В работе дается описание основных этапов исследовательской деятельности учащихся по выявлению влияния различных факторов на экологическую обстановку в жилом доме. Раскрывается возможность улучшения экологической обстановки, если соблюдается ряд правил по очистке воздуха и воды от загрязнения. Детский педиатр Попова Н. М. дает рекомендации по различным видам заболеваний, которые возникают в связи с нарушением экологической обстановки. Работник экологического центра познакомил с растениями, которые лучше всего очищают воздух, а какие не рекомендуется выращивать в домашних условиях. Дети провели исследовательскую работу и ее результаты помогли улучшить экологическую обстановку в доме. Прилагается список используемой литературы и анкеты для проведения исследовательской работы.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_ekologii.doc | 89.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ №65 ИМЕНИ Н. САФРОНОВА»
Тема работы:
«Домашняя экология»
Направление: экологическое
Автор:
группа учащихся
3 класса В
МБОУ гимназия №65
Научный руководитель:
Шестакова Валентина
Леонидовна,
учитель начальных
классов
высшей
квалификационной
категории,
классный руководитель
3 В класса
г. Ульяновск, 2012
Содержание
1. Введение
1.1. Актуальность
1.2. Новизна
1.3. Цель работы
1.4. Задачи
1.5. Гипотеза
1.6. Организация исследования. Основные этапы исследования.
2. Описание проведения исследовательской работы
3. Результаты работы (умозаключения, выводы)
4. Список используемой литературы
5. Приложения
5.1 Приложение №1 «Анкета для школьников №1»
5.2 Приложение №2 «Анкета для школьников №2»
Введение.
Актуальность работы.
Известно, что экология - наука о доме. О доме всех живых организмов в биосфере; населенных пунктах - деревнях, поселках, городах; жилищах, в которых каждый землянин проводит большую часть всей жизни. Именно в жилище, как в фокусе, сходятся многие экологические проблемы - качества воды, воздуха, шума, полей, использования электроэнергии, тепла и др. Они, как ручейки, собираются вместе и оказывают влияние на решение экологических проблем своего региона, страны и планеты в целом. Но главное, наше состояние здоровья во многом зависит от нашего жилища. Сберечь бесценный дар природы может помочь экологически грамотное ведение жилищного хозяйства. В нем всё важно: качество и количество мебели, ковров, паласов, различных технических устройств, наличие комнатных растений, содержание домашних животных, приготовление пищи, проветривание... Огромное значение для здоровья имеет психологическое состояние человека. Важно знать, как организм реагирует на разные факторы. Постепенно накапливается усталость, организм не выдерживает, и происходит сбой - человек заболевает. Именно поэтому создание экологически безопасного дома должно помочь в том, чтобы, приходя в него, не испытывалась психологическая перегрузка. Для сохранения собственного здоровья необходимо поддерживать экологическую безопасность своего жилища.
Новизна работы.
Мы прочитаем много книг об экологической безопасности жилья. Анкетами постараемся заинтересовать своих одноклассников и ребят из других классов. Посетим экологический центр. Проведём эксперимент.
Цель работы.
Выяснить, можно ли улучшить экологическую безопасность своего жилья. Если можно, то как?
Задачи:
Провести анкетирование среди учащихся разных параллелей и выяснить, является ли наше жильё экологически безопасным.
Проанализировать причины загрязнения.
Изучить способы очистки воздуха в помещении.
Гипотезы:
1.Если соблюдать некоторые правила, то можно улучшить экологическую обстановку в доме.
2.Возможно нет, потому что очень сильно загрязнена окружающая среда на всей планете.
Организация исследования. Основные этапы исследования.
1.Составить анкеты для опроса учащихся.
2.Обработать анкетные данные.
3.Прочитать книги и статьи об экологии жилища, комнатных растениях, влиянии загрязнения воды, пищи и воздуха на здоровье человека.
4. Посетить экологический центр.
5.Проконсультироваться с врачом.
6.Провести эксперимент по выявлению умения учащихся улучшить экологическую обстановку в доме.
7.Сделать выводы по исследованию.
2. Описание проведения исследовательской работы.
В новом учебном году (2011-2012) мы решили принять участие в городском конкурсе исследовательских работ «Аленький цветочек».
