Аннотация
Исследовательская работа посвящена актуализации проблемы женщин в политике. Автор задался вопросом «Почему женщины в России, составляя более 50% населения, не могут занимать столь же значимое положение в законодательной и исполнительной власти? Какова причина данного положения вещей?»
Актуальность работы должна ответить на вопрос: «Нужна ли населению женская политическая активность, или мужчины и без них прекрасно справляются с политикой?»
Цель: изучить гендерный подход в политике России за последние 100 лет.
Объектом исследования является гендерный фактор в политике.
Предмет: участие женщины в политическом процессе (количественный анализ).
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Методы исследования:
Гипотеза: гендерный принцип не допускает женщину в политику.
Практическая значимость: применение на уроках обществознания, истории и элективных курсах по политологии.
Новизна исследования заключается в том, что данная работа представляет собой комплексный анализ роста значимости женщин - политиков за последние 100 лет.
В ходе исследования автор работы изучила роль женщин в разные исторические периоды. Проанализировала вклад женщин в производство и процент их участия в политике. Прослеживая вклад женщин-политиков в разные исторические периоды, сделала вывод, что этот вклад очень велик. Каждая из них старалась вести осторожную, грамотную и дальновидную политику, способствовавшую истинному процветанию России. Но, несмотря на это в современном обществе есть дискриминация женщин, там, где пахнет деньгами, властью, престижными должностями, нет ни одной женщины.
В ходе исследования было проведено анкетирование. Оно проводилось с целью узнать, как молодежь относится к женщинам - политикам. Результаты подтвердили, что Россия является традиционным государством, в котором основная власть принадлежит мужскому населению.
Гендерное неравенство в сфере политики является одним из самых существенных препятствий на пути демократических преобразований России.
Таким образом, автор работы пришла к выводу, что гипотеза: гендерный принцип не допускает женщину в политику, подтверждается.
Вложение | Размер |
---|---|
titulnyy.docx | 14.24 КБ |
osnovnaya_chast.doc | 75 КБ |
prilozhenie.docx | 409.27 КБ |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Тюменская область)
город Радужный
Научно-исследовательская работа
на городскую научно-практическую конференцию молодых исследователей
научно-социальной программы
«Шаг в будущее»
«Гендерный фактор в политике: женщины в политическом процессе».
Автор: | Скосырская Анастасия Игоревна 10-Б класс Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 » |
Руководитель: | Калимуллина Назира Завильевна учитель истории Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение |
2012 год
Оглавление.
Введение………………………………………………………………………………………..2
Глава 1. Женщины у истоков правления государством…………………………..............3
Глава 2. Женщины в начале XX века.………………………………………………………4
Глава 3. Женщины в политике в советский период………………………………………..4
Глава 4. Женщины - политики современной России………………………………………6
Анкетирование………………………………………………………………………………...8
Заключение………………………………………………………………………………...…..9
Библиография………………………………………………………………………………....10
Приложение
Введение.
«Если женщина имеет право взойти
на эшафот, она должна иметь право
подняться на трибуну»
Олимпия де Гуж
О женщинах любят говорить все, а вот об их правах и особенностях существования на фоне мужского населения - немногие. Так, словосочетание «женщина и политика» вызывает у многих бурную отрицательную реакцию. Ведь во многих головах крепко укоренилась мысль, что место женщины на кухне.[1]
Однако стоит заметить, что роль женщин в современном обществе постоянно возрастает.
Гендерный дисбаланс власти негативно сказывается на повседневной жизни российских женщин – на их зарплатах, пенсиях, пособиях для детей. И такое положение дел по-прежнему сохраняется. Какое же положение занимают женщины на политической арене в настоящее время?
Актуальность работы должна ответить на вопрос: «Нужна ли населению женская политическая активность, или мужчины и без них прекрасно справляются с политикой?»
Цель: изучить гендерный подход в политике России за последние 100 лет.
Объектом исследования является гендерный фактор в политике.
Предмет: участие женщины в политическом процессе (количественный анализ).
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Проследить роль женщины в политике;
Проанализировать состав женщин на политической арене в начале века;
Изучить эволюцию представлений о роли и месте женщин в обществе в конкретно-исторических условиях;
Разобрать политическую представленность и продвижение женщин в законодательных и исполнительных органах власти различных уровней советского периода;
Сделать вывод.
