Работа посвящена 50 – тилетию с того дня, как первый человек побывал в космосе. 12-е апреля – день космонавтики. А ведь космонавтика развивается и сейчас. Началось всё с космодрома Капустин Яр и российских учёных – С.П. Королёва и А.А. Благонравова. К концу ХХ века в космосе побывало около 300 космонавтов, больше 70 из них – российские, за 10 лет ещё столько же. Прогресс на лицо.
В данной работе рассмотриваются космическиеместа России и более детально показываются основные аспекты, потому что в последние годы - годы НТП (научно-технического прогресса) – достижения в исследовании и эксплуатации космоса являются одним из важнейших показателей уровня развития страны.
За очень короткий исторический срок космонавтика стала неотъемлемой частью нашей жизни, верным помощником в хозяйственных делах и познании окружающего мира. И не приходится сомневаться, что дальнейшее развитие земной цивилизации не может обойтись без освоения всего околоземного пространства. Освоение космоса – этой «провинции всего человечества» – продолжается нарастающими темпами.
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya_kosmicheskih_mest_rossii.doc | 191 КБ |
geografiya_kosmicheskih_mest_rossii_dlya_vystupleniya.pptx | 1.15 МБ |
МОУ «Гимназия № 13»
ПРОЕКТ
«География космических мест России»
Выполнил: ученики 8 – Б класса
Артемов Александр
Еремин Андрей
Руководитель: Доценко А. А.
Учитель физики
МОУ «Гимназия № 13»
Новомосковск - 2011
Содержание
Проложенная Ньютоном дорога
Страданий облегчила тяжкий гнёт;
С тех пор открытий сделано уж много,
И верно мы к Луне когда-нибудь,
Благодаря парам направим путь.
Байрон (Дон Жуан)
Написав Дон Жуана в 1823 году, Дж. Г. Байрон не ошибся. В этом году всё мировое научное сообщество и Российское государство празднует 50 – тилетие с того дня, как первый человек побывал в космосе. 12-е апреля – день космонавтики. А ведь космонавтика развивается и сейчас. Началось всё с космодрома Капустин Яр и российских учёных – С.П. Королёва и А.А. Благонравова. К концу ХХ века в космосе побывало около 300 космонавтов, больше 70 из них – российские, за 10 лет ещё столько же. Прогресс на лицо.
В своей работе мы хотим рассмотреть тему «География космических мест России» и более детально узнать ее основные аспекты, потому что в последние годы - годы НТП (научно-технического прогресса) – достижения в исследовании и эксплуатации космоса являются одним из важнейших показателей уровня развития страны.
За очень короткий исторический срок космонавтика стала неотъемлемой частью нашей жизни, верным помощником в хозяйственных делах и познании окружающего мира. И не приходится сомневаться, что дальнейшее развитие земной цивилизации не может обойтись без освоения всего околоземного пространства. Освоение космоса – этой «провинции всего человечества» – продолжается нарастающими темпами.
В положительном плане на космос работают такие тенденции современных международных отношений, как глобализация, усиление интеграционных процессов и регионализма. С одной стороны, они ставят перед космической деятельностью задачи воистину глобального порядка, поскольку только космические средства делают возможным собирать, обрабатывать и распространять в масштабах планеты информацию о состоянии глобальных проблем. С другой – они позволяют объединять усилия и изыскивать средства для решения проблем национальных и региональных, обеспечивая экономическую рентабельность.
Но для отработки технологии нужны хорошие площадки, ведь мужество космонавтов, творчество разработчиков космических аппаратов и труд производителей ракетно-космической техники не могли бы реализоваться, если бы не космодромы. Космодром (от греческого cosmos — «мир, вселенная, мироздание» и dromos — «место для бега») — это комплекс сооружений, оборудования и земельных участков, предназначенный для приёма, хранения, сборки, ис пытаний, подготовки и пуска ракет-носителей (РН) с космическими ап паратами (КА). В зависимости от места расположения космодром имеет одну или несколько трасс пуска (в их направлении проходит активный участок полёта ракет), вдоль которых расположены измерительные пун кты. При выборе места для строительства космодрома учитываются такие факторы, как наличие зон отчуждения (участков незаселённой или мало населённой местности) для падения отделяемых частей ракет в штатных и аварийных ситуациях, а также хорошо развитой сети транспортных и энергетических магистралей. Важно и географическое расположение ме ста старта. Например, в зависимости от широты места старта, меняется добавка к характеристической скорости ракеты за счёт суточного враще ния Земли: дополнительная линейная скорость при заданной мощности РН позволяет вы вести на орбиту в восточном направлении полезный груз (ПГ) большей массы.
Погодные условия в районе космодрома тоже имеют значение — боль шое число безоблачных и, по возможности, безветренных дней в году дают возможность более эффективно использовать оптические средства слежения за полётом РН.
В своей работе мы постараемся осветить все преимущества и недостатки космодромов принадлежащих нашей стране с точки зрения указанных выше факторов. А так же, рассмотрим преимущества строительства нового космодрома на территории России и выгодность вложения средств государством в первый частный космодром.
Космодромов в мире насчитывается более двух десятков. Все они похожи друг на друга, имеют примерно одинаковый набор элементов и различаются лишь размерами. В нашей работе мы рассмотрим космодромы только нашей Родины – космодромы Росси.
Причина схожести космодромов проста: для запуска космических аппаратов используются носители с жидкостными ракетными двигателями.
Это обстоятельство диктует особую процедуру сборки и подготовки к запуску ракет, предполагает определенную конструкцию и габариты пусковых сооружений, и соответствующие меры безопасности. Структура космодрома оказалась бы иной, будь космические ракеты твердотопливными (кстати, таковые уже разработаны), или, скажем, гравитационными (а эти - в далеких планах). Однако сейчас только реактивные двигатели на жидком топливе способны по своим энергетическим характеристикам обеспечить вывод на орбиту тяжелых космических аппаратов, и именно они определяют вид современного космодрома.
Чтобы понять выбор места для строительства космодромов, надо сказать несколько слов о факторах, влияющих на размещение последних в конкретных точках земной поверхности. Одним из самых важных является баллистика полета. Дело в том, что с минимальными энергетическими затратами спутник выводится на орбиту, наклонение которой соответствует географической широте космодрома. Наиболее критична широта космодрома при выведении на геостационарные орбиты, лежащие в плоскости экватора. На них размещают спутники связи и ретрансляторы телепередач, то есть, прежде всего, коммерческие космические аппараты. Космодром для запуска геостационарных спутников должен располагаться в более низких широтах. Каждый градус отклонения от экватора обходится примерно в 100 м/с дополнительного набора скорости космическим аппаратом.
Дополнительное преимущество при старте с экватора состоит в том, что ракета сразу получает скорость 465 м/с в направлении на восток, обусловленную вращением Земли. Поэтому, кстати, траектории запуска ракет обычно прокладываются в восточном направлении. Другое соображение, тоже вытекающее из баллистики полета, связано с размещением так называемых «полей падения», куда падают отработанные нижние ступени ракет. Меньше всего проблем возникает в том случае, когда эти опасные зоны приходятся на акваторию океана. Именно поэтому подавляющее большинство космодромов мира расположено на побережье.
Другим немаловажным фактором был климат. Пуски ракет требовали визуального наблюдения за стартом. С этой точки зрения Байконур был хорош: солнце светит здесь в среднем 300 дней в году. Сыграло роль также наличие путей сообщения и то, что район космодрома отличается невысокой сейсмической активностью.
Наконец, еще одним фактором была скрытность. Космодром стремились разместить подальше от населенных районов, границ и основных транспортных путей.
В такой большой стране, как СССР, внутриконтинентальное расположение космодрома также облегчало создание сети станций слежения (вдоль траектории запуска) и сбор падающих на землю частей ракетных систем. Но вместе с тем такое расположение накладывало жесткие ограничения на траектории возможных запусков. В частности, при создании космодрома в Казахстане его нельзя было разместить южнее - поля падения пришлись бы на населенные районы Средней Азии, а также на территорию Китая. Более того, с Байконура даже нельзя запускать аппараты на орбиту с наклонением около 46° (такова его широта). При таком старте трасса полета пройдет по территории Китая. Поэтому минимальное наклонение орбиты так называемого «прямого» выведения (наиболее экономичного) при старте с Байконура составляет 51° - именно это наклонение было у советских орбитальных станций.