Было организовано научное общество гимназистов (НОГ) из ребят, которые очень заинтересовались этой темой исследования. Тему исследования подсказали сами дети, которые посещали кружок в другом кабинете и постоянно первое время чувствовали в этом кабинете дискомфорт. Мы решили выяснить, в чём причина, ведь возвращаясь в свой учебный кабинет, дети чувствовали себя лучше, меньше уставали, хотя проводили в нём большую часть учебного времени. На первом заседании НОГ был задан вопрос: «Является ли наше жильё экологически чистым?» Двое предположили, что нет, а один – согласился. Решили проверить эти две гипотезы с помощью анкетирования. В течение двух дней составляли вопросы анкет (см. приложение №1).
С 5 по 7 декабря провели анкетирование в параллели вторых и третьих классов начальной школы и 9 классе. Всего было опрошено 158 человек.
Обработав анкеты, выяснили, что только 2 человека из всех опрошенных - не имеют в квартире ни ковров и паласов, ни каких животных, в семье у них никто не курит. Они набрали меньше 15 баллов и их жильё можно условно считать экологически чистым. 156 человек набрали более 15 баллов. Жители этих домов живут в экологически напряжённой обстановке и нуждаются в её улучшен
На очередном заседании НОГ мы обобщили все результаты анкет и сделали вывод, что в помещении есть много факторов, которые загрязняют окружающую среду в помещении. Подтвердилась гипотез №1.
Теперь перед нами стоял вопрос: «А можем ли мы улучшить экологию дома?» Мы снова начали выдвигать гипотезы. Гипотеза 1.Допустим, что мы не сможем повлиять на безопасность своего дома.
Гипотеза 2. Предположим, что можем улучшить экологию дома.
Проверить гипотезу №1 помогли новые анкеты об экологии жилья. Уже во второй раз мы обратились к тем же ребятам 2А, 2Б, 2В, 3А, 3Б, 3В и девятиклассникам. В опросе приняли участие 152 человека.
Что такое домашняя экология? (Дальше идут ответы детей.) 1. Наука о чистоте воздуха в квартире - ответили 21 человека. 2. Наука о чистоте во всей квартире - 18ч. 3. Наука о взаимосвязи животного, растительного мира и окружающей среды-69ч. 4. Наука о защите от вредного воздействия окружающей среды-32ч. 5. Не знаю, честно признались 12 человек.
На второй вопрос анкеты «Что больше всего подвергается загрязнению?» дети ответили так:
1.Воздух-106ч. 2.Пища-16ч. 3.Вода-30ч.
Как лучше очистить воду в квартире?
1.Профильтровать-95ч. 2.Прокипятить-34ч. 3.Просто нужно налить в стеклянную посуду и дать время отстояться-7ч. 4.Положить в воду серебряную ложку-5ч. 5.Заморозить-2ч
Как обезопасить себя от вредного воздействия пиши на организм человека?
1.Не есть вообще, пошутили 2 старшеклассника. 2.Покупать экологически чистые продукты-99ч. 3.Хорошо мыть овощи и фрукты-24ч. 4. Выращивать самим- 27ч.
Как лучше всего очистить воздух в помещении? (Предложить только один способ.)
1.Почаще проветривать комнату-71ч. 2.Посадить побольше комнатных растений-52ч. 3.Установить кондиционер-7ч. 4.Делать влажную уборку-22ч.
Вывод: оказалось, что не все учащиеся понимают, что такое домашняя экология. Но многие уже знают и понимают необходимость улучшения экологической обстановки в своём жилье.
Результаты анкетирования оказались полезными, и мы решили продолжить исследование по улучшению экологической обстановки в доме. Мы решили провести эксперимент и выяснить, какие книги предпочитают читать наши одноклассники. Если об экологии не читают, то какую литературу предпочитают? Об этом эксперименте знали только члены НОГ.
Мы договорились с нашим библиотекарем Капитоновой Галиной Петровной о подготовке выставки книг разных жанров и энциклопедий. Она подготовила стихи, сказки, фантастику, детективы, книги о приключениях, о животных, о природе, о сверстниках, о комнатных растениях, юмористические произведения, энциклопедии, книги из серии «Всё обо всём». Нашим одноклассникам мы объявили, что урок внеклассного чтения проведём в библиотеке, где они смогут выбрать самую интересную, на их взгляд книгу для самостоятельного чтения.
Результат нас порадовал. Из 20 ребят 5 человек выбрали книгу из серии «Всё обо всём», трое книги о комнатных растениях, 3 человека-фантастику, 5 человек - о сверстниках, один о природе, трое - о животных.
