Под осанкой понимают привычную непринужденную позу человека в покое и при движениях, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. Правильная осанка обеспечивает оптимальные условия для функционирования всех органов и систем организма как единого целого.
Вложение | Размер |
---|---|
Текст работы для выступления на конференции | 559.5 КБ |
Презентация | 1001 КБ |
II. Осанка……………………………………………………………………… 3
1. Нормальная осанка………………………………………………………….3
1.1 Признаки правильной осанки……………………………………………..3
1.2 Факторы, определяющие осанку……………………………………….....4
1.3 Распространенность и причины возникновения нарушений
осанки у детей…………………………………………………………………5
2. Виды нарушений осанки……………………………………………………5
2.1 Нарушения осанки в сагиттальной плоскости…………………………...6
2.1.1.Нарушения осанки с увеличением физиологических изгибов позвоночника……………………………………………………………………6
2.1.2.Нарушения осанки с уменьшением физиологических изгибов позвоночника……………………………………………………………………7
2.2.Нарушение осанки во фронтальной плоскости……………………….......8
3. Профилактика нарушений осанки…………………………………………..9
4. Статистические данные……………………………………………………...11
5. Математическая модель осанки…………………………………………….12
6. Упражнения для формирования осанки……………………………………15
7. Значение осанки……………………………………………………………...16
III. Актуальность темы………………………………………………………....17
IV. Список использованной литературы……………………………………....18
V. Приложение……………………………………………………………….....19
Под осанкой понимают привычную непринужденную позу человека в покое и при движениях, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. Правильная осанка обеспечивает оптимальные условия для функционирования всех органов и систем организма как единого целого. Человек приобретает (формирует) осанку в процессе своего роста и развития. Определенную роль играют наследственность, перенесенные заболевания, бытовые условия.
Осанка - одно из важнейших понятий для определения положения тела ребенка в пространстве, обнаружения признаков неблагополучия, заболеваний, связанных с нарушением статико-динамических свойств позвоночника, нижних конечностей.
Задачи осанка
• Основная задача осанки – предохранение опорно-двигательной системы от перегрузки и травм за счет рационального выравнивания сегментов тела и баланса мышц.
• Осанка выполняет утилитарную задачу. При правильном выравнивании сегментов тела, выполнения простых и сложных движений не вызывает особых проблем, так как при этом амплитуда движений всех суставов максимальна.
• Осанка является не только соматическим показателем. Она является также показателем психических особенностей человека. Научно доказано влияние осанки на процесс становления личности человека. Человек с хорошей осанкой более уверен в себе, он более привлекает внимание окружающих.
1.1. Признаки правильной осанки
Правильная осанка характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночника. При этом голова держится прямо: линия, проведенная через наружный слуховой проход и нижний край глазницы горизонтальна; плечевые суставы разведены; надплечья на одном уровне; углы, образованные боковой поверхностью шеи и надплечьем симметричны; живот подтянут; ноги выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах. Грудная клетка не имеет западений и выпячиваний, симметрична относительно средней линии; лопатки симметричны, на всем протяжении равномерно прилегают к грудной клетке; треугольники талии симметричны. Позвоночник не имеет патологических изгибов, величина физиологических изгибов и угол наклона таза в пределах возрастной нормы. Отвес, опущенный от основания черепа, проходит вдоль линии остистых отростков, межъягодичной складки и проецируется на опору посредине между пятками. Отвес, опущенный от нижнего угла лопатки, проходит через центр подъягодичной складки, центр подколенной ямки и проецируется на опорную поверхность на уровне центра пятки.
1.2.Факторы, определяющие осанку
Осанку определяют многие факторы, перечислим наиболее значительные.
Длина и форма конечностей.
Для правильной осанки необходимо чтобы длина и форма ног были одинаковы, поскольку даже при небольшой разнице в функциональной длине конечностей не может быть правильного положения тазовых костей и крестца. Крестец - это основание позвоночника, на нем базируются все остальные отделы. Поэтому даже небольшое отклонение крестца от правильного положения ведет к значительным изменениям положения верхних отделов позвоночника.
