В работе отражены итоги трехлетних наблюдений за группой морских свинок, содержащихся в минизоопарке "Зимний сад". Работа стала призером нескольких областных и всероссийских конкурсов исследовательских работ.
Вложение | Размер |
---|---|
svinki_2004.doc | 247 КБ |
Архангельский областной конкурс
Юношеских исследовательских работ
имени М. В. Ломоносова
Групповые взаимоотношения морских свинок
Назарова Мария
ОЦДО
Кружок «Юный зоолог»
Руководитель
Педагог дополнительного
образования
Миронова Ирина Петровна
ОЦДО, отдел Экологии, туризма и краеведения.
2004
План
1) Введение
2) Характеристика объекта наблюдения
3) Литературный обзор проблемы
4) 1 этап
1. Методика
2. Результаты
3. Выводы
5) 2 этап
1. Методика
2. Результаты
3. Выводы
6) 3 этап
1. Методика
2. Результаты
3. Выводы
7) Общие выводы
8) Список литературы
9) Приложение
В минизоопарке «Зимний сад» областного Центра дополнительного образования, где я занимаюсь в кружке «Юный зоолог», собрана коллекция животных Архангельской области и других регионов мира. Морские свинки у нас составляют самую большую группу. Меня заинтересовал вопрос, как строятся их групповые отношения. Изучив литературу, я нашла много сведений о содержании морских свинок в домашних и лабораторных условиях, уходу за ними, размножению и т. д., но очень мало – об их поведении. Поэтому данная работа строится почти исключительно на моих наблюдениях и предположениях. Данная работа является продолжением и дополнением моей прошлогодней работы.
Цель работы
Изучить взаимоотношения морских свинок, живущих в одной клетке.
Задачи:
В ходе своей работы я хотела бы узнать:
Объекты наблюдения
Морские свинки (род Cavia), отряд грызуны семейства Свинковых. Длина тела до 35 см., хвост снаружи не заметен, задние конечности трех- палые. В природе они обитают на открытых пространствах Южной Америки, включая болотистые окраины лесов. Держатся небольшими группами. Роют норы или занимают чужие. Активны ночью и в сумерках. Половозрелость в 55 – 70 дней. Беременность 60 – 70. Детёнышей 1- 4, размножается весь год, продолжительность жизни до 8 лет.
В наши дни используется как лабораторное животное и как животное для зооуголков; выведено много пород свинок, различных по размерам, окраске и меху .[2]
Литературный обзор проблемы
Многие учёные занимались изучением групповых взаимоотношений животных. «Любое взаимодействие между двумя особями одного вида можно совершенно обоснованно называть «общественным поведением». Этого критерия придерживаются в своих книгах Тинберген и Димонд…[10. с. 288]
«Рассматривая общественное поведение разных типов, мы сосредоточим внимание на так называемых сообществах животных.
Сообщество представляет собой стабильную группу, члены которой поддерживают интенсивную коммуникацию и находятся в некоторых относительно постоянных отношениях друг с другом». [10. с. 288]
Существует два основных типа сообществ: социальное и анонимное.[10, 13,14 ] Анонимные сообщества характеризуются тем, что животные не знают друг друга в лицо, нет группировок и вожаков, однако групповые действия целесообразны. Социальные же сообщества основаны на индивидуальных контактах особей. Социальные сообщества являются более совершенными, так как в них, как правило, существует иерархия доминирования, между членами группы наблюдается кооперация и каждая особь взаимодействует тем или иным путём со всеми остальными.
Различают два основных типа взаимодействий между особями: мирные контакты и агрессивное поведение, то есть «действия животных, адресованные другой особи и приводящие к её запугиванию, подавлению или нанесению ей физических травм» [3]. «Групповое поведение имеет место во всех сообществах. Это совместная деятельность, формирующая жизнь сообщества, которая базируется на различных формах взаимосвязи между особями, причём каждая из них вносит свой вклад, взаимодействуя тем или иным путём со всеми остальными»[13]. Роль, которую играет особь в большинстве сообществ позвоночных зависит от её возраста и пола, следовательно, иерархия в сообществе формируется путём столкновения между особями. «Иерархия доминирования в этологии– ранжирование членов группы согласно относительному значению или доминированию» [4,стр.296]
Существует несколько типов иерархии. Основной из них – линейная и её видоизменения: двухуровневая (в группе есть один доминант и все остальные особи подчинены ему, причём никакая из этих особей не имеет преимущества перед другими по отношению к доминанту) и параллельная (система иерархии при которой сообщество дифференцируется на отдельные социальные группы, которые взаимодействуют между собой.
