Исследовательская работа
по теме
«Женские головные уборы Тверского края
XIX в- XXв. »
Работу выполнила
ученица 6 «А» класса
МОУ СОШ № 9
Цветкова Ирина Владимировна
Учитель: Лисичкина Зинаида Александровна
Ржев,2012
Содержание
1. Введение
2. Цели и задачи
3. История головных уборов
4.Головные уборы Тверского края.
а) Кокошник
Б) Повязка
5. Вывод
6. Литература
7. Приложение
Введение
Народный костюм является важным историческим источником. Русский костюм может рассказать об эпохе, традициях, обычаях и нравах.
Современная мода вытеснила элементы старинной одежды из наших гардеробов. В нашей школе в кабинете технологии есть русский костюм, но не хватает головного убора. А как выглядел головной убор? Что носили девушки по праздникам и в обычной жизни? Я решила найти ответы на эти вопросы. Я понимаю, как важно изучать и помнить историю нашего края, поэтому с удовольствие взялась за эту работу. Настоящая работа посвящена изучению русского головного убора Тверского края конца 19в и начала 20 века.
Цели моей работы
Изучение теоретического материала по теме «Русский головной женский убор»
Изучение правил кроя головных уборов
Изготовление выкроек, пошив изделия и подбор украшений
И основная задача:
изготовление образцов женских головных уборов в натуральную величину- кокошник, который носится на платок, повязка (девичий венец).
История русских головных уборов
Головной убор нёс идею неба, изображения солнца мирового древа, устремляющегося в небо, изображающего птицу. Сами названия женских головных уборов являются «птичьими»: «кокошник» ( от «кокошь»- петух, курица), «кика», «кичка»(утка) и т. п. Часто головные венчики окружающие голову, рассматриваются, как символ горизонта, круговой линии соприкосновения неба с землёй.
История кокошника полна тайн и загадок, а точного времени его появления не знает никто.
Кокошник — старинный русский головной убор в виде опахала или округлого щита вокруг головы. Кичка и сорока носились только замужними женщинами, а кокошник — в том числе незамужними. Кокошник представляет собой лёгкий веер из толстой бумаги, пришитый к шапочке или волоснику; он состоит из убранного начельника и донца, или начельника и волосинка, со спуском позади ленты. В XIX в. бытовал в купеческой и крестьянской среде (главным образом в северных губерниях), а в допетровской Руси — и в боярской.
Характерная черта кокошника — гребень, форма которого в разных губерниях была различной. Так, например, в Псковской, Костромской, Нижегородской, Саратовской и
Владимирской землях кокошники напоминали по форме наконечник стрелы. В
Симбирской же губернии женщины носили кокошники полумесяцем. В других
местах схожие с кокошниками головные уборы назывались «каблучок»,
«наклон», «злотоглав», «рогачка», «кокуй», или, например, «сорока».
Кокошники делали на твёрдой основе, сверху украшали парчой, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых — драгоценными камнями.
Кокошники были очень разнообразны по конструкции и характеру украшений. При этом главной их особенностью было то, что они плотно охватывали голову женщины, закрывая волосы, заплетенные в две косы и уложенные венком или пучком.
Обычай закрывать волосы замужней женщины с глубокой древности известен всем славянским народам Восточной и Западной Европы и связан с дохристианскими религиозными представлениями. В русской деревне принято было считать, что женщина с непокрытой головой может принести несчастье дому: вызвать неурожай, падеж скота, болезни людей и т. д.
Кокошники изготавливались обычно профессиональными мастерицами, продавались в деревенских лавочках, городских магазинах, на ярмарках или делались на заказ. Крестьяне бережно хранили кокошники, передавали их по наследству, часто они использовались несколькими поколениями. Кокошники считались большой семейной ценностью.
Кокошник считался праздничным и даже свадебным головным убором. Его расшивали различными орнаментами-оберегами и символами супружеской верности и плодородия, т. о. кокошник был не только украшением женщины, но и ее оберегом.
В старину девицы молились о своем замужестве в день Покрова такими словами: «Покров Пресвятая Богородица, покрой мою буйную голову жемчужным кокошничком, золотым подзатыльничком!»
В Симбирской губернии впервые его одевали в день свадьбы, а затем носили по большим праздникам до рождения первого ребенка. Изготавливали кокошники в городах, в больших селах и монастырях специальные мастерицы-кокошницы. Они вышивали золотом, серебром и жемчугом дорогую ткань, а затем натягивали ее на твердую (берестяную, позже картонную) основу. Кокошник имел матерчатое дно. Нижний край кокошника часто обшивали поднизями - сеткой из жемчуга, а по сторонам, над висками крепили рясна - низко спадающие на плечи нити жемчужных бус. Такой убор стоил очень дорого, поэтому кокошники тщательно сохранялись в семье и передавались по наследству.