Угол наклона таза
- угол, образуемый горизонтальной плоскостью и плоскостью входа в малый таз. В норме у женщин этот угол равен 55-60 градусам, у мужчин - 50-55 градусам. Величина этого угла во многом определяет величину изгибов позвоночника в сагиттальной плоскости.
Положение и форма позвоночника.
В норме позвоночник имеет изгибы в сагиттальной плоскости: грудной и крестцово-копчиковый кифозы, поясничный и шейный лордозы. Во фронтальной плоскости позвоночник изгибов не имеет;
Положение лопаток.
В норме лопатки расположены симметрично, на всем протяжении равномерно прилегают к грудной клетке.
Степень развития мускулатуры.
В настоящее время известно две системы поперечнополосатых мышц. Они различаются между собой тем, что одни склонны к повышению тонуса и укорочению, а другие - к гипотонии и увеличению длины. К первым относятся: икроножная, прямая бедра, подвздошно-поясничная, напрягающая широкую фасцию бедра, задняя группа бедра, грушевидная, разгибатели спины, грудинная часть большой грудной, поднимающая лопатку и некоторые мышцы верхних конечностей. Ко вторым относятся: большие, средние, малые ягодичные, широкие головки четырехглавой мышцы бедра, передняя большеберцовая, малоберцовые, мышцы брюшного пресса, нижние фиксаторы лопаток, поверхностные и глубокие сгибатели шеи. У детей дошкольного возраста на мышцы приходится 21-25% массы тела, у взрослого - 35 - 40% и более. Поэтому даже небольшие отклонения от оптимальных значений мышечного тонуса приводят у детей к значительным нарушениям осанки.
Наличие хронических болезней.
Любое хроническое заболевание сопровождается появлением защитного напряжения мышц над больной областью, что изменяет мышечный баланс во всем теле. Некоторые заболевания сопровождаются нарушением дыхательного стереотипа или принятием вынужденного положения. Это тоже нарушает осанку.
1.3.Распространенность и причины возникновения нарушений осанки у детей.
Нарушение осанки является весьма распространенной патологией. Им страдают по данным разных авторов от 60 до 70% детей. Эти величины вызывают особую озабоченность с учетом неблагоприятного влияния нарушенной осанки на работу всех органов и систем растущего организма.
Выделим внутренние и внешние причины формирования неправильной осанки. Внутренние причины - это дефекты формы и длины конечностей; не полностью исправленные кривошеи, дефекты зрения и слуха, хронические заболевания внутренних органов, болезни обмена веществ: рахит, различные паратрофии. Наиболее частой из внутренних причин является неврологическая патология. Для формирования нарушения осанки достаточно минимального изменения тонуса мышц. Распространенность неврологической патологии среди новорожденных составляет 60%. Далеко не все дети излечиваются полностью. Причиной формирования нарушенной осанки может послужить и травма опорно-двигательного аппарата. Под внешними причинами мы понимаем организацию жизни ребенка, предусматривающую неоптимальную нагрузку на органы опоры и движения, центральную нервную систему. Прежде всего отметим режим дня, допускающий гиподинамию; стрессирующие методы воспитания или обучения; мебель, не соответствующую росту и нагрузкам ребенка.
Дефекты осанки условно можно разделить следующим образом: нарушения осанки во фронтальной, сагиттальной плоскости и обеих плоскостях одновременно. Для каждого вида нарушения осанки характерно свое положение позвоночника, лопаток, таза и нижних конечностей. Сохранение патологической осанки возможно благодаря определенному состоянию связок, фасций и мышц.
2.1 Нарушения осанки в сагиттальной плоскости
Нарушение осанки в сагиттальной плоскости может быть связано как с увеличением одного или нескольких физиологических изгибов, так и с уменьшением их.
