Цели: исследовать действительно ли резкая перемена погоды влияет на здоровье школьников и на их посещаемость школьных занятий.
Задачи: выявить какие изменения элементов погоды влияют на посещаемость школьниками учебных занятий за исследуемый период и проанализировать на основании статистических данных кто больше пропускает учебные дни: девочки или мальчики
Методы исследования: анализ графиков, таблиц и диаграмм, составленных в результате исследования статистических материалов; изучение учебной, научной литературы.
Выводы:резкое похолодание в октябре, когда организм не успел перестроиться и низкие температуры в марте, авитаминоз привели к заболеванию и пропускам учащихся школьных занятий; девочки по болезни пропускают занятия чаще мальчиков на 14%.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 192.5 КБ |
Влияние изменений погоды на посещаемость школьниками учебных занятий
Фомина Анна Артёмовна
Краснодарский край, г.Кореновск, МОБУ СОШ № 20 МО Кореновский район, 7 «Б» класс
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………………………………………………………………………………..2
Глава 1. Климат и здоровье человека…………………………………………………...3
1.1. Метеозависимость………………………………………………………………………5
Глава 2. Мои исследования ……………………………………………………………….7
2.2.Практические советы при изменениях погоды…………………………………………8
Заключение…………………………………………………………………………………..9
Список литературы ……………………………………………………………………….10
Приложения………………………………………………………………………………….11
Приложение I………………………………………………………………………………...11
Приложение II……………………………………………………………………………….12
Приложение III………………………………………………………………………………13
Приложение IV………………………………………………………………………………14
Влияние изменений погоды на посещаемость школьниками учебных занятий
Фомина Анна Артёмовна
Краснодарский край, г.Кореновск, МОБУ СОШ № 20 МО Кореновский район, 7 «Б» класс
Введение.
О том, что резкое изменение погодных условий может в значительной степени повлиять на самочувствие, известно издавна. Погоду предсказывали с помощью домашних животных и птиц, которые с приближением перемены погоды начинали вести себя по-другому, или же ориентировались на собственные ощущения. В современном мире, для того чтобы знать, какая предстоит погода в ближайшие дни, существует множество телевизионных передач, различные «погодные сайты» и даже портативные метеостанции. Но, несмотря на это, многие из нас продолжают ориентироваться на древние приметы и личный «барометр». Недавно ученые в результате длительных исследований смогли установить, как именно метеоусловия влияют на человеческий организм [1].
Цель проекта – исследовать факторы, влияющие на здоровье школьников и их посещаемость школьных занятий, на примере 6 «Б» класса МОБУ СОШ № 20.
Влияние изменений погоды на посещаемость школьниками учебных занятий
Фомина Анна Артёмовна
Краснодарский край, г.Кореновск, МОБУ СОШ № 20 МО Кореновский район, 7 «Б» класс
Глава 1. Климат и здоровье человека
Климат – многолетний режим погоды, одна из основных географических характеристик той или иной местности. Основные особенности климата определяются поступлением солнечной радиации, процессами циркуляции воздушных масс, характером подстилающей поверхности. Различное влияние климата на жизнь, самочувствие, привычки и работу человека хорошо известны. Еще в 460-377 гг. до н.э. в «Афоризмах» древне-греческий врач Гиппократ отмечал, что некоторые человеческие организмы лучше чувствуют себя летом, а некоторые – зимой. И даже на протяжении года (при смене времен года), человеческий организм может вести себя различно. В зависимости от того, к какому времени года расположен человеческий организм, и болезни будут протекать легче или тяжелее. Человек по-разному может болеть одной и той же болезнью в различные времена года, в разных странах и условиях жизни [2]..
