Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Над изучением зрения работают сотни исследователей во многих лабораториях мира.
Зрение – самый мощный источник наших знаний о внешнем мире.
Зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира.
Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.
Особенно остро в последнее время этот вопрос встал из-за пагубного влияния дисплеев и компьютеров на зрение.
Для того, чтобы сохранить наше зрение нужны принимать специальные меры и не только соблюдать режим дня, режим пребывания перед телевизором и компьютером, но и делать специальные упражнения для глаз.
Вложение | Размер |
---|---|
zrenie.pptx | 2.54 МБ |
sohranenie_zreniya_u_detey.docx | 37.68 КБ |
Слайд 1
Добрый день! Разрешите представить исследовательскую работу Выполнил: ученик4 «б» класса МОБУ СОШ № 27 г. Якутска Тетелев Валерий Руководитель : Барашкова О.Р.Слайд 2
Тема: Рекомендации для сохранения зрения у детей Объект исследования: Сохранение зрения у детей Предмет исследования: Рекомендации для сохранения зрения у детей
Слайд 3
Гипотеза исследования: Составить рекомендации для сохранения зрения у детей возможно, если выявить влияние компьютера на зрение детей. Цель исследования: Составить рекомендации для сохранения зрения у детей
Слайд 4
Задачи нашего исследования: 1. Узнать что такое персональный компьютер и что такое зрение. 2. Выявить влияние компьютера на глаза и зрение ребенка. 3. Провести анкетирование и сравнить результаты. 4. Составить рекомендации для сохранения зрения у детей.
Слайд 6
В ходе исследований использовались следующие методы: • Анализ • Планирование • Анкетирование • Обобщение
Слайд 7
Практическая значимость состоит в том, что материал исследовательской работы может быть использов ан родителями, детьми начальных классов для снятия напряжения в глазах после работы перед компьютером и для профилактики нарушения зрения
Слайд 8
ГЛАВА I . СОХРАНЕНИЕ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ 1.1 Что такое персональный компьютер?
Слайд 9
Персональный компьютер, очень быстро начал распространятся среди населения земного шара в конце 20-го века . Существует ли вред компьютера, и чем он может быть так опасен? Мы попытаемся ответить на этот вопрос в своих исследованиях. Основные проблемы, воздействующие на здоровье детского организма при работе на компьютере: 1 ) Влияние компьютера на глаза и зрение ребенка; 2) Влияние на нормальную работу мышц и суставов; 3) Повышенное электромагнитное излучение от компьютера. Мы в своей работе остановимся на влияние компьютера на глаза и зрение детей.
Слайд 10
Что такое зрение? Глаза – ценный, удивительный дар природы. В них отражается все, что мы чувствуем: радость и страдания, равнодушие, любовь и ненависть. Глаза являются не только зеркалом души, но и как бы зеркалом общего состояния здоровья.
Слайд 11
Строение глаза человека:
Слайд 12
1.2 . Влияние компьютера на глаза и зрение ребенка Вред компьютера для детей особенно велик из-за того, что дети часто не знают меры и сидят перед ним часами, не отрываясь, а поскольку мышцы глаз у них еще не окрепли, то возникает серьёзная угроза для зрения
Слайд 13
В чем же вредное влияние компьютера на зрение? Основной вред – большая нагрузка на глаза при длительной работе – зрительное напряжение. Такое же напряжение глаза испытывают, например, при длительном чтении печатного текста. Но есть и отличия. Дело в том, что изображение на экране складывается не из непрерывных линий, как на бумаге, а из отдельных светящихся и мерцающих точек (пикселей). По мнению окулистов, зрительная система человека плохо приспособлена для рассматривания такого изображения – для глаз это огромная нагрузка.
Слайд 14
При длительном пользовании компьютером происходит: - снижение остроты зрения – затуманивание ; - возникает двоение предметов; - замедляется смена взгляда с дальних предметов на ближние и наоборот; - повышается утомляемость глаз.
Слайд 15
ГЛАВА II . РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ 2.1. Практическая часть. Нами было проведено анкетирование учащихся 2,3,4 классов нашей школы. Нас интересовал вопрос как долго дети сидят перед компьютером, знают ли они, что компьютер портит зрение.