Данный эксперимент показал, что ребята больше всего любят узнавать что-то новое, которое чаще всего волнует человека и сопровождает его по жизни. Мы тоже выбрали книги о комнатных растениях, о вреде пыли и о влиянии всякого рода загрязнений на здоровье человека. Прочитав на тему «Домашняя экология» статьи в интернете, мы решили выяснить:
1.В каком кабинете начальных классов больше всего цветов. 2.Как соблюдается режим проветривания в помещении. 3.Все ли растения полезны. (Экскурсия в экологический центр.) 4.Как бороться с загрязнением воздух в домашних условиях. (Консультация врача.)
Мы в течение недели посещали все кабинеты в начальной школе, беседовали с учителями и записывали название неизвестных растений, выяснили правильный режим проветривания кабинетов, консультировались с учителем биологии о вреде и пользе некоторых растений.
Мы узнали, что больше всего растений в нашем классе, но разнообразнее они - в 1А, учитель Кисленкова Е. В.. Она и познакомила нас с некоторыми неизвестными растениями.
Также мы выяснили, что в кабинете, где дети в начале года чувствовали дискомфорт, не было ни одного растения. Мы рассадили несколько цветов из своего класса и отнесли в этот кабинет.
Домашняя пыль - незримый враг, отрицательно воздействующий не только на чистоту нашей квартиры, но и оказывающий пагубное воздействие на здоровье ее обитателей. Учеными давно доказано вредоносное воздействие пыли. Помимо опасных примесей, домашняя пыль так же разносит и огромное количество микроорганизмов, отрицательно влияющих на здоровье. Нейтрализовать вредное воздействие пыли помогут наши друзья - комнатные растения. Цветы в квартире являются не только составляющей уюта, но и способствуют созданию здорового микроклимата. Растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород.
Но это далеко не все…
Например, в комнатах, где живут растения, влажность воздуха достигает 50%, в то время как в помещениях без цветов эта цифра лишь достигает 30-35%. Кроме того, многие цветы - алоэ, бегония, хризантемы - выделяют фитонциды, которые способны уничтожать болезнетворные микробы, улучшать самочувствие людей, повышать их работоспособность и способствовать более быстрому выздоровлению. Чемпионом по эффективности очистки воздуха является хлорофитум: за 24 часа он освежает воздух более эффективно, чем специальные устройства. Ненамного уступает ему плющ и спатифиллум.
В воздухе также содержится значительно меньше микробов, если в помещении находятся цитрусовые, розмарин, мирт, инжир, герань, а столетник, вообще, снижает количество вредных микробов почти в 4 раза.
Пеларгонию душистую или проще - герань, с давних времен используют для улучшения сна. Аромат герани снимает депрессию, окрашивает мир в оптимистичные краски и даже улучшает зрение. Причем, герань источает аромат, только если до цветка дотронуться, поэтому его запах не будет надоедать без надобности.
Пестролистая диффенбахия тоже очищает воздух от токсинов. Она хорошо живет в комнатах, окна которых выходят на автостраду или промзону. Но если в квартире есть домашние животные, надо быть начеку: листья и стебли этого растения очень ядовиты.
Опунция уменьшает численность плесневых грибков в воздухе комнаты. Такими же противогрибковыми свойствами обладают кофейное дерево, лавр, плющ, лимон, фикус. А люди, страдающие бронхитом, должны подружиться с миртом. Лимон поднимает настроение, снимает усталость и успокаивает. Мандарин и апельсин концентрирует внимание, улучшает память, "борется" с депрессией и способствует улучшению настроения.
Не подходят для спальни Циссус, циперус, аспарагус, все виды лилий, гардения, розы комнатные. Сильные запахи этих растений утяжеляют воздух, вызывают головную боль. А ядовитые испарения циссуса и циперуса могут вызвать аллергию. Многие комнатные растения могут быть опасны для людей и животных. Так, одним из самых опасных комнатных растений признан молочай. Все части этого растения содержат ядовитый сок, который может быть вызвать сильное жжение, волдыри на коже, а при попадании в глаза – даже временную слепоту.
Не менее опасным для человека может оказаться и популярный фикус.
Как рассказала нам учитель биологии, яд, содержащийся в стеблях и листьях фикусов, может вызвать раздражение кожи и другие аллергические реакции. К ядовитым растениям относятся так же азалия, монстера, кливия, гортензия, диффенбахия и др. При общении с этими растениями нужно надевать перчатки, следить, чтобы сок не попадал в глаза, рот и на кожу. После работы тщательно вымыть руки. Если в доме есть маленькие дети, то лучше отказаться от этих растений. При отравлении нужно обращаться за медицинской помощью.
Влияние цвета комнатных растений на здоровье.