Орнамент очелья кокошника обязательно состоял из трех частей. Позумент - металлическая ленточка - обрисовывает его по краям, а внутри каждой части "канителью" (витая проволочка) вышивается орнамент - оберег. В центре располагается стилизованная "лягушка" - знак плодородия, по бокам - S-образные фигуры лебедей - символов супружеской верности. Тыльная часть кокошника вышивалась особенно богато: стилизованный куст символизировал древо жизни, каждая веточка которого - новое поколение; часто располагалась над веточками пара птиц, символ связи земли и неба и брачующейся пары, в лапках птиц - семена и плоды. Таким образом, кокошник не просто украшал головы, а был женским оберегом.
Более поздние кокошники в виде шапочки орнаментированы просто красивым орнаментом свадебной символики "виноград и роза", появившейся в вышивке под влиянием городской моды, и олицетворявшей в народном сознании "сладка ягодку и аленький цветочек".
Женский головной убор в своих формах и декоре более других частей костюма сохранял архаичные черты, содержит многочисленные временные напластования. Головные уборы хранились в семьях из поколения в поколение и были непременной частью приданного невесты из зажиточной семьи.
Петр I своими указами запретил боярышням носить этот головной убор. Но кокошник выжил в крестьянской среде как атрибут праздничной или свадебной одежды.
В Екатерининскую эпоху возрождается интерес к русской истории и российским древностям.
Увлечение русской стариной становится модным при дворе. Проявляется внимание и к женскому боярскому и царскому костюму Московской Руси XVII в. В моду входит придворное платье, напоминающее сарафан и дополненное кокошником и длинной сборчатой рубашкой. Сохранилось описание костюма Екатерины II, относящееся к 1863 г.: «Императрица была в ало-бархатном русском платье, унизанном крупным жемчугом, со звездою на груди и в бриллиантовой диадеме на голове...».
Война с Наполеоном, всколыхнув небывалую волну русского патриотизма, вернула интерес ко всему национальному и в литературе, и в поэзии, и в одежде. В 1812-1814 годах в европейскую моду вошли красные и синие русские сарафаны с ампирной талией и филигранными пуговицами спереди. На портретах того грозного времени в них запечатлены и англичанки, и императрица Елизавета Алексеевна, супруга Александра I, и даже француженки. Прорусское движение в моде вернуло в светское общество некое подобие старинных кокошников.
В этот период многие художники и поэты воспевали в своих произведениях красоту русских женщин в традиционных нарядах.
Пушкин часто рисовал на стихотворных листах портреты и лица современников. Так вот сохранился рисунок, на котором Пушкин изобразил свою няню. Вот она перед нами — в своей молодости, та, которая его вскармливала. В прямоугольном кокошнике, опять же собственными руками вышитом, своеобразном. По всему полю головного убора явно проступает рисунок растительный, листья трав. По спине молодой Арины — спущена коса. Она в головном уборе, присущем молодой женщине, в одежде традиционной, народной: в сарафане и рубахе с пышными рукавами. И другой тут же рисунок старой женщины, с повойником на голове.
Среди пушкинских бумаг есть "долг за починку кокошника Натальи Николаевны".
Константин Маковский воспевал в своих полотнах красоту русских женщин.
В 1834 году Николай I издал указ, вводивший новое придворное платье, дополненное кокошником. Оно состояло из узкого открытого корсажа с длинными рукавами «а-ля бояр» и длинной юбки со шлейфом.
Пиком «высочайшего» признания этой «русской моды» явился костюмированный бал в Зимнем дворце в 1903 году, все именитые участники которого были в роскошных боярских костюмах по мотивам кремлевских одежд XVII века. Построенный для развлечения великих княжон вблизи Петербурга «Сокольский городок» в боярском стиле, со «стражей» в кафтанах с «козырями», был, вероятно, последним живым памятником той влюбленности в русскую историю, без которой мода на все русское никогда бы не возникла в 20-е годы, когда кокошник вошел в арсенал модниц всего мира. Стоит ли теперь удивляться, что, отправляясь в вынужденное изгнание, часть аристократии захватила с собой именно предметы псевдорусской моды — придворные платья и кокошники, что рассеяны теперь по музеям мира.
Невозможно перечислить всех знаменитых невест мира, выходивших замуж в 20-е годы в подобиях русских княжеских кокошников. Достаточно упомянуть, что английская королева Мария, бабушка королевы Елизаветы II, венчалась в уборе, напоминавшем русский кокошник. Кокошник оставался элементом и русского сценического костюма. Он был неким символом старой России на протяжении всех долгих лет эмиграции.