Методы исследования:
Изучение изменения социально-политического статуса женщин в разные исторические периоды;
Изучение статистического материала;
Сравнительный анализ;
Анкетирование;
Формулировка выводов.
Гипотеза: гендерный принцип не допускает женщину в политику.
Практическая значимость: применение на уроках обществознания, истории и элективных курсах по политологии.
Новизна исследования заключается в том, что данная работа представляет собой комплексный анализ роста значимости женщин - политиков за последние 100 лет.
Историография проблемы: Историю изучения темы женщин в повседневности можно разделить на несколько периодов: 1. дореволюционная историография (1800 – 1917 гг.) 2. вопросы «женской истории» в трудах советских исследователей (1917 г. – начало 90-х XX в.); 3. новейшие разработки в области «женской истории» в России (90-е гг. – 2000 г.). На рубеже XVIII и XIX вв. за «женскую тему» взялся историк Н. М. Карамзин. Историческая повесть Н. М. Карамзина о новгородской боярыне XV в. Марфе Борецкой, возглавлявшей боярскую группировку, которая была политически оппозиционна самодержавной власти Москвы. Начало XIX в. в России было отмечено подъемом национального самосознания, патриотическим порывом в годы Отечественной войны 1812 г. В прямой связи с ними и с возникшим в 1820 – 1850-е гг. славянофильством был пробудившийся интерес к истории средневековой России, ее быта, повседневности, обычаев традиций. Одним из первых отметил перемены в бытовой жизни русской женщины, историк XIX века, Н. М. Костомаров. В своей работе он выделил отличительной черты быта русского населения XVI и XVII вв., в результате чего оказалась подробно освещена материально-вещественная сторона повседневной жизни русской женщины.
Глава 1.
Женщины у истоков правления государством.
Страницы письменных источников 11-12 вв. пестрят именами участников, которые вели активную политическую деятельность. В истории внешней и внутренней политики русского государства, его экономики и культуры оставили память о себе не только выдающиеся князья и бояре, но и мудрые княгини и боярыни, дальновидные, образованные правительницы. Эти выдающиеся личности оставили след в медицине, математике, астрономии, в культурной жизни русских княжеств, а позднее империи Российской.
Имя великой княгини Ольги упоминается всякий раз, когда речь заходит о выдающихся личностях прошлого нашего Отечества (приложение 1). Оно вошло в народные сказания киевских времен как имя «вещей», «мудрой» правительницы. В самом начале самостоятельного властвования княгини удалось провести первую в истории России крупную финансовую реформу. Правильно оценив, Ольга едва ли не первой из «руссов» решилась на принятие христианства. Правительница показала, за международное признание можно было бороться и без применения силы.
Екатерина II хотела быть императрицей в сильной стране(приложение 1). Потому ее внутренняя политика была отмечена крупными законодательными актами, расширением привилегий дворянства и укреплением единодержавия. За 30 лет правления Екатерины II, Россия стала поистине великой державой. Во времена правления Екатерины II укрепилась экономика и обороноспособность страны.[2]
Глава 2.
Женщины в начале XX века.
В начале XX века женщины в основном занимались домашним хозяйством. По данным энциклопедии Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона распределение рабочих по полу, возрасту и группам производств выглядит следующим образом:
в мануфактуре из 500 тысяч рабочих 200 тысяч женщин;
в обработке дерева из 40 тысяч - женщин и девочек порядка 8 тысяч человек;
в химическом производстве из 55 тысяч человек женщины и девочки составляли 30 тысяч человек.[3]
Таким образом, женщины, имея право работать, не имели возможности участвовать в политической жизни страны.
Глава 3.
Женщины в политике в советский период.
В период первой и второй мировых воин роль женщины в производстве резко возрастает, вместе и с тем меняется отношение женщин к участию в политической жизни. С приходом к власти большевиков женщины получают равные права с мужчинами. Но, несмотря на начало женского движения их роль в политике и исполнительных органах власти остается малозаметным.
В бывшем СССР женщины были почти пропорционально представлены в составе Советов с мужчинами, так как правительством был выделена квота (начиная с 1919 г) выдвижения женщин в состав законодательных органов и органов исполнительной власти. Реальная же власть, как и власть самих Советов, оставалась чисто символической. Мужчины доминировали в верхушке Советов и полностью контролировали все сферы общества.
