СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация ………………………………………………………………………...3
1.Введение ……………... …………………………………………………………. 3
2.Основное содержание ………………….. …………………………….. ………..4
2.1. Определение потребностей и краткая формулировка задачи………… 5
2.2. Проведение исследований...………………………………………………….6
2.3. Дизайн спецификация …...…………………...…………………………… ......9
2.4. Первоначальные идеи ………..……………………………………………....10
2.5. Выбор лучшей идеи ……………………………..………………………….....12
2.6. Проблемы и критерии ……………………………………………….. .…...... 13
2.7. Технологический этап ……………...…………………………. .. .. ................. 14
2.8. Расчет стоимости материалов ...............………………………………….... 22
2.9. Рекламный проспект изделия …………………………………….………… 24
2.10. Правила безопасности..…………………………………………………….. 25
3. Сам себе мастер ...................…………………………………………………… 26
Список использованной литературы …………...…………………………. 29
Рис. 1. Схема выполнения творческого проекта
Аннотация
Актуальность темы работы связана с ситуацией современного рынка, который предлагает большой выбор товаров, но эти товары не всегда отвечают потребностям человека.
Проблемой является отсутствие недорогих и качественных изделий отечественного производства выполненных из экологически чистых материалов. Очень трудно выбрать нужное изделие, которое соответствовало бы таким критериям, как невысокая цена при хорошем качестве, оригинальность и соответствие интерьеру жилища покупателя.
1. Введение
Основные идеи проекта.
Идея создания проекта появилась в результате изучения специальной литературы по благоустройству дома (квартиры).
Реализация идеи состоит в том, чтобы реализовать мои планы по созданию комфортного интерьера моей комнаты, в частности письменно стола и его освещённости.
Захотелось изготовить настольную лампу, которая будет содержать такие качества, как многофункциональность, безопасность и надёжность одновременно. Многофункциональность лампы, в моём представлении, должна заключаться в её использовании не только, как настольного светильника, но и, как ночника. Безопасность и надёжность будут обусловлены ручной сборкой изделия и разработкой правил безопасной эксплуатации! Так как светильник является бытовым электроприбором, то при его использовании вы неизбежно столкнетесь с поиском неисправностей и их устранением.
В качестве инструкции для ремонта таких приборов мне необходимо разработать графические и текстовые документы. Эти документы должны содержать изображение сборочной единицы (изделия или его части) и данные необходимые для её сборки (изготовления) и ремонта.
Процесс выполнения проекта
№ не-дели |
Процесс выполнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Представление проекта. Ограничивающие условия. Краткая формулировка задачи. Начало оформления проекта. | Разработать новый дизайн для настольной лампы так, чтобы она выглядела более привлекательно и соответствовала интерьеру комнаты, но чтобы сложность изготовления существенно не увеличилась. | Учащиеся принимают участие в беседе; обсуждают задание проекта; оформляют дизайн-листы для начала проекта; пишут краткую формулировку задачи. |
2 | Выработка идей. Выбор лучшей идеи. | Предложить учащимся на основе спецификации нарисовать несколько эскизов различных идей изделия. Выбрать лучший вариант, прокомментировать выбор. | Учащиеся зарисовывают идеи. Обосновывают выбор лучшей настольной лампы, рисунок 6. Рассматривают её подробно. Продумывают размеры. |
1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Планирование работы | Объяснить учащимся, что основная особенность проекта – завершение её в срок – к 5 октября, то есть через 5 недель, к «Дню учителя». Необходимо точно спланировать работу по неделям. | Учащиеся записывают на листе все операции, которые им необходимо выполнить. Затем обсуждают и проставляют последовательность действий. |
4 | Для того, чтобы решить, какая именно модель будет пользоваться спросом, нужно провести исследование. | Результаты социологического опроса нужно оформить в виде диаграмм | Оформляют лист «Исследование», разрабатывают критерии для социологического опроса в анкете. |
5 | Изготовление изделия | Изготовление модели начинаем с расчёта размеров, которые зависят от её назначения, для того, чтобы украсить модель можно изменить цвет некоторых деталей с помощью морилки. | Учащиеся строят чертежи модели. Переносят чертёж на обработанную древесину и выпиливают или вытачивают детали. Затем приступают к шлифованию и отделке деталей морилкой и лаком. |
6 | Сборка изделия
Оценка готового изделия. | Сборку деталей в готовое изделие выполняем по рисунку модели. | Учащиеся соединяют готовые детали с помощью шурупов и клея. Учащиеся заполняют лист «Оценка готового изделия». |
2.Основное содержание
Все свои работы, связанные с выполнением дизайн – проекта я буду накапливать в дизайн – папке. Дизайн – папка будет сопровождать процесс проектирования и изготовления изделия.
Что должно входить в дизайн – папку проекта.
1. Определение потребности и краткая формулировка задачи.
2. Проведение исследования.
3. Дизайн – спецификация.
4. Первоначальные идеи.
5. Выбор лучшей идеи. Проработка (включая экспериментирование).
6. Отчёт о процессе изготовления (изображение, фотография готового изделия).
7. Отчёт о проведённой проверке изделия.
8. Оценка своей работы в процессе выполнения проекта.
2.1. Определение потребности и краткая формулировка задачи.
Целью проекта является удовлетворение потребностей моей семьи и других людей в улучшении интерьера своей квартиры. Исследовав характеристики аналогичных товаров (цену, качество, размеры, материалы, цветовую гамму, оригинальность), имеющихся на рынке я более глубоко понял недостатки этих изделий. На основании этих исследований у меня созрела идея: предложить возможный способ производства своего изделия в школьных условиях из доступных материалов и на имеющемся оборудовании.
Основная задача: создать своими руками, в условиях школьной мастерской, недорогую, но привлекательную настольную лампу, изготовленную из экологически чистых материалов и подходящего стиля для моей комнаты. Предусмотреть появление спроса на моё изделие. Для этого наиболее полно изучить спрос на данное изделие среди учащихся нашей школы. Затем, изучить информационные ресурсы по данной теме, которые помогут в моей работе. Определиться с наличием материалов и инструментов для работы в мастерской и приступить к работе.
Рис. 2. Экспертиза и оценка изделий
Дизайн-анализ существующих изделий по теме проекта
рис. 3
рис. 4
рис. 5
рис. 6
рис. 7
рис. 8
рис. 9
Уточнение краткой формулировки задачи
Разработать и изготовить настольную лампу для освещения своего письменного стола. Лампа должна отвечать требованиям безопасной эксплуатации, отличаться оригинальностью и простотой в изготовлении. Кроме этого, она должна подходить к интерьеру моей спальни. Должна быть изготовлена из доступных материалов, имеющихся в школьной мастерской.
Проект будет состоять из разработки конструкции и изготовления настольной лампы, а также экономических расчётов и рекламного проспекта, которые будут изложены в пояснительной записке.
Исследование рынка – проведение опросов
Анализ исследований.
Для того чтобы убедиться в целесообразности нашего проекта, я решил провести социологический опрос в нашей школе. Мной была разработана следующая анкета:
1. вопрос:покупаете ли вы настольную лампу для себя, для своих друзей и для своих родственников в магазинах?
2. вопрос:хотели бы вы, чтобы новые настольные лампы появились в нашем селе, в нашей школе?
В социологическом опросе приняли участие свыше 100 человек.
Результаты социологического опроса
Покупаете ли вы настольную лампу для себя, для своих друзей и для своих родственников в магазинах?
Рис. 10
Хотели бы вы, чтобы новые настольные лампы появились в нашем селе, в нашей школе?
Рис. 11
Проведённый социологический опрос показал, что 85% школьников одобряют появление данного товара в нашем селе, в нашей школе.
Для того, чтобы решить, какая именно модель будет пользоваться спросом, нужно провести исследование.
Анализ исследований.
Для проведения исследования мы решили использовать рисунки (3 – 12), представленные учащимися нашего класса. Социологический опрос в нашей школе показал, что 52 % опрошенных учащихся выбрали лампу, представленную на рис. 6. Около 45 % опрошенных учащихся выбрали лампу – рис. 10. И свыше 30 % опрошенных учащихся выбрали лампу – рис. 12.
В результате такого исследования нами был сделан выбор в пользу лампы – рис. 6.
В социологическом опросе приняли участие свыше 100 человек.
Исследование свойств материалов
Изучив конструкции и дизайнерские варианты современных настольных ламп, мы выбрали следующую конструкцию (рис. 6). Предлагаемая конструкция хорошо впишется в интерьер комнаты, кроме того, форма изделия достаточно проста и вместе с тем оригинальна.
При выборе материала будущего изделия, мы руководствовались наличием материалов, инструментов и оборудования, имеющихся в школьной мастерской. Поэтому расходы на материалы будут минимальными. В результате анализа, выбор был сделан в пользу древесины. Большую часть работы по изготовлению изделия, я смогу выполнить сам или с помощью учителя.
Выбор древесины:
1. Берёза– трудоёмкая в изготовлении, не подходит к интерьеру.
2. Кедр– хорошо обрабатывается, но трудно найти или можно найти, но по высокой цене.
3. Сосна – доступна, хорошо обрабатывается, хорошо согласуется с материалом письменного стола и интерьером комнаты.
4. Осина – доступна, хорошо обрабатывается, не подходит к интерьеру.
Древесина представляет собой естественный приятный цвет с красивой текстурой. Изделие из древесины не нанесёт вреда здоровью человека и окружающей среде. При необходимости цвет древесины можно изменить водными красителями (морилками), например под цвет древесины ореха, дуба или красного дерева.
Что за изделие?
Кто будет его использовать?
Какая потребность будет удовлетворена?