Что из себя представляет кокошник?
Кокошник представляет собой лёгкий веер из толстой бумаги, металлической ленты или венца, пришитых к шапочке или волосинку; он состоит из убранного начельника и донца, или же начальника и волосника, со спуском позади ленты. Основа изготавливалась из штофа и бархата,кумача на твердой основе из проклеенного или простеганного холста, картона. Сверху гребень украшали орнаментом: искусственными или живыми цветами, парчой, позументом, бисером, бусами, речным жемчугом (с XVI века добывался в озере Ильмень), золотыми нитями, фольгой, стеклом, у наиболее богатых — драгоценными камнями. Вышивкой золотными нитками часто покрывалась и затылочная часть.
Имел матерчатое дно. Сзади кокошник фиксировался с помощью лент. По краям кокошника могли быть пущены рясны (спадающие на плечи жемчужные нити), сам он мог быть обшит поднизью (сеткой) из жемчуга. При надевании кокошник обычно слегка сдвигали на лоб, а затылок закрывали позатыльником из холста с надставкой из малинового бархата, закрепленным с помощью тесемок. Поверх кокошников часто носили шелковые или шерстяные платки, плотно вышитые орнаментом из золотых и серебряных нитей — убрус; тонкое легкое покрывало, украшенное вышивкой, кружевом или позументом — фата, дымка, вуаль. Платок складывали по диагонали и закалывали под подбородком; длинное покрывало из кисеи или шелка закалывали под подбородком или спускали с вершины кокошника на грудь, плечи, спину.
Кокошники, слева направо: A — двурогий кокошник Арзамасского уезда Нижегородской губернии; B — однорогий кокошник, Костромская губерния; C — кокошник; D — кокошник, Московская губерния, Е — кокошник, Владимирская губерния, F — кокошник в виде цилиндрической шапки с плоским дном (с платком) G — Двухгребенчатый, или седлообразный, кокошник (вид в профиль)
Форма гребня в разных губерниях была различной: в Каргопольском уезде Олонецкой губернии кокошник делали в форме шапочки с вытянутым вперед очельем и лопастями, закрывающими уши. На лоб спускалась поднизь из рубленого перламутра. Вологодский кокошник, называемый сборник, отличался многочисленными сборками над очельем. Архангельский кокошник имел жесткую овальную форму с обильным декором наверху и очельем, выступающим вперед и не имевшим дополнительных украшений. В Новгородской и Тверской губернии он был шлемовидной формы. «Форма кокошников в разных регионах довольно разнообразна, как правило, она была обусловлена особенностями традиции укладывания волос, собранных в жгут или в две косы: вокруг головы, надо лбом, на затылке, на висках и т. д. Дополнениями и украшениями служили разного рода лопасти, обнизи, позатыльники и другие детали, значительно отличающиеся в разных регионах России, однако все они крепились на твердую основу — кокошник».
По конструкции выделялись четыре вида кокошников:
1. Однорогий кокошник. Обычно имели бисерную или жемчужную поднизь-сетку, которая прикреплялась к очелью и закрывала лоб почти до бровей. Были распространены в центральных губерниях Европейской России — Владимирской, Костромской, Нижегородской, Московской, Ярославской, — а также в губерниях, примыкающих к ним: Вологодской, Казанской, Симбирской, Пермской, Вятской.
2. Двурогий кокошник — кокошник, мягкий сзади с высоким твердым очельем в форме равнобедренного треугольника или полумесяца с опущенными вниз к плечам острыми или слегка закругленными концами. Размах очелья мог достигать порой 60 см.
3. Кокошник, сшитый в виде конуса с удлиненной передней частью. Украшались золотошвейной вышивкой или твердыми «шишками», сплошь унизанными жемчугом, располагавшимися по очелью. Шишки, согласно архаическим поверьям, олицетворяли культ плодородия.
4.Кокошник в виде шапочек с высоким очельем и плоским округлым верхом, украшенными золотошвейной вышивкой.
5. В виде цилиндрической шапки с плоским дном. Имели небольшие лопасти, прикрывавшие уши, позатыльник — полосу ткани на твердой основе, пришитую сзади, и поднизь — жемчужную или бисерную сетку, спускавшуюся на лоб до бровей или слегка приподнимавшуюся над ним. Платок закалывался под подбородком или, перекрещиваясь под ним, завязывался сзади на шее. Были распространены в северо-западных губерниях России: Олонецкой, Тверской, Новгородской. Кокошники первого и второго типа были известны и в Сибири, привезенные переселенцами.