Женщины, выдвинутые по квотам от общественных организаций, составляли всего 22, 5 %. Остальную часть членов партии составляли мужчины. Доля женщин в выборке составляет 14,8%. Большая часть коммунисток вступила в ВКП(б) в 1924 и 1926 годах. Женщины в данный период были вовлечены в партию женщин - работниц. Это было одной из основных задач партийного строительства.
Социальный состав губернских парторганизаций ЦПР показал половое разделение отраслей труда. Это было характерным явлением и для всего советского общества в данный период. Ответственная руководящая работа и самостоятельный крестьянский труд - это прерогатива мужчин. Доля женщин среди коммунистов, занятых в начале 1927 года в вышеназванных сферах деятельности, ниже средней по выборке. Женщины - коммунистки занимали ответственные посты в сфере образования или в партийных и комсомольских органах, отвечавших за работу с женщинами.
Долей женщин, занимающиеся низкой квалификации составляют 23-28%. Они были и более социально незащищенной группой в ВКП(б), чем мужчины. Доля безработных среди коммунисток в два раза выше по сравнению с мужчинами (5,7% против 2,5 %). В первом советском правительстве (октябрь 1917 - 1922 гг.) была единственная и первая женщина член правительства революционной России - А. Коллонтай из всех 67 , и то всего полгода (с ноября 1917 по март 1918года) возглавлявшая Народный комиссариат государственного призрения. В данный период времени две женщины были допущены управлять Наркоматом рыбной промышленности (П. Жемчужина, январь - ноябрь 1939 года) и Министерством культуры (Е.Фурцева, май 1960 года - октябрь 1974 года).
Представленность женщин в Верховном Совете носила символический характер, и не может рассматриваться как характеристика доступа женщин к власти. Статистический анализ позволяет сделать вывод о шаткости их политического положения. Например, из 1517 депутатов 475 составляли женщины в ВС СССР 9 - го созыва 1974 -1979 гг. А в ВС РФ состав женщин был следующим: 57 депутатов из 1063, то есть 5, 4 %. Но по крупным регионам есть некоторые отличия. От Севера Европейской части России (12%, из 49 депутатов 6 женщин) и от Дальнего Востока (10%, из 63 депутатов 6 женщин). А от Восточной Сибири (1%, из 74 депутатов 1 женщина), Западной Сибири и Поволжского региона (4%). Причины этих различий непонятны, но здесь могут играть роль культурные традиции населения регионов в плане более высокого или низкого статуса женщин. Во всяком случае, это обстоятельство является неудовлетворительным и служит одним из отправных моментов женской дискриминации в обществе, при том, что более половины Россиян на тот момент переписи населения 1926 года составляют женщины.
Глава 4.
Женщины - политики современной России.
Положение женщин в современной России определяется целым комплексом факторов. Процессы реформирования, затронувшие практически все секторы российской экономики и социальной сферы, различия в доступе мужчин и женщин, а также лиц, относящихся к многообразным социальным группам, к финансовым, кредитным институтам, в том числе на землю и недвижимость, обусловили существенную дифференциацию женщин в зависимости от дохода, уровня жизни, положения на рынке труда, потребность в конкретных формах социальной поддержки.
За последние годы произошло падение показателей, отражающих представленность по признаку гражданского пола в государственных и местных органах власти. Если в советский период женщины составляли 33% в Верховный Совет СССР (1984 год). Этот показатель снизился до 0,5% в Совете Федерации РФ (1997 год). Показатели уменьшения количества женщин в законодательных органах власти СССР в 1989 (15,7% в целом по СССР, 7% по национальному и территориальному округам от РСФСР) и Российской Федерации в 1990 (5,7%) годах по сравнению с выборами в советское время (33%), некоторое последующее увеличение в 1993 (Государственная Дума - 13,5%, Совет Федерации - 5%), затем уменьшение числа женщин-депутатов в 1995 году (ГД в 1995 году - 10,5%, и Совет Федерации - 0,5%), очередное уменьшение женщин-депутатов в 1999 гг. (ГД - 7%, и СФ в 2000 г. - 0%).[4] Данная динамика свидетельствует о том, что действуют и иные факторы, влияющие на выдвижение женщин в законодательные исполнительные органы власти.
В советский период до 1980-1987 годов женщины составляли 36% Союзных республиканских Верховных Советов, 40% - в автономных республиках и 50% в региональных (краевых, областных, окружных) и местных (районных, городских, поселковых и сельских) Советах. (приложение 2).
А вот показатели женщин-депутатов в составе Государственной Думы РФ шестого созыва: из 450 депутатов женщины составляют только 59, то есть 13 %(приложение 3).
А что же касается списка депутатов от "единороссов", которые будут работать в окружной думе ХМАО нового созыва 2012 года, то в списке депутатов от "Единой России" будет 3 женщины Тамара Белоконь, Татьяна Гоголева, Наталья Западнова из 9.
Помимо "Единой России", которая получила в окружной Думе ХМАО пятого созыва девять мандатов, еще три партии будут иметь своих представителей. Депутаты от ЛДПР получили пять кресел, по два досталось "Справедливой России" и "КПРФ".
Все 14 мест по одномандатным округам будут занимать также представители "Единой России". Среди них 1 женщина - Любовь Малышкина.
Список депутатов представительных органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры г. Радужный по состоянию на 1 февраля 2012 года 6 женщин: Бондарь Валентина Васильевна, Васькова Галина Геннадьевна, Михеева Раиса Владимировна, Оболенская Галина Васильевна, Разуваева Светлана Фёдоровна, Хмелёва Ольга Александровна из 19 депутатов.
В настоящее время в Государственную Думу внесен проект Федерального закона «О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации».
Таким образом, обеспечение равных прав и равных возможностей всех слоев и групп населения на участие в политической жизни страны – необходимая предпосылка и условие построения правового государства. Но на деле наблюдается обратный процесс. За период октября 1917 года по декабрь 1991 года, сменилось одиннадцать глав Правительства Советского государства - все они возглавлялись мужчинами. В составе Президиума Совета министров СССР (16 человек) бывшего Советского правительства включало только одну женщину - А. Бирюкову. Она была в ранге заместителя председателя Совета министров СССР (1988-1990) и являлась председателем Бюро Совета министров по социальному развитию. Из 38 министерств СССР последнего правительства министерство легкой промышленности при Госплане СССР возглавляла Л. Давлетова. Из 15 председателей Совета министров союзных республик лишь литовский Совет министров возглавляла женщина (К. Прунскене).
Таким образом, эти данные позволяют сделать вывод о том, что в органах ЦК КПСС женщин было в среднем 3%, то среди министров советского времени женщины составляли 0,5% (5 женщин- министров из 1000 назначенных).
В последнем Правительстве СССР были назначены еще 3 женщины из 600 министров: отделом по делам женщин, охраны семьи, материнства и детства заведовала П. Маева, в Государственном комитете СССР по труду и социальным вопросам была Л. Безлепкина, И. Позенова была начальником Государственного комитета СССР по ценам.
Таким образом, получается, что последнее советское Правительство также давало показатель 5 к 595 или 0.8%. Эти цифры являются реальным показателем политического статуса женщин в СССР.
Состав Правительства и федеральных органов исполнительной власти за 1995 год было всего 2 женщины, а из 35 членов Правительства женщина была только одна, но никто из женщин не входил в чрезвычайно важный орган того времени - Президиум правительства. Ни одна женщина не являлась на тот момент первым заместителем ни одного из 24 министерств (общее число первых заместителей составляло 37 человек). Лишь 2 женщины были заместителями министра образования (общее число заместителей министров в РФ включало на тот момент более 150 должностей).
Таким образом, получается, что в 1995 году среди высшего руководящего состава министерств и правительств из всех назначений руководителей (263 членов Правительства, министров, заместителей министров) в 74 органах федеральной власти составлял 1,4%. Необходимо, однако, отметить, что в конце 1997 года представительство женщин несколько повысилось - до 4%.[5] На самом деле складывается впечатление о том, что там, где пахнет деньгами, властью, престижными должностями, вы не найдете ни одной женщины.
Таким образом, несмотря на то, что доля работающих женщин на данном этапе развития нашего общества неуклонно растет, можно сделать закономерный вывод о том, что в современном обществе есть дискриминация женщин.
Анкетирование.
Было проведено анкетирование среди 10-11 классов(приложение 4). Анкетирование проводилось с целью узнать, как молодежь относится к женщинам - политикам. Отдельно были опрошены девушки, отдельно парни. Результаты анкетирования показали, что парни отрицательно (100%) относятся к женщинам-политикам, они считают, что женщина должна заниматься семьей, а не политикой. Опрошенные девушки считают наоборот, что у женщин есть все шансы в современной политической жизни. На вопрос, какими качествами должна обладать женщина – политик парни и девушки ответили: умом, профессионализмом, уверенностью в себе. Был задан вопрос: «Женщина-политик лучше, чем политик мужчина?» Опрошенные парни, их 94%, ответили, что политиком должен быть исключительно мужчина. А мнение девушек разделилось, некоторая часть, это 38%, считают, что женщина-политик лучше, а остальная часть отдала свое предпочтение мужчине-политику.