У расположенного на Дальнем Востоке космодрома Свободный таких ограничений по полям падения - ракеты проходят над океаном не было.
Однако, он расположен на широте 52° и потому по наклонениям орбит не имеет преимуществ перед Байконуром. Еще один российский космодром, Плесецк, находится на широте 63°, и для него минимальное наклонение орбит прямого выведения еще больше. Зато он лучше других подходит для запуска космических аппаратов на полярные орбиты, полезные в тех случаях, когда надо обеспечить охват спутниковыми наблюдениями всей поверхности Земли.
Одним из первых космодромов нашей родины является 4-й Государственный центральный полигон МО Российской Федерации (Капустин Яр) создан в соответствии с постановлением Правительства от 3 мая 1946 г. в районе села Капустин Яр Астраханской области, в низовье Волги в точке с координатами 48,4 0 северной широты и 56,5 0 восточной долготы. Край занимает исключительно выгодное географическое положение, являясь связующим звеном между Северным Кавказом и югом России, между Казахстаном и Средней Азией, через Каспийское море она связывает Россию с Иранским направлением. Протяжённость территории с запада на восток между Калмыкией и Казахстаном составляет 120 км, а с севера на юг вдоль Волги и Ахтубы до Каспия - 375 км. Общая площадь области - 44100 км, что составляет 0,3% территории Российской Федерации. На востоке область граничит с Казахстаном, на севере и северо-западе – с Волгоградской областью, на западе – с Республикой Калмыкия.
Климат области характеризуется как резко континентальный, засушливый,
несмотря на близость моря. Среднегодовое количество осадков Астраханской области колеблется от 180-200 мм на юге, до 280-290 мм - на севере области. Зимой осадки выпадают в виде мокрого снега, снега и дождя. Летом ливневые дожди сопровождаются грозами, иногда градом. Основное количество осадков (70-75%) выпадает в теплое время года. Средняя годовая температура воздуха составляет от 10С до 8,5С. максимальная – 42С, а минимальная иногда достигает -30С. Около 70% территории области занимают пустыни и полупустыни. Рельеф - равнинный, с солянокупольными поднятиями.
Однако тогда Капустин Яр фигурировал лишь в перечне одного из
возможных мест дислокации. Рассмотрев нескольких районов области, комиссия во главе с генерал-майором Василием Ивановичем Вознюком вышла с предложением о размещении полигона в пустынном районе Астраханской области, где позднее образовался город ракетчиков – Знаменск. Это место имело ряд преимуществ перед другими: малонаселенность не только в районе будущего космодрома, но и по трассе запускаемых ракет, равнинная полупустынная местность, наличие крупнейшей реки области – Волги, проходящие вблизи железнодорожная магистраль и автомобильная трасса, большое количество солнечных дней в году и, главное, приближенность к экватору, дающая возможность использовать для запусков дополнительную скорость вращения Земли.
Вознюк начал с того, что поехал в Германию и разыскал там своих гвардейцев, выбирал народ для будущего полигона покрепче, понадежнее. Рекогносцировочная группа специалистов за короткое время провела большую работу по выбору места будущего полигона. Были обследованы все семь перспективных районов, собраны и проанализированы материалы по метеорологии, гидрологии, коммуникациям, строительным возможностям и так далее. Был выбран район села Капустин Яр в Астраханской области, и именно его группа рекомендовала для строительства будущего ракетного полигона.
Решение о строительстве полигона в Капустином Яре было принято ЦК ВКП(б) и Советом Министров СССР 23 июня 1947 года. Этим же решением генерал-майору Василию Ивановичу Вознюку поручалось строительство полигона, и он назначался начальником будущего полигона.
На полигон первые офицеры прибыли 20 августа 1947 года. Разбили палатки, организовали кухню, госпиталь. Вместе с гвардейцами Вознюка прибыли военные строители. Условия были тяжелыми, да и какими могли быть "условия" в голой степи. На третий день началось строительство бетонного стенда для огневых испытаний двигателей. В сентябре 1947 года из Тюрингии (Германия) прибыла бригада особого назначения генерал-майора Александра Федоровича Тверецкого. Затем два спецпоезда с оборудованием, сформированные в Германии. За полтора месяца работ к началу октября 1947 года кроме бетонного испытательного стенда были построены стартовая площадка с бункером, временная техническая позиция, монтажный корпус, мост. Провели шоссе и железнодорожную ветку, соединяющую полигон с главной магистралью на Сталинград. Строили много, но только для ракеты. Первое жилье для офицеров было построено только в 1948 году, а до этого строители и испытатели жили в палатках, во времянках, в крестьянских избах. Большую помощь оказывали спецпоезда, которые были оборудованы не только лабораторным оборудованием, но и довольно комфортабельными вагонами для специалистов и начальства. К 1 октября 1947 года Вознюк доложил в Москву о полной готовности полигона для проведения пусков ракет, а уже 14 октября 1947 года на полигон прибыла первая партия ракет А-1 (Фау-2). Еще раньше на полигон прибыли Сергей Павлович Королев и другие специалисты.
С первых дней существования полигон стал базой для проведения летных и наземных испытаний первых отечественных баллистических ракет всех видов, подготовки личного состава боевых расчетов, мощным научно-исследовательским и испытательным центром.
С 18 октября 1947 года начинается отсчет функционирования космодрома Капустин Яр. Именно в этот день в 10 часов 47 минут по московскому времени произведен первый старт баллистической ракеты в СССР. Первая серия пусков была произведена с 18 октября по 13 ноября 1947 года. В этот период были запущены 11 ракет А-1. Были удачи, были отказы, но это касалось ракет, а не наземного оборудования. Первый успешный пуск с полигона Капустин Яр управляемой ракеты Р-1, изготовленной на предприятиях нашей страны, осуществлен 10 октября 1948 г. В июне 1951 г. состоялась первая серия пусков ракет с собаками на борту. В дальнейшем были проведены летные испытания второй серии ракет Р-1, ракет Р-2, Р-11, Р-11М, принятие которых на вооружение явилось важным этапом в оснащении Вооруженных Сил новым, ракетно-ядерным оружием.
20 февраля 1956 года на полигоне Капустин Яр было проведено испытание ракетно-ядерного оружия. Стартовавшая ракета Р-5 доставила ядерную боеголовку в астраханскую степь, где и прогремел ядерный взрыв. На полигоне Капустин Яр проходили пуски межконтинентальной баллистической ракеты Буря в 1957 - 1959 годах. 16 марта 1962 года Капустин Яр из ракетного полигона превратился в космодром. В тот день был осуществлен запуск спутника Космос-1. С космодрома Капустин Яр стартовали небольшие исследовательские спутники, для запуска которых использовались ракеты-носители небольшой мощности.
С 14 октября 1969 года Капустин Яр функционирует как международный космодром. В тот день состоялся запуск спутника Интеркосмос-1, созданного специалистами социалистических стран. Из Капустиного Яра ушли в полет индийские спутники Ариабхата и Бхаскара, французский спутник Снег-3. Большую роль сыграл Капустин Яр в подготовке квалифицированных кадров испытателей ракетно-космической техники и руководящих кадров для новых космодромов. Космодром Капустин Яр взял на себя роль космодрома для "малых" ракет и "малых" спутников Земли исследовательского плана. Эта специализация сохранялась до 1988 года, когда потребность в запусках таких спутников резко сократилась и космические пуски с космодрома Капустин Яр были прекращены. Однако стартовые и технические позиции для ракет-носителей типа Космос постоянно поддерживаются в работоспособном состоянии и, при необходимости, могут быть использованы в любое время.
Байконур расположен в сердце бескрайних казахских степей, скорее даже в зоне полупустынь. Климатические условия этих мест весьма суровы — жаркое, сухое лето и морозная, малоснежная с сильными ветрами зима. Природа здесь своеобразна: редкая травянистая растительность, быстро выгорающая летом, верблюжья колючка и перекати-поле, весной – цветущие тюльпаны и кое-где ирисы, редкие кусты саксаула и казахской «сирени» — вот, пожалуй, весь арсенал растительности этих мест. Иногда на десятки километров тянутся пески, среди которых вдруг полированной гладью проступают ровные и утрамбованные, как асфальт, такыры — высохшие русла рек и озер. И опять солончаковые степи кругом. И только там, где вдруг, среди необозримого простора блеснет пресное озеро, все кругом веселеет: яркая изумрудная зелень, высокие камыши и воздух свежий-свежий. Кажется, что на этой земле нет никакой жизни, но приглядишься и видишь, что ошибся. Черепахи, степные ежи, тушканчики и суслики, фаланги и скорпионы, различные виды ящериц, змей, насекомых и птиц — вот животный мир, населяющий землю вокруг космодрома. И среди этого населения, как сказочные пришельцы из других миров, — огромные стада гордого сайгака, которого спас от истребления человек. Эти дикие бескрайние степи были разбужены грохотом космических стартов. Здесь, как и везде на новых стройках, началось с палаток строителей, а сейчас живет, трудится и растет современный многотысячный город. Когда подлетаешь к Байконуру и смотришь с самолета вниз, то поражает изумительное зрелище: среди голой, пустынной степи вдруг возникает зеленый оазис. Особенно ценишь эту зелень внизу, на земле: ведь в каждый кустик, каждый цветок, каждое деревце вложен труд и забота людей, призванных творить здесь поистине «космические дела».