Климат влияет и на здоровье человека. Суровый и холодный климат оказывает неблагоприятное влияние на человека. Мягкий и теплый климат (например, в горах или на морском побережье) может улучшить общую сопротивляемость организма и многие процессы, происходящие в нем. Такой климат может очень благоприятно воздействовать на организм человека, перенесшего тяжелые заболевания и операции, а также ускорять восстановление его сил и возвращение здоровья. Наука, которая изучает воздействие климата на здоровье человека, называется климатологией. Использование благоприятных особенностей климата при лечении некоторых заболеваний и повышении сопротивляемости организма называется климатическим лечением или климатотерапией. О том, как влияют климатические факторы (то есть климат, сезоны и погода) на человека, ученые начали изучать в XVII веке, особенно началась развиваться эта наука с основанием Российской Академии наук в Петербурге (1725). Теоретические основы этой науки создавали многие выдающиеся отечественные ученые, в их числе И.М.Сеченов, И.П.Павлов и другие. Климат может влиять на человека прямо и косвенно. В основном, климатические факторы действуют на условия теплообмена организма человека с внешней средой: на кровоснабжение кожных покровов, дыхательную, сердечно – сосудистую систему и потооделительную систему. Наши ощущения тепла и холода зависят от температуры тела. Нам тепло, когда сосуды расширяются, по ним протекает много теплой крови и кожа становится теплой. А теплая кожа, по законам физики, отдает больше тепла в окружающую среду. При сильном сужении сосудов количество протекающей в них крови резко уменьшается, кожа охлаждается, мы ощущаем холод. Потеря тепла организмом снижается [4].
В холодную погоду отдача тепла регулируется почти исключительно расширением и сужением сосудов кожи. Кожа человека обладает замечательным свойством: при одной и той же температуре воздуха ее способность отдавать тепло может резко меняться. Иногда кожа отдает очень мало тепла. Но она способна отдавать много тепла, даже если температура воздуха выше температуры тела. Это свойство кожи связано с работой потовых желез. В жаркую погоду, когда температура воздуха становится выше температуры тела, кожа должна бы не отдавать тепло, а сама нагреваться от чрезмерно теплого воздуха. Тут-то и выступают на первый план потовые железы. Выделение пота резко усиливается. Испаряясь с поверхности тела, пот охлаждает кожу и отнимает у нее много тепла. На организм человека обычно действует не один изолированный фактор, а целый набор факторов. Причем основные действия на организм оказывают внезапные, резкие изменения климатических условий. Организм человека может различным образом функционировать в зависимости от сезона года. Это касается температуры тела, интенсивности обмена веществ, системы кровообращения, состава клеток крови и тканей. Летом у человека артериальное давление ниже, чем в зимний период, вследствие перераспределения притока крови к различным органам. При более высокой летней температуре изменяется приток крови от внутренних органов к кожным покровам [1].
Для любого живого организма установились определенные ритмы жизнедеятельности разнообразной частоты. Летом могут преобладать такие заболевания, вызываемые погодными условиями, как перегревания и тепловые удары. Особенно часто они наблюдаются в районах, для которых характерна жаркая и безветренная погода. Зимой и осенью при холодной, сырой и ветреной погоде множество людей болеют гриппом, катаром верхних дыхательных путей, простудными заболеваниями. Кроме температуры окружающей среды, ветра и влажности воздуха на состояние человека оказывают влияние и такие факторы, как, атмосферное давление, концентрация кислорода, степень возмущенности магнитного поля Земли, уровень загрязнения атмосферы и т.п. Причем данные факторы совместно с определенными климатическими условиями могут не только подвергать человеческий организм повышенной опасности заболевания, но и влиять на обострение хронических заболеваний [2].
Кроме болезней, типичных для различных сезонов года, человеческий организм подвергается воздействию возбудителей инфекционных заболеваний, которые могут начать значительно быстрее развиваться при определенных климатических условиях. Летом при повышении температуры окружающей среды быстро развиваются кишечные инфекции. Они вызывают такие заболевания, как брюшной тиф, дизентерия. Зимой в холодное время года и особенно при резком изменении погоды страдают люди, болеющие сердечно-сосудистыми заболеваниями. Повышается риск возникновения таких болезней, как гипертоническая болезнь, стенокардия, инфаркт миокарда. Начиная с января и по апрель, типичной болезнью является пневмония, особенно среди детей до года. Очень чувствительными к изменениям погодных условий являются больные с расстройствами функций нервной вегетативной системы или хроническими заболеваниями вследствие того, что их организмы с трудом приспосабливаются к этим изменениям. По степени ухудшения своего состояния такие больные могут безошибочно предсказывать различные изменения погоды даже за некоторые временные сроки.
1.1.Метеозависимость
Здоровье многих людей зависит от изменений погоды. В науке это явление называют метеозависимостью [3].
Удовлетворительных научных объяснений метеозависимости нет. В то же время врачи-климатологи считают, что метеозависимые люди (метеопаты) составляют 80 процентов от общего числа людей.
