без воротника
ДАБА, ДАЛЕМБА – китайские ткани
ЗАПОН – передник с грудкой
ЗЕМЛИЦА – фон пояса
ИЧИГИ – род обуви
КАЛОШИ – штанины
КОЛПАК – головной убор
ЛАСТОВИЦА – ромбовидная вставка между штанинами
ОБРЯДА – наряд
ОГУЗЬЕ КРУГЛОЕ – четырехугольная вставка между штанинами
ОПАШКА («носить на опашку») – носить одежду внакидку
ОПОЯСКА - пояс из куска бумажной материи
ОЧЕЛЬЕ – часть кокошника, прилегающая к голове
ПАРОЧКА – 3 нити основы тканого пояса
ПЕРЕБОР – узор
ПЕРЕХВАТ (одежда в перехват) – одежда, сшитая в талию
ПИНОЧКА – булавка для скалывания концов пояса
РАСШИВКА – соединительный шов, сделанный разноцветным гарусом
СТРОЧЕННЫЕ КОНЦЫ – вышитые красной нитью техникой набора
СУКМАННЫЙ – шерстяной
СУКОННЫЙ пояс – шерстяной пояс
ТАТАРКА – круглая мужская шапка
ЧЕСУЧА – вид шелка
ЧЕХЛИК – верхняя часть женской рубахи
ШАЛЬ – кашемировый платок
ШЕЛКОВЬЕ – шелковая ткань
Новый снимок Юпитера
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Спасибо тебе, дедушка!
Ах эта снежная зима
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?