2.2.Нарушения осанки с увеличением физиологических изгибов позвоночника
Сутулость - нарушение осанки в основе которого лежит увеличение грудного кифоза с одновременным уменьшением поясничного лордоза. Шейный лордоз, как правило, укорочен и углублен вследствие того, что грудной кифоз распространяется до уровня 4-5 шейных позвонков. Надплечья приподняты. Плечевые суставы приведены. Сутулость часто сочетается с крыловидными лопатками 1 и 2 степени, когда нижние углы или внутренние края лопаток отстают от грудной стенки. У сутулых детей укорочены и напряжены верхние фиксаторы лопаток, большая и малая грудные мышцы, разгибатели шеи на уровне шейного лордоза. Длина разгибателя туловища в грудном отделе, нижних, а иногда и средних фиксаторов лопаток, шц брюшного пресса, ягодичных, напротив, увеличена. Живот выступает.
Круглая спина (тотальный кифоз) - нарушение осанки, связанное со значительным увеличением грудного кифоза и отсутствием поясничного лордоза. Шейный отдел позвоночника частично, а у дошкольников бывает и полностью кифозирован. Для компенсации отклонения проекции общего центра масс кзади дети стоят и ходят на слегка согнутых ногах. Угол наклона таза уменьшен и это тоже способствует сгибательной установке бедра относительно средней линии тела. Голова наклонена вперед, надплечья приподняты, плечевые суставы приведены, грудь западает, руки свисают чуть впереди туловища. Круглая спина часто сочетается с крыловидными лопатками 2 степени.
У детей с круглой спиной укорочены и напряжены верхние фиксаторы лопаток, большая и малая грудные мышцы. Длина разгибателя туловища, нижних, и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных, напротив, увеличена. Живот выступает.
Кругловогнутая спина - нарушение осанки состоящее в увеличении всех физиологических изгибов позвоночника. Угол наклона таза увеличен. Ноги слегка согнуты или в положении легкого переразгибания в коленных суставах. Передняя брюшная стенка перерастянута, живот выступает, либо даже свисает. Надплечья приподняты, плечевые суставы приведены, голова бывает выдвинута вперед от средней линии тела. Кругло-вогнутая спина часто сочетается с крыловидными лопатками 1-2 степени. У детей с таким нарушением осанки укорочены верхние фиксаторы лопаток, разгибатели шеи, большая и малая грудные мышцы, разгибатель туловища в поясничном отделе и подвздошно-поясничная мышца. Длина разгибателя туловища в грудном отделе, нижних, а иногда и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных увеличена.
2.1.2.Нарушения осанки с уменьшением физиологических изгибов позвоночника
Плоская спина - нарушение осанки, характеризующееся уменьшением всех физиологических изгибов позвоночника, в первую очередь - поясничного лордоза и уменьшением угла наклона таза. Вследствие уменьшения грудного кифоза грудная клетка смещена вперед. Нижняя часть живота выстоит. Лопатки часто крыловидны. Это нарушение осанки наиболее резко снижает рессорную функцию позвоночника, что отрицательно сказывается на состоянии центральной нервной системы при беге, прыжках и других резких перемещениях, вызывая ее сотрясение и микротравматизацию.
У детей с плоской спиной ослаблены как мышцы спины, так и мышцы груди, живота. Есть точка зрения, что такие дети наиболее предрасположены к боковым искривлениям позвоночника .
Плосковогнутая спина (рис.6) - нарушение осанки, состоящее в уменьшении грудного кифоза при нормальном или увеличенном поясничном лордозе. Шейный лордоз часто тоже уплощен. Угол наклона таза увеличен. Таз смещен кзади. Ноги могут быть слегка согнуты или переразогнуты в коленных суставах. Часто сочетается с крыловидными лопатками 1 степени.
У детей с таким нарушением осанки напряжены и укорочены разгибатели туловища в поясничном и грудном отделах, подвздошно-поясничные мышцы. Наиболее значительно ослаблены мышцы брюшного пресса и ягодиц.