В 1954 году была создана Государственная комиссия по выбору места строительства космодрома. Председателем комиссии был назначен начальник испытательного полигона «Капустин Яр» генерал-лейтенант артиллерии В.И. Вознюк. Проведя рекогносцировку нескольких районов страны, комиссия вышла с предложением о размещении космодром,а в пустынном районе Казахстана восточнее Аральского моря, в нескольких сотнях километров от поселка Байконыр. Это место имело ряд преимуществ перед другими: малонаселенность не только в районе космодрома, но и по трассе запускаемых ракет, равнинная полупустынная местность, наличие крупнейшей среднеазиатской реки Сыр-Дарьи, проходящие вблизи железнодорожная магистраль и автомобильная трасса, более трехсот солнечных дней в году и, главное, близость к экватору, дающая возможность использовать для запусков дополнительную скорость вращения Земли.
12 февраля 1955 года правительством было принято решение о строительстве космодрома «Байко нур». Руководителем строительства был назначен известный строитель генерал-майор Г.М. Шубников.
В январе 1955 года прибыл первый отряд военных строителей под командованием старшего лейтенанта И.Н. Денежкина. Началось создание производственной базы: закладывались бетонные заводы, растворные узлы, механизированные склады для песка и гравия, организовывалось лесопильное и деревообрабатывающее производство. Одновременно с началом строительства шел процесс формирования самого коллектива создателей космической гавани.
Трудности, с которыми встретились строители космодрома, были связаны не только с суровыми климатическими условиями, но и с неустроенностью
быта и, самое главное, с крайне сжатыми сроками строительства и отсутствием какого-либо опыта в создании подобных объектов. Не выдерживали машины, но люди выстояли.
Один из организаторов и участников создания космодрома М.Г.
Григоренко вспоминал: «...Нигде в мире не было опыта проектирования и строительства столь сложных, по существу, уникальных сооружений и комплексов, как космодром. Требования к точности и долговечности конструкций были пре дельно высокими. Без повседневной изобретательности, творчества, инженерной смелости, без умения идти на риск успеха добиться было бы невозможно. И, я думаю, не случайно руководящий состав строительства составляли фронтовики — люди, прошедшие тяжкие испытания войны, закалившиеся в ее горниле, люди, которых никакие трудности не могли ни испугать, ни остановить».
Несмотря на тяжелейшие условия, в первые месяцы были проложены автомобильная и железная дороги и начато строительство основного объекта — будущего первого стартового комплекса. Для его создания потребовалось поднять около миллиона кубометров грунта и уложить свыше тридцати тысяч кубометров бетона.
Через четыре месяца стартовое сооружение было сдано под монтаж
пускового оборудования. В установленные сроки был сдан и первый монтажно-испытательный корпус.
5 мая 1955 года началось строительство жилого поселка испытателей
космодрома, носившего в раз ное время разные названия: «Ташкент-90», поселок «Заря», поселок «Звездоград», город Ленинск и с декабря 1995 года — город Байконур.
2 июня 1955 года директивой Генерального штаба утверждена организационно-штатная структура 5-го Научно-исследовательского испытательного полигона (НИИП). Эта дата была официально признана днем рождения космодрома «Байконур». Карта размещения основных объектов на космодроме Байконур – приложение 1 рис.8.
15 мая 1957 года со стартовой площадки полигона произведен первый пуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 конструкции С. П. Королева. При первом пуске ракета пролетела 400 км. Пуск оказался неудачным из-за возникшего пожара в хвостовом отсеке.
Р-7, запущенная с 5-го НИИП 21 августа 1957 года, успешно отработала активный участок траектории и доставила в заданный район головную часть. Испытания показали, что ракета Р-7 может вывести на орбиту искусственный спутник Земли.
4 октября 1957 года со стартовой площадки № 1 5-го НИИП ракетой Р-7 выведен на околоземную орбиту первый в мире искусственный спутник Земли (ИСЗ). Масса спутника составила 83,6 кг. Так был начат отсчет космической эры. Первый ИСЗ просуществовал в космосе 92 суток, совершил 1400 оборотов вокруг Земли и прошел при этом путь протяженностью около 60 000 000 км.
3 ноября 1957 года с космодром,а стартовал в космос второй ИСЗ, в герметичной кабине которого находилась собака Лайка, вес спутника составил 508,3 кг.
В 1958 году продолжается отработка ракеты-носителя Р-7 и ее головной части на полигонную дея тельность. Измерительный комплекс космодрома дооснащается новыми радиотелеметрическими станциями.
15 мая произведен запуск ракеты-носителя Р-7, которая вывела на орбиту третий ИСЗ весом 1327 кг.
23 сентября на 5-м НИИП неудачно закончилась попытка запуска космического аппарата к Луне с помощью созданной на базе Р-7 трехступенчатой ракеты «Восток». Неудачные пуски состоялись также 12 октября и 3 декабря 1958 года.
В 1958 году со стартовой площадки 5-го НИИП было произведено 10 пусков (7 ракетой-носителем Р-7 и 3 ракетой-носителем «Восток»).
Новый, 1959 год принес очередную победу по освоению космического пространства. 2 января к Луне стартовал первый в мире космический аппарат. Впервые достигнута вторая космическая скорость и создан первый искусственный спутник Луны, Космический аппарат «Луна-1» был запущен ракетой-носителем «Восток» конструкции С.П. Королева, его масса составила 1472 кг, космический аппарат прошел в 5000 км от Луны. Телеметрические станции измерительного комплекса полигона принимали сигналы лунника на всей трассе до Луны.
Осенью 1959 года была впервые решена задача доставки аппарата на
Луну. Ее выполнила станция «Луна-2», запущенная 12 сентября. На Луну были доставлены шаровой и ленточный вымпелы с изображением Герба Советского Союза с надписью «СССР. Сентябрь 1959».
Через 20 суток, 4 октября, с целью осуществления фотосъемки обратной стороны Луны с 5-го НИИП произведен запуск очередной автоматической станции «Луна-3». Станция сфотографировала почти половину поверхности лунного шара, две трети фотографий составили изображение обратной сто роны Луны. На основании фотографий, переданных станцией «Луна-3», в 1960 году были составлены первые атласы и карта обратной стороны Луны.
В течение 1959 года на полигоне произведено 16 пусков, 14 из которых удачные; продолжает развиваться полигонный измерительный комплекс; завершен второй этап испытаний ракеты Р-7 на полигонную дальность с требуемой точностью.
В январе 1960 года на полигоне были завершены летные испытания ракеты Р-7, и она поступила на вооружение Ракетных войск стратегического назначения.
15 мая запуском ракетой-носителем «Восток» корабля-спутника началась подготовка полета человека в космос.
29 июля 1960 года труд испытателей полигона был по достоинству оценен. За успешные испытания ракеты Р-7 и в связи с 5-летием полигон награжден орденом Красной Звезды.
Второй корабль-спутник, стартовавший 19 августа 1960 года, имел на борту первых живых «испытателей» собак Белку и Стрелку. После 17 оборотов вокруг Земли корабль приземлился в заданном районе. «Испытатели» нормально перенесли полет и приземление. Это был важный этап в развитии мировой космонавтики.
24 октября 1960 года произошла катастрофа при испытании новой
межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 конструкции М.К. Янгеля. При проведении электрических испытаний на заправленной ракете произошел несанкционированный запуск двигателей 2-й ступени. В результате возникшего пожара и отравления парами компонентов топлива погибло 76 военнослужащих и представителей промышленности. Сегодня их имена носят улицы г. Байконура. Ежегодно 24 октября отмечается как День памяти погибших испытателей космодрома «Байконур».
