Автор в своей работе использовал современные информационно-коммуникационные технологии. Выявил проблему обеспечения доступности образования и указал на её актуальность. При выполнении проектной работы самостоятельно систематизировал материал, предоставленный учителем - координатором, изучил JavaScript — объектно-ориентированный скриптовый язык программирования, создал web- страницы на школьном сайте. В результате работы над проектом создана действующая система обучения школьников по информатике и ИКТ с использованием методических материалов и сетевых технологий.
Материал может быть полезен в качестве методических указаний для создания дистанционного обучения и в других школах.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dostupnaya_sreda.docx | 333 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Перспектива»
ДОСТУПНАЯ СРЕДА
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Предмет: Информатика
Выполнил: Викулин М. А.
ученик 11А класса
Руководитель: Дёмкина Л. Г.
учитель информатики
2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Содержание………………………………………………………………………………..2
Введение……………………………………………………………………………...........3
Факторы, влияющие на необходимость ДО……………………………….…………….5
Преимущества и недостатки ДО………………………...……………………………….7
Систематизация учебного материала…………………..………………………………10
Создание страницы-раздела на сайте и загрузка материалов……………..………….12
Создание страниц-материалов и осуществление ссылок………...………….………..15
Тестирование системы…………………………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………………………………18
ВВЕДЕНИЕ
В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению проблем. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в вузе и на протяжении всей жизни. В Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования формулируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения и саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения школьников в активную познавательную деятельность, в частности, дистанционную.
Целью данного проекта является создание экспериментальной модели дистанционного обучения информатики и ИКТ. Конечным результатом проекта будет действующая система обучения школьников с использованием методических материалов и сетевых технологий.
Задачи проекта:
Дистанционное обучение принято определять как комплекс образовательных услуг, предоставляемых с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от преподавателя до учащегося.
В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.
В ХХI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения еще проще и быстрее. Интернет стал огромным прорывом. Появилась возможность связаться с любым учеником, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать «online» семинары для обучения.
Дистанционное обучение гибко, потому что не требует инфраструктуры для набора учащихся, не обязательно жесткое расписание, оно удобно для людей, живущих в географически отдаленных областях. Эта же гибкость обеспечивает доступ к образованию социальным группам, которым затруднен доступ к обучению в учебном заведении.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕОБХОДИМОСТЬ ДО
На необходимость введения дистанционного обучения в школы влияют следующие факторы:
При организации дистанционного контроля знаний учащихся в рамках образовательного учреждения может быть сформирована база знаний и база тестовых заданий, в результате чего унифицируется и стандартизируется процесс проверки знаний, а также делает контроль знаний массовым и постоянным.
При организации элективных курсов в виде дистанционных продуктов появляется возможность широкого доступа учащихся к данному виду обучения. Существенным плюсом системы является то, что она не замыкается на рамки конкретного образовательного учреждения, а может служить результатом интегрального взаимодействия образовательных учреждений целого региона. В результате взаимодействия объединяются усилия педагогов всех образовательных учреждений, расширяется спектр предлагаемых курсов, у ученика появляется возможность выбора преподавателя для конкретного курса.
Появляются тенденции использования дистанционных технологий для экстерната. В удаленных общеобразовательных учреждениях отсутствуют преподаватели по некоторым предметам. Возникает необходимость сдачи этих предметов экстерном. Но при отсутствии системной подготовки ученика по предмету данная форма обучения для него не всегда приемлема.
Актуальная проблема пропуска занятий школьников в результате болезни не имеет на сегодняшний день системного решения. Ученик, пропустивший одну или две недели занятий, выпадает из образовательного процесса, и восполнить знания он может только через дополнительные занятия с репетитором, либо через самостоятельное освоение пропущенного материала.
Дистанционное обучение может восполнить эти пробелы в системе образования. Кроме того, дистанционное обучение позволяет планировать скорость изучения материала и интенсивность нагрузки. Конечно же, такое обучение предполагает большую долю самостоятельной работы, однако, дистанционное образование проходит под постоянным контролем индивидуального наставника, общение с которым также происходит дистанционно с применением современных интернет-технологий.
ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДО
Рассмотрим преимущества и недостатки дистанционного обучения.
Преимущества:
Недостатки:
Однако это зависит от квалификации преподавателя, качества учебных программ и желания самого учащегося получать знания.
Качество дистанционного обучения достигается за счет:
- удобного индивидуального графика и темпа обучения;
- прекрасно отработанных методических материалов;
- возможности индивидуально выполнять лабораторные работы и практические задания.