Слайд 16
Из ответов можно сделать следующий вывод: 1 . Большинство опрошенных детей знают, что долгое пребывание перед компьютером приносит вред зрению. 2. Но в то же время большинство опрошенных детей даже не замечают усталости глаз после долгого пребывания перед компьютером. 3. Половина опрошенных сидят перед компьютером не более 1 часа в день. 4. 11 % (5) сидят 4 и более часов перед компьютером. 5. Правила пользования компьютерами не все знают и затрудняются назвать.
Слайд 17
2.2. Рекомендации для сохранения зрения у детей Средние ограничения по времени занятий для детского возраста приблизительно таковы: • в три-четыре года ребенок может находиться у компьютера от 15 до 25 минут; • в пять-шесть лет - от 20 до 35 минут; • в семь-восемь лет - от 40 до 60 минут.
Слайд 18
Нужно правильно организовать рабочее место: • Расстояние до монитора не менее 40-50 см , положение монитора должно быть на несколько сантиметров ниже глаз • Освещение в комнате должно быть ровным, не должно быть резких источников света рядом с монитором. • И если ребенок сильно увлечен компьютером обязательно регулярно проверять его у окулиста .
Слайд 19
Мы предлагаем делать: • Легкую гимнастику для глаз • Упражнения для профилактики зрительного и общего утомления • Гимнастику для улучшения мозгового кровообращения .
Слайд 20
И в заключении: Для того чтобы сохранить наше зрение нужно принимать специальные меры и не только соблюдать режим дня, режим пребывания перед телевизором и компьютером, но и делать упражнения для глаз. Для этого мы выпустили и распространили книжку «Рекомендации для сохранения зрения у детей». Теперь каждый может воспользоваться нашими советами.
Слайд 21
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Ясного всем взгляда!
МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 27» городского округа «Город Якутск»
2011 – 2012 учебный год12
Рекомендации для сохранения зрения у детей
Для того чтобы сохранить наше зрение нужны принимать специальные меры и не только соблюдать режим дня, режим пребывания перед телевизором и компьютером, но и делать специальные упражнения для глаз
Работа ученика 4 «б» класса Тетелева Валерия. Руководитель Барашкова О.Р.
ВВЕДЕНИЕ
Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Над изучением зрения работают сотни исследователей во многих лабораториях мира.
Зрение – самый мощный источник наших знаний о внешнем мире.
Зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира.
Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.
Особенно остро в последнее время этот вопрос встал из-за пагубного влияния дисплеев и компьютеров на зрение.
Для того, чтобы сохранить наше зрение нужны принимать специальные меры и не только соблюдать режим дня, режим пребывания перед телевизором и компьютером, но и делать специальные упражнения для глаз.
Поэтому мы выбрали тему нашего исследования: «Рекомендации для сохранения зрения у детей»
Объект исследования: влияние компьютера на зрение детей
Предмет исследования: рекомендации для сохранения зрения у детей
Цель исследования: составить рекомендации для сохранения зрения у детей
Задачи нашего исследования:
1. Узнать что такое персональный компьютер и что такое зрение.
2. Выявить влияние компьютера на глаза и зрение ребенка.
3. Провести анкетирование и сравнить результаты.
4. Составить рекомендации для сохранения зрения у детей.
ГЛАВА I. ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА ЗРЕНИЕ ДЕТЕЙ.
1.1 Что такое персональный компьютер?
Персональный компьютер, очень быстро начал распространятся среди населения земного шара в конце 20-го века. Из роскоши он уже давно превратился в одну из самых важных вещей в доме среднестатистического жителя любой из развитых стран мира, не говоря о том, что на компьютерах держится практически вся мировая промышленность и экономика, а дальнейшее развитие человечества без них просто невозможно, и компьютерная отрасль развивается очень быстрыми темпами.
Но нельзя не замечать того, что, несмотря на весь тот вклад, который сделала компьютерная техника в развитие цивилизации, она оставила "тёмный" отпечаток на здоровье человека.