24 декабря стартовал третий корабль-спутник с собаками Пчелкой и Мушкой. Из-за выключения двигателя 3-й ступени спускаемый аппарат отделился и совершил посадку на парашюте в Сибири у реки Нижняя Тунгуска. Животные остались живы.
На конец 1960 года на полигоне построено и принято в эксплуатацию 5
монтажно-испытательных корпусов, 4 старта. Идет подготовка к испытаниям новых образцов ракетно-космической техники. Создана система противовоздушной обороны. В 1960 году воинские части полигона стали привлекаться к несению боевого дежурства.
1 февраля 1961 года был подписан Указ о вручении 5-му НИИП Боевого
Знамени.
9 и 25 марта проведены последние летные испытания космического корабля «Восток» с антропологическими манекенами и животными на борту.
12 апреля 1961 года боевым расчетом 5-го НИИП подготовлен и выведен на ор биту Земли космический корабль «Восток», пилотируемый нашим соотечественником Ю.А. Гагариным. «Восток» совершил 1 оборот вокруг Земли за 1 час 48 минут и приземлился в Энгельском районе Саратовской области.
Впервые в документах о запуске 12 апреля 1961 года 5-й НИИП назван космодромом «Байконур».
6 августа 1961 года произведен запуск космического корабля «Восток» с космонавтом Г.С. Титовым на борту (17 витков, 25 часов полета).
Таким образом, за годы работы с космодрома «Байконур» были запущены спутники серии «Космос», «Метеор», спутники связи и телевидения, навигационные спутники, орбитальные станции «Салют», «Мир», модули «Квант», автоматические межпланетные станции.
В различные годы функционирования космодрома число основных технических сооружений достигало максимального значения.
И все же, несмотря на свое «первородство», Байконур не является самым активным космодромом на нашей планете. Абсолютное мировое лидерство по числу космических запусков принадлежит космодрому Плесецк.
Становление и развитие отечественной космонавтики тесно связано с развитием Вооруженных Сил. Благодаря разработке мощных баллистических ракет, а также упорству и таланту таких людей как С.П.Королёв, первый Искусственный спутник Земли был запущен в нашей стране в 1957 году. Первый спутник, первые межпланетные станции, первый пилотируемый полет, осуществленные за три с небольшим годом, — с таким послужным списком вошла в Мировую историю межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, легендарная королёвская "семерка". Испытания ракеты Р-7 начались весной того же 1957 года. И в этом же году началось строительство
военного объекта особой государственной важности, который сейчас известен всему миру как Первый Государственный испытательный космодром или космодром "Плесецк".
В начале января 1957 года Правительство СССР приняло решение о создании в глухой архангельской тайге военного объекта с условным наименованием "Ангара" — первого ракетного соединения, вооруженного межконтинентальными баллистическими ракетами. К этому времени в Особом конструкторском бюро (ОКБ-1) под руководством С.П.Королева завершалась разработка межконтинентальной ракеты Р-7. Необходимо было начинать строительство стартовых комплексов для этой ракеты.
Выбор места строительства стартовых позиций производился группой специалистов Министерства обороны и ОКБ-1 во главе с генерал-майором И. Ф. Дибровым. Этой группе пришлось решать довольно сложную инженерно-техническую задачу. Будущие стартовые комплексы должны быть размещены как можно дальше от южных границ, вдоль которых разворачивалось строительство американских военно-воздушных баз. Если разместить ракеты в европейской части страны или в Западной Сибири, то они будут стартовать против вращения Земли, а это уменьшает дальность полета головной части. Кроме того, в то время крупногабаритные ракетные блоки могли быть доставлены только по железной дороге и, следовательно, стартовые комплексы не должны были размещаться далеко от железнодорожной ветки.
Перечень требований был довольно обширным, но в первую очередь необходимо было учесть следующие факторы:
Данным требованиям полнее всего удовлетворял Плесецкий район Архангельской области расположенный в 180 километрах к югу от Архангельска неподалеку от железнодорожной станции Плесецкая Северной железной дороги. Располагаясь на платообразной и слегка холмистой равнине, он занимает площадь 1762 квадратных километра, простираясь с севера на юг на 46 километров и с востока на запад на 82 километра с центром, имеющим географические координаты 63 градуса северной широты и 41 градус восточной долготы. Из нескольких вариантов был выбран вариант размещения стартовых позиций на южных склонах долины реки Емцы. Высокие и крутые берега долины и скальный грунт до минимума сокращал объем земляных работ. Протекая с запада на восток и, слегка поворачивая на север, река позволяла разместить вдоль своих берегов несколько стартовых позиций, которые не создавали бы помехи друг другу при пусках ракет. А в довершение ко всему густая и труднопроходимая северная тайга облегчала маскировку этого стратегически важного объекта. Однако, при всех положительных качествах этого места всегда справедливо порой задается вопрос: "Почему для космодрома было выбрано такое необычное место, расположенное далеко на севере?" Ведь считается, что чем ближе к экватору расположено место запуска космических ракет, тем большую массу полезного груза можно вывести на орбиту: при проведении пуска в восточном направлении за счет своего вращения вокруг оси Земля сообщает ракете дополнительную скорость, величина которой зависит от широты точки старта. Чем ближе к экватору, тем больше эта скорость (Для "Плесецка" величина этой дополнительной скорости равна 211 м/с, для "Байконура" — 315 м/с, а на экваторе — 465 м/с).
Первоначально объект "Ангара" не планировалось использовать для запусков космических аппаратов. Его ракетные комплексы должны были стать противовесом американским бомбардировщикам с ядерным оружием на борту. Поэтому возникла необходимость размещения ракетных комплексов подальше от южных границ, вдоль которых строились американские военно-воздушные базы, а также недостаточная дальность стрельбы ракет Р-7 заставляли искать место для строительства только на Севере.
Законы небесной механики таят в себе немало сюрпризов. Теоретически спутник может быть запущен на любую заданную орбиту с любой точки земного шара. Дело в том, что степень влияния вращения Земли на массу спутника, выводимого на орбиту, зависит в первую очередь от величины наклонения плоскости орбиты спутника к экватору. Широта точки старта играет второстепенную роль, влияя в зависимости от требуемого наклонения орбиты, на азимут пуска космической ракеты и выбор баллистической схемы запуска космического аппарата. Географически стартовые комплексы "Ангары" оказались очень удачно расположенными. Баллистические условия проведения пусков ракет с создаваемого Северного космодрома позволяли осуществлять (как по выводимой массе полезных грузов, так и по параметрам начальных орбит) все без исключения космические программы тех лет, включая запуски межпланетных станций и пилотируемые полеты по программам "Восток" и "Восход".
Расположенный в относительной близости от Москвы таежный "Плесецк" по своим климатическим характеристикам и сейчас остается более предпочтительным для осуществления полетов человека в космос, чем "Байконур".
Для решения очень многих научно-исследовательских и практических задач необходимо выводить спутники на полярные и околополярные орбиты, а для таких орбит вращение Земли помогает одинаково, независимо от места старта космической ракеты — на экваторе, в "Байконуре" или "Плесецке".
Особенностью баллистических ракет, которые используются для запусков спутников, является отделение в полете отработавших элементов конструкции — ступеней, головных обтекателей, хвостовых отсеков и т.п. Для безопасного падения отделившихся частей ракет выделяются районы падения, которые должны располагаться в ненаселенной местности. При проведении пусков ракет со стартовых комплексов "Ангары" отработавшие конструкции падают в необжитых районах Крайнего Севера, Сибири и в акватории морей Северного ледовитого океана. Таким образом, Плесецкий район, где расположился объект "Ангара", по всем параметрам удовлетворял всем требованиям к месту запусков космических объектов. Кроме того, практически полностью было завершено создание основной материально-технической базы, и обеспечивалась надежная связь вновь создаваемого космодрома с научными и производственными центрами страны.
В истории становления и развития космодрома можно выделить четыре периода. Первый период охватывает временной интервал с 1957 по 1964 годы, когда в северной тайге были построены и поставлены на боевое дежурство ракетные комплексы первого в нашей стране соединения межконтинентальных баллистических ракет. Это воинское формирование являлось уникальным по своему составу и до настоящего времени не имеет аналогов во всем мире. Объект “Ангара” стал воинским формированием, которое создавалось в начальный период поисков оптимальных конструкций МБР.
