Возникновение арабских цифр всегда было одной из интереснейших страниц в истории математки. Данная презентация в увлекательной и познавательной форме поможет ребятам понять, как люди научились считать, записывать цифры, а также смогут заглянуть в магию чисел. А затем с помощью викторины ощутить себя настоящими математиками.
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_po_matematike.pptx | 1017.07 КБ |
Слайд 1
Презентация по Математике. Выполнил ученик 4 класса санаторной школы – интернат г.Вязники Рыбаков Алексей.Слайд 2
« Секрет возникновения Арабских цифр».
Слайд 3
« КАК ЛЮДИ НАУЧИЛИСЬ СЧИТАТЬ». Учиться считать люди начали в незапамятные времена, а учителем у них была сама жизнь. Древние люди добывали себе пищу главным образом охотой. На крупного зверя – бизона или лося – приходилось охотиться всем племенем: в одиночку ведь с ним не справишься. Командовал облавой обычно самый старый и опытный охотник. Чтобы добыча не ушла, ее надо было окружить, ну вот хотя бы так: пять человек справа, семь сзади, четыре слева. Тут уж без счета никак не обойдешься! И вождь первобытного племени справлялся с этой задачей. Даже в те времена, когда человек не знал таких слов, как “пять” или “семь”, он мог показать числа на пальцах рук.
Слайд 4
Кстати сказать, пальцы сыграли немалую роль в истории счета. Особенно когда люди начали обмениваться друг с другом предметами своего труда. Так, например, желая обменять, сделанное им копье с каменным наконечником на пять шкурок для одежды, человек клал на землю свою руку и показывал, что против каждого пальца его руки нужно положить шкурку. Одна пятерня означала 5, две – 10. Когда рук не хватало, в ход шли и ноги. Две руки и одна нога – 15, две руки и две ноги – 20. Так люди начинали учиться считать, пользуясь тем, что дала им сама природа, – собственной пятерней. Часто говорят: “Знаю, как свои пять пальцев”. Не с этого ли далекого времени пошло это выражение, когда знать, что пальцев пять, значило то же, что уметь считать?
Слайд 5
Пальцы были первыми изображениями чисел. Очень сложно было складывать и вычитать. Загибаешь пальцы – складываешь, разгибаешь – вычитаешь. Когда люди еще не знали, что такое цифры, в ход при счете шли и камешки, и палочки. В старину, если крестьянин-бедняк брал в долг у богатого соседа несколько мешков зерна, он выдавал вместо расписки палочку с зарубками – бирку. На палочке делали столько зарубок, сколько было взято мешков. Эту палочку раскалывали: одну половинку должник отдавал богатому соседу, а другую оставлял себе, чтобы тот потом не требовал вместо трех мешков пять. Если давали деньги друг другу в долг, тоже отмечали это на палочке. Словом, в старину бирка служила чем-то вроде записной книжки.
Слайд 6
« КАК ЛЮДИ НАУЧИЛИСЬ ЗАПИСЫВАТЬ ЦИФРЫ». Проходили многие-многие годы. Менялась жизнь человека. Люди приручили животных, на земле появились первые скотоводы, а затем и земледельцы. Постепенно росли знания людей, и чем дальше, тем больше увеличивалась потребность в умении считать и мерить. Скотоводам приходилось пересчитывать свои стада, а при этом счет мог идти уже сотнями и тысячами. Земледельцу надо было знать, сколько земли засеять, чтобы прокормить себя до следующего урожая. А время посева? Ведь, если посеять не во время, урожая не получишь!
Слайд 7
Счет времени по лунным месяцам уже не годился. Нужен был точный календарь. К тому же людям все чаще приходилось сталкиваться с большими числами, запомнить которые трудно или даже невозможно. Нужно было придумать, как их записывать. В разных странах и в разные времена это делалось по-разному. Очень разные и порою даже забавные эти “цифры” у разных народов. В Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим количеством палочек. Вместо цифры “3” – три палочки. А вот для десятков уже другой знак – вроде подковы.
Слайд 8
У древних греков, например, вместо цифр, были буквы. Буквами обозначались цифры и в древних русских книгах: “А” - это один, “Б” - два, “В” – три и т.д.
Слайд 9
У древних римлян были другие цифры. Мы и сейчас пользуемся иногда римскими цифрами. Их можно увидеть и на циферблате часов, и в книге, где обозначается номер главы. Если внимательно рассмотреть, римские цифры похожи на пальцы. Один – это один палец; два – два пальца; пять – это пятерня с отставленным большим пальцем; шесть – это пятерня да еще один палец.
Слайд 10
Индейцы майя ухитрялись писать любое число, используя только точку, линию и кружочек Так выглядели древние китайские цифры
Слайд 11
Все-таки, откуда же взялись те десять цифр, которыми мы пользуемся сегодня? Наши современные цифры пришли к нам из Индии через арабские страны, поэтому их и называют арабскими. Происхождение каждой из девяти арабских цифр хорошо видно, если их записать в “угловатой” форме.