Подобное мнение является ошибочным, так как заочное образование основывается на том, что человек занимается полностью самостоятельно. Обучаясь дистанционно, Вы можете присутствовать в классе виртуально, на on-line лекциях. Также существует поддержка преподавателя.
Такая проблема действительно существует, но для её решения можно использовать специальные программы для общения, например skype.
Напротив, система дистанционного обучения устроена так, что достаточно элементарных навыков работы с компьютером, таких как умение включить его и выйти в Интернет.
Отношение учителей к дистанционному обучению:
Разработка и внедрение в школьное обучение педагогических телекоммуникационных технологий может привести к получению качественно нового образовательного результата благодаря существенному изменению форм, содержания и целей образования.
Меркулова Г. А.
Считаю, что применение дистанционного обучения в образовательном процессе – это возможность дать знания тем детям, которые не могут посещать школу или, наоборот, желают получить знания в большем объёме. Подобный вид обучения – это новый уровень образования.
Володичева В. Г.
Дистанционное обучение, как новая форма обучения, безусловно, вызывает интерес у учеников, что повышает мотивацию к обучению. Урок по скайпу позволяет давать индивидуальные консультации и разъяснения.
Широбокова Г. И.
Дистанционное обучение нужно. Если дети находятся на домашнем обучении и живут далеко от школы, то это очень удобно. Мы ведём урок с учеником точно так же, как будто он сидит в классе. Присутствует постоянный диалог между учителем и учеником. А камера предоставляет возможность видеть, что ребёнок пишет и показывает.
Пчелинцева Т. С.
Дистанционное образование, по моему мнению – это новые возможности для детей, которые не могут по каким-либо причинам посещать образовательное учреждение. Поддерживаю внедрение в школы такого способа образования.
Богданов Е. О.
Дистанционное обучение необходимо. Есть часто болеющие дети, проживающее не в микрорайоне Школьный, с которыми необходимо заниматься дистанционно. Это даст возможность, не выходя из школы, объяснить ребёнку новый материал или опросить его. Единственный минус – это соединение с интернетом, которое может подвести.
Сидорова Л. В.
С помощью дистанционного обучения решаются насущные вопросы: обучение детей на дому с ограниченными возможностями здоровья, эта форма полезна для системы профильного обучения, решает кадровый вопрос. Возрастает необходимость в дистанционном обучении в период эпидемий, когда карантин и нет возможности посещать школу. Также дистанционная форма обучения могла бы дать возможность учащимся ликвидировать проблемы в знаниях.
Дёмкина Л.Г.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
В результате проектной работы была получена экспериментальная система дистанционного обучения предмету информатика. Полученная система включает в себя систематизированные методические материалы с удобной навигацией, а также список домашнего задания к каждой теме.
Система дистанционного обучения имеет определённую структуру, представленную на схеме.
Из схемы видно, что родительская категория – «Дистанционное обучение» – будет содержать в себе список предметов (категорий), которые, в свою очередь, подразделяются на материалы.
Все полученные методические материалы были отсортированы и переведены в формат PDF для удобства выкладывания материалов на сайт. Так же для простой навигации между материалами были созданы отдельные таблицы в программе Microsoft Word, основанные на тематическом планировании и содержащие домашнее задание к каждой теме. Одна из полученных таблиц приведена далее.
Тема | Домашнее задание |
Информационные системы | § 24 стр.137, конспект |
Гипертекст | § 25 стр.142, конспект |
Интернет как информационная система | § 26 стр.149 |
WWW- всемирная паутина | § 27 стр.155, конспект |
Средства поиска данных в Интернете | § 28 стр.157, Практикум стр.73-74 |
Web-сайт. Формы на Web | § 29 стр. 160 |
Геоинформационные системы | § 30 стр. 163 |
Базы данных и СУБД | § 31 стр. 169 |
Программа Access: понятие, основные функции, структура | Конспект |
Построение модели данных. Формы | Конспект |
Средство поиска и замены. Фильтры | Конспект |
Создание многотабличной базы данных | § 32 стр. 173, § 33 стр.178 |
Запросы в базе данных. Запросы на выборку. Запросы с параметром | § 34 стр.184, конспект |
Создание отчетов в базе данных | Конспект |
Создание базы данных | Практика |
Моделирование зависимостей между величинами | § 36 стр.192 |
Модели статистического прогнозирования | § 37 стр.196 |
Практическая работа: Метод наименьших квадратов | |
Практическая работа: Прогнозирование по регрессионной модели | |
Корреляционное моделирование | § 38 стр.203 |
Оптимальное планирование | § 39 стр.207 |
Поиск решения задачи | Практикум |
Информационные ресурсы | § 40 стр.213 |
Информационное общество | § 41 стр.218-220 |
Развитие и использование ИКТ | § 41 стр. 221- 224 |
Изменения в сфере образования | Конспект, § 41 стр.225-227 |
Правовое регулирование в информационной сфере. | § 42 стр.229 |
Проблема информационной безопасности | § 43 стр.231 |
СОЗДАНИЕ СТРАНИЦЫ-РАЗДЕЛА НА САЙТЕ И ЗАГРУЗКА МАТЕРИАЛОВ
Сайт школы (perspectiva-school.ru) создан на CMS Joomla!, следовательно, на ней и предстоит работа по осуществлению системы дистанционного обучения.