6.Однодворческий кокошник, получивший свое название по месту бытования у однодворцев Орловской, Тамбовской, Воронежской, Курской, Пензенской губерний, был близок к этому типу. Не имел пришивных лопастей, позатыльника и поднизи; изготавливался обычно из позумента, надевался на кичку. Его носили с налобником в виде узкой орнаментированной полоски ткани, завязывавшейся вокруг головы, позатыльником, закреплявшимся на шнурках на затылке. Вокруг кокошника, по его очелью, повязывался сложенный лентой платок, концы которого спускались на спину или закреплялись на темени, перекрещиваясь на затылке.
7.С плоским овальным верхом, выступом над лбом, лопастями над ушами и пришитым сзади твердым прямоугольным позатыльником. Был распространен в Каргопольском уезде Олонецкой губернии, на северо-востоке Новгородской.
8.Двухгребенчатый, или седлообразный «шеломок» — с высоким округлым околышем и верхом в форме седла с немного поднятой передней частью и более высоким задним гребнем. Надевался обычно с налобником — узкой полоской орнаментированной ткани, завязывавшейся вокруг головы, позатыльником — прямоугольным куском ткани на твердой основе, а также платком, сложенным в виде полосы и укладывавшимся по очелью. Концы платка спускались на спину или, перекрещиваясь на затылке, затыкались с боков. Были распространены в Курской губернии, западных уездах Орловской губернии и в русских селах Харьковской губернии.
Головные уборы Тверского края.
Головные уборы Тверской области
Кокошник
Повязка
Краса
Полотенце
Повойник
Венчик
Наш край тоже богат мастерицами.
Торжок – город мастеров. Сюда уходят исторические корни и разновидности золотошвейного промысла. Торжокские мастерицы славились золотой вышивкой, орнаментальными традициями. В их вышивке присутствовали элементы растительного орнамента; стилизованное изображение павлинов, лебедей, львов, орлов и других животных и птиц. Вышивка отличалась симметрией, ритмом в построении композиции украшения.
Широко известны кружевные узоры калязинских мастериц.
Старинные образы просматриваются в современном орнаменте тверской вышивки.
Подлинные образцы народного костюма Тверской губернии XIX - начала XX века хранятся в фондах Тверского государственного объединенного историко-архитектурного и литературного музея (ТГОМ) и его филиалах в городах Кашине, Осташкове, Лихославле, Вышнем Волочке, Ржеве, Кимрах, Бежецке. Большая коллекция народной одежды из Тверского музея погибла во время Великой Отечественной войны. Уцелевшие вещи составляют 5 % от довоенной коллекции. Нынешнюю коллекцию составляют как целые костюмные комплексы, так и отдельные элементы народной одежды, хранящиеся в Тверском государственном объединенном историко-архитектурном и литературном музее (ТГОМ) и его филиалах.
Мне очень интересно было взяться за эту работу. Попытаться самой изготовить русские головные уборы
До замужества головной убор (летом) не покрывал макушки, оставляя волосы открытыми. Маленькие девочки носили на лбу простые матерчатые тесемки. Взрослея, вместе с понёвой они получали «красу» - девичий венец, еще его называли «повязкой». Эту повязку расшивали как можно нарядней, иногда, при достатке даже золотом. Я тоже изготовила повязку.
\
Из чего я сделала повязку, кокошник, платок?
Моя повязка изготовлена из хлопчатобумажной ткани- ситца, тесьмы с металлической золотой ниткой и малиновойвышивкой, по концам я использовала красную атласную тесьму.
Кокошник так же был изготовлениз хлопчатобумажной ткани- ситца, тесьмы с металлической золотой ниткой и зелёной вышивкой, по концам красна атласную тесьму. Так же я использовала аппликации из готовых кружевных фрагментов.
Платокя сшила из капроновой ткани, по периметру обшила кружевами.
Заключение
Я ознакомилась с основными элементами народной одежды, женскими головными уборами. Узнала историю возникновения женских головных уборов и их отличительными особенностями. Изготовила своими руками два головных убора. Работа по изготовлению девичьей повязки, кокошника, помогла мне ближе познакомиться с историей «русских женских головных уборов XIX в- XX в.» Работать над этой темой мне было очень интересно.