2.2.Нарушение осанки во фронтальной плоскости
Нарушение осанки во фронтальной плоскости заключается в появлении изгиба позвоночника во фронтальной плоскости и называется сколиотическая или асимметричная осанка. Она характеризуется асимметрией между правой и левой половинами туловища, проявляющейся в разной высоте надплечий, различном положении лопаток как по высоте, так и по отношению к позвоночнику, к грудной стенке. Глубина и высота треугольников талии у таких детей тоже различна. Мышцы на одной половине туловища чуть более рельефны, чем на другой. Линия остистых отростков формирует дугу, обращенную вершиной вправо или влево. При потягивании теменем вверх, подъеме рук, наклоне вперед и выполнении прочих приемов самокоррекции линия остистых отростков во фронтальной плоскости выпрямляется.
Сутулость возникает при слабом развитии мышечной системы, в первую очередь мышц спины. При этом голова и шея наклонены вперед, грудная клетка уплощена, плечи сведены кпереди, живот несколько выпячен. При кифотической осанке все вышеперечисленные симптомы особенно заметны, так как, кроме слабого развития мышц, наблюдаются изменения в связочном аппарате позвоночника: связки растянуты, менее эластичны, отчего естественный изгиб позвоночника в грудной области заметно увеличивается. При лордотической осанке сильно выражена изогнутость позвоночника в поясничном отделе вперед, шейный изгиб уменьшен, живот чрезмерно выдается.
Сколиозы сопровождаются асимметричным положением плеч, лопаток и таза.
Неправильная осанка неблагоприятно сказывается на функциях внутренних органов: затрудняется работа сердца, легких, желудочно-кишечного тракта; уменьшается жизненная емкость легких;снижается обмен веществ; появляются головные боли, повышенная утомляемость; снижается аппетит, ребенок становится вялым, апатичным, избегает подвижных игр.
Появившиеся в детском возрасте отклонения в осанке могут в дальнейшем привести к образованию стойких деформаций костной системы. Нарушению осанки способствует длительное вынужденное сидение на одном месте, особенно если стул и стол не соответствуют росту и пропорциям тела ребенка. Поэтому следует регулярно проводить с детьми физические упражнения, подвижные игры, прогулки на свежем воздухе, укрепляющие их здоровье и опорно-двигательный аппарат. Нельзя допускать, чтобы дети лежали или спали в очень мягкой или прогибающейся под тяжестью их тела кровати, и притом всегда на одном и том же боку. Нельзя до 3 месяцев жизни держать ребенка в вертикальном положении, до 6 месяцев сажать, до 9 —10 месяцев надолго ставить на ножки. При обучении ходьбе не следует водить ребенка за ручку, так как при этом положение его тела становится несколько асимметричным; полезно пользоваться специальными приспособлениями (рис. 1).
Рис.1 Как не надо (1) и как надо (2) водить ребенка, начинающего ходить.
Не следует разрешать детям подолгу стоять с опорой на одну ногу, например при катании на самокатах. Надо следить за тем, чтобы маленькие дети не стояли и не сидели на корточках продолжительное время на одном месте, не ходили на большие расстояния (дозировка прогулок и экскурсий), не переносили тяжестей. Это особенно касается слабых, болезненных детей, а также детей с признаками рахита. Чтобы малыши, играя в песок, не просиживали подолгу на корточках, песочные ящики делают со скамейками и столиками.
Во время занятий и приема пищи надо следить за правильной посадкой детей. Требовать от ребенка правильной посадки можно тогда, когда мебель соответствует его росту и пропорциям тела. Чтобы ребенок сидел удобно и прочно, глубина сиденья стула должна равняться 2/3 бедра, а ширина должна превышать ширину таза на 10 см. Высота сиденья стула над полом должна быть равной длине голени вместе со стопой (измерять следует до подколенной впадины, прибавляя 2 см на высоту каблука). При слишком высоком сиденье ноги не достают пола и положение тела становится менее устойчивым. При низком сиденье ребенок либо отводит ноги в сторону, что нарушает правильность посадки и искажает позу, либо подбирает их под сиденье, что может вызвать чувство онемения в ногах, поскольку крупные вены, проходящие в подколенной впадине, сильно сдавливаются. Высота стола над сиденьем, или дифференция, должна позволять ребенку свободно, без поднимания или опускания плеч, класть предплечья на крышку стола. При слишком большой дифференции ребенок, работая за столом, поднимает плечи, особенно правое, при слишком малой—он сгибается, сутулится (рис. 2).