Итак, первый период. Первый эшелон со строителями прибыл на станцию Плесецкая в марте 1957 года и в апреле начались расчистка участка и земляные работы на строительной площадке будущей стартовой позиции, сейчас это пусковая установка № 1. Строителям пришлось вести работы в тяжелых условиях. Из-за жестких сроков, по сложившейся традиции (хотели как лучше, получилось – как всегда), строительство основных сооружений началось до прокладки автомобильных дорог с твердым покрытием. По раскисшим после таяния снегов проселочным дорогам, через низинки, превратившиеся весной в топкие болота, буквально на своих руках строители доставляли тяжелую технику к месту работ. Одновременно с закладкой объектов стартовой позиции началось создание производственной базы — бетонных заводов, растворных узлов, механизированных складов для песка и щебня. Поднимались корпуса ремонтных мастерских и бытовых помещений, строилось жилье. Глухая северная тайга. Поблизости от стройки только маленькие поселки лесозаготовителей и деревушки вдоль старинного Петровского тракта, которые даже временно не могли обеспечить всех людей жильем, удовлетворить их элементарные жизненные потребности.
Сам Плесецк представлял собой в ту пору поселок на 56 дворов при железнодорожной станции с небольшим ремонтно-механическим производством и лесопилкой, а также канифольный завод на берегу лесного озера Плесцы. Все нужно было строить заново: дороги, жилье, коммунальное хозяйство, культурно-бытовые объекты и т.п. Первое время четырем с половиной тысячам строителей приходилось жить в палатках и землянках,
да в пяти железнодорожных вагонах (дополнительные вагоны разместить было негде). Так как лётные испытания ракеты Р-7 на Южном полигоне (ныне космодром "Байконур"), как мы уже знаем, начались с неудач - первые пуски этой ракеты заканчивались авариями, то это сказалось на ходе строительства первой пусковой установки объекта "Ангара". Весной 1958 года на ней еще предстояло выполнить большой объем земляных работ. Весенний паводок на таежной реке Емца, на берегу которой шло строительство, принес новые испытания для строителей. Вода заливала котлован, размывала дороги, затапливала технику. Побороть стихию могли лишь те, кто привык к суровым испытаниям. Вот строки из воспоминаний командира бригады полковника Колбасина, который одним из первых прибыл на строительство космодрома: "Первый эшелон с людьми и техникой прибыл к месту работы в морозную ночь. Место для строительства было выбрано в лесу. Приступили к сооружению палаточного городка. День начинался с откапывания имущества, техники, очистки дорог, которые ночью засыпались снегом. Пищу готовили в походных кухнях. Акклиматизацию в палатках прошли все военные строители. Жизнь постепенно входила в свою колею: Электрифицировали поселок, обрел дар речи радиоузел, связав первый жилой городок строителей с миром. И работа пошла веселей. Все подразделения трудились на совесть. С приходом весны появились новые трудности. Дороги размыло, вокруг поселка забурлили реки, разлилось половодье. Строительные материалы и оборудование приходилось возить тракторами. Но темп работы возрастал с каждым днем".
15 июля 1957 года день рождения ракетного соединения, а в последующем ракетно-космического полигона, а затем и космодрома “Плесецк”.
15 мая 1958 года состоялся успешный запуск третьего спутника Земли, и
произошло ускорение строительных работ на объекте "Ангара", которые стали идти широким фронтом. Продолжалось развитие мощной строительной базы, начались заливка бетона и монтаж металлоконструкций на первой пусковой установке, и земляные работы на второй. В этом же году была построена первая в Плесецком районе автомобильная дорога с бетонным покрытием. Она соединила первую пусковую установку со строительной базой.
Весной 1959 года на первой пусковой установке начался монтаж технологического оборудования и специальных технических систем. Впервые он велся по совмещенному графику, одновременно со строительством помещений. Это позволило выиграть время и осенью приступить к комплексным испытаниям, которые завершились 12 декабря 1959 года 15 декабря подписали приемочный акт и 17 декабря 1959 года появляется правительственное постановление о создании нового вида Вооруженных Сил — Ракетных войск стратегического назначения. Первая пусковая установка объекта "Ангара" была готова к проведению пусков ракет.
Продолжалось строительство стартовых комплексов для ракет Р-7, а в августе 1960 года начинается строительство стартовых комплексов для ракет Р-16 на долгохранимых компонентах топлива и с полностью автономной системой управления. В октябре 1961 разворачивается строительство новых стартовых комплексов для ракеты Р-9А. В декабре 1963 года комплексы с ракетами Р-9А были приняты в постоянную эксплуатацию.
Всего в период с 1957 по 1963 годы на объекте “Ангара” было построено 9 стартовых комплексов включающих в себя 15 пусковых установок для четырех типов ракет: Р-7/Р-7А, Р-16, Р-16У и Р-9А.
Второй период в истории космодрома “Плесецк” охватывает временной интервал с 1964 по 1982 годы. Который является периодом преобразования боевого ракетного соединения в испытательный полигон на базе которого либо уже были созданы транспортные космические средства (ракеты типа Р-7), либо предполагалось это сделать (ракеты типа Р-16).
В 1964 — 67 годах были построены монтажно-испытательные корпуса для подготовки и наземных испытаний спутников и космических ракет, стартовые комплексы для проведения пусков космических ракет лёгкого и сверхлёгкого классов, созданных из баллистических ракет средней дальности Р-12 и Р-14. К декабрю 1965 года были закончены работы по переоборудованию пусковой установки № 1 для проведения пусков ракет-носителей “Восток-2” и “Восход”. 14 декабря 1965 года состоялся первый учебный пуск ракеты на вновь созданном испытательном ракетно-космическом полигоне.
Рождение нового космического порта планеты Земля — космодрома “Плесецк” состоялось 17 марта 1966 года, когда ракета-носитель “Восток-2” с искусственным спутником Земли “Космос-112” на борту. Прошел год и новый космодром готовил и проводил пуски космических ракет “Восток-2”, “Восток-2М”, “Восход”, “Космос-2” и “Космос-3М” с семью типами космических аппаратов.
В связи с тем, что новый ракетно-космический полигон решал все более возрастающие задачи по подготовке и запуску спутников, для которых была необходима более мощная испытательная база, одновременно с расширением количества и типов запускаемых спутников шел процесс снятия с боевого дежурства ракетных комплексов, что постоянно находило отражение в структурных изменениях ракетно-космического полигона.
С 1982 года начинается третий этап истории космодрома “Плесецк”. Объективной причиной отделения испытаний баллистических ракет от запусков космических аппаратов явились принципиальные отличия как в конструкциях баллистических и космических ракет, так и в организации процессов подготовки и проведения пусков этих ракет.
В 1993 году проведены новые организационные изменения в структуре космических частей Центра, который послужил основой для Первого космодрома России — космодрома “Плесецк”.
11 ноября 1994 года был подписан Указ Президента Российской Федерации № 2077 о создании 1-го Государственного испытательного космодрома МО РФ (космодром “Плесецк”) в составе Военно-космических сил. Этот указ официально присвоил статус “космодром” самой оживленной космической гавани на планете, откуда более тридцати лет выводятся в околоземное космическое пространство самые разнообразные космические аппараты.
В 1997 году, с началом реформы Вооруженных Сил РФ, начался четвертый этап истории космодрома, когда произошло слияние космодрома и ракетного полигона в единый космодром “Плесецк”.
Космодром “Плесецк” является одним из ключевых элементов национальной транспортной космической системы, гарантирующий России независимый доступ в космическое пространство. В настоящее время наличие космодрома является благоприятным фактором для возрождения национальной экономики и доведения ее до уровня, наступившего XXI века.
Еще одним крупным комплексом по запуску РН и КА в нашей стране является северный космодром – Свободный. После распада СССР (в 1992г.) руководство Военно-космических сил выступило с инициативой о создании нового российского космодрома, расположенного на широте не большей, чем Байконур. Военные рассматривали несколько вариантов его расположения. В итоге осталось два – Советская Гавань в Хабаровском крае и Углегорск в Амурской области. По результатам анализа информации, полученной в результате проведенных в 1993 г. рекогносцировочных работ предпочтение было отдано Углегорску. Приамурье обеспечит максимально широкий спектр наклонений орбит. Отсюда можно эффективно выводить полезные нагрузки на геостационарные и солнечно-синхронные орбиты. Районы падения частей РН лежат вдали от территорий иностранных государств и густонаселенных областей России. Однако по наклонениям орбит новый космодром не имеет преимуществ перед Байконуром. Климат здесь континентальный – холодная, сухая (малоснежная) зима с преобладанием ясной погоды. Среднемесячная температура самого холодного месяца – января -25С – -27С (абсолютный минимум -50С). Максимальная высота снежного покрова 22-24 см. В летний период материк сильно прогревается. С моря на территорию суши начинают проникать воздушные потоки, обуславливая теплое и дождливое лето. Самый теплый месяц – июль среднемесячная температура воздуха +19-21С (абсолютный максимум достигает +37-38 градусов). Годовая сумма осадков 400-800мм. Космодром расположен в квадрате от 51,67 до 50 градусов северной широты и от 128 до 128,5 градусов восточной долготы и предназначен для запусков ИСЗ на орбиты с наклонением от 51 до 110 градусов.