Функциональное назначение – что это изделие должно делать.
Допустимые пределы стоимости.
Единичный экземпляр (партия), массовое производство, (прототип).
Человеческий фактор – рассмотрение пользователя;
– эргономика в целом;
– психологические факторы;
– физиологические факторы (антропометрические);
– где будет использоваться объект;
– размер частей (деталей) изделия;
Материалы – соответствие заданным функциям;
– доступность;
– стоимость;
– лёгкость в обработке;
– материалы для частей (например: клей, нитки, застёжки);
– вопросы, связанные с окружающей средой
Способ производства, – какое оборудование есть в школе?
– как изделие может быть изготовлено в промышленности?
Техника безопасности по отношению:
– к месту;
– к конечному пользователю;
– используемым материалам;
– государственные и международные стандарты.
Внешний вид – по отношению к группе потребителей;
– стиль;
– цвет;
– отделка.
Моральные ценности – влияние на окружающую среду;
– не наносит ли вред данная технология обществу, в котором это изделие будет изготовлено, и будет использоваться;
– каково будет соотношение выгоды (убытка) для общества в результате изготовления этого изделия?
Практическая потребность в изделии. Светильник — это световой прибор, перераспределяющий свет ламп и предназначенный для освещения рабочего места, жилых помещений, улиц и т. д. Он состоит из осветительной арматуры, одной или нескольких электрических ламп, проводов.
Светильники бытовые служат для общего освещения помещений или отдельных его мест. Конструкции светильников зависят от их назначения.
На предприятиях разработкой конструкций светильников заняты конструкторы-художники. Создаваемые ими устройства должны отвечать определённым требованиям. Прежде всего, они должны быть безопасными в использовании и надёжными. Для светорассеивателей используются, как правило, трудновоспламеняющиеся материалы. Кроме прямого назначения, светильники являются и элементами оборудования бытовых и служебных помещений, поэтому они должны быть красивыми. Для изготовления светильников применяют различные материалы (пластмассы, цветное стекло, сплавы, стеклоткань и др.).
Традиции.Настольная лампа может быть с круглой, шаровидной или овальной формы подставкой. Из рассказа родителей я узнал, что раньше в доме были настольные лампы в основном шаровидной формы, из древесины.
Выбор материала. Камень, кость, глина, стекло, металл, бетон, синтетика, пластмассы – среди этих старых и новых, так необходимых человеку материалов древесина занимает особенное, исключительное место. Она издревле самый распространённый строительный, архитектурный и художественный материал, дарованный нм природой. В зависимости от породы, места произрастания, внешних условий и обработки она может быть едва ли не снежной белизны и тёмной, почти чёрной, мягкой, податливой и твёрдой, как сталь, лёгкой и тяжёлой, пористой и очень плотной, но это всегда – благородный, красивый, отзывчивый, сильный и живой материал. Неисчерпаемость и своеобразие тонов, фактур, рисунка сочетание редкостных свойств – всё делает древесину поистине бесценной в руках человека – творца, художника, мастера. Поэтому, всё больше людей обращается к работе с древесиной.
Лучше всего сделать основание настольной лампы из древесины с красивой текстурой, например из красного дерева, бука, дуба или ясеня. А можно выточить на токарном станке из любой другой древесины, имеющейся в школьной мастерской, а затем окрасить морилкой в чёрный, красный, жёлтый или другой понравившийся цвет.
Разработка конструкции и вариантов крепления стойки и подставки настольной лампы. Я предполагаю разработать несколько конструкций и форм лампы и выбрать лучшую, наиболее красивую. В этом мне помогут мои одноклассники.
Для соединения подставки с абажуром в вертикальной стойке просверлю отверстие диаметром 10 мм. В отверстие вставлю стальную трубку с резьбой на концах и скреплю вышеуказанные детали гайками. Эту операцию можно заменить и расклёпыванием торцов трубки или склеиванием.
Выбор формы. Настольная лампа , представленная на рисунке 6, оригинальной формы, безопасна и удобна в эксплуатации, кроме прямого назначения освещать мой рабочий стол, может быть использована и в качестве ночника. Изготовить такую лампу мне будет по силам. На уроках технологии я уже научился вытачивать фигурные детали на токарном станке.
Последовательность изготовления настольной лампы. Для этого мне нужно будет составить технологические карты. В которых изложу последовательность всех операций по изготовлению деталей лампы.
Оборудование и инструменты. Выточить детали из древесины (подставку и стойку) можно на станке СТД – 120М, который есть в мастерской. Учитель подсказал, что просверлить стойку, длиной 400 мм, можно на токарном станке по металлу ТВ – 6, и обещал мне помочь. Все остальные необходимые инструменты и материалы также есть в школьной мастерской.
Экономические расчёты. Попробую рассчитать себестоимость изготовленной лампы, тем более что на уроках технологии мы уже это проходили. Если себестоимость окажется низкой, то предложу моим одноклассникам изготовить такие же.
Экологичность. Лампа из натуральной древесины экологична, то есть не содержит вредных примесей, в холодное время года древесина остаётся тёплой. Для того, чтобы не нарушать экологию не следует покрывать её морилкой и лаком!
Для выбора лучшей идеи представленные идеи должны быть оценены по отношению к критериям, указанным в дизайн-спецификации.
Формирование банка идей и предложений:
Ø Изменение размеров, объёма, массы
Ø Выбор других материалов
Ø Изменение количества деталей
Ø Использование отходов
Ø Изменение цвета
Ø Товарный вид
Ø Комбинации идей
Ø Наброски, эскизы, надписи
Ø Комбинирование известных аналогов
Ø Изменение компоновки
Ø Совмещение функций
Рис. 12. Проработка лучшей идеи
Настольные лампы по своему назначению являются источником локального (местного) освещения. Они создают дополнительное удобство и комфорт при работе за письменным столом, но вместе с этим они занимают особое место в интерьере комнаты и даже квартиры. И от того, какую она имеет форму, где размещается и какие функции выполняет, во многом зависит общий вид комнаты.
Другим, не менее важным обстоятельством наличия настольной лампы, является экономное расходование электрической энергии. При сегодняшних ценах на электроэнергию этот вопрос стоит достаточно актуально для большинства людей. Вместо потолочной люстры, а иногда и двух, включающих в себя множество лампочек, очень часто бывает достаточным наличие в комнате включенной настольной лампы или торшера.
Ниже перечислены проблемы, с которыми сталкивается потребитель, приобретая настольную лампу в магазине (на рынке).
Рис. 13. Проблемы, связанные с выбором лампы в магазине.
Рациональное решение – это лампа, соответствующая интерьеру комнаты, конструкция которой должна отличаться оригинальностью, несложностью в изготовлении, небольшими затратами на приобретение материалов для её изготовления. Учитывая проблемы, возникающие перед потребителем, становится очевидным преимущество самостоятельного изготовления лампы, соответствующей вышеназванным требованиям.
Для изготовления лампы необходимо принимать во внимание следующие факторы:
Рис. 14. Факторы, которые необходимо учитывать при изготовлении
Основные критерии, которые необходимо учитывать при создании изделия:
Технологичность позволяет производить изделие на универсальном оборудовании легко и без лишних затрат. Технологичной считается деталь, изготовленная с наименьшими затратами труда, например только механической обработкой. Нетехнологичными считаются детали, конструкции которых требуют ручной обработки, хотя можно было бы обойтись и без неё. Технологичность тесно связана с экономичностью изготовления деталей и изделий.
Экономичностьтребует производства изделия с наименьшими затратами, получением наибольшей прибыли при эксплуатации изделия или реализации технологии. Экономичность противоречит точности изготовления детали или изделия. Чем выше точность, тем больше времени, энергии, человеческих сил потребуется на изготовление изделия, тем дороже оно будет. Поэтому точность изготовления должна быть такой, чтобы изделие не стоило слишком дорого.
Эргономика (отрасль науки, изучающая человека и его деятельность в условиях производства) предусматривает изготовление такого изделия, которое бы обслуживалось человеком с наименьшими затратами его энергии, движений, сил, было бы удобным в использовании.
Безопасность предусматривает создание и эксплуатацию изделий без нарушения жизнедеятельности человека. При использовании готового изделия должна исключаться возможность травматизма.
Экологичность проекта заключается в изготовлении и эксплуатации изделий без нанесения вреда окружающей среде.
· Технологические операции
· Правила безопасной работы
Настольная лампа состоит из подставки и стойки, а также абажура. Абажур состоит из верхнего и нижнего оснований (рис. 3) соединённых между собой металлическими прутками (шпильками) длиной 300…350 мм и диаметром Ø4 – 6 мм. Декоративная часть абажура выполнятся из разноцветной шёлковой ткани и бордюра с кисточками.
Рис.15. Эскиз лампы.
Технологический процесс изготовления изделия
Изготовление поставки (основания) абажура
1. Выбрать заготовку размером 400 × 400 × 60 мм
2. Разметить с помощью карандаша и линейки центр квадрата и наколоть его шилом
3. Разметить из центра окружность Ø240 мм, закрепить размеченную заготовку в тисках и опилить ножовкой углы заготовки. Выполнить вначале 8-миугольник, а затем 16-тиугольник
4. Заготовку закрепить короткими шурупами на планшайбе токарного станка и точить цилиндр Ø230 – 240 мм полукруглой стамеской
5. Точить фасонную поверхность, отступив от левого торца цилиндра 20 мм, точить Ø210 мм
6. Точить фасонную поверхность, отмерив высоту цилиндра Ø210 мм, равную 15 мм, точить Ø160 мм
7. Выполнить плавные переходы между тремя цилиндрическими поверхностями
8. Проточить глухое отверстие Ø20 мм в центре цилиндра на глубину 30 мм
9. Шлифовать деталь
Технологическая карта на изготовление подставки (основания)
настольной лампы.
№ п/п | Последовательность операций | Эскиз детали изделия | Инструменты и приспособления |
1 | Выбрать заготовку | 400 × 400 × 60 мм | Линейка, карандаш |
2 | Разметить центр |
| Линейка, карандаш, шило |
3 | Разметить окружность | Ø 240 мм | Циркуль |
4 | Опилить углы заготовки и получить 8-миугольник |
| Ножовка |
5 | Опилить углы заготовки и получить 16-тиугольник
|
|
Ножовка |
6 | Закрепить заготовку на планшайбе токарного станка |
| Шурупы, отвёртка |
7 | Точить цилиндр Ø 230-240 мм |
| Токарный станок СТД -120М, полукруглая стамеска |
8 | Точить фасонную поверхность | Ø 210 мм, H = 20 мм | Токарный станок, полукруглая стамеска |
9 | Точить фасонную поверхность | Ø 160 мм, H = 15 мм | Токарный станок, полукруглая стамеска |
10 | Выполнить плавные переходы между цилиндрами разного диаметра | Ø 230, Ø 210 мм, Ø 160 мм
| Токарный станок, полукруглая стамеска, планшайба |
11 | Проточить глухое отверстие в центре верхнего основания | Ø 20 мм, H = 30 мм
| Токарный станок, полукруглая и прямая стамески, планшайба |
12 | Шлифовать деталь |
| Токарный станок, шлифовальная шкурка |
13 | Полировать деталь |
| Токарный станок, брусок из твёрдой древесины |
14 | Снять деталь, вывернуть шурупы, зачистить отверстия, оставшиеся от шурупов |
| Отвёртка, шлифовальная колодка, шлифовальная шкурка |
Правила безопасности!
1. Не включать станок без разрешения учителя
2. Проверить заготовку, чтобы она не имела трещин
3. Надёжно крепить заготовку
4. Перед работой на токарном станке подготовить рабочее место: убрать лишнее со станка и вокруг него, подготовить и разложить только нужные инструменты и приспособления
5. Проверить рабочий инструмент. Ручки не должны иметь трещин, должны быть прочно насажены
6. Заправить одежду. Застегнуть пуговицы. Длинные волосы убрать под берет
7. Перед пуском станка надеть защитные очки
8. В процессе точения периодически останавливать станок и проверять крепление детали
9. Периодически, по мере срезания поверхности, при остановках станка подводить подручник к поверхности заготовки на расстояние 2…3 мм, проворачивать заготовку вручную на 2…3 оборота и надёжно крепить подручник
10.Во время работы не отвлекаться, не отходить от станка
11.Все настроечные операции проводить только при отключенном и остановленном станке
12.Не останавливать заготовку руками
13.Обо всех неисправностях сообщать учителю
Технологическая карта на изготовление стойки
настольной лампы.
№ п/п | Последовательность операций | Эскиз детали изделия | Инструменты и приспособления |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 |
Выбрать заготовку | 60 × 60 × 400 мм
| Линейка, карандаш |
2 | Разметить центры торцов. Сверлить один торец Ø 3 мм на глубину 6 мм |
| Линейка, карандаш, шило |
3 | Строгать рёбра заготовки до получения 8-мигранника и пропилить паз на втором торце под трезубец на глубину 5 мм |
| Рубанок, ножовка, верстак |
4 | Закрепить заготовку на станок и точить цилиндр Ø 50 мм по всей длине |
| Токарный станок, полукруглая стамеска, кронциркуль, линейка |
1 | 2 | 3 | 4 |
5 |
Разметить полученный цилиндр по длине
|
| Линейка, карандаш, косая стамеска |
6 | Точить фасонную поверхность в направлении от А к В |
| Шурупы, отвёртка |
7 | Точить фасонную поверхность в направлении от В к С |
| Токарный станок СТД -120М, полукруглая стамеска |
8 | Точить фасонную поверхность в направлении от А к К |
| Токарный станок, полукруглая стамеска |
9 | Точить фасонную поверхность в направлении от С к Л |
| Токарный станок, полукруглая стамеска |
10 | Подрезать левый торец детали до Ø 20 мм и точить в направлении от К к Р |
|
Токарный станок, прямая стамеска
|
11 | Подрезать правый торец детали до Ø 20 мм и точить в направлении от Л к Т |
|
Токарный станок, прямая стамеска
|
12 | Точить фаску 5×45 с обеих сторон |
| Токарный станок, косая стамеска |
13 | Шлифовать деталь |
| Токарный станок, шлифовальная шкурка |
14 | Полировать деталь |
| Токарный станок, брусок из твёрдой древесины |
15 | Лакировать деталь |
| Кисточка и лак |
16 | Снять деталь, отпилить и зачистить торцы |
| Мелкозубая пила, напильник |
Правила безопасности
Художественное точение следует выполнять с соблюдением всех мер безопасности при работе на токарных станках.
рис. 16. Точение фасонной детали.
1. Получите задание на точение детали
2. Изучите чертёж и технологическую карту
3. Подберите и разметьте заготовку
4. Подберите необходимые режущие и измерительные инструменты
5. Выточите деталь
6. Стойка для настольной лампы выполняется по простой форме. Варианты формы и размеров стойки могут быть различными и выбираются в зависимости от практических навыков учащегося.
7. При соединении деталей: подставка, стойка и абажур может применяться металлическая трубка небольшого диаметра. Длина этой трубки равна: высоте подставки, плюс высоте стойки и нижнего основания абажура. В нашем примере высота подставки равна 55 мм, высота стойки 400 мм, так как нижнее основание абажура соединяется с проточенным концом стойки, его высоту можно не учитывать.
8. Если наружный диаметр трубки равен Ø10 -12 мм, для нарезания наружной резьбы М 10 на длину 15 – 20 мм с обоих концов трубки, тогда длину трубки следует высчитывать с учётом того, что на верхний резьбовой конец трубки будет крепиться электрический патрон для лампочки, а на нижний резьбовой конец трубки навинчивается гайка М 10. Таким образом, сложив вышеуказанные размеры, получаем высоту трубки равной 470 мм. Внутренний диаметр трубки должен быть достаточным для прохождения по нему электрического шнура к лампочке, в нашем случае это Ø8 мм
9. Для соединения деталей настольной лампы необходимо просверлить сквозное отверстие Ø10-12 мм в стойке, подставке и нижнем основании абажура. Для сверления отверстия в стойке используем токарный станок по металлу ТВ – 6, остальные детали просверливаем на сверлильном станке.
10. Возможно соединение деталей лампы и другим, более доступным для вас способом, например без трубки, а на клею или на шурупах, предварительно просверлив стойку сверлом меньшего диаметра. Это отверстие необходимое для электрического шнура, но при этом следует увеличить диаметры торцов стойки.
Изготовление абажура.
1. Разметить на листе фанеры толщиной 4 – 8 мм контуры верхнего и нижнего оснований (см. рис. 17).
Рис. 17. Разметка оснований абажура
2. Выпилить лобзиком или ножовкой с мелкими зубьями размеченные детали и зачистить кромки шлифовальной шкуркой.
3. Разметить и просверлить отверстия для стойки и отверстия для циркуляции воздуха. Количество и размеры отверстий для циркуляции воздуха (рис. 18), подбираются в зависимости от мощности устанавливаемой ламы освещения.
Рис. 18. Разметка отверстий для вентиляции
4. Соединительными деталями двух оснований абажура могут стать различные обрезки металлических прутков небольшого диаметра (Ø4-5 мм). Длина этих деталей зависит от выбранного вами размера (высоты) абажура.
5. В нашем случае соединительными деталями являются прутки Ø5 мм. На концах прутков нарезаем резьбу М 5 на длину 20-30 мм.
6. Просверливаем сверлом Ø6 мм отверстия в основаниях абажура и свинчиваем гаечками М 5. получается каркас (рис. 19).
Рис. 19. Схема изготовления каркаса
7. Выбор материала для абажура зависит от вашей фантазии. Одним из вариантов выбора материала для абажура может быть шпон.
Рис. 20. Абажур из ткани
Абажур из шпона.
Шпон используется не только для отделки мебели, но и для многих других целей. В скандинавских странах шпон широко применяют для изготовления разнообразных абажуров.
1. Нарежьте 12 кусков шпона шириной около 150 мм, 6 кусков должны быть длиной 750 мм, а остальные 6 – длиной 630 мм.
Вам понадобятся: 12 листов светлого шпона шириной примерно 150 мм, из них 6 листов длиной 750 мм и 6 листов длиной 630 мм; 2 куска фанеры размером 150 × 150 мм, толщиной 6 мм; электрический провод и патрон для лампочки; лобзик; ручная дрель; нож; стальная линейка; клей.
Во время сборки обязательно покрывайте клеем обе склеиваемые поверхности, давая клею подсохнуть. Лучше немного подождать, чем обнаружить, что склейка получилась некачественная, когда абажур уже почти закончен.
Очень упругие полосы шпона могут плохо держаться на клею, в этом случае закрепите их после склейки металлическими скобками или гвоздиками.
Остатки шпона можно использовать для изготовления абажуров другой формы.
2. Выпилите 2 фанерных кружка диаметром по 150 мм. В одном из них сделайте отверстие диаметром 90 мм, наложите его на схему.
3. Сначала наклейте на кольцо 6 коротких полос. Укладывайте их симметрично по линиям на схеме.
4. Таким же образом наклейте 6 длинных полос. Закрепите их несколькими скобками или гвоздиками с широкими шляпками.
5. Переверните сборку и прорежьте отверстие внутри кольца. Обработайте края шлифовальной шкуркой.
6. Смажьте клеем противоположные концы полос, начиная с верхней полосы. Верхний фанерный кружок имеет отверстие диаметром 12 мм.
7. Приклеивая последние полосы, просуньте руку через отверстие внизу абажура к фанерному кружку.
8. Просверлите или прорежьте отверстие в верхней части абажура. Делайте это с внутренней стороны.
9. Пропустите провод через меньшее отверстие и присоедините патрон.
Одним из простых и дешёвых материалов для изготовления абажура может послужить обычная плотная бумага (картон) раскрашенный в необходимый цвет и сложенный в «гармошку» он будет неплохо смотреться.
Сборка изделия и его окончательная отделка.
1. Запрессовать с помощью киянки стойку лампы в отверстия подставки и нижнего основания абажура, предварительно смазанные клеем. Для придания конструкции дополнительной прочности завернуть по 3 – 4 шурупа в каждое из соединений.
2. После склеивания отпилить ножовкой выступающие части.
3. При помощи учителя смонтировать электрическую часть настольной лампы (шнур, вилка, выключатель, патрон, лампочка).
4. Соединить верхнее и нижнее основания абажура с помощью выбранных вами деталей (в зависимости от формы и размеров абажура).
5. Зачистить всё изделие мелкозернистой шлифовальной шкуркой и покрыть мебельным лаком в три слоя.
· Расчёт стоимости изделия
· Рекламный проспект изделия
· Окончательный контроль и самооценка
· Защита проекта
Расчёт стоимости материалов для изготовления изделия.
Как уже упоминалось выше основные материалы для изготовления настольной лампы (светильника) имеются в мастерской, поэтому затраты на материалы при изготовлении светильника будут минимальными. В основном эти затраты буду складываться из стоимости электроарматуры для будущего изделия и затрат на электроэнергию израсходованную при изготовлении.
При изготовлении подставки для настольной лампы была использована заготовка размером 400 × 400 × 60 мм из древесины лиственных пород, стоимостью 28 рублей 80 копеек.
При изготовлении стойки для настольной лампы была использована заготовка в виде бруска, размером 60 × 60 × 400 мм из древесины лиственных пород, стоимостью 4 рубля 32 копейки.
Заготовка для подставки имеет объём, равный:
V = 400 × 400 × 60; переведём данные в миллиметрах в метры и получим
V = 0,4 × 0,4 × 0,06 = 0,0096 (м3).
Цена одного кубического метра древесины составляет 3000 руб.
Стоимость заготовки для изготовления подставки:
С = 0,0096 × 3000 = 28,8 (руб.)
Заготовка для стойки настольной лампы имеет объём, равный:
V = 60 × 60 × 400; переведём данные в миллиметрах в метры и получим
V = 0,06 × 0,06 × 0,4 = 0,00144 (м3).
Цена одного кубического метра древесины составляет 3000 руб.
Стоимость заготовки для изготовления стойки:
С = 0,00144 × 3000 = 4,32 (руб.)
Куска старой фанеры толщиной 10 мм, размером 400 × 700 мм оказалось достаточным для изготовления из него верхнего и нижнего оснований абажура (рис. 3 - 4). Стоимость этого элемента оценили в 22 руб.
Общая стоимость метизов и электротоваров составила 52 рубля 63 коп. Для сборки изделия на клею потребовался клей ПВА стоимостью 16 рублей.
Для отделки изделия морилкой и лаком были потрачены 30 рублей 12 копеек.
Стоимость материалов израсходованных на изготовление настольной лампы составила:
28,80 + 4,32 + 22 + 52,63 + 16 + 30,12 = 153,87 (руб.)
Затраты на электроэнергию.
При изготовлении изделия, кроме затрат на материалы, необходимо определить количество и стоимость израсходованной электроэнергии. Это электроэнергия для работы станков, для общего и местного освещения.
Количество потребляемой электроэнергии (А) исчисляется в киловатт-часах (кВт-ч) и определяется как произведение мощности электроприбора W(кВт) на время его работы t(ч):
А = WÍt (кВт-ч).
Допустим, что цена электроэнергии составляет 1,0 руб. за 1 кВт-ч. Тогда для определения стоимости затраченной электроэнергии (С) необходимо количество затраченной (потребленной) электроэнергии (А) умножить на её цену (Ц):
С = А ÍЦ (руб.).
При определении затрат на электроэнергию токарного станка с мощностью электродвигателя 0,8 кВт, который работал в течение 8 ч 15 мин, вычисляем:
Время работы станка в часах:
8 ч 15 мин = 8 ч + 15 : 60 = 8 ч + 0,25 ч = 8,25 ч.
Количество потреблённой электроэнергии:
А = WÍt = 0,8 кВтÍ8,25 ч = 6,6 кВт-ч.
Стоимость электроэнергии:
С = А ÍЦ = 6,6 Í1,0 = 6,6 (руб.).
Станок имеет местное освещение – лампочка мощностью 100 Вт, то есть 0,1 кВт.
Потребленная электроэнергия на местное освещение составит:
А2 = WÍt = 0,1 кВт Í8,25 ч = 0,825кВт-ч.
Стоимость электроэнергии на местное освещение равна:
С2 = А ÍЦ = 0,825 Í1,0 = 0,825 (руб.).
Для получения общей стоимости электроэнергии нужно суммировать полученные результаты: С1 + С2 = 6,6 + 0,825=7,43 (руб.).
Сложим затраты на израсходованные материалы и расходы на электроэнергию:
153,87 + 7,43= 161,30 (руб.).
Следовательно, стоимость изготовленной настольной лампы, без учёта затрат на оплату труда составляет 161 руб. 30 коп.
Рис. 21.Товарный знак
Рекламный проспект изделия
Производственная компания «Зайцев и К0» предлагает разнообразные изделия из древесины и металла для вашего дома и офиса. Они просты и надёжны, удобны для пользователя, изготовлены из экологически чистых материалов. А цена изделий просто символическая. Кроме того, при покупке нашего изделия вы становитесь участником беспроигрышной лотереи. Главный приз – автомобиль.
Окончательный контроль и самооценка
Изделие изготовлено аккуратно и качественно. Оно оригинальное, то есть такого нельзя приобрести в магазине или на рынке. Настольная лампа улучшает интерьер моей комнаты и одновременно условия работы за письменным столом, а ночью может использоваться в качестве ночника. Использование настольной лампы позволяет экономить электроэнергию. При изготовлении изделия не возникало особых трудностей по выполнению технологических операций.
Моя настольная лампа хорошо вписывается в интерьер комнаты, изготовлена с наименьшими затратами, а значит, полностью соответствует намеченной задаче.
Для улучшения изделия можно продумать дополнительные детали, улучшающие её качество, например, украсить резьбой элементы, выполненные из древесины или украсить абажур декоративным пропильным (просечённым) металлом.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ
· Собирать электрическую цепь можно только при отключенном источнике электрического тока и в точном соответствии со схемой.
· Электрические провода надо расходовать экономно.
· Электрическую цепь можно включать только с разрешения учителя.
· Смонтированную электрическую цепь можно проверить с помощью устройства, называемого пробником. Штырями его вилки прикасаются к различным точкам электрической цепи. (На рисунке показана проверка электрического шнура.) Загорание лампочки указывает на отсутствие разрыва в электрической цепи.
РЕМОНТЭЛЕКТРОБЫТОВЫХПРИБОРОВ
При использовании бытовых электроприборов вы неизбежно столкнетесь с поиском неисправностей и их устранением.
Для проверки исправности провода или шнура бытового электроприбора используют пробник. С его работой вы уже знакомы. Штырями вилки пробника нужно поочередно прикоснуться к концам каждой из токопроводящих жил. Если лампочка пробника не загорается, то это значит, что есть повреждение в проводах или штепсельной вилке. Поврежденный шнур можно заменить новым или отремонтировать.
При замене шнура производят его оконцевание и заделку петелькой или тычком в соответствии с конструкцией электроарматуры.
Если нового шнура нет, ремонтируют поврежденный. Но сначала надо найти место обрыва токопроводящей жилы. Обычно это случается в месте изгиба шнура. В этом случае шнур сращивают. Работать надо в такой последовательности:
1. Разрезать шнур в месте обрыва провода монтерским ножом и зачистить концы проводов (рис. 25).
2. Расплести жгуты многопроволочных жил.
3. Наложить зачищенные концы один на другой.
4. Скрутить концы (рис. 25).
5. Откусить оставшиеся концы жил кусачками и обжать полученные витки плоскогубцами.
6. Изолировать место соединения проводов изоляционной лентой (обвивая его сначала в одном направлении, затем в обратном).
Рис. 22. Сращивание проводов.
При нагреве штепсельной вилки надо её разобрать и проверить изоляцию проводов, надёжность их крепления. При нарушении контакта в вилке снова зачистить концы проводов, подтянуть винты. При более серьёзных повреждениях (например, при обгорании контактов) вилку следует заменить.
У неразборной вилки иногда повреждается провод непосредственно в месте его подсоединения. В этом случае вилку надо заменить на разборную: провод у вилки перерезают, оконцовывают и подсоединяют к разборной вилке.
Рис. 23. Устройство настольной лампы.
САМ СЕБЕ МАСТЕР
Мелкие авариислучаются в домедовольно часто:
подтекает кран,отстают обои,
а воти настольная лампапочему-топерестала гореть...
Так что же, каждый разждать помощи мастерасо стороны?
Попробуемсправиться сами.
Итак, погасла настольная лампа. Не выворачивайте колбу лампочки, пока она не остыла, иначе она может оторваться от цоколя, и извлекать его придется плоскогубцами.
Вы ввернули в патрон новую лампу, но она не горит. Причиной может быть недостаточно отогнутый контакт 1 патрона (рис. 23 А). Устранить неисправность можно отвёрткой.
Другая неисправность: лампа то гаснет, то загорается при малейшем перемещении. Это признак излома шнура. У настольных ламп, торшеров идругих электроприборов, которые мы подключаем к сети и часто перемещаем, шнуры, как правило, гибкие. Но в тех местах, где изгиб шнура получается наиболее крутым, провод все же постепенно перетирается. Чтобы этого не случилось, ставят специальные резиновые или пластмассовые втулки 4,упругие спирали, надевают гибкие трубочки (рис. 23 Б). Проще всего исправить дефект, вырезав из шнура «больное» место. Если вы всеже решили купить новый провод, постарайтесь найти такой, чтобы его поперечное сечение было не меньше, чем у прежнего. Нарушение этого правила может привести к пожару.
Поставить в настольную лампу новый провод, казалось бы, просто. Но есть и в этом деле свои «секреты». От них порой зависит, прослужит ли лампа после ремонта многие годы, или через месяц потребуется новый ремонт. В патроне провод зажимается винтами 2 (рис. 23 А) и далее идет к выключателю 1 (рис. 23 В). На рисунке показан кнопочный выключатель, расположенный в подставке, но он может быть и на проводе.
На заводе для зачистки проводов применяют специальный инструмент, мы же советуем снимать изоляцию паяльником. На концах провода, идущих под винты штепсельной вилки, необходимо сделать колечки 2 (рис. 23 Б). Желательно их припаять. В качестве флюса используйте канифоль или паяльную пасту, продающуюся в наборах с паяльником.
У вилок многих типов имеется скоба 3, удерживающая провод в вилке. Если диаметр провода слишком мал и скоба держит его слабо, наденьте на него кусок резиновой трубки 4. Она одновременно укрепит провод в этом «слабом» месте.
рис. 24.
Невозможно обойтись в спальне без ночника. Его свет поможет расслабиться,
наполнит атмосферу покоем и уютом.
Таких ламп в интерьере может быть несколько и не обязательно парных.
рис. 25
СВЕТ ДУШИ
Рис. 26. Фото моей лампы.
Рис. 27. Лампы, которые есть в магазине
Вложение | Размер |
---|---|
дизайн-проект Настольная лампа | 700 КБ |
МБОУ ЗНАМЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
ДИЗАЙН-ПРОЕКТ
«НАСТОЛЬНАЯ ЛАМПА»
Выполнил: ученик 11 класса
Рябинин Денис Александрович
Руководитель проекта:
учитель технологии,
Витютнев Николай Анатольевич
высшая квалификационная категория
2015 год
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация ………………………………………………………………………...3
1. Введение ……………... …………………………………………………………. 3
2. Основное содержание ………………….. …………………………….. ………..4
2.1. Определение потребностей и краткая формулировка задачи………………. 5
2.2. Проведение исследований...……………………………………………….. ….6
2.3. Дизайн спецификация …...…………………...…………………………… …..9
2.4. Первоначальные идеи ………..…………………………………………….......10
2.5. Выбор лучшей идеи ……………………………..…………………………......12
2.6. Проблемы и критерии ……………………………………………………….. 13
2.7. Технологический этап ……………...…………………………. .. .. …………. 14
2.8. Расчёт стоимости материалов ………….. …………………………………... 22
2.9. Рекламный проспект изделия …………………………………….…………. 24
2.10. Правила безопасности ………………...…………………………………….. 25
3. Сам себе мастер ………...……………………………………………………….. 26
Список использованной литературы …………...……………………………... .29
Рис. 1. Схема выполнения творческого проекта
Аннотация
Актуальность темы работы связана с ситуацией современного рынка, который предлагает большой выбор товаров, но эти товары не всегда отвечают потребностям человека.
Проблемой является отсутствие недорогих и качественных изделий отечественного производства выполненных из экологически чистых материалов. Очень трудно выбрать нужное изделие, которое соответствовало бы таким критериям, как невысокая цена при хорошем качестве, оригинальность и соответствие интерьеру жилища покупателя.
1. Введение
Основные идеи проекта.
Идея создания проекта появилась в результате изучения специальной литературы по благоустройству дома (квартиры).
Реализация идеи состоит в том, чтобы реализовать мои планы по созданию комфортного интерьера моей комнаты, в частности письменно стола и его освещённости.
Захотелось изготовить настольную лампу, которая будет содержать такие качества, как многофункциональность, безопасность и надёжность одновременно. Многофункциональность лампы, в моём представлении, должна заключаться в её использовании не только, как настольного светильника, но и, как ночника. Безопасность и надёжность будут обусловлены ручной сборкой изделия и разработкой правил безопасной эксплуатации! Так как светильник является бытовым электроприбором, то при его использовании вы неизбежно столкнетесь с поиском неисправностей и их устранением.
В качестве инструкции для ремонта таких приборов мне необходимо разработать графические и текстовые документы. Эти документы должны содержать изображение сборочной единицы (изделия или его части) и данные необходимые для её сборки (изготовления) и ремонта.
Процесс выполнения проекта
№ не-дели | Процесс выполнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Представление проекта. Ограничивающие условия. Краткая формулировка задачи. Начало оформления проекта. | Разработать новый дизайн для настольной лампы так, чтобы она выглядела более привлекательно и соответствовала интерьеру комнаты, но чтобы сложность изготовления существенно не увеличилась. | Учащиеся принимают участие в беседе; обсуждают задание проекта; оформляют дизайн-листы для начала проекта; пишут краткую формулировку задачи. |
2 | Выработка идей. Выбор лучшей идеи. | Предложить учащимся на основе спецификации нарисовать несколько эскизов различных идей изделия. Выбрать лучший вариант, прокомментировать выбор. | Учащиеся зарисовывают идеи. Обосновывают выбор лучшей настольной лампы, рисунок 6. Рассматривают её подробно. Продумывают размеры. |
1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Планирование работы | Объяснить учащимся, что основная особенность проекта – завершение её в срок – к 5 октября, то есть через 5 недель, к «Дню учителя». Необходимо точно спланировать работу по неделям. | Учащиеся записывают на листе все операции, которые им необходимо выполнить. Затем обсуждают и проставляют последовательность действий. |
4 | Для того, чтобы решить, какая именно модель будет пользоваться спросом, нужно провести исследование. | Результаты социологического опроса нужно оформить в виде диаграмм | Оформляют лист «Исследование», разрабатывают критерии для социологического опроса в анкете. |
5 | Изготовление изделия | Изготовление модели начинаем с расчёта размеров, которые зависят от её назначения, для того, чтобы украсить модель можно изменить цвет некоторых деталей с помощью морилки. | Учащиеся строят чертежи модели. Переносят чертёж на обработанную древесину и выпиливают или вытачивают детали. Затем приступают к шлифованию и отделке деталей морилкой и лаком. |
6 | Сборка изделия Оценка готового изделия. | Сборку деталей в готовое изделие выполняем по рисунку модели. | Учащиеся соединяют готовые детали с помощью шурупов и клея. Учащиеся заполняют лист «Оценка готового изделия». |
2. Основное содержание
Все свои работы, связанные с выполнением дизайн – проекта я буду накапливать в дизайн – папке. Дизайн – папка будет сопровождать процесс проектирования и изготовления изделия.
Что должно входить в дизайн – папку проекта.
1. Определение потребности и краткая формулировка задачи.
2. Проведение исследования.
3. Дизайн – спецификация.
4. Первоначальные идеи.
5. Выбор лучшей идеи. Проработка (включая экспериментирование).
6. Отчёт о процессе изготовления (изображение, фотография готового изделия).
7. Отчёт о проведённой проверке изделия.
8. Оценка своей работы в процессе выполнения проекта.
2.1. Определение потребности и краткая формулировка задачи.
Целью проекта является удовлетворение потребностей моей семьи и других людей в улучшении интерьера своей квартиры. Исследовав характеристики аналогичных товаров (цену, качество, размеры, материалы, цветовую гамму, оригинальность), имеющихся на рынке я более глубоко понял недостатки этих изделий. На основании этих исследований у меня созрела идея: предложить возможный способ производства своего изделия в школьных условиях из доступных материалов и на имеющемся оборудовании.
Основная задача: создать своими руками, в условиях школьной мастерской, недорогую, но привлекательную настольную лампу, изготовленную из экологически чистых материалов и подходящего стиля для моей комнаты. Предусмотреть появление спроса на моё изделие. Для этого наиболее полно изучить спрос на данное изделие среди учащихся нашей школы. Затем, изучить информационные ресурсы по данной теме, которые помогут в моей работе. Определиться с наличием материалов и инструментов для работы в мастерской и приступить к работе.
Рис. 2. Экспертиза и оценка изделий
2.2. Проведение исследования
Дизайн-анализ существующих изделий по теме проекта
рис. 3 рис. 4 рис. 5
рис. 6 рис. 7 рис. 8
рис. 9 рис. 10 рис. 11 рис. 12
Уточнение краткой формулировки задачи
Разработать и изготовить настольную лампу для освещения своего письменного стола. Лампа должна отвечать требованиям безопасной эксплуатации, отличаться оригинальностью и простотой в изготовлении. Кроме этого, она должна подходить к интерьеру моей спальни. Должна быть изготовлена из доступных материалов, имеющихся в школьной мастерской.
Проект будет состоять из разработки конструкции и изготовления настольной лампы, а также экономических расчётов и рекламного проспекта, которые будут изложены в пояснительной записке.
Исследование рынка – проведение опросов
Анализ исследований.
Для того чтобы убедиться в целесообразности нашего проекта, я решил провести социологический опрос в нашей школе. Мной была разработана следующая анкета:
1. вопрос: покупаете ли вы настольную лампу для себя, для своих друзей и для своих родственников в магазинах?
В социологическом опросе приняли участие свыше 100 человек.
Результаты социологического опроса
Покупаете ли вы настольную лампу для себя, для своих друзей и для своих родственников в магазинах?
Рис. 13.
Хотели бы вы, чтобы новые настольные лампы появились в нашем селе, в нашей школе?
Рис. 14.
Проведённый социологический опрос показал, что 85% школьников одобряют появление данного товара в нашем селе, в нашей школе.
Для того, чтобы решить, какая именно модель будет пользоваться спросом, нужно провести исследование.
Анализ исследований.
Для проведения исследования мы решили использовать рисунки (3 – 12), представленные учащимися нашего класса. Социологический опрос в нашей школе показал, что 52 % опрошенных учащихся выбрали лампу, представленную на рис. 6. Около 45 % опрошенных учащихся выбрали лампу – рис. 10. И свыше 30 % опрошенных учащихся выбрали лампу – рис. 12.
В результате такого исследования нами был сделан выбор в пользу лампы – рис. 6.
В социологическом опросе приняли участие свыше 100 человек.
Исследование свойств материалов
Изучив конструкции и дизайнерские варианты современных настольных ламп, мы выбрали следующую конструкцию (рис. 6). Предлагаемая конструкция хорошо впишется в интерьер комнаты, кроме того, форма изделия достаточно проста и вместе с тем оригинальна.
При выборе материала будущего изделия, мы руководствовались наличием материалов, инструментов и оборудования, имеющихся в школьной мастерской. Поэтому расходы на материалы будут минимальными. В результате анализа, выбор был сделан в пользу древесины. Большую часть работы по изготовлению изделия, я смогу выполнить сам или с помощью учителя.
Выбор древесины:
Древесина представляет собой естественный приятный цвет с красивой текстурой. Изделие из древесины не нанесёт вреда здоровью человека и окружающей среде. При необходимости цвет древесины можно изменить водными красителями (морилками), например под цвет древесины ореха, дуба или красного дерева.
2.3. Дизайн- спецификация
Что за изделие?
Кто будет его использовать?
Какая потребность будет удовлетворена?
Функциональное назначение – что это изделие должно делать.
Допустимые пределы стоимости.
Единичный экземпляр (партия), массовое производство, (прототип).
Человеческий фактор – рассмотрение пользователя;
– эргономика в целом;
– психологические факторы;
– физиологические факторы (антропометрические);
– где будет использоваться объект;
– размер частей (деталей) изделия;
Материалы – соответствие заданным функциям;
– доступность;
– стоимость;
– лёгкость в обработке;
– материалы для частей (например: клей, нитки, застёжки);
– вопросы, связанные с окружающей средой
Способ производства, – какое оборудование есть в школе?
– как изделие может быть изготовлено в промышленности?
Техника безопасности по отношению:
– к месту;
– к конечному пользователю;
– используемым материалам;
– государственные и международные стандарты.
Внешний вид – по отношению к группе потребителей;
– стиль;
– цвет;
– отделка.
Моральные ценности – влияние на окружающую среду;
– не наносит ли вред данная технология обществу, в котором это изделие будет изготовлено, и будет использоваться;
– каково будет соотношение выгоды (убытка) для общества в результате изготовления этого изделия?
2. 4. Первоначальные идеи
Практическая потребность в изделии. Светильник — это световой прибор, перераспределяющий свет ламп и предназначенный для освещения рабочего места, жилых помещений, улиц и т. д. Он состоит из осветительной арматуры, одной или нескольких электрических ламп, проводов.
Светильники бытовые служат для общего освещения помещений или отдельных его мест. Конструкции светильников зависят от их назначения.
На предприятиях разработкой конструкций светильников заняты конструкторы-художники. Создаваемые ими устройства должны отвечать определённым требованиям. Прежде всего, они должны быть безопасными в использовании и надёжными. Для светорассеивателей используются, как правило, трудновоспламеняющиеся материалы. Кроме прямого назначения, светильники являются и элементами оборудования бытовых и служебных помещений, поэтому они должны быть красивыми. Для изготовления светильников применяют различные материалы (пластмассы, цветное стекло, сплавы, стеклоткань и др.).
Традиции. Настольная лампа может быть с круглой, шаровидной или овальной формы подставкой. Из рассказа родителей я узнал, что раньше в доме были настольные лампы в основном шаровидной формы, из древесины.
Выбор материала. Камень, кость, глина, стекло, металл, бетон, синтетика, пластмассы – среди этих старых и новых, так необходимых человеку материалов древесина занимает особенное, исключительное место. Она издревле самый распространённый строительный, архитектурный и художественный материал, дарованный нм природой. В зависимости от породы, места произрастания, внешних условий и обработки она может быть едва ли не снежной белизны и тёмной, почти чёрной, мягкой, податливой и твёрдой, как сталь, лёгкой и тяжёлой, пористой и очень плотной, но это всегда – благородный, красивый, отзывчивый, сильный и живой материал. Неисчерпаемость и своеобразие тонов, фактур, рисунка сочетание редкостных свойств – всё делает древесину поистине бесценной в руках человека – творца, художника, мастера. Поэтому, всё больше людей обращается к работе с древесиной.
Лучше всего сделать основание настольной лампы из древесины с красивой текстурой, например из красного дерева, бука, дуба или ясеня. А можно выточить на токарном станке из любой другой древесины, имеющейся в школьной мастерской, а затем окрасить морилкой в чёрный, красный, жёлтый или другой понравившийся цвет.
Разработка конструкции и вариантов крепления стойки и подставки настольной лампы. Я предполагаю разработать несколько конструкций и форм лампы и выбрать лучшую, наиболее красивую. В этом мне помогут мои одноклассники.
Для соединения подставки с абажуром в вертикальной стойке просверлю отверстие диаметром 10 мм. В отверстие вставлю стальную трубку с резьбой на концах и скреплю вышеуказанные детали гайками. Эту операцию можно заменить и расклёпыванием торцов трубки или склеиванием.
Выбор формы. Настольная лампа , представленная на рисунке 6, оригинальной формы, безопасна и удобна в эксплуатации, кроме прямого назначения освещать мой рабочий стол, может быть использована и в качестве ночника. Изготовить такую лампу мне будет по силам. На уроках технологии я уже научился вытачивать фигурные детали на токарном станке.
Последовательность изготовления настольной лампы. Для этого мне нужно будет составить технологические карты. В которых изложу последовательность всех операций по изготовлению деталей лампы.
Оборудование и инструменты. Выточить детали из древесины (подставку и стойку) можно на станке СТД – 120М, который есть в мастерской. Учитель подсказал, что просверлить стойку, длиной 400 мм, можно на токарном станке по металлу ТВ – 6, и обещал мне помочь. Все остальные необходимые инструменты и материалы также есть в школьной мастерской.
Экономические расчёты. Попробую рассчитать себестоимость изготовленной лампы, тем более что на уроках технологии мы уже это проходили. Если себестоимость окажется низкой, то предложу моим одноклассникам изготовить такие же.
Экологичность. Лампа из натуральной древесины экологична, то есть не содержит вредных примесей, в холодное время года древесина остаётся тёплой. Для того, чтобы не нарушать экологию не следует покрывать её морилкой и лаком!
2. 5. Выбор лучшей идеи
Для выбора лучшей идеи представленные идеи должны быть оценены по отношению к критериям, указанным в дизайн-спецификации.
Формирование банка идей и предложений:
Рис. 15. Проработка лучшей идеи
Настольные лампы по своему назначению являются источником локального (местного) освещения. Они создают дополнительное удобство и комфорт при работе за письменным столом, но вместе с этим они занимают особое место в интерьере комнаты и даже квартиры. И от того, какую она имеет форму, где размещается и какие функции выполняет, во многом зависит общий вид комнаты.
Другим, не менее важным обстоятельством наличия настольной лампы, является экономное расходование электрической энергии. При сегодняшних ценах на электроэнергию этот вопрос стоит достаточно актуально для большинства людей. Вместо потолочной люстры, а иногда и двух, включающих в себя множество лампочек, очень часто бывает достаточным наличие в комнате включенной настольной лампы или торшера.
Ниже перечислены проблемы, с которыми сталкивается потребитель, приобретая настольную лампу в магазине (на рынке).
Рис. 16. Проблемы, связанные с выбором лампы в магазине.
Рациональное решение – это лампа, соответствующая интерьеру комнаты, конструкция которой должна отличаться оригинальностью, несложностью в изготовлении, небольшими затратами на приобретение материалов для её изготовления. Учитывая проблемы, возникающие перед потребителем, становится очевидным преимущество самостоятельного изготовления лампы, соответствующей вышеназванным требованиям.
Для изготовления лампы необходимо принимать во внимание следующие факторы:
Рис. 17. Факторы, которые необходимо учитывать при изготовлении
Основные критерии, которые необходимо учитывать при создании изделия:
Технологичность позволяет производить изделие на универсальном оборудовании легко и без лишних затрат. Технологичной считается деталь, изготовленная с наименьшими затратами труда, например только механической обработкой. Нетехнологичными считаются детали, конструкции которых требуют ручной обработки, хотя можно было бы обойтись и без неё. Технологичность тесно связана с экономичностью изготовления деталей и изделий.