Заключение.
Анализ вышеприведенных фактов подводит нас к выводу о том, что гендерное неравенство в сфере политики является одним из самых существенных препятствий на пути демократических преобразований России.
Женщины начала XX века, имея право работать, не имели возможности участвовать в политической жизни страны. Не одна из женщин не была представлена в Государственную Думу начала века. Здесь кроме всех прочих обстоятельств имело место ограничение прав подданных по сословному и имущественному цензу. А как следствие, ограничение доступа женщины к власти. В 20-30-е годы коммунистки занимали ответственные посты главным образом в сфере образования или в партийных и комсомольских органах, отвечавших за работу с женщинами. Представленность женщин в Верховном Совете носила декоративный характер.
В списке депутатов от "единороссов", окружной думы ХМАО нового созыва 2012 года, женщины составляют 33%.
Результаты анкетирования подтвердили, что Россия является традиционным государством, в котором основная власть принадлежит мужскому населению.
Прослеживая вклад женщин-политиков в разные исторические периоды, можно сделать вывод, что этот вклад очень велик. Каждая женщина-политик старалась вести осторожную, грамотную и дальновидную политику, способствовавшую истинному процветанию России.
Таким образом, гипотеза: гендерный принцип не допускает женщину в политику,
подтверждается.
Список литературы.
http://stud24.ru/aviation/zhenshhiny-v-politike/68754-221166-page1.html
http://revolution.allbest.ru/sociology/00277893_0.html
Энциклопедический словарь «Россия». Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон, С-П.1898.
http://www.a-z.ru/women/texts/tishkovr.htm
Приложение 1
Княгиня Ольга
Екатерина II
Приложение 2
Численность женщин-депутатов 1966-1989 гг.
Орган власти | ГОД ВЫБОРОВ | Женщины-депутаты | |
Число | Процент (%) | ||
Верховный Совет СССР | 1937 | * | 16.5 |
1959 | * | 27 | |
1966 | 425 | 28 | |
1970 | 463 | 31 | |
1974 | 475 | 31 | |
1979 | 487 | 32,5 | |
| 1984 | 492 | 33 |
в т.ч. Совет Союза | 233 | 31 | |
Совет Национальностей | 259 | 35 | |
Народные депутаты СССР | 1989 | 352 | 15,7 |
| Верховный Совет СССР | 100 | 18,5 |
В т.ч. Совет Союза | 44 | 16,2 | |
Совет Национальностей | 56 | 20,7 | |
Верховные Советы Союзных Республик | 1959 | * | 32 |
1970 | * | 34.8 | |
1980 | 2 417 | 36 | |
1985 | 2 435 | 36 | |
Верховные Советы автономных республик | 1959 | * | 32 |
1970 | * | 38 | |
1980 | 1 382 | 40 | |
1985 | 1 395 | 40 | |
Краевые, областные, окружные, районные, городские, поселковые и сельские Советы народных депутатов | 1934 | * | 27 (сельские) 32(городские) |
1955 | * | 35.2 | |
1961 | * | 40 | |
1970 | * | 45 | |
1982 | 1145 744 | 50 | |
1985 | 1159 582 | 50 | |
1987 | 1143 910 | 49 |
Приложение 3
Показатели женщин-депутатов в составе Государственной Думы РФ шестого созыва.
партия | Общее число участников | Количество женщин | % женщин |
«Единая Россия» | 238 | 43 | 18% |
КПРФ | 92 | 4 | 4,3% |
ЛДПР | 56 | 4 | 7,4% |
Справедливая Россия | 64 | 10 | 15,6%. |
Приложение 4
Анкета девушек:
1.Женщина – политик лучше, чем мужчина-политик?
2.Какова роль женщины в политике?
Анкета парней:
1.Женщина – политик лучше, чем мужчина-политик?
2.Какова роль женщины в политике?
Общий вопрос:
Какими качествами должна обладать женщина-политик?
Император Акбар и Бирбал
Как нарисовать портрет?
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Ах эта снежная зима
Лиса-охотница