Изучение литературы о морских свинках не дало должных результатов, так как сведений об их поведении ничтожно мало. Можно отметить большое количество данных о содержании морских свинок и малое - об их поведении, а также большие разногласия у разных авторов по одним и тем же вопросам.
Известно, что морские свинки – общественные животные, мы можем предположить, что их группа является сообществом. Мы должны узнать тип сообщества. Если оно окажется социальным, то вероятно в нём есть иерархия. В таком случае нужно будет выяснить её структуру.
Работа проводилась в 3 этапа:
1 этап – Сентябрь – октябрь 2002 года
– наблюдения за группой животных, состоящей из 17 морских свинок (среди них – 2 самца и 3 новорожденных детёныша)
Методика
Животные находились в высокой клетке площадью150х80 см .(См. схему 1 в приложении). В процессе предварительного наблюдения были выявлены типичные позы и движения изучаемых животных и составлена этограмма.
Наблюдения проводились ежедневно, в период с 15 до 17 часов, по 8 наблюдений в день, при помощи метода временных срезов. Затем данные общие таблицы (Таблицы №№ 1,2).
Результаты
Свинки чаще всего находятся все вместе в следующих местах: во время кормления – около миски с едой, если подходит к клетке человек, все подбегают к дверце, отдыхают свинки в кювете.(Табл.1) Это указывает на высокую степень синхронизации деятельности морских свинок.
Выводы
При обработке результатов выявлены следующие закономерности:
1. В различных видах деятельности чётко прослеживается тип сотрудничества «Делай как я» или принцип «симпатической индукции» [13]следовательно, свинки являются социальными животными.
2. Порядок взаимного расположения свинок во время кормления и во время отдыха меняется незначительно; (Таб. №2 и №3),
3. Прослеживаются индивидуальные различия в порядке взаимного расположения свинок.
4. Следовательно сообщество морских свинок является социальным и необходимо выяснить наличие в нём иерархии.
2 этап – апрель 2003 года –
Методика
Животные находились в той же клетке. Изменился состав группы.
При изучении взаимоотношений свинок были использованы различные методы:
1. Ограничение доступа к пище.
Наблюдения проводились в первой половине дня до кормления животных или во второй половине дня, но перед этим свинок очень мало кормили.
Вариант 1: место обычного отдыха свинок – кювета – отгораживалось от второй половины клетки, в которой находилась пища, картонной перегородкой с отверстием такого размера, чтобы могла пройти только одна свинка. Отверстие открывали и фиксировали в таблицу порядок прохождения через него свинок. Фиксировали также общее время прохождения всей группы через отверстие. После предварительной серии из 10 опытов, во время которой животные усвоили, что за отверстием скрывается пища, было поведено 5 серий по 6 опытов, результаты обобщены в таблице 5. По итогам каждой свинке присвоен соответствующий ранг (ранг А): той свинке, которая чаще других первой подбегала к кормушке – ранг 1, той, которая чаще других подбегала второй – ранг 2 и т. д.
Вариант 2: группе свинок давался кусок пищи (сухарь, морковка, кусок капустного листа), фиксировалось, кто у кого его отбирает. Результаты обобщены в таблице №6. По итогам таблицы каждой свинке присвоены ранг Б (кто чаще отнимает пищу у других – ранг 1, кто немного реже – ранг 2 и т. д.) и ранг В (у кого реже всего отнимают пищу – ранг 1, у кого немного чаще – ранг 2 и т. д.)
2. Социометрический метод
С помощью метода хронометража изучалось количество и направленность проявлений агрессивного поведения у свинок: в течение 10 минут фиксировали, сколько раз одна из свинок толкала или кусала других. В следующие 10 минут проявления агрессии фиксировали у другой свинки и т. д. Всего было выполнено 3 серии таких наблюдений. Результаты обобщены в таблице 7. По итогам таблицы каждой свинке присвоен ранг Г (кто чаще всех кусает и толкает других – ранг 1, кто немного реже кусает и толкает других – ранг 2 и т. д.) и ранг Д ( кого реже всех толкают и кусают – ранг 1, кого толкают и кусают немного чаще – ранг 2 и т. д.)
Сравнение всех видов присвоенных свинкам рангов приведено в таблице 8.
Результаты
1. Время прохождения группы через отверстие в предварительной серии опытов уменьшалось от 4,5 минут до 20 секунд. В течение основных серий опытов данный показатель колебался от 15 до 40 секунд. Значит, все свинки усвоили, что за отверстием в картонной стенке их ожидает кормушка и порядок прохождения отверстия может зависеть либо от общей активности животного, либо от его иерархического положения в группе, но не зависит от скорости обучения данного животного, в отличие от предварительной серии опытов.