Существует ли вред компьютера, и чем он может быть так опасен?
Мы попытаемся ответить на этот вопрос в своих исследованиях.
В наши дни компьютер стал неотъемлемым атрибутом квартиры. Во многих семьях, и родители, и особенно дети привыкли решать свои задачи и использовать возможности компьютера для своих целей.
Для кого-то это средство заработать, для кого-то заняться рабочими делами, а для кого-то развлечься и отдохнуть. Но не все глубоко осознают реальную угрозу и вред, которые приносит компьютер их здоровью. Особенно это касается детей. Есть основные проблемы, воздействующие на здоровье детского организма при работе на компьютере.
К самым существенным проблемам необходимо отнести:
1) Влияние компьютера на глаза и зрение ребенка;
2) Влияние на нормальную работу мышц и суставов;
3) Повышенное электромагнитное излучение от компьютера.
Мы в своей работе остановимся на влияние компьютера на глаза и зрение детей.
Что такое зрение?
Глаза – ценный, удивительный дар природы. В них отражается все, что мы чувствуем: радость и страдания, равнодушие, любовь и ненависть. Глаза являются не только зеркалом души, но и как бы зеркалом общего состояния здоровья. Глаза – это самый важный орган чувств, поэтому они заслуживают исключительно большого внимания. Глаза играют также очень большую роль в общем эстетическом облике человека. Но при всем этом глаза очень чувствительный и легкоранимый орган. Так, например, слишком яркий свет причиняет глазам боль; загрязненный воздух, дым, пыль вызывают слезотечение, а иногда даже воспаление глаз. Глаза всегда должны быть чистыми, сияющими. А для того, чтобы они были такими, необходим ежедневный, тщательный уход за глазами.
Строение глаза человека:
Хруста́лик — это прозрачное тело, расположенное внутри глазного яблока напротив зрачка; являясь биологической линзой, хрусталик составляет важную часть светопреломляющего аппарата глаза. Задняя поверхность хрусталика прилегает к стекловидному телу, спереди от него находятся радужка и передняя и задняя камеры.
Скле́ра — эта белковая оболочка — наружная плотная оболочка глаза, выполняющая защитную и опорную функцию. Толщина склеры у детей мала настолько, что через неё просвечивает зрительный пигмент, придающий ей голубой оттенок. С возрастом толщина склеры увеличивается.
Стекловидное тело — гелеподобное студнеобразное прозрачное вещество, заполняющее пространство между хрусталиком и сетчаткой в глазу. Оно занимает около 2/3 объема глазного яблока, придает ему форму и несжимаемость.
Сетчатка — внутренняя оболочка глаза, содержит фоторецепторные клетки, обеспечивающие восприятие и преобразование электромагнитного излучения видимой части спектра в нервные импульсы, а также обеспечивает их первичную обработку.
1.2. Влияние компьютера на глаза и зрение ребенка
При выполнении любой работы требующей усиленного контроля зрением и реакцией глаз дети и взрослые ощущают переутомление, и даже боль в глазных яблоках. Это связанно с тем, что мышцы и нервы, управляющие движением и фокусировкой глаз на каком-либо объекте перегружаются и устают от продолжительной работы.
Более, того усталость глаз становится еще более ощутимой, при работе непосредственно с большими и контрастными экранами, мониторами компьютеров. Дети сильнее подвержены усталости глаз ввиду того, что зрительная система их организма еще не полностью сформирована и окрепла. Чтение книг, нахождение перед телевизором особенно на близком расстоянии и работа за компьютером продолжительное время требует мышцы глаз сильно напрягаться. Как итог у ребенка начинает проявляться раздражение при общении и вялость.
Работа за компьютером сверх меры приводит к ухудшению работы глаз тех детей, у которых уже имеются осложнения со зрением. Так ребенок, имеющий лишь незначительные недостатки со зрением, со временем «зарабатывает» себе уже серьезные проблемы, требующие коррекции зрения и вмешательства врачей, однако, в зависимости от степени ухудшения зрения, возможно решение проблем до зрелого возраста и без медпомощи.