Литература
1. Камыкова Л. Э. «Народное искусство Тверской области»
2. Пармон А.И. «Русский Народный Костюм»
3. Детская энциклопедия
Журнал:
4. «История в школе»
Материалы из интернета
(http://clubs.ya.ru/4611686018427397615/posts.xml?tag=3409572
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnaya_kokoshnik_konferenciya.docx | 786.87 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9
имени Валентина Титовича Степанченко
Научно-практическая конференция
Исследовательская работа
по теме
«Женские головные уборы Тверского края
XIX в- XX в. »
Работу выполнила
ученица 6 «А» класса
МОУ СОШ № 9
Цветкова Ирина Владимировна
Учитель: Лисичкина Зинаида Александровна
Ржев,2012
Содержание
1. Введение
2. Цели и задачи
3. История головных уборов
4.Головные уборы Тверского края.
а) Кокошник
Б) Повязка
5. Вывод
6. Литература
7. Приложение
Введение
Народный костюм является важным историческим источником. Русский костюм может рассказать об эпохе, традициях, обычаях и нравах.
Современная мода вытеснила элементы старинной одежды из наших гардеробов. В нашей школе в кабинете технологии есть русский костюм, но не хватает головного убора. А как выглядел головной убор? Что носили девушки по праздникам и в обычной жизни? Я решила найти ответы на эти вопросы. Я понимаю, как важно изучать и помнить историю нашего края, поэтому с удовольствие взялась за эту работу. Настоящая работа посвящена изучению русского головного убора Тверского края конца 19в и начала 20 века.
Цели моей работы
И основная задача:
изготовление образцов женских головных уборов в натуральную величину- кокошник, который носится на платок, повязка (девичий венец).
История русских головных уборов
Головной убор нёс идею неба, изображения солнца мирового древа, устремляющегося в небо, изображающего птицу. Сами названия женских головных уборов являются «птичьими»: «кокошник» ( от «кокошь»- петух, курица), «кика», «кичка»(утка) и т. п. Часто головные венчики окружающие голову, рассматриваются, как символ горизонта, круговой линии соприкосновения неба с землёй.
История кокошника полна тайн и загадок, а точного времени его появления не знает никто.
Кокошник — старинный русский головной убор в виде опахала или округлого щита вокруг головы. Кичка и сорока носились только замужними женщинами, а кокошник — в том числе незамужними. Кокошник представляет собой лёгкий веер из толстой бумаги, пришитый к шапочке или волоснику; он состоит из убранного начельника и донца, или начельника и волосинка, со спуском позади ленты. В XIX в. бытовал в купеческой и крестьянской среде (главным образом в северных губерниях), а в допетровской Руси — и в боярской.
Характерная черта кокошника — гребень, форма которого в разных губерниях была различной. Так, например, в Псковской, Костромской, Нижегородской, Саратовской и
Владимирской землях кокошники напоминали по форме наконечник стрелы. В
Симбирской же губернии женщины носили кокошники полумесяцем. В других
местах схожие с кокошниками головные уборы назывались «каблучок»,
«наклон», «злотоглав», «рогачка», «кокуй», или, например, «сорока».
Кокошники делали на твёрдой основе, сверху украшали парчой, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых — драгоценными камнями.
Кокошники были очень разнообразны по конструкции и характеру украшений. При этом главной их особенностью было то, что они плотно охватывали голову женщины, закрывая волосы, заплетенные в две косы и уложенные венком или пучком.
Обычай закрывать волосы замужней женщины с глубокой древности известен всем славянским народам Восточной и Западной Европы и связан с дохристианскими религиозными представлениями. В русской деревне принято было считать, что женщина с непокрытой головой может принести несчастье дому: вызвать неурожай, падеж скота, болезни людей и т. д.
Кокошники изготавливались обычно профессиональными мастерицами, продавались в деревенских лавочках, городских магазинах, на ярмарках или делались на заказ. Крестьяне бережно хранили кокошники, передавали их по наследству, часто они использовались несколькими поколениями. Кокошники считались большой семейной ценностью.
Кокошник считался праздничным и даже свадебным головным убором. Его расшивали различными орнаментами-оберегами и символами супружеской верности и плодородия, т. о. кокошник был не только украшением женщины, но и ее оберегом.
В старину девицы молились о своем замужестве в день Покрова такими словами: «Покров Пресвятая Богородица, покрой мою буйную голову жемчужным кокошничком, золотым подзатыльничком!»
В Симбирской губернии впервые его одевали в день свадьбы, а затем носили по большим праздникам до рождения первого ребенка. Изготавливали кокошники в городах, в больших селах и монастырях специальные мастерицы-кокошницы. Они вышивали золотом, серебром и жемчугом дорогую ткань, а затем натягивали ее на твердую (берестяную, позже картонную) основу. Кокошник имел матерчатое дно. Нижний край кокошника часто обшивали поднизями - сеткой из жемчуга, а по сторонам, над висками крепили рясна - низко спадающие на плечи нити жемчужных бус. Такой убор стоил очень дорого, поэтому кокошники тщательно сохранялись в семье и передавались по наследству.
Орнамент очелья кокошника обязательно состоял из трех частей. Позумент - металлическая ленточка - обрисовывает его по краям, а внутри каждой части "канителью" (витая проволочка) вышивается орнамент - оберег. В центре располагается стилизованная "лягушка" - знак плодородия, по бокам - S-образные фигуры лебедей - символов супружеской верности. Тыльная часть кокошника вышивалась особенно богато: стилизованный куст символизировал древо жизни, каждая веточка которого - новое поколение; часто располагалась над веточками пара птиц, символ связи земли и неба и брачующейся пары, в лапках птиц - семена и плоды. Таким образом, кокошник не просто украшал головы, а был женским оберегом.
Более поздние кокошники в виде шапочки орнаментированы просто красивым орнаментом свадебной символики "виноград и роза", появившейся в вышивке под влиянием городской моды, и олицетворявшей в народном сознании "сладка ягодку и аленький цветочек".
Женский головной убор в своих формах и декоре более других частей костюма сохранял архаичные черты, содержит многочисленные временные напластования. Головные уборы хранились в семьях из поколения в поколение и были непременной частью приданного невесты из зажиточной семьи.
Петр I своими указами запретил боярышням носить этот головной убор. Но кокошник выжил в крестьянской среде как атрибут праздничной или свадебной одежды.
В Екатерининскую эпоху возрождается интерес к русской истории и российским древностям.
Увлечение русской стариной становится модным при дворе. Проявляется внимание и к женскому боярскому и царскому костюму Московской Руси XVII в. В моду входит придворное платье, напоминающее сарафан и дополненное кокошником и длинной сборчатой рубашкой. Сохранилось описание костюма Екатерины II, относящееся к 1863 г.: «Императрица была в ало-бархатном русском платье, унизанном крупным жемчугом, со звездою на груди и в бриллиантовой диадеме на голове...».
Война с Наполеоном, всколыхнув небывалую волну русского патриотизма, вернула интерес ко всему национальному и в литературе, и в поэзии, и в одежде. В 1812-1814 годах в европейскую моду вошли красные и синие русские сарафаны с ампирной талией и филигранными пуговицами спереди. На портретах того грозного времени в них запечатлены и англичанки, и императрица Елизавета Алексеевна, супруга Александра I, и даже француженки. Прорусское движение в моде вернуло в светское общество некое подобие старинных кокошников.
В этот период многие художники и поэты воспевали в своих произведениях красоту русских женщин в традиционных нарядах.
Пушкин часто рисовал на стихотворных листах портреты и лица современников. Так вот сохранился рисунок, на котором Пушкин изобразил свою няню. Вот она перед нами — в своей молодости, та, которая его вскармливала. В прямоугольном кокошнике, опять же собственными руками вышитом, своеобразном. По всему полю головного убора явно проступает рисунок растительный, листья трав. По спине молодой Арины — спущена коса. Она в головном уборе, присущем молодой женщине, в одежде традиционной, народной: в сарафане и рубахе с пышными рукавами. И другой тут же рисунок старой женщины, с повойником на голове.
Среди пушкинских бумаг есть "долг за починку кокошника Натальи Николаевны".
Константин Маковский воспевал в своих полотнах красоту русских женщин.
В 1834 году Николай I издал указ, вводивший новое придворное платье, дополненное кокошником. Оно состояло из узкого открытого корсажа с длинными рукавами «а-ля бояр» и длинной юбки со шлейфом.
Пиком «высочайшего» признания этой «русской моды» явился костюмированный бал в Зимнем дворце в 1903 году, все именитые участники которого были в роскошных боярских костюмах по мотивам кремлевских одежд XVII века. Построенный для развлечения великих княжон вблизи Петербурга «Сокольский городок» в боярском стиле, со «стражей» в кафтанах с «козырями», был, вероятно, последним живым памятником той влюбленности в русскую историю, без которой мода на все русское никогда бы не возникла в 20-е годы, когда кокошник вошел в арсенал модниц всего мира. Стоит ли теперь удивляться, что, отправляясь в вынужденное изгнание, часть аристократии захватила с собой именно предметы псевдорусской моды — придворные платья и кокошники, что рассеяны теперь по музеям мира.
Невозможно перечислить всех знаменитых невест мира, выходивших замуж в 20-е годы в подобиях русских княжеских кокошников. Достаточно упомянуть, что английская королева Мария, бабушка королевы Елизаветы II, венчалась в уборе, напоминавшем русский кокошник. Кокошник оставался элементом и русского сценического костюма. Он был неким символом старой России на протяжении всех долгих лет эмиграции.