Поселок Углегорск – это 33 жилых 5-этажных дома. Основан в 1961г. С 1969 по 1994г. имел название – Свободный-18. В Углегорске (Свободный-18) на протяжении нескольких десятилетий дислоцировалась 27-я ракетная дивизия РВСН (оснащенная МБР УР-100 а позднее УР-100Н). После подписания договора ОСВ-2 началось ее расформирование. Директивой Министра обороны РФ от 30 ноября 1993г. объекты и часть войсковых частей и подразделений этой дивизии были переданы в состав Военно-космических сил, и на их базе был образован Главный центр испытаний и применения космических средств, перед которым была поставлена задача обеспечить подготовку к пуску в 1996-1997г. РН легкого класса «Рокот» и «Старт».
В соответствии с Планом строительства космодрома развитие его инфраструктуры задумывалось осуществлять поэтапно. На первом этапе создания космодрома предполагалось создание ракетно-космических комплексов (РКК) для обеспечения пусков РН легкого класса типа «Рокот» и «Старт». На втором этапе планировалось разместить здесь стартовый комплекс РН тяжелого класса «Ангара».
Комплекс РН «Рокот», ранее базировавшийся на космодроме Байконур, был рекомендован для размещения на новом космодроме, так как он создан на основе МБР, которыми была оснащена базировавшаяся здесь ракетная дивизия и для него имелась вся основная инфраструктура:
Однако сложная экономическая обстановка в стране и связанное с ним недостаточное финансирование, обусловили медленный темп работ по комплексу «Рокот» в связи с чем 5 января 1999г. вышло постановление Правительства РФ «О создании на космодроме «Свободный» РКК «Стрела» (на базе той же МБР с минимальными доработками). Комплекс предназначен для вывода на околоземные орбиты полезных нагрузок до 2000кг. Создание Комплекса планировалось завершить в 2004г., но из-за проблем с финансированием срок несколько раз переносился. Более оперативно удалось осуществить проект с размещением на космодроме комплекса твердотопливных РН семейства «Старт». Этому способствовало отсутствие необходимости капитального строительства.
Указом президента РФ от 1 марта 1996г. центру был официально придан статус 2-го Государственного испытательного космодрома Министерства обороны РФ «Свободный».
Первый запуск РН Старт-1 с ИСЗ Зея-1 с космодрома «Свободный» был осуществлен 4 марта 1997г. В декабре того же года проведен запуск первого КА дистанционного зондирования Земли иностранного производства «Ear1у Bird» (США). 5 декабря 2000г. проведен запуск Израильского КА дистанционного зондирования Земли EROS –A 1, 20 февраля 2001г. выполнен запуск шведского КА «Odin». 25 апреля 2006г. на орбиту выведен
израильский разведывательный спутник EROS-В1, который будет использоваться министерством обороны Израиля для круглосуточного наблюдения за Ираном.
В начале 2004г. начальник космодрома полковник Тюрин заявил, что до 2007г. не планируется проводить запуски ракет с космодрома. По его словам, это связано с тем, что ракетный комплекс «Стрела» не прошёл государственную экологическую экспертизу.
Проблемой стал гептил — высокотоксичное ракетное топливо. В 2005г. на заседании Совета безопасности РФ было решено в рамках сокращения вооружённых сил ликвидировать и космодром Свободный ввиду малой интенсивности запусков и недостаточного финансирования. Планировалось продолжить эксплуатацию лишь комплекс измерительных средств космодрома в интересах стартующих с Байконура аппаратов. В январе 2007г. командующий космическими войсками Поповкин заявил о том, что космодром Свободный будет законсервирован, а имеющиеся на космодроме ШПУ – уничтожены. Но в результате совместных усилий общественности и администрации Амурской области в середине года руководством страны было принято решение об изучении возможности строительства нового российского гражданского космодрома и 6 ноября 2007г. президент подписал указ о создании космодрома Восточный с использованием инфраструктуры космодрома Свободный. Согласно заявлению первого заместителя Председателя Правительства РФ С. Иванова, «Этот космодром будет создаваться для запуска всех КА гражданского и двойного назначения, для пилотируемой российской космонавтики и для перспективных программ изучения небесных тел». Строительство начнётся в 2010г. после подготовки технико-экономического обоснования, определяющего точное местоположение космодрома.
Первые беспилотные запуски ожидаются к 2015г. Строительство
планируют завершить в 2016г. Первые пилотируемые запуски планируются в 2018г. Полный ввод космодрома в строй планируется в 2020г.
Таким образом, космодром Восточный имеет то же географическое месторасположение, что и Свободный. Критерий выбора места современными специалистами – удобство вывода космических кораблей на орбиту. Это близость Тихого океана, куда будут падать отделяющиеся части, южная широта, относительно незаселенные просторы вокруг, что, в принципе соответствует критериям выбора места для космодрома Свободный. Что до близости границы, так ведь на протяжении своей трехтысячелетней истории китайцы не вели крупных захватнических войн, предпочитая торговать с Россией. Такие же намерения китайской стороны очевидны и в современном мире. В качестве основных технических преимуществ новых «космических ворот» в Амурской области специалисты Роскосмоса называют следующие факторы.
• реализуются все требуемые условия запуска космических аппаратов;
• начальный участок траектории полета ракет-носителей не проходит над густонаселенными районами России и над территориями других стран;
• районы падения отделяющихся частей ракет-носителей расположены в малонаселенных территории России или в нейтральных водах;
• месторасположение космодрома находится вблизи от железнодорожных, автомобильных магистралей и аэродромов.
На сегодняшний день Россия использует два космодрома – Плесецк и Байконур, расположенный в Казахстане, а также стартовую площадку – Капустин Яр. Однако, такая ситуация не устраивает Роскосмос. Дело в том, что Плесецк может использоваться только для пусков малых и средних ракет, и непригоден для реализации пилотируемой программы, поскольку расположен в невыгодных географических координатах. Так, каждый килограмм груза, выводимый на орбиту с Плесецкого космодрома, где-то на 30% дороже, чем байконурский. Байконур, в свою очередь, уже давно не наш, и мы платим Казахстану каждый год по $115 млн. И ничего там строить или развивать не можем. Любые объекты по соответствующим соглашениям перейдут в собственность Казахстана. А с учетом того, что Плесецк – военный объект, то у нас просто нет собственного гражданского космодрома. В этой ситуации таковой должен быть построен в обязательном порядке, по этому новый космодром позволит России обрести полную независимость в решении своих космических задач и постепенно вся пилотируемая программа будет переведена с Байконура в Приамурье. Главным итогом строительства космодрома должно стать создание самодостаточной наземной космической инфраструктуры, способной выполнить все текущие и перспективные задачи космической деятельности России.
Первый этап строительства космодрома "Восточного" планируется завершить к 2020 году. До 2011 года необходимо закончить прием от Министерства обороны объектов расформированного космодрома "Свободный" и организовать их эксплуатацию. Указ о его создании был подписан 6 ноября 2007 года президентом России В. Путиным.
До 2015 года планируется построить обеспечивающие объекты (кислородно-азотный, водородный заводы, систему связи, командно-измерительный пункт, метрологическую станцию), создать инженерную, транспортную и социальную инфраструктуры. Всего будет построено около 250 зданий, включая жилье для работников космодрома. Основные объекты космодрома – стартовый, поисково-спасательный и технический комплексы, жилой город и вторая очередь аэродрома - будут построены до 2018 года.
В отличие от других космодромов в ходе строительства Восточного планируется учитывать оценку воздействия на окружающую среду. Контроль будет осуществляться в ходе государственной экологической экспертизы.
