Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Она занимает значительное место в жизни ребенка. Это простое, казалось бы, развлечение является необходимым и важным этапом в процессе становления человека. Специалисты по-разному объясняют значение игры и игрушки, но все они сходятся в одном - для того, чтобы развитие ребенка было гармоничным и полноценным, дети должны играть!
Вложение | Размер |
---|---|
idealnye_svoystva_igrushki_dlya__detey_5_let._kakie_vozmozhnosti_vy_zalozhili_by_v_nee.docx | 242.7 КБ |
социальная сфера
ПРОЕКТ «Инновации. Наука. Техника» РОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ КОНКУРС ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-11 КЛАССОВ 2011/2012 учебный год
Чвалун Никита Евгеньевич, 14 лет, МКОУ ДОД «Районная станция юных техников» Грачевского муниципального района Ставропольского края
Адрес: Ставропольский край, Грачевский район, с. Старомарьевка
Научный руководитель: Чвалун И.И., педагог дополнительного образования
Игрушка – зеркало жизни Н.Д. Бартрам
"Как у тебя дела? — Нормально". Знакомая ситуация, не правда ли? Порой кажется, что узнать, что чувствует малыш, просто невозможно. Тем не менее, ключ к пониманию находится совсем рядом. Для этого попробуйте внимательным взглядом окинуть детский уголок дошкольника. Плюшевые мишки, современные мультяшные куклы, трансформеры, расскажут о переживаниях ребенка значительно больше, чем мы можем себе представить.
Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Она занимает значительное место в жизни ребенка. Это простое, казалось бы, развлечение является необходимым и важным этапом в процессе становления человека. Специалисты по-разному объясняют значение игры и игрушки, но все они сходятся в одном - для того, чтобы развитие ребенка было гармоничным и полноценным, дети должны играть!
В дошкольный период игра является основным источником познания и развития. Игра для ребенка – это не просто времяпрепровождение, это способ существования. В игре осваиваются правила человеческого общения, основные умения и навыки. А игрушка для ребенка – с одной стороны это средство самовыражения, с другой - определенный идеал, образ, который закладывается в подсознание. Ребенок не способен воспринимать игрушку неэмоционально, он пропускает через себя образ той игрушки, с которой играет. И поэтому очень важно обращать внимание на то, что она собой представляет и какие качества может сформировать.
Давно детские психологи и педагоги пытаются определить, а какая же игрушка наиболее соответствует этой задаче? Детский центр в Филадельфии (США) провел исследование, в котором приняли участие 215 детей, страдающих небольшой задержкой развития. Эксперимент продолжался пять лет. Результаты проведенных тестов удивили. Оказалось, что лучшая игрушка для ребенка это…пластилин, он оказался идеальным способом помочь преодолеть задержку в развитии. Ежедневно с детьми проводилось одно часовое занятие лепкой.
Результаты поразительны. 70% ребятишек удалось научиться распознаванию букв и построению из них фраз, у 30% произошло улучшение речи. Все дети без исключений улучшили свои коммуникативные навыки.
Ученые связывают такие удивительные результаты с особенностями формирования головного мозга. Чем активнее развивается мелкая моторика, тем активнее развитие речевой функции и тем раньше ребенок начнет разговаривать. Чем лучше развита моторика рук у малыша, тем выше общий уровень его нервно-психического развития.
Рис.2
5 лет, это возраст стремительного взросления, к этому времени ребенок уже может не просто говорить, правильно выражать свои мысли и желания, происходит стремительное расширение интересов, замена приоритетов. Вообще стоит сказать, что игрушки от 5 лет становятся гораздо более функциональными и комплексными по сравнению с теми игрушками, которые были у малыша в более раннем возрасте. В прочем не стоит выбрасывать или забывать старые игрушки. Например, в новом кукольном домике могут поселиться куклы, давно ставшие верными подружками девочки, а крепость, построенную из нового конструктора, будут защищать солдатики, давно ставшие товарищами по играм для мальчика (рис.1, 2).Рис.1
В этом возрасте просыпается интерес к радиоуправляемым или электронным игрушкам. Для мальчиков это в первую очередь машины и роботы. Девочки с удовольствием осваивают управление динозавром или лошадкой. И тем и другим прекрасной игрушкой от пяти лет станет интерактивная развивающая игрушка или набор «Юный мультипликатор». Наборы для научных опытов «Юный физик» или «Юный биолог» способны пробудить в малыше интерес к познанию и стать прекрасным способом расширения кругозора и подготовки ребенка к школе.Рис.3
Какие же существуют игрушки для современных мальчиков и девочек? Задаваясь этим вопросом, и анализирую современную продукцию наших детских магазинов, я выделил 10 видов игрушек для возрастной категории 5 лет (Схема 1). Все эти игрушки были представлены в Москве на 5-ой Международной Специализированной Выставке товаров для детей «Игрушка», как ведущая торговая выставка игр, игрушек и хобби в России, собрала отраслевых профессионалов из всех регионов России из 13 стран мира. Здесь были представлены как обычные игрушки, так и инновационные. Например, «Кукуруктор» ТМ. Воплощает в жизнь любые фантазии и идеи ребенка с самого раннего возраста! Уникальный конструктор из натурального и безопасного материала – кукурузной муки. Необходимо лишь промокнуть детали влажной губкой и соединить их вместе(Рис.3).
Схема 1. Классификация видов современных игрушек.