Многие знают, что перемены погодных условий влияют на самочувствие достаточно многих людей. Чаще всего это происходит из-за изменений в атмосферном давлении. В данный период у человека наблюдается вялое состояние, сонливость, снижение работоспособности, мучает головная боль. Данный недуг называется метеопатией. Критическое время года – это весна. В этот период происходит перестройка биоритмов органов, нарушая согласованность между собой. Поэтому усиливаются воспалительные процессы и аллергические реакции. Тяжело в этот период приходится школьникам. Как раз время подтягивать хвосты, родители и учителя наиболее требовательны. Вялость, раздражительность, некий дискомфорт, всё это кажется беспричинным у детей. Люди думают, что данный недуг присущ только взрослым.
При перепадах атмосферного давления человек может испытывать головную боль, боль в сердце, тошноту, изменение артериального давления, ослабление иммунитета. Ломота в костях, внезапные головные боли предрекают приближение магнитных бурь. Изменения температуры воздуха больше всего ощущают люди, которые страдают сердечнососудистыми и бронхолёгочными заболеваниями [3].
В недалеком прошлом основной причиной возникновения болезненных расстройств при смене погоды ученые считали колебание какого-либо одного фактора - атмосферного давления или температуры, влажности или усиления ветра до 7 м/сек и более, снижение освещенности (пасмурная погода). Однако наблюдения последних лет показали, что в природных условиях метеорологические параметры изменяются синхронно и нередко разнонаправленно. Может повышаться атмосферное давление и одновременно снижаться температура, увеличиваться влажность. Вот почему стали изучать комплексное влияние на организм человека температуры, влажности, скорости ветра, интенсивности солнечной радиации. Определенные сочетания метеорологических факторов в теплое время года могут формировать душную погоду (влажная жара), при этом создаются условия для перегрева. И зимой могут создаваться условия термического дискомфорта, например, при сильном морозе. Тогда человек легко переохлаждается и заболевает. Влажно-морозная погода неблагоприятно отражается на течении воспалительных процессов в легких и бронхах, способствует их обострению. Ряд ученых высказывают мнение, что причиной развития болезненных реакций на смену погоды является общая и местная атмосферная циркуляция, обусловливающая смену воздушных масс и прохождение атмосферных фронтов (теплого, холодного, смыкания теплого и холодного воздуха). Кстати сказать, атмосферным фронтом называют переходную зону между двумя воздушными массами разного физического свойства [3].
Влияние изменений погоды на посещаемость школьниками учебных занятий
Фомина Анна Артёмовна
Краснодарский край, г.Кореновск, МОБУ СОШ № 20 МО Кореновский район, 7 «Б» класс
Глава 2. Мои исследования
Было проведено исследование пропусков учащихся 6 «Б» класса в 2010 – 2011 учебном году. Цель исследования: выяснить факторы, влияющие на пропуски занятий учащимися в учебное время.
Для этого подсчитаны учебные дни в каждом учебном месяце, затем подсчитали сколько учебных дней в каждом месяце приходится на 31 человека 6 «Б» класса. Из ведомости пропусков в журнале взяли количество пропущенных дней по месяцам. Затем нашли процентное соотношение, указывающее пропуски всего класса за учебный месяц. Таким образом. Получилась сводная таблица «Количество пропущенных дней учащимися 6 «Б» класса в 2010-2011 учебном году и их процентное соотношение» (приложение I, таблица 1).
По данным полученной таблицы построен график «Ежемесячные пропуски учащихся (%) в 2010 – 2011 учебном году» (приложение I, рис 1). По графику видно, что больше всего пропущено дней по болезни в марте (87 дней – 16%) и в октябре (92 дня – 14%) (приложение I, таблица 1, рис 1). С октября по февраль процент пропущенных дней учащимися 6 «Б» класса снизился на 3 %. В апреле и мае график показывает невысокие показатели пропусков (10%-11%)
На пропуски учащихся особенно влияют резкие изменения погоды. Это можно проследить по таблице «Средние суточные и средние месячные температуры воздуха (º С) (приложение II, таблица 2) в городе Кореновске в 2010-2011 учебном году» и графику «График хода температуры воздуха в городе Кореновске за 2010-2011 учебный год» (приложение III, рис.2). Резкое понижение температуры воздуха в октябре (6ºС, 9 ºС) (приложение II, таблица 2)по сравнению с сентябрём привело к большому количеству простудных заболеваний и, как следствие, большому количеству пропусков (16 %). В ноябре и декабре количество пропусков стабилизировалось, но осталось на отметке 13%. Причина тому невысокие средние суточные и средние месячные температуры воздуха (приложение II, таблица 2) и эпидемия гриппа, которая была объявлена в Кореновском районе. Резкий скачок пропусков учебных дней учащимися в марте (16%) (приложение I, таблица 1) объясняется резкими сменами отрицательных средних суточных температур (-4ºС) с положительными средними суточными температурами (14ºС), а так же весеннее снижение иммунитета.
По таблице «Количество пропущенных дней мальчиками и девочками 6 «Б» класса по месяцам в 2010-2011 учебном году» (приложение IV, таблица 3) видно, что девочки чаще пропускают школьные занятия по болезни, чем мальчики на 14%. Всё это хорошо отражено на диаграмме «Количество пропущенных дней мальчиками и девочками 6 «Б» класса по месяцам в 2010-2011 учебном году» (приложение IV, рисунок 3).
2.2. Практические советов в случае резкого изменения погоды
Средства, помогающие легче переносить метеопатию: и помогающие минимизировать вредное влияние погоды на здоровье
1. Включить в свой рацион больше зелени, овощи и ягоды. Можно принимать витамины. 2. Чтобы не болела голова, принимают магний в таблетках, потребляют йогурты, морскую рыбу, компоты из абрикосов, чернослива, изюма. Так же полезны будут орехи, мёд, финики.
3. Стараться не переутомляться. Спать минимум 7 часов в сутки.
4. Хотя бы один час в день проводить на свежем воздухе, отдыхать по возможности активно.
5. Принимать контрастный душ.
6. Очень рекомендуется посещение бани по 2 раза в неделю, если нет противопоказаний. Организм привыкает к переменам температур и не чувствует их потом при магнитных бурях.
7. Исключить искусственные меха на одежде, поскольку они имеют свойство накапливать статическое и биологическое электричество [7].
Влияние изменений погоды на посещаемость школьниками учебных занятий
Фомина Анна Артёмовна
Краснодарский край, г.Кореновск, МОБУ СОШ № 20 МО Кореновский район, 7 «Б» класс
Заключение.
По данным исследования можно сделать вывод, что на пропуски учащихся в школе влияют несколько факторов:
1.Нами выявлено, что в связи с резким похолоданием в октябре организм не успел перестроиться и участились заболевания ОРЗ, низкие температуры в марте и авитаминоз привели к заболеванию пропускам учащихся школьных занятий;
2. девочки по болезни пропускают школьные занятия чаще мальчиков на 14%.
В заключении можно сказать, что в течение года погода постоянно меняется в зависимости от сезонов. Человеческий организм приспосабливается, подстраиваясь под изменяющиеся условия. Если человек здоров, он может это сделать своевременно и неощутимо для организма. Поэтому изменения погоды практически не влияет на самочувствие здорового человека. Защитная реакция у больных людей значительно слабее. Их организмы не способны быстро приспосабливаться к резким погодным изменениям. Поэтому климатические условия и особенно их резкие перепады негативно влияют на них. Для снижения риска обострения болезни и возникновения опасных ситуаций необходимо проводить лечебно-профилактические меры при возникающих метеорологических угрозах [5].
Влияние изменений погоды на посещаемость школьниками учебных занятий
Фомина Анна Артёмовна
Краснодарский край, г.Кореновск, МОБУ СОШ № 20 МО Кореновский район, 7 «Б» класс
Список используемой литературы.