Слайд 12
Эти цифры произошли от счета по пальцам. Цифру “1” писали так же, как и сейчас, палочкой, цифру “2” – двумя палочками, только не стоячими, а лежачими. Когда эти две палочки быстро писали одну под другой, их соединяли косой черточкой, как мы соединяем буквы в слова. Вот и получился значок, напоминающий нашу теперешнюю двойку. Тройка получалась при скорописи из трех палочек, лежащих одна под другой. В пятерке можно узнать кулак с отставленным пальцем, даже само слово “пять” происходит от слова “пясть” – кисть руки. От арабов к нам пришло и слово “цифра” от слова “ сифр ”. Цифрами называют все десять значков для записи чисел, которыми мы пользуемся: 0, 1, 2, 3, 4, 5, ……. Современное слово “нуль” появилось гораздо позже, чем “цифра”. Оно происходит от латинского слово “ нулла ” – “никакая”. Изобретение нуля считается одним из важнейших математических открытий. При новом способе записи чисел значение каждой написанной цифры стало прямо зависеть от нее. позиции, места в числе. При помощи десяти цифр можно записать любое, даже самое большое число, и сразу ясно, какая цифра что обозначает.
Слайд 13
« МАГИЯ ЧИСЕЛ». Какую цифру вы любите больше всего? Семерку? Пятерку? А может, единицу? Вас удивляет такой вопрос: как можно любить, или не любить какие - то цифры, числа? Однако не все так думают. У некоторых есть числа “плохие” и “хорошие”, например, число 7 – хорошее, а 13 – плохое и т.д. Впервые мистическое отношение к числам возникло несколько тысяч лет назад, а в середине века широко распространилось по всей Европе. Была даже целая наука – нумерология, в которой каждое имя имело свое число, получаемое при переводе букв имени в цифры. Детей заинтересовало значение числа 7. Ведь очень многое в жизни связано с этой цифрой. Дети-дошкольники, когда им исполняется 7 лет, идут в школу; 7 цветов радуги; 7 дней в неделе; 7 звезд в созвездии Большой медведицы; 7 нот нотной грамоты. Цифру 7 всегда связывали с понятием везения (удачи). Иногда эту цифру называют знаком ангела. Семь считали магическим, священным числом. Это объяснялось еще и тем, что человек воспринимает окружающий мир (свет, запахи, вкус, звуки) через семь “отверстий” в голове (два глаза, два уха, две ноздри, рот). Нередко, приписывая числу 7 таинственную силу, знахари вручали больному семь разных лекарств, настоянных на семи разных травах, и советовали пить семь дней.
Слайд 14
Это волшебное число 7 широко использовалось в сказках “Белоснежка и семь гномов”, “Волк и семеро козлят”, “ Цветик-семицветик ”; в мифах древнего мира. Отголоски почитания этого числа дошли и до наших дней, когда в речи употребляются пословицы и поговорки типа: - Семь раз отмерь, один раз отрежь. - Семеро одного не ждут. - Лук – от семи недуг. - Семь бед – один ответ. - Семь пядей во лбу. - Семь пятниц на неделе. Много еще можно узнать о значении числа 7, однако каждое число имеет свое магическое значение. А сколько звезд на небе? Сколько животных в зоопарке? А сколько ходит детей в детский сад? Дети скоро пойдут в школу и научатся считать и записывать большое количество предметов с помощью этих простых, но нужных десяти цифр.
Слайд 15
ВИКТОРИНА: «Умеете ли вы считать?» 1.Сотня лун бы появилась - И тогда бы осветилась Ночь как день! Но, жаль, луна Светит нам всегда … 1 2.Людям всем дано от Бога По одной лишь голове! Ну, а руки что, а ноги? Их у каждого по … 2 3.Вот так чудо! Ну-ка, ну-ка, Ты получше посмотри - Это вроде бы и буква, Но еще и цифра … 3
Слайд 16
4.Я у бабушки была, - У нее во всей квартире Три огромные стола,- Ног у каждого — … 4 5.На руке малышка Лена Любит пальчики считать! У нее, на удивленье, Каждый раз выходит … 5 6.А моей подруге Тоне Довелось на пони сесть, И у Тони вместе с пони Стало ножек сразу … 6
Слайд 17
7.Есть пословица у нас И она известна всем - Отрезаешь только раз, А отмерить надо … 7 8.- Сколько ты имеешь ножек? - Осьминога тихо спросим. Тот ответить нам не сможет, Но и так мы знаем — … 8 9.Вот так циферка, взгляни, У нее и фокус есть - Ты её переверни, И получишь цифру шесть! 9 10.Сколько вместе будут весить Две гантели с цифрой пять? Да, не надо и гадать - Не кило, а целых … 10
Слайд 18
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Кто должен измениться?
Плавает ли канцелярская скрепка?
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Осенняя паутина