Вред компьютера для детей особенно велик из-за того, что дети часто не знают меры и сидят перед ним часами, не отрываясь, а поскольку мышцы глаз у них еще не окрепли, то возникает серьёзная угроза для зрения, на порядок повышается возможность того, что к совершеннолетию ребенок будет вынужден носить очки. Кроме того компьютер способствует очень сильному переутомлению, после проведенного времени за компьютером дети могут жаловаться на головную боль, часто становятся раздражительными и капризными.
В чем же вредное влияние компьютера на зрение?
Основным фактором является большая нагрузка на глаза при длительной работе, то есть, речь идет о зрительном напряжении. Такое же напряжение глаза испытывают, например, при длительном чтении печатного текста. Но есть и отличия. Дело в том, что изображение на экране складывается не из непрерывных линий, как на бумаге, а из отдельных светящихся и мерцающих точек (пикселей). По мнению офтальмологов, зрительная система человека плохо приспособлена для рассматривания такого изображения – для глаз это огромная нагрузка.
Через некоторое время (обычно от 2 до 6 часов) непрерывной работы за компьютером, большинство пользователей начинает испытывать неприятные ощущения: чувство «песка» под веками, жжение в глазах и их покраснение (синдром «сухого глаза»), головная боль, боли в области глазниц и при движении глазных яблок. Нередко люди так увлечены компьютером, что "забывают" моргать, при этом роговица глаза становиться сухой и обветривается, из за этого при моргании появляются болезненные ощущения.
При длительном пользовании компьютером происходит:
- снижение остроты зрения – затуманивание;
- возникает двоение предметов;
- замедляется смена взгляда с дальних предметов на ближние и наоборот;
- повышается утомляемость глаз.
Все эти симптомы объединяются термином астенопия – отсутствие силы зрения. В настоящее время, в окулисты утвердился термин «компьютерный зрительный синдром», под которым и понимают состояние астенопии, возникающее при длительной работе на компьютере.
ГЛАВА II. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ
2.1. Практическая часть.
Нами было проведено анкетирование учащихся 2,3,4 классов нашей школы. Нас интересовал вопрос как долго дети сидят перед компьютером, знают ли они, что компьютер портит зрение.
Мы составили анкету, состоящую из 5 вопросов:
Добрый день друг! Мы просим тебя заполнить эту анкету. Подчеркни нужный ответ или допиши свои ответы.
1. Есть ли у тебя компьютер?
Да; Нет.
2. Как долго ты сидишь перед компьютером?
30 минут; 1 час; 2 часа; Свой ответ _____________.
3. Устают ли твои глаза после этого?
Устают; Нет; Не знаю.
4. Знаешь ли ты, что долгое пребывание перед компьютером портит зрение?
Да; Нет.
5. Знаешь ли ты, какие либо правила пользования компьютером? Напиши._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Большое спасибо!
Результаты анкетирования.
1. Большинство опрошенных детей знают, что долгое пребывание перед компьютером приносит вред зрению.
2. Но в, то, же время большинство опрошенных детей даже не замечают усталости глаз после долгого пребывания перед компьютером.
3. Половина опрошенных сидят перед компьютером не более 1 часа в день.
4. 11 % (5) сидят 4 и более часов перед компьютером.
5. Правила пользования компьютерами не все знают и затрудняются назвать.
2.2. Рекомендации для сохранения зрения у детей
Для охраны зрения важны соблюдение режима дня в целом. Правильное чередование бодрствования и отдыха, достаточная двигательная активность, максимальное пребывание на воздухе, своевременное и рациональное питание, систематическое закаливание — вот комплекс необходимых условий для правильной организации режима дня.
Все хорошо в меру, и чтобы не лечить ребенку зрение, следует разумно ограничить время его нахождения за компьютером.
Если родители замечают негативные перемены в поведении ребенка после нахождения за компьютером, то самый верный способ уменьшить вред компьютера, это ограничить по времени его пользование.
Средние ограничения по времени занятий для детского возраста приблизительно таковы:
- в три-четыре года ребенок может находиться у компьютера от 15 до 25 минут;
- в пять-шесть лет - от 20 до 35 минут;
- в семь-восемь лет - от 40 до 60 минут.