Цвет играл и играет большую роль в жизни человека. Цвета оказывают влияние на настроение и могут лечить. Мы выбираем, покупая одежду или предметы, те цвета, которые соответствуют нашему состоянию. Мы, люди, обладаем способностью видеть цвета и различать их.
В зависимости от окраски цветков растений энергетические колебания воздействуют на различные сферы нашей жизни. Холодные фиолетовые, синие, голубые и зелёные тона успокаивают нервную систему. Композициями из синевато-голубоватых цветков хорошо любоваться вечером, перед сном. Это стимулирует мышечное расслабление, способствует хорошему сну, быстрому восстановлению работоспособности. Тёплые красные, оранжевые, жёлтые тона наоборот помогают проснуться. Растения, имеющие цветки с ярко-красной окраской, возбуждают, бодрят, повышают работоспособность и снижают утомление. Их хорошо вносить в помещение во время утренней гимнастики и в конце рабочего дня. Считается, что растение с розовыми цветками устраняют грусть. Оранжевые цветки оказывают тонизирующее действие, излечивают депрессию. Цветки с жёлтой и золотистой окраской уменьшают усталость глаз от работы на компьютере. Не последнюю роль играет и цветовая гамма листьев.
Пурпурно-зелёная, сизо-пурпурная и обычная зелёная листва действуют успокаивающе. Светлая окраска листьев и коры растений создаёт ощущение лёгкости. Пёстро окрашенные листья способствуют повышению работоспособности, не случайно подобные растения используют для оформления офисов и производственных помещений.
Влияние на эмоциональное состояние человека оказывает даже форма кроны растений. Люди проводят в своем жилище значительную часть жизни, и очень важно, чтобы воздух в их квартирах был чистым. А свежий воздух это залог хорошего самочувствия, здоровья и долгих лет жизни. Активизируют психическую деятельность растения с раскидистой и пирамидальной кроной, успокаивают – растения с овальной кроной.
Влияние аромата растений на здоровье.
Эфирные масла и другие вещества, выделяемые растениями и воспринимаемые нами в качестве запахов, в большом количестве содержатся в так называемых душистых растениях. Ещё в древности люди заметили, что они оказывают благоприятное воздействие на организм. Так, запах роз и лаванды, по мнению древних египтян, способствовал восстановлению сил, помогал при переутомлении и повышенной нервозности.
На сегодняшний день считается установленным фактом, что запах эвкалипта, лавра, снимает чувство усталости. Запах листьев пеларгонии душистой помогает при бессоннице. Аромат мирта улучшает настроение, мяты – устраняет стрессы. Существуют и другие растения, летучие вещества которых благотворно сказываются на организме человека.
Давно подмечено, что общение с цветами благоприятно сказывается на психологическом состоянии человека, а синтетические запахи, которые все чаще используются в настоящее время в парфюмерной промышленности, не обладают никаким энергетическим воздействием.
Рекомендации врача, детского педиатра, Поповой Надежды Владимировны.
С медицинской точки зрения наибольшую опасность в экологическом отношении в жилье горожан представляет бытовая пыль. Люди проводят в своем жилище значительную часть жизни, и очень важно, чтобы воздух в их квартирах был чистым. А свежий воздух это залог хорошего самочувствия, здоровья и долгих лет жизни. Если присутствует запах пыли – необходимо:
1. Проветривание (по 30 мин 2 раза в день), желательно в ранние утренние и ночные часы, чтобы в квартиру попадал свежий, незагазованный воздух с улицы. Кроме того, поможет влажная уборка(1-2 раза в неделю) и поддерживание средней (20-25 градусов С) температуры.
2. Если в помещении постоянно курят - целесообразно, кроме проветривания, применение воздухоочистителя с угольным фильтром, эффективно удаляющем табачный дым.
3.Посадка полезных растений.
4.Опрыскивание растений. Не только растения, но и люди обычно чувствуют себя лучше во влажном воздухе.
5.Влажная уборка помещения не реже двух раз в неделю.
И в конце нашего исследования мы провели эксперимент по улучшению экологической обстановки в домашних условиях. В течение недели один из нас в своей квартире только проветривал комнату, другой делал влажную уборку каждый день, а третий старался выполнить все рекомендации врача. В начале следующей недели были подведены итоги.
Вывод: почувствовали себя лучше, только жители квартиры третьего участника эксперимента. Экологически безопасным можно сделать своё жильё, соблюдая при этом комплекс мероприятий, направленных на соблюдение здорового образа жизни.
3. Результаты работы и умозаключения.
