Якутию без реки Лены, которую мы называем главной дорогой Саха (Якутии), представить невозможно, а Лену без Якутского речного порта – тем более.
История начинается с 17 века, в те времена казачьи и промышленные отряды русских людей проникли через реки Ангара, Илим, Мука, Купа и Кута в верховья Лены. А казачий сотник Петр Бекетов, спустившись на ладьях вниз по реке, в середине течении заложил Якутский острог. В верховьях Лены при впадении Куты в Лену был заложен городок Усть-Кут, ставший точкой продвижения по Лене. В 19 веке с Усть-Кута до Якутска занимал 20-25 суток. Тогда предприимчивые купцы строили карбаса – это были примитивные деревянные суда, рассчитанные на один рейс, и караваном сплавляли несколько десятков тонн груза. В Якутске скапливались целые флотилии из этих карбасов.
Вложение | Размер |
---|---|
doklad-istoriya_nashego_rechnogo_porta.doc | 29.5 КБ |
История нашего речного порта
Якутию без реки Лены, которую мы называем главной дорогой Саха (Якутии), представить невозможно, а Лену без Якутского речного порта – тем более.
История начинается с 17 века, в те времена казачьи и промышленные отряды русских людей проникли через реки Ангара, Илим, Мука, Купа и Кута в верховья Лены. А казачий сотник Петр Бекетов, спустившись на ладьях вниз по реке, в середине течении заложил Якутский острог. В верховьях Лены при впадении Куты в Лену был заложен городок Усть-Кут, ставший точкой продвижения по Лене. В 19 веке с Усть-Кута до Якутска занимал 20-25 суток. Тогда предприимчивые купцы строили карбаса – это были примитивные деревянные суда, рассчитанные на один рейс, и караваном сплавляли несколько десятков тонн груза. В Якутске скапливались целые флотилии из этих карбасов.
Суда с товарами приставали прямо к заросшему кустами берегу, что изначально называлось пристанью. Торговлю купцы чаще всего вели прямо с карбасов. В 1735 году штурманы Челюскин и Ртищев на судах «Якутск» и «Челюскин» сделали первый арктический сплав. После этого сплав по ней стал более интенсивным, а со временем превратился в сплавную ярмарку, обеспечиающими товарами Мачу, Мухтую, Кыллах и другие населенные пункты побережья Лены, но главным пунктом оставался сам Якутск. Практически весь берег городской протоки занимали причалившие к нему карбаса, шитики и паузки, груженые товарами. Годовой оборот такой ярмарки обычно держался на уровне 120 тысяч золотых царских рублей (сейчас это примерно – 180-200 млн.руб.) , но в 1837 году по Лене было перевезено товаров уже на семь раз больше, что свидетельствовало о значительном росте товарооборотов населения и потребности населения Якутской области .
Однако карбаса и несамоходные баржи, идущие самосплавом вниз по течению не в состоянии были удовлетворить растущие потребности населения. В Якутской области вызревала все большая нужда в пароходном сообщении. В других районах вовсю использовались английские и бельгийские пароходы, а у нас они долгое время лишь мечтали. И все же ленские промышленники купили в Бельгии пароход, в разобранном виде волоком доставили в Усть-Кут через притоки Ангары, Илим. И летом 1862 году собрали первый пароход «Тихон Задонский». Его прибытие произвело фурор среди местной публики. Весь город сбежался посмотреть на чудо цивилизации. И за ним тем же путем потянулись другие пароходы, в основном английской сборки, которыми охотно пользовались купцы и золотопромышленники. Однако их работа не удовлетворяло население и государственные ведомства. Эти пароходы служили только в интересах своих хозяев и никакого расписания, ни рейсов ни существовало.
Эту проблему решил купец первой гильдии Николай Егорович Глотов (его памятник стоит на привокзальной площади Речного порта). С 1888 года он добивался почтово- пассажирское пароходство, которое должно было субсидироваться из государственной казны. И лишь 1894 году было одобрено Государственным советом. И вот ранней весной 10мая 1895 года вслед за льдом пароход «Пермяк», принадлежавший Глотову, отошел от пристани в Усть-Куте в свой первый срочный рейс. В Якутск он прибыл 18 мая, затратив на дорогу всего 8 суток, а на следующий день отправился в обратный путь, увозя почту и пассажиров. Это событие современники отнесли к разряду исторических и по мнению многих «он прорубил для Якутии окно в большой цивилизованный мир России».
Вместе с открытием срочного почтово-пассажирского сообщения началось и развитие береговых сооружений для обслуживания пароходов и «посетительскими» - прообразом нынешних речных вокзалов. К сожалению документов о начале строительства не сохранилось. Зато до нас дошла докладная записка архитектора Красноярского строительного отделения Глебовича. Это запись в
1900 году и стало свидетельством о Якутской пристани, впоследствии которой преобразовано как наш Якутский речной порт.
Сейчас речной порт выполняет роль трудяги и поставщика продуктов и товаров для населения республики. При этом связывает огромную северную территорию с другим цивилизованным миром, которую мы одаряем лесом, пушниной, алмазами, золотом, каменным углем, а с недавних пор еще и промышленным газом. Все эти годы играл и продолжает играть важную роль в социально-экономическом развитии Республики Саха (Якутия) и Дальнего Востока и России в целом. Сейчас порт оснащен самой современной техникой, пассажирскими скоростным, буксирным и вспомогательным флотом, современной материально-технической базой. И в октябре прошлого года Якутскому речному порту исполнилось 110лет!
Рисуем кактусы акварелью
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Глупый мальчишка
Тигрёнок на подсолнухе
Рисуем пшеничное поле гуашью