Приложение I
Таблица1
Количество пропущенных дней учащимися 6 «Б» класса в 2010-2011 учебном году и их процентное соотношение
Месяц | Количество учебных дней в месяце | Количество учебных дней, приходящихся на 31 человека | Количество пропущенных дней, приходящихся на 31 человека | % пропущенных дней |
сентябрь | 22 | 682 | 62 | 9 |
октябрь | 21 | 651 | 92 | 14 |
ноябрь | 17 | 527 | 66 | 13 |
декабрь | 20 | 620 | 81 | 13 |
январь | 14 | 434 | 50 | 12 |
февраль | 20 | 620 | 69 | 11 |
март | 18 | 558 | 87 | 16 |
апрель | 20 | 620 | 59 | 10 |
май | 15 | 465 | 50 | 11 |
Рис. 1. Ежемесячные пропуски учащихся (%) в 2010 – 2011 учебном году
Приложение II
Таблица 2
Средние суточные и средние месячные температуры воздуха (º С)
в городе Кореновске в 2010-2011 учебном году
Дата | IX | X | XI | XII | I | II | III | IV | V |
1 | 33 | 17 | 7 | 5 | 2 | -3 | 2 | 12 | 16 |
2 | 23 | 14 | 7 | 1 | 7 | -1 | 0 | 11 | 19 |
3 | 35 | 11 | 9 | 9 | 5 | 0 | -4 | 7 | 18 |
4 | 27 | 9 | 10 | 13 | 4 | 0 | -2 | 8 | 20 |
5 | 28 | 9 | 14 | 14 | 1 | 3 | 3 | 8 | 18 |
6 | 27 | 8 | 17 | 6 | 0 | 5 | 3 | 7 | 14 |
7 | 24 | 11 | 14 | 4 | 2 | 3 | 3 | 8 | 15 |
8 | 22 | 12 | 13 | 9 | 2 | 3 | 2 | 11 | 13 |
9 | 16 | 13 | 13 | 11 | 1 | 6 | 3 | 7 | 13 |
10 | 19 | 14 | 16 | 10 | 0 | 1 | -1 | 9 | 14 |
11 | 21 | 12 | 17 | 2 | -1 | -1 | 4 | 9 | 15 |
12 | 25 | 12 | 17 | 12 | 0 | 4 | 3 | 10 | 15 |
13 | 21 | 11 | 16 | 2 | 0 | -2 | 8 | 10 | 17 |
14 | 26 | 9 | 15 | 0 | 3 | -2 | 8 | 14 | 18 |
15 | 23 | 11 | 15 | 3 | 2 | -6 | 10 | 15 | 18 |
16 | 23 | 13 | 13 | 4 | 4 | -7 | 13 | 11 | 19 |
17 | 24 | 12 | 11 | 8 | 1 | -8 | 2 | 10 | 22 |
18 | 25 | 17 | 10 | 7 | 1 | -7 | 1 | 13 | 22 |
19 | 25 | 16 | 11 | 6 | -6 | -6 | 1 | 15 | 22 |
20 | 26 | 16 | 8 | 3 | -7 | -4 | 4 | 9 | 21 |
21 | 27 | 21 | 7 | 11 | -7 | -3 | 4 | 10 | 22 |
22 | 23 | 14 | 9 | 13 | -6 | -2 | 4 | 10 | 22 |
23 | 21 | 11 | 10 | 10 | 1 | -1 | 5 | 9 | 21 |
24 | 19 | 14 | 12 | 8 | 4 | 1 | 8 | 12 | 22 |
25 | 23 | 15 | 13 | 8 | 1 | -1 | 10 | 15 | 24 |
26 | 25 | 17 | 10 | 11 | 0 | -2 | 14 | 21 | 21 |
27 | 26 | 17 | 14 | 11 | -2 | -3 | 10 | 18 | 21 |
28 | 23 | 11 | 10 | 13 | -2 | 0 | 2 | 19 | 20 |
29 | 25 | 6 | 10 | 8 | -6 | 9 | 16 | 22 | |
30 | 21 | 6 | 14 | 3 | -6 | 12 | 16 | 24 | |
31 | 6 | 1 | -5 | 14 | 24 | ||||
cр. мес т-ра водздуха | 24 | 12 | 12 | 7,3 | 0 | -1 | 5 | 12 | 19 |
Приложение III
Рис. 2. График хода температуры воздуха в городе Кореновске за 2010-2011 учебный год
º
Приложение IV
Таблица 3
Количество пропущенных дней мальчиками и девочками 6 «Б» класса по месяцам
в 2010-2011 учебном году
Месяцы | IX | X | XI | XII | I | II | III | IV | V | Всего | Средний показатель | % |
Девочки | 29 | 62 | 32 | 40 | 32 | 44 | 41 | 43 | 36 | 359 | 40 | 57 |
Мальчики | 33 | 30 | 34 | 41 | 18 | 25 | 46 | 16 | 14 | 257 | 29 | 43 |
Рис.3. Количество пропущенных дней мальчиками и девочками 6 «Б» класса по месяцам в 2010-2011 учебном году
Как нарисовать зайчика
Карандаши в пакете
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны