презентация клуба Экос, описывающая программы занятий на биостанции Экосистема
Вложение | Размер |
---|---|
klub_eko.pptx | 804.69 КБ |
Слайд 1
Клуб « Экос » Проект подготовила Киселева Татьяна, ученица 11 «А» классаСлайд 2
Основным направлением образовательной работы является обучение детей реальной, "живой" биологии, географии и экологии. Особое место в работе "Эко" занимает Полевой учебный Центр ( или биостанция) "Экосистема" - место, куда приезжают учится понимать и чувствовать Природу. Задачи клуба :
Слайд 3
Главная ценность места расположения Центра - это дикая природа (настолько, насколько она может быть "дикой" в окрестностях огромного мегаполиса). Несмотря на близкое соседство с городом (Центр находится всего в 15 км от Москвы, т.е. в 25 мин. от ближайшей станции метро), он окружен старыми 150-летними хвойными лесами, не тронутыми рубками, пожарами и свалками. Благодаря охранной зоне, проезд через которую осуществляется по специальным пропускам, здесь нет дачных поселков, водятся зайцы, лисы, встречаются кабаны и лоси, не говоря уже о птицах и насекомых.
Слайд 4
Образовательные тематики «Эко» включают следующие разделы естественных наук: Топография и Картография Геология и Почвоведение Ботаника и Геоботаника Зоология Водная Экология Биоиндикация и Экологический Мониторинг Образовательные (учебные) программы
Слайд 5
Топография и Картография Предмет ТОПОГРАФИЯ и КАРТОГРАФИЯ включает: обучение работе с картой, компасом, простейшими геодезическими приборами; обучение составлению планов, карт, профилей с использованием различных методик; основы ориентирования на местности.
Слайд 6
Геология и Почвоведение Предмет ГЕОЛОГИЯ и ПОЧВОВЕДЕНИЕ включает: описание геологических обнажений и определение минералов и горных пород; описание и изучение почвенных разрезов, составление почвенных карт.
Слайд 7
Ботаника и Геоботаника Предмет БОТАНИКА и ГЕОБОТАНИКА включает: морфология и определение растений, составление флор; геоботанические описания растительных сообществ (лесных, луговых, болотных); составление геоботанических карт.
Слайд 8
Зоология Предмет ЗООЛОГИЯ включает: ознакомление с фауной беспозвоночных и позвоночных животных средней полосы России; изучение численности: насекомых, амфибий, птиц, мелких и крупных млекопитающих (в разные сезоны года); изучение экологии и поведения диких животных.
Слайд 9
Водная экология Предмет ВОДНАЯ ЭКОЛОГИЯ включает: изучение основных гидрологических показателей водоемов (реки, ручья, озера, болота); изучение флоры и фауны водоемов в разные сезоны года (высшая водная растительность, планктон, бентос, перифитон);
Слайд 10
Биоиндикация и Экологический мониторинг Предмет БИОИНДИКАЦИЯ и ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ включает: биоиндикация наземных экосистем:лихеноиндикация, оценка жизненного состояния лесов, оценка экологического состояния луговой растительности; биоиндикация водных экосистем: по зоопланктону, макрозообентосу, перифитону; физико-химические методы оценки качества воды; радиомониторинг
Слайд 11
Исследовательские работы В рамках клуба «Эко» проводятся исследовательские работы в различных разделах естественных наук. В частности была проведена исследовательская работа « Сравнение разнообразия фауны беспозвоночных в реке Клязьма и ручье Овражьем (Подмосковье)».
Слайд 12
Отработать методы исследования и определения видов. Определить биоразнобразие беспозвоночных в реке Клязьма . Определить биоразнобразие беспозвоночных в ручье Овражьем . Сравнить биоразнобразие беспозвоночных в реке Клязьма и ручье Овражьем Материалы и оборудования : сачки, кювета, банка, пластмассовые ложки, чашка Петри, бинокуляр . Работа выполнялась в апреле 2010 года. Цели работы:
Слайд 13
Ход работы: Вылов представителей фауны беспозвоночных производился в разные дни, в разное время суток, в разных местах реки Клязьма и ручья Овражьего . Набиралась вода в банку и кювету, посредством сачка вылавливались различные представители фауны, которые в дальнейшем определялись в лаборатории. Также была составлена сравнительная таблица разнообразия обитателей двух сред.
Слайд 15
В лаборатории были определены и описаны представители фауны беспозвоночных. Прудовик Прудовик принадлежит к моллюскам, к классу брюхоногих, к отряду легочных моллюсков ,к семейству прудовиков. Прудовики очень часто встречаются в пресноводных водоемах. В особенности распространен всюду обыкновенный прудовик. Для собирания прудовиков нет даже надобности пользоваться сачком, так как они держатся близ поверхности, а иногда и на самой поверхности воды, и легко могут быть сняты с подводных предметов рукой.
Слайд 16
Лужанки принадлежат к классу брюхоногих моллюсков, к отряду переднежаберных, к семейству лужанок . Лужанка — крупная улитка со спирально завитой раковиной, которая имеет вид тупого конуса желтовато-бурой окраски (высота раковины 40 мм, ширина 30 мм). По оборотам раковины проходят три темно-коричневые полосы. Отверстие раковины может плотно запираться роговой крышечкой. Лужанка
Слайд 17
Катушки принадлежат к классу брюхоногих, к отряду легочных, к семейству катушек. Катушку можно отличить с первого взгляда вследствие ее чрезвычайно характерной раковины, завитой в одной плоскости в виде спирального шнура. Катушка
Слайд 18
Наружный осмотр шаровки, которая, будучи извлечена из воды, плотно замыкает свою раковину, дает сравнительно немного. Чтобы ознакомиться с шаровкой поближе, ее следует опустить в сосуд с чистой водой и оставить на некоторое время в покое. Тогда створки раковины медленно раздвинутся, и из них выставится длинная заостренная нога, которая служит органом передвижения; при помощи ее моллюск может медленно ползать по дну водоема. Шаровка
Слайд 19
Дафнии , или водяные блохи ( Daphnia ), это мелкие ветвистоусые ракообразные. Их тело заключено в хитиновую полупрозрачную двустворчатую раковинку, а голова вытянута в направленный вниз клюв, или рострум . Живут почти все дафнии в пресноводных водоемах со стоячей водой; лишь немногие виды встречаются в море. Особенно много их теснится среди прибрежной растительности прудов и озер. Скачкообразные движения этих мелких животных получаются из-за ударов больших антенн по воде. Основной пищей дафний служат бактерии, одноклеточные водоросли и мелкие органические остатки — детрит. Дафния
Слайд 20
Хирономус Род насекомых из отряда двукрылых ( Diptera ), принадлежащий к одному из семейств комаров, называемому дергунами. . Личинки, живущие в воде, строят себе трубкообразный домик из частичек ила и мелких кусочков растений; они держатся особенно часто на нижней стороне камней и высовывают переднюю часть тела из трубочек. От времени до времени они покидают свой домик и строят новый. Пища их состоит из водяных растений (нитчатых водорослей и других) и ила.
Слайд 21
Ложноконская пиявка — представитель класса пиявок, относится к отряду челюстных пиявок . Она часто попадается в пресноводных водоемах, до луж и канав включительно. Это одна из самых крупных пиявок, достигающая в длину до 15 см. Окраска темная — оливково-зеленая, Иногда почти черная. Брюхо гораздо светлее спины — зеленоватое темными крапинками. Тело у пиявки членистое, с двумя присосками, одна на переднем и другая на заднем конце. На голове пять пар глаз. Во рту имеются три челюстные пластинки, усаженные притупленными зубчиками. Ложноконская пиявка
Слайд 22
Взрослые насекомые напоминают по внешнему виду ночных бабочек. Окрашены они чаще всего в разные оттенки бурого или серого цвета и имеют в общем довольно невзрачный вид. Летают мало, часто сидят на прибрежных растениях. Держатся обычно близ водоемов, но иногда отлетают довольно далеко от них. Находясь в покое, складывают крылья вдоль спины под острым углом, наподобие домовой кровли. Обладают способностью довольно ловко бегать по поверхности воды. Питаются подобно бабочкам, цветочным соком. Многие во взрослом состоянии не принимают никакой пищи. Личинки ручейников ведут водный образ жизни. Большинство личинок живет в особых футлярах — чехликах, которые они строят из самых разнообразных материалов. Ручейник
Слайд 23
Взрослые насекомые ведут наземный образ жизни и встречаются, главным образом, весною, откуда и их название. Удлиненное мягкое тело несет четыре прозрачных крыла, которые в спокойном состоянии насекомое плоско складывает на спинной стороне. На заднем конце тела имеется большею частью пара длинных хвостовых нитей. Насекомые держатся преимущественно около воды, где сидят на окружающих предметах, редко взлетая. Личинки веснянок ведут водный образ жизни. Личинок находят, главным образом, в текущих водах, ручьях, речках и т. п., где они держатся на камнях или под камнями. Лишь немногие виды живут в слабопроточных и в стоячих водах . Веснянка
Слайд 24
Представители беспозвоночных, обитающие в реке Клязьма Представители беспозвоночных, обитающие в ручье Овражьем Прудовик Куколка хирономуса Пиявка ложноконская Ручейник Водяной ослик Личинка хирономуса Водяной клещ Циклоп Водяной скорпион Семейство жуков плавунцов Лужанка Шаровка Личинка мошки Ручейник Куколка хирономуса Личинка подёнки Стрелка Водяной ослик Личинка веснянки Водяной скорпион Семейство жуков плавунцов Катушка Брюхоногий моллюск Прудовик Личинка малярийного комара Циклоп Дафния Количество общих представителей фауны беспозвоночных-7 Общее количество представителей фауны беспозвоночных-20 Обитают только в реке Клязьма-5 Обитают только в ручье Овражьем-8 В ходе работы были получены следующие результаты:
Слайд 25
Заключение Сутью и основой всей деятельности клуба «Эко» является обучение юных экологов конкретным методам учебной, исследовательской и природоохранной работы в природе. Работа «Экосистемы» и та форма экологического образования, которой она занимается — это идеология истинного натуралистического движения. Смысл этой идеологии заключается в том, что истинно природоохранное, экологическое мировоззрение человека не может быть сформировано без четкого и понятного представления о том, что же мы все-таки называем природой , что это такое, как «она» устроена и существует, что «она» чувствует и в чем нуждается. В развитие этой мысли следует добавить, что можно до бесконечности говорить о необходимости сохранения природы, «природных богатств» и ресурсов, бережном к ним отношении и т.д., но это так никогда и не дойдет до глубин разума человека, если он не поймет, что природа- это не просто наше «окружение", как стены дома, в котором мы живем, а нечто большее — живое, «разумное», дышащее существо, вернее — миллиарды живых существ, тесно взаимосвязанных и зависимых друг от друга. Также как практически невозможно беречь и заботиться о том, кого ты не любишь и не знаешь, также очень сложно беречь и охранять природу, которую ты не понимаешь.
Военная хитрость
Рисуем кактусы акварелью
Кто чем богат, тот тем и делится!
Цветок или сорняк?
Соленая снежинка