В процессе исследовательской работы мы познакомились со многими ребятами разных возрастов. Нам очень интересно было общаться со старшеклассниками, с учителями нашей гимназии, брать у доктора интервью. Надолго запомнилась экскурсия в экологический центр. Мы получили много интересной информации о комнатных растениях, о способах очистки воды и воздуха. Мы научились различать комнатные растения по способу их воздействия на организм человека. А ещё нам удалось заинтересовать вопросами поддержания экологически чистого жилья всех школьников гимназии, участвующих в нашем анкетировании и даже собственных родителей. Также мы смогли вырастить в домашних условиях и использовать в пищу укроп, петрушку и лук. В классных комнатах теперь постараемся весной развести побольше таких растений как хлорофитум, спатифиллум, герань, а фикус и дифенбахию мы посоветовали всем вынести в коридор. На каждой перемене проветриваем классную комнату, делаем после уроков влажную уборку, опрыскиваем цветы. Воду пьём бутелированую, а не из крана. На этом наши исследования не закончились. Мы решили изучить подробнее самые оптимальные способы очистки воды, хотя по результатам «Контрольной закупки» на 1 канале уже второй год побеждает фильтр «Аквафор». Многие ребята нашего класса также захотели его приобрести. Но наука не стоит на месте. Надеюсь и нам удалось вложить свой посильный вклад в просвещение своих сверстников по улучшению экологической безопасности жилья. Возможно, кто-нибудь из нас сможет изобрести новый прибор по очистке воздуха или воды. А пока мы будем продолжать учиться и добывать новые знания.
Литература для учащихся
1. Детская энциклопедия «Я познаю мир», Экология, т. 9 - М., « АСТ – ЛТД Олимп», 1997
2. Окружающая среда. Энциклопедический словарь-справочник. - М., «Росмэн», 1993.
3. Энциклопедия для детей «Экология», т.19 – М. «Аванта +», 2001.
4. Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. - М., «Экология»,1993.
5. Атлас комнатных растений. - М., «Просвещение», 2005.
6. Губарева. Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т.М., Экология человека. Практикум. - М., 2003.
7. Клинковская Н. И., Пасечник Т.В., Комнатные растения в школе – М. «Просвещение», 1986.
8. Ликум А., Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей.- М., Компания «Ключ-С» Филологическое общество Слово» ,1994
9. Нуждина Т. Д., Энциклопедия для малышей чудо – всюду. Мир животных и растений. - Ярославль, «Академия развития», 1998. 10. Прохорова С. Ю. , Фоминых Н. М. Организация экологических исследований в начальной школе. - Ульяновск,2008.
11. Савенков А. И. «Я – исследователь», р/т, Издательский дом «Фёдоров», «Учебная литература», 2010. 12. Сапунов В.Б., Легков В.В. Основы экологии.- С. – П., «Белый город» 1998.
13. Сотник В. Ф. Кладовая здоровья. - М., «Экология», 1999.
14. Танасийчук В. Экология в картинках. – М., «Детская литература», 1989.
15. Фёдорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. Экология человека. - М., «Академия», 2003.
Приложение №1
За каждое «да» прибавляйте себе по 2 очка, за «нет» – 1 очко.
1.В вашей квартире в каждой комнате есть ковёр или палас?
2.Влажную уборку вы делаете 1 раз в неделю?
3.В вашем доме имеется 100 книг?
4.ВЫ вытираете пыль в жилых комнатах 1 раз в неделю?
5.В вашей квартире живёт кошка или собака?
6.Вы держите аквариумных рыбок?
7.У вас есть домашняя птичка?
8.Стены вашей кухни оклеены моющимися обоями? 9.Окна вашей квартиры выходят на проезжую часть улицы с большим движением?
10.В вашем городе есть промышленные предприятия с высокими трубами?
11.В вашей квартире есть сырые углы?
12.Кто-то из членов вашей семьи курит?
Если вы набрали от 15 до 24 баллов, то это значит вы живёте в экологически напряжённой ситуации, вас очень плотно обступают все наиболее распространённые вредоносные носители (факторы) окружающей среды: Домашняя пыль, промышленные и транспортные аэрозоли.
Приложение №2
1. Что такое домашняя экология?
2.Что больше всего подвергается загрязнению?
3.Как лучше очистить воду в квартире?
4.Как обезопасить себя от вредного воздействия пиши на организм человека?
5. Как лучше всего очистить воздух в помещении? (Предложить только один способ.)
Что общего у травы и собаки?
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Л. Нечаев. Яма
Денис-изобретатель (отрывок)
Земля на ладонях. Фантастический рассказ