Система управления содержимым (Content management system, CMS) —информационная система или компьютерная программа, используемая для обеспечения и организации совместного процесса создания, редактирования и управления контентом (то есть содержимым).
Joomla! — система управления содержимым, написанная на языках PHP и JavaScript, использующая в качестве хранилища базы данных MySQL, а начиная с версии 2.5 и MsSQL. Является свободным программным обеспечением, распространяемым под лицензией GNU GPL.
JavaScript — объектно-ориентированный скриптовый язык программи-рования. JavaScript обычно используется как встраиваемый язык для программного доступа к объектам приложений. Наиболее широкое применение находит в браузерах как язык сценариев для придания интерактивности веб-страницам.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
Создание новой страницы со списком категорий в CMS Joomla! осуществляется с помощью создания родительской категории.
В форме добавления категории вводим заголовок «Дистанционное обучение» и нажимаем кнопку «Сохранить и создать».
Теперь необходимо создать остальные категории. Так как целью проекта является экспериментальной модели дистанционного обучения информатики и ИКТ, то категория будет только одна. На этот раз выберем в поле «Родитель» только что созданную категорию «Дистанционное обучение»:
Добавим созданную родительскую категорию в главное меню сайта, чтобы на страницу «Дистанционное обучение» было легко зайти. Для начала необходимо создать новый пункт в Менеджере меню:
В поле «Тип пункта меню» выберем «Список всех категорий», категорией высшего уровня является созданная нами родительская категория.
Теперь необходимо загрузить на сайт подготовленные материалы. Для этого переходим в Медиа-менеджер:
Внизу, в поле «Загрузка файлов», выбираем один из материалов и загружаем его на сайт. Так необходимо загрузить все материалы.
СОЗДАНИЕ СТРАНИЦ-МАТЕРИАЛОВ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ССЫЛОК
Когда все материалы загружены на сайт, можно добавить в таблицу, полученную в первом этапе, ссылки на материалы:
После организации всех ссылок таблицы сохраняются в формате PDF и загружаются на сайт.
Теперь необходимо создать на сайте страницы-материалы для таблиц. С помощью Менеджера материалов создаём новый материал. В заголовке пишем «11 класс», в категории выбираем «Информатика и ИКТ». Затем нажимаем на кнопку «Редактировать HTML код». В открывшемся окне записывается указанный на рисунке код.
Такую же работу необходимо проделать для остальных таблиц.
ТЕСТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ
При нажатии на ссылку «Дистанционное обучение» пользователь попадает на страницу со списком предметов (категорий). Сейчас здесь только один предмет – «Информатика и ИКТ», но в дальнейшем планируется добавление и других предметов.
Если перейти в категорию «Информатика и ИКТ» можно увидеть такую страницу:
При переходе по ссылке в материале «11 класс» открывается таблица тем для 11 класса:
С помощью этой таблицы пользователь может легко перемещаться по методическим материалам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях модернизации российского образования одной из задач, является предоставление широким слоям населения качественного и доступного образования. Современная школа должна создать условия для развития личности учащегося, его индивидуальности, творческих способностей, формирования потребности учиться на протяжении всей жизни, приобретения опыта практической деятельности в различных сферах.
В ходе проектной работы была достигнута цель – создание экспериментальной модели дистанционного обучения. В результате работы над проектом создана действующая система обучения школьников с использованием методических материалов и сетевых технологий.
Благодаря проделанной работе на сайте школы появились систематизированные учебно-методические материалы по информатики и ИКТ.
Полученная система дистанционного обучения обеспечила условия получения знаний без личного контакта учитель-ученик.
В дальнейшем будет произведена работа по расширению этой системы. Будут созданы и загружены на сайт методические материалы и навигационные таблицы по другим предметам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Режим доступа: http://mon.gov.ru/
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Кто должен измениться?
Волшебная фортепианная музыка
Как я избавился от обидчивости