2. Чаще всего первой у миски оказывается Дама, второй – Пегая, третьим – Новый, 4 –я – Ч/г, 5-й – Р/г, 6 –й – Б/г, 7-я – Морскуша, причём Морскуша чаще других свинок (11раз) совсем не проходила через отверстие.
3. Свинки проходят через отверстие очень дружно, одна за другой, сразу после его открывания в течение короткого времени. Если в течение минуты какая-либо свинка не прошла на ту сторону клетки, где кормушка, то она уже не проходит, пока другие свинки не начнут возвращаться назад.
4. Не всегда свинки проходят через отверстие и сразу бегут к кормушке, значит, их влечёт на другую сторону клетки не столько голод, сколько «стадное чувство». Таким образом, здесь в поведении свинок проявляется принцип «симпатической индукции» [13. стр.25]
5. Изучение порядка отбирания корма свинками друг у друга также не дало однозначной информации об иерархическом положении свинок в группе. Ранги Б и В (табл. 6 и 8) скорее противоположны друг другу, чем сходны. Возможно, что результаты данного эксперимента показывают не положение свинок в группе, а их относительную двигательную активность. Уточнить это можно при помощи сравнения данных таблиц 5 и 6 с результатами изучения проявлений агрессивного поведения (табл.7).
Изучение проявлений агрессии также даёт неоднозначные результаты, но из таблиц 7 и 8 видно, что чаще всех толкает и кусает других свинок самец Б/г, а его ни разу ни кто не толкнул, ни укусил, он же чаще всех отбирает у других корм (ранг Б) , на втором месте по сочетанию этих показателей находится Дама, она же чаще всех первой оказывается у кормушки. Заметно большое сходство рангов у самца Р/г. У Морскуши выявляется парное сходство рангов А и Б, Г и Д, а ранг В им противоположен. Такое сочетание может указывать либо на общую пассивность свинки, которая может быть связана с большим сроком беременности, или на разное отношение к ней других свинок во время кормления и в других ситуациях. Интересно, что ранги свинок в случаях Б (кто отнимает пищу) и в случае В (у кого отнимают пищу) сходны. Возможно, они показывают общую активность свинок, а не их иерархическое положение в группе.
Выводы:
3-й этап. Сентябрь - ноябрь 2003г.
Наблюдения проводились за группой свинок, состоящей из 4 особей.
Методика
Состав группы полностью изменился. Свинкам были присвоены порядковые номера.
На данном этапе работы основное внимание уделялось изучению количества и направленности контактов между отдельными особями свинок с помощью социометрических методов.
Результаты
Выводы:
1. Данные наблюдений показывают, что наиболее вероятно именно эусоциальное сообщество, так как:
- Чужая особь, атакуется одним из лидеров.
- Свинки реагируют на звуковые сигналы друг друга
- Самки могут кормить детёнышей друг друга.
2. Судя по результатам наблюдений различных групп морских свинок у них есть парралельная иерархия, то есть у самок есть своя иерархическая структура, у самцов – своя. Это можно доказать следующими фактами:
- Некоторые свинки подходят к еде последними, причём одни и те же
- В группе морских свинок есть лидирующий самец и лидирующая самка
- Агрессия, как правило, направлена в одну сторону.
Приложение
Таблица 1 Взаимное расположение свинок во время отдыха, (%количества случаев от общего числа наблюдений данного явления)
№ свинки | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
одна | 64 | 42 | 21 | 5 | 26 | 21 | 23 | 34 | 32 | 16 | 19 | 15 | 6 | 11 | 2 | 4 | 1 | 1 |
с краю | 29 | 43 | 45 | 20 | 29 | 19 | 46 | 59 | 35 | 72 | 68 | 53 | 51 | 62 | 14 | 11 | 4 | 6 |