Что из себя представляет кокошник?
Кокошник представляет собой лёгкий веер из толстой бумаги, металлической ленты или венца, пришитых к шапочке или волосинку; он состоит из убранного начельника и донца, или же начальника и волосника, со спуском позади ленты. Основа изготавливалась из штофа и бархата, кумача на твердой основе из проклеенного или простеганного холста, картона. Сверху гребень украшали орнаментом: искусственными или живыми цветами, парчой, позументом, бисером, бусами, речным жемчугом (с XVI века добывался в озере Ильмень), золотыми нитями, фольгой, стеклом, у наиболее богатых — драгоценными камнями. Вышивкой золотными нитками часто покрывалась и затылочная часть.
Имел матерчатое дно. Сзади кокошник фиксировался с помощью лент. По краям кокошника могли быть пущены рясны (спадающие на плечи жемчужные нити), сам он мог быть обшит поднизью (сеткой) из жемчуга. При надевании кокошник обычно слегка сдвигали на лоб, а затылок закрывали позатыльником из холста с надставкой из малинового бархата, закрепленным с помощью тесемок. Поверх кокошников часто носили шелковые или шерстяные платки, плотно вышитые орнаментом из золотых и серебряных нитей — убрус; тонкое легкое покрывало, украшенное вышивкой, кружевом или позументом — фата, дымка, вуаль. Платок складывали по диагонали и закалывали под подбородком; длинное покрывало из кисеи или шелка закалывали под подбородком или спускали с вершины кокошника на грудь, плечи, спину.
Кокошники, слева направо: A — двурогий кокошник Арзамасского уезда Нижегородской губернии; B — однорогий кокошник, Костромская губерния; C — кокошник; D — кокошник, Московская губерния, Е — кокошник, Владимирская губерния, F — кокошник в виде цилиндрической шапки с плоским дном (с платком) G — Двухгребенчатый, или седлообразный, кокошник (вид в профиль)
Форма гребня в разных губерниях была различной: в Каргопольском уезде Олонецкой губернии кокошник делали в форме шапочки с вытянутым вперед очельем и лопастями, закрывающими уши. На лоб спускалась поднизь из рубленого перламутра. Вологодский кокошник, называемый сборник, отличался многочисленными сборками над очельем. Архангельский кокошник имел жесткую овальную форму с обильным декором наверху и очельем, выступающим вперед и не имевшим дополнительных украшений. В Новгородской и Тверской губернии он был шлемовидной формы. «Форма кокошников в разных регионах довольно разнообразна, как правило, она была обусловлена особенностями традиции укладывания волос, собранных в жгут или в две косы: вокруг головы, надо лбом, на затылке, на висках и т. д. Дополнениями и украшениями служили разного рода лопасти, обнизи, позатыльники и другие детали, значительно отличающиеся в разных регионах России, однако все они крепились на твердую основу — кокошник».
По конструкции выделялись четыре вида кокошников:
1. Однорогий кокошник. Обычно имели бисерную или жемчужную поднизь-сетку, которая прикреплялась к очелью и закрывала лоб почти до бровей. Были распространены в центральных губерниях Европейской России — Владимирской, Костромской, Нижегородской, Московской, Ярославской, — а также в губерниях, примыкающих к ним: Вологодской, Казанской, Симбирской, Пермской, Вятской.
2. Двурогий кокошник — кокошник, мягкий сзади с высоким твердым очельем в форме равнобедренного треугольника или полумесяца с опущенными вниз к плечам острыми или слегка закругленными концами. Размах очелья мог достигать порой 60 см.
3. Кокошник, сшитый в виде конуса с удлиненной передней частью. Украшались золотошвейной вышивкой или твердыми «шишками», сплошь унизанными жемчугом, располагавшимися по очелью. Шишки, согласно архаическим поверьям, олицетворяли культ плодородия.
4.Кокошник в виде шапочек с высоким очельем и плоским округлым верхом, украшенными золотошвейной вышивкой.
5. В виде цилиндрической шапки с плоским дном. Имели небольшие лопасти, прикрывавшие уши, позатыльник — полосу ткани на твердой основе, пришитую сзади, и поднизь — жемчужную или бисерную сетку, спускавшуюся на лоб до бровей или слегка приподнимавшуюся над ним. Платок закалывался под подбородком или, перекрещиваясь под ним, завязывался сзади на шее. Были распространены в северо-западных губерниях России: Олонецкой, Тверской, Новгородской. Кокошники первого и второго типа были известны и в Сибири, привезенные переселенцами.
6.Однодворческий кокошник, получивший свое название по месту бытования у однодворцев Орловской, Тамбовской, Воронежской, Курской, Пензенской губерний, был близок к этому типу. Не имел пришивных лопастей, позатыльника и поднизи; изготавливался обычно из позумента, надевался на кичку. Его носили с налобником в виде узкой орнаментированной полоски ткани, завязывавшейся вокруг головы, позатыльником, закреплявшимся на шнурках на затылке. Вокруг кокошника, по его очелью, повязывался сложенный лентой платок, концы которого спускались на спину или закреплялись на темени, перекрещиваясь на затылке.
7.С плоским овальным верхом, выступом над лбом, лопастями над ушами и пришитым сзади твердым прямоугольным позатыльником. Был распространен в Каргопольском уезде Олонецкой губернии, на северо-востоке Новгородской.
8.Двухгребенчатый, или седлообразный «шеломок» — с высоким округлым околышем и верхом в форме седла с немного поднятой передней частью и более высоким задним гребнем. Надевался обычно с налобником — узкой полоской орнаментированной ткани, завязывавшейся вокруг головы, позатыльником — прямоугольным куском ткани на твердой основе, а также платком, сложенным в виде полосы и укладывавшимся по очелью. Концы платка спускались на спину или, перекрещиваясь на затылке, затыкались с боков. Были распространены в Курской губернии, западных уездах Орловской губернии и в русских селах Харьковской губернии.
Головные уборы Тверского края.
Головные уборы Тверской области
Наш край тоже богат мастерицами.
Торжок – город мастеров. Сюда уходят исторические корни и разновидности золотошвейного промысла. Торжокские мастерицы славились золотой вышивкой, орнаментальными традициями. В их вышивке присутствовали элементы растительного орнамента; стилизованное изображение павлинов, лебедей, львов, орлов и других животных и птиц. Вышивка отличалась симметрией, ритмом в построении композиции украшения.
Широко известны кружевные узоры калязинских мастериц.
Старинные образы просматриваются в современном орнаменте тверской вышивки.
Подлинные образцы народного костюма Тверской губернии XIX - начала XX века хранятся в фондах Тверского государственного объединенного историко-архитектурного и литературного музея (ТГОМ) и его филиалах в городах Кашине, Осташкове, Лихославле, Вышнем Волочке, Ржеве, Кимрах, Бежецке. Большая коллекция народной одежды из Тверского музея погибла во время Великой Отечественной войны. Уцелевшие вещи составляют 5 % от довоенной коллекции. Нынешнюю коллекцию составляют как целые костюмные комплексы, так и отдельные элементы народной одежды, хранящиеся в Тверском государственном объединенном историко-архитектурном и литературном музее (ТГОМ) и его филиалах.
Мне очень интересно было взяться за эту работу. Попытаться самой изготовить русские головные уборы
До замужества головной убор (летом) не покрывал макушки, оставляя волосы открытыми. Маленькие девочки носили на лбу простые матерчатые тесемки. Взрослея, вместе с понёвой они получали «красу» - девичий венец, еще его называли «повязкой». Эту повязку расшивали как можно нарядней, иногда, при достатке даже золотом. Я тоже изготовила повязку.
\
Из чего я сделала повязку, кокошник, платок?
Моя повязка изготовлена из хлопчатобумажной ткани- ситца, тесьмы с металлической золотой ниткой и малиновой вышивкой, по концам я использовала красную атласную тесьму.
Кокошник так же был изготовлен из хлопчатобумажной ткани- ситца, тесьмы с металлической золотой ниткой и зелёной вышивкой, по концам красна атласную тесьму. Так же я использовала аппликации из готовых кружевных фрагментов.
Платок я сшила из капроновой ткани, по периметру обшила кружевами.
Заключение
Я ознакомилась с основными элементами народной одежды, женскими головными уборами. Узнала историю возникновения женских головных уборов и их отличительными особенностями. Изготовила своими руками два головных убора. Работа по изготовлению девичьей повязки, кокошника, помогла мне ближе познакомиться с историей «русских женских головных уборов XIX в- XX в.» Работать над этой темой мне было очень интересно.
Литература
Журнал:
Материалы из интернета
Приложение
Портрет императрицы Александры Федоровны. Художник Франц Крюгер.
Портрет Екатерины 2. Художник Стефано Торелли.
За прялкой . Художник Константин Маковский.
Девушка у зеркала. Художник Филипп Будкин.
За чаем. Художник Константин Маковский.
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Басня "Две подруги"
Рисуем "Ночь в лесу"
Алые паруса
Бородино. М.Ю. Лермонтов