Таким образом, «Восточный» – это шанс для нового толчка к развитию российской и всей мировой космонавтики. Космодром «Восточный» – это тот отправной пункт, где мы должны строить новую космонавтику, откуда мы должны совершить прорыв, одновременно превращая космонавтику в отрасль-локомотив. Этот космодром изначально должен быть международным, потому что на данный момент большинство космических программ являются интернациональными. Космос – это сложнейшая сфера, над которой должны работать лучшие умы человечества. Говорить о закрытом национальном космосе – все равно, что говорить о национальной математике. Без сотрудничества здесь ничего не сделаешь. В мире есть гигантский интерес к нашему новому космодрому, однако, к сожалению, он используется крайне слабо.
Говоря о сотрудничестве не возможно не упомянуть еще об одном космодроме, который стоит особняком в ряду космодромов мира – проект «Морской старт». Во-первых, это единственный (пока) частный комплекс для запуска орбитальных космических аппаратов. Соучредителями являются американская Boeing СSC (40%), российская «Энергия» (25%), британско - норвежская фирма Kvaerner Maritime А.S. (20%) и украинские аэрокосмические предприятия (вместе 15%). Вторая особенность, как явствует из названия, это запуск ракет с воды. Правда, в этом «Морской старт» не является уникальным. Первые проработки проекта начались в 1991 году, а 20 июня 1998 года необычайное судно – стартовая платформа, переоборудованная на верфи в Выборге из морской нефтяной платформы собственным ходом вышло в Балтику, обогнуло Европу, проследовало через Средиземное море и Суэцкий канал и через Индийский и Тихий океаны приплыло в Лонг-Бич. Третья и самая главная особенность – способность «Морского старта» передвигаться, что и делает его таким уникальным. Комплекс состоит из двух морских судов: стартовой платформы «Одиссей» и сборочно-командного судна. «Одиссей» относится к классу полупогружаемых судов. Конечно, он не плавает под водой – и не по силам, и не нужно. Однако перед каждым «рабочим сеансом» плавучий космодром набирает в особые емкости забортную воду и оседает вглубь – для максимальной устойчивости во время старта ракеты. При этом осадка увеличивается весьма значительно, от 7,5 м до 21 м. После запуска воду выкачивают, и платформа вновь приподнимается над поверхностью океана на гигантских поплавках-понтонах.
Основная цель проекта - оказание услуг на коммерческой основе по запуску космических аппаратов с мобильной стартовой платформы морского базирования.
Расположена платформа «Одиссей» в экваториальной зоне в Тихом океане (154 градуса з.д., 0 градусов широты), расположенной вблизи острова Рождества, что предоставляет два очевидных преимущества. С одной стороны, оно, как уже было сказано, позволяет в максимальной степени воспользоваться вращением Земли, с другой – автоматически обеспечивает вывод ракеты-носителя на траектории, лежащие в плоскости экватора. Именно в этой плоскости лежат круговые геостационарные орбиты искусственных спутников (при этом спутник совершает полный оборот вокруг Земли в течение суток и постоянно «висит» над одной и той же точкой земной поверхности).Для запуска спутников «Морской старт» использует ракетный комплекс «Зенит-3SL». Он состоит из двухступенчатой украинской ракеты «Зенит-2S», разгонного блока ДМ-SL и грузового блока, где размещена полезная нагрузка. Ракета может вывести на орбиту с большим апогеем до шести тонн груза. Работает она на керосине и жидком кислороде, поэтому если и загрязняет атмосферу, то лишь углекислым газом.
Первый пуск с макетом спутника массой 4,5 тонны состоялся 28 марта 1999 года из района экватора. К настоящему моменту комплекс выполнил 29 запусков.
В своей работе мы не упомянули МКС – Международную Космическую Станцию. В России существует долгосрочная программа по освоению космоса. В ней центральное место занимает создание собственной орбитальной станции, ведь именно с этих сооружений начинается цепочка наиболее крупных этапов в освоении космоса. Мы надеемся, что через 20-30 лет в работу по нашей теме будет включен рассказ о РОС – Российской Орбитальной Станции. Однако космосом нельзя не делиться. Запретить пользоваться частью космоса все равно, что запретить пользоваться знаниями по физике. Ведь цель исследования космоса служит всему человечеству. Она многогранна. Научное значения космоса – человеку всегда было интересно узнать об окружающем мире, его свойствах. Прикладное – космос служит людям, помогает наблюдать глобальные явления на Земле, результаты исследований используют специалисты в разных областях народного хозяйства. Техническое – исследования веществ, живой и неживой природы в условиях космоса. Экономическое – космос является поставщиком дешёвой солнечной энергии (в частности - Луна).
Подводя итоги, необходимо сказать, что многое уже сделано в освоении космоса в нашей стране, ту работу, которую выполнили наши соотечественники, уважают во всем мире. Однако, после распада СССР наша страна осталась без полноценной космической гавани (ведь Байконур отошел Казахстану). Но проблема не столько в том, что его аренда дорого обходится бюджету, сколько в целом ряде условий, которые постоянно выдвигаются Казахстаном. То необходимо прекратить использование "экологически небезопасных" ракет-носителей, то провести дополнительные выплаты все по той же экологии, то нужно пересмотреть проценты отчислений с каждого коммерческого запуска. Конечно, Россия благодарна Казахстану, который, невзирая на распад, некогда единого государства, приютил наши космические корабли. Но такой стране, как Россия, нужен собственный полноценный космодром. Таким образом, с Байконура Россия все-таки потихонечку уходит. А начало этому было положено решением правительства о строительстве стартового комплекса под принципиально новую многофункциональную ракету-носитель "Ангара" в Плесецке. Создание ракеты и развитие космодрома были названы в числе государственных приоритетов. Под развитие космодрома подготовлена федеральная целевая программа. Были определены объемы финансирования и сроки реализации проекта. Дополнительным свидетельством "ухода" стал полный перенос военных запусков с Байконура во все тот же Плесецк. Однако, как мы выяснили по ходу написания работы, Плесецк не приспособлен для выполнения пилотируемых программ. То есть запустить можно, но это будет связано с такими затратами и сложностями (в том числе перегрузками для космонавтов), что лучше этого не делать. Единственным местом, откуда могли бы проводить такие пуски, был военный космодром Свободный. На его базе к 2018 году и планируется создать гражданский космодром Восточный, с которого должны будут осуществляться все пилотируемые запуски. Тем самым, обеспечивая себе независимость от Байконура, расположенного на территории Казахстана. Таким образом, создание космодрома позволяет реализовать ряд позитивных политических, экономических и других факторов в интересах Российской Федерации. Во-первых, это обеспечение независимости космической деятельности по всему спектру решаемых задач. Во-вторых, повышение устойчивости функционирования и живучести отечественной наземной космической инфраструктуры. В-третьих, создание благоприятных условий для расширения международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе в сфере космической деятельности. В-четвертых, поддержка социально-экономического развития Дальневосточного региона страны, формирование условий для развертывания в регионе высокотехнологичной промышленности и укрепления потенциала научных организаций.
Главный итог: создание на территории страны самодостаточной по своим возможностям наземной космической инфраструктуры, способной обеспечить выполнение задач перспективной космической деятельности Российской Федерации.
Сегодня перед Россией, идущей по пути модернизации и освоения новых технологий в экономике, образовании, медицине, а так же космического пространства открыты новые пути и возможности, получения новых знаний и сведений. С этим багажом наша страна подошла к знаменатальному для себя событию – 50-летию со дня первого полёта человека в космос. Поэтому, именно 2011 год был назван годом космоса. И еще многое предстоит нам сделать в будущем, ведь никогда нельзя останавливаться на достигнутом. Вместе с тем необходимо думать, что останется нашим последователям: кучи космического мусора или чистая орбита? Ведь вместе с научным прогрессом, мы наносим существенный вред природе, оставляя продукты последствий эксплуатации космических кораблей и спутников в космосе, поэтому еще очень многое не продумано и нам есть над, чем работать.