Экономичность требует производства изделия с наименьшими затратами, получением наибольшей прибыли при эксплуатации изделия или реализации технологии. Экономичность противоречит точности изготовления детали или изделия. Чем выше точность, тем больше времени, энергии, человеческих сил потребуется на изготовление изделия, тем дороже оно будет. Поэтому точность изготовления должна быть такой, чтобы изделие не стоило слишком дорого.
Эргономика (отрасль науки, изучающая человека и его деятельность в условиях производства) предусматривает изготовление такого изделия, которое бы обслуживалось человеком с наименьшими затратами его энергии, движений, сил, было бы удобным в использовании.
Безопасность предусматривает создание и эксплуатацию изделий без нарушения жизнедеятельности человека. При использовании готового изделия должна исключаться возможность травматизма.
Экологичность проекта заключается в изготовлении и эксплуатации изделий без нанесения вреда окружающей среде.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП
Настольная лампа состоит из подставки и стойки, а также абажура. Абажур состоит из верхнего и нижнего оснований (рис. 3) соединённых между собой металлическими прутками (шпильками) длиной 300…350 мм и диаметром Ø 4 – 6 мм. Декоративная часть абажура выполнятся из разноцветной шёлковой ткани и бордюра с кисточками.
Рис.18. Эскиз лампы.
Технологический процесс изготовления изделия
Изготовление поставки (основания) абажура
Технологическая карта на изготовление подставки (основания)
настольной лампы.
№ п/п | Последовательность операций | Эскиз детали изделия | Инструменты и приспособления |
1 | Выбрать заготовку | 400 × 400 × 60 мм | Линейка, карандаш |
2 | Разметить центр | Линейка, карандаш, шило | |
3 | Разметить окружность | Ø 240 мм | Циркуль |
4 | Опилить углы заготовки и получить 8-миугольник | Ножовка | |
5 | Опилить углы заготовки и получить 16-тиугольник | Ножовка | |
6 | Закрепить заготовку на планшайбе токарного станка | Шурупы, отвёртка | |
7 | Точить цилиндр Ø 230-240 мм | Токарный станок СТД -120М, полукруглая стамеска | |
8 | Точить фасонную поверхность | Ø 210 мм, H = 20 мм | Токарный станок, полукруглая стамеска |
9 | Точить фасонную поверхность | Ø 160 мм, H = 15 мм | Токарный станок, полукруглая стамеска |
10 | Выполнить плавные переходы между цилиндрами разного диаметра | Ø 230, Ø 210 мм, Ø 160 мм | Токарный станок, полукруглая стамеска, планшайба |
11 | Проточить глухое отверстие в центре верхнего основания | Ø 20 мм, H = 30 мм | Токарный станок, полукруглая и прямая стамески, планшайба |
12 | Шлифовать деталь | Токарный станок, шлифовальная шкурка | |
13 | Полировать деталь | Токарный станок, брусок из твёрдой древесины | |
14 | Снять деталь, вывернуть шурупы, зачистить отверстия, оставшиеся от шурупов | Отвёртка, шлифовальная колодка, шлифовальная шкурка |
Правила безопасности!
Технологическая карта на изготовление стойки
настольной лампы.
№ п/п | Последовательность операций | Эскиз детали изделия | Инструменты и приспособления |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Выбрать заготовку | 60 × 60 × 400 мм | Линейка, карандаш |
2 | Разметить центры торцов. Сверлить один торец Ø 3 мм на глубину 6 мм | Линейка, карандаш, шило | |
3 | Строгать рёбра заготовки до получения 8-мигранника и пропилить паз на втором торце под трезубец на глубину 5 мм | Рубанок, ножовка, верстак | |
4 | Закрепить заготовку на станок и точить цилиндр Ø 50 мм по всей длине | Токарный станок, полукруглая стамеска, кронциркуль, линейка | |
1 | 2 | 3 | 4 |
5 | Разметить полученный цилиндр по длине | Линейка, карандаш, косая стамеска | |
6 | Точить фасонную поверхность в направлении от А к В | Шурупы, отвёртка | |
7 | Точить фасонную поверхность в направлении от В к С | Токарный станок СТД -120М, полукруглая стамеска | |
8 | Точить фасонную поверхность в направлении от А к К | Токарный станок, полукруглая стамеска | |
9 | Точить фасонную поверхность в направлении от С к Л | Токарный станок, полукруглая стамеска | |
10 | Подрезать левый торец детали до Ø 20 мм и точить в направлении от К к Р | Токарный станок, прямая стамеска | |
11 | Подрезать правый торец детали до Ø 20 мм и точить в направлении от Л к Т | Токарный станок, прямая стамеска | |
12 | Точить фаску 5×45 с обеих сторон | Токарный станок, косая стамеска | |
13 | Шлифовать деталь | Токарный станок, шлифовальная шкурка | |
14 | Полировать деталь | Токарный станок, брусок из твёрдой древесины | |
15 | Лакировать деталь | Кисточка и лак | |
16 | Снять деталь, отпилить и зачистить торцы | Мелкозубая пила, напильник |
Правила безопасности
Художественное точение следует выполнять с соблюдением всех мер безопасности при работе на токарных станках.
рис. 19. Точение фасонной детали.
1. Получите задание на точение детали
Изготовление абажура.
1. Разметить на листе фанеры толщиной 4 – 8 мм контуры верхнего и нижнего оснований (см. рис. 3).
Рис. 20. Разметка оснований абажура
2. Выпилить лобзиком или ножовкой с мелкими зубьями размеченные детали и зачистить кромки шлифовальной шкуркой.
3. Разметить и просверлить отверстия для стойки и отверстия для циркуляции воздуха. Количество и размеры отверстий для циркуляции воздуха (рис. 4), подбираются в зависимости от мощности устанавливаемой ламы освещения.
Рис. 21. Разметка отверстий для вентиляции
4. Соединительными деталями двух оснований абажура могут стать различные обрезки металлических прутков небольшого диаметра (Ø 4-5 мм). Длина этих деталей зависит от выбранного вами размера (высоты) абажура.
5. В нашем случае соединительными деталями являются прутки Ø 5 мм. На концах прутков нарезаем резьбу М 5 на длину 20-30 мм.
6. Просверливаем сверлом Ø 6 мм отверстия в основаниях абажура и свинчиваем гаечками М 5. получается каркас (рис. 22).
Рис. 22. Схема изготовления каркаса
7. Выбор материала для абажура зависит от вашей фантазии. Одним из вариантов выбора материала для абажура может быть шпон.
Рис. 23. Абажур из ткани
Абажур из шпона.
Шпон используется не только для отделки мебели, но и для многих других целей. В скандинавских странах шпон широко применяют для изготовления разнообразных абажуров.
1. Нарежьте 12 кусков шпона шириной около 150 мм, 6 кусков должны быть длиной 750 мм, а остальные 6 – длиной 630 мм.
Вам понадобятся: 12 листов светлого шпона шириной примерно 150 мм, из них 6 листов длиной 750 мм и 6 листов длиной 630 мм; 2 куска фанеры размером 150 × 150 мм, толщиной 6 мм; электрический провод и патрон для лампочки; лобзик; ручная дрель; нож; стальная линейка; клей.
Во время сборки обязательно покрывайте клеем обе склеиваемые поверхности, давая клею подсохнуть. Лучше немного подождать, чем обнаружить, что склейка получилась некачественная, когда абажур уже почти закончен.
Очень упругие полосы шпона могут плохо держаться на клею, в этом случае закрепите их после склейки металлическими скобками или гвоздиками.
Остатки шпона можно использовать для изготовления абажуров другой формы.
2. Выпилите 2 фанерных кружка диаметром по 150 мм. В одном из них сделайте отверстие диаметром 90 мм, наложите его на схему.
3. Сначала наклейте на кольцо 6 коротких полос. Укладывайте их симметрично по линиям на схеме.
4. Таким же образом наклейте 6 длинных полос. Закрепите их несколькими скобками или гвоздиками с широкими шляпками.
5. Переверните сборку и прорежьте отверстие внутри кольца. Обработайте края шлифовальной шкуркой.
6. Смажьте клеем противоположные концы полос, начиная с верхней полосы. Верхний фанерный кружок имеет отверстие диаметром 12 мм.
7. Приклеивая последние полосы, просуньте руку через отверстие внизу абажура к фанерному кружку.
8. Просверлите или прорежьте отверстие в верхней части абажура. Делайте это с внутренней стороны.
Одним из простых и дешёвых материалов для изготовления абажура может послужить обычная плотная бумага (картон) раскрашенный в необходимый цвет и сложенный в «гармошку» он будет неплохо смотреться.
Сборка изделия и его окончательная отделка.
1. Запрессовать с помощью киянки стойку лампы в отверстия подставки и нижнего основания абажура, предварительно смазанные клеем. Для придания конструкции дополнительной прочности завернуть по 3 – 4 шурупа в каждое из соединений.
2. После склеивания отпилить ножовкой выступающие части.
3. При помощи учителя смонтировать электрическую часть настольной лампы (шнур, вилка, выключатель, патрон, лампочка).
4. Соединить верхнее и нижнее основания абажура с помощью выбранных вами деталей (в зависимости от формы и размеров абажура).
5. Зачистить всё изделие мелкозернистой шлифовальной шкуркой и покрыть мебельным лаком в три слоя.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Расчёт стоимости материалов для изготовления изделия.
Как уже упоминалось выше основные материалы для изготовления настольной лампы (светильника) имеются в мастерской, поэтому затраты на материалы при изготовлении светильника будут минимальными. В основном эти затраты буду складываться из стоимости электроарматуры для будущего изделия и затрат на электроэнергию израсходованную при изготовлении.
При изготовлении подставки для настольной лампы была использована заготовка размером 400 × 400 × 60 мм из древесины лиственных пород, стоимостью 28 рублей 80 копеек.