Рис.2 Положение тела ребенка при сидении в зависимости от дифференции;
1 — дифференция достаточная; 2 — дифференция малая; 3—дифференция большая.
Чтобы ребенок мог опираться спиной о спинку стула, дистанция спинки (расстояние между спинкой и краем стола, обращенным к сидящему) должна на 3—5 см превышать передне-задний диаметр грудной клетки. При этом расстояние между отвесными линиями, опущенными от переднего края стула и от заднего края стола, или дистанция сиденья, становится «отрицательной», а именно край стула на 2—4 см заходит под край стола (рис. 3). При нулевой дистанции сиденья, когда край стула и край стола находятся на одной отвесной линии, а также при положительной дистанции сиденья, когда стул несколько отодвинут от края стола, опираться на спинку стула при выполнении какой-либо работы за столом невозможно.
1 2 3
Рис. 3 Дистанция сидения:
1—отрицательная; 2—нулевая; 3 — положительная
4. Статистические данные.
На современном этапе актуальной проблемой здоровья у подростков стала проблема формирования и сохранения красивой фигуры и правильной осанки тела. Эту проблему поднимают не только врачи, но и учителя, она беспокоит самих подростков и их родителей. Проблема рассматривается широко на телевидении и в печати. Частично изучается в школе, но я считаю, что этого не достаточно, чтобы знать о том, как сохранить своё здоровье и красивую фигуру на долгие годы.
А между тем, неправильная осанка, особенно в период роста и развития организма способствует возникновению деформации скелета, при этом ухудшается деятельность организмов дыхания, кровообращения, пищеварения, выделительной и половой системы, повышается утомляемость организма, снижается аппетит. Поэтому необходимо пропагандировать здоровый образ жизни, систематические занятия спортом и физкультурой, прогулки на свежем воздухе.
Многие школьники занимаются физкультурой только на уроках в школе и совсем не занимаются спортом во вне урочное время. Они очень много времени уделяют просмотру телевизионных передач и работе с компьютером. При этом у них возникают головные боли, теряется тонус спины, развивается сутулость, происходит нарушение осанки.
У 90 % школьников есть отклонения в психическом или физическом здоровье. Какие же болезни ребенок зарабатывает вместе с аттестатом зрелости – это гастрит, близорукость и нарушение осанки.
Нарушение осанки:
Статистика: нарушение осанки выявляются у 40-80 % школьников.
Причины возникновения: слабые, недоразвитые (или нетренированные) мышцы спины, длительное вынужденное неправильное положение тела, неудобная мебель дома и в школе, неправильно подобранный портфель или ранец.
Как проявляется: при сутулости – грудной отдел позвоночника выступает вперёд, грудная клетка уплощена, плечи сведены, живот выпячен. При сколиозе – боковое искривление позвоночника.
Профилактика: подбор рациональной мебели, соответствующей росту ребёнка, выработка удобной позы при письме и чтении, занятия спортом, закаливающие процедуры, полноценное питание.
Было проведено обследование на предмет определения правильной осанки в двух восьмых классах.
Класс | Количество детей | Здоровые дети | Дети со сколиозом |
м | д | м | д | м | д |
8 «Б» | 7 | 9 | 4 | 8 | 3 | 1 |
8 «В» | 4 | 10 | 4 | 7 | 4 |
В двух классах 30 учащихся. Из них 22 ребенка здоровых, у 8 обнаружен сколиоз.
В процентном соотношении: 100 % / 73,3 %
5. Математическая модель осанки.
Профилактика нарушений осанки – одна из задач уроков физической культуры. Однако ее содержание, в отличие от других разделов программы, не задано в виде конкретных показателей и нормативов.