Список используемой литературы
Слайд 1
География космических мест РОССИИ МОУ «Гимназия № 13», 8 «Б» класс. Ерёмин Андрей, Артёмов Александр. Учитель Доценко Анастасия Александровна. г. Новомосковск 2011 год 1Слайд 2
География космических мест России Проложенная Ньютоном дорога Страданий облегчила тяжкий гнёт; С тех пор открытий сделано уж много, И верно мы к луне когда-нибудь, Благодаря парам направим путь. Джордж Гордон Байрон (Дон Жуан) Вперед 2
Слайд 3
С КОГО ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ Вперед Сергей Павлович Королев Анатолий Аркадьевич Благонравов 3
Слайд 4
КОСМОС Вперед 4
Слайд 5
ТЕ, КТО ВПУСТИЛ НАС В КОСМОС Вперед Константин Эдуардович Циалковикий Юрий Алексеевич Гагарин 5
Слайд 6
ЗАПУСК Вперед 6
Слайд 7
ВИД С ОРБИТЫ Вперед 7
Слайд 8
КАРТА КОСМОДРОМОВ ЗЕМЛИ Вперед 8
Слайд 9
Сейсмическая обстановка Географическая широта Поля падения Климат КРИТЕРИИ ДЛЯ ВЫБОРА МЕСТА СТРОИТЕЛЬСТВА КОМОДРОМА Вперед 9
Слайд 10
КОСМОДРОМЫ РОССИИ Вперед 10
Слайд 11
Расположение Россия, Знаменск (Астраханская область) Основан 1946 г. Интересные факты Капустин Яр упоминается в рассказе «Колыбель на орбите» Артура Кларка. Одной из ключевых миссий компьютерной игры UFO Aftermath является задание найти документы в подземной базе, расположенной на полигоне Капустин Яр. «КАПУСТИН ЯР» Вперед 11
Слайд 12
«КАПУСТИН ЯР» НА ФОТО Вперед 12
Слайд 13
УЧАСТНИКИ ПЕРВЫХ ПУСКОВ С ПОЛИГОНА «КАПУСТИН ЯР» Вперед Белянка Пёстрая Пальма Кусачка 13
Слайд 14
СХЕМА РАСПОЛОЖЕНИЯ ОБЪЕКТОВ НА КОСМОДРОМЕ «КАПУСТИН ЯР» Вперед 1 - жилая зона; 2 - стартовый и технический комплекс РН "Космос"; 3 - измерительный пункт . 14
Слайд 15
Расположение Казахстан Основан 2 июня 1955 года (п риказ министра обороны СССР от 03.08.1960 ) Хронология истории космодрома 12.01.1955 Прибытие на разъезд Тюратам первого подразделения военных строителей для подготовки мест дислокации и разворачивания строительно-монтажной инфраструктуры. Начало строительства поселка. 20.07.1955 Начало строительства первой стартовой площадки. 04.10.1957 22 ч. 28 мин. Начало космической эры, запуск первого в мире искусственного спутника Земли с помощью Р-7. 12.04.1961 09 ч. 07 мин. День первого космического полета человека — Ю. А. Гагарина. Начало эпохи непосредственного проникновения человека в космос. 09.05.1962 Президиум Верховного совета СССР установил День космонавтики. 08.05.1965 Указом Президиума Верховного совета СССР полигон награждён Орденом Ленина. 20.02.1986 Выведен на орбиту базовый блок орбитальной станции «Мир». «БАЙКОНУР» Вперед 15
Слайд 16
«БАЙКОНУР» НА ФОТО Вперед 16
Слайд 17
СХЕМА РАСПОЛОЖЕНИЯ ОБЪЕКТОВ НА КОСМОДРОМЕ «БАЙКОНУР» Вперед 17
Слайд 18
ПОЛЁТ ГАГАРИНА Вперед 18
Слайд 19
Расположение Россия Основан 15 июля 1957 Эмблема «ПЛЕСЕЦК» Вперед 19
Слайд 20
«ПЛЕСЕЦК» НА ФОТО Вперед 20
Слайд 21
ТРЕБОВАНИЯ К МЕСТУ РАСПОЛОЖЕНИЯ КОСМОДРОМА «ПЛЕСЕЦК» досягаемость территории вероятного противника; возможность проведения и контроля испытательных пусков в район полигона на полуострове Камчатка; необходимость в особой скрытности и секретности; близость железнодорожного узла; наличие малонаселенных полей падения блоков первых ступеней ракет-носителей. Вперед 21
Слайд 22
КАРТА-СХЕМА КОСМОДРОМА «ПЛЕСЕЦК» Вперед 22
Слайд 23
Расположение Россия Руководящий орган Министерство обороны России Основан 1 марта 1996 года «СВОБОДНЫЙ» Вперед 23
Слайд 24
1 - жилая зона; 2 - технический и стартовый комплекс РН "Старт" и "Старт1"; 3 - измерительный пункт; 4 - стартовый комплекс РН "Рокот"; 5 - универсальный стартовый и технический комплексы РН "Ангара" (проект); 6 - радиопередающий центр; 7 - кислородно-азотный завод (проект); 8 - вертолетная площадка РАЗМЕЩЕНИЕ ОСНОВНЫХ ОБЪЕКТОВ НА КОСМОДРОМЕ «СВОБОДНЫЙ» Вперед 24
Слайд 25
УПРОЩЁННАЯ СХЕМА «СВОБОДНОГО» Вперед 25
Слайд 26
Основан 6 ноября 2007 Расположение Россия Что даёт России новый космодром Независимость космической деятельности по всему спектру решаемых задач: от научных и социально-экономических до пилотируемых программ. Гарантированное выполнение международных и коммерческих космических программ. Улучшение социально-экономической обстановки, развитие местной промышленной базы с привлечением инвестиций и частного капитала в районе создания и космодрома. В перспективе — сокращение затрат на аренду космодрома Байконур. «ВОСТОЧНЫЙ» Вперед 26
Слайд 27
«Сейчас проходит согласование концепции и программы создания космодрома Восточный. Считаю, что решение этого вопроса затянулось – по предварительным планам это должно было быть сделано раньше, масса времени уходит на всякого рода бюрократические согласования. Поэтому прошу, Сергей Борисович ( С.Б.Иванов ), Вас держать это под контролем. И к концу февраля программа строительства космодрома Восточный должна быть принята на Правительстве, а строительство космодрома должно начаться строго по графику.» 25 января 2011 года на заседание Президиума Правительства Российской Федерации В.В. ПУТИН О СТРОИТЕЛЬСТВЕ «ВОСТОЧНОГО» Вперед 27
Слайд 28
«ВОСТОЧНЫЙ» НА ФОТО Вперед 28
Слайд 29
ПРЕИМУЩЕСТВА МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЯ «ВОСТОЧНОГО» реализуются все требуемые условия запуска космических аппаратов; начальный участок траектории полета ракет-носителей не проходит над густонаселенными районами России и над территориями других стран; районы падения отделяющихся частей ракет-носителей расположены в малонаселенных территории России или в нейтральных водах; месторасположение космодрома находится вблизи от железнодорожных, автомобильных магистралей и аэродромов. Вперед 29
Слайд 30
ПЛАН КОСМОДРОМА «ВОСТОЧНЫЙ» Вперед 30
Слайд 31
Основан 20 июня 1998 года Во-первых, это единственный (пока) частный комплекс для запуска орбитальных космических аппаратов. Соучредителями являются американская Boeing СSC (40%), российская «Энергия» (25%), британско - норвежская фирма Kvaerner Maritime А.S. (20%) и украинские аэрокосмические предприятия (вместе 15%). Вторая особенность, как явствует из названия, это запуск ракет с воды. Третья и самая главная особенность – способность «Морского старта» передвигаться, что и делает его таким уникальным. Основная цель проекта - оказание услуг на коммерческой основе по запуску космических аппаратов с мобильной стартовой платформы морского базирования. МОРСКОЙ СТАРТ Вперед 31
Слайд 32
«МОРСКОЙ СТАРТ» НА ФОТО Вперед 32
Слайд 33
Платформа «Одиссей» «ОДИССЕЙ» Вперед 33
Слайд 34
СБОРОЧНО-КОМАНДНОЕ СУДНО Вперед 34
Слайд 35
ЕЩЁ РАЗ О ЛЮДЯХ Вперед Сергей Павлович Королев Анатолий Аркадьевич Благонравов Василий Иванович Вознюк 35
Слайд 36
Вперед Георгий Максимович Шубников Юрий Алексеевич Гагарин Александр Федорович Тверецкий Герман Степанович Титов 36
Слайд 37
Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел , как прекрасна наша планета Люди, будем хранить и приумно - жать эту красоту, а не разру - шать её! Гагарин. ЧТО ГАГАРИН НАПИСАЛ В КОСМОСЕ Конец 37
Огонь фламенко
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Швейня
Есть в осени первоначальной...
Хитрый коврик