При изготовлении стойки для настольной лампы была использована заготовка в виде бруска, размером 60 × 60 × 400 мм из древесины лиственных пород, стоимостью 4 рубля 32 копейки.
Заготовка для подставки имеет объём, равный:
V = 400 × 400 × 60; переведём данные в миллиметрах в метры и получим
V = 0,4 × 0,4 × 0,06 = 0,0096 (м3) .
Цена одного кубического метра древесины составляет 3000 руб.
Стоимость заготовки для изготовления подставки:
С = 0,0096 × 3000 = 28,8 (руб.)
Заготовка для стойки настольной лампы имеет объём, равный:
V = 60 × 60 × 400; переведём данные в миллиметрах в метры и получим
V = 0,06 × 0,06 × 0,4 = 0,00144 (м3) .
Цена одного кубического метра древесины составляет 3000 руб.
Стоимость заготовки для изготовления стойки:
С = 0,00144 × 3000 = 4,32 (руб.)
Куска старой фанеры толщиной 10 мм, размером 400 × 700 мм оказалось достаточным для изготовления из него верхнего и нижнего оснований абажура (рис. 3 - 4). Стоимость этого элемента оценили в 22 руб.
Общая стоимость метизов и электротоваров составила 52 рубля 63 коп. Для сборки изделия на клею потребовался клей ПВА стоимостью 16 рублей.
Для отделки изделия морилкой и лаком были потрачены 30 рублей 12 копеек.
Стоимость материалов израсходованных на изготовление настольной лампы составила:
28,80 + 4,32 + 22 + 52,63 + 16 + 30,12 = 153,87 (руб.)
Затраты на электроэнергию.
При изготовлении изделия, кроме затрат на материалы, необходимо определить количество и стоимость израсходованной электроэнергии. Это электроэнергия для работы станков, для общего и местного освещения.
Количество потребляемой электроэнергии (А) исчисляется в киловатт-часах (кВт-ч) и определяется как произведение мощности электроприбора W (кВт) на время его работы t (ч):
А = W ☓ t (кВт-ч).
Допустим, что цена электроэнергии составляет 1,0 руб. за 1 кВт-ч. Тогда для определения стоимости затраченной электроэнергии (С) необходимо количество затраченной (потребленной) электроэнергии (А) умножить на её цену (Ц):
С = А ☓Ц (руб.).
При определении затрат на электроэнергию токарного станка с мощностью электродвигателя 0,8 кВт, который работал в течение 8 ч 15 мин, вычисляем:
Время работы станка в часах:
8 ч 15 мин = 8 ч + 15 : 60 = 8 ч + 0,25 ч = 8,25 ч.
Количество потреблённой электроэнергии:
А = W ☓ t = 0,8 кВт ☓ 8,25 ч = 6,6 кВт-ч.
Стоимость электроэнергии:
С = А ☓Ц = 6,6 ☓ 1,0 = 6,6 (руб.).
Станок имеет местное освещение – лампочка мощностью 100 Вт, то есть 0,1 кВт.
Потребленная электроэнергия на местное освещение составит:
А2 = W ☓ t = 0,1 кВт ☓ 8,25 ч = 0,825 кВт-ч.
Стоимость электроэнергии на местное освещение равна:
С2 = А ☓Ц = 0,825 ☓ 1,0 = 0,825 (руб.).
Для получения общей стоимости электроэнергии нужно суммировать полученные результаты: С1 + С2 = 6,6 + 0,825 =7,43 (руб.).
Сложим затраты на израсходованные материалы и расходы на электроэнергию:
153,87 + 7,43 = 161,30 (руб.).
Следовательно, стоимость изготовленной настольной лампы, без учёта затрат на оплату труда составляет 161 руб. 30 коп.
Рис. 24.Товарный знак
Рекламный проспект изделия
Производственная компания «Зайцев и К0» предлагает разнообразные изделия из древесины и металла для вашего дома и офиса. Они просты и надёжны, удобны для пользователя, изготовлены из экологически чистых материалов. А цена изделий просто символическая. Кроме того, при покупке нашего изделия вы становитесь участником беспроигрышной лотереи. Главный приз – автомобиль.
Окончательный контроль и самооценка
Изделие изготовлено аккуратно и качественно. Оно оригинальное, то есть такого нельзя приобрести в магазине или на рынке. Настольная лампа улучшает интерьер моей комнаты и одновременно условия работы за письменным столом, а ночью может использоваться в качестве ночника. Использование настольной лампы позволяет экономить электроэнергию. При изготовлении изделия не возникало особых трудностей по выполнению технологических операций.
Моя настольная лампа хорошо вписывается в интерьер комнаты, изготовлена с наименьшими затратами, а значит, полностью соответствует намеченной задаче.
Для улучшения изделия можно продумать дополнительные детали, улучшающие её качество, например, украсить резьбой элементы, выполненные из древесины или украсить абажур декоративным пропильным (просечённым) металлом.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ
РЕМОНТ ЭЛЕКТРОБЫТОВЫХ ПРИБОРОВ
При использовании бытовых электроприборов вы неизбежно столкнетесь с поиском неисправностей и их устранением.
Для проверки исправности провода или шнура бытового электроприбора используют пробник. С его работой вы уже знакомы. Штырями вилки пробника нужно поочередно прикоснуться к концам каждой из токопроводящих жил. Если лампочка пробника не загорается, то это значит, что есть повреждение в проводах или штепсельной вилке. Поврежденный шнур можно заменить новым или отремонтировать.
При замене шнура производят его оконцевание и заделку петелькой или тычком в соответствии с конструкцией электроарматуры.
Если нового шнура нет, ремонтируют поврежденный. Но сначала надо найти место обрыва токопроводящей жилы. Обычно это случается в месте изгиба шнура. В этом случае шнур сращивают. Работать надо в такой последовательности:
1. Разрезать шнур в месте обрыва провода монтерским ножом и зачистить концы проводов (рис. 25).
2. Расплести жгуты многопроволочных жил.
3. Наложить зачищенные концы один на другой.
4. Скрутить концы (рис. 25).
5. Откусить оставшиеся концы жил кусачками и обжать полученные витки плоскогубцами.
6. Изолировать место соединения проводов изоляционной лентой (обвивая его сначала в одном направлении, затем в обратном).
Рис. 25. Сращивание проводов.
При нагреве штепсельной вилки надо её разобрать и проверить изоляцию проводов, надёжность их крепления. При нарушении контакта в вилке снова зачистить концы проводов, подтянуть винты. При более серьёзных повреждениях (например, при обгорании контактов) вилку следует заменить.
У неразборной вилки иногда повреждается провод непосредственно в месте его подсоединения. В этом случае вилку надо заменить на разборную: провод у вилки перерезают, оконцовывают и подсоединяют к разборной вилке.
Не будем вызывать электрика
Рис. 26. Устройство настольной лампы.
САМ СЕБЕ МАСТЕР
Мелкие аварии случаются в доме довольно часто:
подтекает кран, отстают обои,
а вот и настольная лампа почему-то перестала гореть...
Так что же, каждый раз ждать помощи мастера со стороны?
Попробуем справиться сами.
Итак, погасла настольная лампа. Не выворачивайте колбу лампочки, пока она не остыла, иначе она может оторваться от цоколя, и извлекать его придется плоскогубцами.
Вы ввернули в патрон новую лампу, но она не горит. Причиной может быть недостаточно отогнутый контакт 1 патрона (рис. 26 А). Устранить неисправность можно отвёрткой.
Другая неисправность: лампа то гаснет, то загорается при малейшем перемещении. Это признак излома шнура. У настольных ламп, торшеров и других электроприборов, которые мы подключаем к сети и часто перемещаем, шнуры, как правило, гибкие. Но в тех местах, где изгиб шнура получается наиболее крутым, провод все же постепенно перетирается. Чтобы этого не случилось, ставят специальные резиновые или пластмассовые втулки 4, упругие спирали, надевают гибкие трубочки (рис. 26 Б). Проще всего исправить дефект, вырезав из шнура «больное» место. Если вы все же решили купить новый провод, постарайтесь найти такой, чтобы его поперечное сечение было не меньше, чем у прежнего. Нарушение этого правила может привести к пожару.
Поставить в настольную лампу новый провод, казалось бы, просто. Но есть и в этом деле свои «секреты». От них порой зависит, прослужит ли лампа после ремонта многие годы, или через месяц потребуется новый ремонт. В патроне провод зажимается винтами 2 (рис. 26 А) и далее идет к выключателю 1 (рис. 26 В). На рисунке показан кнопочный выключатель, расположенный в подставке, но он может быть и на проводе.
На заводе для зачистки проводов применяют специальный инструмент, мы же советуем снимать изоляцию паяльником. На концах провода, идущих под винты штепсельной вилки, необходимо сделать колечки 2 (рис. 26 Б). Желательно их припаять. В качестве флюса используйте канифоль или паяльную пасту, продающуюся в наборах с паяльником.
У вилок многих типов имеется скоба 3, удерживающая провод в вилке. Если диаметр провода слишком мал и скоба держит его слабо, наденьте на него кусок резиновой трубки 4. Она одновременно укрепит провод в этом «слабом» месте.
рис. 27.
Невозможно обойтись в спальне без ночника. Его свет поможет расслабиться,
наполнит атмосферу покоем и уютом.
Таких ламп в интерьере может быть несколько и не обязательно парных.
рис. 28
СВЕТ ДУШИ
Фото моей лампы. Рис. 29. Лампы, которые есть в магазине
Литература
Ребята и утята
Колумбово яйцо
Снег своими руками
Самый богатый воробей на свете
Осенняя паутина
Комментарии
Основное содержание материала