Существует математическая модель, решающая эту проблему. Для оценки правильности применяемых методов используется формула идеальной осанки.
Количественная оценка состояния осанки с использованием инструментальных методов позволяет выяснить три наиболее распространенных вида нарушений осанки школьника с точностью до 1 град.
Математическая модель осанки позволяет определить состояние позвоночника, в том числе отдельных нарушения или их совокупность, по трём параметрам:
8А+В+С=8 (1)
Где 8А – кифоз грудного отдела позвоночника,
В- угол крыловидных лопаток,
С – угол асимметрии лопаток по высоте (признаки сколиоза грудного отдела позвоночника).
Естественный физиологический изгиб грудного отдела позвоночника для возраста 11-15 лет составляет восемь градусов (8А), положение лопаток (В+С) равно нулю.
Математическая модель (1) с нормальными параметрами представляет собой формулу идеальной осанки. Это основной объективный ориентир, основной критерий оценки состояния осанки школьников, конкретизирующий цели и задачи уроков, содержание учебной программы физической культуры в части профилактики нарушений осанки школьников.
Математическое моделирование осанки школьника – это выявление отклонений состояния осанки (диагностика), выраженных в конкретных числах, и рациональный подбор тех или иных упражнений лечебной гимнастики для коррекции осанки с учетом индивидуальной модели осанки, требований возрастной физиологии и законов биомеханики.
Нарушение в состоянии осанки конкретного ученика определяются при сопоставлении параметров его осанки с формулой идеальной (1).
Допустим, ученик Н. имеет следующие показатели состояния осанки:
18А+20В+6С=44 (2)
Разность между (2) и (1) показывает недостатки осанки ученика в конкретных цифрах (3):
10А+20В+6С=36 (3)
Школьнику с такими показателями необходимо выполнять упражнения лечебной гимнастики, направленные на 10-градусное выпрямление дуги кифоза грудного отдела позвоночника, на 20-градусное – крыловидных лопаток, на 6-градусное выравнивание асимметрии лопаток. Сумма нарушений осанки составила 36 град. На практике для определения суммы нарушений осанки школьника достаточно из 44 град. вычесть 8, так как в формуле идеальной осанки параметры В и С равны нулю.
Например, ученик К. не имеет естественного изгиба позвоночника:
2А+9В+5С, (4)
То есть величина дуги кифоза грудного отдела позвоночника меньше 8 град., поэтому в математической модели осанки коэффициент А получим с отрицательным знаком (-6 град.), но при вычислении суммы нарушений осанки берём его абсолютное значение:
(2-8)А+9В+5С=20 (5).
Полученная модель показывает, что ученику К. необходимы упражнения корригирующей гимнастики, увеличивающие дуги кифоза в грудном отделе позвоночника на 6 град., устраняющие асимметрию лопаток по высоте на 9 град., крыловидность лопаток на 5 град. Сумма по трём видам нарушений осанки составила 20 град.
Математическую модель осанки удобно использовать при проведении конкурсов и соревнований, как между параллельными классами, так и между школами. Для подведения итогов конкурса используются среднеарифметические показатели суммы нарушений осанки списочного состава класса, поэтому в конкурсах могут участвовать классы с разным количеством учащихся.
Ошибки в проведении уроков физической культуры так же могут стать причинами появления различных нарушений осанки школьников, тем более что администрация образовательного учреждения не в состоянии обеспечивать соблюдение всех медицинских требований к урокам нарушений осанки школьников.
6. Упражнения для формирования осанки.
Существуют различные упражнения для профилактики и формирования правильной осанки.
Потягивание. Упражнения на оттягивания очень важны в комплексе оздоровительной физической культуры, потому что они помогают снять напряжении, усталость, гораздо быстрее приободриться. При этом они не требуют большой частоты повторений. Достаточно проделать их по 1-2 раза. Потягивания, как и все виды растяжек, благоприятно влияют на позвоночник в целом, стимулируют процессы роста.
Вначале выправим осанку. Поднять руки вверх и потянуться, напрягая мышцы туловища, шеи и рук, приподнимаясь на носочки. Можно постараться, не подпрыгивая «дотянуться» кончиками пальцев до потолка, или воображаемого облака, звезды, макушки дерева.
Руки вытянуты вперед, туловище прогнуто в грудном отделе позвоночника. Движения медленные, но с усилием, как будто что-то тяжелое хочется отодвинуть от себя.
Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеча. Медленно с усилием руки отводятся назад, постепенно разгибаясь в локтевых суставах, как происходит потягивание утром, при освобождении от «пут сладкого сна».
Руки на поясе. С усилием свести локти вперед, выгибая весь позвоночник. А затем расслабиться, отводя руки в стороны.
«Ходьба до известной степени оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покое, я почти не могу думать; необходимо, чтобы моё тело находилось в движении, и тогда ум тоже начинает двигаться».
Жан Жак Руссо
Ходьба. Если условия в классе, в школе позволяют организовать эти упражнения, то следует отказываться от них только потому , что они очень напоминают уроки физической культуры. Ходьба – прекрасный способ снять мышечное утомление ног, возникающее при длительном сидении, нормализовать кровообращение в нижних конечностях и малом тазу, улучшить кровообращение головного мозга, восстанавливая тем самым интеллектуальную работоспособность, отрегулировать деятельность кишечника. При этом не следует путать ходьбу как физическое упражнение с традиционным передвижением. Очень полезно во время прогулок в группах продленного дня выполнять все упражнения с ходьбой. Это помогает очень быстро восстановить работоспособность организма в целом, поднять настроение. Можно рекомендовать родителям некоторые упражнения, связанные с ходьбой для вечерних прогулок.
Ходьба на месте или с передвижением вперед. Вначале выпрямить осанку, проверив ее при помощи любого из отмеченных выше способов. Подбородок слегка приподнять, расправить плечи, живот подтянуть. Длительность упражнения дома 1-2 минуты, в классе 10-15 сек.
Напряженные руки вверх, ходьба на носках, через 4 счёт – напряженные руки вниз, ходьба на полной стопе. Управление повторить 3-4 раза. Руки и плечи поднимаются как можно выше. Это упражнение хорошо способствует растягиванию в позвоночника, развивает координацию движений, ловкость.
Ходьба на носках, ноги в коленях слегка согнуты, руки на поясе, голова приподнята. Спину держать прямо. Длительность выполнения дома – 30 сек – 1 минута, в классе 10-15 сек.
Медленная ходьба на носках с высоким подниманием бедра, руки на поясе. Упражнение можно выполнять на месте или с продвижением вперед. Это упражнение хорошо укрепляет мышцы спины и ног.
Для коррекции осанки во время ходьбы можно использовать книгу, а дома – мешочек с песком или солью (размеры 8 х 13см, 500г).Груз на голове – еще один вариант упражнения с элементом ходьбы. Именно это упражнение позволяет проверить правильность осанки во время движения
Необходимо помнить, что:
Неправильная осанка может не только нанести непоправимый вред здоровью, но и испортить человеку жизнь.
Особенно портит осанку неправильная поза за столом или во время игры.
Сидеть нужно так, чтобы иметь опору для ног, спины и рук при симметричном положении головы, плечевого пояса, туловища, рук и ног.
Сидеть нужно так, чтобы спина касалась спинки стула вплотную, расстояние между грудью и столом должно быть 1,5 – 2 см.
Расстояние от глаз до стола должно быть 30 см.
Книгу надо держать в наклонном положении, а тетрадь надо класть под углом в 30 градусов.
Нельзя читать лежа на боку, носить в одной и той же руке тяжести.
Осанку нарушает езда на велосипеде.
Осанку может исправить сон на жестком матраце.
Для исправления осанки детям нужно ежедневно заниматься, наблюдая за собой в зеркало.
7.Значение осанки.
Осанка – это важная составляющая внешнего вида человека.
Первое впечатление от человека, прежде всего, создается по его фигуре – достаточно ли она эффективна. Оцениваются правильные пропорции тела, красивая походка и осанка. Причем осанка зачастую играет решающую роль в оценке внешнего облика. Внимание к правильности осанки должно быть продиктовано не только эстетическими соображениями. Хорошая осанка ассоциируется со здоровьем.
При правильной осанке человек всегда выглядит стройным, подтянутым, фигуру его называют красивой. Правильная осанка создает благоприятные условия для работы двигательного аппарата. При правильной осанке мышцы, удерживающие тело в равновесии, находятся в наименьшем напряжении, тонус их равномерен,, что обеспечивает готовность мышц к двигательной деятельности. Человек с хорошей осанкой эмоционален, психически устойчив и жизнерадостен. Нарушение же правильной осанки часто психически травмирует людей, особенно подростков, так как они боятся остаться на всю жизнь физически неполноценными.
Неправильная осанка нарушает положение внутренних органов грудной и брюшной полости (со снижением их функции) и способствует раннему появлению остеохондроза. У школьников с нарушением осанки, как правило, ослаблены опорно-двигательный аппарат и мышцы, неэластичны связки, снижены амортизационные способности нижних конечностей и, что особенно важно, позвоночника.
Осанка характеризует психологическое и физическое состояние, а также настроение, жизненную позицию. Какая осанка правильная? Ответ один – прямая. Встаньте ровно, стремитесь темечком как можно выше. Вот сейчас у вас правильная осанка.
Актуальность темы.
В настоящее время в нашей стране около 60% детей школьного возраста имеют различные нарушения осанки, из них у 20% диагностируется сколиоз позвоночника. Растёт больное поколение и если немедленно и всерьез не заняться здоровьем детей, у нас не будет будущего. Если раньше таких заболеваний было мало, то сейчас уже в дошкольном, школьном возрасте слабые мышцы спины, сутулость, крыловидные лопатки носят массовый характер. Болезни школьных лет (сколиоз, сколиотическая осанка) прогрессируют в юности, создают основу для проявления клиники остеохондроза у взрослых.
Проблема осложняется тем, что различные нарушения осанки и даже первая степень сколиоза не всегда считается болезнью. Родители, воспитатели в детских дошкольных учреждениях, учителя начальных классов не обращают внимания на начальные проявления столь грозного заболевания, обращаясь к врачу лишь тогда, когда налицо явные признаки сколиоза второй степени.
Своей работой я призываю обратить внимание на проблему нарушений осанки. Это одна из наиболее актуальных проблем современной медицины, а также педагогики. Правильная осанка делает нас не только более привлекательными, но и во многом способствует нормальному функционированию всех органов и систем организма.
IV.Список литературы.
1.Горяная Г.А. «Ваша осанка», - М., 1999г.
2. Попов С.Н. «Лечебная физическая культура», - М.: Физкультура и спорт, 2008г.
3. Карпман В.Л. «Спортивная медицина», - М.: Физкультура и спорт, 1987г.
4. Бернштейн Н.Л. «Физиология движений и активность», - М.: «Наука», 1990г.
5. Тихонова Л.Я. «Школа здоровья», - Новосибирск, «Книжное издание», 1990г.
6. Просецкая А.Г.» Руководство к практическим занятиям по школьной гигиене», - М.: «Просвещение», 2003г.
7. Санюкевич Л.И. «Лабораторные занятия по анатомии и физиологии ребенка с основами школьной гигиены», М: «Высшая школа», 2006г.
V. Приложение.
1.Переносите тяжести, держа их как можно ближе к телу, распределяя груз равномерно на обе руки. В любых положениях старайтесь держать туловище прямо
2. Современные дети слишком много времени проводят сидя, занимаясь не физическим, а умственным трудом. По роду работы они вынуждены сидеть, наклонившись над столом, поэтому у них участились боли в области шеи, пояснице, причины которых закладываются в детстве.
3.Что такое правильная осанка?
4. Причины нарушения осанки.
Упражнения для профилактики осанки.
Пятёрки
Император Акбар и Бирбал
Что есть на свете красота?
Отчего синичка развеселилась
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