в центре | 7 | 15 | 34 | 75 | 45 | 60 | 31 | 7 | 33 | 12 | 13 | 32 | 43 | 27 | 84 | 85 | 95 | 93 |
Таблица 2 Взаимное расположение свинок во время кормления, (%количества случаев от общего числа наблюдений данного явления)
№ свинки | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
одна | 50 | 20 | 30 | 5 | 23 | 13 | 5 | 22 | 10 | 21 | 14 | 10 | 28 | 12 | 7 | 2 | 6 | 4 |
с краю | 40 | 55 | 55 | 55 | 65 | 64 | 36 | 54 | 58 | 64 | 40 | 48 | 54 | 49 | 53 | 34 | 25 | 26 |
в центре | 10 | 25 | 15 | 40 | 12 | 23 | 59 | 24 | 32 | 5 | 46 | 42 | 18 | 39 | 40 | 64 | 69 | 70 |
Таблица 3. Порядок подхода свинок к кормушке, (количество раз)
свинки | Р/г сам | Б/г сам | Нов/сам | Дама | Пегая | Морскуша | Ч/г |
Первые | 1 | 3 | 7 | 9 | 6 | 2 | 3 |
Вторые | 4 | 7 | 6 | 8 | 2 | 3 | |
Третьи | 4 | 5 | 6 | 3 | 8 | 1 | 3 |
Четвёртые | 3 | 6 | 3 | 5 | 4 | 8 | |
Пятые | 7 | 2 | 3 | 4 | 4 | 5 | 5 |
Шестые | 8 | 7 | 3 | 2 | 6 | 2 | |
Седьмые | 2 | 4 | 1 | 3 | 4 | ||
Не подошли | 1 | 3 | 1 | 11 | 2 | ||
Ранг А | 5 | 6 | 3 | 1 | 2 | 7 | 4 |
Таблица 4. Порядок отбирания корма свинками друг у друга (количество раз)
Кто отнимает | У кого отнимает | ||||||||
Р/г | Б/г | нов | Дама | Пегая | Морскуша | Ч/г | всего | Ранг Б | |
Р/г | -------------- | 6 | 3 | 5 | 3 | 2 | 3 | 22 | 4 |
Б/г | 6 | -------------- | 2 | 9 | 13 | 0 | 2 | 32 | 1 |
Нов | 2 | 6 | -------------- | 2 | 4 | 0 | 2 | 16 | 6 |
Дама | 5 | 5 | 3 | -------------- | 7 | 2 | 2 | 24 | 3 |
Пегая | 8 | 4 | 3 | 6 | -------------- | 1 | 4 | 26 | 2 |
Морскуша | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | -------------- | 0 | 9 | 7 |
Ч/г | 5 | 3 | 4 | 2 | 5 | 0 | ------- | 19 | 5 |
всего | 27 | 26 | 16 | 26 | 35 | 5 | 13 | 148 | |
Ранг В | 2 | 3,5 | 5 | 3,5 | 1 | 7 | 6 |
Таблица 5. Проявления агрессивного поведения у свинок, (количество раз)
Кто толкает | Кого толкает | ||||||||
Р/г | Б/г | нов | Дама | Пегая | Морскуша | Ч/г | всего | Ранг Г | |
Р/г | ----------- | 3 | 3 | 1 | 1 | 1 | 9 | 4 | |
Б/г | 14 | ---------- | 36 | 1 | 22 | 1 | 6 | 80 | 1 |
Нов | 1 | -------------- | 1 | 16 | 6 | 3 | 27 | 2 | |
Дама | 11 | 3 | -------------- | 2 | 3 | 2 | 21 | 3 | |
Пегая | 1 | 1 | 1 | -------------- | 3 | 1 | 7 | 6,5 | |
Морскуша | 1 | 3 | 3 | -------------- | 1 | 8 | 5 | ||
Ч/г | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | ------- | 7 | 6,5 | |
всего | 29 | 0 | 47 | 10 | 43 | 16 | 14 | 159 | |
Ранг Д | 4 | 1 | 7 | 2 | 6 | 5 | 3 |
Таблица 6.Сравнение рангов активности свинок по результатам таблиц №3, №4 и №5
Свинки | Р/г | Б/г | Новый | Дама | Пегая | Морскуша | Ч/г |
Ранг А | 5 | 6 | 3 | 1 | 2 | 7 | 4 |
Ранг Б | 4 | 1 | 6 | 3 | 2 | 7 | 5 |
Ранг В | 2 | 3,5 | 5 | 3,5 | 1 | 7 | 6 |
Ранг Г | 4 | 1 | 2 | 3 | 6,5 | 5 | 6,5 |
Ранг Д | 4 | 1 | 7 | 2 | 6 | 5 | 3 |
Таблица 7. Взаимные контакты морских свинок, % от общего количества контактов данной свинки
Кто контак-тирует | С кем контактирует | Всего | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | *** | 6 | 50 | 44 | 100 |
2 | 48 | *** | 20 | 32 | 100 |
3 | 6 | 21 | *** | 73 | 100 |
4 | 62 | 13 | 25 | *** | 100 |
всего | 116 | 40 | 95 | 149 | 400 |
Ранг Д | 2 | 4 | 3 | 1 |
Таблица 8. Агрессивные контакты свинок, % от общего количества агрессивных контактов данной свинки
Кто толкает | Кого толкает | Всего | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | *** | 11 | 68 | 21 | 100 |
2 | 7 | *** | 76 | 17 | 100 |
3 | 0 | 0 | *** | 0 | 0 |
4 | 35 | 6 | 59 | *** | 100 |
всего | 42 | 17 | 203 | 38 | |
Ранг Д | 2 | 4 | 1 | 3 |
Прекрасная арфа
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Ночная стрельба
Осенняя паутина