Эти нормативы касаются здоровых детей. Дети, которые составляют группу риска по зрению или имеют хронические заболевания, особенно заболевания нервной системы, должны работать за компьютером не более 10 минут в день не чаще двух раз в неделю с обязательным проведением профилактических упражнений для снятия зрительного и общего утомления.
Следует делать регулярные перерывы, очень желательно, что бы ребенок был на улице хотя бы один-два раза в день между пребыванием за компьютером. Кроме того нужно правильно организовать рабочее место:
1. Расстояние до монитора не менее 40-50 см, положение монитора должно быть на несколько сантиметров ниже глаз, чтобы ребенок смотрел на монитор сверху вниз, а не наоборот.
2. Освещение в комнате должно быть ровным, не должно быть резких источников света рядом с монитором.
3. Монитор должен быть настроен правильно, частота обновления экрана рекомендуется не менее 85 Гц.
4. И если ребенок сильно увлечен компьютером обязательно регулярно проверять его у окулиста, чтобы на начальной стадии выявить все проблемы со зрением, чтоб в последствии было легче с ними бороться и максимально сохранить хорошее зрение ребенка.
Врачи рекомендуют делать легкую гимнастику для глаз:
1. Плотно закройте и широко откройте глаза 6-7 раз с интервалом в 30 секунд.
2. Посмотрите вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
3. Вращайте глазами по кругу вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.
4. Быстро, быстро моргайте в течение 1-2 минут. Это убережёт глаза от пересыхания, рези и боли. Старайтесь вообще чаще моргать, когда работаете за компьютером
5. Закройте веки и очень осторожно и нежно помассируйте их круговыми движениями пальцев в течение 1 минуты.
6. Переводить взгляд с ближнего предмета на дальний: с цветов на подоконнике на дерево вдалеке, с занавески на облака и т.д. Повторить это упражнение необходимо 5-10 раз.
7. Широко раскрыть на несколько секунд, затем зажмурить глаза. Так повторить несколько раз.
8. Легко помассировать веки, можно слегка «побарабанить» кончиками пальцев в области глаз (виски, брови, переносица).
Для профилактики зрительного и общего утомления, предлагаем следующие упражнения:
1. Выполняется сидя. Откинувшись назад, сделать глубокий вдох, затем, наклонившись вперед, выдох. Повторить 5—б раз.
2. Выполняется сидя. Откинувшись на спинку парты, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 5— 6 раз.
3. Выполняется сидя. Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5—б раз.
4. Выполняется сидя. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем сделать ими круговые движения против часовой стрелки. Повторить 5—б раз.
5. Выполняется сидя. Руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 4—5 раз.
Гимнастика для улучшения мозгового кровообращения.
1. Голова на плече
Опустите голову как можно ниже на левое плечо, шею расслабьте, затем поднимите голову и положите ее точно так же на правое плечо. Повторите так 12 раз.
2. Голова вверх-вниз
Опустите подбородок как можно ниже на грудь, шею расслабьте, затем поднимите голову и плавно откиньте ее как можно дальше назад. Повторите так 12 раз.
3. Голова вправо-влево
Поверните голову как можно дальше влево (тело должно оставаться прямым), вернитесь в исходное положение. Поверните голову как можно дальше вправо. Повторите 10 раз в медленном темпе.
4. Плечи вверх-вниз
Встаньте свободно, руки опущены. Поднимите плечи как можно выше. Потом резко отпустите их, чтобы они свободно упали вниз. И наклонитесь потом немного вперед, потянувшись вперед плечами. Сделайте так 8-10 раз.
5. Плечи вперед-назад (спина грудь колесом)
Встаньте свободно, руки опущены. Поднимите плечи как можно выше. И плавно выгнитесь назад насколько это возможно. При этом вы должны максимально дугообразно выгнуться (как будто на шар ложитесь или делаете мостик). Потом возвращайтесь таким же движением в изначальную стойку. И делайте точно так же, но только вперед (спина горбом). Повторите эти три движения 8 раз.
6. Вращение плечами
Встаньте свободно, руки опущены. Поднимите плечи как можно выше. Держа их в этом состоянии отведите их назад насколько возможно, опустите и возвращайтесь в исходное положение, делая таким образом круговые движения плечами достаточно быстро. Сделайте так 25 раз (по рекомендации Г. Бенджамина). А потом еще столько же только в другую сторону.
7. Повороты
Встаньте свободно, руки опущены. Повернитесь влево - вправо примерно на 90 градусов, при этом руки расслаблены и свободно двигаются. Повороты делаются спокойно, не спеша. Как "Большие повороты" (выпуск №9) И так 10-15 раз.
8. Повороты назад
Делаете также как и в 7-ом, только смотрите по направлению плеча, которое поворачивается назад, т.е. поворачивайтесь уже не на 90 градусов, а на 180. И так 10-15 раз.
9. Скрутка назад (руки в замке)
Встаньте свободно, руки опущены. Сожмите две ладони в «замке» и прижмите к груди. Повернитесь, насколько можете, влево, так чтобы вам было видно все сзади, потом возвращайтесь в исходную позицию и делаете так же вправо. Ноги, при этом, не двигаются. И так 10-15 раз.
10. Наклоны вбок
Встаньте прямо, руки прижаты к бедрам. И делайте наклоны корпуса влево и вправо, как можно ниже. 10-15 раз
11. Вращение тазом
Встаньте свободно, руки опущены. И начинайте описывать круги тазом. Сначала целый маленький круг, потом побольше, и пятый круг должен быть самый большой. Сделайте паузу 3-5 секунд (поморгайте). И сделайте опять 5 кругов, только теперь двигайтесь в обратную сторону, начиная с самого большого, кончая самым маленьким.
Между упражнениями обязательно поморгайте и легкой тряской расслабляйте плечи!
ВЫВОД
Исследовав данную проблему, мы пришли к такому выводу:
1. Дети сильнее подвержены усталости глаз ввиду того, что зрительная система их организма еще не полностью сформирована и окрепла.
Вред компьютера для детей особенно велик из-за того, что дети часто не знают меры и сидят перед ним часами, не отрываясь, а поскольку мышцы глаз у них еще не окрепли, то возникает серьёзная угроза для зрения, на порядок повышается возможность того, что к совершеннолетию ребенок будет вынужден носить очки. Кроме того компьютер способствует очень сильному переутомлению, после проведенного времени за компьютером дети могут жаловаться на головную боль, часто становятся раздражительными и капризными.
При длительном пользовании компьютером происходит:
- снижение остроты зрения – затуманивание;
- возникает двоение предметов;
- замедляется смена взгляда с дальних предметов на ближние и наоборот;
- повышается утомляемость глаз.
2. Для охраны зрения важны соблюдение режима дня в целом.
Все хорошо в меру, и чтобы не лечить ребенку зрение, следует разумно ограничить время его нахождения за компьютером.
Средние ограничения по времени занятий для детского возраста приблизительно таковы:
- в три-четыре года ребенок может находиться у компьютера от 15 до 25 минут;
- в пять-шесть лет - от 20 до 35 минут;
- в семь-восемь лет - от 40 до 60 минут.
Кроме того нужно правильно организовать рабочее место, делать легкую гимнастику для глаз, упражнения для снятия зрительного и общего утомления, гимнастику для улучшения мозгового кровообращения.
3. С целью помощи детям, сидящим за компьютером долгое время, нами подготовлена и выпущена книжка с рекомендациями и упражнениями по сохранению зрения.
ЛИТЕРАТУРА
1.Демирчоглянгарант Гургенович. Глаза: школа здоровья редактор Т.Н. Прокопьева. Терра - Спорт, Олимпия Пресс, 2000 - 176с.
2. Большая Энциклопедия Эрудита. Издательство «Махаон», 2001г.
3. Как избавиться от очков/ М.С Норбеков , -2-е изд., испр. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2004г.
4. Е. М. Белостоцкая. "Гигиена зрения детей школьного возраста", М., 1978
Мост Леонардо
Спасибо тебе, дедушка!
Про пингвинов
Нора Аргунова. Щенята
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018