ПРОЕКТ по математике
Вложение | Размер |
---|---|
chisla_vokrug_nas.doc | 50 КБ |
Выполнили : Чеканова Дарья
Попова Екатерина
Руководитель: Политова Т.А.
Цели и задачи исследования
В ходе этого исследования мы бы хотели узнать откуда взялось число, как оно трансформировалось в ту систему записи, которая общепринята во всем мире, какие еще существуют и существовали ранее обозначения чисел.
Актуальность проблемы
Современному человеку трудно представить себе математику без обозначений чисел и арифметических действий. Но ведь когда-то же этих обозначений не существовало. А тогда откуда они взялись? И почему именно такие, а не иначе? И вообще много ли их существовало? Ни для кого не секрет, что всюду и повсеместно каждое мгновение наша жизнь наполнена цифрами и числами: день недели, номер автомобиля, магазинный ценник, штрих-код на книжной обложке, количество калорий в пирожном и сколько дней осталось до каникул?.. Вся наша бытность состоит из арифметики, простой или сложной, у нас есть счастливые числа и памятные даты и мы не мыслим свою жизнь без количественной системы счисления. Мы никогда не задумываемся о значимости чисел в нашей культуре, общении и о том, что этим нехитрым знакам можно подчинить все на свете.
Ход исследования
Основная часть Исследование
2. О числах в жизни и литературе
1. История числа
2. Священные числа
3. Простые и составные числа
4. Числа в пословицах
5. Числа в художественных произведениях
6. Числа в скороговорках
7.Числа в загадках
Реализация проекта:
1. История числа
Древние культуры были в большей степени ориентированы на устную речь, на устное обучение, чем современная. Тем не менее, ясно, что практическая необходимость порой заставляла фиксировать точное число каких-либо предметов – например, для целей обмена, расчета числа дней и т. д. Человечество выработало целый ряд различных систем записи чисел – различных нумераций.Одним из древнейших способов фиксации чисел состоял в обозначении каждого предмета некоторой совокупности одним и тем же значком, обозначавшим единицу. Таким образом, число изображалось соответствующим количеством единиц. Такая система записи называется единичной нумерацией. В 1937 в Моравии (на территории современной Чешской Республики) была найдена относящаяся к 3 тысячелетию до н. э. волчья кость с 55 глубокими зарубками; это старейшая из известных в настоящее время записей числа (если, конечно, это действительно запись числа, а не что-либо другое, например, специфический орнамент). В позднейшее время числа тоже обозначались зарубками: еще в XIX в. в Западной Европе применялись деревянные бирки, на которых зарубками фиксировались долги (одна такая бирка оставалась у должника, а другая – у кредитора); у других народов для тех же целей применялись веревки с соответствующим числом узелков (в некоторых районах Китая и Японии такая практика сохранилась до XX в.). Но в чистом виде единичная нумерация не очень удобна, если речь идет о числах, скажем, больше 10: такие обозначения перестают быть наглядными, зарубки или узелки становится слишком долго пересчитывать. Для простоты их группируют в совокупности по 3, по 5 или как-нибудь еще (как, например, штрихи, соответствующие миллиметровым делениям на линейке, сгруппированы по 5). Таким образом возникла необходимость изобретать различные системы счислени.
История "арабских" цифр
Написание арабских цифр состояло из отрезков прямых линий, где количество углов соответствовало величине знака. Вероятно, кто-то из арабских математиков когда-то предложил идею - связать числовое значение цифры с количеством углов в ее начертании.
Выглядели они приблизительно так:
Посмотрим на оригинальное изображение арабских цифр и видим, что:
0 - цифра без единого угла в начертании;
1 - содержит один острый угол;
2 - содержит два острых угла;
3 - содержит три острых угла (правильное, арабское, начертание цифры получается при написании цифры 3 при заполнении почтового индекса на конверте);
4 - содержит 4 прямых угла (именно этим объясняется наличие «хвостика» внизу цифры, никак не влияющего на ее узнаваемость и идентификацию);
СВЯЩЕННЫЕ ЧИСЛА
Простые и составные числа
Число называется ПРОСТЫМ, если оно имеет два делители: 1 и само это число.
НАПРИМЕР: 2,3,5,7…
Число называется СОСТАВНЫМ, если оно имеет более двух делителей.
НАПРИМЕР: 4, 6, 8, 9…
Число 1 не является ни составным, ни простым числом.
Вывод
Невозможно представить современную жизнь без чисел, они вокруг нас, мы живем среди них, они нам нужны, как солнце, воздух и вода.
Числа ведут нас по жизни изо дня в день, из года в год. Они с нами дома и в школе, до и после уроков.
Знание истории числа поможет овладеть математикой, понять ее законы.
Проследив основные этапы зарождения чисел, их различных систем записей у разных народов, необходимо сделать такой вывод: не зря многие ученые умы интересовались понятием числа, раскрывали его тайны. Да и в наш технократичный век, когда с числами сталкиваешься повсеместно (на денежных знаках, ценниках, компьютерах, панелях стиральных машин и т.д.) это понятие не утратило своей актулаьности. Трудно себе представить как современный человек смог бы прожить, если бы когда-то, много тысчелетий назад, не была бы приоткрыта тайна великих и загадочных чисел.
Список ресурсов
Мир чисел. Занимательные рассказы о математике.-С-Пб.:МиМ-ЭКСПРЕСС,1995.-158с.
Кузьмищев В. А. Тайна жрецов майя. 2-е изд. — М., «Молодая гвардия», 1975
Г. И. Глейзер, История математики в школе, 1964
И. Я. Депман, История арифметики, 1965
http://www.svoboda.org - А.Костинский, В.Губайловский, Триединый нуль
http://school-collection.edu.ru история чисел
И. Я. ДЕПМАН, Н. Я. ВИЛЕНКИН «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА МАТЕМАТИКИ»
Э.Р. НУРК, А.Э.ТЕЛЬГМАА «МАТЕМАТИКА 5 КЛАСС»
А. П. САВИН «ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ЮНОГО МАТЕМАТИКА»
http://sch69.narod.ru/mod/1/6506/hystory.html
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Астрономический календарь. Март, 2019
Снегири и коты
Лиса-охотница
Крутильный маятник своими руками