Плакаты, интерактивные киги, карточки, роботы, детские компьютеры игровые приставки, игрушки и др.
Пазлы, головоломки, лабиринты, мозаика, рубики, лото, научно-познавательные наборы, наборы для творчества и др.
Теннис, бадминтон, Дартсы, кольцебросс, мяч, коньки и др.
Звучащие игрушки, игрушки инструменты и др.
Интерактив-
ные
Развивающие
Спортивные
Музыкальные
Детский кукольный театр, игровые фигурки, маленькая хозяйка, доктор, парикмахер, магазин и др.
Стратегические, экономические, народные, игры для двоих, игры для всей семьи, игры в дорогу и др.
Виды современных игрушек для детей 5 лет
Сюжетно-ролевые
Настольные игры
Игрушки-забавы
Мягкие игрушки
Игрушки для девочек
Волчки, юлы, калейдоскопы , наборы для фокусов и др.
Игрушки для мальчиков
Домашние животные, герои мультфильмов, лесные жители и др.
Самолеты, легковые автомобили, спец-техника, боевая техни-ка, коллекционные машинки, корабли, железная дорога и др.
Пупсы, куклы текс-тильные, взрослые, фарфоровые, куклы герои мультфильмов, аксессуары, мебель для кукол и др.
Рис.4
На рубеже 20 и 21 появились интерактивные мягкие игрушки. Что же такое интерактивные мягкие игрушки и в чем их особенность? В отличие от классических мягких игрушек интерактивные умеют играть и самостоятельно двигаться, отвечать на ласку и заботу, более того, они умеют разговаривать, причем не, просто произносить отдельные фразы, а вести вполне связный диалог с малышом. Многие из них могут стать незаменимыми помощниками в обучении ребенка чтению и счету, научат ребенка хорошим манерам и началам музыкальной грамоты, но главное, что такая игрушка не позволит ребенку скучать и им всегда будет весело вместе (Рис.3). Рис.5
Возможно в скором будущем, наши дети будут играть и дружить с роботами, которые будут не только танцевать, улыбаться, отвечать на вопросы, но даже мечтать. Так в Японии Национальным Институтом Передовой Промышленной Науки и Технологии (AIST), создан Робот HRP-4C (Рис.4). Помимо умения петь и танцевать, робот девушка HRP-4C способна отвечать на вопросы, моргать глазами, двигать головой, имитироватьмимику человеческого лица, в результате чего робот может улыбаться.
Витрины современных магазинов, продающих детские игрушки, способны поразить воображение любого взрослого. Естественно, что взрослые готовы тратить большие деньги, думая, что все это будет очень полезно и безумно интересно ребенку. Разочарование наступает быстро. В большинстве случаев ребенок уже через несколько минут игры теряет интерес к готовой игрушке или ломает ее.
Все как будто просто и легко объяснимо: ребенок реализует свою тягу к познанию, изучает устройство. Но вот беда! Обычно игрушка не рассчитана на то, что ее потенциальные возможности и содержимое будут так активно исследовать (разбирать, ломать и др.). А стремление ребенка включить игрушку в программу собственной исследовательской деятельности приводит к тому, что ее бросают, топят в воде, закапывают в песок, разбирают, изучая устройство. Все это обычно приводит игрушку в негодность.
На первый взгляд может показаться, что есть простой способ решения проблемы: надо создавать игрушки, с которыми можно делать все, что угодно, в том числе — разбирать и собирать, игрушки, способные к трасформациям, к тому, чтобы можно было изучать их возможности и устройство, не приводя при этом игрушку в негодность. Это действительно путь решения проблемы, но технически он оказывается чрезвычайно сложным.
Исходя из вышесказанного можно определить основные свойства идеальной игрушки для детей 5 лет. (Схема 2.)
Схема 2. Свойства современных игрушек.
Если мы покупаем игрушку в магазине, то нам придется стать своего рода экспертами, чтобы трезво и мудро оценить возможное воздействие ее на ребенка. Для этого надо знать требования, которым должна отвечать детская игрушка (Таблица 1).
Таблица 1. Требования к детским игрушкам.
№ | Требования к игрушкам | Действия |
1. | Медицинские | Из чего сделана игрушка, нет ли в ней вредных материалов, какова она на ощупь, не пахнет ли она неприятно, устойчивы ли краски и прочны ли детали и мех. |
2. | Педагогические | Чему научит игрушка. Какие разовьет умения, творческие способности? |
3. | Психологические и нравственные | Какие чувства пробудит игрушка у вашего ребенка? |
4. | Эстетические | Соответствует ли игрушка представлениям о красоте, развивает ли чувства прекрасного, гармоничного. |
Подводя итог, хочется всем взрослым дать совет: прежде чем купить игрушку, серьезно задумайтесь над тем, какую она несет педагогическую и психологическую нагрузку. Чему научит и какие чувства пробудит? С кем отождествит себя ваш сын или ваша дочь? Играя с игрушками, ребенок примеряет на себя разные роли, которые затем опробует в жизни. Так давайте постараемся, чтобы ему пришлась по вкусу роль доброго, заботливого, благородного человека.
Информационные ресурсы
Список литературы
1. Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребенка. - М.: Просвещение, 1980.
2. Васильева О.К. Образная игрушка в играх дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2003.
3. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.
Невидимое письмо
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Вокруг света за 80 дней
Распускающиеся бумажные цветы на воде
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию